Программы элективных курсов и курсов по выбору
Мною разработаны и реализуются программы элективных курсов и курсов по выбору. Авторская программа курса "От мотора до глушителя - всюду химия" является обладателем диплома 1 степени конкурса Рабочих программ на портале "Сеть творческих учителей" в номинации "Элективный курс".
Скачать:
Предварительный просмотр:
г.Когалым ХМАО-Югра Тюменская область МАОУ СОШ №7 |
Программа элективного курса «От мотора до глушителя - всюду химия» |
Автор - составитель Вакенгут Ирина Эгоновна - учитель химии |
14.12.2015
|
Пояснительная записка
Переход к профильному обучению на старшей ступени средней школы выявил ряд проблем, главная из которых – выбор учащимися профиля обучения. Учащемуся 9-го класса достаточно сложно определить цикл школьных предметов, которые будут ему необходимы для поступления в высшее или другое учебное заведение. Это связано с тем, что в этом возрасте у школьников ещё не сформировались устойчивые интересы к будущей профессиональной деятельности. Многие подростки, в основном, мальчики, тянутся к технике, интересуются автомобилями. Для того чтобы помочь подростку сориентироваться в решении данной проблемы, мною разработан элективный курс «От мотора до глушителя – всюду химия».
Данный элективный курс – авторский. Проблемы автомобилистов знаю не понаслышке, так как много лет вожу автомобиль. В данном курсе объединились моя увлечённость химией как наукой и неподдельный интерес к автомобилям. Программа элективного курса разработана для учащихся 9 классов с ориентацией на естественно – научный и инженерно – технический профили.
Автомобиль – это настоящий химический реактор на колёсах. В базовом курсе химии сведения о материалах, веществах, применяющихся в автомобилестроении, при эксплуатации автомобилей разрозненны и упоминаются лишь вскользь. Данный курс предлагает посмотреть на проблемы автомобилистов глазами химика.
Цель курса: дать учащимся возможность реализовать интересы в области техники, оценить свой образовательный потенциал и возможности в изучении химии, показать учащимся, какую роль в создании и эксплуатации автомобилей играет химия.
Задачи курса:
- заинтересовать учащихся предметом, показать практическую значимость химии в освоении техники;
- вооружить учащихся знаниями о веществах и химических процессах, происходящих при создании и эксплуатации автомобилей;
- обосновать необходимость союза наук в совершенствовании современных автомобилей;
- сформировать у учащихся осознание того, что без применения химических знаний невозможно развитие современного автомобилестроения;
- расширить кругозор учащихся;
- формировать активную жизненную позицию по вопросам защиты окружающей среды;
- развивать специальные умения и навыки обращения с веществами, учить выполнять несложные исследования, соблюдая правила безопасности;
- развивать общеучебные умения и навыки учащихся: работать с научно-популярной и справочной литературой, сравнивать, выделять главное, обобщать, систематизировать материал, делать выводы;
- развивать умение работать в сотрудничестве, самостоятельность и творчество.
Ведущие теоретические идеи:
- Современный автомобиль – это инженерный шедевр, созданный союзом наук, начиная от химии и кончая электроникой. Химия поставлена на первое место, ибо, цитируя слова М.В. Ломоносова «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие … Куда ни посмотрим, куда ни оглянемся, везде обращаются перед очами нашими успехи её прилежания …». Без химии автомобиль бы просто не мог появиться на свет.
- Демонстрация практической связи химии с жизнью.
Программа элективного курса построена на материале курса химии общеобразовательной школы, а также включает в себя дополнительные сведения из других областей наук: нефтехимии, химии полимеров, химической технологии, физики, металлургии, автомобилестроения.
Отбор содержания и общая логика в последовательности изучения материала заключена в самом названии курса – «От мотора до глушителя – всюду химия». Двигатель внутреннего сгорания, его основные механизмы – кривошипно-шатунный и газораспределительный, основные узлы и агрегаты, ходовая часть и корпус автомобиля сделаны из металла. Рождение металла в доменной печи – процесс химический. Энергия химической реакции электролита в аккумуляторе превращается в электрическую энергию – процесс химический. Полихлорвинил для различных трубок и проводов, полиэтилен для основы липкой изоляционной ленты, герметики для защиты электрических деталей, эмали для отделки и защиты деталей, синтетические изоляционные прокладки. Корпуса переключателей, кнопки, вилки, рукоятки приборов управления, светящиеся шкалы приборов, люминесцентные лампы – химические соединения различной природы. Различные полимерные материалы для отделки салона, защитные решетки для радиаторов, бампер, отражатели для фар, зеркала, ударопрочные, ветровые стекла, уплотнители, глушитель – это всё химия.
Курс представлен пятью разделами:
- двигатель – сердце автомобиля;
- источник электрической энергии в автомобиле – аккумулятор;
- производство металлов и сплавов для автомобилестроения.
- коррозия и способы ее предупреждения.
- синтетические высокомолекулярные соединения в оснащении современного автомобиля.
Курс рассчитан на 17 часов, из них 3 часа - практические работы, 2 часа - экскурсия на автотранспортное предприятие, зачетная работа в виде реферата или проекта.
Учебно – тематический план
№ | Тема | Число часов | Контроль |
1 | Введение | 1 | Предварительный |
2 | Двигатель – сердце автомобиля. | 3 | Устные и письменные ответы учащихся, решение кроссворда, отчёт о практической работе |
3 | Источник электрической энергии в автомобиле – аккумулятор | 2 | Индивидуальные устные и письменные ответы |
4 | Производство металлов и сплавов для автомобилестроения | 2 | Работа в паре или группе над заданиями, тест |
5 | Коррозия и способы ее предупреждения | 2 | Работа в паре или группе над заданиями |
6 | Синтетические высокомолекулярные соединения в оснащении современного автомобиля | 4 | Индивидуальные устные и письменные ответы учащихся |
7 | Экскурсия на автотранспортное предприятие | 2 | Индивидуальные ответы учащихся |
8 | Заключительное занятие | 1 | Защита проектов, рефератов |
Содержание курса.
Введение (1 час)
Современный автомобиль – инженерный шедевр, созданный союзом наук: химии, давшей ему материалы и топливо, и техники, благодаря которой он сконструирован и изготовлен. Пути совершенствования автомобилестроения: новые высококачественные, высокотехнологичные материалы и применение новых видов топлива.
Тема 1. Двигатель – сердце автомобиля (3 часа)
Двигатели внутреннего сгорания: карбюраторные, дизельные.
Основные механизмы и системы двигателя: кривошипно-шатунный механизм, газораспределительный, системы охлаждения, смазки, питания зажигания. Тасол.
Источники энергии – топливо. Проблемы экологии.
Перегонка нефти с целью получения топлива. Крекинг нефтепродуктов. Риформинг. Октановое число. Детонация.
Газовый бензин.
Химия топливных присадок.
Горюче-смазочные материалы.
Метанол и этанол в качестве автомобильного топлива. Новые источники энергии: топливные элементы, термоэмиссионные преобразователи, водородное топливо и др.
Демонстрации. Модель двигателя внутреннего сгорания. Горение углеводородов. Взрыв паров бензина с воздухом. Отношение бензина и дизельного топлива к химическим реагентам. Анимационная модель процесса фракционной перегонки нефти. Слайд – презентации с таблицами, схемами, иллюстрациями. Коллекция «Основные нефтепродукты». Образцы горюче-смазочных материалов.
Практическая работа. Изучение свойств нефти и некоторых важнейших нефтепродуктов.
Формы контроля: ответы на вопросы в устной или письменной форме, решение качественных и количественных задач, кроссворд, отчёт о практической работе.
Тема 2. Источник электрической энергии в автомобиле – аккумулятор (2 часа)
Виды аккумуляторов: кислотный, щелочной. Аккумуляторная батарея. Химические реакции, происходящие при зарядке и разрядке аккумулятора.
Демонстрации. Аккумулятор автомобиля.
Формы контроля: индивидуальные устные и письменные ответы учащихся.
Тема 3. Производство металлов и сплавов для автомобилестроения (2 часа)
Производство чугуна и стали. Доменная печь, мартеновская печь, кислородный конвертер, дуговая печь. Легированные стали. Основные узлы и агрегаты автомобиля. Кузов автомобиля.
Демонстрации. Коллекция «Чугун и сталь», образцы легированных сталей, таблицы «Доменная печь», «Мартеновская печь», «Кислородный конвертер», «Дуговая печь», схемы основных узлов и агрегатов автомобиля. Слайд – презентация с таблицами, схемами, иллюстрациями.
Формы контроля: индивидуальные устные и письменные ответы учащихся, тесты.
Тема 4. Коррозия и способы ее предупреждения (2 часа)
Химическая и электрохимическая коррозия.
Способы и средства защиты от коррозии. Многослойное покрытие стали. Защитная смазка, окрашивание, полимерные покрытия. Применение ингибиторов.
Комбинированные способы защиты.
Демонстрации. Слайд – презентация со схемами и иллюстрациями. Опыты: коррозия железа во влажном воздухе, влияние состава атмосферы на коррозию железа, влияние состава жидкой среды на коррозию железа, ингибиторы коррозии железа.
Формы контроля: работа в парах или группе над заданиями.
Тема 5. Синтетические высокомолекулярные соединения в оснащении современного автомобиля (4 часа)
Шины. Натуральный и синтетический каучук. Виды синтетических каучуков. Резина. Вулканизация. Производство шин.
Внутренняя отделка салона.
Защитные решетки для радиаторов, бампер, отражатели для фар, зеркала, ударопрочные ветровые стекла, глушитель, уплотнители, прокладки, топливные фильтры и многое другое.
Пластмассы. Получение пластмасс. Реакции полимеризации и поликонденсации.
Монтаж автомобильных систем. Материалы: уплотнители, синтетические клеи.
Краски, лаки, автомобильная косметика.
Демонстрации. Коллекция каучука и резины. Действие на каучук и резину растворителей. Коллекция пластмасс, детали автомобиля из полимерных материалов.
Практическая работа. Изучение свойств полимеров и материалов на их основе. (2 часа)
Формы контроля: ответы на вопросы в устной или письменной форме, решение качественных задач, кроссворд, отчёт о практической работе.
Планируемые результаты
- Ученик, выбравший данный элективный курс не должен пожалеть о своём выборе. Он должен реализовать свой познавательный интерес к технике, оценить свой образовательный потенциал в области химии и понять, что для будущей успешной профессиональной деятельности нужно иметь хорошие знания во многих областях наук, в том числе химии.
- Ученик должен понять, что полученные знания и умения он сможет применять для объяснения разнообразных процессов и явлений и в технике и в природе. Он должен задуматься и переоценить роль химии в развитии современных технологий, получения новых материалов и применения их в технике.
- Ученик должен получить толчок в развитии своих познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения знаний с использованием различных источников информации, в том числе интернета.
- Ученик должен убедиться в том, что химия играет позитивную роль в технике и в жизни современного человека, что необходимо химически грамотно относиться окружающей среде, применять полученные знания для безопасного использования веществ и материалов в практической деятельности.
Темы рефератов или проектов
- Сделают ли автомобиль из пластмассы?
- Химия моторных масел.
- Перспективы использования разных видов топлива в автомобилях.
- Химия моторных масел.
- Разные материалы в автомобилестроении для разных целей.
- Борьба с демоном ржавчины.
- Каким будет автомобиль будущего?
- Тема по выбору учащегося
Литература для учителя
- Браун Т., Лемей Г.Ю. Химия в центре наук – Москва. «Мир»,1983.
- Ерохов В.И. Карбюраторы легковых автомобилей - Москва, «Транспорт», 1996.
- Журин А.А. Лабораторные и практические работы по химии- Москва, «Аквариум», 2007.
- Ильин Н.М. Электрооборудование автомобилей - Москва, «Транспорт», 2007.
- Кленников В.М. Автомобиль - Москва, «Транспорт», 2003г.
- Литвиненко В.В. Электрооборудование автомобилей - Москва, «За рулём», 2008.
- Платонов Ф.П. Лекционные опыты и демонстрации по общей и неорганической химии - Москва, «Высшая школа», 1976г.
- Поллер З. Химия на пути в третье тысячелетие - Москва, «Мир», 1982.
- Справочник автолюбителя - Москва, «Информавто», 2008.
- Цветков Л.А. Органическая химия - Москва, «Владос», 2002г.
- Цветков Л.А. Эксперимент по органической химии в средней школе - Москва, «Школьная пресса», 2000.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №7
Программа курса по выбору
«Решение задач - это очень просто»
Химия. 9 класс
Учитель химии высшей квалификационной категории
Вакенгут ИринаЭгоновна
г.Когалым
2015 год
Пояснительная записка
Основная идея программы и ее обоснованность.
Программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по химии (приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 6 октября 2009 г. №373 и программы дисциплин основной образовательной программы начального общего образования. Курс по выбору «Задачи по химии – это очень просто» предназначен для учащихся 9 класса. Как показывает практика, большая загруженность программы теоретическим материалом не позволяет систематически рассматривать количественные закономерности. Умение решать расчётные задачи является одним из показателей уровня развития химического мышления школьников, глубины усвоения ими теоретического материала. Содержанием данного курса предусматривается решение задач базового уровня по курсу химии основной школы. Курс рассчитан на 34 часа.
Цель курса по выбору: расширение и закрепление знаний учащихся по курсу общей химии, формирование умений грамотного и рационального решения задач.
Задачи курса:
- повторить, закрепить и расширить знания учащихся об основных понятиях и законах химии;
- способствовать сознательному усвоению программного материала;
- продолжить формирование умений анализировать и решать расчетные задачи.
Программный материал рассчитан на 1 учебный час в неделю в 9 классе. Настоящая программа является примерной и может быть положена в основу программы курса по выбору по химии или как дополняющий материал к основному учебнику химии, позволяющее более глубоко и осмысленно изучать теоретические вопросы.
Принципы построения программы. Содержание программы разбито на темы, каждая из которых включает в себя вопросы разного уровня сложности и виды деятельности обучающихся.
Требования к знаниям и умениям учащихся.
После изучения данного курса учащиеся должны знать:
- формулировки изученных законов и их значение;
- физический смысл понятий (количество вещества, моль, молярная масса, молярный объем, число Авогадро, химическая формула, химическое уравнение, массовая (объемная доля) компонента в смеси, концентрация раствора и способы ее выражения, тепловой эффект химической реакции, термохимическое уравнение, выход продукта реакции, растворимость веществ, кристаллогидраты);
- алгоритмы решения основных типов задач;
- практическую значимость производимых расчетов, области их применения;
- После изучения данного курса учащиеся должны уметь:
- анализировать условие задачи и на основе анализа составлять краткую запись ее содержания, применяя общепринятые условные обозначения физических величин и химические формулы;
- составлять алгоритмы решения задач и по ним решать задачи;
- составлять план экспериментального решения расчетно-практических задач;
- правильно оформлять решение задачи.
Методы обучения: поисковый, частично – поисковый.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.
Система оценивания результатов освоения обучающимися содержания программы.
Контроль знаний, умений и навыков предусматривает проведение контрольных и проверочных работ, тестов. Для получения положительной отметки за курс учащийся должен посетить не менее 75% занятий, выполнить итоговые контрольные и тестовые работы по каждой теме курса. Контроль знаний, умений и навыков предусматривает проведение контрольных и проверочных работ, тестов. При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).
Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон, правило и т.д. или ученик не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установлении причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т. п.).
Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более уравнений реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона).
Оценка «5»:
• в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.
Оценка «4»:
•в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.
Оценка «3»:
•в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Оценка «2»:
•имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.
Оценка «1»:
•отсутствие ответа на задание.
Учебно-тематический план
№ | Тема занятия | Форма | Виды деятельности | Виды контроля | ||
1 | Введение. Классификация расчетных задач. | Лекция | Оформление опорного конспекта | Текущий контроль | ||
Тема 1. Основные понятия и законы химии (4 часа) | ||||||
1 (2) | Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем. | Практикум | Оформление опорного конспекта в форме таблицы | Текущий контроль | ||
2 (3) | Задачи на расчет числа молей. | Практикум | Решение расчетных задач | Текущий контроль | ||
3 (4) | Вычисление массы (объема) газа по известному количеству вещества и обратные задачи. | Практикум | Решение расчетных задач | Текущий контроль | ||
4 (5) | Вычисление числа частиц по известному количеству вещества и обратные задачи. | Практикум | Решение расчетных задач | Текущий контроль | ||
Тема 2. Задачи на определение химических формул соединений (4 часа) | ||||||
1 (6) | Химические формулы. Вычисление массовой доли элемента. | Семинар | Конспект. Ответы на вопросы. Выполнение расчетов. | Текущий контроль | ||
2 (7) | Вычисление молярной массы по относительной плотности одного газа по отношению к другому. | Практикум | Решение расчетных задач | Текущий контроль | ||
3 (8) | Определение химических формул из данных о массовых соотношениях веществ. | Практикум | Решение расчетных задач | Текущий контроль | ||
4 (9) | Определение химических формул из данных о массовых соотношениях веществ. | Практикум | Решение расчетных задач | Текущий контроль | ||
Тема 3. Расчеты по уравнениям химических реакций (9 часов) | ||||||
1 (10) | Закон сохранения массы. Химические уравнения. | Практикум | Оформление схемы по алгоритму расчетов | Текущий контроль | ||
2 (11) | Вычисление массы или объема по известному количеству вещества. | Практикум | Решение расчетных задач | Текущий контроль | ||
3 (12) | Вычисление массы или объема по известному количеству вещества. | Практикум | Решение расчетных задач | Текущий контроль | ||
4 (13) | Расчет массы, объема, количества вещества продуктов реакции, когда один из реагентов дан в избытке. | Практикум | Решение расчетных задач | Текущий контроль | ||
5 (14) | Расчет объемных отношений газов в химических реакциях. | Практикум | Решение расчетных задач | Текущий контроль | ||
6 (15) | Вычисление массовой (объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного и обратные задачи. | Практикум | Решение расчетных задач | Текущий контроль | ||
7 (16) | Вычисление массовой (объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного и обратные задачи. | Практикум | Решение расчетных задач | Текущий контроль | ||
8 (17) | Расчеты по уравнениям химических реакций, когда один из реагентов содержит примесь. | Практикум | Решение расчетных задач | Текущий контроль | ||
9 (18) | Расчеты по уравнениям химических реакций, когда один из реагентов содержит примесь. | Практикум | Решение расчетных задач | Текущий контроль | ||
Тема 4. Растворы (9 часов) | ||||||
1 (19) | Способы выражения концентрации растворов. | Лекция | Запись конспекта | Текущий контроль | ||
2 (20) | Массовая доля компонента в растворе. | Практикум | Решение расчетных задач | Текущий контроль | ||
3 (21) | Вычисление массы или объема по вещества в растворе. | Практикум | Решение расчетных задач | Текущий контроль | ||
4 (22) | Расчеты по уравнениям химических реакций, когда исходные вещества находятся в растворе. | Практикум | Решение расчетных задач | Текущий контроль | ||
5 (23) | Расчеты по уравнениям химических реакций для нахождения продуктов реакции в растворе. | Практикум | Решение расчетных задач | Текущий контроль | ||
6 (24) | Расчет массы, объема, количества вещества продуктов реакции, когда вещества находятся в растворе. | Практикум | Решение расчетных задач | Текущий контроль | ||
7 (25) | Расчет массы, объема, количества вещества продуктов реакции, когда вещества находятся в растворе. | Практикум | Решение расчетных задач | Текущий контроль | ||
8 (26) | Понятие о растворимости. Использование кривых растворимости для нахождение массовой доли растворенного вещества. | Лекция | Запись конспекта | Текущий контроль | ||
9 (27) | Использование кривых растворимости для нахождение массовой доли растворенного вещества. | Практикум | Решение расчетных задач | Текущий контроль | ||
Тема 5. Комбинированные задачи и задачи на смеси (7 часов) | ||||||
1 (28) | Комбинированные задачи и задачи на смеси | Практикум | Решение расчетных задач | Текущий контроль | ||
2 (29) | Комбинированные задачи и задачи на смеси | Практикум | Решение расчетных задач | Текущий контроль | ||
3 (30) | Комбинированные задачи и задачи на смеси | Практикум | Решение расчетных задач | Текущий контроль | ||
4 (31) | Комбинированные задачи и задачи на смеси | Практикум | Решение расчетных задач | Текущий контроль | ||
5 (32) | Комбинированные задачи и задачи на смеси | Практикум | Решение расчетных задач | Текущий контроль | ||
6 (33) | Комбинированные задачи и задачи на смеси | Практикум | Решение расчетных задач | Текущий контроль | ||
7 (34) | Итоговое занятие | Защита авторских задач и алгоритмов их решения | Представление авторских задач | Итоговый контроль |
Итого: 34 часа
Содержание программы
Введение.
- Важнейшие понятия и законы химии.
Классификация расчетных задач. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем. Задачи на расчет числа молей. Закон Авогадро. Уравнение Менделеева-Клапейрона.
- Задачи на определение химических формул соединений.
Химические формулы. Вычисление массовой доли элемента. Относительная плотность одного газа по отношению к другому. Расчеты по химическим формулам с использованием относительных атомных и молекулярных масс. Определение химических формул из данных о массовых соотношениях веществ. Расчеты с использованием понятия «моль».
- Расчеты по уравнениям химических реакций.
Закон сохранения массы. Химические уравнения. Типы задач и способы их решения. Расчеты по уравнениям химических реакций, когда один из реагентов дан в избытке. Расчеты по уравнениям химических реакций, когда один из реагентов содержит примесь. Выход химической реакции. Решение задач на смеси и сплавы с помощью составления алгебраических уравнений. Тепловой эффект химической реакции. Расчеты по термохимическим уравнениям
- Растворы.
Способы выражения концентрации растворов. Массовая доля компонента в растворе. Расчеты по уравнениям химических реакций, происходящих в растворах. Понятие о растворимости. Использование кривых растворимости для нахождение массовой доли растворенного вещества.
- Комбинированные задачи и задачи на смеси
Решение комбинированных задач и задач на смеси веществ.
- Итоговое занятие.
Представление авторских задач. Защита авторских задач и алгоритмов их решения.
Литература для учителя
- Полина Воловик «Сборник задач по неорганической химии», М., «Айрис Пресс»,1999.
- О.С. Габриелян, П.В. Решетов, И.Г. Остроумов «Задачи по химии и способы их решения», Москва, «Дрофа», 2006.
- О.С. Габриелян, П.В. Решетов, А.Г. Введенская «Общая химия в тестах, задачах, упражнениях», М., «Дрофа», 2004.
- О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова, А.Г. Введенская «Настольная книга учителя», химия, 9 класс. М., «Дрофа». 2004.
- «Сборник вопросов и задач по химии» (под общей редакцией А.В. Суворова), Санкт –Петербург «СпецЛит», 1999.
- http://kontren.narod.ru/ege/ege_b.htm
Литература для учащихся
- Полина Воловик «Сборник задач по неорганической химии», Москва «Айрис Пресс», 1999.
- О.С. Габриелян, П.В. Решетов, И.Г. Остроумов «Задачи по химии и способы их решения», Москва, «Дрофа», 2004.
- Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. «Задачи по химии» Москва, «Высшая школа », 1997.
- Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. «Сборник задач и упражнений по химии для средней школы», Москва, «Новая волна », 2002.
- Сайт в Интернете: www.newwave.msk.ru
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №7
Программа элективного курса
«Решение задач и упражнений по органической химии»
10 класс
Составила учитель химии Вакенгут И.Э.
на основе программы по химии
Министерства Российской Федерации для полной средней общеобразовательной школы
г.Когалым
2013 год
Пояснительная записка
Основная идея программы и ее обоснованность.
Программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по химии (приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 6 октября 2009 г. №373 и программы дисциплин основной образовательной программы начального общего образования. Элективный курс «Решение задач и упражнений по органической химии» предназначен для учащихся 10 класса, изучающих базовый курс органической химии. Умение решать расчётные задачи является одним из показателей уровня развития химического мышления школьников, глубины усвоения ими теоретического материала. Большая загруженность программы теоретическим материалом, с одной стороны, небольшое число часов по учебному плану для изучения органической химии, с другой стороны, не позволяет систематически рассматривать количественные закономерности и закреплять полученные знания. Содержанием данного курса предусматривается решение задач и упражнений как базового уровня, так и задач повышенной сложности по органической химии. Курс носит предметно – ориентированный характер и рассчитан на 34 часа. Содержание курса поможет учащимся 10 класса получить реальный опыт решения задач.
Цель элективного курса: расширение, углубление и закрепление знаний учащихся по курсу органической химии.
Задачи курса:
- способствовать сознательному усвоению программного материала;
- формирование умений и навыков грамотного и рационального решения типовых задач, а также задач, повышенного уровня сложности;
- формирование умений и навыков решения цепочек превращений, иллюстрирующих взаимосвязи между различными классами и группами органических веществ.
Программный материал рассчитан на 1 учебный час в неделю в 10 классе.
Настоящая программа является примерной и может быть положена в основу программы элективного курса по химии или как дополняющий материал к основному учебнику химии, позволяющее более глубоко и осмысленно изучать теоретические вопросы.
Принципы построения программы. Содержание программы разбито на темы, каждая из которых включает в себя вопросы разного уровня сложности и виды деятельности обучающихся.
Результат усвоения содержания, изучения учебного материала.
В соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников в результате
изучения химии на базовом уровне учащийся должен:
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярные издания, компьютерные базы данных, ресурсы Интернета), использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и её представления в различных формах; использовать приобретённые ЗУН в практической деятельности и повседневной жизни; критичной оценки достоверности химической информации, поступающей
После изучения данного курса учащиеся должны знать:
- формулировки изученных теорий и их значение;
- смысл понятий: изомерия, гомология, гибридизация электронных орбиталей, количество вещества, моль, молярная масса, молярный объем, массовая (объемная доля) компонента в смеси, концентрация раствора и способы ее выражения, выход продукта реакции, растворимость веществ;
- алгоритмы решения основных типов задач;
- практическую значимость производимых расчетов, области их применения;
После изучения данного курса учащиеся должны уметь:
- составлять структурные формулы органических веществ, их изомеров и гомологов;
- решать задачи на нахождение молекулярной формулы вещества;
- анализировать условие задачи и на основе анализа составлять краткую запись ее содержания, применяя общепринятые, условные обозначения физических величин и химические формулы;
- составлять алгоритмы решения задач и по ним решать задачи;
- составлять план экспериментального решения расчетно-практических задач;
- правильно оформлять решение задачи.
Пройдя данный курс, учащиеся смогут решать задачи по органической химии базового, а также некоторые задачи повышенного уровня сложности в соответствии с программными требованиями к выпускнику средней общеобразовательной школы.
Методы обучения: поисковый, частично – поисковый.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.
Система оценивания результатов освоения обучающимися содержания программы.
Контроль знаний, умений и навыков предусматривает проведение контрольных и проверочных работ, тестов. Для получения положительной отметки за курс учащийся должен посетить не менее 75% занятий, выполнить итоговые контрольные и тестовые работы по каждой теме курса.
Формы контроля знаний, умений и навыков:
предусматривает проведение контрольных и самостоятельных работ, тестов, контроль количества решенных задач, защита авторских задач. При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).
Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон, правило и т.д. или ученик не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установлении причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т. п.).
Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более уравнений реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона).
Оценка «5»:
• в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.
Оценка «4»:
•в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.
Оценка «3»:
•в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Оценка «2»:
•имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.
Оценка «1»:
•отсутствие ответа на задание.
Учебно – тематический план
№ | Тема | Кол-во часов | Виды деятельности | Виды контроля |
1 | Задачи на определение химических формул соединений
| 1 2 1 2 2 | Лекция Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие | Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль |
2 | Расчеты по уравнениям химических реакций
| 1 2 2 2 2 3 3 | Лекция Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие | Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль |
3 | Генетические связи между классами органических веществ
| 1 8 | Лекция. Решение цепочек превращений веществ | Текущий контроль |
4 | Итоговое занятие | 2 | Зачёт по решению задач | Итоговая контрольная работа |
Итого: 34 часа
Содержание программы
- Задачи на определение химических формул соединений
Расчеты по химической формуле. Вывод формул по массовым долям элементов. Вывод формул по массовым долям элементов и данным для нахождения истинной молярной массы (плотности, объему газа или относительной плотности). Вывод формул по продуктам сгорания. Вывод формул органических веществ по общим формулам. Вывод формул по известной массовой доле элемента в веществе. Вывод формул по уравнениям реакций в общем виде, если известны данные для двух веществ. Вывод формул по уравнениям реакций в общем виде с применением закона сохранения массы.
- Расчеты по уравнениям химических реакций
Расчеты: массы, объема, количества вещества продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси), если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества. Расчеты по уравнения реакций. Задачи на смеси веществ. Комбинированные задачи.
- Генетические связи между классами органических веществ
Реакции, подтверждающие взаимосвязь углеводородов и кислородсодержащих органических соединений. Виды цепочек: открытые, закрытые, цепочки с указанием реагента. Химические свойства важнейших классов органических веществ. Способы получения органических веществ. Специфические свойства некоторых конкретных веществ. Взаимосвязи между различными классами и группами веществ.
Литература для учителя
- Н.Е. Кузьменко, В.В. Ерёмин. Сборник задач и упражнений по химии, М.: Экзамен. Оникс 21 век, 2001.
- Н.Е. Кузьменко, В.В. Ерёмин. Сборник задач и упражнений по хими-Москва: Экзамен, Оникс 21 век, 2001.
- Г.И. Штемплер, А.И. Хохлова. Методика решения расчетных задач по химии. – М., «Просвещеение», 2001.
4. http://www.fipi.ru/view/sections/228/docs/660.html
5. http://kontren.narod.ru/ege/ege_b.htm
Литература для учащихся
- Габриелян О.С. и др. Химия 10 класс. Профильный уровень – М.: Дрофа, 2011.
- Габриелян О.С. и др. Химия 9 класс. – М.: Дрофа, 2011.
- Н.Е. Кузьменко, . Начала химии - М.: Экзамен. Оникс 21 век, 2001.
- Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы- Москва: Новая волна, 2002г.
- www.newwave.msk.ru
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Предварительный просмотр:
2013 | |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7» Автор: Вакенгут Ирина Эгоновна – учитель химии высшей квалификационной категории |
[ Программа элективного курса для 11 класса «Решение задач и упражнений по курсу общей химии»] |
[Программа курса предназначена для развития умений и навыков решения предметно-типовых и специфических задач по химии, а также для подготовки учащихся к ЕГЭ и олимпиадам].
|
Пояснительная записка
Основная идея программы и ее обоснованность. Программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по химии (приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 6 октября 2009 г. №373 и программы дисциплин основной образовательной программы начального общего образования. Курс «Решение задач и упражнений по курсу общей химии в 11 классе» предназначен для ориентации учащихся 11 класса на естественно – научный профиль обучения. Данный курс представляется особенно актуальным, так как при малом количестве часов, отведённых на изучение химии, расширяет возможность закрепления и совершенствования знаний и умений учащихся по курсу общей химии. Позволяет решать большое число предметно-типовых и специфических задач, осуществлять логические приемы на материале заданий по предмету, знакомит со способами решения нестандартных задач и задач повышенной сложности.
Содержанием данного курса предусматривается также решение задач и тестовых заданий, в том числе составленных по сертификации контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена. Курс рассчитан на 34 часа.
Цель элективного курса: расширение и закрепление знаний учащихся по курсу общей химии, формирование умений грамотного и рационального решения задач.
Задачи:
- способствовать глубокому и осознанному усвоению программного материала, ликвидации пробелов в знаниях за курс средней школы;
- предоставить учащимся возможность реализации химико – математических способностей;
- развивать познавательные интересы и способности самостоятельно добывать знания, выбирать наиболее удобный способ расчёта
- закрепить и углубить умения анализировать и решать расчетные задачи;
- создать условия для подготовки учащихся к экзаменам в любой форме, в том числе форме ЕГЭ.
Программный материал рассчитан на 1 учебный час в неделю в 11 классе.
Настоящая программа является примерной и может быть положена в основу программы элективного курса по химии или как дополняющий материал к основному учебнику химии, позволяющее более глубоко и осмысленно изучать теоретические вопросы.
Принципы построения программы. Содержание программы разбито на темы, каждая из которых включает в себя вопросы разного уровня сложности и виды деятельности обучающихся.
Результат усвоения содержания, изучения учебного материала.
В результате изучения данного курса учащиеся должны знать / понимать важнейшие химические понятия, основные законы химии, основные теории химии, важнейшие вещества и материалы. Обладать знаниями, уметь их применять, мыслить, ориентироваться в проблемной ситуации.
После изучения данного курса учащиеся должны знать:
- формулировки изученных законов их значение и применение для объяснения различных явлений и процессов;
- смысл основных изучаемых понятий;
- алгоритмы решения основных типов задач;
После изучения данного курса учащиеся должны уметь:
- составлять электронные формулы атомов химических элементов;
- давать характеристику химическому элементу и его соединениям на основе положения в периодической системе Д.И. Менделеева;
- записывать уравнения химических реакций, отражающие свойства веществ;
анализировать условие задачи и на основе анализа составлять алгоритмы решения задач и по ним решать задачи;
- составлять план экспериментального решения расчетно-практических задач.
В соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников в результате
изучения химии на базовом уровне учащийся должен:
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярные издания, компьютерные базы данных, ресурсы Интернета), использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и её представления в различных формах; использовать приобретённые ЗУН в практической деятельности и повседневной жизни; критичной оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.
Методы обучения: поисковый, частично – поисковый.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.
Система оценивания результатов освоения обучающимися содержания программы.
Контроль знаний, умений и навыков предусматривает проведение контрольных и проверочных работ, тестов. Для получения положительной отметки за курс учащийся должен посетить не менее 75% занятий, выполнить итоговые контрольные и тестовые работы по каждой теме курса. При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).
Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон, правило и т.д. или ученик не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установлении причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т. п.).
Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более уравнений реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона).
Оценка «5»:
• в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.
Оценка «4»:
•в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.
Оценка «3»:
•в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Оценка «2»:
•имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.
Оценка «1»:
•отсутствие ответа на задание.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Кол-во часов | Виды деятельности | Виды контроля |
1 | Задачи на основные законы химии. Нахождение химической формулы. | 4 | Решение расчетных задач | Текущий контроль |
2 | Растворы. Массовая доля вещества в растворе. Молярная концентрация. Кристаллогидраты. | 5 | Решение расчетных задач | Текущий контроль |
3 | Расчеты по химическим уравнениям. | 8 | Решение расчетных задач | Контрольная работа |
4 | Окислительно – восстановительные реакции. | 4 | Выполнение упражнений по химическим уравненям | Решение контрольного уравнения |
5 | Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов неорганических веществ | 6 | Выполнение упражнений | Контрольное задание |
6 | Реакции, подтверждающие взаимосвязь углеводородов и кислородсодержащих органических соединений | 7 | Выполнение упражнений | Контрольная цепочка превращений |
Итого: 34 часа
Содержание программы
- Задачи на основные законы химии. Нахождение химической формулы.
Расчеты по химической формуле. Вывод формул по массовым долям элементов. Вывод формул по массовым долям элементов и данным для нахождения истинной молярной массы (плотности, объему газа или относительной плотности). Вывод формул по продуктам сгорания. Вывод формул органических веществ по общим формулам. Вывод формул по известной массовой доле элемента в веществе. Вывод формул по уравнениям реакций в общем виде, если известны данные для двух веществ. Вывод формул по уравнениям реакций в общем виде с применением закона сохранения массы.
- Растворы.
Массовая доля вещества в растворе. Действия над растворами. Молярная концентрация. Кристаллогидраты.
- Расчеты по химическим уравнениям.
Расчеты: массы, объема, количества вещества продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси), если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества. Расчеты по уравнения реакций. Задачи на смеси веществ. Определение состава продукта реакции (задачи на «тип» соли). Нахождение массовой доли одного из продуктов реакции по уравнению материального баланса. Нахождение массы одного из исходных веществ по уравнению материального баланса.
- Окислительно – восстановительные реакции.
Окисление и восстановление. Окислители и восстановители. Метод электронного баланса. Метод полуреакций.(электронно – ионный баланс). Окислительно – восстановительные реакции с участием органических веществ. Классификация ОВР: внутримолекулярное окисление и восстановление, диспропорционирование, реакции самоокисления и самовосстановления. Влияние среды на характер протекания окислительно – восстановительных реакций.
- Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов неорганических веществ.
Химические свойства важнейших классов неорганических веществ: кислотно-основные взаимодействия, обменные взаимодействия, окислительно-восстановительные реакции. Генетическая связь классов веществ. Качественные реакции неорганических соединений и изменения, сопровождающие химические превращения.
- Реакции, подтверждающие взаимосвязь углеводородов и кислородсодержащих органических соединений.
Химические свойства важнейших классов органических веществ. Способы получения органических веществ. Специфические свойства некоторых конкретных веществ. Взаимосвязи между различными классами и группами веществ.
Литература для учителя
- Н.Е. Кузьменко, В.В. Ерёмин. Сборник задач и упражнений по химии, М.: Экзамен. Оникс 21 век, 2001.
- В.Н.Доронькин, А.Г. Бережная. Химия. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ. Задания высокого уровня сложности, – «Легион», Ростов-на-Дону, 2012.
- А.А. Кушнарев. Учимся решать задачи по химии, - М., «Школа-пресс»,1996.
- Г.И. Штемплер, А.И. Хохлова. Методика решения расчетных задач по химии. – М., «Просвещеение», 2001.
- http://www.fipi.ru/view/sections/228/docs/660.html
- http://kontren.narod.ru/ege/ege_b.htm
Литература для учащихся
- Габриелян О.С. и др. Химия 11 класс. Профильный уровень – М.: Дрофа, 2011.
- Габриелян О.С. и др. Химия 10 класс. Прфильный уровень – М.: Дрофа, 2010.
- Габриелян О.С. и др. Химия 9 класс. – М.: Дрофа, 2011.
- Н.Е. Кузьменко, . Начала химии - М.: Экзамен. Оникс 21 век, 2001.
- http://kontren.narod.ru/ege/ege_b.htm
- http://www.fipi.ru/view/sections/228/docs/660.html