1. 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПЕДАГОГАМИ

Никитушина Любовь Валерьевна

У нас в саду много специалистов, чтобы работа в ДОУ шла более продуктивно, наш коллектив слаженно работает друг с другом.

Совместно с педагогами ДОУ мы участвовали в проекте по театрализованной деятельности "Кукляндия в жизни детей с ОВЗ".

Своим опытом работы по элементарному музицированию я делюсь со своими коллегами на районных мероприятиях.

Опыт работы по дистанционному обучению был представлен на педагогическом совете.

Взаимодействие  с учителями-логопедами и воспитателями идет на занятиях по лоритмике. Совместно с ними разработана рабочая программа "Веселый язычок", с которой вы можете ознакомиться на главной странице сайта.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №53 «ЧЕБУРАШКА»

Выступление на педагогическом совете

«Театрализованная деятельность «Кукляндия»

Воспитатель

Гордиенко Т.Н.

Музыкальный руководитель

Никитушина Л.В.

г.о.Клин

25.04.2019 г.

Данный Проект «Кукляндия» в жизни детей с ОВЗ для детей дошкольного возраста 5-7 лет» проходил в течении двух лет в группе «Звездочка». Участниками проекта были дети, учитель-логопед, воспитатель, музыкальный руководитель. Данный проект вызвал большой интерес у детей. Дети с удовольствием принимали участие в инсценировке сказок, драматизациях, различных играх.

Слайд 2

Атрибуты к данному проекту дети делали совместно с воспитателем и музыкальным руководителем.

Слайд 3

Дети с удовольствием принимали участие в инценировке сказок. Например: настольный театр на стаканчиках, сказка «Репка»

Слайд 4

Настольный театр на дисках, сказка «Теремок»

Слайд 5

Мы знакомили детей с различными видами театров. На данном слайде дети представляют экологическую сказку с театром на магнитах.

Слайд 6-10

Особенно понравился детям театр «Штоковых кукол». Мы показывали сказку «Кот в сапогах»,  «Утенок и цыпленок» . Приглашали для просмотра детей младшего возраста.

Слайд 11-18

На данных сладах знакомство с пальчиковым театром.

Слайд 19-21

Мы с детьми принимали участие в акции «Чистая вода 2018» и представляли экологическую сказку «Все живое нуждается в воде».

Слайд 22,23

Работа проекта проводилась в тесном контакте с родителями. Многие куклы изготавливали дома.

Слайд 24-26

Проект проходил при тесном взаимодействии педагогов: воспитателя, учителя-логопеда, музыкального руководителя.

Слайд 27-33

В группе пополнился уголок театрализованной деятельности разными видами театров: театр на дисках, театр Би-ба-бо, варежковый театр, театр на перчатках.

Слайд 34

Познакомили детей с разновидностью перчаточного театра – Мимирующей куклой, что вызвало у детей особый интерес.

Слайд 35

На родительском собрании мы рассказали о значимости нашей работы и дали рекомендации родителям о работе по театрализованной деятельности в домашних условиях.

Слайд 36

Предложили поучаствовать в сказке-импровизации «Теремок»

Слайд 37

Родительское собрание прошло на эмоциональном подъеме. Интересно было и детям и родителям. Цель была достигнута.

Слайд 38

В октябре 2018 года с данным проектом участвовали в региональном конкурсе «Сфера профессионализма»

Слайд 39

И стали победителями в данном конкурсе.

Слайд 40 -44

В течении года мы старались применять на утренниках элементы театрализованной деятельности. Например: ростовые куклы, куклы-марионетки, варежковый театр,  театр кукол-висунков, перчаточный театр.

Слайд 45

Если задуматься о том, каким мы представляем идеальный образ человека 21 века, то отметим следующие качества: эмоциональную отзывчивость, чуткость, доброту, чувство собственного достоинства, умение преодолевать трудности, гибкость ума, юмор, сообразительность, коммуникативная культура. Именно все эти качества воспитываются прививаются детям в театрализованной деятельности. Данная работа помогает воспитывать детей, формировать в них такой личностный стержень, который в дальнейшем поможет им адаптироваться и быть успешным в сложном современной мире.



Предварительный просмотр:

Открытая НОД «Подарки для мамы» среда 28.11.18

Дети входят в зал и встают полукругом.

Музыкальный руководитель: Посмотрите, ребята! Как много у нас сегодня гостей, давайте поздороваемся с ними.

(песня «Гости, гости! Мы вас ждем»)

- Молодцы! Давайте присядем на стулья и немного отдохнем.

Дети рассаживаются.

Слушание музыки Гречанинова «Материнские ласки»

- Как называется это произведение? (Материнские ласки)

- А кто написал это произведение? (Александр Тихонович Гречанинов)

-Правильно. Молодцы! А какой характер  был у этой музыки?

(ласковый, задушевный, задумчивый)

- Какие чувства может испытывать мама, когда слушает эту музыку?

( ласку, озабоченность, беспокойство, встревоженность, грусть, печаль)

-Правильно! А как вы думаете, почему я вам сыграла это произведение? Какой праздник мы скоро будем отмечать?

(День Матери)

(Входит Татьяна Николаевна)

Т.Н.: Ребята! Извините меня, я опоздала. Вы уже занимаетесь? Я шла мимо, услышала такую приятную музыку. Чем вы занимаетесь?

- Молодцы! Только вот проблема, нам совсем нечего подарить нашим мамам на праздник. Что же нам сделать?

- На праздник принято дарить подарки. Что мы можем подарить мамам?

(Дети предлагают)

Татьяна Николаевна: Посмотрите! У меня есть корзина и эти прекрасные яркие  платочки, полюбуйтесь, какие они легкие и воздушные.  Подумайте, какой подарок можно из них сделать? (ответы)

Я знаю один секрет и сейчас я вам его покажу.

Раздаем детям платочки и под музыку «Мамины ласки» Гречанинова, они делают цветы из платков, затем кладут их в корзину.

Татьяна Николаевна: Вот и готовы наши цветы, это будет наш первый подарок для мамы. А вы хотите еще сделать подарки для мамы. (да)  А у меня есть волшебные бусы. Давайте с ними поиграем и сделаем одну большую красивую и общую картину для мам.

Игра с бусами

Татьяна Николаевна: Какие волшебные оказались эти бусы.  Я думаю, картина очень понравится нашим мамам.

Складывают бусы и садятся.

Л.В.: Я сегодня пришла в группу, а здесь лежат карточки. Что означают эти рисунки?

(Это звуки)

- Правильно, это музыкальные звуки! И глядя на карточки, можно сказать, что музыкальные звуки бывают разные? Как вы думаете, какие?

(Длинные и короткие, плавные и отрывистые, высокие и низкие)

- Давайте их споем.

Пение по карточкам

- Вот наши голоса готовы, чтобы исполнить песню и порадовать наших мам. Какую песню про мам мы учили? (Играю вступление)

( «Праздник мамы в ноябре»)

- Тогда давайте ее споем. А какие инструменты можно добавить на вступление этой песни, чтобы она звучала еще красивее.

 (Колокольчики и треугольник)

- Я согласна с вами. (раздаю инструменты 3 детям)

(Дети поют песню)

- Молодцы!

Т.Н: Вот и музыкальный подарок у нас готов к празднику. Какой же праздник без пирога? Как вы думаете, ваши мамы любят пить чай с пирогами? Может мы маме и пирогов сегодня  напечем? С чем будем печь пирог? (дети отвечают)

(«Игра «Пирог») 3 раза

Т.Н.: Мы для мамы спели песню, сделали цветы, напекли пирогов. Как вы думаете какой для мамы самый главный подарок? (ответы) Самый главный подарок – это ваша любовь к маме. Эта любовь находится у вас в сердце.

А как мы можем выразить свою любовь к маме?

Давайте сделаем открытки. Что может быть изображено на открытке?

Тогда давайте перейдем в нашу мастерскую.

Проходите за столы (дети занимают места)

Перед началом любого дела очень важно убедиться в том, что всё необходимое для работы у вас есть и находится под рукой. Давайте посмотрим, что же вам может понадобиться для украшения сердца. (перечисляет предметы на столе)

Т.Н.: Все готово! Но перед началом я предлагаю размять свои пальчики.

ПГ: У мамочки много хлопот и забот

Лепит печенье ,                                              «лепит пирожки»

Варит варенье,                                             круговые движения кистями

Окно протирает,                                          качают руками вправо-влево

Пыль убирает.                                               Вращают кистями

А к вечеру мама устанет опять-

Сказку расскажет- приляжет поспать.                  Руки сложить под щечку.

Выполняется лепка с помощью техники пластилинография.

Итог: Ребята, посмотрите на свои работы. Вам нравятся ваши открытки?

Посмотрите, какие они все разные, но очень красивые.

Для кого мы делали сегодня подарки?

Как вы думаете, понравятся наши подарки мамам?

Какие у вас получились красивые работы, они разные и все это ваша фантазия и умелые руки. Спасибо вам большое, дорогие дети.

Давайте подарим мамам ваши работы.

Мамы! Вам понравились работы? (Да)Тогда берите своих детей и исполним танец «Полька»

Танец «Полька-целовалочка»



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБОРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №53 «ЧЕБУРАШКА»

ЭЛЕМЕНТАРНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ОНР

МУЗ.РУКОВОДИТЕЛЬ

НИКИТУШИНА Л.В.

г.Клин

2021 г.

Мы все знаем, что детям дошкольного возраста рекомендуется всестороннее развитие – это и литературные, и художественные, и музыкально-творческие способности, которые играют важную роль в формировании личности ребенка. Не сегодняшний день, главная цель музыкального образования в детском саду – это творческое развитие личностного потенциала ребенка, его природной музыкальности.

Лучше всего происходит развитие творческих способностей через игру.

Для успешного приобщения к музыкальной игровой деятельности, в руках у ребенка должен быть инструмент, чтобы он сам соприкоснулся с ним, почувствовал его в своих руках, извлек из него волшебные звуки, почувствовал себя музыкантом. Ведь игра на инструментах – это эффективное средство музыкального развития детей.

Такая деятельность развивает музыкальный слух, ритм, память, формирует навыки вербального и невербального общения, формирует готовность и умение действовать в коллективе, развивает навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности, является универсальным средством развития творчества детей, их воображения и фантазии.

У современных детей развитие воображения происходит под воздействием телевидения, компьютерных игр, рекламы, что ограничивает возможности детей, заставляет их мыслить шаблонами. Современному ребенку очень трудно представить отвлеченные предметы и необыкновенные явления. Чаще всего, воображаемых героев они копируют с экранов телевизоров.

Еще большие трудности испытывают дети с общим недоразвитием речи. Помимо того, что у них страдают высшие психические функции, задета и эмоционально-личностная сфера. Все это затрудняет возможность проявить себя, раскрыть свою индивидуальность.

Наблюдения показывают, что этим детям достаточно трудно даются некоторые движения. Поэтому танцевальные задания целесообразней было заменить коммуникативными играми, позволяющими проявить спонтанные индивидуальные движения, препятствующие формированию штампов, помогающие выразить свои эмоции.

Идеальным способом решения данной проблемы стало элементарное музицирование – система музыкального воспитания детей, созданная современным немецким композитором Карлом Орфом и адаптированная как технология Т.Э.Тютюнниковой. Суть этой технологии в неразрывном единстве речи, пения, движения, игры на детских музыкальных инструментах при свободном импровизационном и радостном общении с музыкой.

Элементарное музицирование – это уникальная возможность развить индивидуальность, способность к импровизации и творчеству; развивать музыкальные способности в увлекательной игре с инструментами; проявить внимание к эмоциональному миру ребенка; воспитать навыки общения и сотрудничества в группе; тренировать различные виды внимания, точную и быструю реакцию. Умение слушать и воспринимать речь взрослого.

Каждое занятие включает в себя:

- ознакомление со звучащими самодельными и фабричными инструментами;

- творческое исследование тембро - динамических возможностей инструментов;

Разучивание музыкальных произведений с опорой на музыкально-слуховые представления детей о средствах выразительности;

- поэтическое музицирование;

- координационно – подвижные игры и упражнения;

- пальчиковые игры;

- коммуникативные игры;

Создание детьми собственных произведений и музыкальных образов.

Теперь я расскажу подробней о некоторых специфических элементах занятия.

Поэтическое музицирование.

Это озвучивание стихотворений, дополнение и украшение их звучанием инструментов.

Благодаря тому способу подачи поэтического и музыкального материала, детям легко прочувствовать и пережить настроение музыки и стихотворения, понять образный музыкальный язык. Сначала дети вовлекаются в звукокрасочную игру, а впоследствии – в импровизацию. Здесь соблюдается триединство «слышу, говорю, играю».

Координационно-подвижные игры и упражнения.

Это ритмизованная речь с движениями. Они оказывают влияние на характер восприятия образов в музыке. Использование двигательных упражнений учит ребенка изображать звуки и настроения с помощью элементарных движений (хлопки, щелчки, шлепки, притопы), при этом у детей вырабатывается быстрота реакции, умение ждать, находить момент вступления.

В исполнении координационно-подвижных игр и упражнений не столько важна передача ребенком образа, столько согласованность метроритма текста с движениями.

Использование координационно – подвижных игр способствует накоплению детьми двигательного опыта, показывает ребенку, что любое движение может быть различным по форме, силе, интенсивности, настроению, выразительности поз и жестов. Ребенок начинает осознавать музыку через движение. Это создает предпосылки творческого самовыражения.

Игры с инструментами.

Именно инструменты занимают центральное место на занятиях по элементарному музицированию. Инструменты должны быть простыми в освоении, ребенок должен понять, как играть на них в результате несложных манипуляций. Такими свойствами обладаю шумовые инструменты. С помощью них возможно творческое музицирование детей независимо от уровня способностей.

Все начинается со знакомства с инструментом, его составными частями, способами игры. Далее исследуется звук инструмента, сравнение его с другими. После этого звучание инструмента отождествляется с предметами или явлениями из жизни. Только тогда становится возможной творческая деятельность: сочинение мелодий, озвучивание сказок, аранжировка произведений. Последовательность действий можно проследить в следующих ключевых в фразах данного раздела:

- поиграй на своем инструменте, изучи, какие звуки в нем живут;

- сыграй музыку на инструменте – как ты хочешь;

- будь дирижером, покажи музыкантам, как сыграть музыку, какую ты хочешь;

- подумай, какие инструменты подойдут, чтобы сыграть «музыку дождя», «солнечный свет», «твое сегодняшнее настроение»…

- попробуй озвучить стихотворение, сказку и т.д.

Музыкальное искусство, предоставляет детям возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира.

В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождение и я и рассвета культурных традиций народов России.

Опыт Т.Э.Тютюнниковой опирается в основном на музыку народов мира, а мы нашу работу по элементарному музицированию решили построить на фольклорном материале.

Вашему вниманию мы представляем несколько игр с детьми.

(Демонстрация видео - игр: «Это палочки у нас», «Частушки про валенки», «Упражнение с игровым парашютом и муз.инструментами».

В своей работе мы используем не только опыт К.Орфа, Т.Э.Тютюнниковой, работу над ритмом И.М.Каплуновой. Сейчас в социальных сетях своим опытом делятся молодые педагоги-авторы различных игр с музыкальными инструментами и не только. Сейчас в социальных сетях своим опытом делятся молодые педагоги-авторы различных игр с музыкальными инструментами и не только. Нам нравится и опыт Ирины Барминой, Инги Пириевой, Марины Федоровой, Марии Фофановой и многих других.

В заключении хочу сказать, что работа по элементарному музицированию обладает эмоциональным, психологическим и социальным воздействием, способна оказывать влияние на личностные качества, формируя при этом совместную музыкально-творческую деятельность.



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение – гимназия им.В.Н.Татищева

Приобщение дошкольников к культурному наследию

через развитие чувства ритма у детей

Никитушина Любовь Валерьевна

Музыкальный руководитель

г.Клин

2023 г.

        Добрый день, уважаемые коллеги, прежде, чем приступить к своему мастер-классу, позвольте задать вам несколько вопросов.

        Итак, поднимите, пожалуйста руку, кто заканчивал музыкальную школу?

        Спасибо! Среди нас есть такие счастливчики, которым приходилось многократно изо дня в день разучивать гаммы и тихо, в кавычках "любить сольфеджио".

         А сейчас попрошу поднять руку тех, кто считает, что ничего и не потерял от того, что не учился игре на музыкальном инструменте?

        Отлично! Правда! Многие известные педагоги и ученые не заканчивали музыкальной школы , но это не помешало им стать знаменитыми!

        А теперь, поднимите, пожалуйста руку, кому нравится двигаться под ритмичную, динамичную музыку?

        Лес рук! Я тоже люблю танцевать.

Чувство ритма необходимо не только музыкантам.

 

Самое удачное определение, по моему мнению, дал Платон: «Ритм – это порядок в движении».

        Ритм – это основа всей жизни человека, повторяющаяся последовательность: дыхание, сердцебиение, ходьба, речь, смена времен года, частей суток.

        Игры и упражнения на развитие чувства ритма запускают третий блок головного мозга, который отвечает за функции анализа, контроля, планирования, программирования своей деятельности. Без активации этих структур ребенку будет очень сложно писать, читать, удерживать внимание и выполнять свою деятельность от начала до конца не отвлекаясь.

        Также, если  чувство ритма несовершенно, то у детей замедляется становление развернутой речи, она не выразительна и слабо интонирована. В результате этого ребенок говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания.

             Опыт моей работы в логопедических группах показал, что образовательно-воспитательный процесс необходимо выстраивать таким образом, чтобы рационально сочетать традиционные и современные методики для успешного развития фонематического и ритмического слуха детей старшего дошкольного возраста.

        Сегодня я познакомлю вас с нетрадиционными, современными методами, которые активно использую в своей работе и которые могут применять все педагоги в дошкольной организации. 

        Приглашаю в мою фокус группу педагогов, кому интересна данная тема.

        Звучащие жесты - это техника ритмической игры на собственном теле. Хлопки, щелчки, притопы – целый ансамбль ударных мы носим всегда с собой. Ее основатель К. Орф. В нашей стране адаптировала эту методику Т.Э.Тютюнникова. Техника помогает ребенку не просто услышать, а прочувствовать ритм всем телом, ощутить его внутри себя. Дети и танцоры и музыканты одновременно.

Музыкальные игры в системе К. Орфа являются коллективные, куда принимаются все дети без исключения, независимо от уровня музыкальных способностей и умений. Излюбленная форма работы – круг. Часто роль ведущего передается по кругу по очереди. Орфовская педагогика – это соединение музыки, речи, движения.

        Моим дополнением является то, что эти игры с детьми я провожу с использованием русского народного репертуара и с использованием произведений наших известных композиторов, ведь это тоже наше культурное наследие!

        Алгоритмом проведения игры, является

1. Художественное исполнение или показ взрослого, то что должно быть в идеале

2. Постепенное разучивание со словами. Можно разделить на части

3. Соединение частей воедино

4. Исполнение под музыку со словами

5. Слова остаются в голове звучат только жесты и музыка. Но можно остановиться на 4 этапе, смотря какая задача стоит. Если у нас нет музыки, то можно остановиться на 3-ем пункте.

Теперь пе6реходим к практике:

        1. И первая наша игра по известному всем произведению Чайковского "Танец феи Драже" из балета "Щелкунчик". Я вам показываю, смотрите внимательно, дальше мы с вами повторим, ну а в третьей части сыграем полностью. Внимание!

Звучащие жесты, плавно переходят на речевые игры, можно использовать и скороговорки

2. Всем известная скороговорка "Ехал Грека через реку". Алгоритм нам уже известен. Начнем. В данной игре можно решить множество задач (на экране)

3. Очень хорошими играми на развитие межполушарных связей и чувства ритма являются игры карточками "Ритмические гномики", это уже моя находка из просторов интернета, здесь включается и зрительный и слуховой  контроль, развивается чувство ритма, ориентация в пространстве. На карточках изображено то или иное движение, дети выполняют движения в соответствии с карточкой по  музыку. (на экране обозначение  показывать и выкладывать карточки)

5. Необычной игрой на развитие межполушарных связей являются «Стаканчики»: В этой игре невозможно делать движения не ритмично, собьется вся игра.

Данную игру можно проводить и под музыку и под слова и использовать при разучивании стихотворений.

        6. А сейчас нам помогут вот такие замечательные разноцветные пуговицы, многие их используют для развития сенсорного развития дошкольников, мелкой моторики рук. Повторяйте за мной, на каждый пальчик приклеим пуговицу.  

        Великолепное исполнение! Думаю, что в эту игру можно использовать и в совместной и в индивидуальной работе, а ее польза для развития наших детей будет многогранной.

Наш мастер-класс я хочу завершить  концертным исполнением оркестра.

Сейчас мы убедимся, что исполнять оркестр можно не только на музыкальных инструментах, а на всем, что есть под рукой. А под рукой у нас часто бывает лист обыкновенной бумаги. (Показ) А сейчас повторяйте за мной. Музыка звучит уже нам известная П.И. Чайковского Русский танец "Трепак"

 Представленные игры обладают определенным терапевтическим эффектом, они направлены на снятие эмоционального напряжения и формирование волевых усилий у дошкольника.