2. 1. ЭЛЕМЕНТАРНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ

Никитушина Любовь Валерьевна

Работа по элементарному музицированию способствует развитию речи детей, поэтому мы ее применяем не только на музыкальных занятиях во всех видах деятельности, но в совместной деятельности по логоритмике с воспитателем и учителем-логопедом.

Видеоролик к РМО музыкальных руководителей: https://youtu.be/rX4Ppff30ms?si=HX8M_eF3otvDA0UZ

Бумажный оркестр http://cloud.mail.ru/public/Avpr/N8jbutiqC

Игра с пуговицами http://cloud.mail.ru/public/LoHj/PVspiHgdG

Игра со стаканчиками http://cloud.mail.ru/public/pFAL/F3W3NrmDM

Речевые игры под музыку http://cloud.mail.ru/public/pLCA/j7QEnd2i8

Звучащие жесты под музыку http://cloud.mail.ru/public/JzXB/xtqoRF9NP

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБОРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №53 «ЧЕБУРАШКА»

ЭЛЕМЕНТАРНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ОНР

МУЗ.РУКОВОДИТЕЛЬ

НИКИТУШИНА Л.В.

г.Клин

2021 г.

Мы все знаем, что детям дошкольного возраста рекомендуется всестороннее развитие – это и литературные, и художественные, и музыкально-творческие способности, которые играют важную роль в формировании личности ребенка. Не сегодняшний день, главная цель музыкального образования в детском саду – это творческое развитие личностного потенциала ребенка, его природной музыкальности.

Лучше всего происходит развитие творческих способностей через игру.

Для успешного приобщения к музыкальной игровой деятельности, в руках у ребенка должен быть инструмент, чтобы он сам соприкоснулся с ним, почувствовал его в своих руках, извлек из него волшебные звуки, почувствовал себя музыкантом. Ведь игра на инструментах – это эффективное средство музыкального развития детей.

Такая деятельность развивает музыкальный слух, ритм, память, формирует навыки вербального и невербального общения, формирует готовность и умение действовать в коллективе, развивает навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности, является универсальным средством развития творчества детей, их воображения и фантазии.

У современных детей развитие воображения происходит под воздействием телевидения, компьютерных игр, рекламы, что ограничивает возможности детей, заставляет их мыслить шаблонами. Современному ребенку очень трудно представить отвлеченные предметы и необыкновенные явления. Чаще всего, воображаемых героев они копируют с экранов телевизоров.

Еще большие трудности испытывают дети с общим недоразвитием речи. Помимо того, что у них страдают высшие психические функции, задета и эмоционально-личностная сфера. Все это затрудняет возможность проявить себя, раскрыть свою индивидуальность.

Наблюдения показывают, что этим детям достаточно трудно даются некоторые движения. Поэтому танцевальные задания целесообразней было заменить коммуникативными играми, позволяющими проявить спонтанные индивидуальные движения, препятствующие формированию штампов, помогающие выразить свои эмоции.

Идеальным способом решения данной проблемы стало элементарное музицирование – система музыкального воспитания детей, созданная современным немецким композитором Карлом Орфом и адаптированная как технология Т.Э.Тютюнниковой. Суть этой технологии в неразрывном единстве речи, пения, движения, игры на детских музыкальных инструментах при свободном импровизационном и радостном общении с музыкой.

Элементарное музицирование – это уникальная возможность развить индивидуальность, способность к импровизации и творчеству; развивать музыкальные способности в увлекательной игре с инструментами; проявить внимание к эмоциональному миру ребенка; воспитать навыки общения и сотрудничества в группе; тренировать различные виды внимания, точную и быструю реакцию. Умение слушать и воспринимать речь взрослого.

Каждое занятие включает в себя:

- ознакомление со звучащими самодельными и фабричными инструментами;

- творческое исследование тембро - динамических возможностей инструментов;

Разучивание музыкальных произведений с опорой на музыкально-слуховые представления детей о средствах выразительности;

- поэтическое музицирование;

- координационно – подвижные игры и упражнения;

- пальчиковые игры;

- коммуникативные игры;

Создание детьми собственных произведений и музыкальных образов.

Теперь я расскажу подробней о некоторых специфических элементах занятия.

Поэтическое музицирование.

Это озвучивание стихотворений, дополнение и украшение их звучанием инструментов.

Благодаря тому способу подачи поэтического и музыкального материала, детям легко прочувствовать и пережить настроение музыки и стихотворения, понять образный музыкальный язык. Сначала дети вовлекаются в звукокрасочную игру, а впоследствии – в импровизацию. Здесь соблюдается триединство «слышу, говорю, играю».

Координационно-подвижные игры и упражнения.

Это ритмизованная речь с движениями. Они оказывают влияние на характер восприятия образов в музыке. Использование двигательных упражнений учит ребенка изображать звуки и настроения с помощью элементарных движений (хлопки, щелчки, шлепки, притопы), при этом у детей вырабатывается быстрота реакции, умение ждать, находить момент вступления.

В исполнении координационно-подвижных игр и упражнений не столько важна передача ребенком образа, столько согласованность метроритма текста с движениями.

Использование координационно – подвижных игр способствует накоплению детьми двигательного опыта, показывает ребенку, что любое движение может быть различным по форме, силе, интенсивности, настроению, выразительности поз и жестов. Ребенок начинает осознавать музыку через движение. Это создает предпосылки творческого самовыражения.

Игры с инструментами.

Именно инструменты занимают центральное место на занятиях по элементарному музицированию. Инструменты должны быть простыми в освоении, ребенок должен понять, как играть на них в результате несложных манипуляций. Такими свойствами обладаю шумовые инструменты. С помощью них возможно творческое музицирование детей независимо от уровня способностей.

Все начинается со знакомства с инструментом, его составными частями, способами игры. Далее исследуется звук инструмента, сравнение его с другими. После этого звучание инструмента отождествляется с предметами или явлениями из жизни. Только тогда становится возможной творческая деятельность: сочинение мелодий, озвучивание сказок, аранжировка произведений. Последовательность действий можно проследить в следующих ключевых в фразах данного раздела:

- поиграй на своем инструменте, изучи, какие звуки в нем живут;

- сыграй музыку на инструменте – как ты хочешь;

- будь дирижером, покажи музыкантам, как сыграть музыку, какую ты хочешь;

- подумай, какие инструменты подойдут, чтобы сыграть «музыку дождя», «солнечный свет», «твое сегодняшнее настроение»…

- попробуй озвучить стихотворение, сказку и т.д.

Музыкальное искусство, предоставляет детям возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира.

В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождение и я и рассвета культурных традиций народов России.

Опыт Т.Э.Тютюнниковой опирается в основном на музыку народов мира, а мы нашу работу по элементарному музицированию решили построить на фольклорном материале.

Вашему вниманию мы представляем несколько игр с детьми.

(Демонстрация видео - игр: «Это палочки у нас», «Частушки про валенки», «Упражнение с игровым парашютом и муз.инструментами».

В своей работе мы используем не только опыт К.Орфа, Т.Э.Тютюнниковой, работу над ритмом И.М.Каплуновой. Сейчас в социальных сетях своим опытом делятся молодые педагоги-авторы различных игр с музыкальными инструментами и не только. Сейчас в социальных сетях своим опытом делятся молодые педагоги-авторы различных игр с музыкальными инструментами и не только. Нам нравится и опыт Ирины Барминой, Инги Пириевой, Марины Федоровой, Марии Фофановой и многих других.

В заключении хочу сказать, что работа по элементарному музицированию обладает эмоциональным, психологическим и социальным воздействием, способна оказывать влияние на личностные качества, формируя при этом совместную музыкально-творческую деятельность.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение – гимназия им.В.Н.Татищева

Приобщение дошкольников к культурному наследию

через развитие чувства ритма у детей

Никитушина Любовь Валерьевна

Музыкальный руководитель

г.Клин

2023 г.

        Добрый день, уважаемые коллеги, прежде, чем приступить к своему мастер-классу, позвольте задать вам несколько вопросов.

        Итак, поднимите, пожалуйста руку, кто заканчивал музыкальную школу?

        Спасибо! Среди нас есть такие счастливчики, которым приходилось многократно изо дня в день разучивать гаммы и тихо, в кавычках "любить сольфеджио".

         А сейчас попрошу поднять руку тех, кто считает, что ничего и не потерял от того, что не учился игре на музыкальном инструменте?

        Отлично! Правда! Многие известные педагоги и ученые не заканчивали музыкальной школы , но это не помешало им стать знаменитыми!

        А теперь, поднимите, пожалуйста руку, кому нравится двигаться под ритмичную, динамичную музыку?

        Лес рук! Я тоже люблю танцевать.

Чувство ритма необходимо не только музыкантам.

 

Самое удачное определение, по моему мнению, дал Платон: «Ритм – это порядок в движении».

        Ритм – это основа всей жизни человека, повторяющаяся последовательность: дыхание, сердцебиение, ходьба, речь, смена времен года, частей суток.

        Игры и упражнения на развитие чувства ритма запускают третий блок головного мозга, который отвечает за функции анализа, контроля, планирования, программирования своей деятельности. Без активации этих структур ребенку будет очень сложно писать, читать, удерживать внимание и выполнять свою деятельность от начала до конца не отвлекаясь.

        Также, если  чувство ритма несовершенно, то у детей замедляется становление развернутой речи, она не выразительна и слабо интонирована. В результате этого ребенок говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания.

             Опыт моей работы в логопедических группах показал, что образовательно-воспитательный процесс необходимо выстраивать таким образом, чтобы рационально сочетать традиционные и современные методики для успешного развития фонематического и ритмического слуха детей старшего дошкольного возраста.

        Сегодня я познакомлю вас с нетрадиционными, современными методами, которые активно использую в своей работе и которые могут применять все педагоги в дошкольной организации. 

        Приглашаю в мою фокус группу педагогов, кому интересна данная тема.

        Звучащие жесты - это техника ритмической игры на собственном теле. Хлопки, щелчки, притопы – целый ансамбль ударных мы носим всегда с собой. Техника помогает ребенку не просто услышать, а прочувствовать ритм всем телом, ощутить его внутри себя. Дети и танцоры и музыканты одновременно.

Музыкальные игры  - коллективные, в них принимаются все дети без исключения, независимо от уровня музыкальных способностей и умений. Излюбленная форма работы – круг. Часто роль ведущего передается по кругу по очереди. Эти игры построены на  соединении музыки, речи и движения.

        Моим дополнением является то, что эти игры с детьми я провожу с использованием русского народного репертуара и с использованием произведений наших известных композиторов, ведь это тоже наше культурное наследие!

        Алгоритмом проведения игры, является

1. Художественное исполнение или показ взрослого, то что должно быть в идеале

2. Постепенное разучивание со словами. Можно разделить на части

3. Соединение частей воедино

4. Исполнение под музыку со словами

5. Слова остаются в голове звучат только жесты и музыка. Но можно остановиться на 4 этапе, смотря какая задача стоит. Если у нас нет музыки, то можно остановиться на 3-ем пункте.

Теперь пе6реходим к практике:

        1. И первая наша игра по известному всем произведению Чайковского "Танец феи Драже" из балета "Щелкунчик". Я вам показываю, смотрите внимательно, дальше мы с вами повторим, ну а в третьей части сыграем полностью. Внимание!

Звучащие жесты, плавно переходят на речевые игры, можно использовать и скороговорки

2. Всем известная скороговорка "Ехал Грека через реку". Алгоритм нам уже известен. Начнем. В данной игре можно решить множество задач (на экране)

3. Очень хорошими играми на развитие межполушарных связей и чувства ритма являются игры карточками "Ритмические гномики", это уже моя находка из просторов интернета, здесь включается и зрительный и слуховой  контроль, развивается чувство ритма, ориентация в пространстве. На карточках изображено то или иное движение, дети выполняют движения в соответствии с карточкой по  музыку. (на экране обозначение  показывать и выкладывать карточки)

5. Необычной игрой на развитие межполушарных связей являются «Стаканчики»: В этой игре невозможно делать движения не ритмично, собьется вся игра.

Данную игру можно проводить и под музыку и под слова и использовать при разучивании стихотворений.

        6. А сейчас нам помогут вот такие замечательные разноцветные пуговицы, многие их используют для развития сенсорного развития дошкольников, мелкой моторики рук. Повторяйте за мной, на каждый пальчик приклеим пуговицу.  

        Великолепное исполнение! Думаю, что в эту игру можно использовать и в совместной и в индивидуальной работе, а ее польза для развития наших детей будет многогранной.

Наш мастер-класс я хочу завершить  концертным исполнением оркестра.

Сейчас мы убедимся, что исполнять оркестр можно не только на музыкальных инструментах, а на всем, что есть под рукой. А под рукой у нас часто бывает лист обыкновенной бумаги. (Показ) А сейчас повторяйте за мной. Музыка звучит уже нам известная П.И. Чайковского Русский танец "Трепак"

 Представленные игры обладают определенным терапевтическим эффектом, они направлены на снятие эмоционального напряжения и формирование волевых усилий у дошкольника.

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное общеобразовательное учреждение – гимназия имени В.Н.Татищева Приобщение дошкольников к культурному наследию через развитие чувства ритма у детей доступными средствами Никитушина Любовь Валерьевна Музыкальный руководитель г.о.Клин 2023г.

Слайд 2

ЦЕЛЬ: приобщение дошкольников к культурному наследию через игровые технологии по развитию чувства ритма, движения, речи у детей

Слайд 3

Платон Ритм (греч. rhythmos – движение, такт, течение) – всеобщее свойство, универсальная закономерность организации материи, в том числе живых организмов. Ритм универсален и проявляется во всех сферах действительности: в органической и неорганической природе, в космосе, в физиологических процессах, в труде. «Ритм – это порядок в движении»

Слайд 4

Развитие речи и межполушарных взаимосвязей

Слайд 5

Цель: преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы . Логоритмика

Слайд 6

Бодиперкуссия - Body Percussion (от лат. percussio – постукивание, " перкуссия тела - "тело барабан) - техника владения своим телом как "музыкальным инструментом" с элементами танца. Звучащие жесты

Слайд 7

Алгоритм проведения музыкальных игр Художественное исполнение или показ взрослого; Постепенное разучивание со словами; Соединение разученных частей; Исполнение под музыку со словами; Исполнение под музыку с движениями без слов (слова проговариваются про себя).

Слайд 8

Скороговорка «Ехал Грека через реку…» Цель: Обучение ритмичному исполнению под музыку, используя звуковые жесты и слова

Слайд 9

Цель: Ритмичное исполнение движений с использованием схематичного изображения в соответствии со звучащей музыкой Упражнение «Ритмические гномики» Хлопки

Слайд 10

Цель: Ритмичное исполнение движений с использованием схематичного изображения в соответствии со звучащей музыкой Упражнение «Ритмические гномики» Шлепки по груди

Слайд 11

Цель: Ритмичное исполнение движений с использованием схематичного изображения в соответствии со звучащей музыкой Упражнение «Ритмические гномики» Шлепки по коленям

Слайд 12

Цель: Ритмичное исполнение движений с использованием схематичного изображения в соответствии со звучащей музыкой Упражнение «Ритмические гномики» Притопы

Слайд 13

Цель: Ритмичное исполнение движений с использованием схематичного изображения в соответствии со звучащей музыкой Упражнение «Ритмические гномики» Хлопки над головой

Слайд 14

Упражнение со стаканчиками Цель: Согласование движений и речевого сопровождения с музыкальным темпом и ритмом

Слайд 15

Нетрадиционные музыкальные инструменты «Разноцветные пуговицы» Цель: Развитие чувства ритма с помощью нетрадиционных инструментов в исполнении оркестра

Слайд 16

Цель: Развитие чувства ритма с помощью нетрадиционных инструментов в исполнении оркестра П.И. Чайковский. Русский танец «Трепак» из балета «Щелкунчик»

Слайд 17

Развивать межполушарное взаимодействие как основу формирования темпо-ритмической организации; Учить последовательности движений с музыкальным сопровождением; Формировать и развивать чувства музыкального темпа, размера, восприятия ритмического рисунка; Развивать статическую и динамическую координацию движений: Развивать точность, пластику и переключение движений; Развивать все виды памяти (зрительной, моторной, слуховой); Развивать пространственные представления: понимание вербальных инструкций, отражающих пространственные отношения и выполнение действий. Задачи: