В помощь педагогам

Тихомирова Татьяна Григорьевна

Консультация "Эмоциональное благополучие ребёнка в ДОУ" 2012 год

Тренинг для воспитателей "Обучение навыкам эффективного общения" 2013 год

     

Консультация "Использование нетрадиционного физкультурного оборудования в совместной деятельности с детьми" 2014 год

Консультация "Правовое воспитание дошкольников" 2014 год

Семинар-практикум "Правовое воспитание дошкольников" 2014 год

          

Консультация "Портфолио педагога" 2014 год

Консультация "Роль подвижных игр" 2015 год

Консультация для педагогов «Значение развивающей игры в жизни ребёнка – дошкольника» 2015 год (В рамках семинара-практикума «Значение игры в жизни ребёнка»)

         

Педагогическая конференция 2015 года "Организация работы с родителями – участниками образовательного процесса" (Из опыта работы)

         

Опыт работы "Формирование самостоятельности и инициативности при организации подвижных игр в младшей группе" 2015 год (В рамках работы городской иновационной площадки "Поддержка инициативы и самостоятельности дошкольников раннего и младшего возраста в игровой деятельности")

Консультация "Организация и проведение утренней гимнастики в ДОУ" 2016 год

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №11 «Аленушка»

«Эмоциональное благополучие ребёнка в саду»

Консультация для педагогов

Подготовила воспитатель

Тихомирова Татьяна Григорьевна

г. Переславль-Залесский

2012 год

Консультация для педагогов

«Эмоциональное благополучие ребёнка в саду»

В соответствии с Уставом Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) под здоровьем понимается «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Из этого определения понятия здоровья, данного ВОЗ видно, что душевное и социальное благополучие – это важная составляющая часть здоровья, наряду с физическим благополучием. Мы все помним известную фразу любимого многим А. Экзюпери, что «Все мы родом из детства». Многие наши привычки, радости, как и многие наши проблемы и разочарования родом из детства.

Одна из самых важных потребностей в жизни человека (по А. Маслоу) – потребность в безопасности в раннем возрасте обеспечивается в основном родителями. Самая важная роль в обеспечении эмоционального комфорта ребёнка принадлежит, конечно, маме и зависит от эмоционального взаимодействия с ребёнком, проявления безусловной любви и поддержки.

Если ребёнок получает от родителей любовь и поддержку, у него возникает состояние эмоционального комфорта, а это обеспечивает доверительное и активное отношение к миру, формирует высокую самооценку, самоконтроль, ориентацию на жизненный успех. И, напротив, если человек ощущает эмоциональное неблагополучие, то это может проявиться в агрессии, подавленности, в страхах, обидах, изолированности, которые будут сопровождать его всю жизнь.

Эти особенности формирования эмоционального благополучия (неблагополучия) важно осознать воспитателю детского сада, куда дети попадают в раннем возрасте. На воспитателей тоже ложится обязанность и ответственность за эмоциональное благополучие ребёнка. Их взаимоотношения с ребёнком, их внимание и забота, желание создать эмоциональный комфорт (а в худшем случае их отсутствие) очень серьёзно может повлиять на жизненный путь их воспитанников. На что же стоит обратить внимание педагогу?

Первое появление ребёнка в детском саду и правильно организованный процесс адаптации играет очень большую роль в формировании отношения ребёнка к детскому саду и миру взрослых в целом. Приход в садик, физический и эмоциональный отрыв от мамы для многих детей очень большой стресс. В этот момент нужно проявить доброе отношение к ребёнку. Очень успешно идет адаптация у деток, с которыми работают педагоги с высоким уровнем сопереживания. В таких группах дети достаточно быстро приспосабливаются к новым условиям, принимают новые правила и переход в другую возрастную группу, к новому воспитателю проходит у них легче. Нет страха перед новым воспитателем, перед садиком. Дети очень дорожат такими воспитателями и привязываются к ним. У малышей эта привязанность видна сразу, а у детей постарше можно провести небольшое проективное тестирование и предложить им выполнить рисунок «Я в детском саду». Эта методика очень наглядно отображает восприятие ребёнком и воспитателя. и детского сада. Обратите внимание, есть ли на рисунке воспитатель, он занят, есть ли на рисунке другие дети, или ребёнок один, какую цветовую гамму выбирает ваш воспитанник. Такой анализ позволит сделать определённые выводы, в том числе и об эмоциональном благополучии ребёнка. И поможет скорректировать свою дальнейшую работу.

Очень положительно влияет на детей разумная занятость. Дети в садике, в любом возрасте очень откликаются на игры, так как именно игра гармонизирует эмоциональную сферу ребёнка и является ведущей деятельностью ребёнка дошкольника. Так же, это могут быть игры с элементами психогимнастики, направленные на формирование у детей умения различать эмоции, например, изобразить без слов добрых и злых, грустных и весёлых человечков, показать добрых и злых кошек (завершаются эти игры всегда акцентом на добрые и положительные эмоции). В игре у ребёнка появляется возможность проявить свою физическую активность и выплеснуть отрицательные эмоции.

Работая над сознанием эмоционального комфорта для ребёнка, необходимо обратить внимание и на взаимодействие в данном вопросе с родителями. С одной стороны, если воспитатель неформально относится к выполнению своих профессиональных обязанностей и проявляет живой интерес к детям, большинство родителей оценивают его по достоинству. Но, воспитатель (как специалист) с первых же дней может обратиться к родителям, которые поднимая авторитет воспитателя, говоря о детском садике только положительно, облегчают адаптацию детей, снимают напряжение и тоже формируют положительный эмоциональный настрой у ребёнка, способствуют эмоциональному благополучию.

В заключении, хочется отметить, что очень важно, чтобы педагог не останавливался в своём развитии и пополнял свой профессиональный багаж. С воспитателем, который идёт в ногу со временем, интересуется тем, что нового появляется в педагогике и психологии, не скучно и не грустно любому малышу. И. конечно, профессионально грамотный, и ответственный воспитатель всегда будет заботится не только о физической сохранности ребёнка, но и об эмоциональном благополучии своего воспитанника.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад №11 «Аленушка»

Тренинг для воспитателей

«Обучение навыкам эффективного общения»

Подготовила воспитатель

Тихомирова Татьяна Григорьевна

г. Переславль-Залесский

2013 год

Тренинг для воспитателей

«Обучение навыкам эффективного общения»

Умение общаться с окружающими – это жизненно важное и необходимое умение для каждого человека, это ключ к созданию семейного счастья и успешной карьеры. Но, к сожалению, приметой нашего времени становится то, что многим нашим современникам виртуальная жизнь заменяет жизнь реальную, а компьютер становится лучшим другом советчиком. Что в свою очередь мешает полноценному самовыражению человека, ограничивает его, создаёт барьеры в общении, искажает и обедняет жизнь.

Работать над умением эффективно общаться можно в ходе проведения тренингов. Эта форма проведения занятия, консультации, где происходит специально организованное собрание, очень эффективна для профессионального роста, потому что каждый является активным участником процесса. Такие занятия улучшают взаимоотношения с окружающими, в коллективе, повышают продуктивность делового взаимодействия.

Психологическая информация, которая подаётся и разыгрывается в ходе тренинга, должна быть понятной, доступной. Тренинг поможет не только рассмотреть, но и проиграть конкретные проблемные ситуации, которые могут возникать у педагога в работе с детьми. Прежде всего, определим цель проведения тренинга.

Цель: Обучение педагогов основам эффективного общения; овладение навыками различных техник эффективного общения, которые помогут в решении проблемных ситуаций, возникающих в работе с детьми.

Ход тренинга:

  1. Приветствие.

Встать в круг, повернуться к коллеге и сказать комплимент. (Это упражнение позволяет снять напряжение и создать благоприятную эмоциональную обстановку в группе, ближе познакомится, если есть малознакомые люди).

  1. Обсуждение.

Что для Вас означает «Эффективное общение» и как оно реализуется в педагогическом процессе?

Воспитатели по очереди высказывают своё мнение.

  1. Правила техники активного слушания:

- Повтор услышанного от собеседника;

- «Отзеркаливание эмоций»;

- «Отзеркаливание позы;

- копирование позы собеседника.

4. Работа с проблемными ситуациями:

Цель: понять, как можно использовать полученные знания.

  • Просмотр и обсуждение с детьми мультфильмов, сказок, где есть конфликтные ситуации, обсуждение поведения героев и их оценка.
  • Проигрывание различных ролевых игр, где дети получают возможность поразмышлять о своём поведении в конфликтных ситуациях:

- Упражнение «Выйди из круга»

Все участники встают в круг (их задание – не выпускать из круга коллегу), а один остаётся в центре круга (его задание – любым путём выйти из круга) и пытается выйти из него.

- Упражнение «Попроси игрушку»

Участник просит игрушку, с которой очень хочет поиграть, но она у других «детей» (роль детей выполняют педагоги).

  • Проигрывание ролевых игр, направленное на создание доверия, взаимопонимания:

- Упражнение «Сиамские близнецы»

Воспитатели делятся на пары и завязывают ноги (правая нога одного привязывается к левой ноге другого воспитателя). После чего им необходимо несколько раз пройти по помещению. Затем происходит обсуждение игры (как чувствовали себя участники, как удавалось им договариваться и учитывать интересы партнёра).

  • Проигрывание ситуаций из жизни:

- Упражнение «Карусель» (даёт возможность проиграть проблемные ситуации, учит умению устанавливать контакт с ребёнком и выходить из конфликтных ситуаций)

Участникам предлагается разыграть различные ситуации, характерные для детей, посещающих детский сад. Для этого можно разделиться на пары: ребёнок – педагог. Каждая пара получает одну ситуацию и разыгрывает её, показывая реакцию воспитателя, и его способ выхода из создавшейся ситуации.

Для разыгрывания предлагаются следующие высказывания детей:

«Я хочу к маме…» (плачет) Решение проблем адаптации.

«А Маша меня обижает…» Выход из конфликтных ситуаций.

«Не хочу заниматься… Я буду играть в конструктор…» (ходит по группе во время занятия)

«Помогите мне переодеться на прогулку. Я ничего не умею…»

5. Завершение работы

  • Упражнение «Моя любимая игрушка»

Участникам предлагается вспомнить любимую игрушку, при этом активизируя эмоциональные воспоминания.

  • Упражнение «Мои ресурсы»

Каждый участник получает лист бумаги, где ему предлагается записать для себя свои ресурсные качества и способности – «Что у меня есть, чтобы эффективно общаться и успешно решать проблемные ситуации».

Список литературы:

Новикова Л.М., Самойлова И.В. Настольная книга школьного психолога. - М.: Эксмо, 2008 г.

Прутченков А.С. «Тренинг личностного роста». Методические разработки занятий социально-психологического тренинга. Москва, 1993 г.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад № 11 «Аленушка»

Консультация для педагогов

«Использование нетрадиционного физкультурного оборудования в совместной деятельности с детьми»

Составили воспитатели:

Тихомирова Т.Г.

Яценко О.В.

г. Переславль-Залесский

2014 год

Консультация для педагогов

«Использование нетрадиционного физкультурного оборудования в совместной деятельности с детьми»

Цель: совершенствовать работу в ДОУ по физическому  развитию, стимулировать потребность у педагогов в познании двигательной активности детей.

Задачи:

1. Формировать преставление педагогов о понятии «двигательная активность».

2. Формы организации двигательной активности.

В своей работе по созданию двигательной среды в детском саду мы обратили  внимание на результаты исследований   предметно-пространственной среды в ДОУ, проведённые современными учеными.

Анализируя, длительность пребывания детей в уголках, мы увидели, что % пребывания детей в физкультурном уголке ничтожно мал, всего 1,5%

В чём же причины? Неужели дети не хотят  двигаться? Рассмотрим их.

1.  Статичность и однообразие материала

(воспитатель не привлекает внимание детей к уголку и создаёт удобные для себя правила по его использованию)

2.  Несоответствие оборудования и материала возрастным возможностям и актуальным интересам детей (в самостоятельной деятельности атрибуты физкультурного  уголка не используются)

3.  Прямой словесный или негласный запрет (за возможность использования оборудования в свободной самостоятельной деятельности, необходимость предварительного согласия с воспитателем)

3.  Эстетическая мало привлекательность материала.

4.  Отсутствие финансовых средств для приобретения физкультурного оборудования.

Чтобы улучшить статистику, сделать физкультурные уголки более востребованными, увеличить режим двигательной активности, физкультурный уголок в группах мы решили пополнить  самыми разнообразными  атрибутами, сделанными из подручного материала.

Содержание «программы детского сада» предусматривает значительный объем знаний и достаточно высокий уровень умственного развития детей. Овладение знаниями осуществляется преимущественно на занятиях по развитию математических представлений, речи, изобразительной деятельности и других, где дети находятся в малоподвижном положении. Во время таких занятий значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы кисти работающей руки; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии. Следует отметить, что статическая нагрузка является самой тяжелой для дошкольников. Следовательно, важно предупредить возникающее утомление, своевременно обнаружить первые его признаки и как можно быстрее снять их.

Движение является средством познания окружающего мира, удовлетворения биологических потребностей организма. Трудно переоценить роль двигательной активности в расширении функциональных возможностей развивающего организма, в совершенствовании двигательной деятельности. Недостаток движений может привести к патологическим сдвигам в организме.

Потребность детей дошкольного возраста в двигательной активности достаточно высока, но не всегда она реализуется на должном уровне. В настоящее время дети все больше времени проводят за компьютерными играми, конструированием, просмотром телепередач. Все больше ограничивается самостоятельная двигательная активность детей, как в семье, так и в детском саду, т.к. увеличивается продолжительность образовательных занятий с преобладанием статических поз.

Повышение  двигательной активности в течение дня способствует удовлетворению потребностей ребенка в движении. Это условие требует от педагога детальной  продуманности, четкой организации режима детей:

- чередование  активной и пассивной деятельности;

- увеличение общей и моторной плотности всех форм физического воспитания;

- использование организованных, индивидуальных, самостоятельных занятий по физическому  воспитанию.

- присутствие творчества в двигательной  деятельности.

Воспитатель, с учетом перечисленных отклонений, активизирует интерес к движению или учит управлять движениями и выполнять их точно, обогащает состав движений и содержание деятельности в целом или развивает двигательное творчество. Важнейшим условием оздоровления в ДОУ является организация двигательной активности детей.

Двигательная активность способствует:

•повышению устойчивости организма к различным заболеваниям;

•росту физической работоспособности;

•нормализации деятельности отдельных органов и функциональных систем;

•появлению положительных эмоций, способствующих укреплению психического здоровья.

Вывод:

Таким образом, двигательный режим дошкольника с оздоровительной направленностью, включающий в себя наиболее приоритетные формы физического воспитания, позволяет сформировать необходимый объём и производить контроль двигательной активности детей в дошкольном учреждении.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад №11 «Аленушка»

Консультация для педагогов

«Правовое воспитание дошкольников»

        

Подготовила воспитатель

подготовительной к школе группы

Тихомирова Татьяна Григорьевна

г. Переславль – Залесский

2014 год.

«Правовое воспитание дошкольников»

Работа по правовому воспитанию направлена на воспитание в детях уверенности в себе, самоуважения и уважения к другим людям, и заключается она в формировании основ правового сознания.

Вопросам правового воспитания в последнее время уделяется все больше внимания. Неблагополучное положение многих детей России в начале ХХI века вызывает большую тревогу. Увеличилось количество детей больных и оставшихся без попечительства родителей; малолетних алкоголиков и наркоманов. Нарушается одно из основных прав ребенка – право на полноценное детство. На протяжении длительного времени для общества в целом была и остается актуальной задача по искоренению преступности, по воспитанию человека, соблюдающего порядок, правила поведения в обществе. Но не только в семье закладываются основы поведения человека. Большую роль в этом процессе играет система образования, как один из важнейших институтов социализации.

Право – совокупность общеобразовательных правил поведения, норм, узаконенных возможностей человека, санкционированных, регулируемых и охраняемых государством.

Под правовым воспитанием принято понимать целенаправленную систематическую деятельность по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры.

Воспитание правовой культуры – обязательная составляющая политики государства, ратифицировавшего Конвенцию о правах ребенка. Однако по отношению к детям дошкольного возраста эта задача понимается порой непростительно примитивно: мол, дети посмотрят на картинки, почитают рифмовки – и с правами будет все в порядке. Из картинок и из инсценировок по мотивам Конвенции правовая культура ребенка не возникает. Первая необходимая составляющая, обеспечивающая ее, это правовая культура взрослых и их соответствующее поведение.

К нормативно-правовым документам по правам ребёнка относятся:

  • Всеобщей декларации прав человека (1949 год)
  • Декларация прав ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН (1959).
  • Конвенция ООН о правах ребенка (1989).
  • Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).
  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»
  • Конституция Российской Федерации.
  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании».
  • Семейный кодекс Российской Федерации.
  • Уголовный кодекс Российской Федерации.
  • Типовое положение дошкольного образовательного учреждения.
  • Устав учреждения.
  • И другие правовые акты Российской Федерации, касающиеся вопросов правового воспитания.

Историческая справка.

Первым документом, регулирующим права детей, явилась Декларация о правах ребенка, принятая в 1923 году Международным союзом спасения детей. Данный документ действовал в течение 36 лет.

Приняв краткую Декларацию прав ребенка, ООН поставила цель: разработать документ о правах детей, который имел бы обязательную силу для государств, согласившихся его подписать. Именно таким документом и стала Конвенция о правах ребенка.

Конвенция ООН о правах ребенка – это документ о правах ребенка, состоящий из 54 статей, каждая из которых описывает определенное право.

Когда страна подписывает эту Конвенцию, она принимает на себя обязанность предоставления этих прав всем детям без исключения. На данный момент большинство стран подписало Конвенцию о правах ребенка (наша страна присоединилась к этому документу 13 июля 1990 г.)

Основным актом о правах ребёнка в России является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».

Правовому воспитанию дошкольников стали уделять большое внимание, так как дошкольное детство - наиболее благоприятный период для становления личности ребенка. Дошкольному учреждению принадлежит особая роль в воспитании будущего гражданина своей страны.

В детском саду правовое образование состоит из трех блоков: работа с детьми, работа с педагогами, работа с родителями.

Цель работы по правовому воспитанию - формирование основ правового сознания дошкольников.

Задачи:

  • Создавать условия для развития у детей положительного самоощущения.
  • Развивать социальные навыки, коммуникативную компетентность ребенка.
  • Воспитывать уважение и терпимость, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков.
  • Способствовать формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово.
  • Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека.
  • Разъяснять общественные нормы и правила поведения.
  • Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.

Эти задачи в дошкольном учреждении решаются через:

- организованное обучение;

-совместную деятельность взрослого и ребенка;

- самостоятельную деятельность детей.

Организованная форма обучения и совместная деятельность включают в себя:

  • Знакомство с правами человека на занятиях.
  • Беседы на этические темы.
  • Сюжетно-ролевые игры, инсценировки, дидактические игры.
  • Физкультурно-оздоровительная деятельность.
  • Изобразительная, трудовая деятельность.
  • Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков.
  • Проблемно-поисковая деятельность (разрешение различных ситуаций).

Самостоятельная деятельность детей включает:

  • Создание проблемных ситуаций, задания для самостоятельных наблюдений.
  • Разные виды игр.
  • Продуктивные виды деятельности.
  • Двигательную активность

Методы работы с детьми:

  1. Использование сюжетов хорошо известных сказок (иллюстрации, видео, аудиокассеты, диафильмы), беседа о прочитанном и просмотренном.
  2. Решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или имени героя: если бы я был гадким утенком, если бы я поймал золотую рыбку, если бы я вдруг превратился в:
  3. Дидактические игры типа: «Я имею право», «Чьи права нарушены?», «Назови права героев», «Выбери право».
  4. Наблюдение. Например, предлагаем детям понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких. Этот прием способствует развитию эмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу, внимание, заботу.
  5. Прием визуализации. Позволяет научить детей тонко ощущать изменение окружающего мира. Так, закрыв глаза, дети представляют, что они уменьшились в размерах до муравья и ползут по камню. Ощущая себя маленьким беззащитным муравьишкой, ребенок пытается поделиться своими впечатлениями. Дошкольники тонко воспринимают, что все живое нуждается в защите, а значит и люди, окружающие тебя, тоже требуют сочувствия, тепла, помощи.
  6. Метод драматизации упражняет детей в умении «вчувствоваться» в другого, войти в его положение. Каждому ребенку присуще «театральный инстинкт» - стремление посредством игры побывать в роли другого, расширив тем самым границы своего бытия. Это помогает острее реагировать на поведение окружающих людей и животных.
  7. Проблемно-поисковые методы: отгадывание загадок, разгадывание ребусов, решение кроссвордов.
  8. Продуктивная деятельность: создание альбомов, символов, изготовление плакатов, эмблем.

Работа с родителями.

Работа по привитию основ правового сознания должна проводиться совместно с родителями воспитанников. Современные психолого-педагогические исследования показывают, что родители испытывают серьезные трудности в обучении и воспитании детей. Их беспокоят непослушание, конфликтность, неуравновешенность, агрессивность, вызывают отчаяние слабое развитие, нелюбознательность, пассивность, плохие успехи на занятиях в детском саду, но родители не знают, как вести себя в трудных ситуациях.

Установлено, что родители при воспитании своих детей используют телесные наказания, угрожают, запугивают и проявляют чрезмерную строгость. При этом большинство родителей не придают значения переживаниям детей, не стремятся установить их причину, считая их беспредметными и немотивированными.

Подобная ситуация очень опасна как для здоровья ребенка, так и для развития его личности. Жестокое обращение с детьми влияет на их дальнейшую жизнь, меняется психика: они иначе воспринимают окружающую действительность, иначе думают, ведут себя.

Правовая и педагогическая культура большинства родителей находиться на низком уровне. Даже в обычной, нормальной российской семье, в которой социальная ситуация жизни не является критической, нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства - вполне распространенное явление.

От квалификации педагога и его культуры зависит соблюдение прав детей в дошкольном учреждении, защита от жестокого обращения в семье. Поэтому нашей задачей является ведение правового просвещения родителей.  В ДОУ приемлемы следующие формы работы с семьёй по данному направлению: анкетирование родителей по вопросам правового воспитания, изучение семей (социальный паспорт семьи), выявление семей группы риска, родительские собрания, групповые и индивидуальные консультации, выставки семейных работ, совместные праздники, Дни здоровья, оформление информационных стендов, папок-передвижек.

В результате целенаправленного правового воспитания должны быть сформированы у детей такое усвоение прав и гражданское поведение, которое:

- активизирует социальную позицию детей, обогащает их шкалу ценностей, нравственность;

- формирует высокие нравственные личностные качества: активность, инициативность, самостоятельность; способность свободно осуществлять выбор, принимать решения;

- позволяет ребенку правильно вести себя в природе и обществе, (ребенок учится разрешать конфликтные ситуации нормативными способами, учитывая позиции, желания, потребности других людей, а также приобретает навыки произвольного контролирования своего поведения и управления им;

- обеспечивает ответственное отношение к себе и окружающим, к природе;

- пробуждает и совершенствует интерес к себе, своему внутреннему миру, системе потребностей, интересов, что служит одной из психологических основ самосовершенствования.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад №11 «Аленушка»

Семинар-практикум

«Правовое воспитание детей дошкольного возраста»

Подготовила и провела воспитатель

подготовительной к школе группы

Тихомирова Татьяна Григорьевна

г. Переславль – Залесский

2014 год.

Семинар-практикум «Правовое воспитание детей дошкольного возраста»

«Ребёнок - это дар любви.

Храни его и с ним живи.

В единстве и созвучье тонком

Ты отвечаешь за ребёнка.»

Цель: повысить правовую культуру педагогов ДОУ.

Задачи:

- Расширения знаний педагогов о содержании документов, регулирующих права ребёнка.

- Обогащение воспитателей умениями, позволяющими устанавливать позитивное взаимодействие с детьми и родителями.

Предварительная работа.

1. Изучение литературы по рассматриваемому вопросу.

2. Изучение статей Конвенции ООН о правах ребёнка.

ХОД СЕМИНАРА:

Сегодня мы говорим о защите прав и достоинства ребенка. Благодаря праву человек получил возможность не только что-либо делать, действовать, поступать каким-либо образом, но и требовать соблюдения своих прав.

Давно, очень давно, еще в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отвоевывал силой. Слабый не имел никаких прав, если у него не было заступника, желающего отстоять его право на собственность и жизнь. Не так-то быстро люди поняли, что сильным заступником может стать государство. Долгое время в истории человечества царил закон «Око за око, зуб за зуб».

О правах человека начали задумываться в Древней Греции, где еще в седьмом веке до нашей эры первые демократические преобразования провел легендарный Соло́н (афинский политик). С тех пор прошло много лет. Жить стало опасней. Человечество почувствовало угрозу своему существованию.

Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка. А происходило это так.

В 1923 г. в Женеве Лига Наций приняла предложенную Международным союзом спасения детей Декларацию прав ребёнка. Это был, первый международный правовой документ по охране прав и интересов детей. В Декларации впервые подчёркивалось, что всё человечество должно заботиться о защите прав детей…

Вспомним правовые даты в календаре:

• 21 век - Век ребёнка

• 1 июня - Международный день защиты детей

• 4 июня – Международный день детей – жертв агрессии

• 4 ноября - День народного единства

• 20 ноября – Всемирный день прав ребёнка

• 10 декабря День прав человека

• 12 декабря – День Конституции РФ.

Что же касается детей, то применительно к детям дошкольного возраста следует говорить не о чисто правовом, а о нравственно – правовом воспитании, так как базой его являются усвоенные и принятые ребятами нравственные нормы поведения и взаимоотношений. Особенность правовых норм – отсутствие эмоциональной окраски и строгие требования к соблюдению этих норм каждым членом общества. Нравственные нормы направлены на регулирование взаимоотношений между людьми. Но нравственные нормы требуют от личности не только формального следования им, но и того, чтобы они, эти нормы, стали привычкой, личностным убеждением. Нельзя, к примеру, заставить человека любить другого, сопереживать и сочувствовать ему. Но можно обязать не вредить здоровью другого, не убивать и т. д. Отбор передаваемых ребёнку знаний о его правах выстраивается на основе материала близкого, входящего в социальный опыт дошкольника. Эти права можно разбить на три блока.

Первый блок - права, с которыми дети встречаются постоянно: право на имя, право на любовь и ласку, право на игру, защиту от жестокого обращения и т.д.

Второй блок – права, которые наиболее часто нарушаются. К ним относятся: право на выражение своего мнения, своих взглядов, право на собственность, на уединение, на выбор любимого занятия и т. д.

Третий блок прав, с которыми можно познакомить детей дошкольного возраста, - это права, знание которых может способствовать развитию интереса ребёнка к социальным явлениям и которые доступны познанию на уровне обобщений. Это право на образование, на жильё и семью, на полноценное питание и. т. д.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Сегодня мы постараемся закрепить наши знания. Для этого нам необходимо разделиться на две команды.

Игра «Чудесный мешочек».

(В мешочке лежат кружки двух цветов.)

Педагоги делятся на команды в соответствии с выбранным цветом.

Выполнение педагогами практических заданий.

Игра «счастливый случай».

Предлагаю вашему вниманию небольшую игру, в ходе которой необходимо ответить на вопросы; к каждому из вопросов будет предложено 3 варианта ответа. Вы должны выбрать правильный и поднять карточку с нужной цифрой.

- ООН считает ребенком человеческое существо от рождения до:

1. 16 лет;

2. 18 лет;

3. 19 лет.

- Кому принадлежат слова о том, что счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребенка?

1. Ф. М. Достоевскому

2. А. П. Чехову

3. А. М. Горькому

- В каком году Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка?

1. в 1968 г.

2. в 1982 г.

3. в 1989 г.

- Какие различия (расовая, национальная принадлежность, пол, состояние здоровья) могут повлиять на неодинаковое использование детьми своих права

1. таких различий нет (ст. 2)

2. национальная принадлежность

3. состояние здоровья

- Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка:

1. педагоги

2. родители (ст. 18)

3. члены правительства

- На кого Конвенция о правах ребенка возлагает обеспечение ухода за детьми без родителей:

1. на благотворительные организации

2. на иностранных спонсоров

3. на государство (ст. 20)

- Государство должно защищать ребенка от экономической эксплуатации и работы, которая:

1. не указана в официальных изданиях

2. может мешать образованию и вредить здоровью (ст. 32)

3. не соответствуют интересам и склонностям ребенка.

- Имеет ли ребенок право на доходы, полученные им:

1. да, если они получены с согласия родителей

2. да, если они получены не в результате правонарушения

3. нет, имуществом ребенка должны распоряжаться родители.

- Обращение с детьми, причастными к нарушениям уголовного законодательства, должно способствовать развитию у ребенка:

1. чувства страха перед наказанием;

2. осторожности в реализации своих желаний;

3. чувства достоинства и значимости.

- Какие права ребёнка обязуются уважать и обеспечивать государства – участники Конвенции ООН о правах ребёнка?

1. Весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав.

2. Право на жизнь, на семейные связи, на образование.

3. Право на жизнь, свободно выражать свои мысли, на отдых и досуг.

Викторина «Права литературных героев».

1. В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? («Серая шейка», «Красная шапочка», «Дюймовочка», «Сказка о рыбаке и рыбке»)

2. Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? («Три поросёнка», «Заюшкина избушка»)

3. Героиня, какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора места жительства? («Лягушка – путешественница»)

4. В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить в других странах убежище и защиту от преследований? («Дюймовочка»)

5. Литературные герои, из каких произведений воспользовались правом на свободу мирных собраний? («Бременские музыканты», «Белоснежка и 7 гномов», басня «Квартет»)

6. В каких сказках подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение? («Мороз Иванович», «Госпожа Метелица», «Сказка о попе и работнике его Балде»)

7. Какое преступление совершили Гуси – лебеди, украв братца? (Похищение детей)

8. Каким правом посоветовал воспользоваться сверчок Буратино в сказке «Золотой ключик»? (Право на бесплатное образование)

Игра «Волшебный сундучок».

Правила. Из сундучка по очереди достают предметы, символизирующие знакомые всем права человека. Необходимо определить, какое право обозначает каждый предмет.

  • Свидетельство о рождении - Что это за документ? О каком праве он напоминает? (право на имя)
  • Сердечко - Какое право может обозначать сердце? (право на заботу и любовь)
  • Домик - Как вы думаете, почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? (право на имущество)
  • Конверт - О чём напомнил этот конверт? (никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать)
  • Букварь - О каком праве напоминает эта книга? (О праве на учёбу)
  • Игрушечный утёнок и утка - О чём напоминает эта игрушка? (о праве ребёнка быть вместе с мамой)
  • Таблетки - О каком праве напоминают эти таблетки? (О праве на получение медицинской помощи)
  • Паспорт - Что это за документ? О каком праве он напоминает? (право на гражданство)

Конкурс «Шире круг»

Условия игры: каждой команде по очереди будут предлагаться короткие отрывки или фразы из литературных произведений. Вам надо назвать:

• Литературное произведение, из которого дан отрывок, и автора, если такой есть.

• Назвать статью Конвенции ООН о правах ребёнка, которая, по вашему мнению, подходит к данному литературному произведению.

правильный ответ - 1 балл. Если команда ошибается, за нее может ответить другая команда и заработать себе дополнительный балл.

1. «И вдруг какой-то маленький мальчик крикнул: А король-то голый! - Ах, послушайте, что говорит невинное дитя! - сказал его отец. - Ребенок есть ребенок. Он всегда для своей должности годится, значит он говорит правду.» (Г.Х. Андерсен «Новое платье короля»)

Статья 13.

- Ребенок может думать совсем не так, как взрослые, и все, что думает, высказывать вслух, или написать. В статье есть оговорка: ребенок может свободно выражать свое мнение, если при этом он никого не оскорбляет. Ведь бывают такие дети, которые любят дразнить, обзывать других людей.

2. «Допьяна гонца поят

И в суму его пустую

Суют грамоту другую.

И привез гонец хмельной

В тот же день приказ такой:

Царь велит своим боярам,

Времени не тратя даром,

И царицу, и приплод

Тайно бросить в бездну вод».

(А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»)

Статья 16.

- Другими словами: никто не имеет права читать чужие письма. Переписка двух людей - это их тайна, и никому не разрешается выведывать эту тайну. Вообще всегда считалось, что порядочный человек никогда не станет подглядывать, подслушивать и читать чужие письма. Вот и в сказке о царе Салтане те, кто нарушил тайну переписки, были наказаны.

3. Матушка, сестры, можно мне хоть одним глазком взглянуть на бал?

- Ха-ха-ха! Что тебе замарашке делать в королевском дворце?

(Ш. Перро «Золушка»)

Статья 31.

- Иными словами, ребенок имеет право отдохнуть, поиграть, повеселиться. Все дети мира очень любят играть, веселиться, петь, танцевать. Но не всегда некоторые взрослые понимают детей и считают, что детские игры - это пустяки, что надо заниматься только серьезными делами. Детские игры - это вовсе не пустяки! Ведь в некоторых странах дети вынуждены работать, потому что приходится помогать родителям прокормить семью. Кроме того, некоторые родители чересчур перегружают детей, хотят, чтобы, кроме школы, их ребенок ходил заниматься музыкой, и на занятия иностранным языком, и в спортивную секцию... И забывают, что право на отдых, на игры, на праздники записано в Конвенции ООН о правах ребенка.

4. - Ничего! Ничего! - сказала фрекен Бок. - У меня и дети, и собаки быстро становятся шелковыми". (А. Лингрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»)

Статья 19.

- Родители, воспитатели, учителя должны уважать детей, быть добрыми, терпеливыми. Если ребенок балуется или плохо учиться, его нельзя оскорблять, обзывать, а тем более бить.

5. «Только бедного утенка, который вылупился позже других и был такой странный и непохожий на других, задевали решительно все. Его клевали, толкали и дразнили не только утки, но даже и куры.»

(Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок»)

Статья 8.

- Иными словами, ребенок не обязан быть как все. Если ребенок чем-то не похож на других, никто не имеет права переделывать его. Дети бывают разные: худенькие и толстые, рыжие и лопоухие, «шустрики» и «копуши», веселые и плаксы... И если этим они отличаются от других - не беда! Если ребенок особенный, пусть таким и остается. И мы должны любить и уважать его таким, какой он есть!

6. «Приехала Василиса Премудрая домой, хватилась - нет лягушечьей кожи. Искала-искала не нашла и говорит Ивану-царевичу: «Ах, Иван-царевич, что же ты наделал!»

(р. н. сказка «Царевна-лягушка»)

Статья 16.

- Иными словами: ребенок, как и любой другой человек, имеет право на свою личную жизнь, свою тайну. Родители могут посоветовать, убедить, объяснить ребенку, что им не нравится в его поведении. Но никто не имеет права вмешиваться и силой переделывать жизнь человека по-своему, указывать: «С этим не дружи! Такую музыку не люби! Думай только так, а не иначе!»

7. «Послала мачеха сироту в декабрьскую стужу в лес. - Иди; - говорит, - и без подснежников не возвращайся».

(С. Маршак «Двенадцать месяцев»)

Статья 20.

- Государство должно заботиться о ребенке, который остался без родителей. Здесь говорится о сиротах или детях, чьи родители лишены родительских прав. К сожалению, в нашей стране таких детей не становится меньше. Бывают родители, которым страшно доверить ребенка: пьяницы, наркоманы, психически неполноценные. В этих случаях растить и воспитывать детей должно государство. Но, конечно же, семья, хотя бы и не родная, для ребенка лучше, поэтому детей усыновляют, но государство обязательно должно проверять условия, в которых живут такие дети.

8. - Плаваешь, глупая, ныряешь? Ныряй, ныряй, а я тебя все равно съем!

- Выходи лучше сама! - сказала Лиса.

(Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»)

Статья 23

- Больному ребенку должны быть доступны все радости, всё хорошее, что есть у здоровых детей. И государства - члены ООН обещали постараться вылечить таких детей, помочь их родителям найти лекарства и врачей. Если болезнь неизлечима, государства обещали выделять деньги на специальные школы, где детям помогут адаптироваться к жизни: слепых научат читать, глухонемых - говорить и т.д.

9. - Рубите ей голову! - Крикнула Королева. - Пусть выносят приговор, а виновата она или нет - потом разберемся!

(Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес»)

Статья 40.

- Любой человек, в том числе и ребенок, считается невиновным до тех пор, пока не докажут, что он виноват. Один человек не имеет права признать другого виновным, осудить, а тем более наказать. Это может сделать только суд. В суде у человека, которого обвиняют, должен быть защитник (адвокат), который будет ему помогать.

Подводятся общие результаты игры.

Все люди – маленькие и взрослые – имеют права, и никто не вправе их нарушать.

Независимо от того, чья команда набрала большее количество баллов, я думаю, все вы будете теперь лучше знать права ребенка, уважать, и защищать их, внедрять свои знания в практику работы с детьми и родителями.

Награждение команд дипломами «Академики по правам ребенка» и свидетельствами «Умники по правам ребенка».

А закончить этот семинар я хочу очень хорошим стихотворением:

В жизни можно по–разному жить:

В горе можно и в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно и так:

На рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обнажённой солнце достать

И подарить его людям.

А. Вознесенский

Литература:

1. Андрончик, И. Знакомимся с правами ребёнка.  /И. Андрончик // Пралеска. 1999.№2

2. Борисова, О.  Правовое образование   дошкольников. / Ребенок в детском саду. 2002 №4, - С.77;

3. Борисова О. Правовое воспитание дошкольников / О. Борисова // Ребенок в детском саду. - 2002. - № 5. - С.82-84.

4. Ваулина, Т. Г. Родителям и детям о правах ребенка / Т. Г. Ваулина // Ребенок в детском саду. - 2007. - N 3. - С. 34-36.

5. Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений/ Автор-составитель: Е. В. Соловьева, Т. А.Данилина, Т.С.Лагода, Н.М.Степина. – М.: АРКТИ, 2003. -88с.

6. Закон РБ «О правах ребёнка»

7. Конвенция ООН о правах ребёнка.

8. Калинина, Л. В. Изучаем права вместе с любимыми персонажами / [Л. В. Калинина] // Ребенок в детском саду. - 2008. - N 3. - С.44-45.

9. Кочергина, В. Правовое воспитание дошкольников /   В. Кочергина // Дошкольное воспитание. - 2004. - N 6. - С. 2 - 5.

10. Нагорная, Е. Н. Охрана прав ребенка [опыт ОУ N 529 Южного округа г. Москвы по правовому воспитанию дошкольников] / Н. Нагорная // Ребенок в детском саду. - 2005. - N 4. - С. 21-28. -

11. Пыжьянова, Л.Г. Права ребенка / Л.Г. Пыжьянова // Ребенок в детском саду. - 2003. - №3. –с.62, №4. С.52, № 5. - С.46-48. - Оконч. Начало см. № 3,4, 2003.

12. Формирование основ нравственно-правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста/ [составитель В.Т.Квасовка] – Мозырь:ООО ИД «Белый Ветер», 2008



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад №11 «Аленушка»

Консультация для воспитателей

«Портфолио педагога»

Подготовили воспитатели

подготовительной к школе группы:

Тихомирова Татьяна Григорьевна

Яценко Ольга Викторовна

г. Переславль-Залесский

2014 год

Консультация для воспитателей «Портфолио педагога»

Портфолио – это метод оценивания реальных достижений.

Существуют разные виды портфолио:

  1. Аттестационный портфолио (портфолио педагога)

Поможет наглядно показать соответствие педагога заявленной квалификационной категории. В это портфолио могут войти материалы, показывающие владение педагогом современными педагогическими технологиями, устойчивость и динамику результатов его деятельности, наличие оригинальных разработок, оценку деятельности участниками педагогического процесса и администрацией. Педагог может по желанию включать разные рубрики, которые, по его мнению, наиболее ярко покажут его профессионализм, творчество. Однако следует ориентировать педагогов на представление материалов только за межаттестационный период, не зависимо от того, проводится аттестация планово (1 раз в 5 лет) или, по заявлению педагога.

  1. Педагогический портфель

Интересной формой портфолио является педагогический портфель как способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений педагога в определённый период его деятельности.

Цель – сформировать банк данных о педагоге.

Периодичность заполнения педагогического портфеля не менее 1 раз в квартал.

  1. Портфолио ДОУ

Цель – обеспечить информацией об эффективности деятельности ДОУ сотрудников, родителей, детей, членов аттестационной комиссии.

Периодичность заполнения – не менее 1 раза в квартал, место хранения – кабинет заведующего.

  1. Портфолио коллектива

Один из новых и перспективных видов портфолио. Коллектив – это группа дошкольников, педагогов, методическое объединение, творческий коллектив и прочее.

Целью создания портфолио коллектива является представление достижений, результатов труда коллектива, разработка комплексного подхода, системы работы по реализации отдельной задачи, создание и обобщение опыта по определённой проблеме, подготовка к конкурсу, смотру и т.д.

  1. Портфолио семьи

Один из новых видов, но именно он позволяет ребёнку почувствовать себя частью большой дружной семьи, родителям – систематизировать и обобщить положительный опыт семейного воспитания, обратить внимание на проблемы и трудности и своевременно найти пути их решения. Структура может содержать такие разделы, как «Генеалогическое дерево», «История семьи в картинках», «Семейные традиции», «Наши увлечения» и многое другое.

  1. Портфолио дошкольника

Ребёнок растёт, развивается, умножает свои знания и умения уже с первых недель жизни. Мы взрослые, записываем в альбомы, снимаем на видеокамеру, фотографируем, т.е. всячески стараемся сохранить для истории драгоценные моменты. Но как-то так получается, что мы, в основном, фиксируем физический рост и внешние изменения наших детей. А их внутренний мир? Их интересы, их удивительные открытия, их забавные словечки и смешные высказывания? Жаль, но порой остаются «за кадром» творческие работы наших малышей: рисунки, башни из кубиков, снежные крепости и песочные замки, пластилиновые фигурки и так далее. А с ними и впечатления от прогулок, путешествий, походов в театр или на концерт и многое-многое другое.

Хорошим решением для исправления этой «печальной ситуации» вполне может стать детское портфолио!

Детское портфолио хоть и может показаться не сильно важным, на самом деле очень полезно. В него родители или воспитатели вносят все, даже самые маленькие достижения в развитии ребёнка, вроде бы незначительная мелочь может оказаться очень важной. Просматривая записи, можно будет получить более полную картину развития, характера и склонностей ребёнка. Можно будет понять, в чём он развивается быстрее, а что ему даётся труднее, к чему у него есть способности, и что его интересует. Более того можно даже понять темперамент ребёнка.

Портфолио ребёнка - это его первая в жизни «книга успеха». Он потом долго будет ей гордиться, ведь это он достиг, он сделал, он - молодец, он может добиться желаемого. Согласитесь, это очень важно для формирования личности ребёнка. Поэтому составляйте его портфолио вместе с ним. Пусть он примет в этом самое активное участие, почувствует себя «главным героем своего романа».

Портфолио педагога: это индивидуальная папка, в которой зафиксированы личные профессиональные достижения педагога в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его воспитанников, вклад педагога в развитие системы образования России за определенный период времени;

2. набор работ педагога, который связывает отдельные аспекты его деятельности в более полную картину;

3. набор материалов, демонстрирующих умение педагога решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма педагога.

Выделяется ряд функций портфолио:

1. накопительная (подборка, коллекция работ демонстрируют

2. профессиональные достижения педагога);

3. моделирующая (портфолио отражает динамику развития педагога, результаты его самореализации; демонстрирует педагогический стиль, свойственный педагогу, показывает особенности его общей культуры, отдельных сторон интеллекта; помогает педагогу проводить рефлексию собственной профессиональной деятельности; служит формой обсуждения и самооценки результатов работы педагога);

4. педагогическая (портфолио поддерживает и стимулирует деятельностную мотивацию педагогов; поощряет активность и самостоятельность педагогов; расширяет возможности обучения и самообучения; развивает навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности педагогов; формирует умение ставить цели, планировать и организовывать собственную профессиональную деятельность; содействует индивидуализации (персонализации) образования и стремлению к успеху и т.п. Портфолио создается для: презентации на родительском собрании; саморазвития, самообразования и повышения самооценки педагога; систематизации деятельности педагога; повышения или подтверждения квалификационной категории педагога, объявления ему поощрений и представления к наградам и денежным премиям по итогам года; своевременной фиксации реальных изменений и роста профессионального мастерства педагога.

Существует ряд принципов работы педагога над созданием копилки личных достижений:

1. системность;

2. достоверность;

3. объективность; структуризация материалов,

4. логичность и лаконичность всех письменных пояснений;

5. аккуратность и эстетичность оформления;

6. целостность, тематическая завершенность представленных материалов;

7. наглядность результатов работы

Для создания комплексного портфолио целесообразно ввести следующие разделы.

Раздел 1 «Общие сведения о педагоге». Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального личностного развития педагога (фамилия, имя, отчество, год рождения); образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому); трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном образовательном учреждении; повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы, год, месяц, проблематика курсов); копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней; наиболее значимые правительственные награды, грамоты, благодарственные письма; дипломы различных конкурсов; другие документы по усмотрению педагога).

Раздел 2 «Результаты педагогической деятельности». Содержание данного раздела формирует представление о динамике результатов деятельности педагога за определенный период. В раздел могут быть включены: материалы с результатами освоения детьми реализуемой программы; материалы, характеризующие уровень развития представлений и умений детей, уровень развития личностных качеств; сравнительный анализ деятельности педагога за три года на основании результатов педагогической диагностики, результатов участия воспитанников в различных конкурсах и олимпиадах; анализ результатов обучения воспитанников в первом классе и др.

Раздел 3 «Научно-методическая деятельность». В содержание данного раздела помещаются материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога. Это могут быть: материалы, в которых описываются технологии, используемые педагогом в деятельности с детьми, обосновывается их выбор; материалы, характеризующие работу в методическом объединении, творческой группе; материалы, подтверждающие участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах; в неделях педмастерства; в проведении семинаров, «круглых столов», мастер-классов; авторские программы, методические разработки; творческие отчеты, рефераты, доклады, статьи и другие документы.

Раздел 4 «Предметно-развивающая среда». Содержит информацию об организации предметно-развивающей среды в группах и кабинетах: планы по организации предметно-развивающей среды; эскизы, фотографии и т. д.

Раздел 5 «Работа с родителями». Содержит информацию о работе с родителями воспитанников (планы работы; сценарии мероприятий и др.).

Таким образом, портфолио позволит самому педагогу проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, достижения, обеспечит мониторинг его профессионального роста.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Аленушка»

Консультация для педагогов

Роль подвижных игр в физическом воспитании дошкольников

Подготовила воспитатель

Тихомирова Татьяна Григорьевна

г. Переславль-Залесский

2015 г.

Роль подвижных игр в физическом воспитании дошкольников

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных проблем в современном обществе. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней физической подготовленности и гармонического физического развития. В то же время, сложившиеся система дошкольного образования учитывает лишь санитарно-гигиенические нормы условий жизни ребенка и приводит нормирование двигательных качеств и навыков. По-прежнему недооценивается значение подвижных игр как основного средства комплексного развития ребенка - его физических, интеллектуальных и психологических качеств, воспитанию у детей воли, смелости, настойчивости, выдержки, решимости.

Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них - это прежде всего двигаться, действовать. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовывать свои действия и даже соблюдать определенные (вначале, конечно, примитивные) правила.

Подвижные игры оказывают благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки у детей, а также повышают функциональную деятельность организма.

Подвижные игры в большой степени способствуют воспитанию физических качеств:

• быстроты;

• ловкости;

• силы;

• выносливости;

• гибкости,

и, что немаловажно, эти физические качества развиваются в комплексе.

Большинство подвижных игр требует от участников быстроты. Это игры, построенные на необходимости мгновенных ответов на звуковые, зрительные, тактильные сигналы, игры с внезапными остановками, задержками и возобновлением движений, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее время это, например, «Стоп», «Пас на ходу», «Быстро возьми», «По местам» и т. д

Постоянно изменяющаяся обстановка в игре, быстрый переход участников от одних движений к другим способствуют развитию ловкости, например, «Мышеловка», «Будь ловким», «Хитрая лиса» и т. д

Для формирования силы хорошо использовать игры, требующие проявления умеренных по нагрузке, кратковременных скоростно-силовых напряжений, например, такие подвижные игры «Удочка», «Не оставайся на полу», «Не попадись», «С кочки на кочку» и т. д

Игры с многократными повторениями напряженных движений, с постоянной двигательной активностью, что вызывает значительные затраты сил и энергии, способствуют развитию выносливости такие подвижные игры, например, «Пингвины», «Перелет птиц», «Салки» и т. д

Совершенствование гибкости происходит в играх, связанных с частым изменением направления движений, например, «Салки с ленточкой», «Лягушки и цапли» и т. д


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация работы с родителями – участниками образовательного процесса Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №11 «Аленушка» Опыт работы Подготовила Тихомирова Татьяна Григорьевна г . Переславль – З алесский 2015 год.

Слайд 2

«От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш ». В.А . Сухомлинский

Слайд 3

Ф ормы работы с родителями: 1. Информационно-аналитическая 2. Познавательная 3. Досуговая 4. Наглядно-информационная

Слайд 4

Информационно-аналитическая форма работы с родителями направлена на выявление интересов и запросов родителей, через проведение социологических опросов, анкетирования, тестирования , почта доверия - «Обратная связь», книга советов и предложений.

Слайд 5

Почта доверия - «Обратная связь » Книга советов и предложений.

Слайд 6

Познавательная форма работы с родителями знакомит родителей с возрастными и психологическими особенностями детей. Например: нетрадиционные родительские собрания в виде круглого стола .

Слайд 7

Родительские собрания «Театр наш друг и помощник!» «Экология и мы!»

Слайд 8

«Я имею право!» «Как хорошо, что можно отдохнуть семьей»

Слайд 9

Досуговая форма работы с родителями для установления эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми совместные досуги, праздники, экскурсии, прогулки, участие в выставках, конкурсах, акциях .

Слайд 10

Экскурсия на Ботик Петра I

Слайд 11

Экскурсия в Горецкий музей

Слайд 12

Прогулка в Дендрологический сад

Слайд 13

Поход на озеро Плещеево

Слайд 14

Участие в конкурсах «Живы ёлочка» и «Осеннее чудо» Акция «Я, ты, он, она»

Слайд 15

Конкурс мягкой игрушки «Мамины золотые руки» Конкурс «Волшебная шляпа»

Слайд 16

Городской конкурс Снежных фигур

Слайд 17

Совместные праздники « Светофорчика друзья!»

Слайд 18

День матери!

Слайд 19

Россия великая наша держава Право на образование

Слайд 20

Супер папа!

Слайд 21

Развлечение «Вместе с мамой»

Слайд 22

Наглядно-информационная форма работы с родителями используется для ознакомления с работой детского сада, особенностями воспитания и развития, о формах и методах работы с дошкольниками: - выпуск газет, - копилка добрых дел, - групповые альбомы, - родительские уголки

Слайд 23

Ежемесячная газета «Маленькая страна» Уголки для родителей

Слайд 24

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Аленушка»

«Формирование самостоятельности и инициативности при организации подвижных игр в младшей группе»

Из опыта работы

Подготовила воспитатель

Тихомирова Т.Г.

г. Переславль-Залесский

2015 год

«Формирование самостоятельности и инициативности при организации подвижных игр в младшей группе»

Из опыта работы

Слайд 2

Малоподвижный образ жизни становится нормой существования взрослых и детей. В достаточной мере этому помогает телевидение и компьютерные игры. Ежедневно ребенок проводит более 2 часов у телеэкрана. Это продолжительное время ребенка в неподвижности приводит к усталости органов зрения и слуха, головным болям, сонливости, апатии. Ко всему этому добавить уличный шум, громкую музыку, сотовые телефоны — это приводит к появлению различных опасных симптомов и отклонениям в здоровье уже в дошкольном возрасте.

Слайд 3

Для сохранения и укрепления здоровья дошкольников необходимым условием является физическое развитие. Его основная задача - улучшение состояния здоровья, повышение работоспособности, расширение функциональных возможностей развивающегося организма, формирование двигательных навыков (ходьба, бег, метание, лазание и т. д.) и двигательных качеств (быстрота, сила, ловкость, выносливость). При этом должны решаться задачи оздоровления, образования и воспитания.

Одним из средств, широко используемых во всех современных здоровьесберегающих технологиях, является соблюдение правильного режима двигательной активности. Поэтому актуальным становится вопрос об использовании подвижной игры.

Слайд 4

Здоровье ребенка – динамический процесс приспособления организма к меняющимся условиям окружающей среды. Количество движений, которое производит ребенок в течение всего бодрствования способствует развитию всех систем организма. Недостаток двигательной активности отрицательно сказывается на здоровье ребенка. Поэтому в течение дня в своей работе с детьми я использую различные виды двигательной деятельности, в том числе и подвижные игры.

Слайд 5

Подвижные игры можно использовать не только на прогуле, но и в других видах деятельность. Игре, как основному виду деятельности дошкольников в детском саду, я отвожу много времени: до завтрака, во время утреннего приема, вовремя непосредственно - организованной деятельности, в перерывах между различными видами деятельности, после дневного сна, на прогулках, на музыкальных и физкультурных занятиях.

Слайд 6

Подвижные игры во время утреннего приёма способствуют созданию положительного психологического микроклимата, дружеских взаимоотношений между детьми на целый день. Большей частью это игры малой и средней подвижности, хороводные, направленные на воспроизведение имитационных движений, проговаривания потешек: «Затейники», «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем», «Карусели», «Паучок», «Заинька». Этими и многими другими играми мы с детьми встречаем ребенка, показываем, как мы ждали его, чтобы начать игру, в них нет соперничества, нет отрицательных эмоций, что влияет на хорошее психологическое самочувствие всех участников воспитательного процесса.

Слайд 7

В непосредственно образовательной деятельности тоже есть место подвижной игре, несмотря на то, что в группах зачастую нет возможности организовать полноценную подвижную игру. В коммуникативной деятельности дети разучивают слова русских народных игр, потешек, повторяют диалоги «Заинька, походи, серенький, походи вот так этак походи, вот так этак походи…и т.д.» (для детей младшего возраста). Дети знакомятся с поэтичностью, красотой, напевностью родной речи, приобщаются к истокам народной культуры: «Иди утица домой, иди серая домой».

Слайд 8

На прогулке я планирую подвижные игры в соответствии с прошедшими занятиями. Если они были связаны с длительным сохранением статической позы, то можно организовывать игры большой подвижности, которые будут способствовать снятию мышечного напряжения и повышению двигательной активности всех детей в группе: «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Гуси-лебеди», «Мы веселые ребята», «Ловишки» и т.д. Если занятия были насыщены двигательной активностью детей, можно начинать прогулку играми средней подвижности, когда не все дети задействованы в основном движении, тем самым дать больше нагрузку тем ребятам, которые не были активны во время занятия: «Мышеловка», «Кот и мыши», «Пустое место» (с ленточкой, платочком, колокольчиком), «Шишки, желуди, орехи, и т.д.

Слайд 9

На прогулке можно организовать игры со спортивным оборудованием: мячи, скакалки, обручи. В конце прогулки обязательно провожу игры, чтобы собрать детей, настроить их на окончание прогулки. Игры в круге, звеньях, можно с мячом «Вышло солнышко из-за речки», «Мяч капитану» и т.д.

Слайд 10

Развивающая предметно пространственная наполнена так, чтобы дети могли самостоятельно организовать подвижные игры: маски, различные атрибуты: повязки, ленточки, спортивное оборудование.

Слайд 11

Для формирования самостоятельности и инициативности детей, руковожу подвижной игрой на всех её этапах. Организовываю игру и слежу за её ходом, учу детей, как надо играть, знакомлю с правилами и игровыми действиями, наблюдаю за ходом игры, при необходимости оказываю помощь играющим, принимаю участие в играх.

Слайд 12

Таким образом, грамотно спланированная и организованная подвижная игра будет способствовать повышению двигательной активности детей во время пребывания их в детском саду, а, следовательно, укреплять здоровье дошкольников.

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Формирование самостоятельности и инициативности при организации подвижных игр в младшей группе» Из опыта работы Воспитатель: Тихомирова Татьяна Григорьевна г . Переславль-Залесский 2015 год Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Аленушка»

Слайд 2

Малоподвижный образ жизни становится нормой существования взрослых и детей. В достаточной мере этому помогает телевидение и компьютерные игры.

Слайд 3

Для сохранения и укрепления здоровья дошкольников необходимым условием является физическое развитие.

Слайд 4

Здоровье ребенка – динамический процесс приспособления организма к меняющимся условиям окружающей среды. Количество движений, которое производит ребенок в течение всего бодрствования способствует развитию всех систем организма.

Слайд 5

Подвижные игры можно использовать во всех видах детской деятельность .

Слайд 6

Подвижные игры во время утреннего приёма способствуют созданию положительного психологического микроклимата.

Слайд 7

В непосредственно образовательной деятельности тоже есть место подвижной игре

Слайд 8

На прогулке следует планировать подвижные игры в соответствии с прошедшими занятиями.

Слайд 9

На прогулке можно организовать игры со спортивным оборудованием: мячи, скакалки, обручи.

Слайд 10

Следует наполнить развивающую среду так , чтобы дети могли самостоятельно организовать подвижные игры

Слайд 11

Для формирования самостоятельности и инициативности детей, руковожу подвижной игрой на всех её этапах.

Слайд 12

Таким образом, грамотно спланированная и организованная подвижная игра будет способствовать повышению двигательной активности детей во время пребывания их в детском саду, а, следовательно, укреплять здоровье дошкольников.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Аленушка»

Консультация для педагогов

«Организация и проведение

утренней гимнастики в ДОУ»

Подготовила Тихомирова Татьяна Григорьевна

г. Переславль-Залесский

2016 год

В свете решения приоритетной задачи государства о сохранности здоровья населения, основным направлением работы педагогов ДОУ является сохранность и укрепление здоровья дошкольников.

Утренняя гимнастика входит в ряд физкультурно-оздоровительных мероприятий ДОУ, направленных на полноценное физическое развитие и укрепление здоровья детей.

Увлекательная, подобранная в соответствии с возрастными потребностями и возможностями детей дошкольного возраста, утренняя гимнастика, способствует развитию у детей интереса к занятиям физической культурой и спортом, воспитанию в детях целеустремленности, организованности, инициативности, желания ежедневно выполнять физические упражнения, формирует основы здорового образа жизни.

1. Задачи и значение утренней гимнастики

Задачей утренней гимнастики в детском саду является укрепление здоровья, физическое совершенствование и осуществление разносторонней физической подготовленности ребёнка к многообразной деятельности.

Так же утренняя гимнастика в детском саду имеет и большое воспитательное значение. Систематическое проведение утренней гимнастики воспитывает у детей привычку ежедневно делать физические упражнения, приучает организованно начать день, способствует четкому выполнению режима дня, учит согласованно действовать в коллективе, быть целеустремленным, внимательным, выдержанным, а также вызывает положительные эмоции и радостное ощущение.

Проведение утренней гимнастики на свежем воздухе или в хорошо проветренном помещении способствует закаливанию детского организма, вырабатывает стойкость к различным воздействиям окружающей среды. Таким образом, утренняя гимнастика является многосторонним физкультурно-оздоровительным процессом, систематически оздоравливающим детский организм.

2. Организация утренней гимнастики

Утренняя гимнастика обязательная часть режима дня и проводится ежедневно перед завтраком согласно графику проведения. Перед занятием помещение проветривается, оптимальная температура для проведения утренней гимнастики в помещении 16 градусов. Дети занимаются в повседневной одежде.

Утренняя гимнастика в детском саду рассматривается как важный элемент двигательного режима, выполняя упражнения утренней гимнастики, ребёнок должен получать приподнятое эмоциональное состояние и настоящую радость движений. Не должно быть гимнастики по принуждению. Если кто-то из детей не хочет заниматься сегодня, не надо его принуждать, главное, впоследствии понять причину такого поведения и подобрать индивидуальные формы воздействия.

3. Структура утренней гимнастики

Как любое физкультурное мероприятие, утренняя гимнастика, начинается с разминки и заканчивается восстановительными упражнениями. Поскольку утренняя гимнастика не продолжительна, физические нагрузки в ней не велики.

Утренняя гимнастика состоит из 3 частей:

  • вводная
  • основная
  • заключительная

Каждая часть имеет свои задачи и содержание.

3.1. Вводная часть утренней гимнастики

Задачи:

- организация внимания детей, нацеливающая на выполнение согласованных действий,

- формирование правильной осанки,

- подготовка организма к выполнению более сложных упражнений

Содержание:

- построения (в колонну, в шеренгу, круг),

- строевые упражнения (повороты и полуобороты налево, направо, кругом),

- перестроения (из одной колоны в две, из двух колон в четыре, в круг, несколько кругов, смыкания и размыкания приставными шагами в сторону),

- непродолжительная ходьба в чередовании с упражнениями, способствующими укреплению опорно-двигательного аппарата и формированию осанки (ходьба на носках, с различным положением рук, ходьба с высоким подниманием коленей, на пятках, перекрёстным шагом),

- бег друг за другом и врассыпную или в сочетании с прыжками.

3.2. Основная часть утренней гимнастики

Задачи:

- укрепление основных мышечных групп,

- формирование правильной осанки

Содержание: выполнение комплекса общеразвивающих упражнений

Упражнения выполняются в определенной последовательности: сначала даются упражнения для укрепления плечевого пояса и рук, которые способствуют расширению грудной клетки, хорошему выпрямлению позвоночника, развитию дыхательных мышц; затем упражнения для мышц туловища; далее следуют упражнения для развития мышц ног и укрепления свода стопы.

Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей и их физической подготовленности.

3.3. Заключительная часть утренней гимнастики

Задачи: восстановить пульс и дыхание

Содержание: 

- дети младшего возраста выполняют прыжки или бег, переходящие в заключительную ходьбу;

- дети старшего возраста выполняют прыжки в сочетании с бегом, затем заключительную ходьбу с выполнением различных заданий; после заключительной ходьбы проводится малоподвижная игра.

4. Формы проведения утренней гимнастики

Используются различные формы проведения утренней гимнастики:

  • традиционная форма с использованием общеразвивающих упражнений
  • обыгрывание какого-нибудь сюжета: «Путешествие в лес», «Зоопарк», «Жучки» и др.
  • игрового характера (из 3-4 подвижных игр)
  • с использованием элементов ритмической гимнастики, танцевальных движений, хороводов
  • оздоровительный бег (проводится на участке в течение 3-5 минут с постепенным увеличением расстояния, интенсивности, времени)
  • с использованием полосы препятствий (можно создавать различные полосы препятствия с использованием разнообразных модулей)

5. Требования к комплексам упражнений для утренней гимнастики

Сочетание физических упражнений, подобранных в определенном порядке, составляет комплекс.

Обычно комплекс упражнений для утренней гимнастики составляется из упражнений, разученных на физкультурных занятиях или из упражнений, не требующих продолжительного разучивания.

При составлении комплекса необходимо руководствоваться следующими требованиями:

  • комплекс должен содержать упражнения для всех групп мышц
  • в комплексе для выполнения упражнений используются различные построения
  • упражнения должны выполняться из разных исходных положений
  • подбираются упражнения разной интенсивности, темпа
  • чередуются комплексы с различными пособиями и без предметов
  • используется музыкально-ритмичное сопровождение (бубен, счет, хлопки, звукозапись)
  • каждый комплекс должен быть интересен детям

Один и тот же комплекс повторяется в течение двух недель.

Необходимо помнить, что содержание комплекса утренней гимнастики, как и дозировка упражнений различны для детей разных возрастных групп.

Для того, чтобы упражнения утренней гимнастики оказали на ребёнка желаемое влияние, важно добиваться четкости, точности выполняемых движений, их достаточной интенсивности.

6. Планирование утренней гимнастики

Что бы достичь эффективного влияния утренней гимнастики на организм ребенка, надо составить план — конспект, определить последовательность упражнений, продумать и правильно записать методические указания. Воспитатель должен при этом помнить о способах организации детей, дозировке и темпе упражнений, методах их проведения, характере показа, объяснений и указаний.

Чтобы дать правильную оценку своих действий на утренней гимнастике, надо систематически вести наблюдение за качеством выполнения упражнений, за самочувствием детей, их поведением.

Тест «Утренняя гимнастика в ДОУ»

1. Выберите правильный ответ

1. Утренняя гимнастика проводится …

а) только на воздухе;

б) на воздухе и в хорошо проветренном помещении;

в) только в групповой комнате.

2. Продолжительность утренней гимнастики в подготовительной к школе группе составляет:

а) 3–5 мин;

б) 10–12 мин;

в) 15–20 мин;

г) более 25 мин.

3. В комплекс утренней гимнастики входят упражнения:

а) на этапе разучивания;

б) на этапе уточнения, исправления ошибок;

в) на этапе совершенствования.

4. Утреннюю гимнастику необходимо проводить:

а) 4 раза в неделю;

б) через день;

в) по усмотрению воспитателя;

г) ежедневно.

5. Организация утренней гимнастики в младшей группе проходит …

а) в колонну по одному;

б) в шеренгу;

в) в кругу или стайкой.

6. Основная физическая нагрузка на утренней гимнастике приходится на …

а) общеразвивающие упражнения;

б) бег и прыжки;

в) строевые упражнения.

2. Установите последовательность проведения упражнений

Общеразвивающие упражнения на утренней гимнастике

подбираются в следующем порядке:

а) для мышц спины, туловища и брюшного пресса;

б) для ног, стопы;

в) для рук и плечевого пояса.

3. Закончите утверждающее высказывание

1. Одежда детей на утренней гимнастике должна быть …

2. Температура воздуха в помещении в течение всей утренней

гимнастике поддерживается в пределах ……, …… °С.

4. Выберите из предложенных несколько правильных ответов

1. Укажите приемы усложнения общеразвивающих упражнений на утренней гимнастике:

а) изменение исходного положения;

б) введение счета;

в) введение предметов;

г) использование наглядных ориентиров;

д) увеличение дозировки и темпа выполнения.

2. Использование в ходе утренней гимнастике предметов влияет на:

а) мобилизацию индивидуальных возможностей;

б) учащение дыхания;

в) результативность качества движений;

г) эмоциональное состояние.

3. В утреннюю гимнастику обязательно включаются упражнения для профилактики …

а) плоскостопия;

б) зрения;

в) нарушения осанки;

г) простудных заболеваний.

4. Количество упражнений на утренней гимнастике зависит от:

а) сложности упражнений;

б) возраста детей;

в) этапа обучения;

г) места проведения и физической подготовки детей.

5. Отберите методы и приемы обучения, используемые на утренней гимнастике:

а) целостный показ в естественном темпе;

б) показ с объяснением;

в) напоминание и выявление знаний;

г) распоряжение к одновременному началу упражнений;

д) указания по соблюдению темпа и качества выполнения.

Ответы:  

1. 1)–б); 2)–б); 3)–в); 4)–г); 5)–в); 6)–а).

2–в), а), б).

3. 1. Облегченной; 2. 16–18° С).

4. 1)–а), в), д); 2)–а), в), г); 3)–а), в), г); 4)–а), б), г); 5)–в), г), д).