1. 8. ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ

Никитушина Любовь Валерьевна

Совместно с педагогами: воспитателем Гордиенко Т.Н. и учителем-логопедом Стариковой Е.К. был реализован проект по театрализованной деятельности "Кукляндия в жизни детей с ОВЗ". В рамках распространения накопленного опыта мы стали победителями конкурса "Сфера профессионализма", участниками "Конкурса Л.С.Выготского", поделились своими идеями на районных методических объединениях и педсоветах перед коллегами, провели родительские собрания, где актерами были сами родители. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Актёрские педагогические умения для успешной работы с дошкольниками»  

   «Весь мир – театр, а люди в нём актёры», - сказал В. Шекспир. Эти слова в полной мере можно отнести и к педагогам, потому что эта профессия сродни актёрской. Как актёр, так и педагог воздействует на чувства и ум зрителей. Педагог и актёр всегда на виду. Актёр – перед глазами публики, педагог же – постоянно под пристальным взглядом воспитанников. А ведь чтобы завладеть вниманием детей надо обладать определёнными способностями, в том числе и актёрскими.

     Дети должны учиться с удовольствием, поэтому в дошкольном возрасте восприятие информации от педагога к детям происходит через игру. А игра – это ни что иное, как маленький спектакль, где есть те или иные образы, в которые нужно перевоплотиться, а для этого необходимы актёрские навыки.    

     Одним из таких навыков является звуковая культура речи. Хорошая дикция, правильное литературное произношение - это то, чем должен владеть педагог. Ребенку необходимо слышать каждое слово, обращенное к нему, иначе он не поймет, о чем ему говорят. А неправильное произношение он может взять за эталон. Нередко недостатки речи ребенка (картавость, шепелявость, сюсюканье) — следствие не только небрежного речевого воспитания, но и отрицательного речевого влияния взрослых. Дефекты произношения, подкрепляемые повседневной практикой, могут закрепиться у ребёнка и стать привычкой в более зрелом возрасте.

     Итак, если взрослый стремится сделать свою речь наиболее выразительнее, то он использует все интонационные средства: логические и фразовые ударения, паузы, темп, громкость, ритмику, тональность, мелодику голоса. Более выразительную и эмоциональную окраску речи поможет придать улыбка, вздохи, касания, а так же жесты, мимика, пантомимика, различные позы, физические действия, которые усилят понимание того, о чём говорится.

     Задача педагога заключается в том, чтобы оказать на своих воспитанников эмоциональное воздействие, вызвать определённые переживания, впечатления в душах детей. И здесь воспитатель, хорошо владеющий знаниями актёрского мастерства должен суметь не переиграть, так как малейшая фальш может дать обратный результат. Для этого педагогу необходимо быть наблюдательным, уметь контролировать себя, обладать интуицией, эмпатией, хорошим воображением, быть общительным, заразительным, иррациональным и способным к импровизации.

     Импровизация играет важнейшую роль в творческом процессе педагога. В любой момент занятие может пойти не так, как запланировано. Поэтому здесь необходимо быть раскрепощённым, эмоционально пластичным, чтобы проявить творческие умения и быстро перестроить занятие.

     Эмоциональный фактор – одно из необходимых слагаемых эффективности педагогической деятельности. Естественно, что речь идёт о положительных эмоциях, которые выполняют в учебно-воспитательном процессе побуждающую функцию.

     Достижение эмоционального контакта является наиболее важным и наиболее сложным звеном в деятельности педагога. И это прекрасно осознавал А.С.Макаренко, говоря о педагоге, имеющем «способность подходить к человеку с оптимистической гипотезой, умеющего владеть своим настроением, мимикой, голосом, быть эмоционально заразительным», ибо невозможно в педагогической профессии «рассчитывать на случайное распределение талантов».

     Исходя из всего вышесказанного, хочется сделать вывод, что успешный педагог – это не только субъект, имеющий педагогические знания, подобающий внешний вид, но и человек, обязательно владеющий актёрскими педагогическими умениями.        



Предварительный просмотр:

«В чём заключается специфика театрализованной игры»

     На современном этапе интерес к театрализованной деятельности с детьми значительно возрос. Исследователи всё больше изучают влияние театрального искусства, его средств на разные стороны личности ребёнка, придают особую значимость детскому театру. А в чём же специфика театрализованных игр?

     Театрализованная игра – это творческая деятельность, которая обуславливает взаимодействие взрослого и ребёнка и выступает средством эстетического развития детей. Особенность игры состоит в том, что она представляет собой воображение в наглядно-действенной форме.

     Структурный компонент игры представляет собой отношения между детьми как партнёрами по совместной игровой деятельности и взрослым как возможным организатором и партнёром. Строится она по заранее определённому сценарию, основанному на художественном произведении. В ней выделяют сюжет и содержание игры. Сюжет – это та сфера действительности, которая определена автором текста и моделируется, воспроизводится в игре. Содержание  игры – то, что именно воспроизводится в сюжете, т.е. моделирование социальных отношений и ситуаций в окружающем природном мире.

     Театрализованные игры могут использоваться на занятиях по развитию речи, на музыкальных занятиях, занятиях с психологом и многих других занятиях, построенных на основе произведений художественной литературы.

     Такие игры развивают у детей психические процессы, такие как ощущения, восприятие, мышление, речь, память, эмоции, чувства, воображение, представление, внимание, а так же художественные способности, общечеловеческую универсальную способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области. К тому же театрализованная игра для ребёнка – это хорошая возможность хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты.

     Э.Г.Чурилова в своей программе «Арт-фантазия» разделяет игры на развивающие, специальные театральные. Общеразвивающие игры позволяют создавать весёлую непринуждённую атмосферу, подбадривать зажатых и скованных детей, не акцентировать внимание на промахах и ошибках. Почти во всех играх детей желательно делить на несколько команд или на исполнителей и зрителей, чтобы дать детям возможность оценить действия других и сравнивать их со своими собственными. Причём роль ведущего во многих играх может выполняться ребёнком. Специальные театральные игры развивают воображение и фантазию, готовят детей к действию в специальных условиях, где всё является вымыслом. Воображение и вера в этот вымысел – главная отличительная черта сценического творчества. Таким образом, перед педагогом стоит сложная задача – сохранить детскую наивность, непосредственность, веру, проявляющиеся в игре при выступлении на сцене перед зрителями. Для этого необходимо опираться на личный практический опыт ребёнка и предоставлять ему как можно больше самостоятельности, активизируя работу воображения.

     Т.И.Петрова в своей программе «Театр-познание через игру» пишет об участии детей в театрализованной игре, базирующей на принципах развивающего обучения, методах и организации которых опираются на закономерностях развития дошкольника.

     Театрализованную игру Л.В.Артемова классифицирует на две группы: драматизации и режиссерские. Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. В режиссерской игре ребенок не является действующим лицом, действует за игрушечный персонаж, сам выступает в роли сценариста и режиссера, управляет игрушками или их заместителями. Эту самостоятельность в придумывании сюжета считают особенно важной для дальнейшего формирования игры и воображения.

     Таким образом, театрализованная игра – одна из самых демократичных, доступных для детей видов деятельности, она позволяет решать актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображением, мышлением, фантазии, инициативности и т.д.

 Сотрудничество взрослых и детей при создании представления

       Занятия по театрализованной деятельности – это особая роль приобщения детей к искусству. А подготовка к спектаклю формирует у них представления о работе артистов, режиссёра, театрального художника, дирижёра и многом другом.  Дети осознают, что спектакль готовит творческий коллектив, а театр дарит радость и творцам, и зрителям.

    Дошкольное учреждение это не совсем театр, но подготовку детей к представлению можно обыграть так, например, режиссёром, как правило, будет руководитель театрализованной студии, театральным художником – воспитатель по изобразительной деятельности, роль дирижёра сыграет музыкальный руководитель, который возьмёт на себя всё музыкальное оформление. Ну и какой же театр без актёров – детей и зрителей – родителей?

     Для того чтобы представление получилось успешным, нужно приложить немало труда всем вышеперечисленным субъектам, и конечно же подготовка должна идти в тесной творческой взаимосвязи взрослых и детей.

     Успешность и результативность представления зависит от сотрудничества театрального педагога с музыкальным руководителем. Ведь без развития музыкальных способностей, умения ритмично и выразительно двигаться, владеть определёнными вокальными навыками, добиться значительных результатов невозможно.

     Изготовление афиш, декораций, пригласительных билетов, элементов костюмов тоже требует много усилий со стороны детей, и помочь им в этом может педагог по изобразительной деятельности, который научит и подскажет, как лучше оформить материалы к представлению.

     Для успешной подготовки к представлению  очень важны речевые занятия, которые может проводить как воспитатель, так и логопед. Они помогут детям в развитии чёткой дикции, артикуляции и правильной выразительности речи.

  Особое  содержание  и  настроение  должна  приобрести  вся   игровая деятельность детей в свободное от занятий время в самостоятельной детской деятельности. Дети могут выступать в роли актеров, зрителей, контролеров, билетеров, дежурных по залу, экскурсоводов. Они рисуют афиши, пригласительные билеты к спектаклям, готовят выставку своих работ.

     Психолог ДОУ положительно настраивает детей на успех, смотрит за тем, чтобы дети не волновались и старались смелее держаться перед зрителем.

     При взаимодействии детского сада и родителей спектакль получится только лучше, так как родители могут выступить не только в роли костюмеров, гримёров, но и спонсоров спектакля.

    Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что успешное представление в дошкольном учреждении может получиться только при тесном сотрудничестве всех педагогических работников, родителей и конечно же детей.

   



Предварительный просмотр:

Использование технических средств на театральных занятиях

В условиях современного развития общества и производства невозможно себе представить мир без технических средств и информационных ресурсов, не менее значимых, чем материальные, энергетические и трудовые. Априори, что современное информационное пространство требует владения компьютером не только в начальной школе, но и в дошкольном детстве.

Мой опыт  музыкального руководителя, как режиссёра и постановщика детских спектаклей и праздников показывает, что применение технических средств значительно украшает театральное действо, делает его эмоциональнее, ярче для восприятия зрителя.  Владея двумя инструментами, я намеренно включаю в праздник или спектакль различные фонограммы, которые воспроизводит музыкальный центр. Ведь не всегда один инструмент может передать так ярко все средства музыкальной выразительности, как если бы это сделал ансамбль или оркестр.

Я очень люблю пользоваться различными звуками природы и окружающего мира, так как они особенно полно могут подчеркнуть образ, создавшийся на сцене. Например, выстрелы охотников, потрескивание дров в камине, завывание вьюги и многое другое. А с каким интересом дети слушают приближение Деда Мороза в Новый год, когда, ещё не появившись, кричит им из колонок магнитофона, что идёт, спускается с крыши, подходит к садовской кухне, попадает случайно в компот, а потом под радостные аплодисменты и торжественную музыку входит в зал.

С помощью технических средств очень легко изобразить сказочные чудеса. Вращающийся зеркальный шар с кружащимися по всему залу снежинками, может загадать загадки. Светомузыка под ёлочкой помигает нам во время разговора с ребятами, будто бы ёлочка сама заговорили. Если нужно что-то сказать детям так, чтобы они тебя не видели, я использую радиомикрофоны. Они также выручают меня при проведении праздников на улице, когда нужно на большой территории общаться с детьми. На экране мультимедиа может появиться любой виртуальный герой и поведать о своей пакости или горести.

Экран мультимедиа может раскрыть очень много тайн для детей. Например, осенью герои показывают на нём под музыку путешествие по городу, также детям можно изобразить волшебное зеркало, которое поведёт их в сказку.

Способность компьютера воспроизводить информацию и передавать её на мультимедийное оборудование одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет мне создавать для детей новые средства для театрализованной деятельности, которые делают их более зрелищными. Все это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию - первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого - заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка.



Предварительный просмотр:

Организация уголка для театрализованных представлений

В каждой группе дошкольного учреждения принято организовывать различные уголки - природы, музыки, чтения, физкультуры, но одним из очень важных уголков является уголок по театрализованной деятельности.  

Такие уголки размещаются в любом удобном для детей месте. В них отводится место для различных видов театра, таких как «Би-ба-бо», настольный, теневой, пальчиковый, театр на фланелеграфе, марионеточный.

Для того чтобы детям можно было разыграть какую-либо сценку в уголках должен находится специальный реквизит для спектаклей. Это набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы и их элементы для ряженья, а также набор масок различных героев.

Если место в группе позволяет, то в ней можно организовать театральную гримёрку, кассу, обустроить место для хранения декораций и реквизита, поставить стеллаж с книгами, сценариями, аудиотекой и видеотекой, а также афиши, программки, пригласительные билеты.

Место для театральной мастерской тоже является необходимым в театральном уголке, ведь именно в нём дети смогут изготовить необходимые декорации, костюмы, билеты и многое другое при подготовке к спектаклю.   Для этого детям понадобятся различные виды бумаги, ткани, краски, фломастеры, клей, карандаши, нитки, пуговицы, коробочки, баночки, природный материал.

Ребёнок дошкольного возраста открыт и восприимчив к участию в театрализованной деятельности, но его необходимо к этой деятельности подготовить. Поэтому помимо занятий по театрализации, праздников, с участием детей, спектаклей в группах детского сада рекомендуется организовывать уголки для театрализованных игр и представлений.



Предварительный просмотр:

«Приёмы для снятия физического и эмоционального напряжения в театральных занятиях»

Во время проведения занятий в дошкольном учреждении дети сидят за столом и выполняют сложные задания, которые требуют от них сложнокоординированных движений и решений различных образовательных задач.  А механизм, обеспечивающий эти движения, еще не сформирован. Мышцы ребенка, поддерживающие позу и принимающие участие в статическом движении, находятся в состоянии напряжения. Такое состояние приводит к общему утомлению ребенка.

Существует и другая важная проблема, волнующая педагогов и психологов. По данным Н.В.Самоукиной, в период психологической адаптации ребёнка к школе у 67-69 % первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, обучению и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространённым видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребёнком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л.С.Выготский).

На занятиях по театрализованной деятельности педагог дает не только профессиональные умения и навыки, но и развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях. Поэтому занятие начинается с общеразвивающих игр-тренингов в которых ребята «освобождаются от зажатости».

Помимо развивающих упражнений, которые помогают психологически настроить группу на занятие, применяются физкультминутки, которые снимают не только психологическое, но и интеллектуальное и эмоциональное перенапряжение.

В настоящее время широко применяются нетрадиционные формы оздоровления интеллектуально-профессиональной сферы ребёнка. К ним относятся упражнения для мелких мышц руки, мимики, элементы психогимнастики, гимнастики мозга, двигательные паузы.

Упражнения и задания на развитие мелких мышц руки имеют огромное значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Их можно использовать практически на всех занятиях, в разных возрастных группах. При этом будут достигаться не только цели активизации и развития творческого потенциала, но будет обогащаться и эмоциональная сфера, психофизическая релаксация.

Массаж ладоней оказывает стимулирующее воздействие и изменяет функциональное состояние коры головного мозга, усиливает ее регулирующую и координирующую функции.

Развитие ребенка тесным образом связано с особенностями его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны являются «индикатором» состояния ребенка; с другой – сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение. Поэтому так важно на занятиях по театрализованной деятельности применять методы и приёмы для снятия физического и эмоционального напряжения.



Предварительный просмотр:

«Разработка театральных занятий разной направленности в ДОУ»

Введение.

Театрализованная деятельность таит в себе удивительные, магические и знакомые с детства качества. С точки зрения привлекательности тут можно говорить об  универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра. Наверное, нет такого детского сада, где бы педагог не использовал в своей работе театрализованную деятельность. И хотя многие воспитатели выстраивают на театрализации свои инновационные методики, театральная игра как универсальное средство воспитания и эффективный инструмент обучения является отнюдь не новшеством и используется в педагогике уже очень давно.

Поэтому цель проекта – повышение эффективности коррекционной работы на логоритмических занятиях в ДОУ средствами театрализованной деятельности.

Цель достигается с помощью следующих методов и приёмов:

·              расширение словаря;

·              развитие дыхания и свободы речевого аппарата; владение правильной артикуляцией, чёткой дикцией, разнообразной интонацией;

·              развитие связной речи, активизация творческой фантазии;

·              развитие игрового поведения, воспитание эстетического чувства;

·              развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности движений.

Педагоги-классики о теме исследования.

«Волшебный край!» - так когда-то назвал театр великий русский поэт А.С.Пушкин. «Любите ли вы театр так, как я люблю его?» - спрашивал своих современников В.Г.Белинский, глубоко убеждённый в том, что человек не может не любить театр. Чувства великого поэта и выдающегося критика разделяют и взрослые, и дети, соприкоснувшиеся с этим удивительным видом искусства.

Но чем заслужил театр такую любовь к себе? Почему так велика потребность в нем?

Во-первых,  это связано с тем, что посещение театра – всегда праздник. С ним связаны радость, веселье и, самое главное, уход от обыденности. Ощущение праздничности, которое связано с посещением театра, способно доставить человеку ни с чем не сравнимую радость, осветить повседневную жизнь яркими впечатлениями и наполнить её новыми чувствами и мыслями.

Во-вторых, потребность в театре связана с тем, что в нём, как ни в одном другом виде искусства, с наибольшей доступностью, полнотой и яркостью люди видят отражение своей жизни.

Особая роль принадлежит театру в решении задач, связанных с воспитанием и развитием ребёнка-дошкольника.

Анализ литературы показывает, что первые театральные постановки специально для детей возникли в семье. В описании быта дворянства и русской интеллигенции первой трети XIX века можно найти множество таких примеров. В «Воспоминаниях» Марьи Фёдоровны Каменской (1817-1899) красочно, с обилием деталей описаны семейные спектакли.[5; с.81-82]

Анализ отечественной и зарубежной литературы свидетельствуют о том, что семейные театральные постановки для детей и с их участием играли важную роль в их развитии.

«Светлой радостью детства» назвал свой детский театр марионеток великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов, который увлёкся «ожившими» куклами. По воспоминаниям современников, жизнь пятилетнего Михаила Лермонтова в Тарханах была наполнена весельем, играми и забавами.

Таких примеров из жизни детей можно привести много, и все они будут свидетельствовать об огромном значении театрализованной деятельности для развития и воспитания ребёнка.

Пять лет – это тот благоприятный возраст, когда посещение театра может одарить ребёнка ни с чем не сравнимыми впечатлениями и оставить след на всю его жизнь.

В воспоминаниях выдающихся учёных, писателей, поэтов, художников мы находим много добрых слов в адрес родителей, родных и близких, которые приобщили их в детстве к этому прекрасному виду искусства. Приведем воспоминания о своих первых встречах с театром известного театрального художника Татьяны Георгиевны Бруни.

«Первый раз меня повели в Мариинский театр на «Спящую красавицу», было мне тогда пять лет. … Это был другой мир, было нечто такое, что и сегодня я не могу передать словами, настолько виденное меня восхитило. Многое в памяти от этой первой встрече сохранилось навсегда».[9]

Можно приводить ещё очень много других примеров, но их суть будет в одном: театр дарит каждому ребёнку радость, незабываемые впечатления, развивает его художественный вкус, воображение и фантазию.

Первый в мире постоянный театр для детей открылся в Москве 6 ноября 1918 года. Его организатором, а в последствии художественным руководителем была Н.И.Сац. В нём шли спектакли театра петрушек, теней, марионеток, балетные представления.  Затем детские театры возникли в Харькове, Краснодаре, Петрограде и других городах.

С развитием системы общественного дошкольного воспитания театр прочно вошёл и в жизнь детей дошкольного возраста.

Т.Н. и Ю.Г.Караманенко разработали одно из первых и наиболее популярных пособий для воспитателей по использованию разных видов кукольного театра. Благодаря выходу этого пособия, а затем – работы Г.Генева арсенал средств педагогического воздействия на детей дошкольного возраста обогатился разными видами театров, что повысило активность привлечения самих детей к театрализованной деятельности.

Изучение психолого-педагогической и методической литературы, передового опыта показывает, что в настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт организации театрально-игровой деятельности в детском саду. Вопросы, связанные с организацией и методикой театрализованной деятельности, широко представлены в работах отечественных педагогов, учёных, методистов: Н.Карпинской, А.Николаичевой, Л.Фурминой, Л.Ворошниной, Р.Сигуткиной, И.Реуцкой, Л.Бочкарёвой, И.Медведевой, Т.Шишовой, М.Давыдовой и др.

По мнению известного психолога А.Н.Леонтьева, «развитая игра-драматизация – это уже своеобразная «предэстетическая» деятельность. Игра-драматизация является, таким образом, дном из возможных форм перехода к продуктивной, а именно к эстетической деятельности с характерным для неё мотивом воздействия на других людей». [6; с.507]

Коллективный характер театрализованной деятельности позволяет раширять и обогащать опыт сотрудничества детей как в реальных, так и в воображаемых ситуациях. Действуя в роли, дети приобретают опыт различного рода взаимоотношений, что также важно для их социального развития. Кроме того, театрализованная деятельность таит в себе огромные возможности для коррекции личностного развития.

Так, например, В.Г.Маралов и Л.П.Фролова в рекомендациях педагогам по предупреждению агрессивности и формированию миролюбия у детей пишут: «Широкие возможности имеют игры-драматизации, когда дети проигрывают  какие-то ситуации, берут на себя роли положительных и отрицательных героев; агрессивного ребёнка чаще следует ставить в контрастные позиции: то в позицию агрессивного героя, то в позицию доброго, - это даёт возможность зафиксировать в сознании и подсознании разные позиции, принять ценность именно неагрессивного, ненасильственного поведения».[7; с.15]

Театрализованная деятельность используется психологами в работе с социально импульсивными и социально пассивными детьми, в предупреждении и преодолении у ребёнка неуверенности в себе и своих возможностях, тревожности и страхов.  Весьма оригинальную методику психотерапии детских неврозов (страхов, патологической застенчивости, тиков, заикания и т. п) придумали профессиональные психологи и драматурги И.Медведева и Т.Шишова, которые успешно занимаются с детьми и их родителями «куклотерапией».

Велика роль театрализованной деятельности и в речевом развитии ребёнка. Исследование по логопедической ритмике проведённое Г.А.Волковой, убедительно показало, что театральные игры детей способствуют активизации разных сторон их речи – словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствованию звуковой стороны речи и др. При этом было отмечено, что интенсивному речевому развитию служит именно самостоятельная театрально-игровая деятельность, которая включает в себя не только само действие детей  с кукольными персонажами или собственные действия по ролям, но также и художественно-речевую деятельность (выбор темы, передача знакомого содержания, сочинение, исполнение песен от лица персонажей, их инсценирование, приплясывания, напевание и т.д.).

Мои разработки по данной теме.

Наше дошкольное учреждение оказывает помощь детям с общим недоразвитием речи, поэтому в своей работе по музыкальному воспитанию я использую театральные приемы и методы, которые помогают детям не только развить речь, но и снять физическое и эмоциональное напряжение. Театрализованная деятельность помогает этому и на музыкальных занятиях,  и на занятиях  по логоритмике, которые я провожу совместно с логопедом.

Логоритмика - это комплекс специальных ритмизированных упражнений для детей с нарушениями речи. Логоритмические упражнения  синхронизируются со стихотворным текстом и при желании выполняются под музыку.

Дети, особенно неговорящие, на логопедических занятиях часто начинают скучать и отказываются выполнять задания педагога. Им не нравится выполнять однообразные артикуляционные упражнения, работать со знакомыми картинками и игрушками, сидя за столом. В этом случае мы решили изменить привычный стереотип занятия и сделали их в виде театрализованной игры, где дети могут вести себя раскованно.

Логопедическое занятие, по которой занимается логопед, имеет лексическую тему. Например: осень, перелётные птицы, домашние животные,  зимние забавы, Новый год! и т.д. А мы решили немного обыграть эти темы и организовать занятие  в виде сказки или путешествия. (Приложение 1)

В занятие входят различные упражнения, которые применяют в театрализованной деятельности. Например: пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, театрализованные игры,  ритмопластика, техника речи (мимика, интонация голоса, темп и ритм речи).(Приложение 3)

Ни для кого не секрет, что дети, имеющие недостаточное речевое развитие могут страдать рассеянным вниманием, у них нарушена координация в движении и речи,  недостаточно развиты эмоции, мышление, воображение, фантазия, память, а так же многие умения и навыки (речевые, коммуникативные, организаторские и т.д.) Поэтому очевидно, что на основе театрализованной деятельности можно реализовывать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей, в том числе и занятия по логоритмике.

Для таких занятий нами была разработана картотека по лексическим темам, которая делится на разделы артикуляционной, дыхательной  гимнастики, пальчиковых игр, упражнений на координацию речи и движений. (Приложение 2)

Использование материалов курсов в работе.

Посетив курсы ГОУ Педагогической академии последипломного образования на тему «Театрализованные игры в ДОУ» под руководством кандидата педагогических наук, доцента кафедры методики преподавания дисциплин художественно-эстетического цикла, профессора М.А.Давыдовой,  я почерпнула очень много полезного и ценного материала для своей работы как в области развития речи детей, так и в области музыкального воспитания.

Мною было получено очень много полезной информации по театрализованным музыкальным авторским играм («Наши ручки», «Василёк, василёк» и др.), сценической речи и работой над ней в виде сказок («Сказка про пчелу», «Сказка про комара», «Гусыня и гусёнок» и др.) ритмико-двигательному тренажу и многое другое.

Маргаритой Алексеевной издано очень много литературы по работе с дошкольниками, которую я уже не первый год применяю в своей практике. Это «Сценарии музыкальных календарных и фольклорных праздников», «Музыкальное воспитание в детском саду», «Азбука физкультминуток для дошкольников», «Музыкальный словарь», «Подвижные игры для дошкольников».  На курсах Маргарита Алексеевна поделилась очень ценными для меня материалами. Это книги «Театральные тренинги для маленьких артистов» и «Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей», которые очень помогли мне при подготовке к занятиям по логоритмике, так как они содержат общеразвивающие игры упражнения, подвижно-расковывающие игры-этюды, словесные и дыхательные тренинги, метроритмические движения с текстами, психотренинги. С помощью вышеперечисленных методов и приёмов  мои дети освобождаются от зажатости, у них развивается и улучшается речь, а самое главное, мы подошли с ними к тому, что психологически и физически они готовы к школе.  

Выводы.

Театрализованная деятельность на занятиях разной направленности несёт большую пользу детям и помогает им достичь высоких результатов не только в развитии чувств, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, но и в развитии многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, двигательных и т.д.)… Так как в процессе театрализованных игр развивается в первую очередь способность к невербальному и вербальному общению, что так важно для дошкольников. Именно эти универсальные особенности данной деятельности дают возможность педагогам выстраивать на её основе взаимодействие с детьми разного возраста, а также устанавливать контакты с различными специалистами (психологом, логопедом, музыкальным руководителем) и родителями.

Библиография.

1.     Агапова И.А., Давыдова М.А. Театральные тренинги для маленьких артистов: развивающие упражнения, тренинги, сценарии. – М.: Издательство ТФД, 2001.

2.     Буренина А.И. Театр всевозможного. Вып.1: От игры до спектакля. – СПб., 2002.

3.     Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М.: Просвещение, 1985.

4.     Доронова Т.Н. Играем в театр: Театрализованная деятельность детей 4-6 лет. – М.: Просвещение, 2004.

5.     Каменская М. Воспоминания.- М.: Художественная литература,1991.

6.     Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.- 4-е изд. – М.: Издательство Московского государственного университета, 1981.

7.     Моралов В.Г., Фролова Л.П. Психологические основы коррекции личностного развития детей дошкольного возраста. – Череповец, 1995.

8.     Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. – М.:ВЛАДОС, 2001.

9.Стенограмма выступления Т.Г.Бруни в Ленинградском театральном музее в 1978 г.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Театр на магнитах

«Картинки к сказке про воду»

http://www.playcast.ru/uploads/2015/10/21/15553143.jpg

https://thumbs.dreamstime.com/z/%D1%81%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82-%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D0%B9-%D1%88%D0%B0%D1%80%D0%B6-%D0%BA%D1%80%D0%BE-%D0%B8%D0%BA%D0%B0-45750206.jpghttp://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/11/117/121/117121689_____________________68__16_.png        http://cdn01.ru/files/users/images/f8/88/f888695ef407cbbd87839587452ba003.pnghttp://cdn01.ru/files/users/images/f8/88/f888695ef407cbbd87839587452ba003.png

https://previews.123rf.com/images/masterwilu/masterwilu1211/masterwilu121100050/16231076-An-image-of-Forest-in-the-morning-with-sunrays-Stock-Photo.jpg



Предварительный просмотр:

Театр на магнитах

«Картинки к сказке про ёлочку»

http://www.petek.az/a/n-n_k_knar_a_ac-ya_ld_r.jpghttp://www.nervures.com/images/news/grandes/1370269817.jpg

http://ic.pics.livejournal.com/saratov1976/44203835/66266/66266_600.jpg  http://img0.liveinternet.ru/images/foto/c/0/apps/4/325/4325652_f9045c886a7f.jpg

http://pochemu4ka.ru/Stengazeta/prazdnik/novyj-god/elkaCB.gif

http://good.photolandiya.ru/img-q5y5x5n4g404141623v2q2z5i5i5f4i4a4q5r2r4r4/i133/1303/6b/2a606dec55c5.jpg

https://cs3.livemaster.ru/zhurnalfoto/5/a/5/1601120355205a5d26d19b59176117f699e7ea87e4c014827x560537.jpg

http://xn--80aaygb6acgd.kz/uploads/7/8/6/%D1%82%D1%83%D1%87%D0%BA%D0%B0165.jpghttps://www.colourbox.com/preview/6452065-stump-vector-illustration.jpg

http://detsky-mir.com/uploads/images/0/7/9/f/3364/x64289d3eab.jpg.pagespeed.ic.VqKeRqjjKu.jpg http://static8.depositphotos.com/1010501/801/v/950/depositphotos_8018130-Christmas-tree-branch.jpg