Мои публикации в научных сборниках и Сети Интернет

Балданова Аюна Будажаповна

          Исследовательская деятельность педагога - это особое слово в работе. Ключевыми стержнями для становления личности являются стремление познавать новое, умение анализировать и обобщать сделанное,  способность делиться накопленным опытом. Учитель выходит за рамки школьной программы, старается направлять учеников к поиску истины. Здесь я представляю опубликованные в научных изданиях материалы о том, что больше меня волнует как учителя-исследователя. Также здесь представлены Свидетельства о публикации материалов.

 

 

  1. «Кинематографическая мастерская на уроках литературы» в сборнике «Актуальные проблемы филологического образования в условиях введения ФГОС ООО: материалы республиканской научно-практической конференции (Улан-Удэ, 18 ноября 2016 года) / отв. ред. И.Б. Костина. – Улан-Удэ: Издательство Бурятского государственного университета, 2017. 240 с.

УДК 376.6

 

КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

КАК ПУТЬ К ОТКРЫТИЮ МИРА И СПОСОБ РАСКРЫТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА

 

Аннотация:

В статье рассказывается о попытке заинтересовать учащихся чтением литературных произведений через деятельностный подход на уроке. Кинематографическая мастерская помогает вовлечь учащихся в процесс чтения, объединяет детей на создание единого творческого продукта, помогает раскрыть им свои способности, учит работать над речью, проявлять себя с лучшей стороны. Ученики в этом проекте – активные деятели, главные помощники учителя. Подробно размышляет автор над тем, как же всё-таки заинтересовать детей литературой, чтобы прочитанное стало для них настоящим духовным открытием. Автор представляет методическую разработку создания фильма-интерпретации по повести «Шинель» Николая Гоголя.

Ключевые слова: кинематографическая мастерская,  единый творческий продукт, заинтересованность детей чтением, духовное открытие…

The article describes an attempt to interest pupils in reading literary works through the activity approach in the classroom. The cinema workshop helps to involve pupils in the reading process, unites children to create a single creative product, helps them to reveal their abilities, teaches them to work on a speech, to express themselves from the best side. The children in this project are active figures, the main assistants of the teacher. The author reflects in detail on how to interest children in literature, so that the reading becomes a real spiritual discovery for them. The author presents a methodological development of the film-interpretation of the novel "the Overcoat" by Nikolai Gogol.

Key words: non-traditional lesson forms, cinematographic workshop, a single creative product, children's interest in reading, spiritual discovery ...

 

21 век стремительно диктует свои правила:[A1] [WU2]  информационная доступность, о коей когда-то мы мечтали, отдаляет наших детей от книги. Теперь можно быстро [A3] прочитать краткое содержание изучаемого художественного текста в Интернете и на наивном дилетантском уровне иметь представление о творении писателя. Длинный текст требует усилий. Художественное произведение – рефлексии,  работы на собой.  Все сокращается и упрощается, чтобы не затруднять читателя, быстро «продавать» ему продукт, услугу, эмоцию, идею.   Все больше людей заканчивают свое светское образование после учебного заведения, так и не полюбив с упоением читать, глубоко и неспешно мыслить, развиваться и получать опыт на примерах  выдающихся личностей, описанных в литературе.   Неужели всё так безнадёжно?  

Наша задача как учителей заключается в том, чтобы спасти подрастающее поколение от поверхностного восприятия произведений классиков. От того, как ребёнок прочитал и пропустил через свою душу того или иного писателя зависит его личностное развитие. Конечно, каждого автора ребёнок не обязан запомнить и жить его заветами, но труд учителя заключается именно в том, чтобы помочь ему понять важные жизненные ценности. Пусть будет хоть один любимый автор, ставший для подрастающей личности  помощником и другом.

И ещё очень важно, на мой взгляд, давать детям право самим вести урок, давать им возможность проявить себя не только как ученикам, но и как полноправным взрослым личностям, ищущим себя, способ своего самовыражения. В этой связи мне повезло. Моими учителями были настоящие мастера своего дела: Юденко Лариса Егоровна (учитель в школе), Гармаева Светлана Искровна, Семёнова Елена Владимировна, Имихелова Светлана Степановна, Костина Инна Борисовна (преподаватели Бурятского государственного универсистета)… Именно у них я училась мастерству и особенному трепетному отношению к Слову. Сократовский подход в построении подачи материала, заключающийся в пробуждении любви к знанию через дискуссии, поиски ответов на поставленные учителем вопросы, дал понимание того, каким всё-таки должен быть современный урок в школе.

Условия работы у учителей также меняются. Так, мы работали когда-то в районной гимназии, где учились сильные ученики. Работать с ними было одно удовольствие. И вот после реструктуризации из-за аварийного состояния здания мы перешли работать в новую школу – теперь мы учителя МАОУ «Закаменская СОШ №1». Контингент учеников стал обширным, отборный принцип уже не запускается. Поэтому увеличилось количество детей, у кого в учёбе возникают академические трудности в освоении образовательной программы по русскому языку и литературе, т.к. дома предпочитают смотреть телевизор вместо чтения книг, с ребенком не разговаривают, не слушают и не задают вопросов. Одноклассники предпочитают обмениваться краткими сообщениями в соцсетях. Там точно не до обсуждений духовных терзаний Гамлета и  Наташи Ростовой. Таких детей с каждым годом все больше, но только не  в нашем проекте!

Проект никогда не ограничивается одним литературным произведением. Всегда есть продолжение, движимое избытком внутренней энергии ребенка, полученной от синергии процессов, действий  и результатов  проекта. Это особенно ценно, когда школа работает  не в самых благоприятных условиях, когда социально-экономическое окружение не способствует достижениям учащихся, проявлению талантов,  когда достойным книгам приходится конкурировать с информационным мусором внешней среды и Интернета. Многие дети испытывают трудности

 

Нетрадиционные формы обучения и помогают вести детей к открытию себя, нахождению важных истин. Вот уже третий год я стараюсь прививать любовь к литературе через организацию нетрадиционных типов урока. Пробовала разные. Но особое внимание в данной статье хочу уделить уроку – творческой мастерской. Мой проект называется «Урок литературы как кинематографическая мастерская». Цель проекта заключается в организации учебного процесса с точки зрения деятельностного подхода. [A4] Знать на «5» тематику и проблематику художественного произведения – это не цель, а вот выразить своё «Я» к прочтению, проявить себя не только как ученик, но и как оператор, актёр, помощник режиссёра, сценарист, критик, корректор, стилист, монтажёр – вот перечень тех моделей поведения на уроке[A5] , которые может испробовать ученик – это и есть одна из целей. Поверьте, детям это интересно, и они с воодушевлением и с неподкупной серьезностью и ответственностью относятся к своей должности. Учитель является режиссёром разворачивающегося на уроке действа, главная задача которого вовлечь каждого ученика в создание единого творческого продукта – интерпретированной киноверсии прочитанного текста. Как награда за урок – блеск в глазах ребят, радостные улыбки от проделанной работы, недовольство собой – все эти переживания заставляют перечитать текст, обратиться к критике, дополнительной литературе. Мы ещё долго будем возвращаться к этому уроку, обсуждать игру актёров, и не раз будет у нас желание переделать, переснять, сделав ещё дополнительные дубли, чтобы материал выглядел лучше и начал обладать смысловой цельностью. 

У нас есть свой канал на ютубе, который называется «Всё зависит от гор, на которых стоишь». Здесь мы публикуем наши творческие продукты. «Станционный смотритель», «Капитанская дочка» А.С. Пушкина, «Морин-хур» Баира Дугарова и многое другое объединяет каждого из нас, напоминает о проделанной работе, настраивает на новые творческие свершения. Умение работать в команде, приносить пользу, искать истину, проявлять терпение, выдержку, скрупулёзно делать монтаж, озвучку – всё это лишь объединяет коллектив, подчёркивает индивидуальность каждого ребёнка. [A6]

Из   активистов школьной  «киномастерской»:  [A7]  ученик 8 класса Александр Путинский начал писать свои стихи - отзывы о прочитанном: эти экспромты полны раздумиями и переживаниями юного поэта о смысле жизни; ученица 9 класса Арюна Аюшеева с исследованием о региолекте города Закаменск в 2018 году занимает 2 место на Республиканской НПК «Шаг в будущее»;  Виктория Юркина (9 класс) стремится проявить себя на артистическом поприще, победитель [A8] муниципального этапа Всероссийского конкурса «Живая классика», а также она участница Республиканской олимпиады по литературе; Алтына Шагжиева пробует себя в роли писательницы, и её рассказ «Мы вернёмся» занимает 1 место во IV Всероссийском литературном конкурсе «В книжной памяти мгновения войны…», проводимом Всероссийским центром гражданских и молодёжных инициатив «Идея» (2018). Личностных результатов много у ребят: Данил Никкари начал писать стихи под РЭП, Алина Батуева обтачивает своё ораторское умение, Максиму Кондабаеву не везёт в высоких оценках, но он замечательный гитарист, и свою хорошую оценку может заработать через прекрасную игру на гитаре на уроке литературы, оформляя музыкальное сопровождение. Ребята учатся не боятся выражать своё мнение, свою читательскую позицию, и то, что произведение не остаётся за бортом сознания детей – считаю одним из плюсов внедряемого проекта. А теперь внимание! [A9] Творческий кинопродукт седьмых классов Закаменской СОШ №1 «Станционный смотритель» удостоен Диплома 23 Международного конкурса театрального творчества в 2016 году в городе Новосибирск.  

Опытом работы охотно делюсь с коллегами. В 2016 году на  занятии с учащимися 7 класса Петропавловской СОШ №1 присутствовали учителя Джидинского, Закаменского, Тункинского, Кабанского районов, в этом же году выступала на Республиканской  конференции «Актуальные проблемы филологического образования в условиях введения ФГОС», после чего была опубликована статья «Кинематографическая мастерская на уроках литературы». В 2017 году участвовала  в Международной НПК в БГУ «Русский язык и литература в образовательном пространстве Азиатского региона», в 2018 году провела мастер-класс для коллег-филологов на базе Дутулурской СОШ Закаменского района.

Как же строится работа? Как снять такой фильм по мотивам прочитанного произведения? Во-первых, мы изучаем учебную программу, и встречаются такие произведения, которые задевают наши души, мимо которых так просто не пройти, хочется возвращаться к ним, сопереживать его героям, искать какие-то параллели с нашей жизнью, с родным Закаменском (с родной Кяхтой, с родным Улан – Удэ…). Задело – значит будем работать над фильмом!

Во-вторых, безусловно, надо иметь представление о том, что же такое кинематографическая группа. Это союз творческих людей, работающих над созданием единого творческого продукта. Каждый знает своё дело. От работы каждого зависит весь процесс и качество выполнения созидаемого материала. Ребятам объясняется особенности такой формы коллективной работы. Без видеокамеры на штативе, а также фотоаппаратов, смартфонов с режимом видеосъёмки никак. Основную базовую видеосъёмку учитель берёт на себя, он доверяет, учит заинтересованных ребят азам видеосъёмки, и иногда и сам учится у них.

В-третьих, должен появиться сценарий, представление о содержании фильма.  Приходится постараться заинтересовать детей с первого урока! Из серии уроков, к примеру, посвященных творчеству Н.Гоголя, пишущего о вещном мире, порабощающем души людей (вспомним нетленную «Шинель»), пошагово даю материал, объясняю, провожу с детьми  параллели с современной жизнью. Образ Акакия Акакиевича Башмачкина исследуется очень скрупулёзно и детально, через наводящие проблемные вопросы. На первом уроке обсуждаем: «Стоит ли вещь ставить превыше жизни, превыше души?», «Что такое счастье, по-вашему, ограничивается ли это состояние обладанием какой-нибудь вещью или это безграничное ощущение свободы от всего мелочного, что-то очень важное и огромное нежели просто вещь?». Говорят все. Кто прочитал текст «Шинели» Н.Гоголя, пытается быть близким к автору, это мнение ценно, конечно. Но те, кто ещё не знаком с текстом, выдают порою настоящие шедевры. Например, «Я могу назвать себя счастливым человеком, потому что у меня есть велосипед за 25 тысяч…», или «Для меня счастье – это быть сытым, чтобы родители получали вовремя зарплату».  И это мнение также ценно.  Таким образом, выходим на проблематику произведения, нацеливая на прочтение текста. Лучшие формулировки учащихся записываются учителем в блокноте, в конце урока или на самом уроке прошу  авторов высказываний записать свои мысли у себя и запомнить. А это уже  мнения критиков на будущий фильм.

Детей в классе можно разделить на группы. Но так как я работаю в большой городской школе, где в 9 классе могут быть две-три параллели, даю задание по классам.  Можно предложить детям одного класса такое задание: «Найти примеры из своей жизни и жизни близких и знакомых, иллюстрирующие зависимость человека от определённых вещей, предметов». Ученики приносят на урок слайды, демонстрирующие их вещный мир, составляющий их счастье: новомодные телефоны, компьютеры, велосипеды, машины, одежду… Некоторые ребята делают свои ролики о материальном мире городка.  Второму классу даю задание придумать современный сюжет «Шинели» Н.В. Гоголя на закаменский лад. Сама помогаю. Идея будущего фильма обретает свою содержательность и получается сценарий.

«Мотор! Камера!». Современный Башмачкин, носящий очень бедную, худую, изношенную куртку, ограничивает ради своей мечты себя во всём, пьёт в школьной столовой вместо чая кипяток, не ест вкусных булочек, красиво переписывает бумажки одну за одной и … наконец-то идёт  в швейную мастерскую «Грация» - кабинет технологии для девочек школы №1, где опытные мастерицы (одноклассницы) снимают с него мерки на пошив его будущего бурятского дэгэла. Он окрылён. Живёт ощущением будущего счастья. И вот наступает долгожданный день. Наш Башмачкин в новом красивом дэгэле идёт по городской площади, чеканно вышагивая, любуясь собой. Толпа людей восхищается им (в роли толпы - одноклассники). Эти сцены мы снимаем на видеокамеру. Также снимается сцена ограбления и дальнейшей несчастной жизни без дэгэла. Отличным материалом к фильму может послужить выученный монолог из рассказа современного автора Александра Цыпкина «Кармическое. Гоголевское. Бульварное». Можно этот рассказ снять как немое кино в быстром режиме, наложить в качестве звука музыку или комментированным закадровым чтением текста.  Записываем на видео мнения критиков, в роли которых выступают желающие. Каждый старается внести свою лепту в создание будущего фильма.

Наполнить фильм духовными ценностями помогают картины вечного, по-настоящему ценного: картины природы, детские игры, картинку того, как старший брат или сестра забирает своего младшего члена семьи из детского сада, играет на гитаре, где проявляется счастье общения, особое внимание можно уделить улыбке детей. Нужные ассоциации и образы подбираем вместе с ребятами. Те, кто любит петь, могут спеть о важности вечного. К примеру, это может быть песня «Чистые пруды» Игоря Талькова, у девочек, кто учится в музыкальной школе на вокальном отделении, такие песни в репертуаре есть. На выбор. Отличным звуковым материалом может послужить также стих «Проклятье века – это спешка» Евгения Евтушенко, в котором поэт говорит о важности вечного в нашей жизни, о том, как необходимо останавливаться и видеть красоту этого мира, чувствовать себя счастливым в минуты остановок. Ведь мы спешим в погоне за материальным и приходим к духовной пустоте. Эти песни, рассказы и стихи звучат на уроках, а потом они начинают вживаться в наш фильм. Рисунки, стихи, мнения также запечатлеваются на видеокамеру. Общими усилиями мы приходим к следующему в фильме: не надо зависеть от вещей, не стоит зацикливаться на роли материального, чтобы не повторить ошибок маленького человека.

 Кстати,  находим существенные отличия гоголевского маленького человека от пушкинского типа маленького человека: маленький человек в повести «Станционный смотритель» А. Пушкина – это задавленный, униженный, оскорблённый, но внутренне богатый [A10] человек (он не принимает деньги от Минского в качестве откупа за Дунечку, для него дочь – самое ценное), а у Гоголя – продавший свою душу дьяволу за обладание вещью, это бездушный тип, не ценящий ни себя, ни семьи, ни жизни: вещь поглотила его полностью и убила. Сравниваем, оцениваем, делаем выводы. Стараемся не повторять ошибок главных героев в жизни. 

Мы делаем всегда несколько дублей, мучаемся, волнуемся. И это тоже ценно, так как во время всех этих попыток ребёнок понимает, как важно уметь правильно выражать свою мысль на бумаге и вслух,  начинает работать над  речью, произношением и дикцией. И вот уже на съёмки сюжетов он приходит уже с заранее заготовленным текстом, выстраданным наедине с собой дома. Со временем и я как учитель понимаю, что одной спонтанной импровизации мало, тем более, что волнение и беспокойство всегда приводят ученика к беспомощности. Конечно, есть ребята, у которых прекрасно развита спонтанная устная речь, но и те теряются. Лучше заранее давать тексты ролей и критических высказываний, высказанных на уроке детьми – давать им на дом для заучивания – на съёмке они уже уверены и ничего не боятся. Так достигаются метапредметные результаты – в виде осознанной саморегуляции, умения эффективно коммуницировать, работать в команде. 

 Попытка погрузиться в мир кинематографической мастерской даёт возможность сохранить критически важные  моменты школьного периода. Наш читательский видео-дневник будет жить на просторах Сети, в любом возрасте на любом расстоянии от дома мы можем продемонстрировать свою работу перед друзьями и близкими, заново окунуться в незабываемые минуты работы над фильмом и улыбнуться самим себе, вспомнив ту атмосферу творчества, объединившую каждого из нас. Такие яркие школьные проекты безусловно оставят глубокий след в жизни ребенка, повлияют на его личность, духовное, интеллектуальное и физическое развитие развитие.

 

Литература:

  1. Артемьева, О. А. Система учебно-ролевых игр профессиональной направленности [Текст]: Монография  / О. А. Артемьева, М. Н. Макеева. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. – 208 с.
  2. Гриценко, Л. И. Личностно-социальная концепция А. С. Макаренко в современной педагогике (сравнительный анализ отечественного и западного макаренковедения) [Текст]: Монография / Л. И. Гриценко. –Волгоград, 1997. – 264 с.

 

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL:http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2661.;

 


 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: