Консультация : «Раннее обучение чтению детей с нарушениями речи: проблемы и трудности».
Проблема обучения чтению детей с ОНР является актуальной, поскольку недоразвитие фонетико-фонематического и лексико-грамматического компонентов языка создают большие трудности при овладении навыком чтения этой категорией обучающихся.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация : «Раннее обучение чтению детей с нарушениями речи: проблемы и трудности».
Подготовила учитель-логопед МБДОУ д/с №12
Андреева С.Ю
Проблема обучения чтению детей с ОНР является актуальной, поскольку недоразвитие фонетико-фонематического и лексико-грамматического компонентов языка создают большие трудности при овладении навыком чтения этой категорией обучающихся.
Обучение чтению детей дошкольного возраста – одна из важнейших задач, которая стоит перед родителями будущих школьников. Большинство родителей предполагают, что стойкие навыки самостоятельного чтения могут первокласснику лучше адаптироваться к школьной жизни.
Однако, нередко можно услышать мнение, что обучение чтению – сложный процесс, требующий знаний психологии, логопедии, владения специальными методиками и т.д. Распространение подобного убеждения приводит к нежелательным последствиям: родители колеблются между естественным желанием научить ребенка читать и страхом навредить ему из-за незнания основ педагогики и психологии.
Как определить, что физиологически ребенок готов к обучению чтению?
● у ребенка сформировалась речь, он может говорить предложениями и составить связный рассказ;
● у ребенка отсутствуют логопедические нарушения. Причем здесь имеется ввиду не только правильное произношение отдельных звуков, но и нарушения ритма и мелодики речи;
● ребенок хорошо ориентируется в пространстве, не путаясь в понятиях верх и низ, вправо – влево;
● фонематический слух ребенка достаточно развит – он легко распознает звук не только в начале слова, но и в средней его части и в конце слова.
Надо учитывать, что у детей с флегматичным складом характера, т.е. с замедленными мышлением, речью и действиями, процесс обучения идет не так быстро, как у их сверстников с более подвижными процессами нервной системы. Овладев грамотой, читают они спокойно и неторопливо, в противоположность непоседливым и возбудимым детям, которые читать и считать учатся быстро, но, проявляя поспешность, делают при этом много ошибок.
И перед тем, как учить читать, необходимо заняться развитием всех психических и познавательных процессов.
Начиная учить ребенка читать, надо учитывать психологический аспект этой проблемы. Для одних детей обучение чтению дается легко и он с удовольствием знакомится с алфавитом, а другие предпочитают играть и категорически отказываются учить буквы. Чтобы ребенок не разочаровался от процесса чтения, необходимо правильно подобрать подходящую методику чтения. Первый фундамент к способности читать закладывается в раннем детстве и зависит от того, насколько ребенок ориентируется в пространстве. Для этого нужно вырабатывать с раннего возраста чувство ритма. Помогут игры со скакалкой, мячом, пение, заучивание стихов, запоминание мелодий. Важно не упустить время для развития слухового внимания
Основными причинами затруднений детей с речевой патологией при обучении чтению является недоразвитие фонематических процессов, полиморфные нарушения в звукопроизношении, бедный словарь, многочисленные ошибки при употреблении лексико-грамматических категорий, трудности в связной речи, при построении самостоятельных высказываний. Как следствие, дети с нарушениями речи с трудом учатся звуковому анализу и синтезу слов, у них возникают проблемы при запоминании букв и соотнесению их со звуком речи. Некоторые из них даже при осуществлении совместной работы логопеда, воспитателей, родителей по обучению грамоте длительный период времени не могут освоить способ слияния гласных и согласных. В дальнейшем они читают очень медленно, допускают большое количество ошибок, плохо понимают и не могут объяснить прочитанное или подобрать картинку, которая обозначает смысл прочитанного.
Методы обучения
Перечислим основные, на данный момент, методики:
Метод, основанный на зрительной памяти. Автор Г.Доман. В этой методике чтение происходит целыми словами, и закрепляется их смысл картинками.
По слогам – автор Н.Зайцев. Заучивание и чтение целыми слогами.
Нужно вести обучение от простого к сложному, не перегружая информацией.
Метод сложением. Сначала запоминаются отдельные буквы, потом предлагают к ним прибавить другие.
Звукобуквенный метод. Сначала учат на слух определять звук каждой буквы, потом соотносить с буквами алфавита.
Обучение чтению в игровой форме
Зная основные методики и выбрав более подходящую можно приступать к обучению, лучше всего в игровой форме. Это будет наилучшим ответом на вопрос как правильно научить ребенка читать, ведь играя, обучение пойдет намного легче и быстрее. Для начала нужно поставить цель - выучить все гласные буквы. Красивые, яркие буквы из цветной бумаги заинтересуют малыша, и ему захочется познакомиться с ними поближе. Повторяйте чаще. Затем можно развесить их по квартире и предложить игру – найти ту или иную букву. После этого можно просить найти буквы в книгах, журналах, на рекламных плакатах. Постепенно переходить к согласным буквам и простым словам, таким как, «мама» и «папа».
Старайтесь вызвать ассоциации – придумывать, на что похожи те или иные буквы, вместе рисуйте их, лепите из пластилина, вырезайте из бумаги. Читайте вслух простые слова, затем просите найти в них букву и самостоятельно прочесть. Не перегружайте информацией, не нужно сразу давать выучить все согласные, начните с малого, и по ходу усвояемости материала прибавляйте буквы.
Учитывая специфику детей с тяжелыми нарушениями речи, в непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте необходимо выучить сначала те буквы, которые соответствуют легко произносимым звукам, чтобы не допускать их смешивания. С такими буквами, как Ш, Ж, Р, Л детей необходимо знакомить в середине учебного года, чтобы дать возможность им усвоить правильное произношение этих звуков, научиться чётко различать на слух и дифференцировать. Стоит использовать буквари, в которых предлагается последовательность изучения букв, соответствующая появлению звуков в речи ребенка. (Например, буквари Олеси Жуковой (не путать с Н.Жуковой)