Работа с детьми-сиротами и (или) детьми, оставшимися без попечения родителей

Алдакаева Наталья Георгиевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»

Программа

по педагогическому сопровождению

опекаемых детей

Классный руководитель: Алдакаева Н.Г.

Срок реализации: 2 года

Салехард, 2016

Цель программы: повышение эффективности процесса социально-психологической адаптации в новых условиях обучения, способствование в повышении самооценки, самореализации личности.

Цель педагогического сопровождения - обеспечение обучения детей навыкам выполнения учебных заданий, получения знаний, организации времени, социальной адаптации.

Цель воспитательного сопровождения обусловливает формирование привычки к постоянному труду через применение в учебных и бытовых ситуациях навыков самообслуживания, соблюдения личной гигиены, соблюдения правил безопасности жизни и культуры поведения в общественных местах.

При составлении программы индивидуального сопровождения ребенка можно использовать методы и приемы:

  • изучение документов, личных дел;
  • знакомство с медицинским обследованием, выделение неблагополучных этапов в развитии ребенка;
  • изучение социума (внешкольных связей, семьи, близкого окружения) ребенка;
  • диагностические исследования;
  • наблюдение за ребёнком;
  • индивидуальная и групповая работа с родителями и педагогами.

Динамика работы

  1. Выявление актуальных проблем ребенка.
  2. Разработка путей поддержки и коррекции.
  3. Составление индивидуальной программы сопровождения (адаптации, профилактики и др.).
  4. Реализация намеченной программы.

План реализации Программа по сопровождению опекаемых детей

 

Ф.И.       Курмантаев Дмитрий              _____________

Мероприятия

Срок

1. Работа с семьей

1. Сбор сведений о несовершеннолетнем, и его семье.

2. Посещение семьи, проведение беседы с приемным родителем или опекуном по поводу воспитания, взаимоотношения с подростком, оказания индивидуальной педагогической помощи.

3. Проведение диагностики несовершеннолетнего и его семьи:

- выяснение особенностей семейного воспитания;

- характера взаимоотношений подростка и родителей

Опросник «Наедине с собой»

- выявление взаимоотношений семьи и школы, углубленное педагогическое обследование

Анкетирование «Мое отношение к школе».

4. Отработка рекомендаций психолога.

5. Проведение бесед с опекунами или приемными родителями

 «Как общаться с ребенком»

6. Проведение деловой игры «Организация режима детей»

7. Проведение круглого стола «Оказание правовой помощи». Консультирование.

8. Проведение родительского собрания с элементами тренинга «Родители начинают с себя» (профилактика эмоциональных срывов).

9. Проведении родительского собрания «Агрессивные дети. Причины и механизмы агрессии».

10. Проведение консультации «Организация летнего отдыха».

2. Успеваемость,

посещаемость

1. Проведение диагностики познавательной деятельности;

определение умственного развития;

диагностика эмоционально-волевой сферы, поведенческой сферы и личности ребенка.

2. Посещение уроков: изучение ребенка в микросоциуме, в  школе, взаимоотношение с педагогами, дисциплинированность, умение управлять своими чувствами, умственное развитие и способности.

3. Организация контроля за успеваемостью.

4. Организация контроля за посещением занятий.

5. Проведение бесед с учителями-предметниками по успеваемости и посещаемости.

6. Проведение бесед с несовершеннолетним по итогам четверти, учебного года.

7. Обмен информацией с классным руководителем.

3. Внеурочная занятость

1. Выявление рейтинга учащегося в коллективе (методика независимых характеристик).

2. Проведение беседы с целью выявления интересов и склонностей ребенка. Анкета «Мои интересы».

3. Обеспечение внеурочной занятости (вовлечение в работу кружков, секций).

4. Включение в общественную жизнь классного коллектива – дать конкретное поручение.

5. Организация контроля за занятостью в свободное время;

6. Проведение бесед и практикумов

4. Работа с различными службами

1. Привлечение различных ведомств к работе с семьей, с несовершеннолетним.

 (Центр «Радость», УСПН, «Отдел опеки и попечительства ГУО г. Абакана»)

2. Организация летней занятости (оказание помощи в приобретении путевок в летние оздоровительные лагеря)

3. Индивидуальное консультирование по вопросам отдыха (трудоустройства).


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 3»

г.Салехарда

ПРОГРАММА

воспитательной работы

«НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ»

(срок реализации 2016—2018 годы)

Классный руководитель: Алдакаева Н.Г.,

учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 3

Салехард, 2016

Пояснительная записка

Сегодня в концепции модернизации российского образования проблема правового и патриотического воспитания звучит особенно актуально.

Современная цивилизация требует от человека умения ориентироваться в правовом пространстве, предупреждать и юридически грамотно разрешать конфликтные ситуации, не только знать свои права и свободы, но и уметь пользоваться ими, отстаивать их, привлекать государственные и общественные организации к защите своих прав. Только гражданин, обладающий правовой культурой, может, с одной стороны, чувствовать себя спокойно и уверенно в современном обществе, а с другой стороны, быть стабилизирующим это общество субъектом, обеспечивать в стране правопорядок и основы правового государства. Последнее обстоятельство понимается государством как важнейшая задача. Ее решение включается в процесс модернизации образования. 

Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, Семье – один из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленный в Законе РФ «Об образовании».

Нарушение поведения подростков зависит от взаимодействия многих факторов, которые можно рассматривать по трём осям: социально-психологической, клинико-психопатологической и личностно-динамической. О роли социально-психологического фактора убедительно свидетельствует рост и омоложение преступности в периоды социальной нестабильности. Социальные факторы по-прежнему остаются  одними  из  основных причин  формирования  противоправного поведения у подростков. Это семейное неблагополучие, алкоголизм, наркомания, социальное сиротство, невыполнение родителями обязанностей  по  воспитанию  детей. Семья должна стать активно действующим элементом системы профилактики правонарушений среди подростков. Активная работа в области правового воспитания, пропаганде здорового образа жизни, преодоления всех типов зависимостей и социальной некомпетентности, социализация подростков должна стать главной задачей современной школы.

Правовое  и патриотическое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.

        Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников — это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.

Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников необходимо рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности. К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости соблюдения их требованию, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.

Правовое и патриотическое  воспитание как система, как комплекс целенаправленных мер и средств воздействия на сознание школьников приобретает актуальность в старшем звене школы, когда подростки могут уже сознательно воспринимать сущность законов.

Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям юридических норм. Центральной задачей правового  воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением школьника.

Важно, чтобы учащиеся хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, знали свои права и обязанности, правоохранительные органы, систему судов в РФ, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и юридическую ответственность, которая предусмотрена за них. Необходимо уделить внимание понятиям “доброта”, “порядочность”, вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность  воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения школьников.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Организационные формы воспитательной работы

Схема 1.

 

                 

Структура Программы

Программа  включает в себя 4 вариативные программы:

        - Гражданин;

        - Толерантность;

        - Семья;

        - Лидер.

Каждая программа имеет свои цели, задачи и кураторов из числа педагогов.

Вариативная программа «Гражданин»

Главные идеи программы:

  • формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции;
  • поддержка стремления учащихся служить Отечеству, утверждать
    на земле справедливые взаимоотношения между людьми, отстаивать свои права и права других людей;
  • воспитание гордости за свое Отечество и ответственности за судьбу своей страны;
  • стремление к миротворчеству, отстаиванию своей позиции с позиции разума, а не силы;
  • понимание учащимися избранной ими программы поведения для будущего самоопределения.

Главные цели программы:

  • воспитание способности делать свой жизненный выбор и нести за
    него ответственность; отстаивать свои интересы, своей семьи, коллектива, своего народа, государства;
  • формирование уважительного отношения к народам мира, человечеству, представителям других национальностей, к своей национальности, ее культуре, языку, традициям и обычаям;
  •  признание ценности независимости и суверенности своего государства и других государств.

Задачи программы:

  • формировать у учащихся правовую культуру, свободно и ответственно самоопределяться в сфере правовых отношений с обществом;
  • формировать гуманистическое мировоззрение учащихся, способное к осознанию своих прав и прав другого, способности к нравственному саморазвитию;
  • обучать решению задач правового и гражданского воспитания, связанных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования;
  • формировать гордость за отечественную историю, народных героев,
  • сохранять историческую память поколений в памяти потомков;
  • воспитывать уважение к национальной культуре, своему народу, своему языку, традициям и обычаям своей страны;
  • проявлять свою гражданскую позицию в самых непредвиденных ситуациях, бороться с безнравственными и противоправными поступками людей.

Содержание воспитательной работы:

  • изучение учащимися правовых норм государства, законов и формирование ответственного к ним отношения;
  • организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения;
  • сотрудничество с правовыми  организациями в целях правового    просвещения учащихся;
  • формирование способности руководствоваться в ситуациях нравственно-правового выбора мотивами долга, совести, справедливости;
  • изучение биографий выдающихся граждан своей страны  патриотов и борцов за Отечество;
  • развитие патриотических чувств учащихся через организацию и
    проведение внеклассных мероприятий, формирующих патриотизм  на практике, а не на словах;
  • организация встреч с представителями общества – истинными гражданами и патриотами своей страны;
  • создание условий для проявления истинного патриотизма учащихся, любви к Родине, школе, месту, в котором ученик растет;
  • посещение мест, связанных с памятью поколений, формирование
    культуры проявления патриотизма и гражданской позиции;
  • демонстрация примеров проявления молодежью, школьниками
    гражданской позиции и мужества, патриотизма;
  • поощрение учащихся, проявляющих гражданскую позицию, мужество и героизм;
  • активное сотрудничество с социумом и общественными организациями по развитию патриотизма и гражданской позиции учащихся;

Формы внеклассной работы:

  • тематические классные часы;
  • встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;
  • встречи с ветеранами войны и труда, солдатами и офицерами срочной службы;
  • конкурсы, викторины по правовой и патриотической тематике;
  • праздники получения паспорта, дня Конституции;
  • интерактивные игры, дебаты, дискуссии патриотической и правовой тематики;
  • конкурсы и концерты, посвященные правовой и патриотической тематике;
  • походы, праздники, часы общения, посвященные правовой и патриотической теме.

Традиционные мероприятия для учащихся 9-11-х классов

в рамках  программы «Гражданин»

Старший школьный возраст – это время принятия первых значимых в жизни решений. Ребята должны уметь проявлять самостоятельность, обдумывать принимаемые решения, проецировать принятие решения на свою будущую жизнь, демонстрировать ответственность в принятии решений, задумываться о том, как принятое решение повлияет не только на его судьбу, но и на судьбу людей, которые рядом с ним.

Старшеклассники должны учиться с помощью внеклассной работы моделировать свою будущую жизнь в социуме. Они имеют право на общение с педагогами на равных, они хотят откровенно высказывать свою жизненную позицию, осмысливать ее в полемике с взрослыми людьми. Старшеклассники должны активно принимать на себя заботу о младших и пожилых людях.

 Возможны следующие мероприятия:

  • походы по местам боевой славы;
  • встречи с ветеранами и помощь им;
  • конкурсы «Письмо ветерану», «Военные истории моей семьи», «В жизни всегда есть место подвигу», «Боевая и трудовая слава моего дома», «Отрывной календарь войны...»;
  • правовые тренинги;
  • встречи с представителями правоохранительных органов «Изучаем право»;
  • праздники, посвященные памятным датам календаря, памятным событиям родного края.

Вариативная программа «Толерантность»

Главные идеи программы:

  • принятие учащимися нравственных ценностей и обусловленных ими принципов поведения в систему собственных ценностей, знаний и убеждений;
  • предъявление нравственных требований к себе и своему поведению;
  • воспитание культуры толерантности, основанной на самовоспитании и самосовершенствовании;
  • осознание учащимися необходимости проявления нравственного поведения в самых непредвиденных ситуациях, сохранение чувства собственного достоинства и уважение достоинства других людей;
  • практическое применение знаний и умений в области толерантности;
  • проекция сегодняшнего, нравственного облика человека на его будущее и будущее близких и родных ему людей.

Главная цель программы: воспитание толерантного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях.

Задачи воспитания программы:

  • создавать условия для проявления учащимися нравственных знаний, умений и совершения нравственно оправданных поступков;
  • знакомить учащихся с законами толерантности  и поступками предыдущих поколений;
  • изучать с учащимися нравственные традиции их семей и поколений;
  • развивать у учащихся потребность в совершении нравственных, толерантных  поступков;
  • создавать ситуации практического применения нравственных знаний в реальной жизни;
  • способствовать приобретению положительного нравственного опыта и преодолению в себе желания к проявлению безнравственных поступков;
  • создавать условия для толерантного самовоспитания учащихся.

Содержание воспитательной работы:

  • изучение толерантной воспитанности учащихся школы и определение возможных путей коррекции нравственной воспитанности учащихся необходимыми методами и формами воспитательного воздействия;
  • изучение нравственного климата в семьях учащихся и классных коллективах, консультирование родителей, классных руководителей по изученной проблеме;        
  • разностороннее развитие толерантного мышления учащихся, привлечение возможностей социума для формирования нравственной культуры учащихся,
  • ответственности за свои поступки;
  • учет возрастных особенностей в организации деятельности учащихся по данному направлению;
  • создание условий для проявления учащимися собственных достижений в проявлении своих нравственных качеств;
  • поощрение учащихся, совершающих толерантные поступки.

Формы внеклассной работы:

  • спецкурсы по нравственной тематике;
  • тематические классные часы;
  • тренинги толерантного самосовершенствования;
  • экскурсии, знакомство с историческими и памятными местами города, страны;
  • дискуссии по нравственной тематике;
  • поисковая работа, создание музеев;
  • шефская работа в детских садах, больницах;
  • изучение нравственного наследия, имеющего общечеловеческий характер: золотое правило нравственности;
  • праздничные поздравления одноклассников, педагогов, сюрпризы, конкурсы;

Традиционные мероприятия для учащихся 9-11-х классов в рамках

программы «Толерантность»

 Старшеклассники находятся на пороге взрослой жизни. В задачу школы и классных руководителей входит развитие их толерантного и интеллектуального потенциала. Учащиеся должны изучить нравственные правила мира и своей страны, познакомиться с нравственными принципами людей. Школа должна дать учащимся возможность проявить свою толерантность на практике для блага других людей.

Возможны следующие мероприятия:

  • дебаты и дискуссии по нравственной тематике (например, «На-
    горная проповедь – миф или реальность?», «Нравственное наследие античности»);
  • вечера памяти выдающихся людей страны и мира, внесших свой вклад в толерантное развитие общества;
  • конкурс знатоков «Религии мира и их духовные наставники»;
  • классные собрания по итогам четверти, учебного года «О себе вслух и только правду»;
  • конкурсы сочинений «Моя позиция», «Мой нравственный идеал»;
  • исследование мнения старшеклассников на тему «Чем дорожу в родной школе»;
  • праздник «Как на школы именины испекли мы каравай» (акция «Подарок школе своими руками»).

Вариативная программа «Семья»

Главные идеи программы:

  • семья – основа будущего благополучия человека, уверенности в завтрашнем дне;
  • ребенок – надежда и опора родителей, они вправе надеяться на его помощь и поддержку, на уважительное к себе отношение;
  • ребенок должен расти и развиваться в атмосфере любви, доброты и поддержки, свободной от любых форм насилия;
  • школа должна помочь ребенку сохранить и укрепить связь с отчим домом и семьей.

Главная цель программы: осознание учащимися всех возрастов значимости семьи в жизни любого человека.

Задачи программы:

  • создать условия для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания учащихся;
  • позитивно влиять на формирование у детей и родителей позитивных семейных ценностей;
  • преодолевать негативные тенденции в воспитании учащихся в отдельных семьях, привлекать, с целью помощи и поддержки, соответствующие организации;
  • способствовать демонстрации положительного опыта воспитания детей в семье;
  • создавать условия для духовного общения детей и родителей;
  • создать систему целенаправленной воспитательной работы для психолого-педагогического просвещения родителей и совместного проведения досуга детей и родителей.

Содержание воспитательной работы:

  • создание банка данных о семьях учащихся;
  • изучение взаимоотношений детей и родителей, атмосферы в семьях учащихся;
  • сотрудничество с общественными и правовыми организациями с целью сохранения физического и психического здоровья и благополучия каждого ребенка в семье;
  • создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель — ученик - родитель»;
  • удовлетворение потребностей родителей в консультативной помощи психолого-социальной службы школы;
  • разностороннее просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики, воспитания учащихся, использование активных форм просветительской деятельности;
  • организация проведения совместного досуга родителей и учащихся;
  • привлечение родителей к активному участию в жизни школы, формированию внутренней политики школьной жизни;
  • демонстрация достижений родителей в воспитании детей, положительного опыта семейного воспитания;
  • поощрение родителей, активно участвующих в жизни школы.

Формы внеклассной работы:

  • тематические классные часы, посвященные истории рода и семьи (например, «Откуда начинается мой род», «Военная летопись моей семьи», «История создания семьи моих родителей», «Моя семья в фотографиях и воспоминаниях», «Памятные даты моей семьи», «О тех, кого мы вспоминаем с грустью...», «Мужчины нашего рода», «Традиции нашей семьи», «О моих близких с любовью»);
  • праздники семьи (например, «Истории любви моего дома», «Мамины руки, нет их теплее...», «Дорогое слово – отец»,«Долгая и близкая дорога к дому»)
  • спортивные состязания с участием отцов и матерей;
  • праздники: Восьмое марта, День защитника Отечества, Первое сентября, День Учителя, Праздник вступления в школьную жизнь и т.д.;
  • тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации, беседы с детьми и родителями;
  • походы выходного дня, экскурсии, викторины, КВНы родительско-ученических и семейных команд, брейн-ринги, интеллектуальные марафоны родителей и детей;
  • дни творчества, дни открытых дверей.

Традиционные мероприятия для учащихся 9-11-х классов

в рамках программы «Семья»

Большое внимание должна уделить школа воспитанию семейной культуры старшеклассников. В первую очередь, это формирование нравственных понятий о сыновнем и дочернем долге перед семьей и родителями, уважительного отношения ко всем членам семьи.

В задачу школы входит обучение проектированию будущей семейной жизни старшеклассников, исходя из реалистических ожиданий и возможностей самого старшеклассника.

Внеклассная работа со старшеклассниками в этом направлении должна сводиться к формированию семейных ценностей, подготовке к роли члена своей будущей семьи.

Классные руководители  организуют такие  внеклассные мероприятия, которые способствовали бы формированию у учащихся следующих правил поведения человека в родительской семье и в своей будущей:

Жить сегодня, помня о прошлом и проектируя будущее.

Уважать личную жизнь членов семьи, не допуская того, чтобы они стали рабами желаний, интересов, вкусов и привычек одного из членов семьи.

Не только получать приятное от членов семьи, но и совершать для них приятные поступки.

Открыто и тактично высказывать свое мнение и свои мысли, научиться делиться с родными положительными и отрицательными чувствами.

Уважать труд других и не бояться трудиться для других.

Не делить домашние обязанности на мужские и женские, пробовать себя в различных ролях.

Принимать как само собой разумеющееся право каждого члена семьи на собственные интересы и увлечения, которые не всегда могут совпадать с интересами и увлечениями всех членов семьи.

Проявлять собственное достоинство и человечность, не попирая при этом достоинство и человечность других членов семьи.

Не пытаться переделывать других под себя и не позволять переделывать себя под других.

Считаться с чужим мнением, даже если оно расходится с вашим мнением.

Доверять членам семьи и быть преданным ей.

Помогать и поддерживать друг друга не только в горестные, но и в радостные минуты жизни.

Возможные следующие мероприятия:

  • игровые тренинги моделирования семейных и супружеских ситуаций;
  • читательские конференции по произведениям отечественной и мировой литературы, предоставляющие возможность постановки и решения нравственных задач семейного воспитания;
  • диспуты и дебаты старшеклассников и родителей (например, «Что важнее в семье - горькая правда или сладкая ложь?», «Если родители в разводе...», «Выбор
  • профессии: мнения разделились...», «Кого слушать – друзей или родителей?», «Брак по любви или брак по расчету?», «Отцовский авторитет. Он есть или его нет?», «Последствия сексуальных отношений», «Если мнения разделились...», «Как быть достойным своей любви?»);
  •  интеллектуальные клубы старшеклассников (например, «Женщины-декабристки. Великое служение супружескому долгу», «Любовные истории, которые потрясли мир», «Судьбы женщин в странах мира», «Праздники и будни обычной российской семьи. Необычное интервью», «Лучшие фильмы России о любви мужчины и женщины», «Какой я вижу мою будущую семью?», «Мужчина и женщина на войне. Невыдуманные рассказы», «Музыка и литература о вечной теме», «Рассказы о человеческой стойкости и предательстве в любви», «Образец семьи в религиях мира», «Семья в пословицах и поговорках, народных преданиях», «Великие люди страны и мира о семье и детстве»);
  • экскурсии в детские сады, начальную школу, проведение утренников с учащимися начальной школы; школа семейной этики;
  • конференции по вопросам семейных отношений;

Вариативная программа «Лидер»

Главные идеи программы:

  • органы ученического самоуправления способствуют развитию у учащимися таких лидерских качеств, как самостоятельность, инициатива, ответственность, активность, забота о других.
  • ученическое самоуправление создается во имя детей, потому что в настоящее время разрушены традиционные детские структуры, а новые создаются с трудом;
  • ученическое самоуправление создается для детей, потому что отвечает природным свойствам и интересам каждого ребенка: потребность общаться, исследовать, творить, подражать, дает возможность найти свое место в жизни;
  • ученическое самоуправление создается силами самих детей, потому что в основе его создания желание чувствовать себя уверенно в любой ситуации, получить дополнительные знания в той сфере, с которой связана будущая профессия: сочетать личный интерес ребенка с интересами семьи, окружающих людей, социума;
  • ученическое самоуправление создается с участием взрослых, так как без помощи взрослых ребятам трудно реализовать проекты самостоятельно.

Цель: создание условий для раскрытия способностей и творческих замыслов обучающихся, формирование умений жить в коллективе, развитие ученического самоуправления, воспитание патриотических чувств, активизация энергетики успешности.

Задачи: 

  • развитие у подростков коммуникативных качеств, лидерских способностей,  осознание своей роли в окружающем мире;
  • привитие вкуса к творчеству, инициативе;
  • обучение организаторским навыкам;
  • создание сплоченного коллектива старшеклассников, способного стать инициатором и организатором интересных творческих дел.

Принципы ученического самоуправления:

        1) принцип демократизма:

  • выборность всех органов самоуправления и право выбора деятельности, позиции, решений;
  • защита интересов каждого и учет интересов меньшинства;
  • гласность и доступность информации для всех;
  • отчетность и подконтрольность;
  • совместное формирование и  принятие норм и правил и их обязательное выполнение;
  • равноправие участников процесса и паритет в отношениях;
  • уважение взглядов и интересов каждого;
  • способность всех и каждого к общественному договору;

2) принцип сочетания личностного и общественного:

  • самоуважение, самостоятельность, желание состояться, т.е. добиться успеха и общественного признания;
  • умение и желание быть полезным, иметь то, чем ты можешь быть полезным;

3) принцип соответствия содержания деятельности учащихся и форм ученического самоуправления:

  • ученическое самоуправление создается под определенную принятую детьми деятельность, под разработанную детьми программу, под социально значимую цель;

4) принцип управления успехом:

       Фазы успеха:

  • состояние активного восторженного ожидания;
  • уверенная активная совместная деятельность и совместное сопереживание;
  • положительная эмоциональная окрашенность переживаний в связи с достижением цели;
  • приятное «послевкусие» и надежда на то, что может быть, в будущем, произойдет ещё что-нибудь невероятное, где ребенку будет интересно, где он будет востребован, где ему будет хорошо;

5) принцип перспективных целей;

6) принцип коллективной ответственности;

7) принцип ротации участников процесса (постоянное замещение      должностей);

8) принцип личной заинтересованности;

9) принцип взаимодействия (взрослых и молодежи);

10) принцип достижения личных целей;

11) принцип сочетания традиций и инноваций;

12) принцип продуктивной деятельности:

  • умение ставить и достигать цели;
  • устойчивые ценности личности и коллектива;
  • желание и способность заниматься разнообразными видами деятельности;
  • умение общаться и вступать в позитивно окрашенные отношения;
  • умение коллективно придумывать и создавать;
  • умение и желание познать новое;

13) принцип стимулирования:

  • опережающее стимулирование – моральная поддержка, материальное, информационное обеспечение, носящее эксклюзивный характер.
  • стимулирование по итогам (хвала и награда, оценка успешности, поощрение);

14) принцип практикоориентированности;

15) принцип личностного и коллективного роста;

16) принцип толерантности.

Чем больше реально существующих направлений ученической активности будет в школе, чем больше доверия к детям, тем интереснее и практически важнее окажется их деятельность, тем больше активных, самодеятельных и самостоятельных, готовых к решению жизненных проблем граждан получит наше общество.

Ведущие виды деятельности органов ученического самоуправления:

  1. Познавательная деятельность – предметные недели, встречи с интересными людьми, интеллектуальные игры, диспуты, конференции, консультации. Скорая предметно-вспомогательная служба «Репетитор». Школа ученического актива – клуб «Лидер».
  2. Трудовая деятельность – забота о порядке и чистоте в школе, благоустройство школьных помещений и территорий, организация дежурства классов.
  3. Спортивно-оздоровительная деятельность – организация работы спортивных секций, спартакиада, соревнования, дни здоровья.
  4. Художественно-эстетическая деятельность – концерты, фестивали, праздники, конкурсы, встречи, выставки.
  5. Шефская деятельность, сотрудничество в параллелях, вожатские отряды – помощь младшим, забота о старших.
  6. Информационная деятельность – письменная информация о жизни класса, школы, выпуск школьной газеты
  7. Школьный отряд безопасности.

Основные черты ученического самоуправления:

  • наличие ярко выраженного мотива или желания учащихся принимать участие в предложенном или задуманном постоянном или временном деле;
  • поддержка педагогическим коллективом и администрацией детских         инициатив и желание помогать детям;
  • наличие выборных постоянно сменяющихся органов ученического самоуправления, подотчетных общему собранию.

Во главе Совета Председатель, который выбирается из числа Совета старшеклассников сроком на 2 года. Работу министерств курируют опытные педагоги. Деятельность регламентируется уставом.

                       

Ожидаемый результат

Создание целостной системы воспитания (воспитательного пространства).

 Повышение социального статуса воспитания в современном обществе.

Повышение роли воспитательной деятельности в гуманизации общественно-экономических отношений, формирование у обучающихся новых жизненных установок.

Достижение нового уровня взаимодействия ОУ и семьи в вопросах воспитания и социализации успешной личности обучающихся.

Выполнение программы может существенно повлиять на воспитание молодого поколения:

  • поможет выпускнику почувствовать себя успешным;
  • обеспечит ведение ЗОЖ, отвлечет от дурных привычек и агрессивности;
  • окажет воздействие на развитие общей культуры, ответственности, правосознания, чувства уважения и гордости за своё Отечество;
  • поможет адаптироваться в социальной среде.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Программа

«Гражданин»

1. Гуманистическое мировоззрение.

2. Осознание ценности человеческой жизни.

3. Гордость и ответственность за свою страну.

4. Правовая культура.

5. Гражданская позиция.

Программа

«Толерантность»

1. Умение отстаивать свои взгляды, настойчиво преодолевать трудности.

2. Целеустремленность.

3. Адекватная самооценка.

4. Толерантное отношение к обычаям, уважение культурных традиций народов России.

Программа

«Семья»

1. Уважение к старшему поколению.

2. Бережное отношение к общечеловеческим ценностям.

3. Способность быть хорошим семьянином.

4. Приоритет семьи, семейных ценностей.

Программа

«Лидер»

1.  Создание единого школьного коллектива.

2. Повышение навыков социального взаимодействия.

3. Готовность учащихся к выполнению социальных функций в обществе.