О себе.

Похожаева Наталья Викторовна
Уважаемые, гости!
В даном разделе вы можете узнать обо мне.
Моё кредо.

«Есть лишь одна честь-

Честь оказать помощь,

Есть лишь одна сила-

Сила прийти на помощь»

                                   Р.У.Эмерсон

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мне кажется, это призвание...

http://novostdon.ru/portal/object/421219/1/2

http://novostdon.ru/portal/object/421220/1/0

Работа с детьми - вечная молодость...

Профессиональный праздник психологов отмечается в нашей стране ежегодно 22 ноября. Работа психологов очень важна в нашей современной жизни, полной переживаний и стрессов. Психическое здоровье человека крайне важно, причем, не меньше, чем физическое здоровье. Без него невозможна благополучная жизнь человека, его самореализация, плодотворная работа и счастливая семейная жизнь.

Сегодня многие предприятия даже сотрудничают с психологами, чтобы их сотрудники имели возможность решить проблемы личного и рабочего характера. Не секрет, что современный мир является очень жестоким, мы каждый день испытываем стрессы - на работе, в общественном транспорте, дома и даже при просмотре телевизора и чтении газет. Иногда человеку самому бывает очень трудно справиться с этим. Тогда необходима помощь профессионала.

Психолог внимательно выслушает и сможет понять причину переживаний, волнений, а также дать грамотный совет, как с ними справиться. Визит к психологу помогает раскрепоститься, делает нас более терпеливыми. Очень часто к психологу сегодня приходят пары, имеющие проблемы во взаимоотношениях. Широкое распространение получила также и детская психология. Существуют сегодня даже психологи для животных, большой популярностью пользуются такие направления, как психология секса, психология бизнеса, возрастная психология.

Накануне праздника мы встретились с педагогом-психологом Натальей Викторовной Похожаевой, общий стаж работы которой составляет более двадцати лет.

- Наталья Викторовна, расскажите, кто такой психолог и каковы его задачи?

- Психология как наука призвана исследовать и постигать самое ценное и сокровенное, чем наделён человек - его душу, сложный, неповторимый и уникальный внутренний мир. Ещё Аристотель утверждал, что учение о душе - это знание о самом совершенном, возвышенном и удивительном. И в самом деле, для науки нет более сложного предмета для изучения, чем человеческая психика.

Как мне кажется, психолог - это необычная профессия, это, наверное, даже и не совсем профессия, это призвание, так как не каждый человек мог бы им стать. И нет однозначного ответа на вопрос «Кто такой психолог?», «Чем он занимается?». Чаще всего о психологе люди отзываются по-разному. Кто-то думает, что это бесполезная и совсем не нужная профессия, кто-то полагает, что психолог - это своего рода волшебник, который может одним взглядом увидеть все проблемы человека, «взмахнуть рукой» - и проблем как и не бывало, а некоторые даже остерегаются этой профессии и не хотят к ней иметь никакого отношения.

Часто профессия психолога идеализируется, обрастает мифами, и мы, психологи, предстаём в образе «сверхчеловека», обладающего особыми свойствами, суперспособностями, людьми, знающими ответы на все вопросы и умеющими изменять судьбы людей. Трудно не поддаться искушению и не слиться с профессиональной ролью. Здесь кроются основные тонкости нашей профессии. Это прежде всего завышенные требования к нам близких людей: «Ты же психолог! Ты должен понять, принять, помочь». Необходимо оставаться собой, ценить свою индивидуальность, давать себе право на ошибку. Мы прежде всего люди, а потом уже психологи!

-Вы работаете психологом в школе. Что Вас толкнуло к такому выбору?

- Каждый человек рано или поздно начинает задавать себе вопросы: «Кем быть?» и «Каким быть?». Ответы на них не даются просто, вызывают множество переживаний, потому что жизненно важны. Эти вопросы задавала себе и я. Первый раз я столкнулась с психологом, когда училась в Каменском педагогическом колледже, где получала профессию учителя начальных классов. Тогда меня привлекала работа с детьми. Именно в педагогическом колледже меня и заинтересовала психология. Предмет психологии у нас вела М. А. Леонова, и её уроки мне нравились больше всего, так как отличались от других. Когда я пришла работать в СОШ № 12 по специальности, психологом там работала А.И. Погорелова. Она была очень увлечена своей работой и, видимо, «заразила» и меня. И на моём пути встретились люди, открывшие дверцы в мир, который хотелось узнавать, постигать. Когда встал вопрос о получении высшего образования, не задумываясь, я выбрала психологию. Тогда эта профессия была уже одной из самых популярных, а психологические знания нужны специалистам в самых разных отраслях: в медицине, образовании, управлении, бизнесе, государственной службе.

Я выбрала эту профессию, так как в дальнейшем хотела работать с детьми. Небольшой опыт психолого-педагогической деятельности у меня был: я работала уже учителем начальных классов. Поступила в Международную Академию психологических наук г. Санкт-Петербурга и продолжала работать в школе.

- Что для Вас Ваша работа?

- Работа с детьми - это не только вечная молодость, это ещё и вечное развитие, движение вперёд. Профессии психолога можно позавидовать, ведь она даёт возможность развиваться творчески, духовно. Любой путь бывает не прост, и на психологическом тоже много трудностей и препятствий. Добиться успеха психологу помогает наука, способности, оптимизм.

Чтобы не навредить пациенту, психологу нужно самому постоянно повышать свою профессиональную компетентность, овладеть не одной методикой и технологией, чтобы научиться понимать людей, принимать их и помогать им, быть эрудированным, иметь терпение, выдержку, а самое главное - это уметь любить, понимать и прощать. Поэтому я постоянно повышаю свой профессиональный уровень. Участвую в методических объединениях школьных педагогов-психологов, семинарах, круглых столах, прохожу курсы повышения квалификации, активно занимаюсь самообразованием. Довелось делиться опытом на Всероссийском фестивале идей «Открытый урок», на Международном интернет-конкурсе для педагогов-психологов «В гармонии с наукой и душой». Четыре года возглавляла городскую психолого-медико-педагогическую комиссию.

- С какими проблемами чаще всего обращаются к школьному психологу дети, подростки, взрослые?

- Школьный психолог может принимать не только детей и подростков, но и их родителей, бабушек и дедушек, а также других родственников, которые обеспокоены проблемами взаимоотношений с ребёнком или его здоровьем, самочувствием и поведением.

У взрослого человека возникает мысль о посещении школьного психолога, когда ему становится невыносимо тяжело или он чувствует, что не справляется сам с возникшей жизненной ситуацией. К ребёнку такие мысли обычно не приходят, так как он может даже не понимать, что с ним происходит и тем более не знает, что с этим делать, и к кому обратиться за помощью. В лучшем случае, ребёнок обращается к кому-то из родителей, родственников, близким людям, к учителю в школе, или взрослые сами замечают, что с ребёнком что-то происходит и ему необходима психологическая помощь.

Подростки чаще обращаются с вопросами по поводу общения с родителями, сверстниками, неумения выйти из конфликта. Есть те, кто приходит, потому что хочет поделиться переживаниями с другим человеком, пройти тесты, чтобы лучше разобраться в себе. Иногда детей приводят педагоги или родители. Например, педагог отправил ребёнка, который плохо воспринимал материал, из-за чего преподаватель решил, что у него плохая память и проблемы с усвоением материала. После общения с ребёнком выясняется, что у него хорошая память, но из-за больших неурядиц в семье он не может сосредоточиться.

Обратиться за помощью к специалисту может каждый. Но если вы чувствуете необходимость поддержки и помощи, не бойтесь поделиться этим с другими людьми.

- Чем занимается психолог в школе?

- Школьный педагог-психолог в образовательном учреждении призван оказывать квалифицированную помощь детям, подросткам, педагогам и родителям в сохранении психологического здоровья и полноценного психического развития ребёнка на всех этапах детства в школьной среде.

Главной целью деятельности педагога-психолога является психолого-педагогическое сопровождение ребёнка и помощь в получении образования.

Основными задачами психолога являются:

- содействие психическому, психофизическому развитию детей на всех возрастных этапах дошкольного и школьного детства;

- создание благоприятного для развития ребёнка психологического климата, определяющегося, прежде всего, продуктивным общением детей со сверстниками;

- оказание своевременной психологической помощи и поддержки детям, родителям, воспитателям, учителям.

- Что нужно знать родителям и детям о психологе?

- Психолог не решает ваши проблемы за Вас, не «выписывает рецепт». Он объясняет ситуацию и совместно с вами ищет пути решения проблемы.

Родителям иногда кажется, что у ребёнка исключительно «школьные» трудности, но при диагностике или обсуждении выясняются последствия семейных проблем с более раннего развития ребёнка. В таких случаях психолог работает с парой «родитель - ребёнок».

При работе с психологом требуется активное участие ваше и вашего ребенка.

Психолог соблюдает конфиденциальность, он не разглашает информацию, полученную от вас или от ребёнка.

Изучив полученную информацию, психолог может дать рекомендации учителю относительно того, как эффективнее работать с вашим ребёнком.

Основная задача психолога - сделать жизнь ребенка в детском саду удобной, комфортной прежде всего с точки зрения детской психики, общих и индивидуальных особенностей ее развития. Педагог-психолог должен помочь воспитателю и родителям ребенка найти и объяснить скрытые причины некоторых детских неудач, поступков и особенностей поведения именно на этом возрастном этапе, чтобы не «упустить» малыша, трудности которого находятся «на грани нормы», чтобы вместе с родителями и другими коллегами помочь ему справиться с ними еще до школы.

- Какие трудности испытывают психологи в работе?

- Раньше, несколько лет назад, большой проблемой для школьного психолога было наличие в школах маленьких психологических кабинетов, или отсутствие вообще. Сейчас большинство кабинетов соответствует требованиям положения министерства общего профессионального образования Ростовской области «О кабинете педагога-психолога».

В городе имеются три комнаты психологической разгрузки. Всё это благодаря администрации образовательных учреждений, отделу образования, которые помогают в решении наших проблем.

На данный момент одной из трудностей педагогов-психологов является огромное напряжение, так как психолог большую часть времени находится на виду: в контакте с учителями, родителями или учениками, в потоке многочисленной, зачастую противоречивой, информации, в которой ему надо ориентироваться, быстро анализировать ситуацию и принимать верное решение. При этом иногда информация о проблеме может быть избыточной, а иногда - недостаточной.

Огромное спасибо Наталье Викторовне за интересные ответы, ведь многие из них действительно актуальны. Мы желаем Наталье Викторовне и всем психологам, независимо от их занятости, хорошего настроения, крепкой силы духа и, конечно, быть настоящими «волшебниками» в своём нелёгком деле!

Алина Шевченко