Родительское собрание

Люди рожденные ради жизни

 Как писал американский поэт Томас Эллиот, "апрель-самый жестокий месяц". Уровень суицидов в апреле выше примерно на 120%, чем в другие месяца. Наблюдается чаще у старших подростков и взрослых в случае наличия тенденции к суицидальным актам в сложных ситуациях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Одиночество и юность

 Юношеский возраст характеризуется достижением наивысших, «пиковых» результатов, базирующихся на предшествующих процессах биологического, психологического и социального развития. Но нередко проявляется противоречие между этими возможностями и их действительной реализацией. «Непрерывно возрастающие творческие возможности, сопровождающиеся и расцветом внешней привлекательности, порождают иллюзию, что так будет всегда, что это возрастание будет продолжаться бесконечно, что вся лучшая жизнь еще впереди, что всего задуманного можно легко достичь». Поэтому любые трудности, в том числе и одиночество, переживается с большим трудом. [1]

 Это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессиональных и т.д. В связи с этим наиболее ярко проявляется противоречивость внутреннего мира, сложность нахождения своей индивидуальности и ее становления. [1]

 В этот период молодые люди проходят стадию становления своего «Я», при этом часто возникает ощущение, что все вокруг лишь масса, внутри которой, если она захватит тебя, можно раствориться, потерять себя. Возникает страх обезличивания и в то же время пренебрежение к массе, нежелание иметь с ней дело. Все это способствует возникновению и развитию одиночества, усугублению его течения. [2]

 В этот период с одной стороны хочется поделиться своими открытиями с близкими, но с другой возникает ощущение, что эти откровения многие просто не поймут или поймут не так. Начинается поиск близких людей, который часто заканчивается разочарованием и нарастанием чувства одиночества. Причина такого результата еще и в том, что молодые люди не приемлют советов со стороны и лишь выбранный путь кажется им верным. А также в частой неприемлемости существующих форм общения, поиске новых, которые часто заканчиваются неудачами, теми или иными искажениями. [2]

 Это также время создания интимных доверительных отношений как в дружбе, так и в семье. Однако нередко бывает, что рядом с зарождающимся желанием таких отношений молодой человек проходит стадию идентификации с крайне резким разграничением между "своими" и "чужими". При этом "интимные, соперничающие и враждебные отношения человек испытывает к тем же самым людям". Это в свою очередь вызывает одиночество даже среди тех, кого юноша любит или по крайне мере испытывает чувство искренней привязанности. [3]

 Критичность проявляется не только в отношении себя, но и окружающих. С этим связано частое скептическое или ироническое отношение к преподавателям, режиму учебного заведения, попыткам родителей помочь разобраться в себе, высказываниям СМИ и окружающих и т.д. К тому же, сохраняется с пубертатного периода максимализм и отрицательное отношение к мнению старших, добавляется подчас излишняя прямолинейность. Молодые люди не приемлют лицемерия, ханжества и грубости. В них проявляется часто стремление воздействовать окриком, что также не способствует развитию отношений. [1]

 До 20 лет, а то и старше, способность человека к сознательной регуляции своего поведения развита еще не в полной мере. Нередки немотивированный риск, неумение предвидеть последствия своих поступков. Это, естественно, усугубляет переживание одиночества и может даже привести к трагическому финалу. [1]

 Юность – пора самоанализа и самооценок. Самооценка осуществляется сравнением своего идеального «Я» с реальным. Но идеальное «Я» еще не выверено и может быть случайным, а реальное «Я» еще всесторонне не оценено самой личностью. Это объективное противоречие может вызвать внутреннюю неуверенность в себе и сопровождаться иногда внешней агрессивностью, развязностью или чувством непонятости, т.е. также может стать причиной одиночества. [1]

 Неудовлетворенность существующими общественными нормами, ценностями, формами взаимодействия и самореализации может развить тягу к уходу от реальности через аддиктивное поведение. При этом нарушаются межличностные отношения и как следствие развивается чувство одиночества, часто не достигающее сферы осознанного. [4]

 Для молодых людей свойственен поиск себя и своего места в мире. При этом они подчас идеализируют свое решение, а к другим относятся крайне скептично. Однако, как все продукты творчества, этот также требует того, чтобы о нем узнали другие, ведь это залог выживания и развития человечества, главная особенность, позволившая нам перейти от биологической к социальной детерминации развития. Но к кому обратится молодой человек. Очевидно не к старшим, к которым он относится еще более критично, чем к сверстникам. Но общение в своей возрастной группе оказывается еще более затрудненным, так как качествами максимализма, прямолинейности и скептицизма обладают обе стороны, вступающие в контакт, что приводит к повышению вероятности развития одиночества.

 Известно, что все больше людей начинает обращать внимание на других как источник образцов поведения. Причем более этому подвержена молодежь, у них еще не сформированы свои жизненная позиция и ценностные ориентации. Общество подчас стимулирует эту тенденцию, так как при стремительном увеличении народонаселения свойство конформности его членов позволяет стабилизировать ситуацию, не допустить распада. Однако, ориентируясь на других, начиная искать оценку и одобрение у них, молодые люди рискуют преувеличить ценность и необходимость общения, излишне болезненно реагировать даже на малейшие признаки негативного отношения к себе или недостаток социальных контактов. А, учитывая сложности налаживания этих контактов в среде молодежи и недостаток опыта переживания одиночества, это увеличивает болезненность чувства, вероятность негативных его проявлений: депрессии, суицида, агрессии, девиантного поведение и других форм социальных деформаций.

 Человек – существо общественное, стремление к общению есть свойство его психики. Причем полноценное общение должно включать в себя не только обмен информацией, но и взаимодействие и взаимовосприятие. Однако, в современном мире явственно преобладает коммуникативная сторона над интерактивной и перцептивной. Особенно ярко эта тенденция выражена при онлайн-общении, поиске информации в сети. Это приводит к росту неудовлетворенности общением, появлению мыслей об отчужденности и непонимании, и, следовательно, росту вероятности возникновения чувства одиночества.

 Быстрая смена социальных форм жизни, увеличивающаяся раздробленность общества, высокая степень мобильности, неопределенность традиционных социальных границ приводит к нивелированию ценности постоянных социальных контактов. Они легко возникают и легко разрываются, но эффективность их при таком подходе значительно снижается. Человек вновь начинает испытывать неудовлетворенность общением, что также увеличивает вероятность возникновения чувства одиночества.

 Современная жизнь стремительно движется вперед. И у многих людей возникает ощущение, что если они остановятся, то жизнь безвозвратно пролетит мимо, что они не успеют что-то сделать. Жизнь таких людей, в том числе и молодых, расписана по минутам. Однако за всей этой беготней у человека не остается времени побыть наедине с собой, задуматься о своих истинных желаниях и потребностях. Это снижает возможность переживания одиночества без негативных последствий, а также подчас наблюдается полное неумение извлекать положительный опыт и потенциал для развития.

 Для современной молодежи также характерно стремление к самоактуализации, самореализации, понимаемой ими двухэтапный процесс. Сначала полное избавление от всего заложенного родителями и обществом как наносного, не своего с последующим наполнением собственными смыслами. Причем этот процесс должен совершаться как можно быстрее, современные молодые люди не умеют ждать. И если очистить свой внутренний мир еще удается достаточно быстро, то наполнять его надо долго, это требует значительных усилий. Поэтому процесс часто останавливается на первом этапе, иногда на очень длительный срок. Такие люди, по сути своей оказываются одиноки, ведь они оставили в своем мире только свое «Я», рядом с которым ничего и никого нет: ни близких и родных, ни друзей и любимых, ни взглядов и интересов, ни ценностных ориентаций.

 Тенденции современного общества оказывают влияние и на переживание экзистенциальной оторванности от мира, неслиянности с другим. Вспомним, что переживать это чувство позитивно, возможно, согласно многим экзистенциальным психологам, лишь найдя любовь, разделяя свою боль с другим и даря ему радость жизни. Однако, при нивелировании ценности продолжительных социальных контактов, упор на саморазвитие, преобладание коммуникативной стороны общения, меркантилизм интересов затрудняет поиск любимого. Также дело обстоит и с дружбой и друзьями, заменяя их партнерами по бизнесу, знакомыми и приятелями.

 Современные реалии значимы и для психоаналитических причин развития одиночества. Несмотря на огромное количество литературы по гармоничному развитию ребенка, в области детско-родительских отношений далеко не так гладко, как можно было бы предположить. Растет количество неполных семей, семей, построенных на меркантильных интересах, семей, где родители основное время посвящают карьере, считая, что материальная обеспеченность детей вполне может заменить им общение с родителями. Все это способствует развитию чувства одиночества в детстве или предпосылок к нему, проявляющихся в более позднем возрасте. Велика вероятность последующего проявления этого чувства именно в юности, когда жизнь молодого человека переполнена событиями, вопросами, стрессовыми ситуациями.          

         Таким образом, очевидна взаимосвязь психологических особенностей развития, причин проявления одиночества и социальных реалий современного общества. А для более полного и объективного анализа причин возникновения одиночества необходимо сопоставление этих явлений, ведь одиночество как чувство, возможно, лишь в обществе, это социально-психологический феномен.

Библиографический список:

1. Столяренко Л.Д. Основы психологии : учеб. пособие. Ростов н/Д : Феникс, 2005.

2. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе : учеб. пособие для вузов. М. : Школьная пресса, 2000.

3. Эриксон Э. Детство и общество : пер. с англ. СПб. : Ленато, ACT, 1996.

4. Психология человека от рождения до смерти : под ред. А.А. Реана. СПб. : Прайм-Еврознак, 2002.



Предварительный просмотр:

Люди рождены ради жизни                              (СЛАЙД 1) 

Ход мероприятия

- Добрый день, уважаемые родители, коллеги. Сегодня мы пригласили Вас, чтобы обсудить одну из важных тем, которая касается эмоционального благополучия наших детей и нашего общества в целом. Первым шагом погружения в тему я хочу предложить вам посмотреть видеоролик и ответить на вопрос: «Почему подобная социальная реклама стала так актуальна на сегодняшний день?» (ВИДЕО «Реклама телефона доверия)».

- Как вы считаете, почему подобные ролики и рекламные плакаты стали так актуальны в нашем обществе? (СЛАЙД  3)

(Дети не умеют решать конфликтные ситуации, проблемы отцов и детей, первая любовь и разочарования связанные с ней, самоутверждение в социуме, переживание детьми семейных конфликтов…)

- Хорошо, что в подобных ситуациях рядом с детьми оказываются любящие, заботливые родители, педагоги, друзья, которые поймут и поддержат. Но в любом правиле бывают исключения. И когда ребенок не находит выхода, ему хочется убежать от проблемы или решить ее быстро и кардинально. Сегодня мы хотели бы поговорить об одном из таких вариантов поведения: «умышленное лишение себя жизни, как иллюзия  выхода из проблемы»  

- Речь пойдет о подростковом суициде. (СЛАЙД 4)

Суицид (в узком, медико-биологическом смысле) умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни).

(СЛАЙД 5) Психологический смысл суицида чаще всего заключается в отреагировании аффекта, снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой волей неволей  оказывается человек.   Люди, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами.

 В самом широком смысле (СЛАЙД 5), самоубийство - вид саморазрушительного, аутодеструктивного поведения, включающий злоупотребление алкоголем, наркотиками, перееданием  и «спорт высокого риска».

Любая попытка суицида - в меньшей степени стремление к смерти, в большей мере вызов окружающему миру.

Следует помнить, что любая суицидальная попытка чрезвычайна опасна! Во-первых, это может завершиться действительно смертью. Это может стать способом решения различных проблем. По сути, это манипулирование другими людьми. И любая проблема становится игрой со смертью. Это может быть также экстремальным, щекочущим нервы, своеобразным развлечением, снятием напряжения. И подростки, в данном случае делают порезы или излишне рискуют (например, встают на подоконник, демонстрируют желание выпить какие-то лекарства или токсические вещества).

Мотивы ведущие подростка к суициду. (СЛАЙД 6 видео ролик)

 (СЛАЙД  8) Основные   признаки суицидального  поведения:

  • Словесные
  • Поведенческие
  • Ситуационные

(СЛАЙД  9) Словесные  признаки

  • Прямые: «Я собираюсь покончить с собой», «Я не могу так дальше жить»
  • Косвенные: «Я больше не буду ни для кого проблемой»
  • Много шутит на тему самоубийства.
  • Проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

(СЛАЙД  10) Поведенческие  признаки

  • Раздавать    другим    вещи,    имеющие    большую    личную    значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами.
  • Демонстрировать радикальные перемены в поведении.
  • Проявлять признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.

(СЛАЙД  11) Ситуационные признаки:

  • Социально изолирован.
  • Живет в нестабильном окружении.
  • Ощущает себя жертвой насилия.
  • Предпринимал раньше попытки суицида.
  • Перенес тяжелую потерю.
  • Слишком критично настроен по отношению к себе.

(СЛАЙД  12-13) И, переходим к играм со смертью, которые могут перерасти в постоянное саморазрушающее поведение, а это алкоголь, постоянное стремление рисковать и наркотики.

  • На этих сайтах люди рекомендуют друг другу наилучший способ покончить с собой, здесь же можно найти партнёра для совершения суицида. И количество самоубийств растёт.
  • Также в сети дети делятся своими переживаниями и дают   друг другу советы, рекомендуют прочитать книги например: «50 дней до моего самоубийства» Стейс Крамер

(СЛАЙД  14-15) И такое вот ноу-хау «Договор купли-продажи доли в праве общей собственности на субъект живого плана, по другому «Договор продажи души». Его составили администраторы. Я сейчас поясню: Это договор между администратором и куратором. Админ.. заказывает принести душу КУатору, при этом они в долевой собственности на эту душу. Ребенок который в этом учувствует, в зависимости от поведения, характера, оценок, отношений в семье – оценивается. По понятным причинам мы об этом говорить не будем.

Если куратор выполняет  свою задачу и доводит ребенка до могилы, то админ. Выплачивает ему мзду в размере 25% от назначенной за ребенка цену.  Если ребенок отказывается это сделать и куратор не смог додавить это дело до конца, ОН от этой суммы администратору, сам выплачивает 70%. Поэтому, кураторы кровно заинтересованы в этом деле.

Как влияют эти методы: Выстраивается сообщество, явно иерархорическое, почти пирамидальное. Существует верхушка, которая нанимает исполнителей, эти исполнители вербуют детей в игру. И за каждого завербованного либо получают если доводят дело до конца, либо отдают. Деньги казалось бы не великие. И явно дело не в деньгах.  

 (Слайд 19 )

Причинами суицидов в подростковом возрасте может быть следующее:

  1. Несформированное понимание смерти. В понимании ребенка смерть не означает бесповоротное прекращение жизни. Ребёнок думает, что всё можно будет вернуть назад. У подростков понимание и осознание страха смерти формируется не раньше 18 лет.
  2. Отсутствие идеологии в обществе. Подросток в обществе «без родины и флага» чаще испытывает ощущения ненужности, депрессии.
  3. Ранняя половая жизнь, приводящая к ранним разочарованиям. При этом  возникает ситуация, по мнению подростка, не совместимая с представлением «как жить дальше» (потеря любимого, наступление нежеланной беременности и т.д.), т.е. происходит утрата цели.
  4. Дисгармония в семье. Эта дисгармония носит не внешний, а содержательный характер: в первую очередь нарушены родительско-детские отношения. Роль «последней капли» играют учебные ситуации.
  5. Саморазрушаемое поведение (алкоголизм, наркомания, криминализация общества).
  6. Реакция протеста, причиной которого становятся нарушенные внутрисемейные, внутриучебные или внутригрупповые взаимоотношения.
  7. Депрессия. Ее основным симптомом является потеря возможности получать удовольствие и испытывать наслаждение от тех вещей в жизни, которые раньше приносили счастье.

(Слайд 20-21) Оказание первичной психологической помощи в беседе с подростком.

  • Отнестись   ко  всем   угрозам   ребенка   серьезно . Внимательно слушайт его.
  • Придайте уверенность ребенку.
  • Говорите    с  ребенком  открыто   и   прямо.
  • Слушайте  с  чувством  искренности    и   понимания.
  • Дайте   понять  своему  собеседнику, что  вам  не  все  равно.
  • Будьте  особенно  внимательны.

Во многих случаях перед тем как это совершить им угрожают. Угрожают в том числе вашим родители возмездием. Возьмите на себя труд объяснить ребенку, что ни какие руки до него не дотянутся, что ни кто его не убьет и что вы абсолютно на его стороне, в какой бы беде он не оказался. Что надо выбираться из этого вместе! Часто они боятся Вас и вам об этом не говорят, помните об этом тоже! Скажите им об этом, говорите об этом им каждый день, что нечего бояться пока вы рядом, нечего бояться им пока вы живы.

  •  (Слайд 22-24) видео

(Слайд 25) - Я постаралась лаконично изложить информацию по данной теме.

Чем большим количеством антисуицидальных, жизнеутверждающих факторов  обладает человек, в частности подросток, чем сильнее его «психологическая защита» и внутренняя уверенность в себе, тем прочнее его антисуицидальный барьер.

Если  вы  слышите   от   ребенка  …

Обязательно  скажите:

«Ненавижу   учебу, класс…»

«Что  у нас   происходит?  Что  заставляет  тебя   так  чувствовать?»

«Все  кажется   таким  безнадежным. Что   толку…»

«Иногда  мы  чувствуем  себя   подавленными. Давай  подумаем  какие  у  нас   трудности  и прикинем , какую  из них надо решить   в  первую   очередь.»

«Всем  было  бы  лучше  без  меня…»

«Ты  очень  много  значишь  для  нас ,  и  меня  беспокоит  твое  настроение.  Скажи  мне,  что  происходит.»

«Вы  не  понимаете  меня!»

«Скажи  мне,  как  чувствуешь  себя…Я действительно  хочу  это  знать.»

«Я совершил(а)  ужасный  поступок.»

«Давай  сядем   и  поговорим  об этом»

«Что  если  у  меня  не  получиться?»

«Если  не  получиться ,  мы подумаем, как это сделать по-другому. Я  буду  знать   что   ты  сделал (а)    все   возможное»

 (Раздача буклетов коллективу.)



Предварительный просмотр:

ПРИЗНАКИ:

– высказывания о нежелании жить, шутки, иронические замечания о желании умереть, о бессмысленности жизни;

– фиксация на теме смерти в литературе, живописи, музыке; частые разговоры об этом, сбор информации о способах суицида (например, в Интернете);

– активная предварительная подготовка к выбранному способу совершения суицида (например, сбор таблеток, хранение отравляющих веществ);

– сообщение друзьям о принятии решения о самоубийстве (прямое и косвенное); косвенные намеки на возможность суицидальных действий, например, помещение своей фотографии в черную рамку, употребление в переписке, разговорах просуицидальных высказываний, символов;

– раздражительность, угрюмость, подавленное настроение, проявление признаков страха, беспомощности, безнадежности, отчаяния, чувство одиночества («меня никто не понимает и я никому не нужен»), сложность контролирования эмоций, внезапная смена эмоций

(то эйфория, то приступы отчаяния);

– негативные оценки своей личности, окружающего мира и будущего, потеря перспективы будущего;

– постоянно пониженное настроение, тоскливость. Ребенок считает, что у него ничего не получится, он ни на что не способен. Ребенок подавлен, безразличен, иногда ощущает вину перед окружающими;

– необычное, нехарактерное для данного ребенка поведение (более безрассудное, импульсивное, агрессивное; несвойственное стремление к уединению, снижение социальной активности у общительных детей, и наоборот, возбужденное поведение и повышенная общительность у малообщительных и молчаливых). Возможно злоупотребление алкоголем, психоактивными веществами;

– стремление к рискованным действиям, отрицание проблем;

– снижение успеваемости, пропуск занятий, невыполнение домашних заданий;

– символическое прощание с ближайшим окружением (раздача личных вещей, фото, подготовка и выставление ролика, посвященного друзьям и близким); дарение другим вещей, имеющих большую личную значимость;

– попытка уединиться: закрыться в комнате, убежать и скрыться от друзей (при наличии других настораживающих признаков).

Словесные заявления - признаки суицидальных намерений:

  •  «ненавижу жизнь»;
  • «они пожалеют о том, что они мне сделали»;
  • «не могу этого вынести»;
  • «я покончу с собой»;
  • «никому я не нужен»;
  • «это выше моих сил»;
  • «Было бы лучше умереть»,
  • «Не хочу больше жить»,
  • «Я больше не буду ни для кого проблемой»,
  • «Тебе больше не придется обо мне волноваться»,
  •  «Хорошо бы заснуть и не проснуться»,
  • «Мне нельзя помочь»,
  • «Скоро все закончится»,
  • «Вы не должны беспокоиться обо мне»
  • «Я не хочу создавать вам проблемы».
  • «Я хочу уснуть и никогда не проснуться».
  • «Скоро, очень скоро, эта боль будет уже позади».
  • «Они очень пожалеют, когда я их покину»…

Рисование черных крестов с толстыми перекладинами, черных стрел, могил, черных цветов, пронзенных сердец, окровавленных ножей. Такие рисунки чаще всего повторяются в прощальных письмах подростков. Наиболее типичный для склонности к самоубийству спектр цветов в рисунках – черный и красный.

  Если ознакомиться с историями подростков, совершивших самоубийство под влиянием социальных сетей, то помимо вышеназванных признаков, в них можно найти общие:

  1. Слово «выпиливаться», «самовыпил», «оффнуться», «скосплеить Кобейна». На языке социальных сетей это значит «покончить с собой». Проследите, не появилось ли оно в лексиконе ребенка.
  2. Кит. Когда киты решают уйти из жизни, они выбрасываются на берег. Этот образ активно тиражируют люди, которые настраивают подростков на самоубийства в социальных сетях. Попавшая под влияние жертва, как правило, либо рисует китов, либо упоминает их в своих рассуждениях.
  3. Бабочка. Символ короткой жизни. Используется примерно так же, как и кит, хотя последний более распространен.
  4. Порезы на руках, пусть даже незначительные и совсем не похожие на попытки вскрыть вены. Некоторые «группы смерти» в социальных сетях используют фото с порезом как пропуск в сообщество. Есть и такие, которые допускают лишь изображение пореза.
  5. Новые, неизвестные кумиры. Многих подростков на самоубийство в социальной сети «ВКонтакте» вдохновила Рина Паленкова (она же Рената Камболина). Стоит следить и за упоминанием имен администраторов «групп смерти»: Филипп Лис (Цветановский), Ева Рейх, Эмилия Рейх, Адам Бер, Мирон Ситх (Сетх).
  6. Труднее всего расшифровать цифры или комбинации символов. Пропаганда самоубийства в социальных сетях использует много комбинаций. Самые известные на сегодняшний день – f57 и f58, «4:20» – «группы смерти» агитируют подростков просыпаться в это время.

РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ПРОФИЛАКТИКЕ:

1. Проверяйте в первую очередь не соцсети и не личные дневники, а качество вашего контакта с детьми. По возможности, честно ответьте себе на вопрос, насколько вы доступны для любых откровений подростка? Насколько он привык откровенно разговаривать с вами? Насколько он или она ожидает от вас понимания? Не злитесь ли вы, не отмахиваетесь ли, не впадаете ли в воспитательный раж, когда нужно просто послушать?

2. Если контакт лично с вами плохой или не очень хороший – что часто бывает с родителями подростков - убедитесь, что у ребенка есть кто-то, с кем этот контакт возможен лучше и полнее. Это могут быть сверстники, другой взрослый в семье, учитель, школьный психолог. Очень важно, чтобы подросток не чувствовал себя одиноким и брошенным всеми, когда ему плохо. Очень важно, чтобы у него была возможность получать опыт доверительного общения с кем-то ещё, если с родителями это по каким-то причинам не получается.

3. Важно не боятся говорить на тему смерти, суицида и самоповреждений. Внимательно отнеситесь к любым признакам того, что с этой темой у подростка не всё гладко: например, романтизация смерти, депрессивные высказывания, реальный суицид или попытка суицида в окружении подростка, следы самопорезов или рассказы о них, заявления о суицидальных намерениях или мыслях. Даже если вам кажется, что это бравада или демонстрация, всё равно отнеситесь внимательно. Демонстрация – это тоже способ что-то сказать.

4. Если такое обнаружится, спросите, есть ли у подростка кто-то, с кем он может и хочет обсуждать возникшую проблему. Это не всегда будет означать, что вам нужно стать для подростка таким человеком. Заслужить доверие не так-то просто, тем более, если уже есть проблемы. Но существуют и другие решения - телефоны горячих линий для детей, встречи с психологом или психотерапевтом. Обязательно уточните, что с вашей стороны это не будет желание «исправить» подростка, что он или она сможет ходить на эти встречи сам, обсуждать любые темы и обязательно станет полегче.

5. Важно избегать любых жестко контролирующих или ограничивающих действий. Дайте понять, что вы хотите помочь, но не будете вторгаться, хотя вам очень тревожно. Любые поступки, направленные на ограничение свободы, воспринимаются как агрессивные и могут ухудшить ситуацию, потому что подрывают и без того хрупкое доверие подростков и даже могут толкнуть их к решительным шагам (изоляция – один из факторов риска суицида). Кроме того, если дети будут видеть в вас опасных врагов, то помочь себе точно не дадут.

6. Просвещайтесь и образовывайте себя, узнавайте новое. Не нужно атаковать группы про китов и разбираться в шифрах, не нужно призывать запретить весь интернет. Лучше читайте про подростковые суициды, про факторы их риска, про профилактику, про психологию подросткового возраста и способы восстановить арушенный контакт. Эта информация сейчас доступна всем, спасибо науке и Интернету. Если уже есть проблемы - ищите программы по профилактике суицида, которые действуют в вашем городе, ищите специалистов по работе с подростками, разыскивайте психологические группы, узнавайте телефоны горячих линий.

7. Будьте всегда доступны для ваших детей, не отмахивайтесь от любой ерунды, которой им захочется с вами поделиться. Если они будут делиться ерундой, то придут и рассказать важное. Не теряйте из виду детей, которые не живут с вами, будьте для них на расстоянии протянутой руки.

От заботливого, любящего человека, находящегося рядом в трудную минуту, зависит многое.

Если все же предотвратить несчастье не удалось, и ребенок все же совершил попытку суицида, родители должны принять комплекс срочных мер.

После того, как состояние здоровья ребенка стабилизируется, вам в обязательном порядке будет необходимо обратиться за помощью психологов. Ни в коем случае не пренебрегайте помощью профессионалов – зачастую справиться с проблемой своими силами практически невозможно. В том случае, если врачи сочтут нужным поместить вашего ребенка в специализированный реабилитационный центр, ни в коем случае не отказывайтесь. Помните о том, что попытку суицида ваш ребенок совершил не просто так, а значит, он может ее повторить в том случае, если причина ее не будет выявлена и устранена.

Не скрывайте свои чувства от ребенка под маской равнодушия и уж тем более гнева.

Ребенок должен чувствовать, что вы очень любите его и дорожите им.

Если Вы

слышите

Обязательно скажите

Запрещено говорить

«Ненавижу

всех...»

«Чувствую, что что-то

происходит. Давай

поговорим об этом»

«Когда я был в твоем

возрасте...да ты

просто несешь чушь!»

«Все

безнадежно

и бессмысленно»

«Чувствую, что ты подавлен. Иногда

мы все так чувствуем себя. Давай

обсудим, какие у нас проблемы, как их

можно разрешить»

«Подумай о тех, кому хуже, чем

тебе»

«Всем было бы

лучше без

меня!»

«Ты много значишь для меня, для нас.

Меня беспокоит твое настроение.

Поговорим об этом»

«Не говори глупостей.

Поговорим о другом.»

«Вы не

понимаете

меня!»

«Расскажи мне, что ты

чувствуешь. Я действительно хочу

тебя понять»

«Где уж мне тебя

понять!»

«Я совершил

ужасный

поступок»

«Я чувствую, что ты

ощущаешь вину. Давай поговорим об этом»

«И что ты теперь

хочешь? Выкладывай

немедленно!»

«У меня никогда

ничего не

получается»

«Ты сейчас ощущаешь

недостаток сил. Давай

обсудим, как это изменить»

«Не получается —

значит, не старался!»

СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКА

ПРИЧИНЫ:

1. Переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания.

2. Действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство и ревность.

3. Переживания, связанные со сложной обстановкой в семье, со смертью, разводом или уходом родителей из семьи.

4. Чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения (в т.ч. связанного с насилием в семье, т.к. зачастую подросток считает себя виноватым в происходящем и боится рассказать об этом).

5. Боязнь позора, насмешек или унижения.

6. Страх наказания (например, в ситуациях ранней беременности, серьезного проступка), нежелание извиниться.

7. Любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность.

8. Чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство.

9. Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации, повлиять на другого человека.

10. Сочувствие или подражание товарищам, кумирам, героям книг или фильмов.



Предварительный просмотр:

ПРИЗНАКИ:

– фиксация на теме смерти в литературе, живописи, музыке; частые разговоры об этом, сбор информации о способах суицида;

– активная предварительная подготовка к выбранному способу совершения суицида;

– сообщение друзьям о принятии решения о самоубийстве (прямое и косвенное);

– раздражительность, угрюмость, подавленное настроение, проявление признаков страха, беспомощности, безнадежности, отчаяния, чувство одиночества;

– негативные оценки своей личности, окружающего мира и будущего, потеря перспективы будущего;

– постоянно пониженное настроение, тоскливость. Ребенок считает, что у него ничего не получится, он ни на что не способен;

– необычное, нехарактерное для данного ребенка поведение;

– стремление к рискованным действиям, отрицание проблем;

– снижение успеваемости, пропуск занятий, невыполнение домашних заданий;

– символическое прощание с ближайшим окружением (раздача личных вещей, фото, подготовка и выставление ролика, посвященного друзьям и близким); ь;

– попытка уединиться: закрыться в комнате, убежать и скрыться от друзей (при наличии других настораживающих признаков).

Словесные заявления - признаки суицидальных намерений:

  •  «ненавижу жизнь»;
  • «они пожалеют о том, что они мне сделали»;
  • «не могу этого вынести»;
  • «я покончу с собой»;
  • «никому я не нужен»;
  • «это выше моих сил»;
  • «Было бы лучше умереть»,
  • «Не хочу больше жить»,
  • «Я больше не буду ни для кого проблемой»,
  • «Тебе больше не придется обо мне волноваться»,
  •  «Хорошо бы заснуть и не проснуться»,
  • «Мне нельзя помочь»,
  • «Скоро все закончится»,
  • «Вы не должны беспокоиться обо мне»
  • «Я не хочу создавать вам проблемы».
  • «Я хочу уснуть и никогда не проснуться».
  • «Скоро, очень скоро, эта боль будет уже позади».
  • «Они очень пожалеют, когда я их покину»…

Рисование черных крестов с толстыми перекладинами, черных стрел, могил, черных цветов, пронзенных сердец, окровавленных ножей. Такие рисунки чаще всего повторяются в прощальных письмах подростков. Наиболее типичный для склонности к самоубийству спектр цветов в рисунках – черный и красный.

  Если ознакомиться с историями подростков, совершивших самоубийство под влиянием социальных сетей, то помимо вышеназванных признаков, в них можно найти общие:

  1. Слово «выпиливаться», «самовыпил», «оффнуться», «скосплеить Кобейна». На языке социальных сетей это значит «покончить с собой».
  2. Кит. Когда киты решают уйти из жизни, они выбрасываются на берег. Попавшая под влияние жертва, как правило, либо рисует китов, либо упоминает их в своих рассуждениях.
  3. Бабочка. Символ короткой жизни. Используется примерно так же, как и кит, хотя последний более распространен.
  4. Порезы на руках, пусть даже незначительные и совсем не похожие на попытки вскрыть вены.
  5. Новые, неизвестные кумиры. Многих подростков на самоубийство в социальной сети «ВКонтакте» вдохновила Рина Паленкова (она же Рената Камболина). Стоит следить и за упоминанием имен администраторов «групп смерти»: Филипп Лис (Цветановский), Ева Рейх, Эмилия Рейх, Адам Бер, Мирон Ситх (Сетх).
  6. Труднее всего расшифровать цифры или комбинации символов. Пропаганда самоубийства в социальных сетях использует много комбинаций. Самые известные на сегодняшний день – f57 и f58, «4:20» – «группы смерти» агитируют подростков просыпаться в это время.

Что делать учителю, если он обнаружил опасность?

  • Если вы увидели хоть один из перечисленных признаков – это уже достаточный повод для того, чтобы уделить внимание ученику и поговорить с ним. Спросите, можете ли вы ему помочь и как, с его точки зрения, это сделать лучше. Не игнорируйте ситуацию. Не проходите мимо!
  • Обратитесь к школьному психологу или к другим специалистам за помощью.
  • Если вы классный руководитель, свяжитесь с родителями ребенка и поделитесь своими наблюдениями.

Что может сделать учитель, чтобы не допустить попыток суицида

  • Сохранять контакт с подростком. Для этого следует помнить, что авторитарный стиль взаимодействия для подростков неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или аутоагрессию (то есть, агрессию, обращенную на себя). В подростковом возрасте предпочтительной формой взаимодействия является заключение договоренностей. Если ограничение необходимо, не стоит жалеть времени на объяснение его целесообразности.
  • Способствовать созданию дружеской поддерживающей атмосферы в классе, ориентировать учеников на совместную деятельность и сотрудничество.
  • Обращать внимание на ситуации, когда один или несколько учеников становятся объектами нападок со стороны других. Поговорите с участниками конфликтов таким образом, чтобы был услышан каждый, оставайтесь нейтральным, не занимая сторону кого-либо из участников конфликта.
  • Если вы классный руководитель, инициируйте работу школьного психолога с классом. Если в школе есть действующая «Школьная служба примирения» - передайте им эту ситуацию для ее разрешения.
  • Классный час используйте как место и время поговорить о перспективах в жизни и будущем.
  • Дать понять ученику, что опыт ошибок и неудач - такой же важный опыт, как и достижение успеха. Используйте ошибки ученика как зону его роста. Обучение на ошибках является одним из способов развития личности.
  • Понять, что стоит за внешней грубостью подростка. Возможно, подросток отстаивает свои ценности, а не стремится войти в конфликт и обесценить вас.
  • Вовремя обратиться к специалисту, если вы понимаете, что у вас по каким-то причинам не получается сохранить контакт с учеником или классом.

РОЛЬ ПЕДАГОГА В ПРОФИЛАКТИКЕ:

 В случае осуществления суицидальных действий одного или нескольких учащихся педагог  ОУ:

  1. Вызывает медицинского работника ОУ для оказания необходимой помощи.
  2. Информирует законных представителей учащегося о произошедшем.
  3. Информирует о суицидальных намерениях учащегося узкий круг лиц, которые могут повлиять на принятие мер по снижению риска (администрацию, классного руководителя, педагога-психолога). Согласовывает с ними дальнейшие действия.
  4. При необходимости осуществляет экстренную помощь подростку с суицидальными намерениями, проводя профилактическую беседу.

     В случае выявления высокого риска потенциального суицида у одного или нескольких учащихся педагог  ОУ:

  1. Информирует о суицидальных намерениях учащегося узкий круг лиц, которые могут повлиять на принятие мер по снижению риска (администрацию, классного руководителя, педагога-психолога). Согласовывает с ними дальнейшие действия.
  2. При необходимости осуществляет экстренную помощь подростку с суицидальными намерениями, проводя профилактическую беседу.

Как помочь подросткам

       Выслушивайте - «Я слышу тебя». Не пытайтесь утешить общими словами типа: «Ну, все не так плохо», «Тебе станет лучше», «Не стоит этого делать». Дайте ему (ей) возможность высказаться. Задавайте вопросы и внимательно слушайте.

      Обсуждайте – открытое обсуждение планов и проблем снимает тревожность. Не бойтесь говорить об этом, большинство людей чувствуют неловкость, говоря о самоубийстве, и это проявляется в отрицании или избегании этой темы. Беседы не могут спровоцировать самоубийства, тогда как избегание этой темы увеличивает тревожность, подозрительность.

      Будьте внимательны к косвенным показателям при предполагаемом самоубийстве. Каждое шутливое упоминание или угрозу следует воспринимать всерьез. Подростки часто отрицают, что говорили всерьез, могут изображать излишнюю тревожность, гнев. Скажите, что вы принимаете их всерьез.

Задавайте вопросы – обобщайте. «Такое впечатление, что ты на самом деле говоришь…», «Большинство людей задумывалось о самоубийстве…», «Ты когда-нибудь думал, как совершить его?» Если вы получаете ответ, переходите на конкретику. «Пистолет? А ты когда-нибудь стрелял? А где ты его возьмешь? Что тогда произойдет? А что если ты промахнешься? Кто тебя найдет? Ты думал о своих похоронах? Кто на них придет?» Недосказанное, затаенное вы должны сделать явным. Помогите подростку открыто говорить и думать о своих замыслах.

Подчеркивайте временный характер проблем, признайте, что его чувства очень сильны, проблемы сложны. Узнайте, чем вы можете помочь, поскольку вам он уже доверяет. Узнайте, кто еще мог бы помочь в этой ситуации.

Взрослому, пытающемуся помочь подростку, в поведении которого прослеживаются суицидальные намерения, следует помнить о ранимости и отчаянии, царящем в его душе, всерьез принимать его проблемы

Нельзя

Можно

 -Стыдить и ругать ребенка за его намерения

- Следует подбирать ключ к загадке суицида, помочь разобраться в причинах

-Недооценивать вероятность суицида, даже если ребенок внешне легко обсуждает свои намерения

- Необходимо всесторонне оценивать степень риска суицида

- Относиться к ребенку формально

- Дать почувствовать, что его принимают как личность и его жизнь кому – то небезразлична

-Предлагать неоправданные утешения, общие слова, банальные решения, не учитывающие конкретную жизненную ситуацию

- Выслушать подростка, используя слова: «Я слышу тебя». Помочь самому или выяснить, кто конкретно может помочь в создавшейся ситуации

- Оставлять ребенка одного в ситуации риска

- Если есть такая возможность, нужно привлечь родных и близких, друзей и т.п.

-Чрезмерно контролировать и ограничивать ребенка

- Главное – дружеская поддержка и опора, которые помогут ему справиться с возникшими затруднениями

Как не допустить суицид у подростка:

памятка для учителей и классных руководителей

   



Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

«ТОМСКАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА»

(ОГБУЗ «ТКПБ»)

Алеутская ул., д.4, г. Томск, 634014

(3822) 28-11-01, тел./факс: (3822) 28-11-22, e-mail: kanc@.tokpb.ru: http://tokpb.ru

ОКПО 04902874, ОГРН 1027000911299, ИНН/ КПП 70190123 70/ 701701001

        

Специализированная помощь лицам с кризисными состояниями и суицидальным

поведением в Томской области

Название учреждения,

адрес

Специализированная помощь

Медико-педагогический Центр ОГБУЗ «Томская клиническая психиатрическая больница» г. Томск, ул. Северный городок, 52

тел. регистратуры: 651-805; Заведующая детским диспансерным Колосова Татьяна Александровна: 651-924

Раннее выявление и оказание помощи детям при психических расстройствах, социальной и школьной дезадаптации, с кризисными состояниями и суицидальным поведением.

Семейные консультации, коррекционные занятия. Обслуживаются дети до 14 лет включительно.

При Центре имеется стационар, в котором работают врачи- специалисты: психолог, дефектолог, логопед, психоневролог, психотерапевт, невропатолог

Детско-подростковый медикопсихологический центр ОГБУЗ «Томская клиническая психиатрическая больница» г. Томск, ул. Алеутская, 4 тел. регистратуры: 281-147 Подростковый врач-психиатр: Вагина Ольга Петровна

Врачебное и психологическое консультирование детей и подростков с 15 до 18 лет, родителей по вопросам психического здоровья, с кризисными состояниями, суицидальным поведением и т.д.

Преодоление трудностей адаптации и обучения в школе, конфликтов с ровесниками, трудностей внутрисемейных отношений.

Лечение в стационарном отделении с круглосуточным и дневным режимами пребывания.

Стационарные отделения ОГБУЗ «Томская клиническая психиатрическая больница» г. Томск, Алеутская, 4 тел. приемной главного врача: 281-101;

тел. приемного покоя: 281-111 Заместитель главного врача по медицинской части Андрусенко Ирина Васильевна: 281-137 Заместитель главного врача по медицинской части Петрова Валерия Николаевна: 281-104

Комплексная, полипрофессиональная психиатрическая помощь детям и подросткам.

Детское отделение №1 реабилитация детей до 14 лет, в которых работают врачи-специалисты: психолог, дефектолог, логопед, психоневролог, психотерапевт, невропатолог.

Реабилитация подростков от 15 до 17 лет включительно во взрослых отделениях № 2, 3, 6, 17, 20, 22, 24, 27 осуществляется полипрофессиональной бригадой в составе: врача-психиатра, медицинского психолога, психотерапевта, медицинских сестер, социального работника лицам с кризисными состояниями, а также суицидальным поведением.