"Русская красавица-Матрешка" - педпроект по нравственно-патриотическому воспитанию детей-дошкольников

Сенина Лилиана Николаевна

Тема  педагогического  проекта  на  2018- 2019 уч. год  «Русская  красавица - Матрешка»

Ц е л ь : формирование нравственно-патриотических чувств у детей посредством знакомства с исконно русской игрушкой  – матрёшкой.

З а д а ч и : Расширять представления о многообразии предметов русского декоративно-прикладного искусства. Знакомить детей с разнообразием видов русских матрешек.

Познакомить дошкольников с элементами народной декоративной росписи матрешек. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.

Воспитание уважительно отношения к труду народных Русских мастеров. Создание положительного эмоционального климата во время НОД с детьми.

Воспитание нравственно-патриотических чувств через знакомство с русской народной игрушкой – матрёшкой.

 

Открытый просмотр : Конспект КОМПЛЕКСНОЙ  ННД  В СТАРШЕЙ ГРУППЕ  на тему  «РУССКАЯ  МАТРЕШКА»

                   Образовательная область: познавательное развитие.

Цель: формирование представлений детей о русской матрешке как об одном из старинных народных промыслов, развитие интереса к народному творчеству.

Программные задачи:

образовательные: 

      познакомить детей с историей матрёшки, процессом её изготовления,

      познакомить с особенностями росписи семёновской, загорской, полхов – майданской матрёшки;

      закрепить знания о составе числа пять,

      упражнять в количественном счете,

      учить рисовать отдельные элементы (цветы, листочки) с помощью кисточки и ватной палочки;

развивающие: 

      развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству, умение украшать платок матрёшки разнообразными узорами;

      развивать воображение;

      формировать чувство цвета, ритма;

воспитательные:

      воспитывать аккуратность, эмоциональную отзывчивость, интерес к народному творчеству,

      воспитывать умение работать в группе и самостоятельно.

Интегрируемые образовательные области: социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое развитие.

 

Демонстрационный материал: презентация «Русская матрёшка»,  матрешка пятиместная, 4 бумажных платочка, домик для Матрёшки, стол.

 Раздаточный материал: бумага,  гуашь, тонкие кисточки, ватные палочки,  баночки для воды.

Оборудование: ноутбук, мультимедийная система (для демонстрации презентации), песня Железновых «Мы в автобусе сидим», песня Ю. Слонов, Л. Некрасова «Веселые матрешки».

ХОД   Н Н Д:

     - Дети, мы с вами уже знакомы с русской матрешкой. Давайте сегодня вспомним и еще поговорим о матрешке.

- Вика, расскажи, пожалуйста, что ты помнишь о матрешке.

Матрешка – это русская игрушка, она символ нашей страны. Игрушка эта непростая, а с секретом и внутри неё прячутся маленькие сестрички.

Этой деревянной куколке около ста лет. В России матрешку  выточил токарь Василий Звёздочкин. Он выточил из дерева похожие фигурки девочек, они вкладывались одна в другую. А художник Сергей Малютин расписал фигурки на русский лад. 

Самую большую куклу матрешку художник одел в русский костюм, в яркий платочек, пестрый фартук. Нарисовал ей круглые глазки, румяные щечки и косу. В руках у неё нарисовал черного петуха. Назвали куклу Матреной – старинным русским именем.

- Лада, а как изготавливают мастера русскую матрешку?

Мастера вытачивают игрушку в основном из липы, дерева мягкого. Готовую деревянную заготовку грунтуют.  Её покрывают клеем, чтобы она была гладкая.  На деревянную заготовку наносят карандашом рисунок матрешки. И потом на матрёшке рисуют одежду. Дальше начинается роспись матрешки гуашью или акварелью. В конце матрешку покрывают лаком. Лак защищает матрешку от влаги и пыли, и матрешка блестит.

Самые известные три вида матрёшек: семёновская матрёшка, загорская матрёшка и полхов-майданская матрёшка. Матрешек называют по тому месту, где их расписывают.

- Давайте внимательно послушаем Настю о видах матрёшек.

У полохов-майданской матрешки на голове нет платка с завязанными концами, вместо этого на плечах полушалок. Наряд полохов-майданской матрешки весь заполнен цветочной росписью.

А у семеновской матрешки на платке узорная кайма. В руках она держит пышный букет цветов: розы, маки, васильки, ягоды и листья. Отличает Семеновскую матрешку ее цвет: желтый платок, красный сарафан и белый фартук с цветами.

В руках у загорской матрешки какой-то предмет: корзинка, узелок, самовар, чайник, гриб. Одета загорская матрешка в яркий русский сарафан.  На переднике у нее красивый узор.
 

- Молодцы, спасибо! Дети, давайте послушаем стихи о русской матрешке, которые знают наши девочки?! Пожалуйста, Настя М., Вика, Лада, Бажена, Соня.

Настя М.

Как в большой-большой матрешке,

Есть поменьше, на немножко,

Ну а в ней – еще немножко,

Ну а в ней матрешка-крошка,

Ну а в крошке - никого.

Их четыре же всего.

 

В и к а Ш.

Ой, ты барышня-матрешка,

я возьму тебя в ладошки,

Покажи мне тех девчат,

что внутри тебя сидят!

Ой, ты барышня-матрешка,

разноцветная одежка,

Знает весь огромный мир

Этот  русский сувенир!

Л а д а Л.

Погляди скорее – щечки розовеют,

Пестренький платочек, платьице в цветочек,

Пухленькие крошки – русские матрешки.

Чуть лишь испугаются, все в кружок сбегаются,

Прячутся друг в дружке шустрые подружки.

Б а ж е н а Ш.

Подарили Маше матрешку - нету краше!

Вся такая ладная: яркая, нарядная!

Интересно с ней играть, можно даже открывать.

Приоткрой ее немножко, там внутри – еще матрешка!

С о н я В.

Только чуть поменьше ростом,

в остальном - двойняшки просто!

Стали третью мы искать,

Оказалось целых пять!

Пять матрешек – вес в одной

Могут спрятаться порой.

- А теперь, дети, давайте поиграем!

Игра «Дружная семья».

(дети под музыку передают матрешку по кругу друг другу, когда музыка остановится, тот, у кого в руках окажется матрешка, – выполняет задание):

У кого в руках матрешка, постирает нам  немножко!

(Ребёнок  имитирует стирку)

У кого в руках матрешка, тот  наварит нам  картошки!

(Чистит и варит картошку)

Кто матрешку в руки взял, тот задорно нам сплясал!

(Пляшет)

Кто матрешку в руки взял, в доме пол он подметал!

(Подметает пол)

У кого в руках матрёшка, он погладит в доме кошку!

(Гладит кошку)

У кого в руках матрёшка, ягод наберёт лукошко

(Набирает ягод)

Игра «Матрешки и мышки».

(Стихи поются на мотив русской народной песни  «Как у наших у ворот». (М.Ю.Картушина).

Вот матрешечки гуляли, 

«Гуляют» по комнате врассыпную.
В лесу ягоды искали.
Так, так и вот так,
В лесу ягоды искали. 

«Собирают ягоды».
Под кусточком посидели,
Вкусны ягоды поели.
Так, так и вот так,
Вкусны ягоды поели. 

Садятся на пол и «едят ягоды» с ладошки
Как матрешечки устали,
Под кусточком задремали. 

Закрывают глаза и кладут ладошки под щечку
Так, так и вот так,
Под кусточком задремали.
А потом они плясали,
Свои ножки показали.
Так, так и так, 

Выставляют ножки на пятку.
Свои ножки показали. 

Кружатся, топая ногами.
Только слышат вдруг подружки:
Прямо у лесной опушки 

Прикладывают поочередно
Побежали по дорожке руки то к одному, то к другому уху
Чьи – то серенькие ножки. 

 «прислушиваются»
Эй, Матрешка, берегись!
Оказалось, это – мышь!

- Ребята, а давайте пройдем в мастерскую. Именно в мастерских художники украшают сувениры росписью. Посмотрите, у каждого из вас на столе лежит лист бумаги. Какой он формы? (Квадратной).

- А какой формы платочки у матрешек? (Треугольной).

- Как же сделать из квадратного листа треугольник? (Сложить лист по диагонали и разрезать по линии сгиба, дети выполняют заготовка платочка).

- Дорогие мои мастера, пора приступать к работе. Включайте свою фантазию, будьте аккуратны и помните, что в любом деле лучшие помощники – тишина и терпение.

(Дети расписывают платочки гуашевыми красками по замыслу)

- Вот и готовы наши платочки! И сколько их, красивых, нарядных! Теперь их на все хватит! Матрешка говорит нам большое спасибо, ей очень понравились ваши яркие и нарядные платочки! А нам пора возвращаться домой! Детский сад ждет нас!

(Под музыку дети возвращаются домой.)

- Вот и вернулись мы в с вою группу. Ребята, вам понравилось мастерить платочки для матрешек? (Да)

-  А что интересного вы узнали о матрешке? (Узнали её историю, как её изготавливают, какие виды матрешек существуют и др.)

Литература:

1.      Петерсон Л. Г., Холина Н. П. Раз – ступенька, два – ступенька. - М., 2011.

2.      Клиентов А. Е. Народные промыслы. -  М., 2010.