Инновационная деятельность

Вакенгут Ирина Эгоновна

Авторские цифровые образовательные ресурсы, разработанные мною к курсу химии основной и средней общеобразовательной школы (презентации к урокам, включающие в себя интерактивные задания, упражнения, тесты, в том числе, тесты с элементами VBA, сертификаты, благодарственные письма за инновационную деятельность, дипломы, скриншоты форумов творческих групп, мастер-классов портала "Сеть творческих учителей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Список авторских медиауроков по курсу химии общеобразовательной школы57.5 КБ
Файл Структура и систематизация ЦОР к урокам химии1.42 МБ
Файл Учебно-методический комплект ЦОР для изучения темы "Строение атома"1.59 МБ
Файл Методическая разработка урока обобщения и систематизации знаний. 8 класс2.06 МБ
Файл Методическая разработка урока изучения нового материала по теме "Химический элемент. Изотопы. Ионы". 8 класс1.51 МБ
Файл Методическая разработка урока введения в тему. Тема. органические вещества. 9 класс2.9 МБ
Файл Методическая разработка урока по теме "Виды химической связи". 11 класс231.7 КБ
Файл Методическая разработка урока по теме "Фосфор. Соединения фосфора". 9 класс407.59 КБ
Файл Методическая разработка урока по теме "Химические свойства металлов". 9 класс40.12 КБ
Файл Описание мультимедийных компонентов урока по теме "Химические свойства металлов". 9 класс1.07 МБ

Предварительный просмотр:

Вакенгут Ирина Эгоновна      Учитель химии МБОУ «СОШ №7» г.Когалым ХМАО-Югра

Список авторских медиауроков по химии

8 класс

Введение

  1. Предмет химии. Вещества.  «Здравствуй, химия!»
  2. История развития химии.
  3. Этимология названий химических элементов.
  4. Интерактивные задания к уроку «Химические формулы. Относительные атомные и молекулярные массы»

Тема. Атомы химических элементов

  1. Строение атома.
  2. Химический элемент. Изотопы. Ионы.
  3. Первоначальные химические понятия.
  4. Электронное строение атома (на 3 часа в неделю).
  5. Строение электронных оболочек (на 2 часа в неделю).
  6. Изменение числа электронов на внешнем энергетическом уровне.
  7. Периодическое изменение степеней окисления элементов и состава химических соединений.
  8. Тест 8. Строение электронных оболочек атомов.
  9. Тест 9. Изменение числа электронов на внешнем энергетическом уровне атомов.
  10. Тест 10. Взаимодействие атомов элементов – неметаллов между собой.
  11. Тест 11. Ковалентная полярная химическая связь.
  12. Серия динамических слайдов по теме «Химическая связь».
  13. Интерактивные задания к уроку обобщения и систематизации знаний.

Тема. Простые вещества

  1. Простые вещества – металлы и неметаллы.
  2. Простые вещества – металлы.
  3. Простые вещества – неметаллы.
  4. Тест 13. Простые вещества – металлы.
  5. Тест 14. Простые вещества – неметаллы.
  6. Интерактивные задания к теме «Простые вещества»
  7. Тест VBA. Металлы и неметаллы.
  8. Тест 15. Количество вещества.
  9. Тест 16. Молярный объем газообразных веществ.
  10. Количество вещества.
  11. Интерактивные задания к теме «Количество вещества».
  12. Расчёты по химическим формулам.
  13. Задачи из учебника. Расчеты по формулам.

Тема. Соединения химических элементов

  1. Степени окисления.
  2. Бинарные соединения.
  3. Оксиды.
  4. Тест VBA. Оксиды.
  5. Интерактивные задания к теме «Оксиды»
  6. Тренажёр. Кислоты.
  7. Кислоты.
  8. Соли.
  9. Упражнение составьте формулы солей.
  10. Определите класс веществ. Тренажер
  11. Обзор классов неорганических веществ.
  12. Основные классы неорганических веществ.
  13. Интерактивные задания к уроку обобщения и систематизации знаний.

Тема. Изменения, происходящие с веществами

  1. Химические реакции.
  2. Изменения, происходящие с веществами
  3. Интерактивные задания к уроку «Явления физические и химические»
  4. Типы химических реакции.

Тема. Растворы. Реакции ионного обмена

  1. Растворение. Растворимость.
  2. Тест VBA. Растворение. Растворимость
  3. Теория электролитической диссоциации.
  4. Тест 11. Электролитическая диссоциация
  5. Чистые вещества и смеси.
  6. Химические свойства неорганических веществ.
  7. Тест «Химические уравнения»
  8. Урок «Кислоты. Классификация. Химические свойства»
  9. Алгоритм расстановки коэффициентов в уравнении ОВР

9 класс

Тема. Периодический закон. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

  1. Амфотерные оксиды и гидроксиды.
  2. ПЗ и ПСХЭ Д.И. Менделеева.
  3. Интерактивные задания «Закономерности в изменении свойств атомов химических элементов, простых веществ и их соединений по ПСХЭ Д.И. Менделеева»

Тема. Металлы

  1. Металлы и произведения искусства.
  2. Способы получения металлов.
  3. Сплавы.
  4. Металлы.
  5. Тест 6. Физические свойства металлов.
  6. Химические свойства металлов.
  7. Коррозия металлов.
  8. Интерактивные задания по теме «Коррозия металлов»
  9. Окислительно-восстановительные реакции. Метод электронного баланса.
  10. Щелочные металлы
  11. Тест11. Щелочные металлы.
  12. Известняк, мрамор, кораллы…
  13. Алюминий.
  14. Интерактивные задания к теме «Алюминий».
  15. Железо.

Тема. Неметаллы

  1. Тест по теме «Неметаллы»
  2. Галогены.
  3. Тест «Галогены».
  4. Сера и её соединения.
  5. Серная кислота.
  6. Интерактивные задания по теме «Серная кислота»
  7. Азот.
  8. Кислородные соединения азота. Азотная кислота.
  9. Фосфор и его соединения.
  10. Формы существования кремния.
  11. Интерактивные задания к теме «Угольная кислота. Карбонаты и гидрокарбонаты».
  12. Кремний в природе. Керамика
  13. Кремний и его соединения. Стекло. Бетон. Цемент.
  14. Интерактивные задания к теме «Кремний и его соединения»

Тема. Введение в органическую химию

  1. Предмет органической химии. Первый урок
  2. Этиленовые углеводороды.
  3. Спирты. Обзор
  4. Тест VBA. Спирты
  5. Предельные одноосновные карбоновые кислоты. Обзор
  6. Тест VBA. Предельные одноосновные карбоновые кислоты
  7. Тест VBA. Жиры
  8. Тест VBA. Аминокислоты. Белки
  9. Тест VBA. Углеводы

10 класс

Тема. Предмет органической химии. Теория Бутлерова

  1. Предмет органической химии.
  2. Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова
  3. Валентные состояния атома углерода.
  4. Гибридизация атомных орбиталей.
  5. Типы реакций в органической химии.
  6. Механизмы протекания химических реакций в органической химии.

Тема. Углеводороды

  1. Предельные углеводороды.
  2. Тест VBA. Свойства предельных углеводородов.
  3. Задания к теме «Алканы».
  4. Этиленовые углеводороды.
  5. Тест VBA. Алкены.Этилен.
  6. Алкадиены. Каучуки.
  7. Интерактивные задания по теме «Алакадиены. Каучуки».
  8. Задания к теме: Алкадиены. Каучуки
  9. Арены. Бензол
  10. Интерактивные задания по теме «Арены».
  11. Цепочки превращений (базовый уровень).

Тема. Кислородсодержащие органические вещества

  1. Задания к теме: Арены. Бензол
  2. Спирты. Химические свойства спиртов.
  3. Природные источники углеводородов.
  4. Спирты.
  5. Многоатомные спирты.
  6. Фенол.
  7. Тест VBA. Фенол.
  8. Альдегиды и кетоны
  9. Интерактивные задания к темам «Спирты. Фенол. Альдегиды».
  10. Карбоновые кислоты.
  11. Урок-игра по теме «Карбоновые кислоты».
  12. Задания к теме «Кислородсодержащие органические соединения».
  13. Жиры.
  14. Глюкоза.
  15. Ди- и полисахариды.
  16. Интерактивные задания к теме «Углеводы».

Тема. Азотсодержащие органические соединения

  1. Амины.
  2. Аминокислоты.
  3. Белки.
  4. Идентификация органических веществ. (Flash)

Тема. Полимеры

  1. Модульный урок по теме «Пластмассы. Волокна»
  2. Полимеры
  3. Тест VBA. Искусственные полимеры
  4. Тест VBA. Синтетические органические вещества
  1. класс

Тема. Строение атома

  1. Серия динамических слайдов по теме «Химическая связь».
  2. Кристаллические решетки.
  3. ПЗ и ПСЭ. Строение атома.
  4. Открытие периодического закона.
  5. Интерактивные задания по теме «Закономерности в изменении свойств атомов, простых веществ, их соединений по периодам и группам ПСХЭ Д.И. Менделеева»

Тема. Строение вещества

  1. Дисперсные системы
  2. Природные полимеры
  3. Полимеры. Пластмассы. Волокна
  4. ТестVBA «Жидкие вещества»
  5. ТестVBA «Твердые вещества»
  6. Классификация химических реакций.
  7. Комплексные соединения.
  8. Закон постоянства состава.

Тема. Химические реакции

  1. Теория электролитической диссоциации.
  2. Скорость химических реакций.
  3. Гидролиз солей.
  4. Интерактивные задания по теме «Гидролиз солей».
  5. Интерактивная игра по «ТЭД».
  6. Тест по теме «Классификация химических реакций»
  7. Тест по теме «Скорость химических реакций»
  8. Тест по теме «ТЭД»
  9. Электролиз
  10.  Интерактивные задания по теме «Качественные реакции органических и неорганических веществ».

Тема. Вещества и их свойства

  1. Интерактивное задание «Классификация неорганических веществ».
  2. Интерактивное задание «Классификация органических веществ».

Прощание с химией

Элективные курсы

  1. Двигатель – сердце автомобиля.
  2. Производство топлива и смазочных масел для автомобилей.
  3. Основные химические вещества пищи.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Вакенгут И.Э.Учитель химииМБОУ «СОШ №7» г.Когалым ХМАО-Югра

Предмет. Химия

Учебно-методический комплект. О.С. Габриелян

Учебник. О.С. Габриелян. Химия. 11 класс

Раздел. Строение вещества

Тема. Виды химической связи

     

Цель. Закрепить и систематизировать знания учащихся о видах химической связи, её единой природе, о типах кристаллических решёток веществ с тем или иным видом связи и свойствах этих веществ.

  • научить составлять схемы образования химической связи, определять тип кристаллической решётки и физические свойства веществ и степени окисления атомов химических элементов в соединениях;
  • продолжить развитие логического мышления, умения использовать теоретические знания в новых ситуациях;
  • закрепить умение сравнивать, сопоставлять, анализировать;

представления о причинно-следственной взаимосвязи понятий: состав→строение→свойства.

Тип урока. Урок обобщения знаний, умений и навыков.

Методы обучения: репродуктивный, эвристический.

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: таблица «Периодическая система элементов Д.И. Менделеева», компьютер, мультимедиапроектор, электронная презентация в Power Point 2007,  дидактический материал.

 

Планируемые результаты обучения

        На предложенных примерах уметь определять вид химической связи, записывать и объяснять схему образования связи на основании электронного строения атомов химических элементов; определять степени окисления элементов в соединениях; понимать и объяснять единую природу химической связи, определять тип кристаллической решётки и физические свойства веществ с данным типом решётки;

        

Ход урока

Мотивация учебной деятельности

Учитель. Добрый день, ребята! Наш сегодняшний урок посвящен закреплению и систематизации знаний о химической связи - одной из самых важных тем в общей химии, потому что понятие о химической связи является основой для понимания строения, свойств веществ и дальнейшего изучения химии. Объяснение природы химической связи стало возможным только на основе современной квантовой теории, из которой следует, что в образовании связи между атомами главную роль играют валентные электроны.

Актуализация опорных знаний

(На столах учащихся у каждого лежит лист само- и взаимооценки)

        На прошлом уроке мы рассмотрели четыре вида химической связи: ионную, ковалентную, металлическую и водородную. (На экран подаётся 1 слайд)

 Прежде, чем вы получите задания, сделаем разминку. Ответьте на следующие вопросы. В листах самоконтроля запишите номера вопросов: 1 вариант – вопросы 1,3,5,7,9;  2 вариант – вопросы 2,4,6,8,10. Вы, работаете в паре, отвечаете на вопросы друг другу вслух. Затем вы проверяете правильность ответа своего соседа через соответствующий слайд на экране или я прошу кого-то из вас проговорить свой ответ. После этого вы делаете друг другу в листе само- и взаимооценки отметку плюс, минус или частично правильный ответ.

  1. Дайте определение  ионной связи.(2 слайд)
  2. Как осуществляется ковалентная связь?(3 слайд) 
  3. В чём состоит отличие ковалентной полярной связи от ковалентной неполярной? (3,4 слайд)

4. Дайте определение металлической связи. (5 слайд)

5. Что такое водородная связь? (6 слайд)

6. Перечислите известные вам типы кристаллических решёток и расскажите об их строении. (2,5,7 слайды)

7. Каковы свойства веществ с ионной кристаллической решёткой? (2   слайд)

8. Расскажите о свойствах веществ с атомной кристаллической решёткой. (7 слайд)

9. Расскажите о свойствах веществ с молекулярной кристаллической   решёткой. (7 слайд)

10. Каковы свойства веществ с металлической кристаллической       решёткой? (5 слайд)

Основная часть урока

Учитель. Мы повторили основные понятия химической связи. Следующее задание вы будете выполнять, работая в четвёрках. Каждый ученик в четвёрке получает формулу химического соединения и выполняет следующие задания к ней:

  • определяет вид химической связи,
  • изображает механизм образования связи,
  • обосновывает возможность образования межмолекулярной водородной связи,
  • определяет тип кристаллической решётки,
  • называет общие свойства вещества с данным типом решётки.

Выполнив задание, он передаёт его на проверку соседу. Тот проверяет, поправляет при необходимости, вписывает свою фамилию и передаёт третьему ученику. Третий ученик проверяет, при необходимости корректирует, указывает свою фамилию и передаёт его четвёртому ученику, который выполняет те же действия. Таким образом, после трёхкратной проверки задание возвращается первому ученику, выполнившему это задание. Он оценивает выполнение  своего задания.

 Результат заносится в лист само- и -взаимооценки. 
Учитель отслеживает работу в группах, консультирует, поправляет, подсказывает. В случае затруднения то или иное задание разбирается у доски.

После этого листок с заданием и фамилиями всех учащихся, проверивших его, сдаётся учителю для контроля качества выполнения и проверки.

Задания для групп:

1)  O2, NI3, CaF2, CH3COOH.

2)  HCOOH, K3N, H2, Fe.

3)  N2, CaS, Mg, CH3OH.

Самостоятельная работа с матрицей

Учитель. Теперь каждый из вас самостоятельно поработает с матрицей, которая лежит на вашем столе.  Ответьте на вопросы, указывая только номера соединений из матрицы.

1

           CaCl2

2

          Hδ+—Fδ-

3

          O=O

4

    δ_    δ+   δ_    δ+

… O—H…O—H

     │           │  

     R           R

5               ..

        H— N— H

                │

                H

6         ..    ..

           N≡N  

7  

        δ_    δ+    δ-

        O = C = O  

                       

8

           Fe

9          

10

           K2S

11

       H2C=CH2

12

            

13              

       алмаз (С)

14      

           H2О

15              H                        

                  │

           H—C—H

                  │

                  H

16                  

  1. Найдите вещества с только ковалентной неполярной связью.
  2. Найдите вещества с только ковалентной полярной связью.
  3. Назовите вещества с ионной кристаллической решёткой.
  4. Назовите вещества, содержащие ненаправленные связи.
  5. Назовите вещества с атомной кристаллической решёткой.
  6. В каких случаях возможно образование межмолекулярной водородной связи?
  7. В каких случаях возможно образование внутримолекулярной водородной связи?
  8. В каких случаях в образовании химической связи участвует электростатическое взаимодействие?
  9. Какие вещества образуют металлическую кристаллическую решётку?

Проверка осуществляется через слайды 8,9,10.На каждую «клавишу» настроен триггер, при нажатии на которую осуществляется проверка.

Учитель. После проверки оцените свою работу по следующим критериям:

25-26 правильных ответов – оценка «5»,

18-24 - «4»,

11-17 - «3»,

10 и менее правильных ответов - материал недостаточно усвоен, требует серьёзной проработки.        

        Отметку о проверке  занесите в лист само- и взаимоконтроля.

Лист само- и взаимоконтроля сдайте.

Домашнее задание: повторить §6 учебника.

Ребятам, готовящимся сдавать ЕГЭ, необходимо дополнительно изучить соответствующий материал по пособию Н.Е. Кузьменко «Начала химии».



Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока изучения нового материала

Предмет. Химия

Учебно-методический комплект. О.С. Габриелян

Учебник. О.С. Габриелян. Химия. 9 класс

Раздел. Неметаллы

Тема. Фосфор. Соединения фосфора

 

Ход урока, описание слайда  и пояснения по управлению презентацией

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Строение и свойства атома фосфора на основе положения в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева (ПСХЭ).

Слайд 3. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

Элемент фосфор выделен по периоду и по группе, на клетке фосфора настроен эффект мигания.

Слайд 4. Общая характеристика фосфора.

Прием педагогической техники: вставка пропущенных слов  в тексте (при нажатии на «клавишу» - триггер появляются пропущенные слова).

Слайд 5. Электронная формула и валентные возможности атома фосфора.

Электронная формула  запускается  щелчком мыши. Настроен сложный триггер. Валентные возможности атома запускаются  также щелчком мыши.

Мотивирование учащихся к работе с ПСХЭ. Предложение дать характеристику элементу фосфору по положению в ПСХЭ, состава и строения его атома.

Предлагает выполнить задание.

Предлагает записать в тетради электронную формулу, графическую схему атома фосфора и прогнозировать на ее основании возможные степени окисления, валентные возможности атома фосфора.

Запуск слайда с проверкой электронной формулы. Демонстрация валентных возможностей атома фосфора.

Дают характеристику  элементу фосфору по ПСХЭ.

Чтение текста на  слайде со вставкой пропущенных слов.

Записывают в тетради электронную формулу атома фосфора, на основании которой предсказывают возможные степени окисления, валентные возможности атома фосфора.

Проверяют по схеме на экране свои записи,

дополняют их.

Фосфор – простое вещество. Аллотропия фосфора.

Слайд 6. Аллотропия фосфора.

На схеме три модификации фосфора: красный, белый, черный. Через кнопки настроены гиперссылки на Flash ролики о структурном строении каждой модификации фосфора. Взаимопревращения модификаций при определенных условиях.

Слайды 7 и 8. Вид аллотропной модификации. Красный фосфор. Белый фосфор.

Через «кнопку» –«Источник информации»  настроены гиперссылки на «Единую коллекцию ЦОР».

Слайд 9. Аллотропное превращение красного фосфора в белый.

На слайде иллюстрация опыта с его описанием. На «кнопку» – «Источник информации»  настроена ссылка  в коллекцию видеоопытов «Единой коллекции ЦОР».

Запуск видеофрагмента осуществляется нажатием на «кнопку».

Слайд 10. Сравнение температур воспламенения красного и

белого фосфора.

На слайде иллюстрация опыта с его описанием. На «кнопку» – «Источник информации» настроена гиперссылка  в коллекцию видеоопытов «Единой коллекции ЦОР». Запуск видеофрагмента осуществляется нажатием на «кнопку».

Объясняет явление аллотропии у фосфора,  демонстрирует строение кристаллических решеток у  модификаций фосфора.

Демонстрация иллюстраций красного и белого фосфора.

Демонстрация видеофрагмента.

Предлагает сделать вывод.

Демонстрация видеофрагмента.

Предлагает сделать вывод.

Слушают и делают краткую запись в тетрадь.

Рассматривают иллюстрации на экране, знакомятся с характеристикой строения и свойств  каждой модификации.

Наблюдение за химической реакцией аллотропного превращения красного фосфора в белый.

Формулирование вывода о том, что пары белого фосфора при охлаждении превращаются в белый.

Наблюдение за химическим опытом.

Высказывают впечатление об опыте, формулируют вывод о различии температур воспламенения красного и белого фосфора.

Химические свойства простого вещества - фосфора.

 Слайд 11. Химические свойства фосфора.

Слайд разделен на две части: фосфор – окислитель и фосфор – восстановитель.

В части фосфор – окислитель при нажатии на «клавишу» «Взаимодействие с металлами» с помощью сложного триггера запускается механизм электронного баланса, определение процессов окисления и восстановления. Нажатием на «клавишу»- триггер «вопрос» появляется вывод – фосфор в реакции с металлами - окислитель.

Слайд 12. Взаимодействие фосфора с кальцием.

На слайде иллюстрация опыта с его описанием. На «кнопку» – «Источник информации» настроена гиперссылка  в коллекцию видеоопытов «Единой коллекции ЦОР». Запуск видеофрагмента осуществляется нажатием на «кнопку».

В части фосфор – восстановитель нажатием на «клавишу»- триггер «вопрос» появляется вывод:  фосфор в реакции с неметаллами может отдавать три и пять электронов, проявляет свойства восстановителя. При нажатии на «клавишу» «Взаимодействие с неметаллами» осуществляется переход на 13 слайд.

Слайд 13. Горение белого фосфора.

На слайде иллюстрация опыта с его описанием. На «кнопку» – «Источник информации» настроена гиперссылка  в коллекцию видеоопытов «Единой коллекции ЦОР». Запуск видеофрагмента осуществляется нажатием на «кнопку».

Слайд 14. Взаимодействие фосфора с азотной кислотой.

Переход на 14 слайд осуществляется с 11 слайда  нажатием на «клавишу» «Взаимодействие со сложными веществами», либо с предыдущего 13 слайда нажатием на клавишу клавиатуры.

 «Кнопка» - триггер «Проверь здесь» вызывает плакат с химическим уравнением.

Соединения фосфора. 

Слайд 15. Соединения фосфора.

На слайде схема – генетический ряд фосфора: оксид фосфора(V)

ортофосфорная кислотатри ряда солей: фосфаты, гидрофосфаты, дигидрофосфаты. «Кнопка» - триггер вызывает плакат с уравнениями ступенчатой диссоциации трехосновной ортофосфорной кислоты.

Слайд 16. Качественная реакция на фосфат-ион.

На слайде иллюстрация опыта с его описанием. На «кнопку» – «Источник информации» настроена гиперссылка  в коллекцию видеоопытов «Единой коллекции ЦОР». Запуск видеофрагмента осуществляется нажатием на «кнопку».

Предлагает, основываясь на знании электронного строения фосфора, сделать прогноз о химических свойствах фосфора.

Предлагает записать в тетради уравнение реакции фосфора с кальцием и выполнить электронный баланс, определить процессы окисления и восстановления, окислитель и восстановитель.

Осуществляет проверку нажатием на «клавишу»- триггер «Вопрос».

Демонстрация видеофрагмента. Предложение сделать вывод о взаимодействии фосфора с металлами.

Демонстрирует видеофрагмент и предлагает сделать вывод.

Рассказывает о взаимодействии красного и белого фосфора с азотной кислотой,

демонстрирует видеофрагмент,

предлагает записать уравнение реакции и расставить коэффициенты методом электронного баланса.

Осуществляет проверку записи уравнения реакции с электронным балансом нажатием на «кнопку».

Опираясь на слайд, знакомит учащихся со ступенчатой диссоциацией трехосновной ортофосфорной кислоты и образуемых ею солях – средних и кислых, растворимости солей воде.

 Демонстрирует видеофрагмент, предлагает выполнить лабораторный опыт и сделать вывод.

Делают предположение о том, что фосфор, как все неметаллы, может взаимодействовать с металлами, неметаллами и сложными веществами.

Делают в тетради запись уравнения реакции с электронным балансом, определяют процессы окисления и восстановления, окислитель и восстановитель.

Проверяют, задают вопросы, если они возникают.

Высказывают впечатления об опыте, формулируют вывод и записывают уравнение химической реакции.

Формулируют вывод о горении фосфора в кислороде с образованием оксида фосфора(V) и записывают уравнение химической реакции.

Наблюдают демонстрацию опыта, делают запись уравнения реакции с составлением электронного баланса.

Проверяют запись своего уравнения, уточняют, задают вопросы, если они возникают.

Слушают и делают краткую запись в тетрадь.

Выполняют лабораторный опыт,  записывают уравнение химической реакции и формулируют вывод о качественной реакции на фосфат-ион и

Природные соединения фосфора.

Слайд 17. Природные соединения фосфора.

На слайде иллюстрации, названия, химические формулы и краткая характеристика некоторых природных соединений фосфора.

Биологическое значение фосфора.

Слайд 18. Биологическое значение фосфора и его соединений.

На слайде плакат, дающий информацию значении фосфора в жизни человека: ДНК и РНК, кости скелета, мозг, продукты питания, содержащие фосфор.

Предлагает самостоятельно ознакомиться с природными соединениями фосфора.

.

Предлагает учащимся, опираясь на слайд, высказать свое предположение о  биологическом значении фосфора.

Самостоятельно изучают информацию, делают краткие записи в тетради.

Рассматривают иллюстрации, обсуждают их и пытаются рассказать о биологическом значении фосфора.

Круговорот фосфора.

Слайд 19.Круговорот фосфора в природе.

На слайде анимационный ролик о круговороте фосфора в природе  со звуковым сопровождением. На «кнопку» – «Источник информации» настроена гиперссылка  в коллекцию видеоопытов «Единой коллекции ЦОР». Запуск ролика осуществляется нажатием на «кнопку».

Демонстрирует анимационный ролик и дает задание дома составить рассказ о круговороте фосфора в природе.

Дает домашнее задание.

Делают запись о заданном на дом материале.



Предварительный просмотр:

2013 д

[ ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА МЕТАЛЛОВ]

Вакенгут Ирина Эгоновна – учитель химии МБОУ «СОШ №7»

Методическая разработка урока

по теме "Химические свойства металлов"

9 класс

Программа, используемая в работе, автор, учебник, раздел:

Примерная программа среднего (полного) и основного общего образования. «Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян. – М.: Дрофа», металлы  

Методическая информация

Тип урока

Изучение нового материала и первичное закрепление

Цели урока

На основе схемы «Неорганические вещества» изучить общие химические свойства металлов

Задачи урока

1.Продолжать отработку умений и навыков в составлении уравнений химических реакций.

2.Развивать  логические операции мышления при обобщении знаний и конкретизации общих свойств металлов для отдельных представителей этого класса простых веществ.

3. Развивать умение сопоставлять и сравнивать, соотносить и анализировать, делать выводы.  

Методы обучения

Частично- поисковый, проблемно – развивающий

Формы работы

Фронтальная, индивидуальная

Планируемые результаты образования

Предметные знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят ученики в ходе урока

Метапредметные (критерии сформированности\оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

актуализируют знания об

  • особенностях строения и свойств атомов металлов, повторят известные, ранее изученные свойства, правила применения электрохимического ряда напряжений металлов при определении возможности взаимодействия металлов с растворами кислот и солей;

приобретут знания о

  • восстановительных химических  свойствах  металлов на основе электрохимического ряда напряжений металлов;
  • поправках к правилам применения электрохимического ряда напряжений металлов;

закрепят умения

  • записывать уравнения реакций, характеризующие химические свойства металлов;
  • составлять электронный баланс к уравнениям окислительно-восстановительных реакций.

Регулятивные:  планирование – планировать вместе с учителем  решение  учебной задачи:  выстраивать последовательность  необходимых операций  (алгоритм действий);

 контроль и самоконтроль – сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок; саморегуляция – осуществлять стабилизацию эмоционального состояния для решения различных задач.

Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; осуществлять смысловое чтение; предметные – выполнять умножение положительных и отрицательных чисел, уметь формулировать полученные результаты, применять полученные знания при решении простейших ситуаций.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – определять цели, функции участников, способы взаимодействия; взаимодействие – строить понятные для партнера высказывания.

Личностные: самоопределение – осознают необходимость саморазвития; нравственно-этическая ориентация – проявляют уважительное отношение к иному мнению.

Необходимое оборудование и материалы

Компьютер, мультимедиапроектор, презентация в MS PowerPoint, тест с использованием элементов VBA в MS PowerPoint

Конспект урока

Мотивация учащихся

Металлы имеют большое практическое значение в жизни человека. Каждый цивилизованный человек должен овладеть знаниями и умениями об этом обширном классе веществ, чтобы пользоваться ими в повседневной жизни и ориентироваться в окружающем мире.

Этапы и содержание урока

  1. Организационный  момент.

Мы продолжаем изучение металлов. Сегодня, работая с мультимедийной презентацией, используя учебник, нам предстоит рассмотреть  химические свойства металлов. Мы должны охарактеризовать химические свойства металлов, обусловленные их строением, научиться записывать химические реакции, характеризующие эти свойства.

II. Актуализация знаний учащихся.

Слайд 2. Восстановительная способность атомов металлов.

1.Каковы особенности строения атомов металлов?

2.В чем состоит особенность свойств металлов?

3.Какие свойства металлов вы помните из курса химии 8 класса?  В химических реакциях атомы металлов проявляют только восстановительные свойства. Это объясняется тем, что атомы металлов имеют сравнительно большие радиусы и 1-3 электрона на внешнем энергетическом уровне. Металлы – свободные атомы и простые вещества – всегда только восстановители.

III. Изучение нового материала.

Слайд 3. Схема «Неорганические вещества»

Изучение нового материала ведется с использованием мультимедиапрезентации на основе схемы «Неорганические вещества».

Рассмотрим общие химические свойства металлов. Ранее при изучении свойств неорганических соединений мы пользовались  схемой, показывающей взаимосвязь классов неорганических веществ.  На основе этой схемы построим структуру взаимодействия металлов с 1) неметаллами, 2) водой, 3) кислотами и 4) растворами солей. Зададим последовательность изучения химических свойств металлов. Учащиеся знают, что металлы взаимодействуют с кислотами. По схеме они прогнозируют возможность реакции металлов с неметаллами, с кислотными оксидами и солями.

Слайд 4,5. Взаимодействие металлов с неметаллами с образованием бинарных соединений

Учитель. Предъявление нового материала.

Активные металлы легко взаимодействуют с кислородом воздуха.

Металлы средней активности окисляются кислородом воздуха только при нагревании.

Золото, серебро, платина кислородом воздуха не окисляются. Металлы образуют бинарные соединения: оксиды, сульфиды, нитриды, бромиды, хлориды, фосфиды. Металлы в этих реакциях являются восстановителями, неметаллы – окислителями. Металлический кальций и сера взаимодействуют друг с другом с образованием соли сульфида кальция CaS. Реакция экзотермическая, но для ее начала требуется нагревание.

Слайд 6. Взаимодействие металлов с водой

Многие металлы реагируют с водой. Щелочные и щелочноземельные металлы взаимодействуют с водой активно с образованием щелочи и водорода. Наблюдаем взаимодействие лития, натрия и калия  с водой  помощью видеоопыта.

Металлы средней активности взаимодействуют с водой только в раскаленном виде. При этом образуются оксиды и выделяется водород.

Благородные металлы в реакцию с водой не вступают.

Слайд 7. Взаимодействие металлов с кислотами

Учитель. Как нам уже известно, по восстановительной активности металлы располагают в электрохимический ряд напряжений. Как реагируют металлы с кислотами? Ученики. Металлы, стоящие в этом ряду левее водорода, вытесняют водород из разбавленных кислот, кроме азотной и кремниевой.

В ходе беседы вносятся поправки к этому правилу.

  1. Реакция протекает, если при этом образуется растворимая соль.
  2. Концентрированные азотная и серная кислоты с металлами реагирует по-особому, при этом водород не образуется.

Слайд 8. Взаимодействие металлов с растворами солей

Учитель. Вы знаете, что металлы способны вступать в реакции замещения не только с водой и кислотами. Как будет взаимодействовать железо с растворимой солью меди? Ученики. Вспоминают, что необходимо воспользоваться электрохимическим рядом напряжений металлов. Железо более активно, чем медь. Это означает, что железо, добавленное в раствор, где есть катионы меди Cu2+ (в виде растворенной соли), будет восстанавливать медь и вытеснять её из раствора, само при этом окисляясь, будет переходить в раствор в виде катионов Fe2+. Делают запись уравнения реакции. Проверка производится через слайд 8.

Учитель. Вытеснение одних металлов другими зависит от их взаиморасположения в ряду напряжений и никак не связано с положением металлов относительно водорода. Так, например, цинк вытесняет серебро из раствора его соли, но свинец не может вытеснить цинк.

Слайд 9. Расстановка коэффициентов в окислительно-восстановительной реакции методом электронного баланса

Учитель. Какие из изученных сегодня уравнений реакций, характеризующих свойства металлов, являются окислительно-восстановительными?

Ученики. Отвечают, что все.

Учитель. Вспомним алгоритм работы с окислительно- восстановительными реакциями на примере реакции алюминия с соляной кислотой. Дома рассмотрите записанные в тетрадь уравнения с позиции окисления-восстановления.

IV.Закрепление знаний

Первоначальная проверка и корректировка знаний учащихся происходит через заполнение схемы взаимодействия веществ  в тетради с составлением уравнений химических реакций.

Слайд 10. Запиши уравнения реакций

Затем учащимся предлагается записать уравнения реакций металлов с предложенными веществами и определить возможность их протекания. В зависимости от уровня подготовки класса можно предложить найти среди предложенных реакций окислительно – восстановительные и рассмотреть их с позиции окисления – восстановления.

Проверка и оценивание ЗУНов

V.Контроль знаний

Тест (см. тест с использованием элементов VBA в  MS PowerPoint)

Одним из вариантов проверки и оценивания ЗУНов является тест «Химические свойства металлов». Учащимся предлагается ответить на 10 вопросов. Тест можно использовать для работы по закреплению знаний, для индивидуальной работы, а также для контроля знаний обучающихся.

Рефлексия деятельности на уроке и

домашнее задание

Используя результаты теста, оцените, как вы усвоили новую тему. Выпишите в тетрадь названия неусвоенных понятий и обратите внимание на объяснение этих понятий в параграфе учебника и собственных записях в рабочей тетради.

Выучите материал §8. Решите задачу №3 и выполните упражнение №7 на странице 42 учебника.

В помощь учителю

Использованные источники и литература (если  имеются)

1. Габриелян О.С.,   Химия-9, -М., «Дрофа», 2009

2.Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Начала   химии, -М., «Экзамен. Оникс», 2001

3. http://www.himik.ru

4.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://files.school-collection.edu.ru

5. Сеть творческих учителей, сообщество «Химоза»

      http://www.it-n.ru

Обоснование, почему именно данную тему необходимо (наиболее оптимально) изучать с использованием  медиа-, мультимедиа

Значение медиаресурсов при изучении данной темы трудно переоценить, так как их использование не только способствуют повышению интереса и мотивации к изучению предмета, более полного и неформального усвоения химических знаний, но позволяет дифференцированно дозировать учебный материал в зависимости от уровня подготовленности класса. Навигация  в презентации позволяет оперативно включать в процесс обучения необходимые в конкретной ситуации для данного класса объекты мультимедиа для повторения или закрепления ЗУН.

Контрольный тест позволяет оперативно провести контроль усвоения  изученного материала и рефлексию.

Логический переход от данного урока   к последующему: «Получение металлов»

Химические свойства металлов весьма многообразны. Вы убедились, что многие металлы являются химически активными веществами. По этой причине металлы в природе в чистом виде встречаются редко. Их необходимо выделять из природных соединений. Изучением способов получения металлов мы будем заниматься на следующем уроке.


Предварительный просмотр: