Распространение опыта

Похожаева Наталья Викторовна

Уважаемые, пользователи!

В данном разделе вы сможете познакомиться с обобщением и распространением моего психолого-педагогического опыта.

image

Скачать:


Предварительный просмотр:

18.11.15 Выступление на телевидение канала Южный регион Дона «Работа в сенсорной комнате» с показом приёмов в работе и комментариями.

E:\2005-2013г\Аттестация. Выписки из протоколов, фотографии\2015-16\Открытое занятия для телевизионного канала Южный регион Дона\100_2697.JPG E:\2005-2013г\Аттестация. Выписки из протоколов, фотографии\2015-16\Открытое занятия для телевизионного канала Южный регион Дона\100_2699.JPG

E:\2005-2013г\Аттестация. Выписки из протоколов, фотографии\2015-16\Открытое занятия для телевизионного канала Южный регион Дона\100_2710.JPG

E:\2005-2013г\Аттестация. Выписки из протоколов, фотографии\2015-16\Открытое занятия для телевизионного канала Южный регион Дона\100_2705.JPG E:\2005-2013г\Аттестация. Выписки из протоколов, фотографии\2015-16\Открытое занятия для телевизионного канала Южный регион Дона\100_2702.JPG



Предварительный просмотр:

Открытое занятие в сенсорной комнате для детей с ОВЗ.

   11.12.15г. в школе прошло открытое психологическое занятие в сенсорной комнате для учащихся с ОВЗ 1-5 классов школы №12 на тему «В волшебном лесу». Занятие было направлено на сохранение и укрепление психофизического и эмоционального состояния здоровья с помощью сенсорной среды. В гости к детям на занятие пришли родители и педагоги-психологи городских школ. В путешествие ребята отправились по сенсорной тропе, где наслаждались светом прекрасного водопада, играли с песком на песчаном берегу, купались в сухом бассейне под весёлую музыку, искали звезду своей мечты на звёздном небе. Возвращаясь с путешествия ребята пожелали вернуться сюда с новым путешествием. 

http://mboycosh12.ucoz.ru/_nw/1/s44882542.jpghttp://mboycosh12.ucoz.ru/_nw/1/s50701453.jpghttp://mboycosh12.ucoz.ru/_nw/1/s73450661.jpg

 



Предварительный просмотр:

ПРОТОКОЛ

05.04.2013 г.                                                                                № 1

Выездное заседание  городской антинаркотической комиссии

Председатель – Тарасенко Ю.Н., Мэр города Донецка

Секретарь – Коробейникова Е.А., ведущий специалист по работе с молодежью Администрации города.

Присутствовали:

  1. Темникова А.В., Первый заместитель главы Администрации города Донецка, первый заместитель председателя антинаркотической комиссии;
  2. Рябченко Н.Р.- Председатель Донецкой городской Думы;
  3. Пехова М.В., директор ГУ РО «Центр социальной помощи семье и детям г. Донецка»;
  4. Трофименко И.И., ведущий специалист по здравоохранению Администрации города;
  5. Иерей Владимир Татаркин настоятель прихода державной иконы Божьей матери;
  6. Плигина В.И., начальник управления социальной защиты населения г. Доенецка Ростовской области;
  7. Сидоров В.В., инспектор УУП и ОДП;
  8. Китаева Д.В., заведующий МУ «Отдел культуры и спорта Администрации г. Донецка Ростовской области»;
  9. Забабурина О. В., заведующий МУ отдел образования администрации города Донецка Ростовской области;
  10. Карая О.А., методист МУ отдел образования администрации города  Донецка Ростовской области;
  11. Барвинченко А.В., педагог-психолог ДГПГТ;
  12. Кравцов А.В., начальник отделения пограничного управления федеральной службы безопасности Российской Федерации по Ростовской области в г. Донецке;
  13. Прихожая С.П., уполномоченный по правам ребенка ПУ № 49;
  14. Горелов А.А., заместитель директора ГКУ РО «Центр занятости населения города Донецка»;
  15. Бондарев Д.Е., инспектор отдела по г. Донецку ФКУ УИИ ГУФСЧГ России по РО;
  16. Русинова Е.В., педагог-психолог МБОУ СОШ № 5;
  17. Филатова А.Б., педагог-психолог МБОУ ООШ № 8;
  18. Алиева Л. А.,  психолог муниципального  учреждения отдела образования администрации города  Донецка Ростовской области;
  19. Жекова Н.Н., педагог-психолог МБОУ СОШ № 4;
  20. Беседина Елена Ивановна, педагог-психолог МБОУ СОШ №20;
  21. Смирнова Валентина Семеновна, педагог-психолог МБОУ СОШ №13;
  22. Дерягина Татьяна Валентиновна, педагог-психолог МБОУ СОШ №2.

ПОВЕСТКА ДНЯ:

  1. О работе школьных психологов по раннему выявлению несовершеннолетних потребителей психоактивных веществ и обеспечению индивидуально-воспитательной работы с ними.
  2. О выполнении решения заседания № 4 от 20 декабря 2012 года городской антинаркотической комиссии органами и учреждениями системы профилактики наркомании.
  3. Обзор информации, нормативных актов, рекомендаций антинаркотической комиссии Ростовской области.
  4. О результатах городского конкурса среди органов системы профилактики на лучшую организацию антинаркотической работы в подростково-молодежной среде.

  1. СЛУШАЛИ: о работе школьных психологов по раннему выявлению несовершеннолетних потребителей психоактивных веществ и обеспечению индивидуально-воспитательной работы с ними.

ИНФОРМАЦИЯ:

Забабуриной О.В. - заведующий МУ отдел образования администрации города Донецка Ростовской области.

Беседина Елена Ивановна, педагог-психолог МБОУ СОШ №20, проведение мастер-класса о проблемах и перспективах работы с родителями несовершеннолетних.

Жекова Наталья Николаевна, педагог-психолог МБОУ СОШ №4 - ролевая игра-диагностика «Птица счастья» для учащихся 6 класса о проблемах и перспективах в работе со средними подростками.

Смирнова Валентина Семеновна, педагог-психолог МБОУ СОШ №13 - использование средств ИКТ для тестирования подростков.  Тест Люшера для определения психофизического состояния человека, его стрессоустойчивости, активности и коммуникативности, для определения причин психологического стресса.

Дерягина Татьяна Валентиновна, педагог-психолог МБОУ СОШ №2  о нетрадиционных формах диагностики подростков и коррекционной работы с ними.

ВЫСТУПИЛИ:

        

Темникова А.В. -  Первый заместитель главы Администрации города Донецка.

Иерей Владимир Татаркин - настоятель прихода державной иконы Божьей матери.

        РЕШИЛИ:

  1.  Информацию принять к сведению.
  2.  Муниципальному учреждению отдел образования администрации города Донецка Ростовской области (Забабурина О.В.) предусмотреть дополнительные меры по активизации работы по вовлечению несовершеннолетних во внеурочные мероприятия, занятия кружков и секций.
  3. Рассмотреть вопрос о включении в бюджет 2014 года средств на приобретение программного обеспечения для кабинетов педагогов-психологов.
  4. Принять меры по увеличению охвата родителей несовершеннолетних диагностико-просветительской работой.
  5. Разработать программу и план совместной работы с ГУ РО «Центр социальной помощи семье и детям г. Донецка».

2 СЛУШАЛИ:  о выполнении решения заседания № 4 от 20 декабря 2012 года городской антинаркотической комиссии органами и учреждениями системы профилактики наркомании.

ИНФОРМАЦИЯ:

Коробейникова Е.А. - секретарь городской антинаркотической комиссии

ВЫСТУПИЛИ:

Темникова А.В. - Первый заместитель главы Администрации города Донецка.

Рябченко Н.Р. - Председатель Донецкой городской Думы

РЕШИЛИ:

  1. Информацию принять к сведению.
  2. В целях профилактики наркомании на территори муниципального образования «Город Донецк» МУ «Отдел культуры и спорта администрации города Донецка» (Китаева Д.В.), МУ отдел образования администрации города (Забабурина О.В.), ГУ РО «Центр социальной помощи семье и детям г. Донецка» (Пехова М.В.)  продолжить работу в рамках реализации мероприятий, предусмотренных  городской долгосрочной целевой программой «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2011-2015 годы».

3 СЛУШАЛИ: обзор информации, нормативных актов, рекомендаций антинаркотической комиссии Ростовской области.

ИНФОРМАЦИЯ:

Коробейникова Е.А. - секретарь городской антинаркотической комиссии.

ВЫСТУПИЛИ:

Темникова А.В. - Первый заместитель главы Администрации города Донецка, заместитель председателя антинаркотической комиссии.

        

РЕШИЛИ:

Информацию принять к сведению.

4 СЛУШАЛИ: подведение итогов городского конкурса среди органов системы профилактики на лучшую организацию антинаркотической работы в подростково-молодежной среде.

        

По итогам городского конкурса  места распределились следующим образом:

1 место – ГБУСОН «ЦСПС г. Донецка»;

2 место - сош № 20;

3 место - сош № 4;

РЕШИЛИ:

  1. Информацию принять к сведению.
  2. Продолжить в 2013 году работу по профилактике антинаркотической работы в подростково-молодежной среде.

Председатель городской

антинаркотической комиссии                                                    Тарасенко Ю.Н.

Секретарь комиссии                                                                      Коробейникова Е.А.

Приложение

Выступление

Забабуриной О.В. - заведующий муниципальным учреждением отдела образования администрации города Донецка Ростовской области.

«О работе школьных психологов по раннему выявлению несовершеннолетних потребителей психоактивных веществ и обеспечению индивидуально-воспитательной работы с ними»

Проблема употребления обучающимися наркотических веществ в образовательных учреждениях сейчас вызывает большую тревогу у родителей,  педагогических работников и у широкой общественности. Образовательные учреждения представляют для наркодельцов потенциальный рынок сбыта наркотиков. Пассивное невмешательство в этот процесс – это прямое нарушение законов Российской Федерации, в том числе и Закона Российской Федерации «Об образовании» согласно которому администрация образовательного учреждения несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса.

Одна из задач школы не только работа с  детьми и подростками уже начавшими употреблять психоактивные вещества, но и выявление несовершеннолетних, склонных к употреблению психоактивных веществ. И здесь ведущая роль отводится педагогу-психологу.

Психологическая служба  образовательных учреждений города Донецка представлена 11 специалистами: 9 педагогов-психологов имеют высшее психологическое образование, у 2-х  незаконченное высшее. Высшую квалификационную категорию имеют 4 психолога, первую категорию – 1 специалист, не имеют квалификационную категорию – 6 педагогов-психологов.

Работа по раннему выявлению детей  с высоким риском формирования зависимостей  от психоактивных веществ включает в себя три направления: диагностическая работа с обучающимися, диагностико-просветительская  работа с родителями, консультативная работа с педагогами.

Поскольку неготовность учащихся к обучению и их дезадаптация выступают  предпосылкой к формированию склонности  употребления психоактивных веществ, то  первое направление включает: определение готовности учащихся к школьному обучению и прогноз трудностей обучения, выявление среди обучающихся групп риска возникновения школьной дезадаптации.

В начале учебного года  педагог-психолог проводит скрининговое обследование первоклассников с целью выявления детей с низким уровнем готовности к школьному обучению для  построения коррекционно-развивающей работы для предупреждения неуспешности в обучении, возникновения школьной дезадаптации.

В 2011г было обследовано 411 первоклассников, выявлено 143 ребенка с низким уровнем готовности или неготовых к началу регулярного обучения, это 34% от общего количества первоклассников. В 2012г. обследовано 389 первоклассников, выявлено 167детей с низким уровнем готовности или неготовых к началу регулярного обучения, что составляет 43% от общего количества поступивших в 1 класс.  Для данной категории учащихся составлены индивидуальные коррекционно-развивающие программы и организованы индивидуальные развивающие занятия.  По окончании первой учебной четверти  педагог-психолог проводит скрининговое обследование степени адаптированности первоклассников к обучению в школе. В  2011г было выявлено 58 детей с низким уровнем адаптированности и признаками дезадаптации, что составляет 14% от общего числа первоклассников, в 2012г. выявлено 126 первоклассников с признаками дезадаптации средней и высокой степени, что составляет 32% от общего количества обучающихся в первых классах. По окончании цикла групповых коррекционно-развивающих занятий, организованных  для данной категории обучающихся, педагог-психолог отслеживает динамику развития степени адаптации к школе, качество работы по коррекции явлений дезадаптации. В  2011-2012 уч.г. положительная динамика составила 7,5%,  в 2012-2013г. – 21%.  

Аналогичная работа проводится педагогами-психологами с обучающимися при переходе в 5, 10  классы.  ( Диагностика готовности к обучению в среднем и старшем звене школы.  Прогноз дезадаптации. Изучение степени адаптированности  и отслеживание динамики в результате специально организованной коррекционно-развивающей работы.)

В диагностическую работу с обучающимися также входит проведение углубленной психологической диагностики детей с трудностями в обучении (с целью определения дальнейшего образовательного маршрута).

Ежегодно психолого-педагогические консилиумы школ проводят обследование детей с трудностями в обучении с целью обеспечения каждому ребенку соответственно его уровню актуального развития программы обучения. По направлению школьных консилиумов  в 2011 году  ПМПК  г.Донецка определен образовательный маршрут 34 школьникам  с трудностями в обучении. В 2012 году – 57 обучающимся. В связи с тем, что школьникам определен образовательный маршрут, они усваивают программу и адаптируются в обществе.

Другой важной составляющей диагностической работы с обучающимися является выявление выраженности факторов риска развития кризиса у учащихся.

Кризисным периодом  считается подростковый возраст, характеризующийся наличием психологических факторов, увеличивающих риск возникновения склонности к употреблению психоактивных веществ. К таким факторам, выявлением которых занимается педагог-психолог, можно отнести акцентуации характера личностные особенности (неуверенность в себе, заниженная самооценка, колебания настроения, невысокий интеллект, неприятие социальных норм, ценностей), отсутствие необходимых социальных навыков, социальная пассивность, отсутствие жизненной перспективы.

Именно поэтому педагог-психолог ежегодно проводит изучение степени риска появления зависимого поведения  у обучающихся 6-11 классов.

В 2011-2012 уч. г. было обследовано 318 подростков, в 2012-2013 уч.г. -  284 обучающихся  6-11 классов. В результате обследования выявлены группы:

- «Не рискующие» подростки,

- «группа риска», которая подразделяется на три категории:

  • 1-я  «группа риска»  (потенциально готовые к проблеме подростки);
  •  2-я «группа риска» - подростки, осуществившие как минимум однократную пробу;  
  • 3-я «группа риска» - с аддиктивной формой поведения (с высокой степенью готовности к систематическому употреблению).

В  2012-2013 учебном году увеличилось число «нерискующих» подростков на 14%, а  в группах риска произошло снижение в среднем на 3%.

Так же педагогами-психологами ведется социально-психологический мониторинг детей «группы риска», состоящих на различных видах учета: в ПДН, КДНиЗП, внутришкольном. На профилактическом учете в 2012-2013 учебном году состоит 120 несовершеннолетних, обучающихся в  общеобразовательных школах.

Целью обследования является определение зон риска.

Анализ результатов мониторинга показал, что из 120 несовершеннолетних в полных семьях проживают 48 детей, что составляет 40%,  55% (72 чел.) проживают в неполных семьях. Эмоциональное благополучие в семье испытывают 98 несовершеннолетних, что составляет 83% детей группы риска.  

В процессе беседы о внеурочной занятости учащихся «группы риска» выявлено, что 65% (78чел.)  не занимаются в кружках.  Только 35% (42 чел.) посещают учреждения дополнительного образования (волейбол, лёгкая атлетика, танцы, теннис, футбол). В связи с чем, одной из задач школы является вовлечение несовершеннолетних во внеурочную деятельность.

У 75% детей «группы риска» (84чел.) жизненные цели и планы сформированы частично, у 25% (30чел.) не сформированы вовсе.  

20% детей (24чел) эмоционально устойчивы, у 60% детей «группы риска» (72чел.) – средний  уровень эмоциональной устойчивости, 20% детей (24чел.) – эмоционально неустойчивы.

У 28% подростков (34чел.) диагностируются адекватные стратегии поведения, а у 72% (86чел.) - неадекватные стратегии поведения.

Анализ многолетнего опыта  функционирования психологической службы показывает, что достаточно большое количество детей, находящихся под опекой можно отнести к  группе  риска наркозависимости из-за сложностей во взаимоотношениях с опекунами. С целью раннего выявления  детей  с высоким риском формирования зависимого поведения,  педагог-психолог проводит диагностику  эмоционального состояния детей из принимающих семей и изучение психологического климата в семье, характер детско-родительских отношений. В принимающих семьях под опекой находится 113 детей.  

По результатам обследования 32 подопечных  выявлено, что шкала позитивного интереса (POZ) ярко выражена лишь у 31%.

Жесткий контроль со стороны опекунов проявляется  у 24% подопечных. 56% подопечных испытывают чувство враждебности к опекунам.  Независимость ярко выражена у 18% детей, находящихся под опекой. Непоследовательность поведения  - у 43% подопечных.

Диагностическая работа с семьей включает в себя анкетирование, направленное на выявление осведомленности родителей об употреблении ПАВ ребенком, характера детско-родительских отношений.

В рамках декадника «Без алкоголя и наркотиков - к здоровью нации» в феврале 2013 г. было проведено анкетирование родителей обучающихся 8-11 классов. В анкетировании приняло участие 269 родителей. Анализ результатов  анкетирования показал, что 75% родителей не относят своих детей к группе риска, 20% родителей выявили у своих детей среднюю степень риска быть вовлеченным в экспериментирования с наркотическими веществами. 5% родителей отметили, что у их детей риск вовлечения в ситуацию, связанную с употреблением наркотиков, велик. Им необходимо посоветоваться с психологами или психотерапевтом.

С целью повышения психологической компетентности родителей педагоги-психологи регулярно принимают участие в родительских собраниях, дают практические рекомендации «как не просмотреть ребенка».

Третье направление предполагает повышение уровня психологической компетентности классных руководителей и учителей-предметников по вопросам организации  наблюдения и проведения диагностических бесед с обучающимися и родителями (с целью выявления детей  с высоким риском формирования зависимостей  от психоактивных веществ).

В рамках данного направления работы педагог-психолог  информирует педагогов  о факторах риска возникновения зависимых форм поведения, оказывает помощь в первичной диагностике детей на принадлежность к группе риска, обучает использованию диагностических методов изучения взаимоотношений в классном коллективе, детско-родительских отношений.

Во всех школах города на заседаниях методических объединений классных руководителей, педагогических советах рассматриваются вопросы профилактики употребления психоактивных веществ подростками. В рамках декадника «Без алкоголя и наркотиков – к здоровью нации», о котором упоминалось выше, прошли педагогические советы, на которых были  рассмотрены  вопросы состояния работы по профилактике наркомании и определены меры повышения эффективности этой работы.

Таким образом, из вышесказанного следует, что деятельность психологической службы по раннему выявлению детей склонных к употреблению наркотических веществ носит разносторонний, системный, планомерный  характер и охватывает всех участников образовательно-воспитательного процесса.

Сегодня в рамках нашего заседания психологом МБОУ СОШ №20 Бесединой  Еленой  Ивановной  Вам будут представлены методы работы с родителями, использование компьютерных методов тестирования старших подростков продемонстрирует Смирнова Валентина Семеновна, психолог МБОУ СОШ №13, использование ролевых игр при диагностике средних подростков (6 класс) - Жекова Наталья Николаевна, психолог МБОУ СОШ №4.

Педагоги-психологи школ №12 и 2  (Похожаева Наталья Викторовна и Дерягина Татьяна Валентиновна), продемонстрируют комплексную диагностико-коррекционную форму работы – психологическую акцию «Помоги себе сам!».

Выступление

Коробейникова Е.А. - ведущий специалист по работе с молодежью Администрации города.

«О выполнении решения заседания № 4 от 20 декабря 2012 года городской антинаркотической комиссии органами и учреждениями системы профилактики наркомании».

В целях профилактики наркомании на территори муниципального образования «Город Донецк» учреждениями системы профилактики наркомании продолжается реализация мероприятий  городской долгосрочной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2011-2015 годы».

        Образовательные учреждения при организации антинаркотической профилактической работы руководствуются федеральными, областными и муниципальными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

        Были внесены изменения в раздел финансирования программы  «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2011-2015 годы».

        МУ отдела образования администрации города Донецка Ростовской области, МУ «Отдел  культуры и спорта администрации города Донецка», специалистом по работе с молодежью продолжается работа по организации семинаров, , «круглых столов», конкурсов плакатов, книжных выставок, классных часов (по проблеме противодействия незаконному обороту наркотических средств в образовательных учреждениях города с привлечением межведомственных лекторских групп, общественных и религиозных  организаций), проводится анкетирование среди учащихся и студентов, распространение памяток с телефонами организаций, в которые необходимо обратиться, если стали известны случаи распространения и сбыта психоактивных веществ.

        В рамках областной антинаркотической акции «Сообщи, где торгуют смертью!» с 18 марта по 29 марта проведено более 18 мероприятий на которых присутствовало 1500 человек.

        В рамках акции «Антидурь – сообщество трезвых!» членами молодежного парламента проводились и проводятся рейды по выявлению торговых точек, торгующих табачными изделиями и алкогольной продукцией, лицам не достигших совершеннолетия,