Достать чернил и плакать!

Балданова Аюна Будажаповна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Поэтическая шкатулка

Из сборника «Аршан поэзии родной»

---------------------------

Звезда Дондока Улзытуева

Мерцает вся жизнь звездой в вышине,

И сердце рыдает в святой тишине…

Как много мелодий оборвалось!

Как быстро, друзья, нам расстаться пришлось!

Душе ветер жизни с любовью ответил,

Что в ваших сердцах обрёл я бессмертье!!!

Что тает холодный, безжалостный лёд,

Что песню зари ая-ганга поёт!

Как счастлив был я и несказанно рад,

Вдыхая при жизни её аромат!

Я трепетно нёс её по судьбе,

В поэмах рождалась бурятская степь!

Мой слух звучаньем оркестра ласкал

Великий, Священный, бездонный Байкал!

Поэтом я стал, устремившись в мечту!

Спасибо за жизнь, мой родной Шибертуй!

Пусть буду бежать по траве босиком,

Вливать в себя силы парным молоком!

В ночную прохладу грустит пусть Тунка,

Закончилась песня                                                                          её паренька!

Теперь я звездой горю в вышине

И сердцем рыдаю в святой тишине!

Я жизни земной познал красоту!

Ты помни меня, дорогой Шибертуй!

                                                    2017


         Намжилу Нимбуеву посвящается

Душа живёт предчувствием грозы…

Как молнию небесную стреножить?

(«Стреноженные молнии»)

Поэзия рождается слезами,

как безудержный всхлип струны.

Она средь уличных базаров

Так жаждет сильно тишины.

Мелодией загадочною льётся,

Как Ниагарский водопад…

Поэзия никогда не зазнаётся

Среди светящихся лампад.

Она стучится в ледяные души

И на коленях дарит всем мечту.

Её любовь непониманье рушит

И дарит миру красоту!

Поэзия – не ожиревшая духовность,

Не фарисейский пустоты обряд!

Поэзия – свечи готовность

Гореть для жаждущих лампад.

Поэзии земная оболочка держит вожжи

Вопросом вечности святой:

«Как молнию небесную стреножить

И озарять сердца мечтой?».

                        2013 год

                              Борису Пастернаку

Февраль. Достать чернил и плакать

(«Творчество»)

Люблю творенья Пастернака!

Влюбляюсь в мир его души -

Порой приходится мне плакать

И тайны мыслей ворошить.

Повсюду хлам и беспорядок,

Раздробленные кирпичи

И в этой суетной громаде

Его поэзия журчит!

Через февральские рыданья

Исходит тайно благодать.

Глазами Демона вбирал он мирозданье,

Чтоб жизнь сестрою называть.

Стихи любимого ПОЭТА

Сжигают сено суеты.

Моя душа теплом согрета

Его Рождественской звезды.

Тоска врачует тайно сердце,

А вечер быстро так настал -

Дай выплакать бумаге душу

И так, чтоб каждый зарыдал…

                              2010 год

Пушкинской осенью…

Когда октябрь птицей сизокрылой

Вдруг встрепенётся, устремляясь в небеса...

В застывших лужах проясняются простые

Столбов фонарных милые глаза.

Иду пешком, спеша и улыбаясь

Всем встречным, даже воробьям –

И пусть не понята другими.

Что же, я не каюсь,

Ведь просто радуюсь таким прекрасным дням!

Как хорошо, что можно быть собою,

Шептать в пути молитвы октябрю

И наслаждаться прожитой судьбою,

И видеть мир таким, каким его люблю!

И если переменчивость лихая

Нарушит равновесие души,

Октябрь мне шепнёт, в безмолвье затихая,

И станет память рьяно ворошить.

И истиной незыблемою встанет

Прошедших лет рассветная роса...

И вновь в застывших лужах глянут

Вдруг на меня столбов фонарные глаза…

2017 год

На острове юности

Мне хочется порою оглянуться

На мир оставленных своих надежд…

На остров юности воспоминанья рвутся,

Как дорог сердцу этот переезд!

Забуду чемоданчик быта на вокзале

И наконец-то вновь куплю билет

Туда, где строчки радостно бежали

Слезами Пастернака в феврале…

Я в очереди стою, заглядывая в лица,

И стонет сердце от тоски, хоть вой…

Нам выпал шанс сейчас остановиться

И насладиться неба дивной синевой!

Порою надо рваться всем на части,

Лететь туда, где счастьем дышит грудь…

Ведь к прошлому всегда причастен

Наш жизненно духовный путь!

Вот станция «Студенчество» - пора на выход!

Нажми, водитель, просто тормоза,

И я сойду, пройдусь по листьям рыхлым,

И буду так ходить, пока не прошибёт слеза!

Я вспомню дружбы верные объятья,

Гитару громкую подруги Гунсемы,

Когда все пели Цоя, как заклятья

От сессии до сессии – ведь это были мы!

Пройдусь я тихо этажом филфака,

И будет тихо замирать мой дух,

Когда родные голоса и знаки

Услышит мой вдруг напряжённый слух…

Здесь диалектов разные наречья

Мы изучали, восторгаясь красотой,

И ценности здесь открывали вечные,

Любуясь Пушкинской строфой…

Спасибо, станция, что даришь людям

Надежду, веру и судьбы сюжет!

Пусть вечно свет сиять твой будет,

Филологический наш факультет!

2017


После прочтения Исая Калашникова

Что есть свобода? Это чувство свято!

В нём есть сиянье утренней зари,

Блаженство розовых закатов

И лики дышащей земли!

В нём бьются силы всех аршанов,

Дарящих жизнь и миг судьбы,

Оно ведь счастье совершает

На перепутьях всех борьбы…

Что есть свобода? Это святость чувства

Разящих правду в непокой…

Оно для многих как кощунство

Над ненаписанной строкой.

Октябрь, 2017

****

Почему устремляюсь я в горы?

Может, манит к себе так родник?

Он бурлит во мне чистым восторгом,

Озаряя стремлений всех пик.

Почему меня манит так в степи?

Может, манит к себе их тоска,

Где полыни горькие стебли

Служат силой для ног рысака?

Птицы клином летят надо мною,

Что-то шепчет игриво Джида:

«Я тебе все секреты раскрою,

Эта истина жизни проста!

Дух рыдает, поёт и резвится

В каждом сердце, где есть тишина,

И поэтому рьяно стремится

В те края, где бывает весна…»

И услышав такое признанье,

Ослепляюсь сиянием солнца:

Так во мне же живёт мирозданье,

Ведь являюсь я дочерью горца!

2018



Предварительный просмотр:

***

Сегодня вторник… эка незадача!

Лететь бы птицей в тёплые края!

А ты сидишь и потихоньку плачешь

Над тем, что жизнь  скучна твоя…

Живёшь по графику, стараешься как можешь

Судьбу свою перебороть…

Вдруг понимая, что нет ничего дороже

Как счастья пережитого ломоть.

И вспоминаешь радугу над домом,

Смеющиеся любимые глаза…

В них жизнь бурлила нежная, бездонная…

Ты видишь их, когда оглянешься назад…

Сегодня вторник… эка незадача!

Душа болит… и это просто лично…

Начальство отдыхом своим я озадачу,

Ведь ухожу сегодня на больничный!

Займусь собой и чтеньем Евтушенко,

Сегодня в лес пойду и обниму сосну…

Она стоит и ждет меня давненько,

Как лучшую подругу и сестру…

Возможно, станет легче нам обеим

Тоску бездонную молчанием деля…

«Пока, родная, скоро прибегу к тебя я

Под холод дерзкий декабря!».

Эх, скоро вторник… эка незадача,

Казалась вечностью моя суббота..

Больничный закрываю чуть не плача –

Во вторник снова график  и работа…

                                        31.10 2017

Моей бабушке посвящаю

Не снится ли вам навязчивый сон

Лик детства незримо пульсирует в нас…

И в каждой травинке с жемчужной росой

Есть исповедь слез, текущих из глаз.

Так, ночью безлунной вдруг память коробит:

Я снова девчушкой бегу по тропинке,

И тооби моя, любимая тооби

Молитвы читает с душой, без запинки…

Идем мы по лесу с охапкою прутьев,

Как много у нас с нею милых забот:

И я не хочу из детства проснуться…

Пусть вечно сияет его небосвод

Мы вместе всегда, как река с берегами –

Играет волна, лаская границы.

В щебечущем лесе, полном счастья и гама,

Ты вдруг понимаешь, что не все повторится.

Смотрю на тебя, моя милая тооби,

Морщинки считаю, ловлю каждый миг…

И детства ушедшего дышит утроба,

Оно для меня как судьбы материк.

Молитвы твои ум мани пад мэхум

Вдруг шепотом четок пронзают мой слух…

И голос твой тихий, прерываемый эхом,

Поддержкой, опорой укрепляет мой дух.

И вновь по тебе мое сердце скучает -

С тоскою бездонной тереблю я кисет…

И млечным путем вкус горячего чая

Устремляется вверх через дым хандизе…

                                     4.02.2018

Семёну

Посмотришь на меня, лапулька, изумлённо,

Навстречу, звонко засмеявшись, побежишь.

«О мамочка моя!» - вдруг крикнешь мне влюблённо…

Один остался в садике мой  родненький малыш…

Он смотрит вдаль и вглядывается в лица

Спешащих мимо садика прохожих.

И маленькое сердце будет учащённо биться,

Узнав в них что-то близкое, похожее.

А мама задержалась на работе,

Как долго не звенит заливистый звонок!

И смотрит на часы с волненьем и заботой,

Ведь в садике со сторожем сидит её сынок.

Он воспитателю учтиво помахал рукою

И прислонился лобиком к окну…

Глаза его полны невыплаканной тоскою,

Вбирая неизведанную вдруг тишину.

И вот калитка, наконец-то, отворилась –

Спешит родная мамочка, спешит!

И все тревоги мимолётом растворились

У маленькой и светленькой души!

                                                                                                                       2016

Плач

Ты в тишине ночной сидишь и плачешь,

Подушку крепко обхватив…

В судьбе чужой ты ничего не значишь,

Ведь в ней ты горестный мотив…

Души взволнованной петарды

Взрывались миру напоказ…

Быть может, мир свой прятать надо

От хладнокровно-дерзких глаз?

Ты будешь искренним и честным –

Мир плюнет в сердце, засмеясь,

Подаришь радость безвозмездно –

Тебя при всех растопчут в грязь

Поплачь и выговорись подушке,

Она вберёт в себя всю соль,

Твоя сестра, твоя подружка,

Твоей отдушины вся боль…

А завтра просто встрепенёшься,

Забыв про горестную ночь…

Опять прохожим улыбнёшься

И думать будешь, чем им помочь…

                                      29.11. 2017

_____________________________________________________________________________________

Есть множество в жизни крутых остановок.

Ты мчишься бураном порою в пути,

И как бы ты ни был энергичен и ловок,

На отдых души надо просто сойти.

Усталость ведь нервною хваткою мучит,

Твои устремленья сжимая в тиски,

А в небе холодные мрачные тучи

Бездушно всем дарят мотивы тоски.

Я просто сойду сейчас на вокзале,

Пусть поезд умчится вперёд без меня…

Километры дорог вновь опять ускользают

Далеко, за собою мечтами маня.

30.11.2017

______________________________________



Предварительный просмотр:

Олицетворенье чести педагогической династии Плюсниных

Все реже мы слышим о педагогических династиях в последние годы… Новый 21 век ворвался в нашу жизнь с гулким шумом напористого духа: он начал диктовать свои условия и требования к образу мышления молодежи, в этой связи подрастающий представитель нового общества выбирает модные профессии и специализации, которые помогут ему в будущем стать успешным, обеспеченным и счастливым. К сожалению, профессия педагога уже не манит к себе, а даже отталкивает. Но есть всё-таки исключения: молодые ребята идут работать в школу благодаря авторитету своих родителей, который сформировал в душе у человека уважение к учительскому труду. Видя, как близкие люди посвятили свою жизнь школе, как они востребованы в обществе и как относятся к ним земляки, человеку хочется пройти этот путь, продолжить дело родителей… И теперь это слаженная и единая команда, связанная между собой не только семейными узами, но и работой, мыслями, поступками – теперь у них одна задача – трудиться во имя чести имени. Таковой для нас, закаменцев, является династия педагогов семьи Плюсниных!

Выпускник районной гимназии Иван Плюснин был обычным мальчишкой в школе. Учился средне. Но что давалось ему на высший пилотаж, так это физкультура, которую преподавал ему отец Евгений Алексеевич. Мальчик с детства наблюдал за каждым успехом учеников папы, затем сам начал приносить победы в шкатулку школьной команды по разным видам спорта: будь то футбол, баскетбол, волейбол, армреслинг, бег, прыжки в длину или военная подготовка (отец является бессменным руководителем школьного военного клуба «Отвага» - примеч. авт). За каждым завоёванным Дипломом и за каждой заработанной в честном бою медалью стоит участливое, горячо переживающее сердце мамы Оксаны Евгеньевны. Ей-то ли не знать, как важна поддержка родного человека для взросления ребёнка! И она как заботливая мать сделала всё, чтобы сын состоялся как личность в жизни, смог отвечать за свои поступки и правильно выбирать жизненные стереотипы. Иван теперь сам отец, и ему важно было определиться в жизни, чтобы стать достойным примером для маленького сынишки, которому тоже нужно правильное воспитание… Безусловно, выбор, сделанный Иваном заслуживает уважения: работать педагогом не легко, но настоящий парень не выбирает лёгких путей, он думает о будущем своих детей!

Евгений Алексеевич вот уже 33 года трудится на ниве образования, Оксана Евгеньевна – 29 лет! Семейная чета вот уже около тридцати лет и дома, и на работе (трудятся в одном коллективе! - примеч. авт) вместе неразлучно. Их имена гремят далеко за пределами Закаменского района: он - «Лучший учитель физкультуры-2010», «Педагогическая элита- -2009», Почетный работник Российской Федерации, она - «Гран-при Учитель года- 2003» в районе, «Надежда Бурятии» -  Учитель года - республика, «Лучший учитель-исследователь по развивающей системе Л.Занкова»- 2007,  лауреат Президентской премии «Лучший учитель РФ», Почетный работник Российской Федерации. Стоит подчеркнуть, что мама Оксаны Евгеньевны Ваганова Зоя Ильинична всю жизнь отработала воспитателем детского сада «Черёмушки» города Закаменска. Так что истоки семейной династии педагогов Плюсниных  достойно начинаются с горячо любимой бабушки. Старшие Плюснины – Евгений Алексеевич и Оксана Евгеньевна дали путёвку в жизнь будущим военным, спортсменам, врачам, педагогам, экономистам… Очень много благодарных сердец закаменцев живут любовью к этим замечательным людям, сумевшим достойно нести имя семьи, ставшим для многих оплотом крепкого семейного тандема и качественного благородного педагогического труда.

У Ивана Евгеньевича Плюснина, молодого учителя физической культуры Закамны впереди много побед и свершений, он подаёт большие надежды как талантливый тренер, так как у него есть самое главное, взятое от родителей по наследству – сердце, ценящее детей, обожающее учительский труд. А дети ответной любовью отзываются к нему, к педагогу, вселившему в каждого любовь к спорту!

Есть в каждом ручье неведомая сила,

Что дух питает и рождает стих!

Тебя любовь родителей взрастила,

Чтоб ты проглядывался в них!

Теперь твой каждый шаг (без лести ) –

Ступенька к опыту души –

И это есть олицетворенье чести,

Чем так отец твой дорожит.

И пусть порою будут неудачи,

Не надо уходить в себя…

Быть может, в тайне ты поплачешь,

Но рядом бьется сердце матери, тебя любя…

Именно этими строчками хочется завершить своё повествование о семье Плюсниных. Это только начало славной биографии педагогической династии. Продолжение следует!

Аюна Балданова,

учитель русского языка и литературы,

член Союза журналистов России.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Коллеге- наставнику Викулиной Светлане Николаевне

Пороша кружилась, пороша рыдала,

Ей горестно было кружить вопреки…

Собою она все следы заметала,

Читая свои на Крещенье стихи.

Молитвою тихой свеча догорела -

Учителя след не растает во мгле!

И вечности море плещется смело,

Ведь зёрна взошли твои на земле.

И в каждом живёшь ты, Учитель, ты рядом…

Невольно душа эти мысли строчит…

Уроки добра, лик бессмертного взгляда

Будут жить все во мне, пока сердце стучит.



Предварительный просмотр:

Судьба, построенная на вере в себя

«Человек – это то, во что он верит», - такие строки Антона Чехова привлекли недавно моё внимание. Вглядываюсь в людей, сравниваю и соглашаюсь с классиком. Мы сотканы нитями наших мыслей. Всё, что заложено в нас, пульсирует и выражается через поступки, слова – мировоззрение рулит, одним словом. Конечно же, всё закладывается (большая часть) в нас с самого детства, с момента становления нашего «Я», с окружения, в котором мы вбираем, как губка, все нюансы своего будущего внутреннего человека…  Благо, ты воспитывался в хорошей, порядочной семье, тебя окружали  достойные люди, и они стали крепким фундаментом твоей личности! Давайте поговорим именно об этом сегодня в моей заметке о коллеге Аюшеевой Елене Андреевне, учителе физики МАОУ «Закаменская СОШ №1».

Принято считать, что бабушки и дедушки портят детей излишней заботой. Но отбросим этот стереотип в сторону, ведь мы говорим именно о тех, кто в противовес этому мнению стал достойным представителем общества. Елену Андреевну воспитали буквально с рождения бабушка и дедушка. Санагинская долина – родина нашей героини. Воспетая Мэлсом Самбуевым земля взрастила её человеком открытым, сильным, волевым, верящим в себя! Внучка Баранова Доржо Жамсарановича, ветерана войны и труда, кавалера ордена Славы III степени, прошедшего все дороги Великой Отечественной войны до самого Берлина, не должна была вырасти слабовольной. Бабушка Елены Андреевны Бандеева Хандажап Гендуновна, безусловно, тоже внесла свою лепту в неё: аккуратность, высокая требовательность к себе, к качеству работы, честность, строгость в воспитании – сделали своё дело. С детства приученная к труду, проникнутая наставлениями бабушки и дедушки, Елена Андреевна мечтает работать в школе учителем, она решает поступать после окончания Санагинской школы в Бурятский государственный педагогический институт имени Д. Банзарова. Училась в школе хорошо, поэтому поступает в 1988 году легко в заветный вуз на физико-технический факультет.

Сейчас Елене Андреевне 50 лет. Это успешный педагог Закаменского района, завуч школы. Она проработала в одном коллективе 27 лет! Это человек, чья судьба создавалась перед глазами коллег. «Учитель высшей категории, учитель-мастер, обладающий высоким инновационным потенциалом, успешно внедряющий в учебно-воспитательный процесс новейшие технологии обучения и воспитания. Это и метод проектов через предметные погружения в основной и средней школе, и технология продуктивного обучения. Ясная целевая установка, глубокая продуманность каждого урока во всех его деталях присуща всем её урокам. Учитель умело развивает индивидуальные способности ученика – каждый ребенок чувствует себя комфортно на её уроках, где царит атмосфера доброжелательности, понимания, взаимного доверия, и создана ситуация успеха» - такими словами отзывается о ней коллега и друг Макарова Л.А.

Всё у Елены Андреевны получилось! Она эксперт Комитета по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования и науки Республики Бурятия, победитель конкурса лучших учителей России в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» (2008 год), а ныне эксперт конкурса Лучших учителей России. Славится учитель своими учениками, которые благодарны ей за знания, наставничество. Родной 9 «А» обожает своего классного руководителя, так как она умеет найти к каждому подход, помогает реализоваться всем.

С виду очень строгая и серьёзная, на самом деле, ещё и принципиальная донельзя, Елена Андреевна руководствуется теми установками, которые должны соблюдаться, навязаны сверху для обеспечения качества.  Тем самым мы приучены сдавать всё вовремя, идти на экзамен или зачёт  без надежды на «авось кто поможет». Она выполняет свою работу всегда честно, выкладывается на все сто, мы уважаем ее за требовательность, каждый её совет – чёткий, приправленный профессионализмом. Очень близко я узнала её как человека во время недельной командировки в Улан-Удэ, когда участвовала в Республиканском конкурсе «Учитель года» в 2019 году. Сильная и горячая поддержка Елены Андреевны на всех этапах, её умение выбирать стратегию, мудрость советов помогли уверенно выступить и достойно представить район. Я всегда буду благодарна ей и многим коллегам, кто был со мной в тот момент.

У Елены Андреевны прекрасная семья. Вместе с мужем Николаем Дугаржаповичем буквально на днях она отмечает фарфоровую свадьбу: вот уже ровно 20 лет супруги строят своё семейное счастье на основе любви, взаимного уважения друг к другу, взаимопонимания.  «Спасибо за сына и за дочь…» - такими словами обратился Николай Дугаржапович  к любимой жене на школьной линейке, посвященной её юбилею, и не сдержал слёз. Он растрогал и нас, ведь это искренние чувства, свидетельствующие о настоящей любви, когда слова ни к чему… Аюр и Арюна – дети четы Аюшеевых – выросли на наших глазах. Родители дают всё, чтобы у них было необходимое: трепетно любят, заботятся, волнуются за их судьбу. Похожие в равной степени на маму и папу,  Аюр и Арюна стараются оправдать все чаяния родителей. Они уже выпустились из школы, и каждый пытается найти себя во взрослой жизни, Елена Андреевна и Николай Дугаржапович помогают им идти к намеченным целям.

Виноградную косточку в теплую землю зарою,
И лозу поцелую, и спелые гроздья сорву,
И друзей созову, на любовь свое сердце настрою.
А иначе зачем на земле этой вечной живу?

Эти строки Булата Окуджавы мне слышатся в душе при написании заметки о коллеге, друге семьи Елене Андреевне. Она умеет не только любить, работать, но и дружить. Гостеприимства у неё не отнять: по-особому вкусен её чай, щедр и изобилен всегда стол. Прекрасная домохозяйка, хлебосольная, всегда улыбающаяся и светящаяся счастьем! Пусть виноградная косточка всегда приносит плоды радости, уважения, стабильности, богатства! Пусть всё заветное и светлое сбудется! А иначе никак нельзя, ведь ваше имя означает «светлая». Светлых надежд, радости и любви! Ведь вы есть то, во что вы  верите. Привет вам от Антона Чехова.

Аюна Балданова, учитель русского языка и литературы

МАОУ «Закаменская СОШ №1»



Предварительный просмотр:

Рубрика - Размышления у парадного подъезда-        

Название Школа – это не только ЕГЭ, это  жизнь сердца, души и ума

        Вот и позади школа. Шестой выпуск МАОУ «Закаменская СОШ №1»  отправляется в будущее, то, о чём мечтали ребята, становится их настоящим. Парадоксально устроена наша жизнь: чем дальше мы от прошлого, тем хочется возврата в него. А будущее манит мечтами, заветными целями. Любой выпуск отпускаю с трепетом, но это выпуск по-особенному люблю. Ведь здесь выпустился мой сын Алдар, а это неописуемое чувство. Ты мама, ты классный руководитель, ты учитель-предметник. Каждому из нас уготовано было пройти путь триединства.        

        Но как классная мама я была строгой, доставала требованиями дисциплины, достойной учёбы, контролировала каждый шаг детей. Ребятам дешевле было прийти вовремя в школу, подготовить домашнее задание, за опусы всегда включалась моя дрель по сверлению совестливости. Я взяла свой класс от учителя начальных классов Макаровой Людмилы Александровны. Полна уважения к ней за мудрость, терпение, профессионализм: всегда степенная и спокойная, она создала из этих детей, доверенных нами, родителями, дружный стабильный коллектив. Основы были заложены в начальной школе ею на «отлично». Моя задача – сохранить и приумножить, если получится. У нас с Макаровой Л.А. создался хороший тандем: мы прошли весь путь школьной жизни с ребятами вместе, как говорится, от звонка до звонка. Да, уроки знаний всеми усвоены, отметки стоят в аттестате. Но школа даёт также свои нравственные уроки. Мне, как педагогу, отработавшему в школе около 20 лет, понятно, что портрет ученика – в его поведении, в его умении общаться с окружающими, работать и учиться. Кто работал, усиленно готовился к ЕГЭ, преодолевал мысли «авось повезёт», тот и победил! В этой связи хлопаю в обе ладони Ахрору Салимову: умница! Представитель узбекской диаспоры нашего Закаменска смог доказать всем и себе самому, в первую очередь, что мечта сбывается только тогда, когда трудишься. Русский язык на 94 балла, химия на 91 балл, а биология на 78 баллов. В Читинской медицинской академии Салимов Мухаммадахрор Долимжонович Угли возглавляет рейтинг абитуриентов, первый в списках. Алина Нимаева изящно, легко сдала русский язык (94 балла) и профильную математику (83 балла), в конце июня девочка зачислена уже в студенты Высшей школы экономики в Москве. Александр Гонжитов проявил настоящий характер во время подготовки к экзаменам. Всё сдал ровно замечательно. А ведь осенью по русскому языку было так не обнадеживающе, что я вынуждена его была записать в группу риска. В 11 «а» тоже есть прекрасные ребята (классный руководитель Дамбаев Чингис Лазаревич), сумевшие вырваться вперёд, как настоящие спортсмены. Таковым является  для меня Тарбаев Бато, лучший математик района. Но ему не давался русский язык. Начинал он семи баллов по тесту, сочинение не давалось. Но упорство, дисциплина, режим сделали своё. У него русский сдан на 66, математика на 74, физика на 85 баллов.

                 Как же хочется, чтобы девчонки и мальчишки сохранили в себе эту детскость, которая сделала их личностями, чтобы не обрастали равнодушием и ценили всё, что связано с малой родиной, близкими, школой. Элементарно, пройдя по улице мимо учителя, завуча, техработника школы, здоровались первыми, взамен получая радость.  Вот в этом, наверное, вся суть смысла учительского труда. Не только в том школа живёт в вас, что вы достигли по продвижению к мечте, но в умении ценить людей, с кем брали основы. В этой связи обожаю и особенно люблю прошлогодних выпускников Егора Соколенко, Викторию Юркину, Дашаниму Чимитова – всегда помашут, спросят о делах. Мы часто созваниваемся… И ты мысленно благословляешь их, своих птенцов, у которых уже свои траектории полёта, но они всё те же, искренние и открытые дети. Был у меня первый ученик Денис Жарков, занимался журналистикой в районном школьном пресс-центре. Солидный банкир. Проживает в Иркутске. Денису сейчас 34 года. Но как я ценю все его знаки внимания через приветы, которые мне передают его мама и братишка Егор Герасимов.  Егор - выпускник этого года нашей школы. Воспитанный, целеустремленный. Всё идет от семьи, одним словом.

        ЕГЭ… Много толков, много противоречивых мнений. Нужно ли оно? Смело говорю: нужно! Ведь у большинства целеустремлённых ребят появляется возможность поступить в вуз мечты на общих основаниях. Сегодняшняя школа не отвечает  требованиям времени: не было материально-технической базы - были учителя, но как только материально-техническая база появилась, учителей нет… Вот парадокс. Модное слово «вебинар» не даёт достойную подготовку. Родители проплачивают вебинары, хватаясь за соломинку, и получают в итоге измождённое дитя, которое еле-еле слушает многочасовые лекции знатоков предмета, а поутру не может встать утром на уроки. Однажды урывками прослушала вебинар по истории, который выкупила сыну, и у меня от ужаса волосы на голове встали дыбом: бородатый дяденька рассказывал об историческом факте, разъясняя материал нецензурной лексикой.  Хорошо как: из одного источника и святое, и поганое льётся! Что сказать… Одним словом, вебинары не есть путь к успеху. Что касается меня, то запретила сыну слушать это «растекание по древу» и отправила на проверенный сайт «Решу ЕГЭ», где составляла ему тесты, он решал на время задания, а потом проверяла сама красной пастой, распечатав ключ к тесту. Над минусами он работал, читая пояснения на этом же сайте и пособия по истории, которые были закуплены в «Полиноме». После такой подготовки с моим материнским участием история сдана на 75, русский на 92, а обществознание на 83. Мы оба неимоверно устали, готовясь к ЕГЭ, потом устали ждать результатов, теперь устали ждать поступления. Каждый день мы и наши ребята из выпуска вместе с родителями просматриваем рейтинги вузов, куда поданы заявления. Неописуемое состояние надежды…

        Почему завалы на ЕГЭ – закономерное явление? Причин много. Рада, что русский язык мои ученики все сдали. Но этому результату предшествовала титаническая подготовка. Я ставила цель - медалистов достойно подготовить и не допустить завалов. Труд детей и мой труд оправдались. Что касается других учебных предметов. Я видела, как ребята занимались, как коллеги выкладывались. На многих смотрела с восхищением: Руслана Скоробогатова, Максим Горковенко, Баяр Гармаев, Владимир Дашеев, Батор Дымбрылов, Андрей Злыгостев, Ахрор Салимов, Алдар Цыренов, Сэржема Будаева, Вячеслав Колодин, Гармаев Денис, Батуева Алина и многие другие упорно шли с сентября к намеченной цели, скрупулёзная пошаговая подготовка делала своё дело. На уроках они всегда активны. Кто ленился, понадеялся на удачу, тот потерпел неудачу. Экзамен по обществознанию очень сложный, во многом надо разобраться. Ответственность  ложится не только на плечи преподавателя, но надо менять сам учебный процесс. С нового учебного года в нашей школе вводятся уроки финансовой грамотности. Мы уверены, что это поможет ребятам лучше подготовиться к экзамену по обществознанию. Закуплены учебники и рабочие тетради с 6 по 11 классы. Директор С.Д. Убанова обеспечила школу всей серией учебников, одобрила переход на учебники по русскому языку в 11 классе под авторством Львовых С.И и В.В.  и закупила их. Это радует. Ещё один из путей успеха на ЕГЭ – работа с репетитором, у которого есть непререкаемый авторитет. В этой связи неоценимую поддержку многие ребята получили от сильнейших педагогов района Гонжитовой Янжимы Цырендоржиевны (физика), Салисовой Любовь Ивановны (химия)...

        Школа, дети, в первую очередь, держатся всё-таки на учителях! Буду честной: нас закидали бумажками, отчётами, онлайн-заседаниями, совещаниями… Мы бываем обескровленными.  И бегут лучшие учителя из школы в косметологи, менеджеры по продаже пластиковых окон, уезжают в Монголию, на север – там хоть платят по достоинству. Я тоже поглядываю туда…         

        Отдельное слово о родителях. Когда есть такие родители, как Наталья Борисовна Нимаева, Лилия Семёна Тарбаева, Ландина Ольга Николаевна, Горковенко Цырегма Сергеевна, Елена Сергеевна Тентилова и многие другие – учителя будут работать, стремиться делать все ради учеников! Низкий поклон всем родителям всего шестого выпуска – это настоящие соратники, помощники учебного процесса. Да, не всё складывалось идеально в нашем диалоге, но компромисс находили всегда на взаимном уважении. Но замечаю, что институт родительства оскудел в последние годы. Не каждый родитель понимает долю своей ответственности перед школой, почему-то всё взваливается на плечи педагогов. В средних классах это бьёт ключом: непослушание учащихся, матершина, ничегонеделание, шаляй-валяй – бич нового времени. Как долго и много надо детям дать, вразумить, элементарно приучить открывать учебник, а они впитывают всё, данное тобой, но пока не все готовы перестроиться. Другие дети пришли, другие родители… к ним нужен подход. Они готовы строчить директору заявления-жалобы, бежать в прокуратуру. А сердце у учителя одно, оно умеет ведь и болеть, и нагонять высокое давление… Так профессионалы и уходят из школы, чтобы не длинный рубль найти, а элементарно – живым остаться. А молодые педагоги прямо бегом бегут за новым дипломом, но только не педагогическим, в вуз…

        Мы не защищены ничем. Одного профессионализма одному профессионалу мало. Нам нужна командная работа. Нам необходимо возрождать ассоциации учителей в районе. Надо возрождать сотрудничество с БГУ, как раньше в золотые годы гимназии, когда директором работала Барышева В.Н., начальником РУО был В.М. Бадмаев. Ох, и хорошее же было время!!! Надо переставать вариться в собственном соку. Элементарно внутри коллектива многие школы ходят кучками из двух-трёх человек и собираются вместе только во время педсовета. Пандемия…. Вайберизация и зумизация жизни из-за эпидемии Ковида сделала своё дело: многие важные вопросы мы решаем через вайбер, а педсоветы проходят через платформу «Зум». Нет дела, которое кипит вживую, создаваясь в пекле идей, споров - одни фотоотчёты!

        Остаётся верить, что жизнь наладится, ученые изобретут лекарство, в школах начнёт бить ключом, что всё вернётся к реалити-шоу: будут открытые уроки, конкурсы, методические семинары, конференции! Пусть будут у нас творческие проекты, зажигающие звёзды среди детей, молодых педагогов и опытных учителей, пусть наши выпускники будут помнить о школе только хорошее с улыбкой и приятной ностальгией. Мы хотим просто жить школьной жизнью искренне и открыто, понимая друг друга: как прежде, учить стихи, устраивать конкурсы, петь песни, ходить в походы - одним словом, «живыми быть, живыми, живыми и только до конца!» (мой любимый поэт Борис Пастернак, примечание автора). Ведь школа – это не только ЕГЭ, отчёты, мониторинг, это жизнь и судьба, её нельзя строить только в вайбере, её надо проживать сердцем, душой и умом. Эх…

Аюна Балданова, учитель высшей категории МАОУ «Закаменская СОШ №1»,

член Союза журналистов России.


Предварительный просмотр: