1. 5. ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ

Никитушина Любовь Валерьевна

Порой, детям хочется дать больше интересной информации о музыкальных инструментах, их звучании, композиторах и произведениях, написанных ими, средствах музыкальной выразительности, но времени на занятии на этот вид деятельности отводится не хватает. В результате, в 2010 году было принято решение об организации кружка "Музыкальная гостинная".

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №53 «ЧЕБУРАШКА»

Музыкальная гостиная

на тему: «180-летие композитору П.И.Чайковскому»

МУЗ. РУКОВОДИТЕЛЬ

НИКИТУШИНА Л.В.

Г.КЛИН

2020 Г.

 (Дети входят в зал под музыку П.И.Чайковского)

Музыкальный руководитель: Здравствуйте ребята! Скажите под музыку какого композитора вы зашли сейчас в зал?

Дети: Под музыку П.И.Чайковского

(на экране мультимедиа появляется портрет П.И.Чайковского)

Музыкальный руководитель: Он желал бы всеми силами души,

Чтобы музыка его распространялась.

Чтоб она баюкала в тиши,

Чтобы вместе с нею улыбались,

Чтоб она печали отвела,

Напоила путника в дороге …

Он хотел, чтоб музыка была

Утешеньем, радостью, подмогой!

В этом году в мае наш город отмечает юбилей композитора. Ему исполняется 175 лет со дня рождения. Поэтому наша гостиная сегодня посвящена его творчеству.

Музыкальный руководитель: Скажите, а почему именно у нас в городе отмечается его день рождения.

Дети: Потому что он жил и работал в Клину.

(На экране мультимедиа появляется, фотография Дома П.И.Чайковского)

Музыкальный руководитель:  Совершенно верно! Петр Ильич очень долго жил в этом доме. Он очень полюбил Клин и мечтал в нём поселиться постоянно, но к сожалению у него не было средств, поэтому до того как найти это место Чайковский жил и в Майданово (фото) и во Фроловском (фото).

Музыкальный руководитель: Чайковский очень любил детей, поэтому он принимал их у себя. И по сей день музей Петра Ильича принимает вас, ребята у себя в гостях. А сейчас послушайте стихотворение.

(стихотворение читается под небольшую презентацию)

Дети: Я у Чайковского в гостях побыл вчера в Клину,
О музыкальных новостях услышал наяву,
И растерялся, как же так, он был совсем живой,
Чуть поклонился, сделал шаг, лицо закрыл рукой.

Провёл в гостиную меня, и удалился вдруг,
Я образ в памяти храня, весь обратился в слух,
Щемило сердце от тепла, мелодия лилась,
И старых клавишей игра в душе отозвалась.

Я вышел в зимний старый парк, к скамейке подошёл,
Кружили сверху облака,  скрывая самолёт,
Чайковский улыбнулся вновь, на поезд опоздал,
Сидел, поставив рядом трость... Наверно, меня ждал.

Музыкальный руководитель: Ребята! А вы знаете, что Пётр Ильич умел писать не только музыку, но и стихи. И вот одно из таких стихотворений «Ландыш». Это был самый любимый его цветок.

(фото ландыша)

Дети: Ах, ландыш, отчего так радуешь ты взоры!
Другие есть цветы, роскошней и пышней,
И ярче краски в них, и веселей узоры, —
Но прелести в них нет таинственной твоей.

В чём тайна чар твоих? Что ты душе вещаешь?
Чем манишь так к себе и сердце веселишь?
Иль радостей былых ты призрак воскрешаешь!
Или блаженство нам грядущее сулишь?

Не знаю. Но меня твоё благоуханье,
Как винная струя, и греет и пьянит,
Как музыка, оно стесняет мне дыханье
И, как огонь любви, питает жар ланит.

Музыкальный руководитель: В этом году мы в течении всего года знакомились с музыкой композитора Чайковского. Давайте её вспомним.

Дети: перечисляют знакомые произведения композитора.

Музыкальный руководитель: Правильно, молодцы! И сейчас я предлагаю совершить небольшую экскурсию по этим произведениям.

Первое произведение – балет «Щелкунчик». И сейчас дети исполнят для вас «Арабский танец - Кофе»

«Арабский танец»

Музыкальный руководитель: Какие еще номера из балета вы помните?

Дети: перечисляют

Музыкальный руководитель: Совершенно верно и сейчас для вас исполняется «Марш» из балета, а исполнят его вот эти солдатики.

«Марш» из балета «Щелкунчик»

(Звучит музыка «Вальс снежных хлопьев»)

Музыкальный руководитель: Слышите эту чудесную музыку? Как она называется?

Дети: Вальс снежных хлопьев.

Музыкальный руководитель: Молодцы! Сейчас под эту музыку мы поиграем в игру «Снежинки»

Игра «Снежинки»

(Выходят дети с «Детским альбомом»)

Дети: 1. Бом, бом, бом!

Открывается альбом

Не простой, а музыкальный,

Сочиненный для ребят

Много лет тому назад.

2. Я в солдатиков играю,

Их давно я собираю.

Дома выстрою их в ряд

И отправлю на парад.

Поиграю я в солдат…

И на полку – пусть стоят…

Дом, квартиру берегут…

Пост на службе всё несут.

3. Этой куклы кто не знает,

Лучше куклы не найдёшь.

Сразу глазки открывает,

Только на руки берёшь.

И хоть слёз у куклы нету,        

Плачет девочка моя:

- Мама, мама, где ты, где ты?

Ну а мама – это я.

4. Кто там?

Кто там летит над землей?

Чей там?

Слышится хохот и вой?

Это баба-Яга, костяная нога

Над землею кружит,

Темный лес сторожит.

Музыкальный руководитель:  Ребята! Вы все узнали, этот необычный альбом?

Дети: Это «Детский альбом» П.И.Чайковского

Музыкальный руководитель: И сегодня я вам расскажу одну историю, которая приключилась очень давно, а поможет ее мне рассказать Вика.

«Старинная французская песенка»

Музыкальный руководитель: А какая музыка звучит сейчас?

Дети: Камаринская

Под камаринскую все пустились в пляс.

Пляшет мама, пляшет папа, пляшу я,

Пляшут сестры, пляшет вся моя семья.

Пляшет бабка, пляшет дед,

Пляшет братик и сосед.

Пляшет кошка, пляшет кот,

Пляшет Жучка у ворот.

Музыкальный руководитель: Ну раз у нас пошло такое веселье, тоя предлагаю поиграть в игру с кувшинчиком, в которой звучат отрывки из произведений Чайковского.

«Игра с кувшинчиком»

Музыкальный руководитель: Ой, а кажется в кувшинчике что-то лежит. Это календарики, которые я хочу подарить вам на память об этом празднике.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №53 «ЧЕБУРАШКА»

Комплексно-тематическое музыкальная организационная образовательная деятельность по ознакомлению с жанром балета на примере музыки П.И. Чайковского в подготовительной группе.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

НИКИТУШИНА Л.В.

Г.КЛИН

2018 Г.

Предварительная работа:

1. Слушание основных музыкальных тем к балету «Щелкунчик», ознакомление с  содержанием сказки.

2. Просмотр м\ф «Щелкунчик».

 

Задачи:

1. Знакомство с танцевальным искусством балета.

2.Обогащение словаря: «балет», «пачка», «пуанты», «балерина»

3. Расширение музыкального кругозора детей посредством знакомства детей с шедевром классической музыки П.И.Чайковского.

 

Ход занятия:

Звучит музыкальная тема «Феи Драже» П.И.Чайковского из балета «Щелкунчик.

Дети входят в зал, садятся на стулья. Музыка продолжает звучать до конца.

Музыкальный  руководитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня так нежно и светло звучит музыка, что вы, почувствовав ее настроение на цыпочках вошли в зал.

           Тихо-тихо сядем рядом, входит музыка в наш дом

          В удивительном наряде разноцветном, расписном.

          То она метелью кружит, то вдруг рыбкой проплывёт,

          То в волшебную страну нас всех с собою уведёт…

И сегодня сказочные звуки музыки известного нам и любимого нами композитора П.И.Чайковского поведут нас в мир балета.

( Включить на мониторе изображение балетного танца)

 Как вы думаете, чем занимаются в балете? (ответы детей: танцуют)

Правильно, танцуют, но как? (легко, изящно, на носочках)

А вы знаете, как называют танцовщиц балета? (балерины)

Внимательно посмотрите на экран, какие необычные на них платья. Они называются пачки. А на ногах у них не чешки, а специальные пуанты. Ведь в балете танцуют на самых кончиках пальцев, а для этого нужны специальные приспособления, уплотнения в обуви. Для этого и изобрели пуанты.

(Повторить хором все новые слова)

В балете не говорят ни слово, но каждое движение в балете - это словно рассказ о том, чтобы человек мог сказать словами, но передаёт это движениями танца. Сегодня мы посмотрим отрывки из балета к сказке «Щелкунчик». Помните такую? (ответы детей)

О чём она? (вспомнить содержание)

А какую музыку из балета «Щелкунчик» мы уже слушали?

Звучат музыкальные отрывки, знакомые детям: «Марш»; «Вальс цветов».

Музыкальный  руководитель: А вот музыка, под которую вы сегодня вошли в музыкальный зал, называется «Фея Драже».

(Звучит отрывок).

Как звучала эта музыка? (Нежно, загадочно, волшебно).

Кто такая фея? (волшебница)

А что такое драже? (конфеты)

Так вот… Оказывается, когда Щелкунчик превратился в принца, а девочка Мари из замарашки в принцессу, они отправились в королевство сластей. Это было необычное королевство, а сказочное царство, где живут человечки из сахара и шоколада, течёт апельсиновый ручей и лимонадная река. В этом сказочном королевстве был устроен замечательный праздник, на который и пришла Фея Драже, а принц танцевал с Мари. Они были так счастливы!

Послушайте эту замечательную музыку.

Звучит фрагмент танца принца и Мари

Музыка ликующая, радостная, пышная, жизнерадостная. Зло побеждено, добро победило!

А сейчас посмотрим балет и те танцы, которые исполняли сказочные персонажи в стране сластей.

(Просмотр фрагментов балета)

Музыкальный  руководитель: Вам понравился балет?

 А хотели бы вы сами попробовать себя в роли танцоров балета?

Сейчас мы с вами поиграем в игру-переодевание. Наша задача – нарядиться в костюмы героев балета «Щелкунчик» как можно быстрее, потому что спектакль вот-вот начнется.

Игра «Кто быстрее».

Теперь мы готовы к выходу на сцену.

(Предложить детям  поимпровизировать под «Вальс цветов»)

Музыкальный  руководитель: Концерт окончен. Музыка вдруг смолкла…

Но так ли это? Кажется, сейчас она звучит и будет долго-долго ещё звучать для каждого из нас..

Музыкальный  руководитель подводит итог занятия. Под музыку «Марша»из балета «Щелкунчик» дети покидают музыкальный зал.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №53 «ЧЕБУРАШКА»

«Музыкальный календарь природы»

конспект по организационно образовательной деятельности

музыкальный руководитель

Никитушина Л.В.

г.Клин

2019 г.

Цель: формирование музыкальной культуры ребенка через восприятие музыки П.И.Чайковского.

Задачи:

  • знакомство с творчеством великого русского композитора П. И. Чайковского и его циклом произведений «Времена года»;
  • обогащение опыта слушания музыки, формирование духовной культуры детей средствами музыкального искусства;
  • развитие представлений о средствах музыкальной выразительности, жанрах и музыкальных направлениях,
  • формирование музыкального вкуса.

Ход занятия:

Сегодня мы познакомимся с произведениями великого русского композитора П.И.Чайковского, который жил и работал в нашем городе Клин много лет назад.

(презентация 1 слайд – фото музея П.И.Чайковского)

Называется это произведение «Времена года». Это своеобразный музыкальный дневник композитора, запечатлевший дорогие его сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы в музыкальные пьесы, которые называются по именам месяцев года. Поэтому их всего 12. Но у них есть ещё и другие названия. Например, январь – «У камелька», февраль – «Масленица», апрель «Подснежник» и т.д.

(просмотр презентации «Музыкальный календарь природы»)

У произведения «Январь» есть еще одно название «У камелька». Камелек! Какое уютное слово. Ласковое, ласковое! Так и видишь перед собой огонь, угасающий в камине или в печке, и видишь, как тепло от горящих углей растекается по комнате.

Февраль. Вы знаете, что такое Масленица? Такой праздник очень веселый, яркий, шумный. Об этом и рассказывает музыка февраля. Вслушиваешься в нее, а словно не рояль звучит, а балалайки, гусли, рожки. Слушаешь ее, и кажется тебе картинка шумного многолюдного праздника. Мелодия похожа на русскую народную музыку. (слушание фрагмента)

Как вы думаете, о чем может рассказать музыка марта? Это первый месяц весны. Очевидно, что музыка должна быть весенней. Весной прилетают к нам жаворонки. Музыка так и называется «Песня жаворонка». Слышны эти трели, которые развеваются над полями. Слышны эти трели и в музыке. Рояль подражает пению птиц. И чувствуется в музыке какая-то особая холодноватая громкость. Слушаешь музыку и словно ощущаешь удивительное весеннее солнце. (слушание фрагмента)

Хорошо весной! Даже в городе воздух какой-то особенный. А уж за городом, в лесу, появились первые цветы. «Подснежник». Музыка апреля похожа на вальс. Мелодия как бы стремится вверх, растет, ширится. Кажется, что ароматный воздух заполняет грудь и хочется кружиться в ярком вальсе. (слушание фрагмента) А вы умеете танцевать? (танцевальная импровизация)

Музыка мая грустно-задумчивая. Но о чем же грустит здесь музыка? Разве весна – это грустно? Скажите, вам никогда не случалось испытывать такое: вечер наступает, сумерки, в комнате еще не зажгли лампу, только из окна идет странный сероватый цвет. Все предметы в комнате словно расплываются, и вас охватывает тихое беспричинная грусть. Вот это настроение и передает эта музыка. (слушание фрагмента)

Вот и лето наступило. О чем же рассказывает нам музыка июня. Чайковский назвал эту пьесу «Баркаролла». Слово это, не всем знакомо. Родилось оно в Италии. И  означает что-то вроде лодочная, потому что барка, баркетта с итальянского переводится как лодка, лодочка. Тот, кто пробовал петь в лодке  на реке или на море, то знает, что это удивительно приятно. Голос ваш на воде звучит как-то особенно звонко, и песня разносится по воде далеко-далеко. А раз баркарола – это песня, значит снова мы встретились с песней без слов. Очень часто у песен бывает музыкальное вступление, и в этом произведении оно тоже есть. Мерно, плавно покачивается музыка. Такое же плавное покачивание сопровождает всю баркаролу. (слушание фрагмента)

Лето в разгаре, жарко. Сколько удовольствий у нас, сколько развлечений! Да и не только развлечений. Если вы живете в деревне, то хорошо это знаете. Июль – пора косить траву. Заготавливать её на корм скоту. Такой корм он будет есть всю зиму. Музыка июля и рассказывает о работе и вместе с тем, это еще и одна песня. Композитор назвал её «Песня косаря». Музыка мужественная и энергичная. Идут косари, ослепительно вспыхивает на солнце лезвия их кос. А шаг под песню становится особенно ладным, ровный у всей шеренги косарей. Ведь издавна песня была подспорьем в нелегком труде. (слушание фрагмента)

Эту пьесу композитор назвал «Жатва». Видимо и здесь он расскажет о нелегком крестьянском труде. Но на песню музыка «Жатвы» не очень похожа. Скорее это музыкальная картинка. Если косьба являлось мужским делом, то жатва – это дело женщин. Поэтому музыка мягкая, женственная, изящная. Если вслушаться, то можно услышать перезвон серпов. Музыка живая, весёлая. (слушание фрагмента)

Начинается сентябрь с призывного фанфарного сигнала. Впрочем, это даже не фанфары. Это похоже на звуки гулкого громкоголосого рога. И сразу же  за этим сигналом в музыке совершенно ясно слышится скачка громких, четких лошадиных копыт. Называется пьеса «Охота». (слушание фрагмента)

Октябрь – это уже настоящая осень, листьев на деревьях почти не осталось. Целыми днями льет дождь. Грустное это время – поздняя осень. Осенняя песня тоже грустная. Тихий грустный покой слышится в первой музыкальной фразе. (слушание фрагмента)

Ноябрь в России – это уже зима. В ноябре замерзают реки, выпадает снег. О зиме и музыка ноября. Называется эта пьеса «На тройке». Не многие из нас катались на тройке. На санях, в которые впряжены три лошади. Слушаешь музыку ноября и кажется, что сидишь, закутанный в теплый тулуп в санях, а лошади тебя несут по снежной дороге с ветерком.(слушание фрагмента)

Вот и декабрь – последняя пьеса из времен года. Она называется «Святки». Святки – это старинный праздник перед Новым годом. На святках обычно девушки устраивали гадания, но об этом мы рассказывать не будем, так как музыка об этом не рассказывает. Музыка декабря – это просто вальс, который можно слушать, а можно под него танцевать. Он нежный, задумчивый и немножко грустный. Ведь расставаться всегда грустно, ведь композитор прощается с вами. И я тоже прощаюсь. (слушание фрагмента)

(После прослушивания пьес детям предлагается отобразить полученное впечатление в продуктивной деятельности).


Предварительный просмотр: