Конкурс профессионального мастерства "Учитель года"

Балданова Аюна Будажаповна

Конкурс профессионального мастерства - это возможность проявить себя, поучиться у других. Это радостные минуты творчества. Я два раза участвовала в профессиональном конкурсе: первый раз раз в районном конкурсе "Самый классный классный" (2009 год), где завоевала Гран-при! В 2019 году в районном конкурсе "Учитель года" стала победителем. 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Размышления у парадного подъезда

Войти в конкурс можно, а выйти из него – нельзя!

Прошло уже четыре месяца после «встряски», иначе не назовёшь то состояние, пережитое мной во время конкурса «Учитель года – 2019», а до сих пор я нахожусь в рефлексии, каждый день обдумывая проделанные шаги на всех этапах, вспоминая те мгновения, отпечатанные в душе. Не зря председателем Республиканского клуба «Учитель года Бурятии» Е.С. Цыдыповой перед нами, конкурсантами, при первой встрече были высказаны такие слова: «В конкурс «Учитель года» войти можно, а выйти из него нельзя». Теперь я согласна с Еленой Сергеевной, ведь это абсолютная правда! Человек окунается в мир влюблённых в своё дело людей, он получает столько энергетики, сколько хватит для бесперебойной работы над собой на долгие годы.

Новый формат: постарайся себя не терять!

Я всегда с особым трепетом относилась к профессиональному конкурсу «Учитель года». Скорее, это можно объяснить той атмосферой праздника, которая царит в актовом зале РДК: учителя, дети, родители становятся частью одной Вселенной. Школа… все проходят через неё, поэтому у каждого в сознании она обретает свои начертания. Для многих ребят и родителей выступление учителей на сцене переворачивало их представление о них: «Оказывается, Ирина Ивановна еще и непревзойдённая артистка!». Никогда не забуду, как в 1996 году будучи школьницей, была свидетельницей ликующего зала РДК: зажигательный латиноамериканский танец в исполнении учителя словесности школы №2 Маргариты Будаевны Бадаевой был настоящей неожиданностью для всех… Но постепенно визитная карточка изжила себя: решили, что учитель не обязательно должен быть артистом. Шли годы, и много звёзд родилось на педагогическом небосклоне благодаря конкурсу. Перечислю лишь тех, кого сама лично знаю, уважаю и ценю: Михаил Цыбикович Доржиев, Николай Дугаржапович Аюшеев, Валерий Иванович Халтинов, Плюснина Оксана Евгеньевна, Жаргалма Соктоевна, Гармаева Наталья Юрьевна, Булат Леонидович

         ,Галина Владимировна Семёнова, Жалсанова Наталья Константиновна, Викулина Елена Александровна, Бандеева Ирина Викторовна и многие другие. Выступление учителя на конкурсе – это, прежде всего, представление самой школы, в которой он работает. Поэтому сама подготовка в идеальном случае требует слаженной работы всего коллектива. Везёт той школе, где администрация понимает все эти нюансы и помогает своему участнику. В этом году районный конкурс визиток проходил не в РДК, а в актовом зале школы №1…

Так получилось, что 2019 год для был для меня ознаменован был прохождением аттестации. В первый раз подала заявление на высшую категорию. Новые требования кажутся порой недостижимыми. Все мучения должны были закончиться лишь в конце апреля в виде заветного Приказа министра образования республики Б.Б. Жалсанова. Папка готовилась, открытый урок и защита системы педагогической деятельности стали настоящим потрясением: не скрою, что была постоянно в поисках, в пробах и ошибках, чтобы в итоге представить себя как подобает. И в конце февраля предложение директора С.Д. Убановой участвовать в конкурсе вызывает прежде всего у меня ответ «нет», но мудрый довод руководителя о плюсе к аттестации пересиливают и приходится согласиться. Выхожу из кабинета Светланы Доржиевны, и мне отчётливо слышится «Мы еще с вами в город поедем», «вот влипла…» - слышу свой внутренний голос.

Районный конкурс проходил в четыре этапа: урок, открытый мастер-класс, написание эссе и представление визитки. Плечом к плечу со мной была всегда наша завуч по учебной работе Е.А. Аюшеева. Это очень требовательный и опытный учитель, за годы работы в системе образования ею приобретён колоссальный опыт: методические рекомендации Елены Андреевны и стали той подпиткой для самообразования. Но беру своё, а именно проект «Кинематографическая мастерская на уроках словесности», вместе отрабатываем все шаги и ищем нужную педагогическую подоплеку. Разговаривала и советовалась со многими, как лучше давать урок и мастер-класс. Но все советы сводились к одному: надо представлять то, что у тебя лучше всего получается. Именно на этом следует строить всю концепцию своей педагогической деятельности и не отходить от неё на всех этапах.

За время существования конкурса (23 года!) формат его проведения менялся несколько раз. 2019 год не стал исключением. Давать открытый мастер-класс РУО было решено в Цакирской средней школе. Нам, конкурсантам, был оказан очень тёплый приём. Модернизированная светлая школа поразила всех: как здорово, что сельские ребятишки учатся в таких благоприятных современных условиях, где тепло и комфортно! Особая благодарность от нас всех директору Светлане Нацагдаржиевой и дружному гостеприимному коллективу Цакирской школы.

Мастер-класс…  Мы, учителя района, в очень дружественной обстановке представляем себя. Нас 14 (?) человек, в том числе три учителя-словесника. Параллельно, в других аудиториях защищают свои технологии педагоги дополнительного образования и бурятоведы. Радует, что много молодых учителей! Выделяется С. Б. Намсараев, учитель физкультуры Улентуйской СОШ, ведь он на конкурсе единственный мужчина и какой! Впереди у Сандана Булатовича достойное будущее на педагогическом поприще, ведь это человек-активист, любящий спорт, туризм, своих учеников, а ученики просто обожают его! Лишь бы остался работать в школе… Каждый из нас старается! Но налицо у начинающих педагогов во время защиты навязывание чужих идей, видно, как завучи школ постарались, а педагог не успел пропустить через себя, умом понял, но не прочувствовал… Кому-то «помог» Интернет, теории много, а практики, к сожалению, не было. И еще: как-то, перед конкурсом, я в беседе доктором филологических наук Д.Ш. Харанутовой уловила следующую мысль, которая до сих пор будоражит сознание – учитель, прежде всего, должен быть профессионалом! Знать свой предмет, нужно обрастать содержанием  – иначе никак, ведь дети не  прощают дилетанства. Таким образом, каждый из нас многому научился. И прежде всего понял эту истину. Жаль, что мы не смогли видеть защиту педагогов дополнительного образования и учителей бурятского языка. На визитке, честно, очень понравилась речь на родном языке бурятоведа школы №5 А.В. Унтановой. Ая Владимировна – красавица и мастер своего дела, несомненно, бурятский язык дети будут любить, учась у таких педагогов! «Чтоб тебя на земле не теряли, постарайся себя не терять» - эту фразу из известной песни А.Градского примеряю на нас, педагогов: из множества новшеств бери близкое тебе, но старайся оставаться собой, советуйся у старших, но не выдавай чужой опыт за свой…

О физиках и лириках с любовью.

Подготовка к Республиканскому этапу… До сих пор вспоминаю с содроганием все моменты. Урок выбрала в 10 классе. И литературу. Так как больше люблю этот предмет. Впоследствии окажется, что 10 класс выбрали учитель-словесник Иринцеева С.Ф. из Тунки (тоже литературу!) и учитель физкультуры Павлов Д.А. из гимназии №29. Подвох в том, что мы давали на одном и том же классе школе №63 города Улан-Удэ. Хотя 10 классов там два. Нам, словесникам, было сложно, так как тема одна быть в таком случае. У членов жюри даже глаза загораются, когда сравнивают, оказывается. Неоценимую поддержку получаю от своих коллег-филологов Закамны. Я очень благодарна И. В. Бандеевой, Т.С. Халтиновой и Е.А. Викулиной (РУО), И.М. Бронниковой (школа №1),  Г.В. Семёновой,  Н.С. Вершининой (школа №5). Мои коллеги С.Д. Убанова, Е.А. Аюшеева, О.Е. Плюснина, Л.Г. Зомонова, Я.Ц. Ганжитова, Д.О. Дашеева, Л.А. Макарова, Е.А. Шагдурова, Е.Б. Цыбенова, Ю.В. Новикова, Е. Б. Балданова искренне переживают и помогают советом. Учусь стойко переносить критику, замечания мотивируют на преодоление ошибок. За несколько дней за неделю до конкурса успевала давать по настоянию коллег открытые уроки в родной школе на старших классах, в школе №5. Было тяжело, конечно, ведь постоянное напряжение диктовало усталость, но вместе с тем совместными усилиями преодолевался страх, обреталась уверенность.

И вот мы в Улан-Удэ. Со мной в столицу выехали директор С.Д. Убанова и завуч Е.А. Аюшеева. Заметьте, два физика. А когда на обсуждение методического семинара к нам на пару минут в штаб-квартиру приехала на подмогу чета Д.Ф. Бальжуровой и Ч.Б. Бимбаева, то оказалось, что физиков со мной, филологом, четверо. Радовало, что со мной рядом земляки, искренне переживают и пытаются помочь. Осознаешь, какой груз ответственности ложится на твои плечи, когда представляешь район. Первые четыре этапа (электронный ресурс, написание эссе, методический семинар и открытый урок) проходим в лидерах. Жюри ставит высокие баллы.

Как закалялся урок

Подробнее хочется остановиться на этапе «Открытый урок». Тема «Распад человеческой личности в рассказе А.П. Чехова «Ионыч». Урок рождался силой дружбы, одним словом: Г.В. Семёнова (школа №5) и Н.Ю. Гармаева, наша закаменская невестка, работающая в Улан-Удэнской школе №9, помогали, советовали, пытали ум. График был очень насыщенный у участников конкурса: каждая минута с 20 по 26 апреля была расписана у нас. Но за день до испытания, когда выдались свободные полтора часа, мы решаемся ускользнуть незаметно из 63 школы и провести урок на базе школы №9. Десятиклассники Натальи Юрьевны поражают своей начитанностью, интеллектом, коммуникабельностью. После урока даются ценные замечания от коллег. У нас впереди вечер и целая ночь. Светлана Доржиевна снабжает материальным составляющим урока. Мы решаем создать атмосферу киномастерской, а как же без театра! Медицинские колпаки, музыкальный синтезатор, старинные саквояж и шляпа, трость – всё, найденное ею у наших земляков, помогло детям окунуться в мир Чеховского рассказа. Шутя, меня помощники называют «Аюнычем» после открытого урока по «Ионычу». Десятиклассникам 63 школы урок пришёлся по душе. Это степенные ребята. Интраверты. Сложно с такими без знакомства предварительного. На это и конкурс ориентирован, чтоб на незнакомом классе учитель давал урок. Но получилось.

Выжатый лимон и Русский драмтеатр

25 участников. Среди нас трое мужчин. Все они работают в Улан-Удэнских школах. В первые же дни нам открыто говорят организаторы: мужчины – победители. Но мы, женщины, всё равно пойдём в бой, шутим таким образом между собой. За все дни сдружились. Общаемся и по сей день. Нам повезло. Впервые за много лет был для учителей был проведён установочный семинар перед конкурсом, где нас обучали всему тому, что нам следовало пройти. Победители конкурсов прошлых лет Е.С. Цыдыпова (лингвистическая гимназия №3), А.В. Дымбрылова (школа №57), А.П. Тухалов (Министерство образования и науки РБ), а также преподаватель БРИОП И.П. Цыренова помогли нам чётко представить каждый этап.

 Новая уютная 63 школа распахнула для нас двери своих кабинетов. Учителя все доброжелательны. Дети здороваются при встрече. Каждый кабинет оснащён современным оборудованием. Уютный огромный актовый зал. На сцене мы даём открытые классные часы и мастер-классы. Хорошо, что визитку отменили! Ведь за неделю мы были все морально выжаты.  В жюри представители БРИОПа, Министерства образования РБ, общественных организаций, победители конкурса «Учитель года» прошлых лет. Волнительно. В конце все ощущаем усталость. И концерт на красивой сцене Русского драмтеатра, подаренный нам юными артистами города Улан-Удэ, помогает отдохнуть и осознать, что всё позади. Сама торжественная обстановка, царящая в тот миг в зале театра, где присутствуют Президент Республики А.С. Цыденов, министр образования Бурятии Б.Б. Жалсанов, твои коллеги, ученики, земляки – поднимают дух, ты осознаёшь, что являешься частью крепкого братства. Мужчины победили: Д.А. Павлов (гимназия №29), В.А. Тимофеев (гимназия №14), К.В. Мыльников (школа №60). Мы согласны, что нужно поддерживать учителей-мужчин: их очень мало работает в наших школах. Мы очень верим, что Дмитрий Александрович представит достойно нашу республику Бурятию на российском этапе профессионального конкурса.

Я благодарна главе Закаменского района С.В. Ганжитову, начальнику РУО И.В. Бандеевой, всему коллективу родной школы №1, родителям и учащимся своего уже 10 «б» класса, родственникам, маме, трём своим сыновьям, предпринимательнице Г.Н. Цынгеевой, подругам В.А. Будаевой, Е.В. Севцовой, С.Г. Мархаевой которые поддержали меня в столь важный период морально и материально. Для меня этот конкурс стал настоящей проверкой стойкости, терпения, обретением бесценного опыта. Одно только обстоятельство, что научилась ездить на автомобиле по городу – это заслуга конкурса. Когда видишь людей, верных своей стезе – дорогого стоит! Один из них это Соколов Григорий Григорьевич, который несмотря на свой преклонный возраст трудится учителем истории школе №32. Он победитель Республиканского конкурса »Учитель года – 1993». Атмосфера позитива, энерджайзера захватывает тебя при общении с такими людьми. Учителям из Закамны хочется пожелать не бояться и участвовать в профессиональных конкурсах. Они закаляют дух, помогают расти, получать опыт.

Аюна Балданова, лауреат республиканского конкурса

«Учитель года-2019»,

победитель премии «Лучшие учителя Бурятии – 2019»