2. Конкурс "Воспитатель года 2017 г"

Тихомирова Татьяна Григорьевна
 

Методические материалы по проведению муниципального этапа Всероссийского профессионального конкурса "Воспитатель года России в 2017 году"

 

Творческая работа (Эссе) "Я - Воспитатель!"

 

Методическая разработка "Формирование валеологической культуры у детей старшего дошкольного возраста"

Приложения

 

Методический семинар

Презентация

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_materialy_2016-17.docx1.29 МБ
Файл esse.docx804.48 КБ
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx106.44 КБ
Файл prilozheniya.docx1.02 МБ
Файл metodicheskiy_seminar.docx25.64 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА (ЭССЕ)

«Я — ВОСПИТАТЕЛЬ!»C:\Users\танюшка\Desktop\DSC_0163.JPG

Автор: воспитатель

МДОУ «Детский сад «Аленушка»

Тихомирова Татьяна Григорьевна

г. Переславль-Залесский

2016 год

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА (ЭССЕ) «Я — ВОСПИТАТЕЛЬ»

«Лучшее, что мы можем дать нашим детям,

это научить их любить себя»
Луиза Хей

Меня часто спрашивают, почему я выбрала работу воспитателя? Когда я задумываюсь над этим вопросом, то с удовольствием вспоминаю свой первый выпуск, своих первых детей… 

Часто перебирая фотографии своих выпускников, вспоминаю о том, какие они были разные: грустные и веселые, добрые и немного вредные, озорные и смешные, наивные и трогательные. Очень часто задумываюсь над тем, какими они стали сейчас, какую дорогу в жизни выберут в будущем? И я буду безгранично счастлива, если, по прошествии лет, дети будут вспоминать меня с теплотой и благодарностью. Встречая их на улице, понимаю, что меня не забыли, вижу такой знакомый, радостный взгляд и с грустью вспоминаю тот последний их день в детском саду – выпускной бал. Сколько в тот день было радости и слёз, весёлого смеха и грустных улыбок. А в голове только одна мысль – все ли слова я успела сказать, все ли напутствия были сказаны, перед тем как они перешли на следующий этап своей жизни.

Миссия каждого человека на земле – оставить после себя что-то важное и прекрасное. Как «семечко», которое нужно посадить в землю, поливать и удобрять, для того что бы выросло здоровое и красивое растение.

Когда-то неуверенной походкой перешагнула я порог детского сада, где меня встретила большая, дружная «семья». Именно потом я поняла, что все дети моей группы – это и есть «семья». Передо мной стояла большая задача: вложить в них свою душу, пропитать заботой и отзывчивостью. Все они очень разные, и к каждому сердечку нужно подобрать свой ключик. Именно тогда для воспитателя откроются все двери «Детства», раскроются все способности и таланты ребёнка. Надо научить его уважать себя, вселить в него уверенность. Самое главное, в каждом малыше увидеть, что–то особенное. Ведь каждый ребёнок по-своему гениальный.

Работая в детском саду, я окунулась в мир творчества и приключений, которых так мало в нашем взрослом мире.

В детстве желтый цвет становится ярко-желтым,

Деревья - это живые великаны,

До луны можно дотронуться рукой,

Детство - когда среди друзей есть невидимый мальчик,

А под кроватью явно кто-то живет…

Именно в детском саду я стала актрисой, хотя всегда считала себя застенчивой девочкой. Перед детьми я могу быть доброй Снегурочкой и проказником домовёнком Кузей. Сегодня предстать перед ними Дедушкой Морозом, а завтра весёлой Мальвиной. Доставляя детям радость и видя их улыбки, понимаю, что я не ошиблась с выбором. Наблюдая за искренним, где-то по-детски, наивным взглядом своих воспитанников, понимаю всю значимость своего участия в их жизни. Именно к тебе бежит ребёнок делится своей радостью, именно ты вытрешь ему слёзы и подбодришь добрым словом.

Самое главное в работе воспитателя - это любовь к детям. Надо позволить каждому ребёнку быть самим собой, помочь проявить все лучшие его качества, научить радоваться каждому дню. Какое же это огромное счастье быть полезной каждому ребёнку, научиться понимать его и стать для него второй мамой. Да, именно мамой, с любовью и улыбкой начинать каждый новый день. И важно не только научить детей мыть руки с мылом и красиво складывать вещи на стульчик перед сном, но и воспитать в них достойных граждан своей Родины.

Когда-то немецкий философ Э. Кант сказал: «В воспитании кроется великая тайна усовершенствования человеческой природы». И я с огромным трудом и радостью открываю эту тайну. Ребёнок – как чистый лист бумаги, поэтому взяв его в руки, нельзя допустить даже малейшей ошибки. Каждый ребёнок открыт для всего нового и интересного, для красоты и добра, и каждый из них чутко реагирует на ложь и несправедливость.

Как писал великий мыслитель Ризаэтдин Фахредин: «Исправить ошибки, допущенные при воспитании в детстве, не хватит целой жизни. Воспитание, полученное в детстве, не сможет изменить даже всё человечество». Поняв всю ответственность моей работы, я поняла, что это и есть смысл моей жизни.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Аленушка»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ФОРМИРОВАНИЕ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 В ДОУ

Выполнила воспитатель:

Тихомирова Татьяна Григорьевна

г. Переславль-Залесский

2016

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОУ        

1.1.        Сущность понятия валеологическая культура у детей старшего дошкольного возраста        

1.2.        Методика формирования валеологической культуры у детей старшего дошкольного возраста        

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОУ        

2.1.        Диагностика уровня валеологической культуры у детей старшего дошкольного возраста        

2.2.        Проект по формированию валеологической культуры у детей старшего дошкольного возраста «Быть здоровыми хотим!»        

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ        

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения.

На сегодняшний день в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом - направление «Физическое развитие», включающее образовательные области «Здоровье» и «Физическая культура», занимает ведущее место в воспитательно-образовательном процессе дошкольников. И это не случайно. Последние данные Министерства образования и науки Российской Федерации: по статистике, XXI век начался в России с резкого ухудшения такого существенного показателя как здоровье дошкольника. На 8,1% снизилось число здоровых детей. На 6,75% - увеличилось число детей с нарушениями в физическом развитии, предрасположенностью к патологии. На 1,5% - возросла численность детей III группы здоровья с выраженными отклонениями и хроническими заболеваниями.

С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди детей дошкольного возраста. Это связано с множеством негативных явлений современной жизни: непростыми социально-экономическими условиями, экологическим неблагополучием, низким уровнем развития института брака и семьи; массовым распространение алкоголизма, курения, наркомании; слабой системой здравоохранения и воспитательной базы образовательного учреждения и семьи.

От уровня психического и физического положения ребенка, от состояния его здоровья зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования валеологической культуры детей представляется в современном обществе актуальной. Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить потребность в здоровом образе жизни. Эта потребность зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности.

Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия. Основы валеологической культуры у детей дошкольного возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности), и умением реализовывать их в поведении и деятельности доступными для ребенка способами (чистить зубы, мыть руки, делать зарядку).

Сегодня проблема валеологической культуры рассматривается на государственном уровне в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и, особенно, детей дошкольного возраста. Изучению вопросов формирования у детей дошкольного возраста валеологической культуры посвящены исследования А.Л. Венгера, Ю.П. Лисицина, В.А. Сластёнина, В.В. Колбанова, Б.Н. Чумакова. Анализ работ С.А. Козловой, О.А. Князевой, Т.Г. Кареповой, И.Ю. Жуковина и других показывает, что уже в дошкольном возрасте у ребенка появляется устойчивый интерес к своему здоровью, бережное отношение к своему организму (жизни, здоровью) как ценности.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОУ

  1. Сущность понятия валеологическая культура у детей старшего дошкольного возраста

Валеология -наука о здоровом образе жизни, сохранении, формировании и управлении здоровьем.

Термин валеология происходит от латинских слов «вале», что означает «быть здоровым» и «логос» - «наука». Таким образом, валеология - наука о здоровье. Древние римляне часто поздравляли друг друга словом «вале!» - «будь здоровым».

Валеология как наука возникла не так давно. «Отцом» современной валеологии называют русского ученого И.И. Брехмана, который в 1982 году научно обосновал необходимость здравоохранения практически здоровых людей. Предметом изучения валеологии есть здоровый человек, поэтому часто термин «валеология» объясняют, как наука о здоровье человека или здоровье здоровых.

Применительно к дошкольному образованию, валеология ставит своей целью обучение детей основным гигиеническим правилам и нормам, укрепления здоровья и привитие навыков здорового образа жизни: активный труд, рациональный отдых, закаливание, занятие физкультурой и саморазвитием, рациональное и полноценное питание, личная гигиена, своевременное обращение к врачу и другое.

Следует различать валеологию медицинскую, валеологию педагогическую и разнообразные псевдо и околонаучные учения, использующие этот термин в собственных целях. Именно педагогическая валеология изучает вопросы воспитательной и образовательной работы по сохранению и укреплению здоровья детей, а также знакомит детей с азами анатомии и строения тела человека.

Привычка к здоровому образу жизни - это главная, основная, жизненно важная привычка; она накапливает в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять ценность здоровья, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.

Чтобы активно влиять на позицию ребёнка по отношению к собственному здоровью, воспитателям, необходимо знать, прежде всего, что сам термин «здоровье» определяется неоднозначно.

Понятие здоровье имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее ёмким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

Данное определение крайне сложно применить к здоровью граждан России, живущих в условиях экономической нестабильности и социального напряжения. С учетом этого доктор медицинских наук Ю.П. Лисицын более адекватно сформулировал определение здоровья, как «степени приближения» к полному здоровью, которая позволяет человеку успешно выполнять социальные функции.

Именно поэтому любое общеобразовательное учреждение (и в первую очередь детский сад) должно стать «школой здорового стиля жизни» детей. Школой, где любая деятельность дошкольников (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи и двигательная активность и др.) будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.

Вокруг детей с самого раннего детства необходимо создавать такую учебно-воспитательную среду, которая была бы насыщена атрибутами, символикой, терминологией, знаниями, ритуалами и обычаями валеологического характера. Это приведет к формированию потребности вести здоровый образ жизни, к сознательной охране своего здоровья и здоровья окружающих людей, к овладению необходимыми для этого практическими навыками и умениями. Таким образом, сформированные традиции валеологической культуры становятся достоянием нации, государства, неотъемлемой частью жизни людей.

По словам профессора, доктора медицинских наук, Б.Н. Чумакова, купить здоровье нельзя, его можно только заработать собственными постоянными усилиями. Но для того, чтобы сохранить здоровье ребенка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, воспитателей, врачей, учителей), с целью создания вокруг него атмосферы, наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни. Таким образом, у ребёнка с ранних лет начнет формироваться определённая культура поведения и соответствующий стиль жизни. Знания, умения и навыки валеологического характера, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни.

Формирование валеологической культуры в ДОУ - первый важный этап непрерывного валеологического образования человека, который должен обеспечить реализацию следующих задач:

  • воспитание у детей сознания того, что человек - часть природы и общества;
  • установление гармоничных отношений детей с живой и неживой природой;
  • формирование личности ребёнка;
  • воспитание привычек личной гигиены;
  • закаливание ребёнка и его двигательная активность;
  • профилактика и устранения вредных привычек;
  • осуществление валеологического мониторинга.

Организация обучающее-воспитательной работы по валеологии в дошкольном учреждении должна быть направлена на то, чтобы дети овладели глубокими знаниями, общеучебными умениями и привычками, сохранили и укрепили здоровье. Достижение этой цели возможное при условии учета возрастных особенностей дошкольников, соблюдение гигиенических требований.

Отсюда становится понятным, что проблема формирования валеологической культуры личности дошкольника может быть решена через ответственное отношение ребенка к собственному здоровью, которое предполагает развитое мировоззрение и высокий уровень общей культуры.

Содержание валеологической культуры ребёнка старшего дошкольного возраста (5–7 лет). 

В целевых ориентирах ФГОС ДО указано, что у ребёнка на этапе завершения дошкольного детства должна быть «развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;»

Исходя из этого можно сформулировать планируемые результаты сформированности валеологической культуры старшего дошкольника.

Прежде всего, старший дошкольник - это ребёнок, у которого устойчиво сформированы ценности здоровья и человеческой жизни.

Это ребенок, который мотивирован к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих его людей, общества в целом.

Это ребёнок, который знает свои возможности и верит в собственные силы, имеет представления о себе, своей самоценности, ощущает себя субъектом здоровья и здоровой жизни.

Это ребёнок, который бережно, уважительно и заботливо относится к близким людям, своим родственникам, сверстникам и взрослым, предметному миру.

Это ребёнок, осознающий и разделяющий нравственные эталоны жизнедеятельности (гуманность, доброту, заботу, понимание, уважение, честность, справедливость, трудолюбие).

Ребёнок старшего дошкольного возраста имеет представления о том, что такое здоровье, и знает, как поддержать, укрепить и сохранить его.

Дошкольник 5-7 лет знает:

  1. О правилах здоровья: соблюдение режима дня, регулярное питание, сон, ежедневные прогулки, развитие культурно-гигиенических умений и навыков, навыков самообслуживания, занятия физкультурой и профилактика болезней;
  2. О поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье;
  3. О безопасном поведении в быту, на улице, в природе, обществе;
  4. О полезных и вредных привычках;
  5. О поведении заболевающего и болеющего человека;
  6. О том, как себя вести при встрече с незнакомым животным, в случае его атаки.

Дошкольник 5-7 лет умеет:

  1. Самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения;
  2. Обслужить себя и владеет полезными привычками, элементарными навыками личной гигиены;
  3. Определить состояние своего здоровья;
  4. Различить полезные и вредные для здоровья продукты питания, разумно употреблять их;
  5. Выполнять дыхательную гимнастику и гимнастику для глаз;
  6. Выполнять физические упражнения, укрепляющие мышцы, осанку, опорно-двигательный аппарат, умеет делать зарядку и ободряющую гимнастику;
  7. Пользоваться опасными бытовыми предметами: ножницами, иголками (под присмотром взрослого);
  8. Одеваться в соответствии с погодой, не переохлаждаясь и не утепляясь чрезмерно;
  9. Выбирать стратегию поведения с позиции сохранения здоровья и жизни;
  10. Слушаться указаний взрослого, выполнять инструкции;
  11. Оказать элементарную помощь самому себе и другому (промыть глаза, промыть ранку, обработать её, обратиться к взрослому за помощью).

На физиологическое состояние детей старшего дошкольного возраста большое влияние оказывает их психоэмоциональное состояние. Поэтому ученые выделяют следующие аспекты валеологической культуры дошкольников:

  • эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями;
  • интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах;
  • духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели и стремиться к ним; оптимизм.

Таким образом, с ранних лет формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни. Знания, умения и навыки валеологического характера, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья. Старший дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования валеологической культуры.

Особое внимание следует уделять следующим компонентам валеологической культуры:

  1. Активное участие в физкультурно-оздоровительных мероприятиях;
  2. Соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна, рациональное питание;
  3. Дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды;
  4. Бережное отношение к окружающей среде, к природе;
  5. Своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций;
  6. Соблюдение правила «не вреди себе сам».

Таким образом, под валеологической культурой детей старшего дошкольного возраста понимается совокупность трех компонентов:

  • Осознанное отношение к здоровью и жизни человека.
  • Знание о своем здоровье и умение оберегать, поддерживать и сохранять его.
  • Валеологическая компетентность, позволяющая дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.

  1. Методика формирования валеологической культуры у детей старшего дошкольного возраста

Понимая здоровье как целостность, состоящую из физического, социально-психологического, духовного компонентов содержательные аспекты валеологической культуры ребёнка включают:

1. Осознанное отношение к здоровью и жизни человека, знания о здоровье и умение оберегать, поддерживать сохранять его;

2. Валеологическая компетентность, позволяющая дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Формирование валеологической культуры и в целом работа с детьми строится на принципах:

научности (подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками);

доступности (использование в работе оптимальных для усвоения объемов информации и рациональность методик, используемых в работе);

комплексности и интегративности (решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности);

гуманизации - признание самоценности личности ребенка.

Реализация выдвинутых принципов способствует решению следующих задач:

- воспитание валеологического сознания детей, стремление заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни;

- развитие основ валеологического мышления, то есть умения использовать валеологические знания для своего оздоровления, укрепления здоровья, выработки собственного варианта здорового образа жизни, самостоятельного решения своих проблем (по возможности);

- воспитание валеологических знаний, оценочных суждений о фактах и явлениях, ухудшающих или улучшающих здоровье человека;

- формирование осознанной потребности в физическом здоровье, понимание сущности здорового образа жизни как стиля жизни, адекватного поведения в различных ситуациях.

Успешность решения выдвинутых задач может быть обусловлено применением в работе с детьми различных подходов:

системный: воспитание осуществлялось не изолированно, а связи с нравственно-эстетическим, психофизическим формированием уровня развития ребенка при объединении усилий детского сада и родителей;

деятельностный: освоение валеологической культуры детьми в процессе совместной деятельности со взрослыми;

«Не навреди»: использование в валеологической работе только безопасных приемов оздоровления.

Создавая развивающее пространство детей, необходимо объединить усилия всех специалистов ДОУ: учителя-логопеда, воспитателей, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, медицинского работника.

Повышению валеологических знаний дошкольников способствует внедрение в образовательный процесс инновационных методов:

- психофизического тренинга;

- творческих заданий;

- экспериментирования;

- эмоционально-сенсорного воздействия;

- проблемного обучения.

Помимо внедрения в воспитательно-образовательный процесс системы занятий по формированию валеологической культуры дошкольников, необходимо усилить и оздоровительную работу, основанную на инновационных методах оздоровления. Оздоровительная работа в детском саду помимо организации медикаментозных мероприятий (ароматерапия, витаминотерапия, применение кислородного коктейля и др.) должна включать также и введение в режим дня занятий лечебной физкультурой, проводимой медицинской сестрой, имеющей специальное образование.

На сегодняшний день ведущее место для формирования валеологической культуры у детей старшего дошкольного возраста должно быть отведено использованию технологий сохранения и стимулирования здоровья, а также технологиям обучения здоровому образу жизни и коррекционным технологиям.

  1. Технология здоровьесбережения.

Направлена на улучшение здоровья дошкольников, их благоприятное физическое развитие, развитие потребности к здоровому образу жизни.

К основным формам и методам технологии сохранения и стимулирования здоровья детей относятся:

  • Динамические паузы - во время образовательной деятельности, 2-3 минуты, по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида образовательной деятельности.
  • Подвижные и спортивные игры - как часть специально организованной образовательной деятельности по физическому развитию, на прогулке, в групповой комнате, малой, средней и высокой степени подвижности. Ежедневно, для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.
  • Релаксация - в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.
  • Пальчиковая гимнастика - рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).
  • Гимнастика для глаз - ежедневно по 3-5 минут в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.
  • Дыхательная гимнастика - в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Необходимо обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры. Используется как основной элемент при проведении образовательной деятельности с детьми по физическому развитию.
  1. Технология обучения здоровому образу жизни.

Основные формы и методы данной технологии:

  • Образовательная деятельность по физической культуре - 3 раза в неделю: 2 - в спортивном зале и 1 - на улице. Перед образовательной деятельностью необходимо хорошо проветрить помещение спортивного зала.
  • Проблемно-игровая деятельность - в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Совместная деятельность с педагогом может быть организована не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.
  1. Коррекционные технологии.
  • Элементы музыкотерапии - в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Используется в качестве вспомогательного средства как часть других технологий для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя.
  • Элементы сказкотерапии. Используется для развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.
  1. Технологии валеологического просвещения родителей.

Главными воспитателями ребёнка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребёнка, какое внимание уделяют родители здоровью ребёнка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребёнка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может находить каждодневную поддержку дома.

Информационно-просветительская деятельность выражается в формировании у родителей здорового образа жизни, как ценности, а также в знакомстве родителей с различными формами работы по физическому воспитанию в дошкольном учреждении. Информировании о состоянии здоровья и физическом развитии, об уровне двигательной подготовленности их ребёнка, привлечении родителей к участию в различных формах совместной деятельности: физкультурных досугах и праздниках.

В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей, можно провести ряд мероприятий, к которым относятся:

- родительские собрания,

- консультации,

- конкурсы,

- спортивные праздники,

- праздники здоровья,

- дни открытых дверей,

- папки-передвижки,

- беседы,

- личный пример педагогов,

- нетрадиционные формы работы с родителями,

- практические показы (практикумы).

  1. Здоровьесберегающие образовательные технологии.

Этот вид деятельности предполагает воспитание валеологической культуры, или культуры здоровья, дошкольников. Цель её - сформировать у детей осознанное отношение ребёнка к здоровью и жизни, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать его.

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак - использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.

Образовательная деятельность предполагает разнообразие педагогических мероприятий с дошкольниками: беседы о необходимости соблюдения режима дня, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы и так далее. Дети приобретают навыки культуры и здорового образа жизни, знания правил безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях.

Реализация работы по формированию валеологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ осуществляется через занятия, режим, подвижные игры, прогулки, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность.

Используются следующие методические приемы: рассказы и беседы воспитателя; заучивание стихотворений; моделирование различных ситуаций; рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов; сюжетно-ролевые игры; дидактические игры; игры-тренинги; игры-забавы; подвижные игры; пальчиковая и дыхательная гимнастика; самомассаж; физкультминутки.


ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОУ

  1. Диагностика уровня валеологической культуры у детей старшего дошкольного возраста

На основании выводов теоретической части, были определены задачи практического исследования:

1.        Выявить уровень сформированности валеологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

2.        Разработать и реализовать проект по формированию валеологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

3.        Проанализировать результаты работы, сделать выводы.

В нашем дошкольном образовательном учреждении проводится систематическая работа по укреплению здоровья детей доступными средствами и методами, проводятся следующие формы работы по направлению физическое развитие: физкультурные занятия, утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, дыхательная гимнастика, физкультурные развлечения, Дни здоровья, физкультурные праздники. Для реализации этого блока имеются все условия:

  1. физкультурный зал, оборудованный современным оборудованием;
  2. физкультурный уголок в групповой комнате; пособия, которые стимулируют активные движения детей, способствуют закреплению двигательных умений, освоенных на занятиях физкультурой. Каждое пособие остается в уголке не более 5-6 дней, пока оно вызывает интерес у детей и правильно ими используется, а затем заменяется другим;
  3. спортивная площадка (на участке детского сада);
  4. уголок релаксации в групповой комнате, где ребёнок может уединится;
  5. медицинский кабинет.

Особое место в ДОУ занимает физкультурно-оздоровительная работа. В системе которой проводятся: закаливающие процедуры, утренняя гимнастика, корригирующая гимнастика после дневного сна, физкультурные занятия, физкультминутки на занятиях, подвижные игры на прогулках, спортивные развлечения.

Для решения поставленных задач я определила последовательность работы:

I этап - констатирующий (сентябрь 2015г.)

Цель - выявить уровень сформированности валеологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

II этап - формирующий (октябрь 2015г. - март 2016г.)

Цель - разработать и реализовать проект по формированию валеологической культуры у детей старшего дошкольного возраста «Быть здоровыми хотим!».

III этап - контрольный (апрель - май 2016г.)

Цель - проанализировать результаты исследования, сделать выводы.

Анализ среды и условий, а также проводимой работы показал, что в дошкольном учреждении много делается для воспитания здоровых, всесторонне развитых детей. Здесь они получают полноценный уход, рациональное питание, систематический контроль над развитием и здоровьем. В планировании работы ДОУ уделяется достаточное внимание задачам физического воспитания дошкольников. Для оздоровления детей используются современные здоровьесберегающие технологии и методики. Среда жизнедеятельности детей оснащена разнообразным спортивным инвентарем, оборудованием для подвижных и дидактических игр.

Таким образом, можно сделать выводы, что в ДОУ созданы хорошие условия для решения задач по физическому воспитанию и оздоровлению детей ДОУ. В то же время анализ состояния здоровья воспитанников подготовительной к школе группы, в количестве 21 человека, показывает, что более половины детей имеют II и III группы здоровья. Это говорит о том, что работа по формированию валеологической культуры у детей старшего дошкольного возраста является фрагментарной и направлена, в основном, на формирование физической культуры и санитарно-гигиенических навыков.

Поэтому необходимо проведение дальнейшей работы по формированию валеологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Для определения уровня сформированности валеологической культуры у детей старшего дошкольного возраста были установлены следующие критерии:

1. Критерий участия в оздоровительных мероприятиях (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, прогулки, закаливающие процедуры).

2. Критерий ценностного отношения ребёнка к собственному здоровью и здоровому образу жизни.

Для реализации данных критерий была разработана диагностическая процедура, которая включала следующие методы:

  1. С целью изучения участия старших дошкольников в оздоровительных мероприятиях ДОУ я использовала метод наблюдения за детьми в режимные моменты, предложенные кандидатом педагогических наук, И.М. Новиковой. Этот метод был направлен на изучение потребностей детей в выполнении гигиенических и закаливающих мероприятий; включал наблюдения за мытьем рук, полосканием полости рта после еды, поведением во время утренней гимнастики, закаливающих мероприятий, прогулки, подготовки к дневному сну, свободной игровой деятельности.

Оценка результатов деятельности:

Высокий уровень - ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность при подготовке и проведении оздоровительных, закаливающих и санитарно-гигиенических мероприятий на основе осознания их необходимости; присваивает переданный взрослыми опыт, переносит его в самостоятельную деятельность.

Средний уровень - ребёнок может проявлять инициативу и самостоятельность в ходе оздоровительных, закаливающих и санитарно-гигиенических мероприятий, но она связана с его положительным эмоционально-чувственным переживанием; частично присваивает переданный взрослыми опыт и переносит его в самостоятельную деятельность.

Низкий уровень - ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в ходе оздоровительных, закаливающих и санитарно-гигиенических мероприятий на основе подражания другим детям, но осознанности и потребности в этих мероприятиях нет; частично присваивает переданный опыт, но затрудняется переносить его в самостоятельную деятельность.

Наблюдение за деятельностью детей осуществляется мною в определенное время, в течение дня (например, когда ребёнок обедает, готовится ко сну, делает физические упражнения) или эпизодические наблюдения, которые фиксировали отдельные проявления, реакции, факты поведения ребёнка (например, ребёнок здоровается со взрослым, сверстниками или играет в сюжетно-ролевую игру «Поликлиника»). Существует ещё наблюдение значимых ситуаций, в которых воспринимаются отдельные случаи, вызывающие интерес взрослого (например, ссора между детьми или ребёнок поранился на прогулке, какова реакция сверстников?).

Достоинством этого метода является то, что он позволяет абсолютно точно фиксировать проявления ребёнка, особенности его поведения, ничего при этом не искажая. Метод наблюдения позволяет получить целостное представление о валеологической культуре ребенка, так как его определенные действия воспринимаются не изолированно, а в связи с другими действиями, его размышлениями и навыками.

  1. Для изучения ценностного отношения ребёнка к собственному здоровью и здоровому образу жизни по мнению Е.А. Терпуговой, целесообразно использовать метод «Дидактическая игра», направленный на решение следующих задач:

− Накопление знаний о здоровье, обретение умений и навыков, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих здоровье;

− Становление валеологической компетентности ребёнка как готовности самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения в непредвиденных ситуациях;

− Оказание элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

При реализации поставленных задач у ребёнка формируется самостоятельность в применении валеологических знаний, умений и навыков в решении валеологических задач, которые носят здоровьесберегающий характер.

Для выявления ценностного отношения ребёнка к здоровью и здоровому образу жизни я предлагала детям поиграть в дидактическую игру «Закончи предложение»:

Моё здоровье – это…

Иногда я болею, потому что…

Когда я думаю о своем здоровье, то мне хочется…

Когда я думаю о здоровье, то представляю себе...

Когда мои друзья болеют, то я …

Если б у меня была волшебная палочка здоровья, то…

Оценка результатов проведённой диагностики:

Высокий уровень - ребёнок уверенно владеет валеологическими знаниями, проявляет активность в общении со взрослым, с интересом принимает участие в игре. На все вопросы дает адекватные, исчерпывающие ответы, проявляя при этом валеологическую эрудированность и компетентность. Большинство ответов на вопросы позволяют ребёнку продемонстрировать использование валеологических знаний, умений и навыков в реальной практике, в решении конкретных валеологических задач. Ребёнок владеет устойчивой мотивацией к здоровому образу жизни.

Средний уровень - ребёнок от части владеет валеологическим содержанием беседы, какие-то разделы позволяют ему проявляться активнее в общении с воспитателем, в решении проблемных ситуаций. Не на все вопросы дает адекватные ответы, затрудняется отвечать. Часть ответов все же сопровождается детскими исчерпывающими комментариями, иногда проявляется валеологическая эрудированность. Некоторые ответы на вопросы позволяют ребёнку продемонстрировать использование валеологических знаний, умений и навыков в реальной практике, в решении конкретных валеологических задач. Ребёнок обладает неустойчивой мотивацией к здоровому образу жизни.

Низкий уровень - ребёнок слабо владеет валеологическим содержанием беседы, активность ребёнка инициирует педагог, поддерживая его интерес к разговору. На большинство вопросов ребёнок дает неадекватные ответы, затрудняется отвечать или не отвечать совсем. Некоторые ответы дошкольника все же сопровождаются комментариями, попытками объяснить свою мысль. Развернутость конкретных ответов подчеркивает избирательность ребёнка, разрозненность валеологических задач. Ребёнок обладает неустойчивой мотивацией или не мотивирован к здоровому образу жизни. Не задумывается об этом.

По результатам проведённой диагностики я определила уровни сформированности валеологической культуры у детей старшего дошкольного возраста (таблица 1).

Таблица 1

Уровень сформированности валеологической культуры у детей старшего дошкольного возраста (констатирующий этап)

Критерии сформированности валеологической культуры

Уровни

Низкий

Средний

Высокий

1. Критерий участия в оздоровительных мероприятиях

11 человек

6 человек

4 человека

2. Критерий ценностного отношения ребёнка к собственному здоровью и здоровому образу жизни.

9 человек

7 человек

5 человек

Метод наблюдения выявил, что на констатирующем этапе низкий уровень валеологической культуры показали 11 человек, что составляет 52 %; средний уровень показали 6 человек, что составляет 28%; высокий уровень показали 4 человека, что составляет 20%.

Метод дидактической игры позволил нам определить, что на констатирующем этапе низкий уровень валеологической культуры показали 9 человек, что составляет 43%, средний уровень показали 7 человек, что составляет 33%, высокий уровень показали 5 человек, что составляет 24%. (рис.1)

Рисунок 1. Уровень сформированности валеологической культуры у детей старшего дошкольного возраста (констатирующий этап).

Диагностика показала, что в понимании большинства детей быть здоровым - значит не болеть. На вопрос, что нужно делать, чтобы не болеть, большинство детей ответили «Лечиться». Дети осознают, что если не соблюдать некоторых правил (одеваться тепло, когда холодно; не сидеть на сквозняке), то из-за этого можно заболеть. Для многих детей нездоровые привычки представляются очень притягивающими: «Я очень люблю есть мороженое, много», «Я люблю пить сок из холодильника, чтобы был очень холодный», «Я люблю поздно смотреть телевизор и утром спать долго», «Я всегда бегаю по лужам, потому что мне нравится» и другие. Среди полезных привычек дети называют: «Делать зарядку по утрам», «Закаливаться», «Купаться, как морж», из вредных привычек дети называют: «Есть немытыми руками».

Из опрошенных детей, 21 человек, все дети хотят быть здоровыми (21 человек), умеют кататься на велосипеде (4 человека), любят кататься зимой на санках и на лыжах (6 человек), ходят в бассейн и «поэтому не болеют» (1 человек), только (5 детей) делают зарядку дома вместе с родителями, (12 детей) считают, что они ведут здоровый образ жизни, а (9 детей) ответили на вопрос «не знаю». Некоторые из детей (8 человек) называют способы лечения: «пить чай с лимоном», «есть чеснок и лук», «малину надо больше кушать», «уколы надо делать».

Таким образом, у детей подготовительной к школе группы недостаточно знаний и представлений о факторах вреда и пользы для здоровья, частично сформированы представления о значении для здоровья физической и двигательной активности, полноценного отдыха, правильного питания, значения гигиены, состояния окружающей среды, недостаточно сформированы представления о поддержании здоровья с помощью закаливающих и профилактических мероприятий, использования полезных для здоровья предметов и продуктов.

Диагностика показала, что у детей не сформировано отношение к своему здоровью как к ценности, понимание того, что здоровье нужно не только беречь, но и укреплять, избавляться от вредных привычек, и подружиться с полезными привычками. Полученные результаты показали необходимость проведения работы по повышению уровня валеологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

  1. Проект по формированию валеологической культуры у детей старшего дошкольного возраста «Быть здоровыми хотим!»

Результаты диагностики по определению уровня сформированности валеологической культуры показали, что валеологическая культура у детей старшего дошкольного возраста сформирована слабо.

Для повышения уровня валеологической культуры я разработала и реализовала проект «Быть здоровыми хотим!»

Актуальность проекта:

Здоровье человека является необходимым условием реализации всех заложенных в человеке возможностей, основа основ достижения любых успехов. Забота о своём здоровье позволяет жить полноценной во всех отношениях жизнью.

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование валеологической культуры должно начинаться уже в детском саду. В образовательных программах дошкольных учреждений все больше разделов, посвященных изучению организма человека, обеспечению безопасности его жизни. В детстве человек осуществляет более напряженную, более сложную, чем взрослый, работу по саморефлексии, самопостроению, самоконтролю и саморегулированию. Если ребёнок пассивен в этом процессе, то деформируется его социализация, разрушается здоровье.

Поэтому именно на этапе дошкольного возраста приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни. Процесс обучения здоровому образу жизни неразрывно связан с двигательной активностью, как мощным и стимулирующим фактором интеллектуального и эмоционального развития ребёнка. Именно на основе интереса детей к физкультурной деятельности следует формировать умения и навыки обеспечения здоровой жизнедеятельности, мотивацию на здоровье.

Проект направлен на расширение представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровье и здоровом образе жизни, на осмысление ими необходимости беречь своё здоровье.

В проекте учитывались особенности психологического развития детей старшего дошкольного возраста, выражающиеся в способности к самоконтролю над привычками, формированием привычки к здоровому образу жизни, совершенствованием культурно-гигиенических навыков.

Целью проекта является создание устойчивой положительной мотивации педагогов, детей и их родителей к активной деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей старшего дошкольного возраста.

Для достижения данной цели я поставила перед собой определённые задачи:

  • Дать детям общее представление о здоровье как о состоянии человека и о влиянии окружающей среды на здоровье человека.
  • Помочь детям в формировании привычек здорового образа жизни, привитии и закреплении культурно - гигиенических навыков.
  • Знакомить детей с факторами, влияющими на здоровье человека (окружающая среда, сон, двигательная активность.
  • Привлекать детей к активному участию в оздоровительных мероприятиях.
  • Расширять представления родителей о здоровье, его ценности.
  • Побуждать родителей воспитывать привычку к здоровому образу жизни.
  • Расширять представления педагогов, работающих с детьми о здоровье, его ценности.
  • Привлекать педагогов к активному участию в оздоровительных мероприятиях ДОУ.

Проект «Быть здоровыми хотим!» состоит их трёх этапов:

Этап 1 - подготовительный,

Этап 2 - основной,

Этап 3 – заключительный.

На подготовительном этапе проекта, на основании диагностики уровня сформированности валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста, был разработан перспективный план по его реализации (Приложение 1). Был произведён подбор литературы, фотографий, иллюстраций, презентаций, стихотворений, рассказов, загадок по теме нашего проекта.

Одним из важных условий воспитания и развития ребёнка является создание валеологически - развивающей среды. В связи с этим мы пополнили физкультурный уголок групповой комнаты атрибутами, необходимыми для общеразвивающих упражнений, корригирующей, бодрящей гимнастики, коррекции осанки. Оформили зону здоровья, в которую вошли дидактические игры, пособия, папки-передвижки.

Обретение ребёнком опыта здорового образа жизни осуществлялось через согласованную деятельность с родителями, организацию режима дня и питания детей, среды, с которой взаимодействуют дети.

На данном этапе было проведено анкетирование родителей: «Здоровый образ жизни» (Приложение 2), анализ ответов родителей, участвующих в проекте, показал, что у большинства из них уровень знаний в области валеологической культуры невысок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда их ребёнку требуется медицинская или психологическая помощь. Последнее обусловлено тем, что многие родители не понимают сущности понятия «здоровье», рассматривая его только как отсутствие заболеваний, а средства оздоровления видят лишь в лечебных и закаливающих мероприятиях, совершенно не учитывая, что понятие «здоровье» состоит из трех частей, физическое, психическое, социальное.

Наиболее подробно остановимся на содержании деятельности участников проекта «Быть здоровыми хотим!» и на его основном и заключительном этапах.

На основном этапе проекта проводилась работа с педагогическим составом ДОУ, с детьми подготовительной к школе и их родителями.

Работа с педагогическим коллективом:

Для педагогов была создана картотека новых подвижных игр (Приложение 3), которые им предлагалось включать в организованную и самостоятельную двигательную деятельность детей на прогулке, а также во время динамических пауз между занятиями.

На этом же этапе с педагогами была организована деловая игра «Путешествие за здоровьем» (Приложение 4). «Путешествуя за здоровьем» педагоги получили много полезной для себя информации и показали уже имеющиеся знания о валеологии, во время игры они продолжали пословицы о здоровье, решали проблемные ситуации, разрабатывали и демонстрировали конспекты занятий и развлечений о валеологии.

Так же для педагогов были проведены консультации по теме проекта, такие как «Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста», «Дыхательная гимнастика игрового характера для детей старшего дошкольного возраста», «Значение двигательной активности в жизни дошкольников».

Одним из обязательных условий формирования валеологической культуры ребёнка является валеологическая культура семьи. Её становление и обогащение осуществлялось с помощью работы с родителями.

Для привлечения родителей к работе над нашим проектом мы организовали велопрогулку в Дендрологический сад, это самый красивый парк нашего города. Хотя не все родители сразу откликнулись на это предложение, но после прогулки, получив массу положительных эмоций и хорошего настроения, родители делились своими впечатлениями с другими семьями группы, что послужило стартом для нашего дальнейшего сотрудничества. Совместная прогулка сблизила педагогов и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Атмосфера доброжелательности стала характерной для нас всех.

Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогами и родителями, родительское собрание «Валеологическое воспитание дошкольников» было проведено в нетрадиционной форме (Приложение 5). Мы очень тщательно к нему готовились, ведь успех собрания во многом обеспечивается его подготовкой. Подбирали музыку, готовили пригласительные билеты, постарались создать в группе атмосферу добра, уюта и тепла. Начиналось оно с приветствия, игра «Поприветствуем друг друга», объединила взрослых (все улыбались и говорили друг другу комплименты). Сначала все смущались, но это чувство быстро сменилось радостью и интересом. Минутка знакомства помогла снять напряжение, ведь родителям, сидящим за одним столом, не раз в течение собрания нужно было обсудить ситуацию или вопрос. Мягкое освещение, музыкальное сопровождение, доброжелательный тон повествования: всё это способствовало созданию доверительной атмосферы, родителям легче было говорить о своих проблемах. С интересом дети и родители смотрели видеофильм о жизни детей в ДОУ, что помогло родителям окунуться в один день из жизни своего ребёнка, а дети с радостью наблюдали за собой со стороны.

Одной из форм работы с родителями были индивидуальные беседы, которые проходили в рамках нашего проекта на следующие темы: «Как организовать подвижные игры с ребёнком», «Мы и спорт», «Как научить ребёнка ухаживать за своим телом»; педагогами оформлялись папки-передвижки «Какую обувь покупать детям?», куда вошли рекомендации родителям по выбору обуви, её значение для здоровья ребёнка, картотека упражнений для профилактики плоскостопия, а так же рекомендации «Как одевать ребёнка в разное время года», «Как укрепить иммунитет ребенка», «Закаливание в домашних условиях» и другие.

У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали, когда им пришлось рисовать вместе с детьми. Было много восторгов и удивлений, когда мы организовали выставку рисунков на тему «Любимый вид спорта». В ответ на выставку родители оформили стенгазету «Спорт -это здоровье», где поделились своим опытом о том, как они проводят своё свободное время.

Одним из самых масштабных мероприятий, организованных с родителями и детьми была игра-квест «По следам Снежного человека» (Приложение 6). В игре этого жанра всегда предполагается задание, в котором необходимо что-то разыскать – предмет, подсказку, сообщение, чтобы можно было двигаться дальше. Слово «Quest» переводится на русский язык как «поиск». Квест предполагает выполнение какого-нибудь задания. Наша игра – квест прошла в рамках городского фестиваля спортивных мероприятий, она позволила детям и родителям поучаствовать в необычном путешествии с множеством трудных препятствий. Детям вместе с родителями нужно было отправиться в далёкое путешествие для того чтобы встретить Снежного человека. Путь их был очень трудным, но все вместе они справились со всеми испытаниями и встретились с Йети, рассказали ему стихи и сфотографировались на память.

Для родителей были изготовлены буклеты: «Какие пищевые продукты помогают стать закалённым?», «Значение овощей и фруктов для здоровья человека», «Не стой! Не смотри! Скорее помощь окажи!», «Научите детей безопасному катанию на лыжах», «В здоровом теле – здоровый дух!», из которых они почерпнули полезную информацию.

Важную роль на данном этапе заняла работа с детьми.

В работе по укреплению здоровья и стимулированию двигательной активности детей старшего дошкольного возраста проводилась физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня: утренняя гигиеническая гимнастика, физкультминутки, НОД в ОО «Физическое развитие», гимнастика после дневного сна, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, закаливающие процедуры, на прогулках проводились подвижные игры: «Гуси», «Поймай мяч», «Совушка-сова», «Коршун и наседка», «Не сбей флажок», «Город-село» и другие; каждый день с детьми проводилась индивидуальная работа: «Прыжки на одной и двух ногах», «Броски и ловля мяча», «Прыжки в длину, в высоту, из обруча в обруч», «Метание в цель, вдаль», «Пройди по бревну», «С кочки на кочку», «Перебрасывание и ловля мяча двумя руками», «Брось дальше».

В режимных моментах закреплялись культурно-гигиенические умения и навыки: одеваться и раздеваться в правильной последовательности, складывать одежду и убирать ее на свое место, изучение алгоритма сервировки стола, ситуативный разговор о воде во время умывания «Польза-вред».

Согласно перспективному планированию занятия по формированию валеологической культуры длительностью 30 минут проводились два раза в месяц в физкультурном зале или в групповой комнате. В процессе формирования валеологической культуры с детьми проводилась предварительная работа, которая велась в свободное от занятий время, подбирались дидактические игры по теме занятия, в книжном уголке раскладывали книги, иллюстрации, созвучными с темами занятий, выставляли муляжи фруктов и овощей, читалась художественная литература.

После проведения занятий дети долго рассуждали, например, какой орган помогает человеку дышать, или какие микробы и бактерии живут на грязных руках, и как надо ухаживать за зубами. Во время таких бесед брали книгу Г. Немкиной «История феи Витаминки», вместе рассматривали картинки, это занятие плавно перетекало в игру «Поликлиника». Дети превращались в заботливых пап и мам и со своими детишками приходили на приём к доктору.

На занятиях мы знакомили также детей с тем, как устроено тело человека. В доступной форме, при помощи иллюстративного материала, рассказывали о его основных системах и органах, обращая внимание на необходимость прислушиваться к своему самочувствию.

Большое наслаждение и радость доставил детям поход «За здоровьем в осенний лес» (Приложение 7). Вместе с детьми в поход отправились Болейка и Здоровейка. Дети рассказывали им о правилах поведения на природе, читали стихи и пословицы об осени. Здоровейка предложил детям поиграть в спортивные эстафеты, а Болейка загадывал загадки, которые дети с радостью отгадывали. После подвижных игр взрослые и дети собирали природный материал, который впоследствии поместили в экологическом уголке своей группы.

Неизгладимое впечатление на детей произвела экскурсия на станцию скорой помощи, во время которой врачи станции рассказывали детям о том, что здоровье надо беречь с самого детства, демонстрировали, как оборудована машина скорой помощи, и даже разрешили посидеть внутри.

А во время экскурсии в спортивную школу тренер по лёгкой атлетике рассказала о том, как занимаются спортом старшеклассники, и посоветовала детям вести здоровый образ жизни. Ребята увидели фрагмент тренировки в секции «Лёгкая атлетика», после чего пришли в восторг и все до одного захотели записаться в спортшколу.

Проводя работу по формированию валеологической культуры, мы старались объяснить детям, что здоровье зависит не только от отношения человека к своему здоровью, но и от соблюдения правильного образа жизни. Помочь усвоить это помогла детям драматизация здоровьесберегающей сказки «Как Медвежонок лук искал» (Приложение 8). Показ сказки очень заинтересовал детей, вместе с родителями они готовили костюмы и учили слова. Во время выступления актёры эмоционально исполняли свои роли, а зрители с удовольствием наблюдали за происходящим на сцене.

Большое внимание уделялось самостоятельной деятельности детей. Дети играли в сюжетно-ролевые игры: «Поликлиника», «Скорая помощь», «Мы спортсмены» и другие, рассматривали энциклопедию «Человек», разукрашивали раскраски «Овощи и фрукты».

В творческой мастерской дети рисовали полезные продукты, предметы гигиены, выполняли работы «Мы играем в мяч» в технике «аппликация из салфеток», «Моё сердце», в технике рисования с помощью трафаретов, лепили из пластилина фрукты и овощи. Дети играли в дидактические игры по валеологии: «Полезно - вредно», «Угадай на ощупь», «Режим дня», «Что будет, если…», «Что мы видели не скажем, а что делали - покажем», «Хорошо или плохо» с удовольствием придумывали и разгадывали загадки об овощах и фруктах (Приложение 9).

Таким образом, проведенная на основном этапе работа по формированию валеологической культуры у детей старшей группы была направлена на воспитание ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, на обучение детей двигательным умениям и навыкам, воспитание полезных привычек и негативного отношения к вредным привычкам, выполнение точечного массажа, использование элементов релаксации в управлении своим здоровьем.

На основе проведенных мероприятий, у детей старшего дошкольного возраста развивались такие качества как ответственность, самостоятельность, наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочивались впечатления, которые они получали при взаимодействии с внешним миром, расширился словарный запас, формировались навыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой деятельности.

С детьми были проведены тематические НОД в ОО «Физическое развитие»: «Глаза - главные помощники человека», «Кожа помощница», «Дорога к доброму здоровью»; и физкультурные развлечения и досуги «День здоровья» (Приложение 10), «Путешествие в страну Неболейка», где дети с большой радостью участвовали во всех эстафетах, отвечали на вопросы и играли в подвижные игры.

С детьми был проведён цикл бесед на следующие темы: «Как поддержать здоровье в осенний период», «Чистим зубы правильно», «Что вредно для здоровья», «Для чего нужно делать зарядку», «Для чего и сколько раз нужно чистить зубы», «Зачем нужно мыть руки» (Приложение 11) и другие.

Решая задачи по формированию валеологической культуры у детей в ходе работы, мы старались заботиться и о здоровье самого ребёнка, применяя в работе здоровьесберегающие технологии: гимнастику для глаз, оздоровительные минутки, самомассаж, точечный массаж, музыкальную терапию, сказкотерапию с целью снятия мышечного, нервного, психоэмоционального напряжения, а также оздоровительно - профилактического действия.

На заключительном этапе проекта совместно с родителями был проведен физкультурный досуг «Мы здоровью скажем «ДА» (Приложение 12), целью которого стало повышение педагогической культуры родителей по вопросам формирования здорового образа жизни и распространения опыта здорового образа жизни семьи. Родители разделились на две команды, каждая из которых придумала название и девиз. На празднике появился Карлсон, он проводил с командами весёлые эстафеты, загадывал загадки, танцевал с ними массовые танцы. Вечер прошёл по-детски весело, беззаботно и непринуждённо. В заключение родители получили дипломы, а дети сладкие призы. Детям была показана мультимедийная презентация к проекту «Я и моё здоровье».

Для выявления степени эффективности, проведенной нами работы, направленной на формирование валеологической культуры у детей старшего дошкольного возраста, была проведена диагностика с использованием методик констатирующего этапа.

Как видно из полученных данных, у большинства детей наблюдается положительная динамика уровня сформированности валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста (таблица 2).

Таблица 2

Уровень сформированности валеологической культуры у детей старшей группы (контрольный этап)

Критерии сформированности валеологической культуры

Уровни

Низкий

Средний

Высокий

1. Критерий участия в оздоровительных мероприятиях

2 человека

5 человек

14 человека

2. Критерий ценностного отношения ребёнка к собственному здоровью и здоровому образу жизни.

2 человека

6 человек

13 человек

Метод наблюдения выявил, что на контрольном этапе низкий уровень валеологической культуры показали 9% средний уровень показали 24%; высокий уровень показали 67% детей группы.

Метод дидактической игры позволил нам определить, что на контрольном этапе низкий уровень валеологической культуры показали 9%, средний уровень показали 28%, высокий уровень показали 63% детей группы. (рис.1)

Рисунок 2. Результат диагностики уровня сформированности валеологической культуры у детей старшего дошкольного возраста (контрольный этап)

В результате проведённой повторной диагностики мы увидели положительную динамику в формировании валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста (Приложение 13).

На основании проведённых мероприятий нашего проекта были выделены следующие результаты его реализации:

  • Повысился интерес детей к оздоровлению собственного организма;
  • Сформировались навыки ведения здорового образа жизни;
  • Снизился уровень заболевания;
  • Появилось заинтересованное отношение родителей к совместной активной деятельности с детьми, направленной на улучшение здоровья;
  • Сформировалась активная позиция у детей по здоровьеукреплению и здоровьесбережению.

Таким образом, реализация данного проекта по формированию валеологической культуры у детей старшего дошкольного возраста, позволила сделать следующие выводы:

  1. Данный проект направлен на формирование позитивного самосознания у детей, ценностного отношения к собственной жизни и жизни другого человека, на развитее свободной, здоровой личности, обладающей мышлением, чувством собственного достоинства и уважения к людям, на воспитание потребности в здоровом образе жизни.
  2. Предлагаемые знания о человеческом организме соответствуют интеллектуальным возможностям детей старшего дошкольного возраста, конкретности их мышления, опоре при изучении нового на наглядность, чувства, ощущения.
  3. Реализация данного проекта может органично включаться в педагогический процесс: в занятия познавательного цикла, физкультурные занятия, игры, труд, режимные процессы, свободную деятельность, развлечения, досуг, экскурсии и так далее.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Валеологическая культура дошкольников один из важнейших факторов сохранения здоровья и благополучия ребёнка, он определяет качество жизни, способствует лучшей адаптации организма к социально-педагогическим требованиям в дошкольном учреждении, к меняющимся жизненным бытовым ситуациям.

Сформированные в детстве навыки здорового образа жизни сохраняются и в дальнейшем. Ребёнок, взрослея, будет всегда защищен от разнообразных вредных воздействий, с которыми ему неизбежно придется сталкиваться.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки - М.: ТЦ сфера, 2015.- 96с.
  3. Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима, работы в дошкольных образовательных организациях».
  4. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду М.: Сфера, 2003 - 88 с.
  5. Амосов Н.М. Здоровый образ жизни. // Воспитание школьника. - №2. - 2000. - с.72-77.
  6. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. - М., Физкультура и спорт, 2001. - 250 с.
  7. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: кн. Для воспитателя дет. сада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; ред. Л.А. Венгер. – М.: Просвещение, 2001. – 144 с.
  8. Гаврючина Л.В. «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» , 2004. - 98с.
  9. Деркунская В.А. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студентов пед. вузов по специальности «Педагогика» - 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2007. - 316 с.
  10. Доронова Т.Н. Радуга: программа и методическое руководство по воспитанию развития и образования детей 6-7 лет в д/с. - М.: Знание, 2003. - 224 с.
  11. Жуковин И.Ю. Программа формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников//Психолог в детском саду: ежеквартальный научно-практический журнал/ 2006 - №3 с.52-81.
  12. Зайцев Г.К. Валеология: Культура здоровья. - М., Наука, 2003. -320с.
  13. Запорожченко В.Г. Образ жизни и вредные привычки. - М.: Медицина, 2001. - 32с.
  14. Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. - М.: Медицина, 2004. - 128с.
  15. Зимонина В.А. Воспитание ребёнка - дошкольника. Расту здоровым. М.; ВЛАДОС, 2003-304 с
  16. Иванова М.Г. Здоровье как предмет исследования в психологии. // Психологическая наука и образование. - №3. - 2006. - С.99 - 101.
  17. Калягин А.Н Здоровый образ жизни и его составляющие. // ОБЖ. - №9. - 2005. - С.8 - 14.
  18. Карепова Т.Г., Жуковин И.Ю. Программа формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников «Наша традиция - быть здоровыми!». // Психолог в детском саду. -2006. -№3. -с. 52 - 80.
  19. Каневская Л.Я. Гигиена детей и подростков. - М.: Медицина, 2007. - 64с.
  20. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М: Издат. Центр Академия, 2004. - 416 с.
  21. Колбанов В.В. Валеология: Основные понятия, термины и определения. - СПб.: ДЕАМ, 2203. - 232с.
  22. Князева О.А. Мои помощники // Дошкольное воспитание. 2000. -№З.-С. 64-74.
  23. Лисицын Ю.П., Сахно А.В. Здоровье человека социальная ценность. - М.: Мысль, 2006. - 270 с.
  24. Нежина Н.В. Охрана здоровья детей дошкольного возраста / Н.В. Нежина // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 4. - С. 14-17.
  25. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников: Методическое пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.
  26. Пимонова С.А. Содержание и методика физического воспитания детей 5-7 лет. М., Наука, 2207. - 32с.
  27. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий». // Науч. рук. Л.Г. Петерсон / Под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. М.: Институт системно-деятельностной педагогики, 2014. – 383 с.
  28. Сластенин В.А. Общая педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: в 2 ч. / В.А Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А Сластенина. – М.: ВЛАДОС, 2003. – Ч. 1. – 288 с. ; Ч. 2. – 256 с.
  29. Стожарова М.Ю. Формирование психологического здоровья дошкольников - Ростов Н/Д: Феникс, 2007. - 20с.
  30. Терпугова Е.А. Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста. Изд. 2007 г.
  31. Филиппова С.О. Физическое воспитание и развитие дошкольников: учеб. Пособие для студ. сред. пед. учебн. заведений. - М.: Издательский центр «Акадамия», 2007 - 224с.
  32. Чумаков Б.Н. Валеология. Учеб. Пособие - 2-е изд. - М., Педагогическое общество России, 2000 - 407с.

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Методический семинар

Слайд 1

Здравствуйте уважаемые коллеги и члены конкурсного жюри, разрешите представиться - меня зовут Тихомирова Татьяна Григорьевна, я - воспитатель «Детского сада «Аленушка».

Слайд 2

Немного о себе: имею среднее профессиональное образование, с отличаем окончила Ростовский педагогический колледж по специальности «Дошкольное образование». На данный момент являюсь студенткой Ярославского педагогического университета имени Константина Дмитриевича Ушинского.

Сколько себя помню, я всегда занималась спортом. Я просто не представляла свою жизнь без движения. Ещё маленькой ходила с бабушкой на лыжах, участвовала в соревнованиях по бегу на длинные дистанции, играла в баскетбол. А затем увлеклась греблей на байдарках. Именно здесь я поняла, что такое выносливость, сила и выдержка. Именно тренировки помогли осознать всю значимость физических нагрузок и здорового образа жизни.

Слайд 3

В 2009 году я пришла работать в детский сад, ещё не осознавая всей ответственности за сохранение и укрепление здоровья маленьких дошколят. А ведь это, я считаю, является главной задачей педагогов дошкольного учреждения и родителей воспитанников.

Проблема здоровья была и продолжает оставаться актуальной в современной практике дошкольного образования. Причин неблагополучия здоровья много, но одна из самых важных – неправильный образ жизни. Это свидетельствует о необходимости выработки навыков и мотивации сохранения здоровья детьми.

Слайд 4

В Федеральном Законе «Об образовании РФ», в статье 41 отмечено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни.

Статья 41. Охрана здоровья обучающихся

[Закон «Об образовании в РФ] [Глава 4] [Статья 41]

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают:

  • Оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
  • Организацию питания обучающихся;
  • пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
  • организацию и создание условий для профилактики заболеваний, и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой;
  • организацию и создание условий для профилактики заболеваний, и оздоровления обучающихся и др.

Слайд 5

В ФГОС ДО обозначены важные задачи по сохранению и укреплению здоровья каждого ребёнка в процессе здоровьеформирующего образования и воспитания общей культуры личности, в том числе ценностей здорового образа жизни.

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). 

Слайд 6

Тема моей методической разработки «Формирование валеологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ».

Научно обосновал необходимость здравоохранения практически здоровых людей – ученый, доктор медицинских наук, Израиль Ицкович Брехман в 1982 году. Именно его и называют «отцом» современной Валеологии.

Что же такое валеология? Спросите вы меня.

Термин валеология происходит от латинских слов «вале», что означает «быть здоровым» и «логос» - «наука». Таким образом, валеология - наука о здоровье.

«Вале!» - хочется сказать мне вам, «будьте здоровы!» именно так древние римляне приветствовали друг друга.

Слайд 7

Исходя из целевых ориентиров Федерального Государственного Образовательного Стандарта, валеология применительно к дошкольному образованию ставит своей целью обучение детей основным гигиеническим правилам и нормам, укрепления здоровья и привитие навыков здорового образа жизни – это активный труд, рациональный отдых, закаливание, занятие физкультурой, рациональное и полноценное питание, личная гигиена, своевременное обращение к врачу и другое.

Целевые ориентиры ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного детства

  • У ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • Ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Слайд 8

Каждый педагог выбирает свои ориентиры и направления в работе, в том числе и в валеологическом. Поиск собственных решений труден. И перед каждым новым рабочим днём я всегда размышляю: как сделать деятельность детей интересней и эффективней, увлечь и заинтересовать их.

Именно поэтому у меня сложился определенный стиль отношений с детьми:

• Не запрещать, а направлять!

• Не принуждать, а убеждать!

• Не командовать, а организовывать!

• Не ограничивать, а предоставлять свободу выбора!

Для определения уровня сформированности валеологической культуры у детей старшего дошкольного возраста мной были выделены следующие критерии:

1. Определение уровня активности - участие в оздоровительных мероприятиях (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, прогулки, закаливающие процедуры).

2. Определение уровня сформированности ценностного отношения ребёнка к собственному здоровью и здоровому образу жизни.

Слайд 9

На основании этого была разработана диагностическая процедура, которая включала методы, предложенные кандидатами педагогических наук Ириной Маратовной Новиковой и Еленой Алексеевной Терпуговой.

Цели методов диагностирования представлены на экране.

Метод наблюдения за детьми в режимные моменты, И.М. Новикова. Этот метод был направлен на изучение потребностей детей в выполнении гигиенических и закаливающих мероприятий; включал наблюдения за мытьем рук, полосканием полости рта после еды, поведением во время утренней гимнастики, закаливающих мероприятий, прогулки, подготовки к дневному сну, свободной игровой деятельности.

Для выявления ценностного отношения ребёнка к здоровью и здоровому образу жизни я предлагала детям поиграть в дидактическую игру «Закончи предложение» Е.А. Терпугова:

Моё здоровье – это…

Иногда я болею, потому что…

Когда я думаю о своем здоровье, то мне хочется…

Когда я думаю о здоровье, то представляю себе...

Когда мои друзья болеют, то я …

Если б у меня была волшебная палочка здоровья, то…

Слайд 10

Результаты проведённой диагностики на констатирующем этапе показали, что валеологическая культура у детей старшего дошкольного возраста находится на уровне немного ниже среднего.

Слайд 11

Для повышения уровня валеологической культуры у детей старшего дошкольного возраста я разработала и реализовала проект «Мы здоровью скажем да!», направленный на расширение представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровье и здоровом образе жизни, на осмысление ими необходимости беречь своё здоровье.

Слайд 12

Цель и задачи проекта вы можете увидеть на экране.

Цель проекта - создание устойчивой положительной мотивации педагогов, детей и их родителей к активной деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей старшего дошкольного возраста.

Для достижения данной цели я поставила перед собой определённые задачи:

  • Дать детям общее представление о здоровье как о состоянии человека и о влиянии окружающей среды на здоровье человека.
  • Помочь детям в формировании привычек здорового образа жизни, привитии и закреплении культурно - гигиенических навыков.
  • Знакомить детей с факторами, влияющими на здоровье человека (окружающая среда, сон, двигательная активность.
  • Привлекать детей к активному участию в оздоровительных мероприятиях.
  • Расширять представления родителей о здоровье, его ценности.
  • Побуждать родителей воспитывать привычку к здоровому образу жизни.
  • Расширять представления педагогов, работающих с детьми о здоровье, его ценности.
  • Привлекать педагогов к активному участию в оздоровительных мероприятиях ДОУ.

Данный проект состоит их трёх этапов: подготовительного, основного и заключительного.

На подготовительном этапе проекта, на основании диагностики уровня сформированности валеологической культуры, был разработан перспективный план по его реализации, включающий в себя создание развивающей предметно-пространственной среды, интеграцию валеологического сопровождения образовательного процесса, а также взаимодействие с родителями.

Слайд 13

Был проведен анализ и пополнение уже имеющихся картотек по организации физкультминуток, подвижных игр, комплексов утренней и дыхательной гимнастики.

Наиболее подробно я остановлюсь на основном этапе, на котором проводилась работа с педагогическим составом ДОУ, с детьми и их родителями.

Слайд 14

С педагогами были проведены индивидуальные беседы о подготовке и проведении совместных оздоровительных мероприятий, так же для них была организована деловая игра «Путешествие за здоровьем». Педагоги получили много полезной для себя информации и показали уже имеющиеся знания о валеологии, во время игры они продолжали пословицы о здоровье, решали проблемные ситуации.

Слайд 15

Для привлечения родителей к работе над проектом я организовала детско-родительские мероприятия, такие как «Здоровые дети в здоровой семье», «Поговорим о здоровье», «Валеологическое воспитание дошкольников».

Велопрогулка, проведённая совместно с родителями в Дендрологический сад, всех сблизила, подружила между собой семьи.

Для родителей были изготовлены буклеты, которые я использовала на собраниях и в индивидуальных беседах. Из них родители почерпнули полезную для себя информацию. Некоторые из буклетов вы можете увидеть на своём столе.

Слайд 16

Одним из самых масштабных мероприятий, организованных с родителями и детьми была игра-квест «По следам Снежного человека». Игра проходила в рамках городского фестиваля спортивных мероприятий «Зимние забавы». Участие в этом мероприятии активизировало родителей, позволило по-другому взглянуть на детско-родительские отношения. Родители увидели самостоятельность своих детей, поистине здоровый азарт на преодоление препятствий, а дети, со своей стороны, почувствовали от родителей поддержку и умение прийти на помощь в любую минуту.

Важную роль на данном этапе заняла работа с детьми.

Слайд 17, 18

В рамках данного проекта с ними были проведены такие мероприятия как: поход «За здоровьем в осенний лес»; экскурсия на станцию скорой помощи и в спортивную школу; драматизация здоровьесберегающей сказки «Как Медвежонок лук искал»; физкультурные развлечения и праздники; цикл бесед на следующие темы «Как поддержать здоровье в осенний период», «Чистим зубы правильно», «Что вредно для здоровья» и другие.

Слайд 19

На заключительном этапе проекта совместно с родителями был проведен физкультурный досу'г «Мы здоровью скажем «ДА!», целью которого стало повышение педагогической культуры родителей по вопросам формирования здорового образа жизни. Вечер прошёл по-детски весело, беззаботно и непринуждённо. В заключение дети и родители получили дипломы и памятные подарки.

Слайд 20

Для выявления степени эффективности, проведенной работы, направленной на формирование валеологической культуры у детей старшего дошкольного возраста, мной была проведена диагностика с использованием методик констатирующего этапа.

В результате проведённой повторной диагностики я увидела положительную динамику в формировании валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста. Диагностика контрольного этапа показала, что в результате проведённой работы у детей значительно повысился уровень осознанного отношения к здоровью, умения его оберегать, поддерживать и сохранять. Повысился уровень компетентности детей и родителей, позволяющий самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни.

Слайд 21

В заключении хотелось бы сказать: уважаемые коллеги, члены конкурсного жюри, я ещё раз желаю вам здоровья и процветания в ваших семьях и коллективах, традиций здорового образа жизни! И тогда валеологическая культура станет достоянием нации, государства, неотъемлемой частью жизни людей.

Слайд 22

У меня всё. Спасибо за внимание!