Рабочая программа по литературе.6 класс(углубленное изучение, учебник под ред.М.Б.Ладыгина)

Сапрыкина Елена Анатольевна

Рабочая программа по литературе.6 класс(углубленное изучение, учебник под ред.М.Б.Ладыгина)

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                         

                                     

                                     Пояснительная записка

I Статус документа

Рабочая программа по предмету «Литература» для 6 класса создана  на основе:

= Закона «Об образовании» РФ№ 273 от 21.12.2012

= Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 № 1089)

= Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ № »

=Учебного плана МБОУ «СОШ № » на 2014-2015 учебный год

=Календарного учебного графика работы МБОУ «СОШ № »  на 2014-2015 учебный год

 = Примерной программы для общеобразовательных школ, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации 2012г и учебно – методического комплекса М.Б.Ладыгина, издания «Дрофа», 2013 год;

= Обязательного минимума содержания основного общего образования по предмету «Литература» (5-11 классы)

II Общая характеристика учебного предмета

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно развитие нации в целом. Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Главной целью полного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.

Цель обучения – обучение литературе на основе включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности,оптимальное развитие каждого обучающегося на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной учебной деятельности, развития воображения, творческого и логического мышления, умения грамотно и ярко излагать мысли,  и формировать компетенции;

формирование универсальных учебных  действий в режиме апробирования и подготовки к введению ФГОС в основном среднем общем образовании,обеспечивающих творческое применение знаний для решения жизненных задач,умения самообразования.

= Формирование представления о литературе как об учебной дисциплине, формирующей духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения.

= Развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

= Овладение умениями анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети  Интернет

= Воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

В результате изучения  литературы на углубленном уровне выпускник научится:

Знать/понимать:

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- изученные теоретико-литературные понятия;

- отличия прозаической и стихотворной речи;

Выпускник научится:

- выразительно читать произведения (или фрагменты);

- пересказывать эпизод, сюжет и фабулу художественного произведения;

- аргументировано отвечать на вопрос по содержанию литературного произведения (устно и письменно);

- цитировать художественное произведение;

- определять принадлежность произведения к литературному роду;

- определять эпические жанры (новелла, роман), лирические жанры (послание, сонет), характеризовать балладу как лиро-эпический жанр;

- определять основной конфликт произведения и характеризовать сюжетно-композиционные элементы произведения;

- называть особенности художественного пространства и художественного времени в произведении;

- определять стихотворный метр и составлять схему ритмического рисунка лирического произведения;

- называть отличия фольклорного и литературного произведений, характеризовать фольклорные традиции в литературном произведении;

- сравнивать героев и эпизоды;

- характеризовать персонаж литературного произведения;

- выражать своё отношение к прочитанному;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- поиска нужной информации в учебной хрестоматии и в словарях о литературе, о конкретном произведении и его авторе;

- написания выборочных изложений, создания рассказа на основе жизненных впечатлений, написания сочинения-характеристики литературного героя, сравнения героев литературного произведения;

- выбора произведения для внеклассного чтения.

Выпускник получит возможность научиться использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.        

  III Описание места учебного предмета в учебном плане

В Федеральном учебном плане на изучение литературы в 6 классе отводится 3 часа в неделю, всего – 102 часа, продолжительность изучения литературы в 34 учебные недели, что определяется календарным учебным графиком работы МБОУ «СОШ № », темпом обучаемости, индивидуальными особенностями обучающихся и спецификой используемых учебных средств.

IV Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Изучение предмета «Литературы» формирует личность обучающегося и расширяет набор ценностных ориентиров.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

V Содержание учебного предмета

Так, в 5-м классе центральной является проблема «Фольклор и литература», в 6-м — «Художественный мир литературного произведения», в 7-м — «Человек в литературе», в 8-м – «Литературный процесс», в 9-м – «Классика и современность», в 10–11-м — «Национальное своеобразие и история русской литературы ХIХ-ХХ вв.».

Внутри тем выделяются специальные разделы, призванные систематизировать литературное образование на всех этапах обучения.

Раздел «Уроки волшебства (мастерства)» способствует теоретическому освоению законов литературы как вида искусства и закреплению в сознании учащихся элементарного инструментария для анализа литературного произведения.

Раздел, в котором рекомендуется обязательное изучение, предполагает чтение и осмысление названных произведений на основе их анализа и оценки.

Раздел «Читательская лаборатория» формирует основные умения читательской деятельности и обеспечивает становлению навыков самостоятельной работы с художественным текстом.

Раздел «Сокровища книжных полок» призван помочь учителю в организации системы внеклассного чтения и расширить представления учеников о мировой литературе.

Раздел «В мастерской художника слова» раскрывает некоторые тайны поэтического мастерства, помогает ученикам проникнуть в творческую лабораторию писателя.

Литературное содержание позволяет развивать и организационные умения и навыки: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность предстоящих действий; осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок по содержанию программы:

1.Устное народное творчество    

2.Литература    связь и взаимодействие литературы и фольклора

3.Литература как поэтическая память народа

4.Литературное произведение как художественное единство

5.Основы стихосложения и поэтической образности

VI Личностные, метапредметные  результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

– интерес к учебному материалу;

– представление о причинах успеха в учебе;

– положительное отношение к школе, к изучению литературы;

– уважение к мыслям и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям.

Метапредметные результаты:

- способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачу;

- умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы;

- умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

- способность к осуществлению логических операций, сравнения, анализа, обобщения, классификации;

- умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении проблем;

- умение принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

VII Методическое и материально-техническое сопровождение программы

1.Программа по литературе 6 класс М.Б. Ладыгин, М. Дрофа,2013

2.Учебник по литературе  под ред.Ладыгина для школ с углубленным изучением литературы.М.,Дрофа,2013

3. Б.И.Турьянская, Л.А.Холодкова, Е.А.Виноградова, Е.В.Комиссарова. Литература в 6 классе. Урок за уроком. Кн. Для учителя. – М.: Русское слово, 2011.

4. Липина Е.Ю. Литературе. ЕГЭ: шаг за шагом. 5-8 класс. – М.: Дрофа, 2011

5.О.Н.Зайцева, М.Б.Ладыгин,  Н.А.Нефедова. Рабочая тетрадь у учебнику-хрестоматии под ред. М.Б.Ладыгина. Литература 6 класс. - М.: Дрофа, 2013

6. М.В.Моисеев. Путеводитель в мире литературы. 5 класс. – М.: Дрофа, 2011

7. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. 7 класс. Сост. В.Я.Коровина. - М.: Просвещение, 2010

8. Д.Г.Чижов. Тесты. Литература. 7 класс. – М.: Астрель, 2010

9. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Итоговые работы по литературе. 5-11 класс. - М.: Аквариум, 2009

10.Материалы газеты «Литература».

11. Материалы фестиваля «Открытый урок» ИД «Первое сентября»




Предварительный просмотр:

                                                                                                            Тематическое планирование

Календарные сроки

№ п/п

Темы уроков

Планируемые результаты

Возможные виды деятельности учащихся

Возможные формы

 контроля

Освоение предметных знаний (базовый / повышенный уровни) Предметно – ориентированные компетенции

Универсальные учебные действия

1-20

УНТ

Предметно -ориентированные компетенции:

Знать : начальное понятие о мифе,национальную специфику формирования народного идеала,языческие корни,художественное своеобразие,идейное и нравственное звучание,отражение мифа в литературе,художественную образность как эстетическую основу произведения.

Уметь :выразительно читать, пересказывать эпизод,называть отличия мифа,легенды,былины и литературного произведения.

Личностные:

Выпускник научится: использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации (словари,энциклопедии,интернет-ресурсы и др.); осознавать, осмыслять, исследовать и принимать жизненные ценности и смыслы;уважительному отношению к русской культуре,к  культурам других народов, к многонациональному Отечеству;совершенствовать духовно-нравственные качества личности; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, их присваивать; эмоционально положительно принимать свою этническую идентичность; самовыражаться через слово;

Выпускник получит возможность для формирования:

Познавательные УУД:

– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– пользоваться различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

– пользоваться словарями, справочниками;

– осуществлять анализ и синтез;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения.__

Коммуникативные УУД:

– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

– уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

– задавать вопросы.

Регулятивные:целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация своих действий

Групповая работа

Выразительное чтение эпизода.

Исследовательская работа.

Тест

Пересказ эпизода

Традиции русского летописания,характеристику

21-32

Литература.Связь и взаимодействие литературы и фольклора

Предметно -ориентированные компетенции: 

Знать: особенности построения художественного мира литературных произведений на фольклорной основе, народные традиции в западноевропейской литературе, былинные мотивы в русской поэзии, средства художественной образности.

Уметь: аргументированно отвечать на вопрос по содержанию литературного произведения,характеризовать героев,подбирать аргументы, формулировать выводы ,целенаправленно искать информацию на основе знания ее источников и умения работать с ними, отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения, выделять  характерные причинно-следственные связи, самостоятельно выполнять различные творческие работы.

 

Анализ художественного текста

Реферат

Исследовательская работа

Групповая работа

Творческие работы

Выразительное чтение

Тест

Письменный ответ на вопрос

33-57

Литература как поэтическая память народа.

Предметно- ориентированные компетенции:

Знать: начальное понятие об историзме,различать факт и вымысел,легендарную и историческую основу произведения,начальное понятие о пафосе,образ повествователя, художественные средства создания эмоционального впечатления,нравственную проблематику,способы выражения авторской позиции,понятие о стилизации в произведении

Уметь: анализировать основные образы, выделять приемы построения образов, раскрыть смысл конфликта,

 устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде, использовать монологическую и диалогическую речь, сравнивать и сопоставлять художественные произведения, анализировать эпизод, образ, устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде

Исследовательская  работа

Презентация

Выразительное чтение

Анализ эпизода

Литературный образ,.Характеристика.

Реферат

Тест

Самостоятельное сочинение стихотворения

58-82

Литературное произведение как художественное единство.

Предметно- ориентированные компетенции: 

Знать: понятия содержания и формы,темы и идеи,композиции и сюжета, понятие философского и внутреннего конфликта,трагическое в драматическом произведении,способы организации сюжета,виды композиции,особенности композиции разных жанров литературы.

Уметь: определять основной конфликт в произведении,самостоятельно выполнять различные творческие работы, отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения, выражать свое отношение к прочитанному, определять принадлежность произведения к литературному роду,называть особенности художественного пространства и времени в произведении, выявлять функциональную  роль изобразительно- выразительных средств, определять тему и нравственные проблемы произведения, характеризовать героев, определять особенности композиции, давать эстетическую оценку произведению, целенаправленно искать информацию на основе знания ее источников и умения работать с ними

Групповая работа

Выразительное чтение

Анализ эпизода

Реферат

Творческие работы

Презентация

Индивидуальная работа

Тест

Изложение эпизода с сохранением авторских средств

Характеристика героя художественного произведения (по выбору ученика).

83-102

Основы стихосложения и поэтической речи.

Предметно –ориентированные компетенции:  

Знать: понятия ритма,рифмы, стопы, начальное понятие стихотворного размера,особенности ямбического, амфибрахического хореического,дактиллического рисунка стихотворения.

Уметь:характеризовать язык поэтического произведения,определять стихотворный размер, слышать голос автора в художественном произведении, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое),использовать монологическую и диалогическую речь, осознанно, творчески читать художественные произведения разных жанров , выбирать и использовать выразительные средства языка, использовать различные виды пересказа.

Анализ художественного текста

Реферат

Выразительное чтение

Презентация

Тест

Самостоятельная работа по определению стихотворного размера.



Предварительный просмотр:

ПЕРЕЧЕНЬ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ

ТЕМА

Кол-во  Писали  5  4  3  2    Успев.   Качеств.    Ср. б.

1

Р.Р.   Устное сочинение по картине Васнецова «Богатыри»

 

2

Конкурс сказителей

3

Р.Р. Обучающее сочинение.Сравнительная характеристика

4

Р.Р. Очерк об историческом герое

5

Р.Р.Сочинение-отзыв о самостоятельно прочитанной новелле.

6

Конкурс чтецов

7

Определение стихотворного размера

8

 Составляем сборник любимых произведений