БУЛЛИНГ(травля) в школе

Классные часы на тему "Буллинг" в 5-9 классах.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Классный час для учащихся 5–9 классов

 «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой»

Цель: повышение толерантности и профилактика конфликтов в межличностных отношениях учащихся.

Задачи:

-воспитание доброжелательного отношения друг к другу, развитие у детей социальных навыков и навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

-ознакомление с новыми понятиями: буллинг, моббинг;

-создание благоприятного психологического климата в классе;

Форма проведения классного часа: беседа, лекция, опрос, просмотр видео ролика, самостоятельная и групповая работа обучающихся.

Оборудование: мультимедиа, презентация, отрывок из сказки Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок», заготовки понятий (ТРАВЛЯ, БУЛЛИНГ, МОБИНГ, раздаточный материал: смайлики белого, оранжевого, красного цвета; листы бумаги, карандаши.

Видеокейс: отрывок из художественного фильма Ролана Быкова «Чучело» (1983, нарезка)

Участники: обучающиеся 5-9 классов

Ход классного часа

Организационный момент

Педагог: Доброе утро, мои дорогие! Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку? Тогда вперед!

Определение темы беседы

СЛАЙД

Педагог:  Предлагаю посмотреть отрывок 1  известной сказки:

Слайд «Когда утята пришли во двор, другие утки рассматривали их и громко говорили»

Педагог:  Итак, ребята, кто вспомнит как называется эта сказка и кто ее автор? (ответы детей)

Конечно, это сказка о гадком утенке. А давайте вспомним, что было дальше. (ответы детей)

Вы очень хорошо помните эту сказку. Правильно, утенка стали обижать

СЛАЙД

ОТРЫВОК 2 (Так прошел первый день, а потом стало еще хуже. Все гнали бедного утенка, даже братья и сестры сердито говорили ему: “Хоть бы кошка утащила тебя, несносный урод!”А мать прибавляла: “Глаза бы на тебя не глядели!” Утки щипали его, куры клевали, а девушка, которая давала птицам корм, отталкивала его ногою.)

Педагог:  Ребята, скажите, какие чувства вы испытываете к утенку? Хочется ли вам его защитить от нападок других птиц? Чем вызвал недовольство окружающих бедный утенок?

Педгог:  Верно, он был не похож на других птиц этого птичьего двора, а главное – он им попросту не нравился.

-А можно ли встретить подобную ситуацию среди людей? (ответы детей)

Педагог:  К сожалению, такое явление бывает и среди людей. Особенно часто оно встречается в детских коллективах. Дети тоже могут обижать других детей, которые им не нравятся. Только эти дети не всегда понимают всю серьезность своих поступков. Они думают, что просто играют, смеются и шутят. Но это совсем не забава. А именно: когда человека намеренно доводят до слез, согласованно и систематически дразнят, когда отбирают, прячут и портят его вещи, когда толкают, щипают и бьют, когда обзывают и подчеркнуто игнорируют, — это называется “травля”. Травля – это болезнь. Есть болезни, которые поражают не людей, а классы, компании. Это как если человек не моет руки, то рискует подхватить инфекцию и заболеть. Если класс не следит за чистотой отношений, то заболевает насилием. Любую болезнь нужно лечить.

Предлагаю вам оценить ваш личный вклад в «болезнь» класса под названием “травля”.

- я никогда в этом не участвую,

- иногда присоединяюсь, но потом жалею

- травил, травлю и буду травить

Педагог:  Как я рада, что никто из вас не считает, что травить - это хорошо и правильно. Даже те, кто это делал, потом жалели. Это замечательно, значит, нам будет нетрудно вылечиться.

Я предлагаю вам записать свод правил, которым мы все будем следовать.

(дети работают в паре и предлагают правила)

Твой класс-это твоя семья.

У нас не выясняют отношения с кулаками.

Не оскорбляют друг друга.

Не смотрят равнодушно, когда двое дерутся. Их разнимают.

Не смеются над чужими недостатками.

Не портят чужие вещи.

Дорожить дружбой, ведь мы одна команда относиться к окружающим, помня золотое правило: не делай людям то, чего не желаешь себе.

Относиться к недостаткам окружающих терпеливо (и др)

Педагог:  - А теперь пусть каждый поставит под правилами свою подпись, как свидетельство и согласие их соблюдать.

Определение основных понятий

Педагог:  В последнее время появились новые понятия такие как: буллинг и моббинг. Сегодня мы с ними познакомимся (слайды на презентации)

Буллинг (от английского bully - хулиган, драчун, задира, грубиян, на-сильник) — травля одного человека другим, агрессивное преследование одного ребенка другими детьми. Буллинг – это систематическое физическое насилие, словесные оскорбления и запугивание детей со стороны одноклассников

Выделяют несколько типов буллинга:

• Физический. Он проявляется, умышленными толчками, ударами, пинками, побоями или нанесение иных телесных повреждений и др. ;

• Поведенческий. Это бойкот, сплетни (распространение заведомо ложных слухов, выставляющих жертву в невыгодном свете, игнорирование, изоляция в коллективе, интриги, шантаж, вымогательства, создание неприятностей (крадут личные вещи, портят дневник, тетради).

• Вербальная агрессия. Выражается в постоянных насмешках, подколах, оскорблениях, окриках и даже проклятиях.

• Кибербуллинг. Самое последнее, но очень популярное среди подростков. Проявляется в травле при помощи социальных сетей или посылании оскорблений на электронный адрес. Сюда входит съемка и выкладывание неприглядного видео в общий доступ.

Моббинг - форма психологического насилия в виде травли в коллективе. Виды моббинга: бойкот, придирки, насмешки, предоставление ложной информации, доносительство, различные издевательства.

И буллинги моббинг – это проявление психологического насилия.

Более наглядно продемонстрировать эти два понятия мне хочется на примере отрывка известного художественного фильма Ролана Быкова «Чучело». Главную роль Лены Бессольцевой в этом фильме исполнила Кристина Орбакайте.

Сюжет фильма следующий: в провинциальную школу приходит новая ученица Лена Бессольцева. Лена селится у своего дедушки-коллекционера картин. В школе девочку встречают с неприязнью и дают ей обидное прозвище «Чучело». И только Дима Сомов относится к девочке с симпатией и оказывает ей поддержку. Всем классом ребята прогуливают урок литературы. Дима Сомов в разговоре с классной руководительницей выдаёт тайну. За прогул урока детям отменяют поездку в Москву в осенние каникулы. Не долго думая, ребята решают найти и наказать предателя. Видя нерешительность Димы Сомова, Лена берет вину на себя. В результате она становится изгоем, одноклассники объявляют ей бойкот, начинают над ней издеваться и даже избивают.

СЛАЙД  

Просмотр видеоролика (отрывок из фильма «Чучело»)

Обсуждение видеоролика

Педагог:  Какие чувства вы испытывали, когда смотрели фильм?

Какие желания, побуждения у вас возникали?

Что вам захотелось сделать?

Какие формы проявления зла вы увидели при просмотре данного фрагмента?

(Ответы детей: и моббинг, и буллинг. Одноклассники насмехаются над девочкой, используют физическое насилие, словесные оскорбления, …Жестокость подростков, унижение сверстников)

Педагог:  Вспомните кадры из фильма…Подумайте про себя, совершал ли я подобное… хотел бы я оказаться на месте главной героини?

Всегда ли мы хорошо поступаем по отношению к своим сверстникам?

Педагог:  Героиня фильма не смогла найти выход из ситуации в которой оказалась. Что же делать, если по какой-то причине, мы оказались в подобной ситуации? (ответы детей, просмотр слайда)

-обратиться к родителям

-к учителю

-школьному психологу или социальному педагогу

-в школьную службу медиации

-по телефону доверия

Педагог:  Каждый из вас должен знать элементарные правила: как себя вести в сложной ситуации и куда обращаться за помощью. А так же вы должны осознавать всю ответственность за проступки, которые совершаете в своей жизни. Применение физического насилия над детьми также уголовно наказуемо, как и над взрослыми. Синяки и ссадины можно зафиксировать в больнице, где их происхождение записывается со слов ребенка. Больница обязана передать информацию в полицию, а полиция — отреагировать. Так же необходимо помнить, что уголовная ответственность наступает с 14 лет.

Подведение итогов. Рефлексия

Педагог:  На последнем слайде вы видите рисунок маленького ребенка- так он представляет людей, которые живут в этом мире рядом с ним. Они разные и только одна буква, замененная в слове, делает их равными.

Живите по принципу - «Поступай с другими так, как ты хотел бычтобы они поступали с тобой».

Педагог:  Ребята, сейчас я вас попрошу вспомнить все, о чем мы с вами сегодня говорили, и постараться ответить на следующий вопрос:

- сегодня на занятии мне понравилось или не понравилось….

- я узнал… (ответы детей)

Педагог:  Спасибо, ребята, за ваши отзывы, а сейчас вернемся к нашим смайликам, выберите того смайлика, который отражает ваше настроение сейчас. (Ответы детей, показ смайликов) Спасибо за урок. До новых встреч.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

БУЛЛИНГ И МОББИНГ

Слайд 4

БУЛЛИНГ задирание ( травля, от англ. bully - задирать, запугивать ) — агрессивное преследование одного члена сообщества другими (особенно среди школьников и студентов).

Слайд 5

ТИПЫ БУЛЛИНГА 1. Физический 2. Поведенческий 3. Вербальная агрессия 4 . Кибербуллинг

Слайд 6

МОББИНГ ф орма психологического насилия в виде травли в коллективе. бойкот придирки насмешки п редоставление л ожной информации доносительство р азличные издевательства

Слайд 7

БУЛЛИНГ И МОББИНГ ПРОЯВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ .

Слайд 9

КУДА ОБРАТИТЬСЯ? К РОДИТЕЛЯМ; К УЧИТЕЛЮ; ШКОЛЬНОМУ ПСИХОЛОГУ ИЛИ СОЦИАЛЬНОМУ ПЕДАГОГУ ПО ТЕЛЕФОНУ ДОВЕРИЯ

Слайд 10

ПОСТУПАЙ С ДРУГИМИ ТАК, КАК ТЫ ХОТЕЛ БЫ, ЧТОБЫ ПОСТУПАЛИ С ТОБОЙ


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Экспресс-тест на твоё отношение к дружбе

Знаешь ли ты, что такое здоровые взаимоотношения?

  1. Да, знаю
  2. Немного
  3. Совсем не знаю

Выбери верное утверждение:

  • Здоровые взаимоотношения требуют взаимной работы над ними
  • У друзей нет секретов друг от друга
  • Друг – это человек, который понимает и принимает меня полностью

Как ты оцениваешь свою способность иметь  здоровые взаимоотношения со сверстниками?

значки-emoji-я-тарифа-уровня-соответствия-73976171.jpg

Основные принципы здоровых  дружеских отношений

ПОДДЕРЖКА

Здоровые Друзья поддерживают вас на пути к твоей цели или мечте. Они подбадривают вас и находятся рядом в сложные периоды.

ПРИНЯТИЕ

Хороший друг принимает любые внутренние качества своего Друга без желания что-либо изменить в нём.

Нездоровые отношения, когда друг указывает, как одеваться, как действовать, с кем общаться и т.д.faq_site_internet.png

 УВАЖЕНИЕ

Уважение:

Друзья уважают свое время, личные границы, чувства и мнение друг друга. Уважение включает в себя отказ от распространения слухов и сплетен друг о друге.

АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ

Здоровые друзья - это активные слушатели, которые уделяют внимание, задают вопросы и интересуются тем, что вы говорите.

КОНТРОЛЬ ЭМОЦИЙ

Чтобы не задеть чувства друга, постарайтесь держать под контролем свою злость, раздражение или претензии. В этом вам поможет техника «Я – сообщение»


Техника «Я – сообщения»

Чтобы избежать конфликтных ситуаций, следует использовать Я – сообщение.

Как только захочется «ты-кнуть» в собеседника, остановись и попробуй переформулировать свою претензию.

Для этого тебе поможет шпаргалка:

ЧЕТЫРЕХШАГОВАЯ МОДЕЛЬ «Я – СООБЩЕНИЯ»

1. ЧУВСТВО 

- Я злюсь…
- Меня раздражает…

2. ФАКТ

- что меня отвлекают…
- когда опаздывают…

3. ЖЕЛАНИЕ

- Мне хотелось посидеть в тишине…
- Я хочу встречаться вовремя…

4
. ПОСЛЕДСТВИЯ

- и тогда мы сможем найти общий язык.
- и тогда наши отношения будут теплее.

При использовании «Я - сообщения», желательно называть чувство, испытываемое в данный момент и именно такой интенсивности.

Вместо:

Ты всегда без спросу берешь со стола мои вещи! 

Я – сообщение: Когда с моего стола без спросу берут вещи, в частности ручки, мне неприятно. Возможно, мне они пригодятся  в ближайшее время. Поэтому я не против, чтобы ты брал ручки, но предварительно спроси меня, можно ли это сделать.

Попробуй создать своё Я –сообщение:

____ злюсь, когда ________________

Потому что_____________________

Пожалуйста_____________________

И тогда ________________________________

ДРУЖБА:

КАК СТРОИТЬ ЗДОРОВЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ?

1580982221.buzzzzzzzzz.png

Брошюра-тренинг

Разработчик:

О.В.Провоторова

г.о.Стрежевой – 2021г.

МОУ СОШ №3педагог-психологО.В.Провоторова


Предварительный просмотр: