Презентационный материал

Алдакаева Наталья Георгиевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Герои бунтари В творчестве М.Лермонтва , М.Горького , Н.Гоголя .

Слайд 2

Лермонтов- М цыри Мцы́ри — романтическая поэма Лермонтова, написанная в 1839 году и опубликованная (с цензурными пропусками)

Слайд 3

Бунт Мцыри Мцыри — ге­рой-бунтарь, герой-беглец. Осуществив свой давний замысел ,сбежать из монастыря, он, пусть на короткое время, но все же обретает внутреннюю гармонию. И это достигается, прежде всего, за счет единения с природой, в которую он влил­ся как часть целого, как брат, как друг. Глубоко симво­лично единение героя с обычно враждебной людям стихией бури. Именно благодаря ей он смог совершить побег, когда все в страхе начали молиться. Такая дружба «меж бурным сердцем и грозой» лишь еще раз подчеркивает огненную, бунтарскую, даже демоничес­кую натуру Мцыри.

Слайд 4

Горький «Старуха Изергиль » Cвой знаменитый рассказ «Старуха Изергиль » Максим Горький написал в 1894 году. В него вошли две замечательные легенды: легенда о Ларре и легенда о Данко.

Слайд 5

Легенда о Данко Жили в старину смелые и сильные люди, но однажды пришли иные племена и прогнали их вглубь леса. Они могли либо вернуться назад и сражаться насмерть с врагами, но тогда с ними умерли бы и их заветы. Могли они и идти вперёд вглубь непроходимого леса. Так эти люди сидели и думали. Они ослабли от тоскливых дум, и даже кое-кто предлагал сдаться в рабство врагам. Но тут появился Данко, убедил их попытаться пройти страшный лес насквозь и повёл их вперёд. Однажды гроза грянула над лесом, стало настолько темно и страшно, что люди разозлились на Данко и захотели убить его. Тогда и в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. Данко разорвал руками себе грудь и вырвал из неё сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало ярче солнца, и люди, очарованные, снова пошли за ним.

Слайд 6

Бунт Данко Данко это бунтарь , бесстрашно идущий на встречу лучшему будущему, держа над головой свое горящее Сердце, освещая им путь людям. Слабые люди, затравленные Системой, отогревают свои замерзшие души теплом этого Сердца и сами становятся способными встать на борьбу с прогнившей системой .

Слайд 7

Гоголь «Шинель» « Шине́ль » —повесть Н.В.Гоголя . Входит в цикл «Петербургские Повести ». Первая публикация состоялась в 1842 году

Слайд 8

Главный герой повести — Акакий Акакиевич Башмачкин , бедный титулярный советник из Петербурга, у которого отняли новую шинель . Он явился в департамент в старой шинели. Чиновники советовали обратиться за помощью к «значительному лицу ». «Значительное лицо» накричал на Акакия Акакиевича, да так, что тот «вышел на улицу, ничего не помня ». В старой шинели было холодно. Акакий Акакиевич слёг в постель. Поправиться он уже не смог и через несколько дней умер в бреду.

Слайд 9

Бунт Башмачкина Смерть Акакия Акакиевича является своеобразным бунтом. Его бунт направлен, по существу, против самого государства, пусть оно даже в глазах Башмачкина и представало прежде всего в образе «значительного лица ».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Человек и природа в русской поэзии.

Слайд 2

Для русской литературы XIX века вопрос о значении природы в жизни человека стал одним из главных, потому что уже тогда стало ясно, что без определения своего места в мире, без осознания своего отношения к природе человечество не сможет существовать.

Слайд 3

Природа, как добрая улыбчивая мать, отдает себя нашим мечтам и лелеет наши фантазии. (А.А Фет) А.А. Фет (1820-1892)

Слайд 4

Стремясь показать зримые и незримые связи человека и природы, Фет создает циклы стихотворений: "Весна", "Лето", "Осень", "Снега" и др. Романтический герой Фета обретает способность видеть прекрасную душу природы. Самое счастливое мгновение для него - ощущение полного духовного слияния с природой: Целый день спят ночные цветы, Но лишь солнце за рощу зайдет, Раскрываются тихо листы, И я слышу, как сердце цветет.

Слайд 5

Большинство произведений Афанасия Афанасьевича Фета посвящено описанию природы. «Мир во всех своих частях равно прекрасен. Красота разлита по всему мирозданию…», – говорил поэт. Природа становится у Фета средством выражения лирического чувства восторга, наслаждения, радости: «любо мне», «рад я». Эту любовь вызывает не экзотическая природа, а обычная, пихая: «зари осенней след», «густая крапива шумит под окном». Ни у кого из русских поэтов нет такого обилия описаний цветов, оттенков, запахов, состояний природы, как у Фета. Острота восприятия природы складывается в лирике Фета в богатстве эпитетов, метафор, передающих ароматы, звуки, цвета: «зеленая ива повисла шатром», «весны душистой нега», «ароматные цветы» и т.д. По мнению Фета, поэзии близки такие состояния души, которые далеки от рассудочной деятельности: «грезы», «сны», «бред неясный», «мечты», «фантазии» и т.д. Стихотворение «Шепот, робкое дыханье…» вызвало литературный скандал. Однако это стихотворение Фета высоко оценили Тургенев, Дружинин и Достоевский.

Слайд 6

Природа — сфинкс. И тем она верней Своим искусом губит человека, Что, может статься, никакой от века Загадки нет и не было у ней. (Ф. И. Тютчев) (1803 — 1873 ) Ф.И Тютчев

Слайд 7

В лирике Тютчева отразилась философская мысль его эпохи, мысль о бытии природы и вселенной, о связях человеческого существования с вселенской жизнью. В картинах природы воплощены раздумья поэта о жизни и смерти, о человечестве и мироздании. Природа у Тютчева многообразна, многолика, насыщена звуками, красками, запахами. Лирика Тютчева проникнута восторгом перед величием и красотой природы: Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Гремят раскаты молодые, Вот дождик брызнул. пыль летит, Повисли перлы дождевые. И солнце нити золотит .

Слайд 8

Природа в стихах Тютчева очеловечена, внутренне близка и понятна человеку : Не то, что мните Вы, природа: Не слепок, не бездушный лик - В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык ...

Слайд 9

Человек стремится слиться с природой, пытается ощутить себя ее частицей. Но между природой и человеком существует и трагическое отличие. Природа вечна, не изменима . Человек проходит, природа остается...

Слайд 10

Природа не имеет органов речи, но создает языки и сердца, при посредстве которых говорит и чувствует.(С.А Есенин) 1895-1925 гг. С.А Есенин

Слайд 11

Каждому русскому человеку знакомо имя поэта Сергея Александровича Есенина. Всю жизнь Есенин поклоняется природе родного края. "Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве", - говорил Есенин. Все люди, животные и растения у Есенина - дети одной матери - природы. Человек - часть природы, но и природа наделена человеческими чертами. Примером может служить стихотворение "Зеленая прическа ...". В нем человек уподоблен березке, а она - человеку. Это настолько взаимопроникновенно, что читатель так и не узнает, о ком это стихотворение - о дереве или о девушке. То же самое стирание границ между природой и человеком в стихотворении "Песни, песни, о чем вы кричите?

Слайд 12

Но в поэзии Есенина есть и произведения, говорящие о дисгармонии между человеком и природой. Примером разрушения человеком счастья другого живого существа может послужить "Песнь о собаке". Это одно из самых трагических стихов Есенина. Жестокость человека в житейской ситуации ( у собаки утопили ее щенят) нарушает гармонию мира Эта же тема звучит в другом есенинском стихотворении - "Корова".

Слайд 13

В поэзии Есенина человек и природа неразрывно связаны. Они представляют собой одно гармоничное единство, которое нельзя нарушить ни плохим настроением, ни ворчанием вьюги, ни прекрасной и невинной воробьиной песней.

Слайд 15

Русь, опоясана реками И дебрями окружена , С болотами и журавлями , И с мутным взором колдуна : (1880-1921) А. А. Блок

Слайд 16

Только наделенный особым даром человек может настолько ярко и красочно передать посредством языка увиденное. В поэзии Блока картины природы волшебным образом оживают: слышится, как «под мостом поёт вода» и «замирает песня жницы» вдали, видится, как ангел поднимает «в высоту звезду зелёную одну» и блестит над рощей «красный диск луны».

Слайд 17

С детства красота родной земли вошла в душу поэта, очаровала и околдовала его. Картины природы тесно связаны с душевными переживаниями автора. Поэт-символист, он видит и Сообщает таинственную прелесть окружающего. Его душевный настрой порой удивительно гармоничен пейзажу, и тогда звучит торжественный гимн жизни : Принимаю пустынные веси! И колодцы земных городов! Осветленный простор поднебесий И томления рабьих трудов !

Слайд 18

Природа для писателей - не просто среда обитания, она - источник доброты и красоты. В их представлениях природа связывается с истинной человечностью. Остановить научно-технический прогресс невозможно, но очень важно задуматься над ценностями человечности.

Слайд 19

Все писатели, как убежденные ценители подлинной красоты, доказывают, что влияние человека на природу не должно быть губительно для нее, ведь каждая встреча с природой - это встреча с прекрасным, прикосновение к тайне. Любить природу - значит, не только наслаждаться ею, но и бережно к ней относиться.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Денис Иванович Фонвизин (1745 год - 1792 год) - знаменитый писатель екатерининской эпохи. Родился в Москве 3 апреля 1745 г.; происходил из лифляндского рыцарского рода, выехавшего в Москву еще в XVI веке и совершенно обрусевшего. Комедия Д. Фонвизина «Недоросль» была написана в 1782г. Основной конфликт комедии — борьба просвещенных дворян с крепостниками. «Недоросль» - яркая, исторически точная картина русской жизни XVIII века. Эта комедия может считаться одной из первых в русской литературе картиной социальных типов. В центре повествования находится дворянство в тесной связи с крепостным сословием и верховной властью.

Слайд 4

В царствование Екатерины II, особенно процветало помещичье самодурство. Крепостное право чрезвычайно развращало и молодое поколение дворян, которые не могли в этих условия получить достойного воспитания. Воспитание молодых дворян было поставлено чрезвычайно дурно. Это показано в комедии «Недоросль». О воспитании говорят все - начиная с госпожи Простаковой и заканчивая Правдиным и Стародумом. Ведь от воспитания зависит очень многое: будешь ли ты принят в обществе, какое будущее ожидает тебя.

Слайд 5

Простакова и Скотинин стоят на весьма консервативных позициях. Простакова заявляет, что не умеет читать, да и вообще, слыханное ли дело, что "к девушкам пишут! Девушки грамоте умеют!" Сама Простакова с гордостью говорит, что она "не так воспитана", то есть она считает, что женщина не должна уметь ни читать, ни писать. Того же самого взгляда придерживается и Простаков, ее муж, и Скотинин, который тоже "от роду ничего ни читывал". Но уже и Скотинин, и Простакова начинают понимать, что времена меняются, и без образования уже нельзя обойтись. Поэтому они заставляют Митрофана учиться, нанимают ему учителей.

Слайд 6

Но и это герои делают на свой лад, то есть формально. Вроде бы и они стоят на пути прогресса, просвещения, но на самом деле ничуть не уделяют ему внимания, а, напротив, стараются всячески уберечь Митрофанушку от учителей и проклятого учения. Митрофан не просто невежда, не знающий абсолютно ничего и не желающий ничему учиться. Он еще и злобный, грубый, жестокий и бессердечный человек. Этот герой вырос бездушным эгоистом, совершенно не уважающим ни мать, ни, тем более, отца. Проблема воспитания проявляется также и в образах учителей Митрофана. Кутейкин, который сам не закончил семинарию, "убоявшись бездны премудрости", или Вральман, бывший кучер, с голоду занявшийся учительством, такие учителя вряд ли смогут научить чему-нибудь толковому молодого человека.

Слайд 7

Из них один Цыфиркин вызывает нашу симпатию своей честностью, прямотой и добросовестностью. Он отказывается брать деньги, которые не заслужил, т.к. ничему не смог научить дубинноголового Митрофана. Но все-таки и Цыфиркин со своей арифметикой уже не может дать необходимых знаний, А значит, систему образования надо в корне менять, делать ее более светской (вспомните Кутейкина с его псалтырем), научной и, естественно, доступной и общественной. За такую систему воспитания и ратовал Фонвизин, о ней высказывался устами Стародума. А результатом должно было стать появление прогрессивных, образованных молодых людей, способных сделать Россию самым передовым государством.

Слайд 9

ГРИБОЕДОВ Александр Сергеевич [1795—1829] - знаменитый русский драматург. Происходит из древнего дворянского рода, родоначальник которого, Ян Гржибовский, вышел из Польши в начале XVII века. Комедия “Горе от ума”, написанная А. С. Грибоедовым в начале XIX века в 1824 году, актуальна и для сегодняшней России. В этом произведении автор со всей глубиной раскрывает пороки, поразившие российское общество начала прошлого века. Эта комедия затрагивает как острые, актуальные проблемы в России 1820-х годов, так и вечные темы, волнующие людей во все времена. К таким общечеловеческим проблемам относится тема семьи и неразрывно связанная с ней тема воспитания молодого поколения.

Слайд 10

Одна из главных героинь комедии – Софья. После смерти матери маленькой Софье наняли гувернантку француженку – «вторую мать». Мадам Розье воспитывала девочку на свой, французский, манер. Но вскоре она покинула свою воспитанницу, польстившись на «лишних в год пятьсот рублей». Отец Софьи Павел Афанасьевич – вдовец. Он не очень образован, и была бы его воля, он бы и дочь оставил без образования, однако это не принято в обществе, и Фамусов не может пренебречь законами света. Все общество придерживается одних взглядов: ненависть к просвещению, приверженность к старым традициям, подражание иностранцам. Например, в образовании важно лишь наличие и присутствие учителей “числом поболее, ценою подешевле”. Все девушки воспитываются на французских романах.

Слайд 11

Тема семьи и воспитания тесно связана и с образом Молчалина. Этот «тишайший» человек прочно усвоил заветы своего отца: «Мне завещал отец: Во-первых, угождать всем людям без изъятья…» Он примерно исполняет эти заветы, отличается «умеренностью и аккуратностью», за что и был замечен Фамусовым. Павел Афанасьевич перевез Молчалина в Москву и сделал своим секретарем. Это подтверждает силу и действенность философии фамусовской Москвы.

Слайд 12

Проблема семьи и воспитания - одна из важнейших в комедии Грибоедова «Горе от ума». Именно через обычную, бытовую, жизнь героев, жизнь их семьи писатель раскрывает главные вопросы своего произведения: смены старого на новое, развития, прогресса, улучшения жизни страны и отдельных людей.

Слайд 14

Александр Сергеевич Пушкин (06.06.1799 - 10.02.1837) - величайший русский поэт и писатель, родоначальник новой русской литературы, создатель русского литературного языка. В повести А. Пушкина «Капитанская дочка» тесно переплетаются история любви и сказка, интересы государства, сословия и отдельной личности. В романе «Капитанская дочка» , наряду с другими важными вопросами показа проблема воспитания молодого поколения в духе патриотизма. Роман написан в виде мемуаров Петра Андрейча Гринева, где он вспоминает свою молодость и встречи с разбойником Пугачевым.

Слайд 15

Гринев - сын симбирского помещика, много лет безвыездно живущего в своём имении. Пётр Андреевич Гринёв рос и воспитывался в обстановке провинциально-поместного быта, проникнутого простонародным духом. Окрашенные иронией картины его детства, образования, воспитания стоят порой на грани карикатуры и несколько напоминают знаменитую комедию Фонвизина. Да и сам герой признаётся, что рос «недорослем». Детство и юность Гринева ничем не отличались от жизни других барчат-недорослей. Гринев мечтал служить в Петербурге, в гвардии, надеялся на веселую и беззаботную жизнь. Отец же определил ему другое: “Чему научится он в Петербурге? Мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон”. Спорить с отцом не принято было, он решает, что делать “Петруше”, в его напутствии сыну звучит серьезный наказ, который сын даже в мыслях не попытался оспорить. Авторитет отца — это основа семьи.

Слайд 16

Для Петра Гринева — это своеобразная клятва на верность семье, которую он никогда не предаст. Отец наставляет: “Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: “Береги платье с нову, а честь смолоду”. Лучшие черты Гринёва, обусловлены происхождением и воспитанием, его безошибочное нравственное чутьё ярко проявляются в минуты испытаний, решающих поворотов судьбы и помогают ему с честью выходить из самых трудных ситуаций.

Слайд 17

Немаловажное значение в формировании характера Гринева сыграла любовь его к Маше Мироновой. В любви человек открывается до конца. Мы видим, что Гринев не просто влюблен, он готов взять на себя ответственность за любимую. А когда Маша остается беззащитной сиротой, Петр Андреевич рискует не только своей жизнью, но и честью, что для него важнее. Он это доказал при взятии Белогорской крепости, когда, не присягнув злодею Пугачеву, ждал расправы. Более того, оказавшись в критической ситуации, Гринёв стремительно изменяется, вырастает духовно и нравственно. Он с достоинством стоит за свои идеалы, свою честь перед Россией и готов принять смерть. Вчерашний дворянский недоросль, он предпочитает смерть малейшему отступлению от велений долга и чести.

Слайд 18

Мы рассмотрели самые яркие примеры классической русской литературы. И если эпиграфом к повести Пушкина «Капитанская дочка» служит народная пословица «Береги платье с нову, а честь смолоду», то еще одну половицу можно применить по отношению ко всем трем произведениям классической русской литературы – «Яблоко от яблони не далеко катится» . Все качества, привычки, и самую суть своего характера приобрели герои Грибоедова, Фонвизина и Пушкина в родных семьях, впитав всё дурное и хорошее, что могли дать им родители. Фамусов - Софье (ханжество, оглядку на мнение света и внешние правила приличия), Простакова – Митрофану (грубость, невежество, «дикое барство»- в самых крайних его проявлениях), и Гриневы – Петру (скромность, честность, прямодушие). Воспитание, заложенное в семье – основа всей дальнейшей жизни человека , что подтверждается примерами классической литературы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

M ысль семейная в произведениях : «Война и мир», «Капитанская дочка», «Отцы и дети»

Слайд 2

Тема семьи –является одн o й из сквозных тем в мировой литературе . Она нашла свое отражение на страницах многих художественных произведений русских писателей. А.С. Пушкин , Л.Н.Толстой , И.С.Тургенев тоже рассматривали данную в своих произведениях («Капитанская дочка» , «Война и мир», «Отцы и дети»).

Слайд 3

Гринёвы (Петр) Мироновы (Маша) в образах Гриневых Пушкин утверждает излюбленную им концепцию: старинное, «коренное» дворянство, так много сделавшее для русского государства, сохраняет в себе лучшие человеческие качества. Например, Андрей Петрович Гринев наделен в повести многими достоинствами: он прямодушен, смел, честен, по-своему мудр. Для него значимы понятия чести и долга. «Береги честь смолоду», — напутствует он сына, отправляя его на военную службу. Иван Кузьмич добродушен к собственной семье. Он заботится о Василисе Егоровне, оберегает Машу от жизненных невзгод, от неверных поступков. В доме Мироновых, да и во всей крепости всем заправляет Василиса Егоровна, которая дела службы рассматривает как свои хозяйственные. Она разбирает, дуэль Гринева со Швабриным. Василиса Егоровна не покидает мужа в последнюю минуту жизни: как и подобает офицерской жене, она остается рядом с Иваном Кузьмичом во время пугачевского нашествия. Вместе с мужем она погибает, не пожелав подчиниться самозванцу

Слайд 4

Маша Миронова и Пётр Гринёв

Слайд 5

Типичная московская дворянская семья В ней царят простые, дружеские, искренние отношения. Их дом славится гостеприимством. Дети родителям полностью доверяют. Ко всем относятся без почитания чинов т.е ” без масок ” . РОСТОВЫ

Слайд 6

Другой, более «счастливый» пример взаимоотношения поколений показан на примере Николая Петровича Кирсанова. Он рано овдовел и воспитывал своего сына один. Николай Петрович обожает своего Аркадия, старается не вмешиваться в его дела, а понять «причуды молодых». Именно поэтому он не критикует Базарова так, как Павел Петрович, а старается уяснить его нигилистические позиции. Аркадий Кирсанов перенял у отца представления о жизни. Несмотря на свои увлечения нигилизмом, в конце концов, он приходит к тому же пониманию счастья – семья, дети, хозяйство . Евгений Базаров, человек, которому чуждо понятие семьи. Он отрицает все основы традиционного общества, опорой которой является именно семья. Базаров в глубине души любит своих родителей, но презирает их. Он мало обращает внимания на чувства, переживания своей матери и отца, которые боготворят сына, называют его не иначе, как « Енюшка ». Но в их доме не принято показывать своих чувств. Даже отец не смеет при Базарове выказывать свою любовь, поэтому он пытается удержать и свою жену от всяческих «слабостей». В итоге Базаров одинок, но его одиночество создается резким противостоянием всем и вся Базаров

Слайд 7

Таким образом, «мысль семейная» - одна из ведущих тем отечественной литературы. Русские писатели всегда рассматривали семью как основу общества и основу личности, формирующей характер, мировоззрение, жизнь и судьбу страны .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам: