Способы оказания экстренной психологической помощи. Возможности самоподдержки психолога.

В каких ситуациях нужна ЭПП.

´ЭПП необходима при любых событиях, оказавших сильнейшее негативное воздействие на психику человека.

 Ссылка на видео материал от 15.11.2021г. : https://www.youtube.com/watch?v=P5UStacRBGI 

Дополнительный материал к практике

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ассоциативный рисуночный тест «Шесть незаконченных изображений»

(адаптация графического приема А.И. Лунькова)

Цель:  выявление качественных характеристик человека о самом себе, особенностей межличностного общения, отношения к семье и к карьере.

Клиенту предъявляется бланк, состоящий из шести незаконченных изображений (см. рис). Клиенту на листе А4 предлагается перерисовать фигуры, дается карандаш и ластик.

D:\Users\Admin\Desktop\Тест.jpg

Инструкция: «Перед Вами шесть незаконченных рисунков. Дорисуйте их так, как Вам захочется. Не думайте долго, пусть рисунки будут спонтанными».

Время рисования не ограничивается.

Психолог наблюдает за тем, в каком порядке рисует клиент. Первые рисунки, либо те фигуры, над дорисовыванием которых клиент не задумывается, могут сообщать о том, что в данных жизненных сферах человек в настоящий момент не испытывает сложностей.

Если клиент работает над какой-либо фигурой долго, то можно предположить наличие проблем в данной сфере.

Дорисовывание фигур строго по порядку говорит о том, что клиент, скорее всего, придерживается буквы закона или имеет много ограничений, строго следуя правилам, ориентируется на мнение окружающих, позволяет себе минимум свободы.

Каждое незавершенное изображение имеет определенное значение при его завершении. Психолог должен стремиться к тому, чтобы его вопросы по поводу каждого изображения подвели клиента к выражению эмоций, чувств, переживаний, ассоциаций  по поводу этого символа или образа.

После того, как клиент дорисовал все фигуры, психолог предлагает рассказать о каждом рисунке, обращает внимание на ключевые слова, которые использует клиент.

Ключ:

  1. Полукруг снизу - «Вы для значимых других». Интерпретируется так: кем (или чем) клиент, на его взгляд,  является для значимых людей. С какими символами, качествами, образами и т.п. он связывает себя в отношениях со значимыми другими.
  2. Полукруг сверху - «значимые другие для Вас». Какими пациент воспринимает близких, значимых для него людей. С какими символами, качествами, образами он их связывает.
  3. Круг - «Ваша сущность, «детское Я».
  4. Ломаная линия – представление о семье, о доме.
  5. Косая линия - представление о карьере, устремлениях, целях. Ее «восходящий» характер обычно провоцирует содержания «подъема», «восхождения», движения вверх или вниз.
  6. Точка - представление о любви.

Существует определенный состав вопросов, которые имеет смысл задавать в любом случае. Это следующие вопросы: «Что это такое?». «На что это похоже?». «Что это Вам напоминает?». «Символом чего для Вас является этот образ?», «Какие качества Вы можете приписать этому образу?»

  Если завершенное изображение остается абстрактным, то вопросы должны быть направлены на его «одушевление», приписывание ему человеческих качеств. Например, если на первом рисунке изображена корона, то уместен вопрос: «Символом чего для Вас является корона?» Обычный ответ: «Символом власти». Тогда психолог уже может сформулировать утверждение-гипотезу  «значимые другие для него - власть над ним».

  Если изображен пейзаж, то обязательно следует спросить о том, где находится на рисунке сам клиент, куда он мог бы себя поместить (или же он находится вне плоскости рисунка).

  Сформулированное утверждение не стоит сразу сообщать клиенту, чтобы не актуализировать у него психологические защиты при дальнейшем ассоциировании. Следует переходить к опросу и поиску ассоциаций по следующему рисунку.

Сообщать ключ сразу не стоит и еще по одной причине. Дело в том, что уже сформулированные утверждения-гипотезы могут несколько корректироваться в ходе получения ассоциативного материала по последующим рисункам. В итоге у психолога может даже сложиться логически-целостный сюжет, связывающий отдельные сферы жизни.

Обязательно следует спрашивать клиента о его эмоциональном отношении к собственным символам и ассоциациям: «А Вам нравится (или не нравится) данный символ или качество?» и т.п.

В целом, вопросы по каждому рисунку задаются психологом до тех пор, пока он не построит ясное для себя утверждение-гипотезу по каждому рисунку. Но здесь надо знать меру. Если гипотеза никак не выстраивается, то не следует терять темпа работы и стоит переходить к следующему рисунку. Не исключено, что гипотеза выстроится к концу опроса. Если же и этого не произошло, то психолог может честно сказать об этом пациенту, предположив при этом, что, быть может, данная сфера жизни и личности клиента еще достаточно неопределённа не только для психолога, но и для самого человека. И здесь клиент может дать новый ряд ассоциаций, качеств и оценок. Но право пациента состоит и в том, чтобы сохранить инкогнито по данному вопросу.

После этого наступает этап сообщения интерпретаций клиенту. Здесь психолог может использовать примерно следующий переход: «Каждый рису­нок, как Вы уже, наверное, догадались, имеет свой ключ. Сейчас я Вам сообщу сложившиеся у меня в соответствии с этим ключом интерпретации. Вы можете соглашаться с этим или не соглашаться, но в любом случае мы можем получить пользу от этого обсуждения.

Часто несогласие клиента с интерпретацией имеет даже больший смысл, чем послушное согласие, поскольку в этом случае клиент может насытить данную сферу новыми ассоциациями и оценками, которых не было в рисунке и прежних ассоциациях вовсе.

  Психолог должен иметь в виду, что клиента может заинтересовать лишь какая-либо одна сфера его личности и жизни. Тогда именно вокруг нее и развертывается последующее обсуждение и анализ. Психолог не должен испытывать чувство неуспеха, если из шести его интерпретаций «в точку» попала только одна. Главное здесь — актуализация самопознания клиента.

После интерпретации психолог сообщает клиенту, что он может изменить те рисунки, которые захочет. Если клиент их меняет (стирая прежние, либо рисуя на новом листе), то психолог снова задает вопросы о каждом изображении, выстраивает беседу об изменениях, которые произошли у клиента на уровне эмоций и осознания.



Предварительный просмотр:

Техника «Сказочная диагностика»

Цель: выявление переживаний.

Психолог предлагает закончить начатую сказочную фразу самостоятельно и записать ее на листе бумаги.

a.        «На лесной опушке жили сказочные тролли. Они были очень злые, а злые они были потому что…..»

b.        «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жила была прекрасная принцесса. Она никогда не смеялась и не улыбалась, она грустила потому что….»

c.        «Скачет Иван-царевич и видит на своем пути камень. На камне написано: «налево пойдешь – коня потеряешь, направо пойдешь – себя потеряешь, прямо пойдешь – оба сгинете». И поскакал он…»

d.        «Прискакал Иван-Царевич к замку Кощея. Видит высокую стену, вдоль стены глубокий ров, а на берегу, где Иван остановился, растет могучий дуб. Не растерялся Иван и…. (что сделал?)»

Обсуждение написанных сказочных предложений, выделение  проблем, волнующих клиента.

        отчаяние дает успокоение, а от надежды сходят с ума Ахматова


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Способы оказания экстренной психологической помощи . Возможности самоподдержки психолога. Провоторова Оксана Валериевна Педагог-психолог МОУ СОШ № 3 г.о.Стрежевой Муниципальная «Неделя психологии»

Слайд 2

Содержание вебинара Основные задачи экстренной помощи Особенности состояния человека, находящегося в потенциально травмирующей ситуации Протокол оказания экстренной психологической помощи Чем современные способы ЭП отличаются от прежних Способы самоподдержки психолога Проективные диагностические методики в кризисном консультировании Даже если Вы не психолого , эти знания однажды могут помочь спасти человеку жизнь.

Слайд 3

В каких ситуациях нужна ЭПП ЭПП необходима при любых событиях, оказавших сильнейшее негативное воздействие на психику человека. Оказание не отсроченное (как кризисное консультирование/ травматерапия ), а непосредственно после события (не позднее 48-72 часов после него) или в ходе события. Трагические события, которые произошли внезапно. Кризисные ситуации неопределенности.

Слайд 4

Основные цели и задачи ЭПП Цели: стабилизация состояния, снижение стрессовой симптоматики, восстановление функционирования. Задачи: Формирование безопасности и ощущения «я не один»; Доступ к получению поддержки; Укрепление веры в возможность самопомощи и помощи другим людям.

Слайд 5

П омощь нужна в первую очередь самым беззащитным Детям, когда рядом нет их значимых взрослых; Людям с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальные и/или двигательные нарушения, с физическими травмами); Пожилые люди; Люди, которых может обв инять толпа ; Наиболее дезорганизованные люди; При реакции ступора

Слайд 6

Важно знать Экстренная психологическая помощь – не травматерапия и не консультирование. В идеале, каждому человеку важно владеть навыками первой психологической помощи. Мы не призываем человека распознавать и разворачивать эмоциональное состояние, не анализируем произошедшее.

Слайд 8

Что происходит? Эмоциональная перегруженность загоняет человека в отчаяние, вызывает ощущение бессилия. Событие интерпретируется как трагедия, формируется психотравма . В дальнейшем часто возникает чувство вины и ощущение изоляции.

Слайд 9

Не стоит при ЭПП Усиливать эмоциональные реакции, разворачивать тему сопереживания Задавать открытые вопросы (или минимизировать их) Обнимать, прикасаться к голове Задача – не пожалеть, а помочь человеку вернуть контроль над собственной жизнью. Основа ЭПП - переключение эмоциональной деятельности на когнитивную.

Слайд 10

Протокол ЭПП (продолжение) 2. – закрытые вопросы. Например: «Вы хотите позвонить кому-нибудь из близких?», «Вы хотите пить?». 3. – поддержка действия 4. Создание объективной картины события . «Сейчас произошло… по причине…», «Скорая помощь уже в пути ». Восстановить картину мира пострадавшего: что было до события, во время события и сразу после. 5. Предложение выбора действий.

Слайд 11

Мои контакты Почта: Provotorovao@bk.ru ВК: https:// vk.com Телефон: 8-913-821-63-37

Слайд 12

Благодарю за участие!


Предварительный просмотр: