Уроки литературы

Конспекты уроков и презентации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок в 9 классе

А. Блок

Цели урока: познакомить учащихся с атмосферой, в которой вырос А. Блок; показать, как факты личной биографии отражаются в поэзии Блока; показать особенности поэтики стихотворений автора.

Оборудование: презентация “Жизнь, творчество, личность А. Блока”.

Методические приёмы: лекция с элементами беседы, выразительное чтение стихотворений, их разбор.

Ход урока

1. Слово учителя: (слайд №1).

Тема нашего урока “ А.А.Блок: жизнь, творчество, личность”. Сегодня мы познакомимся с атмосферой, в которой вырос великий поэт, рассмотрим, как факты личной биографии отражаются в поэзии Блока, увидим особенности поэтики его стихотворений.

“Был Пушкин и был Блок... Все остальное — между!” Эти слова Владислава Ходасевича очень точно выразили чувства многих современников поэта. В этой фразе не только ощущение значения Блока для русской поэзии, но и чувства несомненного его родства с великим девятнадцатым веком русской литературы. В своём творчестве Блок сумел соединить русскую классику и новое искусство.

(слайд №2).

В молодые годы Блока часто сравнивали с Аполлоном, в зрелые — с Данте. "Лицо Александра Блока, — писал М. А. Волошин, — выделяется своим ясным и холодным спокойствием, как мраморная греческая маска. Академически нарисованное, безукоризненное в пропорциях, с тонко очерченным лбом, с безукоризненными дугами бровей, с короткими вьющимися волосами, с влажным изгибом уст, оно напоминает строгую голову Праксителева Гермеса, в которую вправлены бледные глаза из прозрачного тусклого камня. Мраморным холодом веет от этого лица. ...Рассматривая лица других поэтов, можно ошибиться в определении их специальности... но относительно Блока не может быть никаких сомнений в том, что он поэт, так как он ближе всего стоит к традиционно-романтическому типу поэта — поэта классического периода немецкой истории".

В качестве эпиграфа к нашему рассказу о Блоке мы возьмём его собственное высказывание о своём творчестве: “Если вы любите мои стихи, преодолейте их яд, прочтите в них о будущем.”

И действительно, читая сегодня стихи Блока, мы узнаём в них наше время, нашу страну.

2. Детство. (слайд №3). Рассказ учащихся.

В 1755 году немецкий медик Иоганн Фридрих Блок переселился из Германии в Россию, превратившись в лейб-хирурга Ивана Леонтьевича Блока. Он дал начало новой дворянской фамилии, которая теперь прочно связалась в нашем сознании с великой русской поэзией, — с книгами, стихотворениями, поэмами и статьями, названия которых звучат столь знакомо: “Стихи о Прекрасной Даме”, “Незнакомка”, “На поле Куликовом”, “Соловьиный сад”, “Двенадцать”, “Народ и интеллигенция”, “Крушение гуманизма”, “О назначении поэта”... Но когда в 1909 и в 1915 годах Блока попросят написать “Автобиографию”, он начнет рассказ о своих предках не с этой, германской, своей родословной.

“Семья моей матери причастна к литературе и к науке”. За этой фразой не только гордость потомка известнейшего рода Бекетовых, но и эхо семейной драмы, начало которой во времени, предшествовавшем появлению будущего поэта на свет.

Отец поэта, Александр Львович Блок, был человек незаурядный. Он родился в Пскове, в семье правоведа, чиновника Льва Александровича Блока. Его мать, Ариадна Александровна (урожденная Черкасова) была дочерью псковского губернатора. Гимназию Александр Львович окончил в Новгороде, с золотой медалью. Поступив на юридический факультет Петербургского университета, он обратил на себя внимание профессоров: ему прочили блестящую будущность.

Позже от бабушки и тетки со стороны матери поэт узнает, что в молодости при случайной встрече его отец своим “байроническим” обликом произвел сильное впечатление на Достоевского (отголоски этого семейного предания прозвучат в поэме “Возмездие”). Знаменитый писатель вроде бы даже вознамерился сделать Александра Львовича прототипом одного из своих героев.

Но помимо “байронической” или “демонической” внешности, Александр Львович обладал и другими, более важными качествами: оригинальный ум, редкая, до самозабвения любовь к поэзии, к музыке (сам прекрасно играл на рояле). После себя он оставил два сочинения: “Государственная власть в европейском обществе” и “Политическая литература в России и о России”, примечательные уже тем, что в них можно найти сходное с сыном ощущение России: то, что Александр Львович пытался изложить как ученый-публицист, Александр Блок с предельной остротой выразил в стихотворении “Скифы”.

Но литературное наследие Александра Львовича оказалось меньше его дарования. “Свои непрестанно развивавшиеся идеи, — писал поэт об отце в той же “Автобиографии”, — он не сумел вместить в те сжатые формы, которых искал; в этом искании сжатых форм было что-то судорожное и страшное, как во всем душевном и физическом облике его”. Не менее выразительна и характеристика отца поэта, данная его учеником Е. В. Спекторским: “Александр Львович был убежден, что у каждой мысли есть только одна действительно соответствующая ей форма выражения. Годами переделывая свой труд, он и искал эту единственную форму, преследуя при этом сжатость и музыкальность (ритмичность, размеренность). В процессе этой бесконечной переработки он стал в конце концов превращать целые страницы в строки, заменять фразы отдельными словами, а слова — знаками препинания”, не замечая, что “его работа становится все более и более символистическою, еще понятною для ближайших учеников, но для широкого круга непосвященных уже совершенно недоступною”. Есть какая-то напряженность в облике Александра Львовича Блока. Талант мыслителя историко - философского склада и талант стилиста у Александра Львовича не дополняли друг друга, но сталкивались между собой. Ту же напряженность мы находим и в его поведении. Близких людей он и страстно любил, и жестоко мучил, ломая жизнь им и себе. 8 января 1879 года — день венчания Александра Львовича Блока и Александры Андреевны Бекетовой. Став приват-доцентом в Варшавском университете (в то время часть Польши вместе с Варшавой входила в состав Российской империи), отец будущего поэта увозит молодую жену с собой. Осенью 1880 года Александр Львович приезжает с Александрой Андреевной в Петербург. Ему предстоит защита магистерской диссертации. Состояние Александры Андреевны, ее усталость, измученность, рассказы о деспотическом характере мужа поражают родных. Скоро ей предстоят роды. По настоянию Бекетовых Александра Андреевна остается в Петербурге. Александр Львович, с блеском защитив диссертацию, уезжает в Варшаву. Какое-то время он пытается заново расположить к себе жену. Однако эти попытки остались безуспешными. 24 августа 1889 года по указу Священного Синода брак Александра Львовича и Александры Андреевны был расторгнут. После Александр Львович был женат еще раз, но и этот брак, от которого у него осталась дочь, оказался непрочным.

(Слайд №4).

Будущий поэт рос вдали от отца. Александра Львовича он видит лишь изредка, их сдержанное общение — в письмах. Оценить отца по достоинству поэт сумеет лишь после его смерти. В кругу Бекетовых Саша Блок — любимец и баловень, но печать семейной драмы ожила в глубинах его видения мира, и многие темы поздней лирики Блока навеяны неустроенностью, отсутствием твердой опоры в жизни.

Когда мать Блока второй раз выходила замуж, — ее супругом стал офицер лейб-гвардии Гренадерского полка Франц Феликсович Кублицкий-Пиоттух, человек добрый, мягкий, — то надеялась, что отчим сможет в какой-то мере заменить сыну отца. Но никакой душевной близости отчим и пасынок друг к другу не почувствовали. Да и за беззаветной любовью бабушки и теток скрывалось напоминание о безотцовщине. Тема “возмездия” (как и одноименная поэма Блока) выйдет из этой его “отлученности” от семейного очага, сквозь которую он увидит трагедию всей России.

Александр Александрович Блок появился на свет 16 (по новому стилю — 28) ноября 1880 года. Он родился в тревожное время: через несколько месяцев после его рождения, 1 марта 1881 года, народовольцы убивают Александра П. Это событие стало для России предвестием будущих потрясений. Но ранние годы поэта — счастливые годы. В дневнике его бабушки Елизаветы Григорьевны Бекетовой после тревожных записей о покушении на государя сказано и о крошечном внуке: “Сашура становится главной радостью жизни”. В воспоминаниях тетки Марии Андреевны признание: “С первых дней своего рождения Саша стал средоточием жизни всей семьи. В доме установился культ ребенка”.

Дед, бабушка, мать, тетки — самые близкие ему люди. Об отце в “Автобиографии” он скажет глухо, с напряжением: “Я встречался с ним мало, но помню его кровно”. О Бекетовых пишет легко, спокойно, с подробностями.

Ему было чем гордиться. Бекетовы — среди друзей и знакомых Карамзина, Дениса Давыдова, Вяземского, Баратынского. В их роду можно встретить землепроходца, актера, стихотворца, журналиста, библиофила, героя Отечественной войны 1812 года... Замечательные люди окружали и маленького Сашу Блока.

Его дед — знаменитый ученый, ботаник Андрей Николаевич Бекетов был для него другом его детских лет: “.. .мы часами бродили с ним по лугам, болотам и дебрям; иногда делали десятки верст, заблудившись в лесу; выкапывали с корнями травы и злаки для ботанической коллекции; при этом он называл растения и, определяя их, учил меня начаткам ботаники, так что я помню и теперь много ботанических названий. Помню, как мы радовались, когда нашли особенный цветок ранней грушевки, вида, неизвестного московской флоре, и мельчайший низкорослый папоротник...”

Бабушка Елизавета Григорьевна Бекетова — дочь известного путешественника, исследователя Средней Азии Григория Силыча Корелина. Она была и переводчиком с нескольких языков, давшим русскому читателю сочинения Бокля, Брэма, Дарвина, Бичер-Стоу, Вальтера Скотта, Диккенса, Теккерея, Руссо, Гюго, Бальзака, Флобера, Мопассана и многих других известнейших ученых и писателей. Об этих переводах Блок с достоинством скажет: “...ее мировоззрение было удивительно живое и своеобразное, стиль — образный, язык — точный и смелый, обличавший казачью породу. Некоторые из ее многочисленных переводов остаются и до сих пор лучшими”. Елизавета Григорьевна встречалась с Гоголем, Достоевским, Толстым, Аполлоном Григорьевым, Полонским, Майковым. Она не успела написать свои воспоминания, и Александр Блок мог впоследствии перечесть только краткий план предполагаемых записок и вспомнить некоторые бабушкины рассказы.

Мать Блока и тетки поэта тоже были писательницами и переводчицами. Через них русский читатель познакомилсяся с произведениями Монтескье, Стивенсона, Хаггарта, Бальзака, Гюго, Флобера, Золя, Доде, Мюссе, Бодлера, Верлена, Гофмана, Сенкевича и многих других.

Перу тетки Екатерины Андреевны Бекетовой (в замужестве Красновой) принадлежит стихотворение “Сирень”. Положенное на музыку Сергеем Рахманиновым, оно стало известным романсом. Мария Андреевна Бекетова войдет в историю русской литературы как автор мемуаров, связанных с жизнью и творчеством Блока. Мать будет играть в жизни поэта исключительную роль. Именно она станет первым его наставником и ценителем, ее мнение для Блока будет значить очень много. Когда Саша Блок начнет выпускать свой домашний литературный журнал “Вестник”, мать станет “цензором” издания.

Дед, бабушка, мать, тетки... Узкий круг близких людей. И уже в детские годы ощущается самодостаточность для него именно этого круга. Из детей Блок будет особенно дружен с двоюродными братьями Феролем и Андрюшей, детьми тетки Софьи Андреевны (в девичестве Бекетовой), которая была замужем за родным братом отчима поэта Адамом Феликсовичем Кублицким-Пиоттух. Но для своих игр он в товарищах не нуждался. Силой воображения он мог оживить обычные кубики (деревянные “кирпичики”), превращая их в конки: лошадей, кондукторов, пассажиров, предаваясь игре со страстью и редким постоянством, все усложняя и усложняя выдуманный им мир. Среди особых пристрастий — корабли. Он рисовал их во множестве, развешивая по стенам комнаты, одаривая ими родных. Эти корабли детского воображения “вплывут” в его зрелые стихи, став символом надежды.

Замкнутость и необщительность в характере маленького Блока проявлялась самым неожиданным образом. От француженок, которых ему пытались нанимать, он так и не научился французскому языку, поскольку, как позже заметит Мария Андреевна Бекетова, Саша “уж и тогда почти не разговаривал даже и по-русски”.

Когда в 1891 году будущий поэт поступит в петербургскую Введенскую гимназию, то и здесь со своими одноклассниками будет сходиться трудно, даже к наиболее близким товарищам не испытывая особой привязанности. Его постоянные увлечения гимназических лет — сценическое искусство, декламация и свой журнал “Вестник”, который Блок “издавал” с 1894 по 1897 год, выпустив 37 номеров. Его троюродного брата Сергея Соловьева, который в это время познакомился с Блоком, “поразила и пленила в нем любовь к технике литературного дела и особенная аккуратность”: “Вестник” был изданием образцовым, с вклеенными иллюстрациями, вырезанными из других журналов.

Но важную роль в развитии поэта сыграли не только близкие ему люди и не только увлечения, но и его дом.

В Санкт-Петербурге, столице Российской империи, пройдет почти вся жизнь поэта. Петербург отразится в его стихах. И все-таки Александр Блок не стал только лишь столичным поэтом. Петербург — это была гимназия, которая вызывала в нем страшные воспоминания: “Я чувствовал себя, как петух, которому причертили клюв мелом к полу, и он так и остался в согнутом и неподвижном положении, не смея поднять голову”. Петербург — это казенные квартиры, “место жительства”. Домом для Блока стало небольшое имение Шахматово, которое в свое время купил его дедушка Андрей Николаевич Бекетов по совету друга, знаменитого химика Дмитрия Ивановича Менделеева. В первый раз будущего поэта, шестимесячного, сюда привезла мать. Здесь он жил почти каждое лето, а иногда с ранней весны до поздней осени.

3. Годы учёбы. Начало творческого пути. (слайд №5).

Писать стихи начал с 5-ти лет, однако осознанное следование призванию начинается с 1900-01г. Наиболее важные литературно-философские традиции, повлиявшие на становление творческой индивидуальности — учение Платона, лирика и философия В. С. Соловьева, поэзия А. А. Фета. В марте 1902 произошло знакомство с Зинаидой Николаевной Гиппиус и Дмитрием Сергеевичем Мережковским, оказавшими на него огромное влияние; в их журнале “Новый путь” состоялся творческий дебют Блока — поэта и критика. В 1904 знакомится с А. Белым, ставшим наиболее близким ему поэтом из младших символистов. В 1903 вышел “Литературно-художественный сборник: Стихотворения студентов Императорского Санкт-Петербургского университета”, в котором были опубликованы три стихотворения Блока; в том же году напечатан блоковский цикл “Стихи о Прекрасной Даме” .

Основными чертами символистской лирики Блока становятся

  • Музыкальность;
  • Возвышенность тематики;
  • Многозначность;
  • Мистическая настроенность;
  • Недосказанность;
  • Расплывчатость образов

(слайд № 6)С этого момента начинается работа над первым сборником стихов, который состоял из 3-ёх томов. (работа со схемой слайда). Блок раскрывает основной смысл этапов пройденного им пути и содержание каждой из книг трилогии:

“...таков мой путь, теперь, когда он пройден, я твердо уверен, что это должное и что все стихи вместе — “трилогия вочеловечения”

(от мгновения слишком яркого света — через необходимый болотистый лес — к отчаянью, проклятиям, “возмездию* и...— к рождению человека “общественного”, художника, мужественно глядящего в лицо миру..)”.

4. Обратимся к 1-й книге (слайд №7). В неё вошли следующие циклы стихов:

  • “Ante Lucem” (“До света”)
  • “Стихи о Прекрасной Даме”
  • “Распутья”
  • Прекрасная Дама - “Царица чистоты”, “Вечерняя Звезда”, средоточие всего Вечного и Небесного.

Центральной книгой этого сборника становится цикл “Стихи о Прекрасной Даме”.Традиционная романтическая тема любви-служения получила в “Стихах о Прекрасной Даме” то новое содержательное наполнение, которое было привнесено в нее идеями Вл. Соловьева о слиянии с Вечно-Женственным в Божественном Всеединстве, о преодолении отчуждения личности от мирового целого через любовное чувство. Миф о Софии, становясь темой лирических стихов, до неузнаваемости трансформирует во внутреннем мире цикла традиционную природную, и в частности, “лунную” символику и атрибутику (героиня появляется в вышине, на вечернем небосклоне, она белая, источник света, рассыпает жемчуга, всплывает, исчезает после восхода солнца и т.д.) Нужно здесь отметить, (слайд №8) что Любовь Дмитриевна Менделеева, ставшая к этому времени женой поэта, была неземным образом, являвшимся поэту.

Обратимся к одному из стихотворений цикла “Вхожу я в тёмные храмы” (чтение наизусть подготовленным учеником).

  • Какова эмоциональная атмосфера стихотворения?
  • Какова цветовая гамма стихотворения?
  • Прорисован ли облик Прекрасной Дамы?

5. (слайд №9).

Особую роль для формирования мировоззрения Блока сыграли события революции 1905-07, обнажившие стихийную, катастрофическую природу бытия. В лирику этого времени проникает и становится ведущей тема “стихии” (образы метели, вьюги, мотивы народной вольницы, бродяжничества). Резко меняется образ центральной героини: Прекрасную Даму сменяют демонические Незнакомка, Снежная Маска, цыганка-раскольница Фаина. Блок активно включается в литературную повседневность, публикуется во всех символистских журналах. Циклами, вошедшими во второй сборник, стали

  • “Пузыри земли”,
  • “Разные стихотворения”,
  • “Город”,
  • “Снежная маска”,
  • “Фаина”.

6. (слайд №10). Обратимся к стихотворению “В ресторане”. (чтение подготовленного ученика).  Обратите внимание на пейзажный штрих: петербургская заря, желтые фонари на желтом, северное небо, рождающее отчаяние, усиливающее усталость романтика, живущего в страшном мире. Всё это говорит о неизбежной грусти и неудовлетворенности реальной жизнью.

Между лирическим героем и девушкой из ресторана пропасть: она женщина для развлечений, а он господин не ее круга. Между ними ничего не может быть серьезного, ее можно купить лишь на час. Красота погублена, поругана, уничтожена, растворена в желтом мире желтого города.

7. (слайд №11) В 1907 году Блок неожиданно для собратьев по символизму обнаруживает интерес и близость к традициям демократической литературы. Проблема “народа и интеллигенции”, ключевая для творчества этого периода, определяет звучание всех тем, развиваемых в его статьях и стихах: кризис индивидуализма, место художника в современном мире и др. Его стихи о России, в частности цикл “На поле Куликовом”, соединяют образы родины и любимой.(чтение стихотворения “Река раскинулась...”)

В стихотворении "Река раскинулась..." несколько раз меняется объект поэтической речи. Начинается оно как описание типично русского пейзажа; скудного и грустного. Затем звучит прямое обращение к России, и, надо сказать, в свое время оно многим показалось шокирующим - ведь А.Блок называл свою страну "О, Русь моя! Жена моя!". Однако в этом нет поэтической вольности, есть высшая степень единения лирического героя с Россией, особенно если учесть смысловой ореол, данный слову "жена" символистской поэзией. В ней он восходит к евангельской традиции, к образу величавой жены.

8. (слайд №12).

После февральской революции Блок все более и более сомневался в установившемся в стране буржуазно-республиканском режиме, поскольку он не принес пароду избавления от преступно разнизанной войны, Блока все более тревожит судьба революции, и он начинает все внимательнее вслушиваться в лозунги большевиков. Они подкупают его своей ясностью: мир - народам, земля - крестьянам, власть - Советам. Незадолго до Октября Блок признается в разговоре: "Да, если хотите, я скорее с большевиками, они требуют мира..."

Поэма А.Блока "Двенадцать" была написана в 1918 году. Это было страшное время: позади четыре года войны, ощущение свободы в дни Февральской революции, Октябрьский переворот и приход к власти большевиков, наконец, разгон Учредительного собрания, первого российского парламента.

А.Блок очень точно ощутил то страшное, что вошло в жизнь: полное обесценивание человеческой жизни, которую не охраняет больше никакой закон.

9. (слайд №13)

Вслед за “Двенадцатью” было написано стихотворение “Скифы”. Противопоставляя “цивилизованный” Запад и революционную Русь, поэт от имени революционной “скифской” России призывает народы Европы положить конец “ужасам войны” и вложить “старый меч в ножны”. Стихотворение завершается призывом к единению:

В последний раз — опомнись, старый мир!
На братский пир труда и мира,
В последний раз на светлый братский пир
Сзывает варварская лира!

В русской истории А.Блок увидел залог будущих успехов и подъёма страны.

Россия - Сфинкс. Ликуя и скорбя,
И обливаясь черной кровью,
Она глядит, глядит ,глядит в тебя
И с ненавистью, и с любовью!

Так завершилась “трилогия вочеловечения”. Так завершился трудный путь поэта, путь, исполненный великих художественных открытий и свершений.

10. (слайд №14). В последние годы жизни 1918 -1921 гг. Блок как поэт замолкает. Много работает в учреждениях культуры, созданных новой властью. Пишет статьи “Интеллигенция и революция” (1918 г.), “Крушение гуманизма” (1919 г.), стихотворения “Без божества, без вдохновенья” (1921 г.), “О назначении поэта” (1921 г.). Последнее стихотворение “Пушкинскому дому” обращено (как и статья “О назначении поэта”) к пушкинской теме.

11. (слайд №15).

Путь Блока — жертвенный путь. Он единственный воплотил в жизни идею “богочеловечества”, художника, отданного на заклание. Но он пришел в мир тогда, когда жертва не может стать для остальных искуплением, она может быть лишь свидетельством грядущих катастроф. Блок это чувствовал, он понимал, что его жертва не будет востребована, но предпочел гибель “вместе со всеми” спасению в одиночестве. Он умирал вместе с Россией, его родившей, его вскормившей. Быть может, всего точнее о том событии, которое произошло 7 августа 1921 года в 10 часов 30 минут, сказал Владислав Ходасевич: “Он умер оттого, что был болен весь, оттого, что не мог больше жить. Он умер от смерти”.

Наш рассказ о Блоке я хочу закончить стихотворением В.Лазарева

Звучи, звучи, живая речь
Поэта Александра Блока.
Встреч разуму и свету встреч
В порыве мощном и глубоком. 
Звучи же, вписываясь равно 
В мир городов и деревень,
В ноябрь туманный, в тёплый август,
И в тяжкий, и в счастливый день.
 ...И не отринуть, не отречь 
Строку от Родины и сроков.
Звучи, звучи, живая речь 
Поэта Александра Блока!

12. Домашнее задание

1) Рассказ о жизни Блока на основе лекции и учебника.

2) Наизусть стихотворение из цикла “Стихи о Прекрасной Даме”.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Александр Александрович Блок: жизнь, творчество, личность.

Слайд 2

Александр Александрович Блок – крупнейший поэт – символист Если вы любите мои стихи, преодолейте их яд, прочтите в них о будущем. А. Блок

Слайд 3

28.11.1880г. Родился в Санкт-Петербурге. Отец – профессор государственного права в Варшавском университете, мать – переводчица художественной литературы.

Слайд 4

1880г. – 1890 г. Детство и юность А. Блок проводит в доме деда А. Бекетова, ректора Санкт-Петербургского университета.

Слайд 5

1898г. – 1906 г. Учеба в Санкт-Петербургском университете, сначала на юридическом, затем на филологическом факультете. В 1902 г. входит в круг поэтов-символистов во главе с Д. Мережковским и З. Гиппиус. Основные признаки символистской лирики А.Блока: Музыкальность Возвышенность тематики Многозначность Мистическая настроенность Недосказанность Расплывчатость образов.

Слайд 6

Первый том – теза (1897-1904) Цикл «Распутья»; Цикл «Стихи о Прекрасной Даме» Второй том - антитеза (1904-1908) Цикл «Пузыри земли»; Цикл «Город» Третий том – синтез (1907-1916) «Это все о России» Первое собрание стихотворений

Слайд 7

«Теза» - 1 книга стихов (1898г.-1904г.) О ней А. Блок писал так: «Ранняя утренняя заря, сны и туманы, одиночество, мгла, тишина…» Циклы стихов: « Ante Lucem » («До света») «Стихи о Прекрасной Даме» «Распутья» Прекрасная Дама- «Царица чистоты», «Вечерняя Звезда», средоточие всего Вечного и Небесного.

Слайд 8

«Прекрасная Дама» Заря, звезда, солнце, белый цвет-? Размыкание кругов -? Ветер -? Утро, весна -? Зима, ночь - ? Синий, лиловый мир -?

Слайд 9

«Антитеза» -2 книга стихов (1904г.-1908г.) Отход от мистицизма, от идеала мировой гармонии, устремленность к обыденнности и повседневности, погружение в мир людских страстей, борьбы и страданий. Циклы стихов: «Пузыри земли», «Разные стихотворения», «Город», «Снежная маска», «Фаина». Начинает звучать одна из главных проблем- народ и интеллигенция.

Слайд 10

Лирический герой стихотворения отчужден и одинок. Мир, рожденный его фантазией, - это его «сокровище», дающее возможность остаться самим собой. И этот мир одухотворен образом прекрасной незнакомки . Именно она вселяет веру в светлое начало жизни. Стихотворение «В ресторане», вошедшее в цикл «Город», не только одно из лучших стихотворений поэта, но и одно из совершеннейших созданий всей русской лирики.

Слайд 11

Тема родины, России -сквозная блоковская тема. На одном из последних его выступлений, где поэт читал самые разные свои стихотворения, его попросили прочесть стихи о России. “ Это все — о России ”, - ответил Блок и не покривил душой, ибо тема России была для него поистине всеобъемлюща.

Слайд 12

Революцию А.Блок ощущает как развертывающийся хаос, как возмездие старому миру. Написав поэму «Двенадцать» в едином творческом порыве, поэт воскликнул: «Сегодня я гений!»

Слайд 13

Россия- Сфинкс. Ликуя и скорбя, И обливаясь черной кровью, Она глядит, глядит, глядит в тебя И с ненавистью, и с любовью! Стихотворение «Скифы». В русской истории А.Блок увидел залог будущих успехов и подъёма страны.

Слайд 14

1918 -1921 гг. Как поэт после революции замолкает. Много работает в учреждениях культуры, созданных новой властью. Пишет статьи «Интеллигенция и революция» (1918г.), «Крушение гуманизма» (1919г.), стихотворения «Без божества, без вдохновенья» (1921г.), «О назначении поэта» (1921г.). Последнее стихотворение «Пушкинскому дому» обращено (как и статья «О назначении поэта») к пушкинской теме. Последние годы жизни и творчества Александра Блока.

Слайд 15

Звучи, звучи, живая речь Поэта Александра Блока. Встреч разуму и свету встреч В порыве мощном и глубоком. Звучи же, вписываясь равно В мир городов и деревень, В ноябрь туманный, в тёплый август, И в тяжкий, и в счастливый день. … И не отринуть, не отречь Строку от Родины и сроков. Звучи, звучи, живая речь Поэта Александра Блока! В.Лазарев Александр Блок умер 07.08.21г. в Петрограде



Предварительный просмотр:

Урок 1. ВВЕДЕНИЕ.

ШЕДЕВРЫ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Цель: обзорная характеристика основных направлений русской литературы, изучаемых в 9 классе.

Словарная работа: шедевр, классика, хронология.

Материал к уроку.

       I.   Начиная с 5 класса, вы приобщались к высокому нравственному и духовному миру литературы. Наверное, каждый из вас уже понял, что чтение художественных произведений – это неоценимый источник познания жизни, это часы большого наслаждения.

В 9 классе вам предстоит сделать еще один шаг на пути познания и понимания литературы. Вас ожидает встреча с литературными шедеврами* (ШЕДЕВР – исключительное по своим достоинствам произведение искусства, литературы, образцовое создание мастера) разных времен, ставшими классикой* (КЛАССИКА – это то, что живет и сегодня, независимо от времени создания).

В текущем учебном году вы будете постоянно отвечать на вопрос: В ЧЕМ СЕКРЕТ ВЕЧНОЙ ЖИЗНИ КЛАССИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЛИТЕРАТУРЫ?

«Книги имеют свою судьбу, смотря по тому, как их принимают»,- эта фраза родилась в Древнем Риме. Люди живут, пока их помнят. Книги бессмертны, пока их читают. Почему же сочинениям Гомера и Данте, Сервантеса и Шекспира, Пушкина и Гоголя, Достоевского и Толстого и других великих мастеров выпал жребий вечной жизни, а их героям – счастье волновать сердца новых поколений? Трудный вопрос. Непростыми будут и ответы. И это здорово: настоящей литературе нужен настоящий читатель.

             А.И.Герцен говорил, что «чтением человек переживет века».

             Подобно тому, как есть история общества, история стран и народов, подобно этому есть и история .

             Простейшая история литературы  - это повествование в хронологической* (ХРОНОЛОГИЯ. 1. Наука, изучающая историческое летоисчисление. 2. Перечень событий в их временной последовательности. 3. Последовательное появление чего-нибудь во времени.) последовательности об отдельных произведениях данного народа, об их авторах, а также описание этих произведений.

            С такой простейшей историей литературы вы и познакомитесь в 9 классе, опираясь на свои знания и представления, полученные ранее.

            История литературы отвечает на вопросы:

  • Что из себя представляет данное произведение?
  • Почему, в каких условиях оно возникло?
  • Каким потребностям общества отвечает?
  • Как соотносится с творческим путем писателя, с достижениями литературы в целом?
  • Какое значение для общества и литературы имело и имеет?

           Существуют различные способы периодизации истории литературы. Мы с вами выделим для изучения в этом учебном году следующие периоды:

  • Древнерусская литература.
  • Литература ХVIII века. Классицизм. Сентиментализм.
  • Литература ХIХ века. Романтизм. Реализм.
  • Литература ХХ века.

          Литература, которую вы будете изучать в 9 классе, раскроет перед вами героический подвиг художников слова, их самоотверженную борьбу за народ, за свободу человека.

         Древнерусская литература. Возникновение древнерусской литературы: конец Х века (крещение Руси)- ХVII столетие. …это была литература «одной темы и одного сюжета. Этот сюжет— мировая история, и эта тема — смысл человеческой жизни». Д.С.Лихачев.

        Откроет нашу первую встречу величайший памятник  древнерусской литературы – «Слово о полку Игореве». Вы увидите перед собой русскую землю, страдающую от вековых усобиц князей и опустошительных набегов кочевников, вы услышите повесть об Игоре-князе, ум которого ясен, а сердце отвагой горит, вы увидите, как лучшие сыны Руси великой бьются за землю свою. Вы задумаетесь над суровой действительностью далекого времени и поймете, почему автор «Слова», мудрый Боян, затеял эту песнь про поход князя Игоря на половцев.

        Литература ХVIII века. От страниц древней литературы мы пойдем к литературе 18 века. На небосклоне этого периода зажгутся яркие звезды: 

       - Михаил Васильевич Ломоносов, ученый, поэт, «первый русский университет», по выражению А.С.Пушкина. Вы ощутите главное, что через Ломоносова проходит вся история государства Российского, в которой запечатлелись  радости и горести, сила и щедрость нашего народа.  

       - Встреча с Гавриилом Романовичем Державиным будет краткой, но запоминающейся. Он старался подсказать императрице Екатерине II, как надо править по законам и справедливости, борясь со злом, не унижая подданных. Он прорвется к вам своими пронзительными, сердечными строками.

       - А затем на литературном небосклоне 18 века вспыхнет особая звезда – «сатиры смелый властелин», «друг свободы» - Денис Иванович Фонвизин. Всей душой любивший Родину, он свой девиз определил так:

                           Ты должен посвятить Отечеству свой век,

                           Коль хочешь навсегда быть честный человек.

Образованный, смелый, живой человек, он восхитит вас своим остроумием.

        Вы узнаете имя гордого, мужественного  гражданина России Александра Николаевича Радищева, душа которого «страданиями человеческими уязвлена стала», впервые в литературе он заявит о необходимости разбить жезлом «главы бесчеловечных господ». Объявленный «бунтовщиком хуже Емельяна Пугачева», закованный в кандалы, по пути на каторгу он заявит:

                           Ты хочешь знать: кто я? Что я? Куда я еду?

                           Я тот же, что и был, и буду весь мой век:

                           Не скот, не дерево, не раб, но человек!

       А этого писателя знали все, потому что он был автором величайшего труда – «Истории государства Российского». Вокруг его имени кипели страсти. В жизни его было немало трагических страниц. Но как мужественно переносил он все невзгоды! Вся его жизнь – это титанический труд. Свидетельство тому – 12 томов истории России. Вы узнаете, что писатель Николай Михайлович Карамзин   утверждал идеалы добра и человечности. Вы убедитесь в этом, прочитав его повесть «Бедная Лиза».

        Литература ХIХ века. По словам Ф.М.Достоевского, русская литература всегда была проникнута духом «всемирной отзывчивости». Ярчайший пример тому – писатели и поэты 19 века. «До безумной гордости волнует не только обилие талантов, рожденных Россией в   ХIХ веке, но и поражающее разнообразие их.» (М.Горький).

         Вас ждет увлекательное путешествие по страницам комедии «Горе от ума». Вы побываете в барской Москве первой четверти 19 века, познакомитесь с ее «тузами», их идеалами. Александр Сергеевич Грибоедов даст вам возможность поприсутствовать на поединках благородства и низости, искренности и при- творства, понять, в чем основной конфликт его комедии.

         Имена следующих представителей литературы 19 века вам открывать не надо. Их вы знаете с детства: Пушкин, Лермонтов, Гоголь.

        Правда, настоящим открытием для вас должен стать роман в стихах «Евгений Онегин» Александра Сергеевича Пушкина.

        А потом на урок придут стихи, в которых есть тайна. Их автор – Михаил Юрьевич Лермонтов. Вы будете открывать Лермонтова, заново постигать его поразительный мир, исповедь сердца поэта.

         Прочитав поэму Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души», вы увидите всю Русь «с одного бока» и воскликните вслед за Пушкиным: «Боже! Как грустна наша Россия!». Встреча с Гоголем обогатит ваш внутренний мир, вы почувствуете, что писатель сполна выстрадал свою любовь к Родине.

         А затем вы погрузитесь в страну поэзии Федора Ивановича Тютчева и Афанасия Афанасьевича Фета. Вместе с ними вы будете размышлять о смысле человеческого бытия, о красоте земного мира и драматизме человеческих чувств. Вы поймете, что мир в их поэзии полон таинственности, загадочности.

                    О, как убийственно мы любим,

                    Как в буйной слепоте страстей

                    Мы то всего вернее губим,

                    Что сердцу нашему милей!

        Совсем другим придет к вам поэт Николай Алексеевич Некрасов, который назовет свою лиру «музой мести и печали».

         Иван Сергеевич Тургенев вновь порадует нас чудесными повестями о любви. Вместе с Федором Михайловичем Достоевским мы побродим по ночному Петербургу.Вы  познакомитесь с творчеством величайшего драматурга Александра Николаевича Островского. Его творения до сих пор не сходят со сцен театров не только России, но и мира. А с Антоном Павловичем Чеховым войдут в вашу жизнь новые его произведения, сюжеты, герои. И вы еще раз убедитесь, какой это мастер прозы. И конечно же, мы окунемся в огромный мир по имени Лев Николаевич Толстой.

        Литература ХХ века. На смену литературе 19 века придет классика 20 века и ее корифеи.

                       Во всем мне хочется дойти

                       До самой сути.

                       В работе, в поисках пути,

                       В сердечной смуте.

                               До сущности протекших дней,

                               До их причины,

                               До оснований, до корней,

                               До сердцевины…

                                                                                 Б. Пастернак

           Перед вами пройдут яркие, порой трагичные судьбы литераторов 20 столетия. Вы познакомитесь с их творчеством. Это:

Максим Горький, Иван Алексеевич Бунин, Александр Александрович Блок , Сергей Александрович Есенин, Владимир Владимирович Маяковский, Михаил Афанасьевич Булгаков, Марина Ивановна Цветаева, Анна Андреевна Ахматова, Николай Алексеевич Заболоцкий, Михаил Александрович Шолохов, Борис Леонидович Пастернак, Александр Трифонович Твардовский,  Александр Исаевич Солженицын.

II.  Наша  с вами задача на текущий учебный год хорошо выражена в словах великого русского критика 19 века ВИССАРИОНА ГРИГОРЬЕВИЧА БЕЛИНСКОГО  (см. стр.3, 4 абзац): чтение, анализ прочитанного по вопросам.

III. Рефлексия: создание синквейна.

IV. Домашнее задание.



Предварительный просмотр:

Урок литературы в 9-м классе по теме: "Если душа родилась крылатой"(по лирике А.А. Ахматовой и М.И. Цветаевой)

Учитель: Агафонова Е.Ю.

Цели урока:

  • познакомить учащихся с творчеством А.Ахматовой и М.Цветаевой;
  • показать особенности их творчества (связь с биографией);
  • подвести детей к осознанию темы женской поэзии, к осознанию форм выражения вечных женских чувств;
  • обратить внимание на эмоционально-смысловую нагрузку, которую несут образы в стихотворениях А.Ахматовой и М.Цветаевой;
  • развивать умение филологического (литературного) анализа художественного текста.

Форма урока: усвоение нового материала.

Тип урока: беседа

Наглядность:

  • портреты А.Ахматовой и М.Цветаевой;
  • иллюстрации к их стихотворениям;
  • музыкальные иллюстрации к стихотворениям А.Ахматовой и М.Цветаевой;
  • картины художников Серебряного века;
  • карта анализа урока.

Эпиграф:

Всё понять и за всех пережить.

М.Цветаева.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент.

2.Подготовка к восприятию.

Звучит романс из музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина “Метель”

- Женщина… Сколько о ней сказано и написано. Во все века ей поклонялись художники, поэты, музыканты. Она была мечтой, улыбкой, грустью, вселенской радостью и безграничной печалью.

Сегодня мы поговорим о женщинах, которые достигли славы своим поэтическим талантом, даром Божьим. Они опровергли мнение о том, что поэзия – это привилегия мужчин, их род занятий. Для обаятельнейших женщин, о которых пойдёт разговор, поэзия – не прихоть, не случайность. Она – смысл их жизни, средство выражения своего “я”, отклик сердца на радости и горести бытия.

3.Сообщение темы, целей и задач урока.

Зачитать эпиграф к уроку.

Таков эпиграф, а тема нашего урока посвящена любовной лирике А.Ахматовой и М.Цветаевой “Если душа родилась крылатой”.

Назвать цели урока.

Звучит симфония №8 Ф.Шуберта.

 

Век двадцатый. Век бурь, потрясений и потерь. Он принёс в литературу ещё два нетленных женских имени – Анна и Марина. Две женщины – две трагические судьбы. Обе потеряли любимых, обе пережили аресты собственных детей, обе перенесли тяготы и страдания. Но обе испытали прекрасное чувство любви, которой посвятили многие свои стихи.

Пересказать биографию поэта всегда очень трудно. Где найти слова, которые не опошлили и не приземлили бы мыслей и поступков великого человека? Ведь в них, кроме обычного, “прозаического”, содержания, заключена неповторимость, уникальность жизни гения.

Читает ученица:

В то время я гостила на земле:
Мне дали имя при крещенье – Анна,
Сладчайшее для губ людских и слуха.
Так дивно знала я земную радость
И праздников считала не двенадцать,
А столько, сколько было дней в году…

Я родилась 11 июня 1889 года, в один год с Чаплиным, “Крейцеровой сонатой” Л.Толстого, Эйфелевой башней, и, кажется, Элиотом. Мой отец был в то время отставной инженер- механик флота. Годовалым ребёнком я была перевезена на север – в Царское Село…

Я к розам хочу в тот единственный сад,
Где лучшая в мире стоит из оград.
Где статуи помнят меня молодой,
А я их под невскою помню водой.

Я выхожу замуж за друга моей юности Николая Степановича Гумилёва. Он любит меня уже три года, и я верю, что моя судьба быть его женой.

Через полгода после женитьбы Н.С.Гумилёв отправился в Абиссинию.

А в год развода Анна Андреевна подарила Гумилёву сборник стихов “Белая стая” с надписью: “Моему дорогому другу Н.Гумилёву с любовью. А.Ахматова. 10 июня 1918 г. Петербург”.

И когда друг друга проклинали
В страсти, раскалённой до бела,
Оба мы ещё не понимали,
Как земля для двух людей мала.

Каждый из них пошёл навстречу своей трагедии. Н.С.Гумилёв был расстрелян в 1921 г. за участие в контрреволюционном заговоре.

Удары сыпались градом. Одним из них было печально знаменитое постановление 1946 г. “О журналах “Звезда” и “Ленинград”, в котором Ахматову и её стихи буквально осыпали площадной бранью.

Сын Анны Андреевны и Николая Степановича стал учёным, а не поэтом, но репрессий не избежал. Его арестовывали трижды: в 1935-м, 1939-м, и последний раз – в 1948-м обвинили в покушении на Жданова.

Но умер Сталин. В жизни Ахматовой происходят перемены. 1955 г. – освобождение сына, в 1956-м – выход в свет сборника переводов.

В декабре 1964 г. Ахматова едет в Италию, где ей присуждена премия “Этна-Таормина”.

В июне 1965 г.(за год до  смерти) в Англии Ахматовой вручают диплом почётного доктора Оксфордского университета.

"И кто бы поверил, что я задумана так надолго, и почему я этого не знала… Прошлое обступает меня и требует чего-то…"

- Основными мотивами в лирике Ахматовой являются темы творчества, Родины, одиночества и конечно же любви…

- Одно из самых популярных стихотворений Ахматовой о любви – “Сероглазый король” - написано в 1910 году.

- О чём это стихотворение?

(В нём – драма чувств, женская тоска по любимому, печаль от утраты, нежность к дочери.)

Отметим тончайший психологизм стихотворения. Эта целая повесть о душевной драме героини. Психологизм поэзии Ахматовой, специфическая для её лирики “драматургичность” стиля отмечались и в отечественном, и в зарубежном литературоведении

- А чем необычен язык стихотворения “Сероглазый король”?

(В строчки стиха включена прямая речь. Язык стихотворения представляет собой разговорную речь (“Знаешь, с охоты его принесли, / Тело у старого дуба нашли”; “Дочку мою я сейчас разбужу…”), но это язык раздумий.)

- Каким стихотворным размером написано стихотворение?

(Трёхсложный размер – дактиль)

- Охарактеризуйте рифму в данном тексте.

(Мужская – последний слог ударный, точная)

- Какие тропы использует Ахматова в своём стихотворении?

(Эпитеты – безысходная боль, сероглазый король; метафору – шелестят тополя)

- Как раскрывается сюжетная ситуация в стихотворении?

(Детали, события, разворачивающиеся в стихотворении, раскрывают сюжетную ситуацию, панораму жизни, говорят о любви, нежности, тоске, ревности, разлуке, смерти, печали, говорят о женском сердце.)

- В каких строчках выражена кульминация стихотворения?

- Да, а что мы называем кульминацией?

(Порыв чувства – “Дочку мою я сейчас разбужу, / В серые глазки её погляжу”).

- А итог стихотворения?

(Итог, подведённый “шелестящими тополями” : “Нет на земле твоего короля…”).

- Все элементы стихотворения живут, наполнены смыслом, всё существенно, всё к месту, ничего лишнего.

Вспомним тезис Гегеля:

“В художественном произведении нет ничего, что бы не имело отношения к содержанию”.

- В своей статье 1922 г. “Письма о русской поэзии” О.Мандельштам пишет :

“Ахматова принесла в русскую литературу всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа XIX века. Не было бы Ахматовой, не будь Толстого с “Анной Карениной”, Тургенева с “Дворянским гнездом”, всего Достоевского и отчасти даже Лескова…”

Эти же слова можно отнести к творчеству Цветаевой.

Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я – поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
- Нечитанным стихам ! –

Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берёт !),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черёд.

- И, действительно, наступило это время…

Читает ученица :

Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.

Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.

Марина родилась 26 октября 1892 года в Москве… В дневнике мамы Марины есть запись:

“Четырёхлетняя моя Маруся ходит вокруг меня и всё складывает слова в рифмы – может быть, будет поэт?”

Отец Марины Цветаевой – профессор Московского университета Иван Владимирович. Ближайшим его сотрудником была жена – Мария Александровна, урождённая Мейн. Когда Марине исполнилось 11 лет – скончалась мать, а через 11 лет умер и отец.

Звучит песня из кинофильма “Ирония судьбы…”. Муз. М.Таривердиева, сл. М.Цветаевой “Хочу у зеркала, где муть…”.

На фоне “Лунной сонаты” Бетховена звучат слова.

В 1910 г., ещё не сняв гимназической формы, тайком от семьи, выпустила Марина первый поэтический сборник “Вечерний альбом”. Его заметили. 5 мая 1911 года Макс Волошин знакомит Марину с её будущим мужем.

Обвенчались Сергей Эфрон и Марина Цветаева в январе 1912 г., и короткий промежуток между встречей их и началом первой мировой войны был единственным в их жизни периодом бестревожного счастья”.

Аля – Ариадна Эфрон – родилась 5 сентября 1912 г.

“Я назвала её Ариадной,-вопреки Серёже, который любит русские имена, папе, который любит имена простые, друзьям, которые находят, что это салонно. …Назвала от романтизма и высокомерия, которые руководят всей моей жизнью”.

“Читаю весь свой стихотворный 1915 год – а всё мало, а все – ещё хотят. …Мне мой успех нужен, как прямой повод к Ахматовой. Всеми своими стихами я обязана Ахматовой”.

О Муза плача, прекраснейшая из муз!
О ты, шальное исчадие ночи белой!
Ты чёрную насылаешь метель на Русь,
И вопли твои вонзаются в нас, как стрелы.

И мы шарахаемся, и глухое: ох!-
Стотысячное – тебе присягает.- Анна
Ахматова! – Это имя – огромный вздох,
И вглубь он падает, которая безымянна.

В певучем граде моём купола горят,
И Спаса светлого славит слепец бродячий…
- И я дарю тебе свой колокольный град,
Ахматова! - и сердце своё в придачу.

13 апреля 1917 года у Марины Цветаевой родилась вторая дочь – Ирина.

“Я сначала её хотела назвать … Анной (в честь Ахматовой). – Но ведь судьбы не повторяются!”

“Наиболее трудным для меня оказался 1919-й, самый чёрный, самый чумной, самый смертный. Живу с Алей и Ириной в чердачной комнате. Муки нет, хлеба нет, под письменным столом фунтов 12 картофеля … весь запас.”

2 марта 1920 года от голода умирает вторая дочь – Ирина.

Весной 1921 года Марина вместе с дочерью отправляется в Прагу к своему мужу.

1 февраля 1925 года родился сын Георгий.

В 1939 году Цветаева восстановила своё советское гражданство и возвратилась на Родину. Тяжело дались ей 17 лет, проведённые на чужбине. Ранее вернулись на Родину Ариадна Эфрон и муж Сергей Яковлевич Эфрон, но вскоре были репрессированы.

Захлёбываясь от тоски,
Иду одна, без всякой мысли,
И опустились и повисли
Две тоненьких моих руки.

Превратности эвакуации 1941 года забросили её в Чистополь, затем в Елабугу. Тут и настиг её “одиночества верховный час”.

Измученная, 31 августа 1941 года Марина Цветаева покончила с собой.

Звучит Прелюдия № 1 до-мажор Скрябина.

Кто создан из камня, кто создан из глины,-
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело – измена, мне имя – Марина,
Я – бренная пена морская.

Несмотря на все невзгоды красной нитью проходит через творчество Цветаевой тема любви.

Рассмотрим стихотворение “С.Э.”, написанное в 1914 г.

- О чём это стихотворение?

(О любви женщины.)

- Какова лирическая героиня в этом стихотворении?

(Она воспевает своего героя, но в то же время декларирует свою неуловимость и непокорность. Задана ситуация вызова, бега, что в стихотворениях Цветаевой означает жизнь).

Такой внутренний конфликт в любовной поэзии Цветаева называла “поединком своеволий”

- Существуют ли символы в данном стихотворении?

(Он – символ рыцарства, её идеал, которому она будет всегда верна)

Для любовной лирики Цветаевой характерна, как мы помним, трагическая ситуация “разрозненной пары”

- Определите рифму в данном тексте.

(Рифма – женская и мужская (ударение на предпоследнем и на последнем слогах); перекрёстная (абаб)

- Какие тропы использует Цветаева в своём стихотворении?

(Аксюморон – брови мучительно-великолепны, глаза прекрасно-бесполезны;
сравнения – лицо подобно шпаге;
метафора – под крыльями раскинутых бровей;
метонимия + сравнение – глаза –две бездны – гипертроп;
метафорическое сравнение – он тонок первой тонкостью ветвей)

- Вы заметили как напевны, как мелодичны стихи Марины Ивановны, неудивительно, что на её некоторые стихи написаны песни.

Звучит песня “Мне нравится, что вы больны не мной …”

4.Обобщение.

Сегодня мы проанализировали стихотворения двух замечательных поэтесс – А.Ахматовой и М.Цветаевой. Чуть позже анализ этих стихотворений поможет нам при составлении словесной миниатюры.

- Вам понравились их стихи?

- А кто из вас ранее уже встречался с их стихотворениями?

- Есть желающие почитать свои любимые строки А.Ахматовой или М.Цветаевой?

Спасибо!

А теперь небольшое задание по группам :

1 группа - составить словесную миниатюру “Моя Ахматова”, используя портретный ряд.

2 группа - составить сиквейн на тему любви.

3 группа - составить словесную миниатюру “Моя Цветаева”, используя портретный ряд.

Звучит музыка.

Заслушать 3-4 сиквейна.

5.Подведение итогов.

- Понравился вам сегодняшний урок? Насколько уютно вы чувствовали себя на нём? (показать карточки) – рефлексия.

Да, урок действительно получился красивым. Наверно потому что он был о любви, о женщинах…

Женщины… Умные, красивые, талантливые. Всё понять и за всех пережить.(показать на доске эпиграф). Они горели сами и освещали путь другим. Поэзией, Любовью, Красотой.

На фоне музыки звучат слова:

О вы, служительницы Музы,
Связав с поэзией все узы,
Вы ей отдались до конца,
Крепив, порой, перо борца.
Любовь и верность воспевали,
В уныние вы не впадали,
Святое свято берегли –
Иначе жить вы не могли.
Пусть тьма всегда огня боится,
Пусть всё прекрасное струится!
Да будут жить стихи вовек,
Пусть не умолкнет строчек бег!
Пусть рифма слов не иссякает,
Пусть быт восторг не заедает,
Пусть радость душу теребит!
Поэта сердце не сгорит!

А.А. Ахматова
«Сероглазый король

М.И. Цветаева
«С.Э.»

Творечское задание

Мое отношение к уроку

 

 

 

 

Поделиться…


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Я бы душу отдала – чтобы душу отдать!» Анна Ахматова Марина Цветаева

Слайд 2

А.Ахматова и М.Цветаева Увы! лирический поэт Обязан быть мужчиной... А.Ахматова "Поэт — издалека заводит речь, Поэта — далеко заводит речь..." М. Цветаева «Г-жа Ахматова, несомненно, лирический поэт, именно поэт, а не поэтесса. » Б. Садовский «Поэзия Марины Цветаевой — женская, но, в отличие от Анны Ахматовой, она не поэтесса, а поэт » М. Осоргин

Слайд 3

Творчество А.Ахматовой - это спокойная и уверенная сила воды. В стихах М.Цветаевой мы ощущаем жаркое, порывистое пламя Ахматова и Цветаева - грани, очертившие контуры русской женской поэзии.

Слайд 4

Первые сборники Первые книги А.Ахматовой: «Вечер», «Четки» Лирика любви. Здесь все женское: зоркость глаза, любовная память о милых вещах, грация, тонкая и чуть капризная. Я была, как и ты, свободной, Но я слишком хотела жить. Видишь, ветер, мой труп холодный, И некому руки сложить. Первые сборники М.Цветаевой: «Вечерний альбом», «Волшебный фонарь», «Из двух книг» Уже в первых ее стихах была неизвестная прежде в русской поэзии жесткость, резкость, редкая даже среди поэтов-мужчин. В поэзии Цветаевой нет покоя, умиротворенности, созерцательности. Она вся в буре, в действии и поступке. Нате! Рвите! Глядите! Течет, не там же? Заготавливайте чан! Я державную рану отдам до капли! Зритель — бел, занавес — рдян.

Слайд 5

Пушкин Цветаевой и Ахматовой И столетие мы лелеем Еле слышный шелест шагов. Анна Ахматова Пушкин Ахматовой, друг своих друзей, - НАШ Пушкин, благословляющий высокую дружбу и собирающий вокруг себя дружеский круг из новых поколений. Ахматовский Пушкин бел: белизна царскосельских статуй и коллонад, стройность парков и невских набережных. Пушкиным - не бейте! Ибо бью вас - им! Марина Цветаева Пушкин Цветаевой - не просто одинокая, но тайная страсть: ее требуется скрывать, как влюбленность, не предполагающую дружеского обсуждения. Постоянный символический цвет Пушкина Цветаевой - черный ("черная дума, черная доля, черная жизнь... моя родная тьма")

Слайд 6

" Всеми моими стихами я обязана людям, которых любила , которые меня любили или не любили » М.Цветаева Великая земная любовь является движущим началом лирики Ахматовой. Анна Ахматова в одном из своих стихотворений назвала любовь “необыкновенным пятым временем года” . Любовь у Анны Ахматовой не только любовь-счастье. Часто — это страдания, пытка, любовь-жалость, своеобразная “антилюбовь”, мучительный излом души. Столько просьб у любимой всегда! У разлюбленной просьб не бывает. Любовь в творчестве Цветаевой многолика. Дружба, материнство, снисхождение, презрение, ревность, гордыня, забвение – все ее лики. Лики разные, но исход один: разлука . Любовь у Цветаевой изначально обречена на разлуку. Радость обречена на боль, счастье – на страдание. Горечь, горечь, вечный привкус На губах твоих, о страсть. Горечь, горечь, вечный искус Окончательнее пасть. Романс на стихи М.Цветаевой «Мне нравится…»

Слайд 7

Доля ты! — русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать! Н. А. Некрасов Сын и два мужа А.А.Ахматовой были репрессированы. Личная трагедия Ахматовой-матери и Ахматовой-жены отразилась в поэме «Реквием». Вместо предисловия к поэме Ахматова запишет свое воспоминание: «В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то "опознал" меня. Тогда стоящая за мной женщина, которая, конечно, никогда не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом): - А это вы можете описать? И я сказала: - Могу. Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом». Сергей Эфрон (муж М.Цветаевой) встал на сторону Временного правительства, сражался в рядах Белой армии. Оставшаяся в Москве Цветаева и дети голодали. В начале зимы 1919-1920 Цветаева отдала дочерей в детский приют в Кунцеве. Вскоре она забрала домой старшую, Алю, в начале февраля 1920 младшая Ирина умерла. В 1922г. Марина Цветаева получила разрешение на выезд и покинула Россию. Живет с семьей в Чехии, где рождается долгожданный сын. На кортике своем: Марина – Ты начертал, встав за Отчизну. Была я первой и единой В твоей великолепной жизни.

Слайд 8

Тема Родины Анна Ахматова Мне голос был. Он звал утешно, Он говорил: “Иди сюда, Оставь свой край глухой и грешный, Оставь Россию навсегда. Я кровь от рук твоих отмою, Из сердца выну чёрный стыд, Я новым именем покрою Боль поражений и обид”. Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух, Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбный дух. 1917 Все расхищено, предано, продано, Черной смерти мелькало крыло, Все голодной тоскою изглодано, Отчего же нам стало светло? 1921 « Родина не есть условность территории, а непреложность памяти и крови, — писала М.Цветаева. — Не быть в России, забыть Россию — может бояться лишь тот, кто Россию мыслит вне себя. В ком она внутри — тот потеряет ее лишь вместе с жизнью». Ты! Сей руки своей лишусь,- Хоть двух! Губами подпишусь На плахе: распрь моих земля- Гордыня, родина моя! «Родина», 1932

Слайд 9

И Ахматова, и Цветаева жили и творили на стыке эпох, в непростой и трагичный период российской истории. Эта сумятица и боль проникают и в стихи. Постепенно любовная лирика выходит за рамки отношений между двумя людьми: в ней слышатся ноты перемен, ломки стереотипов, суровые ветра времени. Романс на стихи А.Ахматовой «О, жизнь без завтрашнего дня»

Слайд 10

Революция, война, репрессии… Тридцатые годы стали для Анны Ахматовой порой тяжелых жизненных испытаний. Она оказалась свидетелем не только развязанной фашизмом второй мировой войны, но и началом войны советской России со своим народом. Репрессии 30-х годов затронули многих друзей и единомышленников Ахматовой, разрушили ее семью. Муж в могиле, сын в тюрьме, Помолитесь обо мне... «Реквием » Горько переживала М.Цветаева судьбу своей родины и народа, втянутых в кровавую и бессмысленную войну. Жалость и печаль переполняли её сердце, внимательно присматривалась к тем переменам, которые принесла стране революция. Два на миру у меня врага, Два близнеца - неразрывно - слитых: Голод - голодных – и сытость сытых! Марина Ивановна Цветаева, уехав в середине двадцатых годов вслед за мужем в эмиграцию, пишет: Я здесь одна. К стволу каштана Прильнуть так сладко голове: И в сердце плачет стих Ростана, Как там, в покинутой Москве.

Слайд 11

Путь, пройденный и Ахматовой, и Цветаевой - это путь постепенного, но последовательного отказа от замкнутости душевного мира. Глубина и богатство духовной жизни, серьезность и высота моральных требований неуклонно выводили их на дорогу интересов более широких, чем любовная и камерная лирика. Поэтов путь: жжя, а не согревая, Рвя, а не взращивая — врыв и взлом — Твоя стезя, гривастая кривая , Не предугадана календарем! М.Цветаева От странной лирики, где каждый шаг — секрет, Где пропасти налево и направо, Где под ногой, как лист увядший, слава, По-видимому, мне спасенья нет. А. Ахматова

Слайд 12

1941 год Война застала Ахматову в Ленинграде, который к осени стал фронтовым городом, и поэтесса, как и все ленинградцы, пронесла сквозь 900 дней блокады невиданные в истории человечества мужество и стойкость. Говоря о стихах Ахматовой, написанных в военное время, отмечаем их гражданский и патриотический пафос. Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет. В эти же годы и месяцы нередко, как отзвуки прошлого, прорывались стихи, продиктованные отчаянием и острым ощущением трагического одиночества. М.Цветаева ушла из жизни в 1941 году, когда в ней погасли остатки последней энергии. Жизнь задувала этот огонь со всех сторон... Быть нежной, былинкой и шумной, Так жаждать жить! — Очаровательной и умной, — Прелестной быть! Знаю, умру на заре! На которой из двух, вместе с которой из двух Не решить по закату. Ах, если б можно, чтоб дважды мой факел потух, Чтоб на вечерней заре и на утренней сразу. Какая жажда жизни — даже в преддверии гибели! Какое странное, непомерное, неистовое желание умереть, схватившись руками сразу за обе зари — и утреннюю и вечернюю!

Слайд 13

Эволюция Ахматовой от «Я» до «МЫ» и трагическое одиночество Цветаевой Между ранней любовной лирикой и поздним творчеством и Ахматовой и Цветаевой — огромная полоса: тут были смерть, разруха, потери, предательства, перевернутый быт, безысходное ощущение катастрофы, было все, что только может выпасть на долю человека, застигнутого сменой эпохи.

Слайд 14

«Юность почти всегда отдает предпочтение Цветаевой, — пишет современный поэт В. Солоухин , — но с годами, со зрелостью, взоры (и души, и сердца) все чаще и увереннее обращаются к Ахматовой. Наше счастье состоит в том, что у нас есть и та, и другая».

Слайд 15

Источники Ахматова А.А. Избранная лирика: Стихи /Вступ. ст. Вс. Рождественского. Л.: Дет. лит., 1989. Цветаева М. В певучем граде моем: Стихотворения, пьеса, роман в письмах /Сост. К.В. Смородин. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1989. Цветаева М.И. Стихотворения; Поэмы; Драматические произведения /Сост. Е. Евтушенко. М.: Худож. лит., 1990. Цветаева М.И. Стихотворения /Сост. Г. Седых. М.: Мол. Гвардия, 1989.

Слайд 16

ЛИТЕРАТУРА Бродский И. Скорбная муза //Журнал «Юность» №6, 1989г. Кедров К. Россия золотая и железная клетки для поэтесс //«Новые Известия» №66, 1998г. Павловский А.И. Куст рябины: О поэзии М. Цветаевой. Л., 1989. Саакянц А.А. Марина Цветаева. Страницы жизни и творчества (1910-1922). М., 1986. Седакова О . http://www.akhmatova.org/articles/sedakova.htm Семибратова И. Судьбы поэтов серебряного века: Библиографические очерки. М.: Кн. Палата, 1993. 480с. Страхова Л. Увековечение жизни в слове //А. Ахматова, М. Цветаева. Стихотворения. Поэмы Чуковская Л.К. Записки об Анне Ахматовой. Кн.1. 1938-1941. М.: Книга, 1989. 272с. Автор информационного портала "Мир вокруг нас" Марина Пододнева http://vmire24.ru/content/o-marine-tsvetaevoi http://www.coolreferat.com http://xreferat.ru/50/735-1-tema-rodiny-v-lirike-m-cvetaevoiy.html http://kamhunt.ucoz.ru/publ/kollekcia_sochinenii/russkie_pisateli/cvetaeva

Слайд 17

Изображения t-smertina.narod.ru tsvetaeva.lit-info.ru blogs.mail.ru akhmatova.org tsvetaeva_neizdannoe.jp


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Михаил Юрьевич Лермонтов 1814 - 1841

Слайд 2

РОДИТЕЛИ РОДИТЕЛИ Отец Юрий Петрович Лермонтов (капитан) Мать Мария Михайловна Лермонтова, урождённая Арсеньева

Слайд 3

Тарханы. Усадьба, где прошли детские годы М. Лермонтова. Ныне - Государственный музей-заповедник М.Ю.Лермонтова … И вижу я себя ребёнком, и кругом родные всё места; Высокий барский дом И сад с разрушенной теплицей… М.Ю. Лермонтов «Как часто пёстрою толпою окружён…»

Слайд 4

Бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева

Слайд 5

М.Ю. Лермонтов в детстве. 1820-1822 годы

Слайд 6

Московский Благородный пансион при университете 1828 - 1830 Первые литературные опыты («Осень», поэмы, «Кавказский пленник»)

Слайд 7

1830 – 1832 Учёба в Московском университете Дом, где жила бабушка во время учебы Михаила в университете. Первое появление в печати – «Весна». Лермонтов подаёт прошение об отчислении из университета. Переезд в Петербург.

Слайд 8

1832 Зачислен в Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Творчеству посвящает редкие свободные часы. Стихотворение «Парус».

Слайд 9

1834 Произведён из юнкеров в корнеты Гусарского полка (младший офицерский чин в кавалерии, соответствовал чину прапорщика) Свободное время отдаёт литературе.

Слайд 10

Первое юношеское увлечение Е.А. Сушковой В. А. Лопухина, чувство к ней было самым сильным и продолжительным Адресаты любовной лирики

Слайд 11

Лермонтов на Кавказе (первая ссылка) 1837 Смерть Пушкина. Стих. «Смерть поэта» Переведён в Нижегородский драгунский полк прапорщиком

Слайд 12

1838 Весной благодаря хлопотам бабушки Лермонтова возвратили в гвардию, в тот же Гусарский полк, откуда он отбывал в ссылку. Приезд в Москву, затем в Петербург, где был сразу принят в светском обществе. Познакомился с писателями пушкинского круга:

Слайд 13

Ф.М.Одоевский Ф.М. Одоевский П.А. Вяземский В.А. Жуковский П.А. Плетнёв

Слайд 14

1838 Появление в «Отечественных записках» стихотворений и повестей: «Дума», «Русалка», «Узник», «Бэла», «Фаталист». 1839 Произведён из корнетов в поручики. Встреча с И.С. Тургеневым и В.Г. Белинским.

Слайд 15

1840 - вторая ссылка на Кавказ в Тенгинский пехотный полк в действующую армию Участвует в стычках с горцами и в кровопролитном сражении при р. Валерик

Слайд 16

1840 - 1841 Сражаясь в Чечне, Лермонтов проявил себя как мужественный офицер, за что и был представлен к награждению орденом и золотой саблей с надписью «За храбрость». В награде было отказано . Ему будет предписано в течение 48 часов покинуть столицу и следовать в свой полк на Кавказе.

Слайд 17

Музей "Домик Лермонтова", где поэт провел последние месяцы жизни.

Слайд 18

1841 год 15 июля убит на дуэли свом товарищем по Школе юнкеров Мартыновым. Место гибели Барельеф мемориала

Слайд 19

"Новая великая утрата осиротила бедную русскую литературу", - напишет Белинский.

Слайд 20

1842 год, апрель Бабушка поэта обратилась к Николаю 1 с просьбой перевезти тело внука из Пятигорска в Тарханы. Прах поэта был погребён в фамильном склепе Арсеньевых.

Слайд 21

Нет, я не Байрон, я другой, Еще неведомый избранник, Как он, гонимый миром странник, Но только с русскою душой. Я раньше начал, кончу ране, Мой ум немного совершит; В душе моей, как в океане, Надежд разбитых груз лежит. Кто может, океан угрюмый, Твои изведать тайны? Кто Толпе мои расскажет думы? Я - или бог - или никто!

Слайд 22

ПАРУС Белеет парус одинокой В тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?.. Играют волны - ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит... Увы! он счастия не ищет И не от счастия бежит! Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой... А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой!

Слайд 23

И СКУЧНО И ГРУСТНО И скучно и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды... Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?.. А годы проходят - все лучшие годы! Любить... но кого же?.. на время - не стоит труда, А вечно любить невозможно. В себя ли заглянешь? - там прошлого нет и следа: И радость, и муки, и всё там ничтожно... Что страсти? - ведь рано иль поздно их сладкий недуг Исчезнет при слове рассудка; И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг - Такая пустая и глупая шутка...


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «А. Т. Твардовский. Лирика». 7 класс. Учитель: Агафонова Е.Ю.

Слайд 2

Александр Трифонович Твардовский. «Твардовский – художник с мудрым сердцем и чистой совестью, до последнего дыхания преданный поэзии, человек большого громадного мужества…. К. Кулиев. «…Он обладает…врождённым тактом и почти аристократической воспитанностью….Твардовский верил, что любое зло ненадолго, любая беда минет, что надо ждать от жизни добрых перемен, от людей – хороших вестей…» В. Я. Лакшин.

Слайд 3

Александр Твардовский Мудрый Совестливый Поэт- гражданин Мужественный Тактичный Воспитанный Оптимист Самостоятельность, независимость мышления Кластер: «Личность поэта»

Слайд 4

«Снега потемнеют синие…» Мир детства и юности на хуторе Загорье звучит во многих стихотворениях поэта. Какие картины вы видите, читая стихотворение? Картина уходящей зимы Наступающая весна Снега потемнеют синие Воды зайдут Прозрачный лесок Олицетворения. Эпитеты. Ринутся ручьи Сонная, талая земля Нежно-зелёная ольховая пыльца

Слайд 5

Проследите, как меняется состояние лирического героя. И сердце почует заново, Что свежесть поры любой Не только была да канула, А есть и будет с тобой. Передает радость лирического героя от предстоящей встречи с весной.

Слайд 6

Весна заставляет и природу, и человека постоянно возрождаться. Весна Движение Снега потемнеют Воды зайдут Ручьи ринутся Пойдёт строчить трава Пыльца коснётся лица цвет Снега синие Прозрачный лесок Сырая ночь Тёмно-зелёная пыльца Лирический герой Движение, нежные цвета, активность природы, ее прозрачность тронули сердце автора, заставили его биться с новой силой.

Слайд 7

«Июль – макушка лета…» Какими художественными средствами создаётся образ лета? Приметы июля соотносятся с народным календарём: «дневная убыль света», «отстукала кукушка прощальный свой привет», сбор липового цвета. Определим, каким размером написано стихотворение? Ямбом, который придает всему стихотворению четкость, предельную ясность. Прием звукописи передает звуки июля – середины лета: Ку-ку, ку-ку, – макушка, – Отстукала кукушка . Используется народная лексика: «макушка лета», «скрытнейшей из примет», «песня спета», «пол-лета».

Слайд 8

Как вы понимаете строчку «Июль – макушка лета»? В тексте стихотворения слово «макушка» обыгрывается кукушкой, это она прокуковала слово «макушка». Попробуем воссоздать образ «макушки», как он возник в сознании людей, придумавших поговорку. С начала июня лето раскачивается, поднимается, набирает силы, берет разгон, как человек , поднимающийся в гору: он бережет силы, чтобы суметь дойти до вершины, он предчувствует радость ее преодоления и отдых на той стороне горы, так как спускаться легче, чем подниматься. Но вот он достиг «макушки» – верхушки. Много труда положил, можно и отдохнуть на спуске, а радости меньше, потому что приключение кончается. Причем если в гору мы идем медленно, то с горы ноги почти бегут. Летние деньки в августе бегут так же быстро.

Слайд 9

Как вы считаете, о чём это стихотворение – о времени года или о жизни человека? Образ середины лета - природа живет полной жизнью. Атмосфера беззаботного счастья, веселья лирического героя сменяется грустью: «прощальный привет», «песня спета» – быстротечность человеческой жизни.

Слайд 10

«На дне моей жизни». Как вы понимаете строчки стихотворения: «На дне моей жизни…». «Я думу свою без помехи подслушаю…». « Черту подведу стариковскою палочкой…». Лирический герой подводит итог своего жизненного пути. «Листва красовалась палая…». «Я здесь побывал и отметился галочкой.» Будут читать его стихи: личность писателя познается через его творчество. Чтоб в ней себя нашла судьба любая И чью – то душу отпустила боль.

Слайд 11

Рефлексия. Сочинение – миниатюра. «В лесу весной». «В лесу летом». Включите в сочинение слова из стихотворений А. Т. Твардовского. Спасибо за внимание.