Главные вкладки

    Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

    Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Материалы для учителя.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Office presentation icon zad.5.ppt41 КБ
    Office presentation icon zad.7.ppt77 КБ
    Office presentation icon rabota_nad_sochineniem.ppt837 КБ
    Microsoft Office document icon algoritm_napisaniya_sochineniya.doc86 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Задание 5. Лексические нормы (употребление слова в соответствии с лексическим значением и требованием лексической сочетаемости) Учитель: Агафонова Е.Ю. с.Дивеево 2016г.

    Слайд 2

    1 В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. Услуги связи оказываются на высоком уровне: мы почти не получаем жалоб от АБОНЕМЕНТОВ. Пока существует ВРАЖДЕБНЫЙ лагерь, спокойно работать будет невозможно. Сделайте глубокий ВДОХ и задержите дыхание. ГЛИНИСТЫЕ почвы трудно обрабатывать, но они хорошо задерживают влагу. Пятый абзац допускает ДВОЙСТВЕННОЕ толкование.

    Слайд 3

    2 В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. Брат потерял АБОНЕМЕНТ в бассейн. На высоком берегу Волги шумел ВЕКОВОЙ сосновый бор. Мы должны проанализировать ГОДИЧНЫЕ издержки, чтобы понять, в каком квартале возможна наибольшая экономия средств. ДЕЛОВАЯ переписка хранится у меня вот в этой папке. Срок ГАРАНТИРОВАННОГО ремонта окончился два месяца назад.

    Слайд 4

    3 В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. Ишь какие ногти ОТРАСТИЛА, белоручка! Многие родители стремятся ОГОРОДИТЬ своих детей от материальных проблем. Людей жалко: они оказались в самом БЕДСТВЕННОМ положении. В воскресенье состоится БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ концерт. Средства от него пойдут на поддержку деятельности фонда «Вера». Упорная работа плохо сочетается с КОМФОРТНЫМ жизненным стилем, это стоит осознать.

    Слайд 5

    4 В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. Вы выбрали не самый УДАЧНЫЙ момент для покупки недвижимости: цены сейчас очень высоки. Журналистов, поработавших в горячих точках неоднократно, ПРЕДСТАВИЛИ к государственным наградам. ВЫСОТНЫЕ здания, построенные в последние годы, навсегда изменили силуэт города. Человек он яркий, АРТИСТИЧНЫЙ. Напряжённость, агрессия, НАЛИЧНОСТЬ конфликтов в семье негативно сказываются на детях.

    Слайд 6

    5 В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. Назовите ИСХОДЯЩИЙ номер вашего письма. Оценив ВЫГОДУ местоположения, князь начал строить город. Наша компания предлагает ЭФФЕКТИВНЫЕ цифровые методы обработки информации. В этом корпусе располагаются ГУМАНИТАРНЫЕ факультеты нашего университета. Роман победил в конкурсе ЗРИТЕЛЬСКИХ симпатий.

    Слайд 7

    6 В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. В десять лет Ольга стала ДИПЛОМАНТОМ Международного конкурса юных музыкантов в Праге. ВЕЛИКИЙ Гиппократ предложил выхаживать недоношенных младенцев в овечьих шкурах. ГОДОВОЙ доход магазина составил 2 миллиарда рублей. Его ноги были покрыты ВЕКОВОЙ пылью просёлочных дорог. У нас в саду ГЛИНЯНЫЕ почвы.

    Слайд 8

    7 В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. В IV веке до нашей эры греки начали возводить ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙ храм Артемиды, превосходящий красотой все другие святилища. Некоторые формулировки в проекте закона допускают ДВОИЧНОЕ толкование. Самый ДЕЙСТВЕННЫЙ способ борьбы за чистоту — регулярная уборка. На людях Горюнов был неизменно ДЕЛОВИТЫМ и собранным. Вы несправедливы: местность у нас вовсе не БОЛОТИСТАЯ.

    Слайд 9

    8 В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. У нас очень ДРУЖНЫЙ класс. Мальчишка был ИЗОБРЕТАТЕЛЬНЫЙ. Легкий и ИРОНИЧНЫЙ, он был всеобщим любимцем. Конструкции были специально разработаны для возведения жилых зданий в зоне ВЕЧНОЙ мерзлоты. Выделите в словах КОРЕННЫЕ морфемы.

    Слайд 10

    9 В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. Кто был ЗАЧИНАТЕЛЕМ драки? Документы на конкурс необходимо ПРЕДОСТАВИТЬ до 25 ноября. Мы никак не могли найти УДАЧНОГО решения. Агентство осуществляет ПОДБОР вакансий по любым направлениям деятельности. Одним из главных факторов, влияющих на их миграционные намерения, является НАЛИЧИЕ высокооплачиваемой работы.

    Слайд 11

    10 В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. Интернет позволяет оформить ГОДИЧНУЮ подписку на любые ежемесячные издания. Спектакль получился яркий и КРАСОЧНЫЙ. Продукты в МОРОЗИЛЬНЫХ камерах могут храниться долгое время. Стояла НЕСТЕРПИМАЯ жара. Отец ОДЕЛ очки, и его лицо стало казаться сосредоточенным. Ответ: ↑ надел<или>надеть


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Задание 7 Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления Учитель: Агафонова Е.Ю. с.Дивеево 2016г.

    Слайд 2

    Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    Слайд 3

    ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Б) неправильное построение предложения с косвенной речью В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом Д) ошибка в построении предложения с однородными членами ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1) Марко Поло (1254—1324) — венецианский купец и путешественник, по своим торговым делам добравшийся до Китая и проведший там семнадцать лет при дворе хана Хубилая. 2) Решая задачу, ему было трудно. 3) Перголы, арки и трельяжи визуально делят участок на части, обособляя отдельные зоны. 4) Кремом «Софьей» пользуются несколько раз в год для профилактики отёчности ног. 5) Андрей сказал, что лучше уж пусть мы оставим меня в покое. 6) Тот, кто не жалеет труда, обычно достигают многого. 7) Самый длинный эскалатор в мире установлен на станции «Адмиралтейская» Петербургского метрополитена. 8) Перед обсуждением проекта все поглядывают и ищут будущих сторонников и оппонентов. 9) Летнее наводнение 2013 года, охватившее огромные территории российского Дальнего Востока и северо-востока Китая, стало одним из наиболее масштабных стихийных бедствий последнего десятилетия. 1 1 1 1

    Слайд 4

    Ответ: А6 Б5 В4 Г2 Д8 1

    Слайд 5

    ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Б) неправильное построение предложения с косвенной речью В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1) Нотариус сказал, что мне нужны оригиналы документов, а вы принёсли копии. Теперь я должен принести ему оригиналы. 2) Следить за жизнью пингвинов довольно сложно: они пугливы, особенно императорские. 3) Глобализация современного мира, вопреки ожиданиям и прогнозам, усугубила социальные и политические противоречия в мире. 4) Ни завод, ни фабрика в прошлом году работать так и не начала. 5) О владельцах усадьбы рассказывают комнаты, обставленными дворцовой мебелью и украшенными скульптурой, старинной бронзой и картинами. 6) Источники пыли в атмосфере весьма разнообразны: почва и соли морской воды, попадающие в воздух, вулканические выбросы, пожары. 7) Замечено, что те, кто в детстве проводил больше времени не дома, а под открытым небом, реже становятся близорукими. 8) По возвращению из командировки отец всегда расспрашивал нас о школьных новостях. 9) Делая мороженое дома, обычно процесс доверяется электрической мороженице. 2

    Слайд 6

    А5 Б1 В9 Г4 Д8 2

    Слайд 7

    ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым В) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом Г) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Д) ошибка в построении предложения с однородными членами ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1) Изучая иностранный язык, помогает чтение книг, просмотр фильмов и общение с носителями языка. 2) Диккенс говорил, что с детства он чувствовал, что мир достоин не только презрения, что в нём стоит жить. 3) Мы продолжаем публикации архивных материалов о московских зодчих, жившие в XVIII веке. 4) Близких нужно любить и заботиться. 5) Там нарисовано деревня, река и лес. 6) По окончанию переговоров участники вышли к журналистам. 7) После новогодних каникул мы с мамой поехали навестить бабушку, жившую в Подмосковье. 8) Вхождение России в десятку наиболее интересных для корпорации стран, благодаря высоким объёмам продаж, позволяет местному представительству привлекать дополнительные инвестиции 9) Благодаря запуску на орбиту вокруг Земли специализированных рентгеновских обсерваторий известно уже около тысячи рентгеновских систем в нашей и ближайших галактиках. 3

    Слайд 8

    Ответ: ↑ А1 Б5 В6 Г3 Д4 3

    Слайд 9

    ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Б) неправильное построение предложения с косвенной речью В) ошибка в построении предложения с однородными членами Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом Д) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1) Ярко окрашенные плоды хурмы, висящие на голых ветвях на фоне ослепительно голубого холодного неба, привлекали внимание многих японских поэтов. 2) Слушая музыку Моцарта, было чувство радости и любви к миру. 3) Я никогда не видел балета «Щелкунчика» в театре. 4) Перестав писать беллетристику, Станислав Лем обратился к философии и публицистике и заслужил звание «краковского оракула», знающего всё и обо всём имеющего собственное мнение. 5) Сажать и ухаживать за цветами в саду отнюдь не просто. 6) Мы продолжаем публикации архивных материалов о московских зодчих, жившие в XVIII веке. 7) Андрей сказал, что лучше уж пусть мы оставим меня в покое. 8) Молодой Диккенс как-то сказал, что начал писать, для того чтобы в мире стало больше безобидного веселья и бодрости. 9) В мемуарах Александры Осиповны Смирновой-Россет, одной из ярких личностей пушкинского времени, прожившей долгую и удивительную жизнь, есть множество свидетельств о быте, вкусах, отношениях, еде её знаменитых современников. 4

    Слайд 10

    Ответ: ↑ А6 Б7 В5 Г2 Д3 4

    Слайд 11

    ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ А) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Б) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом В) неправильное построение предложения с косвенной речью Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом Д) ошибка в построении предложения с однородными членами ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1) Матч прошёл на большой спортивной арене стадиона «Лужников». 2) Благодаря прививок никто из ребят не заболел. 3) Заболевший малыш, стоя у окна, с грустью сказал, а машины гуляют. 4) Изучая иностранный язык, помогает чтение книг, просмотр фильмов и общение с носителями языка. 5) Привычкой называют глубоко укоренённую форму поведения, срабатывающую независимо от нашего сознания 6) То, что кажется идиллической полянкой или тихой дубравой, на самом деле ― не знающее отдыха перерабатывающее производство, и те, кого мы называем вредителями и патогенами, жуки, грибы и болезнетворные микроорганизмы, ― играют в нём огромную роль. 7) Старые липы в аллее перед главным входом в барский дом высоки и раскидистые. 8) Мы ехали по Испании на машине, возвращаясь из Бургоса в Мадрид. 9) Большинство животных, живущих на свободе, заняты решением извечной задачи — собственным выживанием и продолжением рода. 5

    Слайд 12

    Ответ: ↑ А1 Б4 В3 Г2 Д7 5

    Слайд 13

    ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ А) ошибка в построении предложения с однородными членами Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом Д) неправильное построение предложения с косвенной речью ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1) В гонке технологий победит тот, кто лучше пишет программы и анализирует инженерные процессы. 2) Непривычная обстановка и новое для него положение богача, стеснявшее его, как новый костюм, внесли в душу нашего героя некоторую неловкость. 3) Наша семья, как и многие московские семьи, долгое время жили в коммуналке. 4) Мишка крикнул, что ты трус (он всегда считал меня трусом). 5) Раскольников постепенно раскаивается в совершенном преступлении: он страдает, сознаётся и в конце концов спасается. 6) Жена прервала его, но он сказал, что нечего придираться к словам. 7) Йети, бигфут, снежный человек, сасквоч — всё это названия для таинственного человекообразного существа большого роста, покрытого густой шерстью и передвигающегося на двух 8) Благодаря упорного труда участников многолетних экспедиций в Новгороде было найдено и описано большое количество древних берестяных грамот. 9) Утомившись, дорога казалась ему бесконечно длинной. 6

    Слайд 14

    Ответ: ↑ А5 Б8 В3 Г9 Д4 6

    Слайд 15

    ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом Г) неправильное построение предложения с косвенной речью Д) ошибка в построении предложения с однородными членами ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1) Несколько простых правил помогут тем, кто хочет минимизировать риски, проводя операции на рынке жилья. 2) Маруся ответила маме, что я шлёпаю не по лужам, а по лужонкам (так она называет маленькие лужи). 3) Выхватив из рук у гардеробщика пальто, он быстро сунул руки в рукава. 4) Впервые начав работать в жюри кинофестиваля, это помогло мне по-новому взглянуть на нашу профессию. 5) Анализировать работу здорового мозга, занятого интеллектуальной деятельностью, очень сложно. 6) Данная монография продолжает традицию выявления, накопления и обобщения материалов, свидетельствующим о современных тенденциях в градообразовании России. 7) Сколько существует человек, деревья обеспечивают его практически всем необходимым для жизни: строительный материал, топливо, инструменты, бумага… 8) Мы прогнозируем, что те, кто увлекается историей, с интересом отнесётся к новому проекту. 9) Перестав писать беллетристику, Станислав Лем обратился к философии и публицистике и заслужил звание «краковского оракула», знающего всё и обо всём имеющего собственное мнение. 7

    Слайд 16

    Ответ: ↑ А6 Б8 В4 Г2 Д7 7

    Слайд 17

    ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением В) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Г) ошибка в построении предложения с однородными членами Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1) В западной части усадьбы стоит здание прославленного юсуповского театра, спроектированного известным московским архитектором О. И. Бове. 2) По окончанию экзаменов вы получите свидетельства. 3) Выступая одним из главных двигателей сюжета, не оценить роль магии в фэнтези невозможно. 4) Правительство Непала сообщило, что снижает плату за восхождение на Эверест с 18 до 8 тысяч евро при условии, что каждый альпинист не только спустит вниз все свои отходы, но и захватит 8 килограммов мусора, оставленного предшественниками. 5) Не цифры, не сводки, а только человек из другого времени своей судьбой свидетельствует об эпохе — о той жизни, что канула безвозвратно. 6) Первые рассказы современного российского писателя Виктора Ремизова вышли в журнале «Новом мире». 7) Убрав снег на тропинке у калитки, прислоните к ней кусок старого шифера так, чтобы шифер перекрывал хотя бы 40—50 см тропинки, и тогда после очередного снегопада, чтобы открыть калитку, достаточно будет просто приподнять шифер. 8) Сонечка умеет любить, жертвовать, заботиться и сохранять веру. 9) Из тех, кто способен проснуться в назначенное время, только пятая часть уверенно сказала, что выдерживает намеченное время с точностью плюс-минус 10 минут. 8

    Слайд 18

    Ответ: ↑ А2 Б6 В1 Г8 Д3 8

    Слайд 19

    ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ А) неправильное построение предложения с косвенной речью Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом В) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Д) нарушение связи между подлежащим и сказуемым ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1) Темпы строительства и объём работ к 1949 году значительно вырос. 2) По возвращению из командировки сразу позвоните мне: мы будем ждать от вас звонка. 3) Большинство текстов Станислава Лема ещё не переведено на русский язык. 4) Только благодаря хорошей реакции я смог преодолеть препятствие. 5) Главный герой романа Достоевского «Преступления и наказания» — Родион Раскольников, бывший студент, живущий в бедности. 6) Протест героини, отстаивающую своё право на счастье и любовь, раскрыт в постановке молодёжного театра по-новому. 7) Барселона — это причудливый мир, созданный воображением и талантом одного человека, архитектора Гауди. 8) Режиссер Вера Сторожева рассказала, что в жизни мне часто везёт. Какая она счастливая! 9) В 2014 году мы вспоминали событие столетней давности, перевернувшее мир: начало Первой мировой войны. 9

    Слайд 20

    Ответ: ↑ А8 Б2 В6 Г5 Д1 9

    Слайд 21

    ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ А) ошибка в построении предложения с однородными членами Б) неправильное построение предложения с косвенной речью В) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1) Внезапно крики прекратились, группа людей. взволнованно загудела и, перекликаясь, неловко заспешила к выходу. 2) Согласно указания директора на предприятии началась замена старых пропусков на новые. 3) Близких нужно любить и заботиться. 4) Учитель сказал, что, мол, сегодня я не буду проводить опрос. 5) Павел написал нам, что он стал победителем конкурса «Новое поколение» в номинации «Лучшее конструкторское решение». 6) На деревья набросился короед, за несколько месяцев превратив сотни гектаров зрелых ельников в мёртвый лес. 7) Большинство животных, живущих на свободе, заняты решением извечной задачи — собственным выживанием и продолжением рода. 8) Озеро Байкал глубок и полноводен. 9) Собирая грибы, нам нисколько не надоело. 10

    Слайд 22

    Ответ: ↑ А3 Б4 В2 Г8 Д9 10


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 2

    1. Вступление 2. Проблема 3. Комментарий к проблеме 4. Позиция автора 5. Собственное мнение 6. Аргументация собственного мнения 7. Аргументация собственного мнения 8. Вывод

    Слайд 3

    - Внимательно прочитайте текст - Определите стиль и тип текста - Определите микротему каждого абзаца, сформулируйте его основную мысль с помощью цитаты или собственного высказывания (микротема - предложения, объединенные одной мыслью и отражающие определенный аспект проблемы) - Определите тему текста (О чем текст?) - Сформулируйте проблему текста - Прокомментируйте проблему текста - Определите позицию автора

    Слайд 4

    Изучающее чтение: если требуется максимально полное понимание содержащейся в тексте информации и адекватное ее воспроизведение в тех или иных учебных целях.

    Слайд 5

    о цели его создания ( чего хотел достичь автор) о каком-либо факте, событии, человеке Текст Содержит информацию ИНФОРМАТИВНОСТЬ – ОДИН из ВАЖНЕЙШИХ ПРИЗНАКОВ ТЕКСТА об авторе ( его отношении к поднятым вопросам)

    Слайд 6

    Публицистический стиль Тексты отражают реальную жизнь. Слово эмоционально . Автор исследует и анализирует общие проблемы , информируя о них читателя. Автор страстно и открыто отстаивает свою точку зрения. Автор формирует общественное мнение, воздействуя силой своих убеждений на читателя.

    Слайд 7

    Художественный стиль Художественная литература создаёт правдоподобный, но вымышленный мир. Автор исследует и анализирует общие темы и проблемы на конкретных, индивидуальных примерах. Автор словами рисует образы, картины, мысли, поступки, действия для того, чтобы: а)дать возможность читателю представить описываемые события, б) передать свои эмоции, в) вызвать ответные чувства и переживания.

    Слайд 8

    Стиль текста поможет определить авторскую позицию Художественный стиль (продолжение) Автор чаще всего не даёт прямых оценок событиям, героям, или их действиям: читатель сам должен это сделать. Авторская оценка чаще всего раскрывается косвенно через портрет героя, речь, пейзаж, интерьер и т.д.; Авторскую позицию чаще всего помогает увидеть подтекст .

    Слайд 9

    Алгоритм выявления проблемы текста 1. Проанализируйте поступки, отношения, речь героев. 2. Определите, какие человеческие качества проявляются в этих поступках, отношениях. 3.Определите, какие абстрактные существительные называют соответствующие человеческие качества (долг, честь, совесть, благородство – равнодушие, черствость, эгоизм. 4. Сформулируйте проблему, используя выделенные ключевые слова. 1. Выявите основную мысль текста . 2. Запишите ее в виде законченного предложения. 3. Определите, на какой вопрос отвечает это предложение. 4. Запишите этот вопрос, который и является проблемой текста.

    Слайд 10

    Автор (ФИО) в данном тексте размышляет над проблемой (ЧЕГО?)… Автор данного текста затрагивает проблему (ЧЕГО?)… В центре внимания ФИО проблема (ЧЕГО?)… В тексте ФИО поднимается проблема (ЧЕГО?)… Предложенный для анализа текст посвящен проблеме (ЧЕГО?)… Текст ФИО заставил меня задуматься над сложной проблемой (ЧЕГО?)… ФИО предлагает своим читателя задуматься над проблемой (ЧЕГО?)…

    Слайд 11

    Автор раскрывает проблему на примере взаимоотношений (кого с кем)… Поступок героя свидетельствует о том, что… Писатель осуждает / одобряет поступок героя… Симпатии автора на стороне (кого)… Не случайно писатель изображает (кого, что)…

    Слайд 12

    Проблема раскрывается автором на примере… Автор заставляет читателя задуматься (над чем) В качестве примера автор рассматривает… Автор доказывает, что… Автор разделяет мнение (кого)…

    Слайд 13

    Автор делает вывод: …. Автор убеждает нас в том, что…. Автор призывает нас (к чему)…. Позиция автора такова: ….. Позиция автора, как мне кажется, может быть сформулирована следующим образом: …..

    Слайд 14

    Текст

    Слайд 15

    « За что отвечает человек? За всё, что происходит на земле? Или за что-то очень небольшое? Есть хорошая книга Рони « Борьба за огонь». Те, кто читал эту книгу, помнят содержание: мальчику поручили охранять огонь. Тогда люди не умели добывать огонь, они поддерживали его, не давая угаснуть. И вот мальчик заснул , и огонь погас. А это означало, что всё племя обречено на холод, голод, может быть, гибель… Доверив мальчику охранять огонь, племя доверило ему себя, свои жизни. Он же обрёк их на смерть . За это по тогдашним понятиям он был сам достоин смерти. Уже на этом примере можно убедиться в том хотя бы, что отвечать за других – это значит уметь отвечать за самого себя . Только человек, владеющий собой во всех обстоятельствах, способный поступиться своими интересами , только такой человек достоин высокого права отвечать за свои поступки.

    Слайд 16

    Но в отдалённые времена ошибка или безответственность одного человека не имела таких страшных последствий, как сегодня . Людей было мало, они жили отдельными племенами на земле, которая казалась им бескрайней. Теперь мы знаем, что живём на небольшой планете. Из космоса мы уже видели нашу Землю глазами космонавтов. Она маленькая. И люди на ней связаны друг с другом, даже если не понимают этого. Земля наша – это тоже космический корабль, а все мы вместе – его команда. Вполне понятно, как много зависит от слаженной работы команды корабля. Сегодня человек, только он один отвечает за неё как старший. Он отвечает воздух, окружающий нашу планету, за океаны, за леса и реки, за всё, что живёт в них. Эту ответственность человек не может передать никому, потому, что только он один наделён высшей силой – силой разума . А значит, поступки его должны быть разумны и человечны . Кто же этот человек? Это все мы вместе и каждый в отдельности. (Д. Лихачёв)

    Слайд 17

    Работаем над вступлением. Возможные варианты: Автор текста Д. Лихачёв не случайно обратился к теме ответственности человека за всё на планете. Проблема, которую он затрагивает, интересует и меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени, своего поколения. Д. Лихачёв принадлежит к тем неравнодушным людям, которых волнуют общечеловеческие проблемы, одной из которых является проблема ответственности человека перед обществом, природой, перед всей Землёй.

    Слайд 18

    Комментарий К осознанию этой проблемы автор подводит читателя через ряд вопросов, поставленных в начале текста. Далее автор приводит пример из книги Рони «Борьба за огонь», через который Д. Лихачёв ненавязчиво помогает нам понять, что ответственность – это умение поступаться со своими интересами во имя интересов окружающих. Ведь «… отвечать за других – это значит уметь отвечать за самого себя». Рассуждая о нашем времени, автор подводит читателя к выводу, что безответственность человека сегодня имеет более страшные последствия, чем в каменный век. Д. Лихачёв сравнивает Землю с космическим кораблём, всех живущих на ней называет одной командой, и читателю становится понятно, как много зависит от её слаженной работы.

    Слайд 19

    Позиция автора Автор искренне убеждён, что в наши дни халатность может привести к гибели человечества. Он горячо заявляет, что сегодня человек «отвечает за всё на земле: за воздух, океаны, леса, реки». И потому поступки каждого из нас должны быть «разумны и человечны»



    Предварительный просмотр:

    Алгоритм написания сочинения-рассуждения

    при подготовке к ЕГЭ. 11-й класс

    Учитель: Агафонова Е.Ю.

    1. Анализ текста начинаем с выявления темы (о чем текст). Для этого выделяем ключевые слова (слова, относящиеся к одной теме, синонимичные слова и выражения).

    … –  вот тема, к которой обращается автор текста.

    Этот текст (статья) о …

    Автор обращается к актуальной теме – теме…

     Этот текст о …

    Автор посвящает статью…

    2. Определив тему, можно попытаться сформулировать проблему.

    Проблема – (от греч.) – задача – вопрос, требующий изучения, разрешения.

    Проблема чего, точка зрения на какую-либо проблему, поставить, выдвинуть, рассмотреть, обсудить, изложить, разрешить какую-либо проблему, коснуться какой-либо проблемы, уделить внимание какой-либо проблеме, какая-либо проблема возникает, встает, представляет интерес,  заслуживает внимания.

    Проблема формулируется как вопрос, либо сочетанием слова «проблема» с существительным в родительном падеже.

    Проблем может быть несколько. Важно увидеть две  и прокомментировать. Важно комментировать не весь текст, а ту (те) проблемы, которые вы заявили вначале.

    Какой вопрос выбрать? Важно выбрать тот вопрос, над которым автор размышляет больше всего и по поводу которого отчетливо заявлена авторская позиция.

    Перечитайте, как вы обозначили проблему. Если в форме вопроса, то позиция должна звучать как ответ на вопрос. Если по формуле «проблема + существительное в родительном падеже», то это существительное должно прозвучать в обозначении авторской позиции.

    Шаблоны: автором проблема может быть:

    • поставлена
    • изложена
    • рассмотрена
    • выдвинута
    • затронута
    • поднята
    • сформулирована
    • исследована
    • проанализирована

    Возможные проблемы:

    • Проблема памяти о своих истоках, о своём детстве (почему, повзрослев, человек ощущает связь с домом своего детства, с миром своего детства?);
    • Проблема роли детства в жизни человека (почему детство – важнейший этап жизни человека?);
    • Проблема исторической памяти (зачем человеку хранить память о прошлом? Что значит любить свою семью и свою Родину7);
    • Проблема отчего дома (почему нельзя забывать отчий дом?);
    • Проблема оценки такого периода жизни человека, как детство (действительно ли детство – «золотой» период жизни человека? Какова роль детства в становлении личности?);
    • Проблема нравственной прочности  человека (почему именно в обыденных житейских ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека?);
    • Проблема развития и сохранения русского языка (обогащается или портится русский язык благодаря заимствованиям?);
    • Проблема влияния человека на природу (какова степень влияния человека на природу и в чём заключаются возможные последствия этого влияния);
    • Проблема восприятия человеком природы как живой материи (должен ли человек воспринимать природу как нечто живое, заботиться о ней?);
    • Проблема несправедливости социального устройства общества (естественно ли деление людей на богатых и нищих, правильно ли устроено общество?);
    • Проблема отчуждённости мира богатых и сытых от мира бедных и голодных (думают ли сытые и богатые о тех, кто  не может позволить себе есть досыта?);
    • Проблема внутреннего противостояния искушению изобилием (могут ли дети из бедной семьи противостоять искушению изобилию и не озлобиться?);
    • Проблема выбора профессии с учётом личных и общественных интересов (могут ли при выборе профессии совпадать личные и общественные интересы?)
    • Проблема ответственности человека перед самим собой и обществом (может ли человек быть свободным от общества, от других людей?);
    • Проблема коммерциализации культуры.

    3. Комментируем проблему.

    Комментарий от простого пересказа отличается тем, в пересказе вы говорите, что делают герои, а в комментарии, что делает автор. Это – самое важное и сложное.

    Важно поразмышлять над некоторыми вопросами, связанными с прочитанным текстом; кому адресован текст? Какова степень актуальности текста?  Как автор подходит к решению этой проблемы? К какой категории относится проблема: нравственная, этическая, социальная, экологическая, общественно-политическая, философская, психологическая? Насколько освещена эта проблема в литературе? Кто из авторов касался ее? Как автор подошел к своей задаче? Как автор рассказывает о ситуации, на чем заостряет внимание?

    Здесь возможно обратиться к средствам выразительности, если они помогают определить авторскую позицию. Какова точка видения писателя? Может автор показывает это  глазами рассказчика, говорит от имени героя? С каким настроением пишет автор? Что подчеркивает? Что из этого следует? К каким выводам подводит нас?

    Шаблоны: Проблема может быть:

    • социальная
    • общественно-политическая
    • идеологическая
    • морально-этическая
    • философская
    • психологическая
    • нравственная
    • эстетическая

    Значимость проблемы можно подчеркнуть с помощью слов:

    • общественно-значимая
    • животрепещущая
    • жизненная
    • насущная
    • первоочередная
    • острая
    • важная
    • серьёзная
    • спорная
    • глубокая
    • злободневная
    • актуальная
    • главная
    • сложная
    • принципиальная
    • жгучая
    • наболевшая
    • основная 
    • неразрешимая
    • назревшая

    Проблема может заставить читателя:

    • глубоко задуматься
    • рассуждать вместе с автором
    • лучше понять себя и окружающих
    • лучше понять трагизм происходящего
    • серьёзно размышлять
    • критичнее относиться к…
    • по-иному посмотреть на…
    • поделиться мыслями о…

    Почему важно уметь комментировать основную проблему текста?

    • Это позволяет увидеть, что интересует автора.
    • Комментируя проблему, вы показываете и своё восприятие того, что волнует автора.
    • Комментарий позволит вам глубже посмотреть на поставленную проблему.

    В комментарии не должно быть:

    • Пересказа исходного текста или его части.
    • Рассуждений по поводу всех проблем текста.
    • Комментариев о действиях героев текста.
    • Избегать повторов слова «проблема»
    • Не допускать выражений «проблема о том, что…»,  «проблема того, что..»,  «проблема о мужестве и стойкости..».

    4. Определяем авторскую позицию (идея текста).

    При этом необходимо сказать о том, как автор решает заявленную проблему, как аргументирует свою позицию («за»), какова, в итоге, цель написания текста, Если проблема текста – это вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, как автор на него отвечает. Формулируя проблему в виде вопроса, вы должны знать, как автор на него отвечает. От вас не требуется сформулировать позицию автора вообще, а показать его мнение по выделенной и прокомментированной вами проблеме.

    Авторская позиция в публицистическом стиле, скорее всего, будет обозначена прямо, и ее легко можно обнаружить. Лучше не цитировать целиком предложение, в котором отражена авторская позиция, а процитировать частично или пересказать (чтобы не снизили балл).

    Если текст художественный, то авторская позиция может быть  прямо не заявлена. Здесь важно обратить внимание, как она заявлена: прямо или косвенно; использование средств выразительности; призывность; оценочность; доступность; простота и т.д.

    Автор может

    • Посвящать свою статью
    • Решать заявленную проблему
    • Эмоционально воздействовать на читателя
    • Делать читателя своим союзником
    • Образно воссоздавать картину происходящего
    • Выделять ключевые проблемы(мысли, слова, мотивы)
    • Образно представлять суть проблемы, которая его волнует
    • Усиливать положительное или отрицательное отношение к чему-либо
    • Передать глубину проблем (чувств, идеи, раздумий, обобщений, размышлений)
    • Раскрывать сущность поставленных проблеем
    • Точно формулировать (выражать)мысль
    • Заставить читателя задуматься над проблемой (темой, идеей)
    • Показать злободневность рассматриваемой им проблемы (темы)
    • Формировать положительное или отрицательное отношение к поднятой проблеме
    • Пытаться найти причины негативных (позитивных) явлений
    • Подчёркивать остроту поставленной проблемы
    • Видеть глубину и актуальность проблемы
    • Обращаться к традициям русской жизни, литературы….
    • Выражать мнение большинства
    • Пытаться понять, почему
    • Использовать ряд убедительных аргументов
    • Побуждать искать истину
    • Стараться объяснить, почему
    • Поднять в статье проблему, которая кажется наиболее актуальной
    • Заставить сделать переоценку отношений..
    • Ставить ряд нравственных вопросов, требующих незамедлительного ответа
    • Помочь нам увидеть традиционную тему по– новому
    • Утверждать, что…
    • Уточнять некоторые моменты
    • Писать интересно и ново о старых проблемах
    • Ставить перед нами цель – найти решение сложных жизненных вопросов
    • Привести в качестве примера цитату
    • Быть строгим судьёй негативным явлениям жизни
    • Намереваться найти ответы на сложные жизненные вопросы
    • Заставить нас самим решать сложные жизненные вопросы (делать нравственный выбор)
    • Приглашать к разговору о непростых проблемах нашей жизни
    • Убедительно доказывать, используя конкретные примеры
    • Дать новую жизнь старой теме
    • Формировать положительное или отрицательное читательское отношение к поднятым проблемам
    • Подчеркнуть истинное положение вещей
    • Иронически (саркастически, возмущённо, восхищённо и т.д) повествовать о событиях и героях
    • Показывать образец поведения, отношения к жизни
    • Говорить с тревогой о наболевших проблемах
    • Открыто заявить о своёй гражданской позиции по отношению к…
    • Призывать нас к …
    • Представлять истинную картину происходящего

     

    Автор стремится реализовать цели:

    • Поделиться с вами своими размышлениями, передать вам свою заинтересованность данной темой, проблемой
    • Эмоционально воздействовать на вас
    • Найти в вас единомышленника

    Клише:

    • Автор считает, что… Автор утверждает, что…
    • Автор убеждён, что…, и подобная уверенность имеет свои основания.
    • Автору важно убедить читателя в том, что…
    • Бесспорно мнение автора о том, что…
    • Автор подводит читателя к мысли о том, что…
    • Автор стремиться донести до читателя мысль о том, что…
    • Решая проблему, автор приходит к выводу: …
    • … – в этих словах, по – моему, отражена основная проблема текста.
    • … – это высказывание точно отражает мысль автора.
    • Позиция автора очевидна:…

    5. Выражение собственного отношения к данной проблеме.

    Доказывая, приводим 2 аргумента, обращаясь к примерам из читательского или жизненного  опыта. Собственное мнение должно быть высказано корректно. Ваши аргументы не должны повторять то, что прозвучало в исходном тексте.

    Покопайтесь в памяти, вспомните, что читали об этом, какие литературные  ассоциации у вас вызывает. Очень важно, чтобы ваши аргументы подтверждали, доказывали вашу точку зрения, а не были просто иллюстрацией на ту же тему. Поэтому при каждом аргументе формулируйте, что вы доказываете приведенным примером.

    Важно доказать, почему вы так думаете. Я (не) согласен с автором, потому что …, и считаю…

    Здесь идет строгое сочинение-рассуждение:

    • тезис
    • аргументация
    • вывод
    • аргументация

    Каждый аргумент начинать с нового абзаца.

    Приводить примеры, ссылаясь на  примеры из художественной литературы, авторитетных людей или из своей жизни и жизни окружающих.

    Нельзя не согласить с автором в том, что…

    С автором можно поспорить …

    Автор прав в том, что…

    Однако его мысль о … вызывает сомнение

    С автором трудно (не) согласиться

    Позиция автора близка (понятна ) мне

    Я (не) разделяю точку зрения автора

    Я разделяю негодование (неприятие, восторг) автора и думаю…

    Мне приходит на ум история, услышанная (прочитанная, которая произошла со мной)

    Мое мнение подтверждает  и такой факт…

    Шаблоны: 

    • С удовольствием прочитал…
    • Нельзя остаться равнодушным…
    • К сожалению…
    • Следует отметить, что бесспорность авторской позиции не вызывает сомнений…
    • Автор убедительно доказывает, что…
    • Автор, по – моему, не совсем прав, утверждая, что…
    • Точка зрения автора, конечно, интересна, но я считаю, что…
    • На мой взгляд, автор несколько категоричен в своих суждениях.
    • Я считаю, что не совсем справедливо автор говорит о том, что…
    • Автор справедливо отмечает, что…
    • Авторские оценки справедливы и точны. Действительно, …
    • Авторская позиция по данному вопросу совпадает с моей точкой зрения.

    • Во-первых,…
    • Во-вторых,…
    • Таким образом,  

    Аргументы должны быть точными.

    Аргументы должны быть развёрнутыми и убедительными.

    Аргументы должны доказывать вашу точку зрения.

    Как можно ввести аргументы в изложение собственной позиции?

    С помощью словосочетаний:

    • Обратимся к (факту, воспоминаниям кого – либо, научным данным…)
    • Достаточно привести такой пример…
    • Это можно доказать следующим образом..
    • Подтверждением сказанному может служит следующий факт…
    • Приведу ещё один пример, доказывающий мою точку зрения.
    • В этом легко убедиться, обратившись к…

    С помощью вводных слов и словосочетаний:

    • Например,…  Допустим…
    • По свидетельству кого-либо,… Предположим…
    • Во-первых, …, во-вторых, … и т.д.

    С помощью союзов и придаточной части:

    • Так как…
    • Потому что…
    • Оттого что…
    • Благодаря тому что…
    • В связи с тем что…

    6. Как заканчивать сочинение?

    • 2-3 предложениями, дублирующими вступление.

    7. Как начать сочинение?

    • Если знаете что-либо об авторе, можно написать 2-3 предложения.
    • Можно написать о позитивном впечатлении, которое произвел на вас текст.
    • Можно обрисовать типичную картину (Часто бывает так, что…)
    • На вечные темы можно начать так:  Любовь…Сколько о ней сказано!

    Алгоритм написания сочинения-рассуждения 

    1. Вступление.
    2. Проблемы, над которыми размышляет автор.
    3. Комментарий.
    4. Выявление позиции автора.
    5. Собственное мнение (согласие или несогласие с позицией автора).
    6. Первый аргумент.
    7. Второй аргумент.
    8. Вывод (заключение).

    Советы:

    • Не забывайте каждую часть начинать с новой строки.
    • Продумывайте логику перехода от одного абзаца к другому.