Психологическая безопасность в школе

Анализ состояния безопасности образовательных учреждений показывает недостаточный уровень ее обеспечения. Это обстоятельство приводит к возникновению ряда угроз, которые негативно влияют на функционирование образовательных учреждений

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

И.Исх

 

                                                                                              УТВЕРЖДАЮ

                                                                                              И.о Директор МОУ СОШ № 3

                                                                                               Н.Г. Потеряева_____________

                                                                   «____» ________________2021г.

ПРОГРАММА

«Основы формирования психологически безопасной образовательной среды»

                                             Разработчик и составитель:      

                                                              педагог-психолог I кв. категории,

                                    Провоторова О.В.

                                                     

Стрежевой -2021г

Актуальность. Образовательная среда оказалась не защищена от неблагоприятных тенденций жизни общества - нравственного разложения, криминализации общественных отношений, распространения насилия через СМИ и его безнаказанности; увеличения численности и расширение спектра социально незащищенных (малоимущие, мигранты) социально девиантных контингентов и «групп риска» (алкоголики и наркоманы, несовершеннолетние правонарушители, бомжи). Постепенно психологические характеристики образовательной среды школы приближаются к психологическим характеристикам боевых действий, когда оказывается негативное психологическое воздействие, распространены конфликты и психологическое насилие, рассматриваемые как нарушение психологической безопасности; уголовно наказуемые преступления и антиобщественное поведение (вандализм, драки, грабежи и др.), рассматриваемые как нарушение физической безопасности. 

 Анализ состояния безопасности образовательных учреждений показывает недостаточный уровень ее обеспечения. Это обстоятельство приводит к возникновению ряда угроз, которые негативно влияют на функционирование образовательных учреждений: снижают их рейтинг, качество знаний, уровень дисциплины и здоровье учащихся, приводят к возникновению девиаций. В современных условиях становится все более очевидным, что вопросы, связанные с психологической безопасностью приобретают государственное значение. 

Доктор медицинских наук, бывший директор ЦПМСС «Озон» Т.Я. Сафонова Данные исследования свидетельствуют о том, что 46% опрошенных учителей не скрывают использования авторитарных методов; ими используется «тотально- агрессивно-обвинительная позиция по отношению к старшим подросткам». «Мы проводили анонимный опрос работников образовательных учреждений, и они достаточно откровенно ответили, что, по их мнению, на долю учителей приходится до 15% психологического насилия в отношении детей» 

Ученый, детский врач С.Я. Долецкий ввел в научный оборот специальный термин – «синдром опасного обращения с детьми». Этот синдром проявляет свою живучесть в школе, семье и обществе Ученый, детский врач С.Я. Долецкий ввел в научный оборот специальный термин – «синдром опасного обращения с детьми». Этот синдром проявляет свою живучесть в школе, семье и обществе Медики утверждают, что есть заболевания детей, вызванные характером обращения с ними в школе, дидактогенные неврозы, на них приходится 35-40% всех детских неврозов Медики утверждают, что есть заболевания детей, вызванные характером обращения с ними в школе, дидактогенные неврозы, на них приходится 35-40% всех детских неврозов  каждое третье правонарушение среди подростков - это результат нереализованных или ущемленных прав подростков в школе Правозащитник Андрей Владимирович Бабушкин.

 Методические разработки направлены на: обеспечение безопасности образовательной среды, погашение негативного влияния как внешних, так и внутренних рисков и угроз; развитие социально-психологической, правовой компетентности всех участников образовательной среды. 

Психологическая безопасность:

 1.это состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия,

 2.способствующее удовлетворению потребностей в личностно - доверительном общении,

3.создающее референтную значимость среды,

4.обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников. 

Цель реализации программы:

  •  приобретение и совершенствование компетенций работников образовательного учреждения в области обеспечения психологической безопасности образовательной среды.

Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач:

  •  изучение образовательной среды образовательного учреждения и оценка состояния психологической безопасности;
  •  выявление состояния психического здоровья субъектов образовательной среды путем диагностики их личностных, эмоциональных и коммуникативных состояний;
  •  установление взаимосвязи между показателями психологической безопасности образовательной среды и характеристиками психического здоровья ее субъектов;
  •  оценка эффективности деятельности администрации и педагогического коллектива образовательного учреждения по созданию психологической безопасности образовательной среды и обеспечения ее оптимального функционирования;
  •  обоснование технологии и организация мониторинга психологической безопасности образовательной среды в образовательном учреждении;
  •  создание технологий сопровождения субъектов образовательного процесса, снижающих риски психологической безопасности (в т.ч. проявления психологического насилия в образовательной среде);
  • разработать программу для повышения знаний педагогического коллектива о психологической безопасности.
  1. Требования к результатам обучения

Слушатель, освоивший программу, должен:

  1.  Знать:
  • основные нормативно-правовые акты Российской Федерации в области обеспечения психологической безопасности;
  • основные профилактические мероприятия по обеспечению психологической безопасности;
  •  основные методы противодействия психологическому насилию;
  •  психолого-педагогические аспекты обеспечения психологического здоровья.
  1.  Уметь:
  • организовывать        психолого-педагогическое        сопровождение

образовательного процесса с применением технологий, направленных на профилактику и противодействие идеологии психологического насилия;

  •  организовывать мероприятия по снижению ущерба от негативных воздействий и последствий психологически опасных ситуаций;
  •  выявлять причины и признаки психологически опасных ситуаций, их предотвращать и устранять;
  •  обеспечивать условия и возможности для психологической самозащиты субъектов образовательной среды.

1.3.  Владеть:

  •  методами организации и проведения воспитательно-профилактических мероприятий по обеспечению психологической безопасности среди обучающихся;
  •  методами экономического, технического и правового обеспечения системы психологической безопасности;
  •  навыками правильного поведения при психологических опасностях.
  1.  Обладать профессиональными компетенциями, включающими способность:

 распознавать факторы риска распространения в образовательной среде идеологии и пропаганды психологического насилия. 

  1. Содержание программы:

Программа является дополнительной  «Основы психологической безопасности в образовательных организациях»

Категория слушателей: преподавательский состав МОУ СОШ № 3

Срок обучения: 20 часов

Форма обучения: в внеурочное время

Режим занятий: 4 час/день

Программа вариативна может в ходе работы дополняться и изменяться.

Реализовать программу могут:  заместитель директора по профилактической и воспитательной работе, социальный педагог, педагог – психолог.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование модулей (разделов) и тем

Всего

часов

В том числе

Формы

контроля

лекции

Практические,

семинарские

занятия,

тренинги

Дистанцион

ные

Ответственные

Модуль 1.

Теоретические

основы

безопасности

образовательного

учреждения

4

1

2

В системе ZOOM

(дата учтанавливается админ. школы)

Групповая дискуссия в онлай-режиме или по запросу инд-но

Педагог- психолог,

Зам.дир по ПР,

Со.педагог

Модуль 2. Социально - психологические угрозы в образовательной среде

6

2

4

В системе ZOOM

Групповая

дискуссия

Педагог- психолог,

Зам.дир по ПР,

Со.педагог

Модуль 3.

Психологическая

безопасность

образовательного

учреждения

4

2

2

Анкеты,

опросники, тесты.

Обсуждение

проблемных

ситуаций,

интервизия

Педагог- психолог,

Зам.дир по ПР,

Со.педагог

Модуль 4.

Деятельность

администрации

образовательного

учреждения по

обеспечению

психологической

безопасности

образовательной

среды

4

2

4

В системе ZOOM

Групповая дискуссия, тестирование

Педагог- психолог,

Зам.дир по ПР,

Со.педагог

Заключительная часть

3

3

В системе ZOOM

Круглый

стол

Все участники образовательного процесса по часу

ИТОГО

21

7

14

Работа с несовершеннолетними проводится в форме групповой работы или при необходимости/по запросу,  по индивидуальному плану.

Модуль 1. Теоретические основы безопасности образовательного учреждения.

Система обеспечения комплексной безопасности образовательного учреждения. Психологически безопасная среда образовательного учреждения. Организационно - правовые основы обеспечения психологической безопасности в образовательном учреждении. Общая характеристика психологических угроз, опасностей и рисков образовательного учреждения.

Опасности социального характера в образовательной среде и защита от них. Общая характеристика опасностей социально - психологического характера.

Модуль 2. Социально — психологические угрозы в образовательной среде.

Психологическая безопасность образовательной среды. Формирование личности безопасного типа. Конфликты в образовательной среде. Профилактика национализма в образовательной среде. Формирование толерантной среды. Молодежный экстремизм. Профилактика религиозного экстремизма в образовательной среде. Неформальные молодежные объединения. Профилактика суицидов в подростковой среде.

Структурные компоненты психологического насилия в межличностных отношениях (унижение, угрозы, недоброжелательное отношение, игнорирование, принуждение, выделение на основе представлений). Причины психологического насилия. Биологические факторы, семейные отношения, средовые факторы и межличностные отношения.

Последствия психологического насилия. Снижение эффективности функционирования личности, нарушения в познавательной сфере, снижение продуктивности психической деятельности в целом, проявление тревожных и депрессивных переживаний, провоцирование определенных паттернов поведения и формирование негативных представлений, отражающихся на поведении и взаимодействии с другими людьми.

Модуль 3. Психологическая безопасность образовательного учреждения.

Факторы, влияющие на уровень психологической безопасности в образовательной среде. Взаимоотношения с референтной группой, негативные эмоциональные переживания, определенные типы поведения в межличностных отношениях, ситуации повышенного риска.

Угроза как основное понятие обеспечения психологической безопасности образовательной среды. Психическое здоровье субъектов образовательной среды. Защищенность от психологического насилия.

Условия создания психологической безопасности референтной окружающей среды. Характеристики психологически безопасной образовательной среды. Угрозы психологической безопасности образовательной среды. Психологическое насилие. Непризнание референтной значимости. Отсутствие удовлетворенности. Неразвитость системы психологической помощи и поддержки. Основные следствия реализации угроз психологической безопасности.

Модуль 4. Деятельность администрации образовательного учреждения по обеспечению психологической безопасности образовательной среды.

Комплексная организация психологической безопасности образовательного учреждения. Средства обеспечения психологической безопасности образовательного учреждения: технические, информационные, кадровые, организационные. Информационные технологии в обеспечении психологической безопасности образовательного учреждения. Особенности организации психологической безопасности учреждений среднего и высшего профессионального образования. Проведение профилактической работы с обучающимися, родителями и сотрудниками образовательного учреждения по психологически - безопасному поведению.

Региональные опыт обеспечения психологической безопасности образовательных учреждений.

Основные направления разработки программ по сохранению и обеспечению психологической безопасности образовательной среды. Психологическая безопасность образовательной среды как исходная форма формирования психически здоровой личности.

Порядок разработки и реализации плана мероприятий по обеспечению и профилактике психологической безопасности обучающихся: координация, согласование и контроль действий субъектов образовательной среды.

Этапы реализации психологической безопасности: адаптация 1х, 5х и 10х классов; пропаганда здорового образа жизни и профилактика и преодоление негативных явлений в образовательной среде; социально - психологическое сопровождение (подразумевает: социальный педагог выявляет детей  группы риска,  дезадаптацией проводит коррекционно – развивающие занятия. В трудных случаях, которые не поддаются  коррекции направляются узким специалистам в школе или к педагогу психологу.

Принципы реализации психологической безопасности.

Работа с педагогическим и учебным коллективом, родителями обучающихся: содержание и особенности.

  1. Вопросы для самостоятельного изучения педагогами.
  1.  Классификация видов психологического насилия: особенности и типовые следствия.
  2.  Координация совместных действий структур, обеспечивающих психологическую безопасность.
  3.  Признаки и характеристика угроз психологической безопасности образовательной среды.
  4. Образовательная среда как часть образовательного пространства.
  5.  Принципы обеспечения психологической безопасности

 Примерные темы (вопросы) Круглого стола.

  1.  Типология и особенности взаимодействия субъектов образовательной среды.
  2.  Основные характеристики и особенности следствий реализации угрозы психологической безопасности образовательной среды.
  3.  Психологически здоровые субъекты образовательной среды.
  4.  Структура обеспечения психологической безопасности образовательной среды.
  5.  Оценка психологической безопасности образовательной среды.

Примерные варианты направлений работы круглого стола.

  1.  Психологически безопасная среда образовательного учреждения.
  2.  Причины психологического насилия.
  3.  Последствия психологического насилия.
  4.  Психическое здоровье субъектов образовательной среды.
  5.  Комплексная организация психологическойбезопасности образовательного учреждения.

  1.  Контрольные тесты.
  1.  К числу основных принципов обеспечения психологической безопасности относят:
  •  опора на развивающее образование и воспитание
  •  психологическая защита личности
  •  экономичность
  •  помощь в формировании социально - психологической умелости
  •  параллельность и непрерывность
  •  добровольность в принятии психологической помощи
  1.  Оказание помощи обучающимся, обратившимся в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем, связанных с собственными особенностями, сложившимися обстоятельствами жизни, взаимоотношениями в учебном коллективе; помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений в условиях образовательной среды - это
  2.  К числу основных проблем, исследуемых при формировании психологически-безопасной среды образовательного учреждения относят:
  •  определение наличия стрессовой тактики педагогических воздействий
  •  определение затрат на исследование
  •  профилактика правонарушений

о изучение индивидуально - личностных особенностей участников образовательного процесса

  1.  Целенаправленная систематическая психологическая профилактика предполагает:
  • предупреждение возможных социально - психологических проблем
  •  создание благоприятного эмоционально - психологического климата
  •  выявление групп риска обучающихся (по различным основаниям)
  1.  К числу характеристик психологической безопасности образовательной среды относят:
  • отсутствие проявлений психологического насилия во взаимодействии субъектов образовательного процесса
  • удовлетворение основных потребностей в личностно - доверительном общении
  •  укрепление психического здоровья
  •  предотвращение угроз для продуктивного устойчивого развития личности
  •  организация насыщенной образовательной среды, стимулирующей развитие участников процесса
  1.  Психологически безопасной образовательной средой можно считать такую, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней, и в которой отражены высокие показатели индекса удовлетворенности и защищенности        от

психологического        .

  1.  В числе основных угроз психологической безопасности образовательной среды:
  •  психологическое насилие в процессе взаимодействия
  •  непризнание референтной значимости
  •  эмоциональное выгорание педагогов
  • неразвитость системы психологической помощи
  •  отсутствие удовлетворенности
  1.  К основным средствам обеспечения психологической безопасности относятся:

 психологическая и педагогическая диагностика

  •  изучение результатов деятельности
  •  целенаправленное психолого - педагогическое наблюдение
  •  анкетирование, беседа, интервью
  •  анализ учебно - воспитательных мероприятий в школе с привлечением детей из группы риска.

Для того, чтобы отказаться от психологического насилия и создать безопасную окружающую среду, человек должен иметь представление не только о том, что является насилием, но и как создать условия для внутренней безопасности и безопасности референтной окружающей среды, должен уметь управлять чувствами и идентифицировать происходящее в группе, определять пути, с помощью которых опасное поведение может стать насильственным.

Представления участников образовательной среды о ее психологической безопасности неотделимы от характера существующих в ней межличностных отношений и условий среды. Исследование характера межличностных отношений в школе - один из главных факторов в обеспечении психологической безопасности образовательной среды школы.

Анализ состояния образовательной среды в аспекте её психологической безопасности.

Угрозы психологической безопасности образовательной среды

  1. Психологическое насилие в процессе взаимодействия

Психологическое насилие - это физическое, психическое, духовное воздействие на человека (социально-организованное), которое понижает его нравственный, психический (т.е. моральный, коммуникативный) и жизненный статус (в том числе правовой, социальный), причиняя ему физические, душевные и духовные страдания, а также угроза такого воздействия.

Следствие – получение ребенком психологической травмы взаимодействуя со взрослыми.

2. Непризнание референтной значимости образовательной среды образовательного учреждения

Следствие:

  • ребенок отрицает ценности и нормы школы, стремится «покинуть» школу!

3. Отсутствие удовлетворенности в личностно-доверительном общении и основными характеристиками процесса взаимодействия всех участников образовательной среды

Следствие:

  • эмоциональный дискомфорт;
  • нежелание высказывать свою точку зрения и мнение;
  • неуважительное отношение к себе;
  • потеря личного достоинства;
  • нежелание обращаться за помощью,
  • игнорирование личных проблем и затруднений окружающих его детей и взрослых;
  • невнимательность к просьбам и предложениям.

4. Неразвитость системы психологической помощи в образовательном учреждении

Следствие:

  • неэффективность социально - психологического сопровождения ребенка в школе;
  • угроза психическому здоровью;
  • отсутствует вовлечение детей группы риска в воспитательный процесс школы.

5. Эмоциональное выгорание педагогов образовательного учреждения

Следствие:

  • профессиональная деформация;
  • угроза психическому здоровью.

Психологически безопасной образовательной средой можно считать такую, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней, и в которой отражены высокие показатели индекса удовлетворенности и защищенности от психологического насилия.

Характеристики психологической безопасности образовательной среды:

  • отсутствие проявлений психологического насилия во взаимодействии участников образовательного процесса;
  • удовлетворение основных потребностей в личностно-доверительном общении;
  • укрепление психического здоровья;
  • предотвращение угроз для продуктивного устойчивого развития личности;
  • организация насыщенной образовательной среды, стимулирующей развитие участников процесса.

Для изучения состояния образовательной среды в аспекте её психологической безопасности поставлена цель: оценка состояния психологической безопасности образовательной среды в ОУ

Задачи:

  1. изучение образовательной среды и выявление оценки со стороны педагогов, учащихся и их родителей состояния её психологической безопасности;
  2. выявление рисков и угроз психологической безопасности образовательной среды и состояния психического здоровья учащихся и учителей путём диагностики их личностных, эмоциональных и коммуникативных состояний;
  3. обучение технологией обеспечения психологической безопасности в социальном взаимодействии;
  4. подготовка методических рекомендаций по созданию и поддержке психологической безопасности образовательной среды;

Средства достижения поставленных задач:

- психологическая и педагогическая диагностика;

- целенаправленное психолого-педагогическое наблюдение;

- анкетирование, беседа, интервью;

- анализ уроков, занятий, воспитательных мероприятий;

Объекты реализации программы:

  • учащиеся;
  • преподаватели;
  • учебно-воспитательный процесс;
  • культурно массовые мероприятия школы;
  • родители учащихся, среда и окружение.

Поставленные цель и задачи определили формирование схемы по изучению представлений о психологической безопасности образовательной среды школы и межличностным отношениям ее участников:

1) анализ представлений о психологической безопасности образовательной среды школы как защищенности от психологического насилия во взаимодействии учителей, учащихся и их родителей (Рассоха Н. Г.);

2) анализ представлений об условиях психологической безопасности образовательной среды школы: о психологических характеристиках школы, о ситуациях нарушения психологической безопасности участников образовательной среды и эмоций, возникающих вследствие данных нарушений (Рассоха Н. Г.)

3) изучение уровней психологической безопасности образовательной среды школы как защищенности от психологического насилия (И.А. Баева) в группах учащихся и учителей, непосредственно включенных во взаимодействие друг с другом.

4) изучение типов межличностных отношений на основе Я-реального и Я-идеального образов (Л.Н. Собчик) в группах учащихся и учителей, непосредственно включенных во взаимодействие друг с другом.

Методы диагностики психологической безопасности и оценки психологического здоровья учащихся и учителей:

  1. Методики, направленные на диагностику педагогического коллектива.

  • Анкета-опросник «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы» для учителей
  • Методика изучения удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении
  • Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко (как одного из проявлений нарушения психологического здоровья педагогов)

  1. Методики, направленные на диагностику учащихся.

  • Анкета-опросник «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы» для учеников
  • Анкета «Школа глазами учеников»
  • Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью
  • Тест школьной тревожности Филлипса (как одного из проявлений нарушения психологического здоровья школьников)

  1. Методики, направленные на диагностику родителей учеников.

  • Анкета-опросник «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы» для родителей
  • Анкета «Школа глазами родителей»
  • Комплексная методика изучения удовлетворенности родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения
  • «Анализ семейных взаимоотношений Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис (АСВ)

  1. Материально-технические условия реализации программы

Наименование специализированных кабинетов, лабораторий (адрес)

Вид занятий

Наименование

оборудования/программного

обеспечения

1

2

3

Лекции, Тренинги, Семинарские и практические занятия

компьютер, мультимедийный проектор, экран, доска, методическое и наглядное оборудование.

  1. Учебно-методическое обеспечение программы
  1.  Основная литература:
  1.  Гаврилин Ю.В., Смирнов J1.B. Современный терроризм. Сущность, типология, проблемы противодействия. - М.: Издательство: Книжный мир, ЮИ МВД России. 2011. - 64 с.
  2.  Козлов В.В. Психология управления: Учебное пособие / В.В. Козлов. - М.: Академия, 2011.
  3.  Столяренко Л.Д. Основы психологии: Учебное пособие / Л.Д. Столяренко. - М.: Проспект, 2013. - 464с.

Дополнительная литература:

  1.  Вишняков Я.Д., Бондаренко Г.А., Васин С.Г. и др. Основы противодействия терроризму. - М.: Академия. 2006. - 240 с.

Электронные ресурсы:

  •  www.antiterror.ru - Национальный информационный портал «Россия Антитеррор».
  •  www.scrf.gov.ru - официальный сайт Совета Безопасности РФ.

  1. Нормативно-правовые акты:

Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года";

  1.  Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";
  2.  Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013 - 2018 годы. Утвержден Президентом РФ 26.04.2013г., №Пр-1069.



Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

Профилактика буллинга

         Школа является важнейшим звеном в системе государственных институтов по предупреждению и профилактике негативных явлений среди учащихся. С целью повышения эффективности работы по предупреждению ситуации буллинга в МОУ СОШ № 3 специалисты планируют и осуществляют работу, учитывая следующие принципы:

 1. Принцип взаимодействия. Для осуществления эффективной помощи работа строится на совместном планировании и взаимодействии специалистов образовательного учреждения.

2. Принцип системности. Предполагает последовательную, систематическую работу по сбору информации, разработке индивидуальных программ сопровождения каждого учащегося и отслеживание динамики развития.

 3. Принцип лонгитюдности. Необходимым условием является изучение динамики, и оценка эффективности проведенной работы.

         С целью профилактики буллинга в нашей школе реализуется профилактическая социально-психолого-педагогическая программа, направленная на:

  • снижение агрессивных и враждебных реакций;
  • оптимизацию межличностных и межгрупповых отношений;
  • формирование навыков конструктивного реагирования в конфликте;
  • развитие толерантности, эмпатии.

Профилактическая программа по предотвращению школьного буллинга должна осуществляться на протяжении всего периода обучения.

 Профилактика буллинга в школе включает мероприятия самого разного характера. При этом каждое из них должно быть подчинено цели искоренить травлю как явление вообще. План мероприятий по профилактике буллинга в школе включает в себя:

  • совместную с детьми разработку и утверждение правил общения, которые отвечают принятым социальным нормам и делают учебный процесс эффективным;
  • классные часы;
  • беседы психолога с детьми;
  • создание кружков, клубов или студий, где могли бы реализовать себя дети с самыми разными склонностями;
  • общешкольные квесты, конкурсы, выставки достижений и т. д.;
  • мероприятия, способствующие сплочению детей;
  • участие в благотворительных акциях;
  • чтение и обсуждение книг, где поднимается проблема травли;
  • просмотр и обсуждение кинолент на аналогичную тему;
  • написание сочинений, эссе, изложений с элементами сочинения;
  • театрализованные постановки ( в связи с эпид. обстановкой приостановлены);
  • психологические тренинги, ролевые игры. Каждое из этих мероприятий должно развивать у детей социальную и коммуникативную компетенции, то есть способность уважать мнение других людей и уметь объяснить свою позицию, эффективно сотрудничать в коллективе.

 Когда мы говорим о методах профилактики буллинга в образовательном учреждении, то стоит в первую очередь учитывать возраст детей. Понятно, что профилактика буллинга среди несовершеннолетних, в зависимости от школьной параллели, где она будет проводиться, отличается по своему содержанию. То есть, занятие по профилактике буллинга с обучающимися младших классов не тождественно аналогичному уроку в среднем учебном звене. Например, на классном часе по профилактике буллинга в школе можно показать презентацию или социальный ролик на тему травли и затем обсудить его с детьми. При этом с учениками начальной школы можно посмотреть мультфильм (подойдут «Гадкий утенок» или «Дамбо»), а для подростков больше подойдет кинофильм (например, «Чучело» или «Чарли и шоколадная фабрика»). Или, скажем, игры, направленные на улучшение социальных и коммуникативных навыков, при условии их правильного выбора будут интересны не только младшеклассникам, но и подросткам.

Несмотря на все усилия, педагогам не справиться с проблемой травли в одиночку – необходима помощь мам и пап учеников. Желательно всех, но в первую очередь это должны быть родители агрессоров и жертв. Особенно результативно привлекать родителей к профилактике буллинга в начальной школе. Во-первых, именно они первыми могут заметить, что с ребенком что-то не так. Во-вторых, дети в этом возрасте очень доверяют мнению мамы и папы и пока еще считают его самым авторитетным. Тогда как подростки более склонны к откровенности с друзьями и именно к их советам больше прислушиваются. Однако когда мы говорим о профилактике буллинга в подростковой среде, становится ясно, что и здесь не обойтись без помощи родителей. Невзирая на собственный нигилизм (подчас напускной), тинейджеры в глубине души продолжают прислушиваться к мнению значимых взрослых и ждут их оценки тех или иных действий. Поэтому родителям проще, чем кому бы то ни было, объяснить своим детям, что в случае с травлей нельзя оставаться в стороне. Но для этого и сами мамы и папы должны придерживаться подобного мнения.

Существуют определенные технологии привлечения родителей к профилактике буллинга. Начнем с того, что некоторые родители, как это ни странно, до сих пор не знакомы с проблемой травли либо не считают ее чем-то серьезным. Поэтому в первую очередь нужно создать правильное информационное поле. Для этого необходимы: 

  • родительские собрания на тему травли, кибербуллинга, детских суицидов, жесткого обращения с ребенком в семье;
  • индивидуальные беседы с родителями зачинщиков и детей-изгоев;
  • тренинги;
  • консультации на тему стилей воспитания, семейных конфликтов, психологических особенностей детей разного возраста.

Можно использовать для профилактики буллинга в школе памятку для родителей, разместив ее на информационном стенде в фойе и на школьном сайте. Она должна отвечать на вопросы:

  • что делать, если ребенка травят;
  • как поступить, если вам стало известно о таком случае в классе (ваш ребенок – наблюдатель);
  • что делать, если ребенок – зачинщик.

Есть взрослые (родители агрессоров и наблюдателей), которые из эгоизма, черствости или трусости выбирают равнодушное отношение к ситуации и не пытаются ее изменить. Необходимо донести до таких мам и пап, что позиция «Моя хата с краю» здесь опасна хотя бы потому, что профилактика скулшутинга и буллинга идут рука об руку и однажды может случиться так, что не поздоровится именно их ребенку. В новостях то и дело мелькают сюжеты о том, как доведенный до отчаяния подросток расправляется с обидчиками, а попутно и с невиновными людьми, которые случайно оказались рядом, то есть о скулшутинге.

Берегите себя и Ваших близких!

Ваш психолог Оксана Провоторова



Предварительный просмотр:

Профилактика скулшутинга.

Что такое скулшутинг? 

Скулшутинг (англ. school shooting — стрельба в школе) – это вооруженное нападение учащегося или стороннего человека на школьников внутри учебного заведения.

Существуют внешние и внутренние факторы, подталкивающие детей к скулшутингу. Среди внешних факторов можно выделить:

  • отсутствие внимания родителей к ребенку;
  • ссоры с членами семьи;
  • трудности ребенка в общении со сверстниками, конфликты с ними и педагогами;
  • буллинг (травля) - агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников и студентов) со стороны других членов коллектива или его части;
  • смерть родственников и друзей;
  • доступ ребенка к огнестрельному и холодному оружию в доме;
  • интерес ребенка к компьютерным играм, в которых присутствуют сцены насилия, а также его доступ к сайтам и группам в сети Интернет, пропагандирующим идеологию «скулшутинга». К внутренним факторам следует отнести:
  • депрессивное состояние ребенка;
  • внушаемость и ведомость ребенка;
  • психические отклонения у ребенка.

На что следует обратить внимание.

  • Внутрисемейные отношения 

Семейный уклад – базис для любого ребенка. Именно в семье он получает информацию об окружающем мире, развивается. Родители являются первым и главным авторитетом в глазах ребенка, а семейные традиции и правила представляются ребенку самыми правильными. Дети, воспитывающиеся в семьях, где царит недоверие, насилие и жестокость, несут подобную схему общения в общество.

  • Проявление подростком агрессии. 

В большинстве случаев за повышенной агрессивностью подростка стоит защитный механизм, который срабатывает, чтобы защититься от окружающего мира. Стоит заметить, что агрессия бывает и пассивной, внутренней, при этом внешне подросток остается спокойным. Практически про всех «школьных стрелков» одноклассники потом говорили: «Он был такой тихий – мы и 9 предположить не могли, что он на такое способен!» Такая пассивная агрессивность может появиться, если подростку не хватает внимания родителей, которые не интересуются его жизнью, увлечениями, проблемами, а также из-за игнорирования его сверстниками.

  • Специфика отношений со сверстниками.

          В подростковом возрасте общение со сверстниками приобретает первостепенное значение. В этот период подростки часто меняют друзей, ища «свою компанию» – ту, в которой будут приниматься переживания и установки подростка. Если общения нет или с ним имеются проблемы, то у подростка можно наблюдать появление серьезных психологических проблем. Важно помочь ребенку решить проблему общения со сверстниками, определить причину возникновения разногласий.

  • Психологические травмы 

Если вспомнить резонансный случай стрельбы в школе «Колумбайн», то можно проследить четкую тенденцию: подростки, расстрелявшие своих одноклассников, являлись жертвами буллинга – травли в школе, которая продолжалась достаточно долгое время. Безусловно, такая ситуация психологического (и физического) насилия не могла не оставить свой отпечаток на психике детей – они были психологически травмированы, и эта травма ежедневно влияла на их психологическое состояние и вызывала некие поведенческие особенности.

  • Психическое здоровье 

Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза подтверждает, что школьные стрелки нередко имеют психиатрические диагнозы. Стоит заметить, что диагноз не является причиной такого страшного поступка, как скулшутинг. К сожалению, многие родители, опасаясь осуждения окружающих, игнорируют рекомендации детских психологов и не обращаются за психиатрической помощью.

 Самое важное – контакт с ребенком. Когда ребенок достигает подросткового возраста, уже поздно начинать его устанавливать: это нужно было делать намного раньше – с рождения. В подростковом возрасте родитель должен стать для ребенка другом, с которым можно поделиться своими переживаниями и не бояться быть отвергнутым. Именно чувство отверженности собственными родители может толкнуть тинейджера на такой страшный шаг, как стрельба в школе. Любите своих детей, будьте к ним внимательны и принимайте их такими, какие они есть!

Берегите себя и Ваших близких!

Ваш психолог Оксана провоторова.



Предварительный просмотр:

Реагирование на случаи насилия

  • Прекращение насилия 

Став свидетелем издевательства, драки или узнав о них, работники образовательного учреждения должны немедленно вмешаться, при необходимости – призвать на помощь охранников или коллег. Главная задача – разнять стороны, прекратить насилие и, если нужно, оказать первую помощь пострадавшим. Так же должны поступить и учащиеся – немедленно сообщить взрослым, призвать участников прекратить насилие, разнять дерущихся, если это не угрожает их безопасности.

  • Оказание первой помощи 

До прибытия медицинского работника образовательного учреждения или при его отсутствии первую помощь пострадавшему оказывает любой работник образовательного учреждения, который при обнаружении (или подозрении на наличие) у пострадавшего травм и повреждений вызывает скорую медицинскую помощь и незамедлительно информирует о происшествии родителей.

  • Информирование о случае

 Об инциденте необходимо проинформировать классного руководителя (классных руководителей) участников конфликта, ответственного заместителя директора, директора образовательного учреждения, а в их отсутствие – 11 дежурного администратора. В зависимости от ситуации, характера и последствий случая директор образовательного учреждения информирует о нем вышестоящий орган управления образованием, правоохранительные органы и местную администрацию.

  • Разбор и регистрация случая 

Сразу же после инцидента следует поговорить по отдельности с пострадавшими, обидчиками и свидетелями. Такую беседу, как правило, проводит классный руководитель, при необходимости и возможности в ней участвует психолог образовательного учреждения. Если выявлены ранее произошедший случай насилия или регулярные издевательства, то первую беседу следует провести с пострадавшим, и лучше всего, если это сделает педагог, которому пострадавший доверяет. Затем надо поговорить с обидчиком и свидетелями. На этом этапе важно разобраться в случае, чтобы определить дальнейшую тактику работы с его участниками. Разбор случая предполагает установление:

 • реальности факта совершения насильственных или дискриминационных действий;

• длительности и повторяемости этих действий (первый и единственный случай, повторные насильственные действия или систематические издевательства);

 • характера действий и обстоятельств, при которых они происходили;

• участников действий (пострадавший, обидчик, активные последователи, свидетели, защитники);

• состояния пострадавшего;

• мотивации совершения насильственных действий, проявлений дискриминации;

 • отношения свидетелей к происходящему, пострадавшему и обидчику;

 • динамики происходящего, возможных последствий насилия для всех его участников и вероятной модели развития ситуации.

 В ходе разбора случая может потребоваться беседа с родителями участников.

 При столкновении со случаями насилия главная задача всего персонала образовательного учреждения (административного, педагогического, вспомогательного, технического) – снижение его последствий для участников конфликтной ситуации, в первую очередь, для пострадавшего. Поэтому не следует предавать случай насилия огласке среди других учеников и родителей, чтобы не нанести дополнительную психологическую травму пострадавшему и не вызвать панику в детском и родительском сообществе. Если же о случае стало широко известно в школе, то представителю администрации или классному руководителю необходимо сделать сообщение о сути конфликта и принятых мерах, чтобы пресечь распространение слухов и продемонстрировать решимость не оставлять его без внимания. Подобное сообщение будет способствовать урегулированию конфликта и восстановлению здорового микроклимата в 12 образовательном учреждении. Тщательный разбор случая насилия позволяет определить правильную стратегию оказания помощи пострадавшим, обидчикам и свидетелям и принять в отношении участников адекватные ситуации воспитательные и дисциплинарные меры. Решение о принятии воспитательных мер принимает классный руководитель, при необходимости он консультируется с психологом, социальным педагогом, другими преподавателями и руководством. Меры дисциплинарного воздействия определяет директор образовательного учреждения с учетом мнения классного руководителя, психолога, социального педагога.

  • Помощь пострадавшему 

В первую очередь, помощь и поддержка требуется учащемуся, пострадавшему от насилия. Сразу же после инцидента классный руководитель (в его отсутствие другой учитель или психолог) должен поговорить с пострадавшим, успокоить его, заверить в полной поддержке, обозначить свою (и образовательного учреждения в целом) позицию по неприятию насилия и договориться о времени беседы. Если обстоятельства позволяют, то беседа может состояться сразу же. Проходить она должна без посторонних лиц и без спешки, чтобы пострадавший мог выговориться. Учитель должен быть готов к эмоциональным реакциям пострадавшего (чувству стыда, обиды, гнева, вины) и постараться выяснить обстоятельства и суть произошедшего. Пострадавший может стесняться тех унижений и издевательств, которые ему пришлось претерпеть, и винить себя за то, что случилось. Чтобы не способствовать появлению или усугублению чувства вины, у пострадавшего нельзя спрашивать, за что его обидели, что он сделал обидчику, чтобы спровоцировать насилие. Очень часто дети, ставшие жертвой насилия, начинают обвинять себя в случившемся и даже оправдывать обидчиков. Избавиться от комплекса вины ребенку поможет ощущение безусловной поддержки и принятия со стороны педагогов. Важно также объяснить учащемуся, который рассказал об издевательствах над собой, что он не «предатель», не «стукач», что это нормально – обращаться за помощью, когда нет возможности справиться с ситуацией самостоятельно. Учителю следует проявлять деликатность и тактичность и не давить на учащегося, требуя всех деталей произошедшего. Однако необходимо убедиться в правдивости рассказа, для чего можно задавать уточняющие вопросы. Важно, чтобы беседа не превратилась в допрос, а учащийся чувствовал, что ему доверяют. Возможно, потребуется несколько бесед, пока учащийся сможет полностью довериться учителю или психологу и рассказать обо всех обстоятельствах произошедшего. Тщательный разбор случая насилия позволяет определить правильную стратегию оказания помощи пострадавшим, обидчикам и свидетелям и принять в отношении участников адекватные ситуации воспитательные и дисциплинарные меры. Если пострадавший почувствует, что ему не верят, он может ничего не рассказать и даже отказаться от ранее сказанного. Ученик должен быть уверен, что его показания не усугубят его положения, не станут причиной еще больших издевательств со стороны обидчиков. Учитель, которому признался пострадавший, должен предпринять все меры предосторожности, чтобы не раскрыть источник информации. Необходимо попросить пострадавшего предложить свои пути разрешения ситуации, узнать, в курсе ли происходящего родители, какую поддержку они могут оказать. Нужно вместе спланировать стратегию поведения пострадавшего по отношению к обидчику (обидчикам) и остальным ученикам в классе (группе) и в школе. В конце беседы надо договориться о следующей встрече, а после – поддерживать постоянный контакт вплоть до полного разрешения ситуации и стабильного прекращения издевательств. Если в образовательном учреждении есть психолог, нужно, чтобы он побеседовал с пострадавшим. Успешной реинтеграции пострадавшего в ученический коллектив способствуют тренинги по развитию навыков общения, личностному росту, повышению самооценки и сопротивлению давлению. Серию подобных тренингов можно провести для всего класса (группы) после того, как завершится острая фаза конфликта. Пережитое насилие может отразиться на успеваемости учащегося. Этот обстоятельство необходимо учитывать, чтобы адаптировать требования учителей к успеваемости пострадавшего в период его реабилитации.

  • Работа с обидчиком 

После разговора с пострадавшим классному руководителю следует поговорить с обидчиком. Если их несколько, то необходимо побеседовать с каждым по очереди так, чтобы они не имели возможности общаться друг с другом и выстроить групповую защиту. После этого нужно побеседовать со всеми обидчиками вместе. Очень важно воздержаться от спонтанных обвинений и угроз до того, как обидчик изложит свое видение ситуации. В противном случае он может отказаться что-либо говорить или начнет агрессивно защищаться, обвиняя во всем пострадавшего и другие обстоятельства. Если обидчик не пойман в момент совершения насильственных действий или издевательств, он может не признаваться в содеянном. Чтобы избежать препирательств, учителю следует спокойно, но уверенно заявить, что факт его участия установлен и не вызывает сомнения, что есть достаточно очевидцев среди сотрудников образовательного учреждения (ссылаться на сообщения других учеников нежелательно). Задача учителя при первой беседе с обидчиком – узнать, как он воспринимает инцидент, как описывает и объясняет свое поведение и его мотивы. Во время беседы важно поддерживать зрительный контакт и внимательно следить за реакциями обидчика. Это поможет понять, какие цели в действительности преследует обидчик, чтобы соответствующим образом выстроить дальнейшую работу с ним. Задавая уточняющие вопросы или обсуждая произошедшее, следует сконцентрироваться не на личностях 14 пострадавшего и обидчика, а на насильственных действиях (независимо от того, кто их совершил и по какой причине) и твердо заявить о недопустимости издевательств, применения силы и психологического давления. Попытки обидчика отрицать свое участие или манипулировать, представляя свои действия как защиту от пострадавшего, вынужденную реакцию на его провокации, необходимо вежливо пресечь, указав на непропорциональность примененной силы или издевательств тому поводу, который, возможно, подавал пострадавший. Разговор не должен скатиться в выяснение того, кто виноват. Беспристрастность и непредвзятость учителя помогут обидчику убедиться, что предмет обсуждения – не поиск виновного, а действия, связанные с насилием, и именно эти действия могут повлечь применение к нему воспитательных и дисциплинарных мер. Если обидчик или обидчики признают неадекватность своих действий и проявляют готовность к сотрудничеству, то разговор может завершиться их обещанием прекратить травлю и пресекать подобные действия со стороны других учеников. Следует обсудить, как обидчики объяснят своим друзьям, другим учащимся изменение своего поведения и при этом «сохранят лицо». Учитель должен предупредить, что родители обидчиков будут проинформированы о случившемся, а сами обидчики будут находиться под пристальным вниманием взрослых. Через некоторое время (примерно через неделю или раньше) должна состояться следующая беседа, чтобы ученики понимали, что их поведение отслеживается и учителя держат ситуацию под контролем. Во многих случаях ситуация с издевательствами себя исчерпывает, когда обидчик (обидчики) и пострадавший (пострадавшие) встречаются в присутствии учителя. Такая встреча дает возможность закрепить примирение. В некоторых ситуациях потребность обидчика доминировать может быть реализована путем его «переквалификации» в защитника более слабых и младших учеников. Однако делегировать обидчику или группе обидчиков полномочия по поддержанию дисциплины нужно с большой осторожностью, чтобы это не обернулось институционализацией обидчика в роли «суперзащитника» и чтобы группа не стала бандой, терроризирующей всю школу. Следует учесть, что многие обидчики, особенно среднего и старшего подросткового возраста, не просто совершают отдельные насильственные действия из-за вспыльчивости характера или в целях самозащиты, а систематически подвергают травле и издевательствам других учащихся вполне осознанно и преднамеренно. Более того, они выбирают изощренные методы унижения и изоляции своей жертвы, запугивают своей жестокостью свидетелей, парализуют волю остальных учеников к сопротивлению. В работе с такими обидчиками «чтение нотаций», увещевания, призывы к совести и представлению себя на месте пострадавшего – не лучшая тактика. Предупреждение о применении дисциплинарных мер (вызов родителей в школу, беседа с директором школы, обсуждение на совете школы, замечание, выговор, постановка на внутришкольный учет, временный перевод в другой класс (группу), сообщение в полицию, отчисление из образовательного учреждения) может оказаться более действенным способом прекращения издевательств. Однако это не исключает, а предполагает длительную работу с обидчиками по устранению тех глубинных причин, которые спровоцировали их поведение. Как и пострадавшим от насилия, обидчикам тоже может потребоваться помощь психолога; для выявления причин агрессивного поведения и его коррекции им может быть предложена (по согласованию с родителями) психологическая диагностика, серия индивидуальных психологических консультаций и групповых тренингов.

  • Работа со свидетелями 

Часто насилие совершается именно при свидетелях – обидчику нужны зрители, чтобы показать себя, закрепить свой статус главного в группе. Поэтому задача классного руководителя или психолога – изменить отношение к насилию свидетелей – тех, кто с азартом (или страхом оказаться на месте пострадавшего) наблюдает над издевательствами, поддерживает обидчика или делает вид, что ничего не происходит. Многие дети не воспринимают свои собственные действия или действия других в отношении пострадавшего как насилие. Когда они наблюдают за тем, как кто-то обзывает, толкает, трясет, прижимает к стенке другого ученика или отбирает у него вещи и начинает их бросать по кругу, пинать или прятать, они могут относиться к этому как к игре, развлечению, шутке. Задача учителя – четко, категорично, без нравоучения и безотносительно к личности обижаемого обозначить, что такие действия являются издевательствами и травлей и что они недопустимы. Предвосхищая или в ответ на оправдания свидетелей, учитель может сказать, что личностные особенности (физические недостатки, невысокие интеллектуальные способности, плохой характер, «никому не нравится», «ко всем пристает», «из-за него проиграли в игре» и другие) не могут быть причиной и оправданием издевательств и травли. Попытки искать виноватого должны быть пресечены, поскольку задача учителя и всех участников насилия – его прекращение и восстановление нормальных здоровых отношений в классе (группе). Учитель может попросить свидетелей представить себя на месте человека (но не конкретного обижаемого, которого, скорее всего, в классе (группе) недолюбливают), который подвергается издевательствам, и попросить описать, какие чувства они при этом испытывают. После того, как все подтвердят, что им бы не хотелось оказаться в роли обижаемого, учитель может предложить закрепить это подписанием правил класса (группы), касающихся недопустимости насилия.

  • Завершение случая 

Случай с проявлением насилия может считаться завершенным после того, как всем его участникам оказана помощь, в отношении обидчиков приняты воспитательные и при необходимости дисциплинарные меры, обстановка в классе (группе) нормализовалась и повторных проявлений насилия со стороны обидчиков (или других лиц в отношении пострадавшего или других учащихся) не наблюдается в течение 3–4 недель.



Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям по профилактике кибераддикции

 Кибераддикция – это зависимость от компьютерных игр. Особенно опасна тем, что на почве компьютерных игр совершаются преступления, причем с особой жестокостью. Группу риска для развития компьютерной зависимости составляют подростки в возрасте 10–17 лет. В России преступления из-за компьютерных игр совершаются в основном на фоне психического расстройства, сопровождающегося внезапно возникшей агрессией. Исследователи установили, что подростки, которые слишком увлекаются Интернетом, более склонны к агрессии и асоциальному поведению. Наблюдаются серьѐзные отклонения от нормы в поведении, реакциях, неадекватная эмоциональность либо заторможенность, наличие импульсивности в поведении, истеричность, резкая смена эмоций в их крайнем проявлении, отсутствие эмоционального и поведенческого самоконтроля.

 Вышесказанное обосновывает актуальность профилактики компьютерной игровой зависимости, особенно в подростковом возрасте.

Родителям рекомендуется использовать следующие стратегии для профилактики развития кибераддикции:

1. Показывать личный положительный пример. Важно, чтобы слова не расходились с делом. И если отец разрешает сыну играть за компьютером не более часа в день, то и сам он не должен играть по три-четыре часа.

 2. Ограничить время работы с компьютером, объяснив, что компьютер – не право, а привилегия, поэтому общение с ним подлежит контролю со стороны родителей. Резко запрещать работать на компьютере нельзя. Если ребенок склонен к компьютерной зависимости, он может проводить за компьютером два часа в будний день и три – в выходной. Обязательно с перерывами.

 3. Предложить другие возможности времяпровождения. Можно составить список дел, которыми можно заняться в свободное время. Желательно, чтобы в списке были совместные занятия (походы в кино, на природу, игра в шахматы и т. д.).

4. Использовать компьютер как элемент эффективного воспитания, в качестве поощрения (например, за правильно и вовремя сделанное домашнее задание, уборку квартиры и т. д.).

5. Обращать внимание на игры, в которые играют дети, так как некоторые из них могут стать причиной бессонницы, раздражительности, агрессивности, специфических страхов.

6. Обсуждать игры вместе с ребенком. Отдавать предпочтение развивающим играм. Крайне важно научить ребенка критически относиться к компьютерным играм, показывать, что это очень малая часть доступных развлечений, жизнь гораздо разнообразней и игра не заменит общения.

 7. В случаях, если родители самостоятельно не могут справиться с проблемой, обращаться к психологам.

Формирование гармоничных взаимоотношений в семье, доверительные отношения между родителями и детьми, общие интересы всех членов семьи – неотъемлемая часть полноценного развития ребенка. Подросток нуждается в умеренном контроле над его действиями и умеренной опеке с тенденцией к развитию самостоятельности и умения принимать ответственность за свою личную жизнь.

Берегите себя и Ваших близких!

Ваш психолог Оксана Провоторова.