Инструктивно-методические материалы по трудовому и профессиональному обучению


Предварительный просмотр:

КОУ ХМАО-Югры «Ларьякская  школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

 

Оценка результатов учебной деятельности

учащихся с ОВЗ по профессиональному обучению

 

Инструктивно-методические материалы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

     Основными критериями оценки знаний, умений и навыков обучающихся являются:

по теоретическому обучению:

  •  полнота знаний (количество воспроизведенных существенных признаков изученного);
  • системность (осознание связей между элементами знаний, интеллектуальных и практических умений);
  • обобщенность (осознание общности связей между элементами знаний, интеллектуальных и практических умений);
  • действенность (применение знаний и умений в конкретных условиях);
  • прочность (сохранение в памяти приобретенных знаний, интеллектуальных и практических умений);
  • осознанность (сознательность, осмысленность, доведение до своего сознания, понимания);
  • глубина (совокупность осознанных учащимся существенных связей между знаниями об изучаемом объекте, процессе, явлении и и.д.).

  • по производственному обучению:

  • овладение приемами работы;
  • соблюдение требований к качеству выполнения учебно-производственных работ;
  • выполнение установленных норм выработки (в тех случаях, когда работы нормируются);
  • соблюдение требований безопасности труда

     Примерные показатели оценки знаний, умений, навыков обучающихся, соответствующие вышеизложенным критериям, содержатся в таблицах 1, 2.

При использовании показателей  оценивания следует учитывать вид контроля: текущий, периодический (промежуточный) и итоговый, которые могут осуществляться в устной, письменной или практической формах.

     Текущий контроль результатов учебной деятельности учащихся подразделяется на поурочный и тематический.

     Текущий поурочный контроль учебной деятельности учащихся проводится с целью проверки усвоения учащимися программного материала в процессе изучения определенной темы. Он имеет корректирующее, воспитательное и  стимулирующее значение и осуществляется в соответствии с показателями.

     При осуществлении поурочного контроля важным является оценка процесса учебной деятельности учащихся, их мыслительных операций, познавательных и общеучебных умений, использования ими рациональных способов выполнения задания с учетом проявления интереса к учению, стремления к достижению поставленной цели, волевых усилий и других индивидуальных и личностных качеств.

     Текущий тематический контроль (контрольная работа) проводится для проверки результатов усвоения учащимися материала определенной темы или раздела учебной программы.

     Периодический (промежуточный) контроль осуществляется с целью проверки результатов усвоения учащимися учебного материала за длительный период времени, в том числе и в конце полугодия, учебного года (обязательные контрольные работы по предметам теоретического обучения, проверочные работы по производственному обучению и др.).

     Итоговый контроль предполагает определение уровня учебных достижений учащихся по предмету (итоговая контрольная работа, проводимая с учетом специфики предмета как в конце полугодия, так и в конце учебного года, экзамен по предмету, выпускной квалификационный экзамен) и осуществляется с целью проверки результатов усвоения учащимися учебного предмета, а также результатов освоения профессии в целом.

     Выставление отметки по теоретическим предметам за полугодие осуществляется на основании поурочных отметок, а также отметок, полученных в процессе тематического и периодического (промежуточного) контроля. При этом по усмотрению преподавателя и с учетом специфики предмета полугодовая отметка выставляется как преимущественная из общего числа поурочных отметок, а также отметок, полученных в ходе тематического и периодического (промежуточного) контроля или как среднее арифметическое  отметок тематического и периодического (промежуточного) контроля (при наличии не менее трех отметок) с учетом наивысших поурочных отметок.

     Выставление отметок за выполнение задания тематического, периодического (промежуточного), итогового контроля по усмотрению преподавателя (мастера п/о) может осуществляться как по преимущественному баллу, так и как среднее арифметическое отметок, полученных за выполнение нескольких элементов задания. При этом следует учитывать, что выполненное полностью задание на уровне представления, если данный уровень усвоения учебного материала предусмотрен учебной программой как окончательный, также может быть оценено до 5 баллов включительно.

     При выставлении полугодовой отметки по производственному обучению решающую роль играет отметка, полученная по результатам проверочных работ.

     Годовая оценка знаний, умений и навыков учащихся осуществляется на основании полугодовых отметок, при этом предпочтение отдается баллу, полученному учащимся во втором полугодии.  

      Итоговая оценка знаний, умений, навыков учащихся осуществляется на основании годовых (полугодовых) отметок после завершения изучения предмета. При этом предпочтение, как правило, отдается отметке, полученной в последний учебный период (год, полугодие).

     При наличии экзамена по предмету при выставлении итоговой отметки (полугодие, год или период изучения предмета) предпочтение отдается экзаменационной отметке.

     Итоговая отметка по производственному обучению выставляется на основании годовых (полугодовых отметок).

     В случаях, когда в процессе производственного обучения (кроме производственной практики) учащиеся самостоятельно не выпускают продукцию, навыки и умения по производственному обучению оцениваются на основе анализа выполнения ими приемов работы, организации рабочего места, объяснения и обоснования технологического процесса на основе теоретических знаний, выполнения предусмотренных программой производственного обучения лабораторно-практических работ.

 

Таблица 1

Оценка результатов учебной деятельности учащихся с ОВЗ

по предметам профессионального компонента

 

Отметка

в баллах

Показатели оценки

2

Недостаточно осознанное воспроизведение большей части программного учебного материала (описание объектов изучения с элементами объяснения, раскрывающими структурные связи и отношения).

Недостаточное применение знаний в знакомой ситуации по образцу.

Наличие существенных ошибок

3

Осознанное воспроизведение большей части программного учебного материала (описание объектов изучения с объяснением структурных связей и отношений).

Применение знаний в знакомой ситуации по образцу.

Наличие единичных существенных ошибок

4

Полное знание и осознанное воспроизведение всего программного учебного материала.

Оперирование программным учебным материалом в частично измененной ситуации (применение учебного материала как на основе известных правил, предписаний, так и поиск нового знания, способы решения учебных задач, выдвижение предположений и гипотез, наличие действий и операций творческого характера для выполнения заданий)

Наличие несущественных ошибок

5

Свободное оперирование программным учебным материалом.

Применение знаний и умений в незнакомой ситуации (самостоятельные действия по описанию, объяснению объектов изучения, формулированию правил, построению алгоритмов для выполнения заданий, демонстрация рациональных способов решения задач, выполнение творческих работ и заданий)

 

«1» балл– отсутствие ответа


Таблица 2

 Оценка результатов практической деятельности учащихся с ОВЗ  по курсу производственного обучения

 

Отметка в баллах

Показатели для оценки

2

Неточное выполнение приемов работ и контроля качества выполняемых операций; неумение осуществлять самоконтроль за выполняемыми действиями; многочисленные нарушения требований технической и нормативной документации; невыполнение ученических норм выработки; соблюдение требований безопасности труда; наличие многочисленных существенных ошибок, исправляемых с непосредственной помощью учителя производственного обучения.

3

Недостаточное владение приемами работ и контроля качества выполняемых операций; самоконтроль за выполнением действий с помощью учителя производственного обучения; выполнение важнейших требований технической и нормативной документации; выполнение ученических норм выработки, допускаются отклонения от установленных норм; соблюдение требований безопасности труда; наличие отдельных существенных ошибок, исправляемых с непосредственной помощью учителя производственного обучения .

4

Самостоятельное выполнение работ; контроль качества выполняемых операций с помощью учителя производственного обучения (в единичных случаях); самоконтроль за выполнением действий; выполнение требований технической и нормативной документации; выполнение ученических норм выработки; соблюдение требований безопасности труда; возможны единичные незначительные ошибки, устраняемые при дополнительных вопросах мастера п.о.

5

Уверенное и точное владение приемами работ различной сложности в знакомой или незнакомой ситуации, перенос знаний и умений в выполнении различных технологических операций в новую ситуацию; контроль качества выполняемых операций; самоконтроль за выполнением действий; выполнение в полном объеме требований технической и нормативной документации; выполнение ученических норм выработки; соблюдение требований безопасности труда

 

 

“1” балл - неумение выполнять приемы работ

 

 



Предварительный просмотр:

Оценка уровня развития творческих способностей детей

Критерии (индикаторы)

Показатели

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Общая ручная умелость (моторика)

Хорошо развита моторика рук, работы выполнены аккуратно  

Ручная умелость развита

Слабо развита моторика рук

Качество выполнения отдельных элементов

Детали выполнены аккуратно, имеют ровную поверхность, соответствуют эскизу

Детали выполнены с небольшим замечанием, есть небольшие отклонения от образца

Детали сделаны с большим дефектом, не соответствуют образцу

Качество готовой работы

Работа выполнена аккуратно. Композиционные требования соблюдены.

Работа выполнена с небольшими затруднениями, которые легко исправить

Сборка отдельных элементов не соответствует образцу

Организация рабочего места

Способен самостоятельно готовить свое рабочее место.

Готовит рабочее место при помощи педагога.

Испытывает серьёзное затруднение при подготовке рабочего места.  

Трудоёмкость самостоятельность

Работа выполнена полностью самостоятельно. Темп работы быстрый, работа хорошо спланирована, чёткая последовательность

Работа выполнена с небольшой помощью педагога. Темп работы средний. Иногда приходится переделывать, возникает сомнения в выборе последовательности изготовления

Работа выполнена под контролем педагога, с постоянными консультациями. Темп работы медленный. Нарушена последовательность действий, элементы не выполнены до конца

Креативность

Изделие выполнено по собственному замыслу. В технологии изготовления воплощены свои новые идеи. Есть творческая находка

Изделие выполнено на основе образца с разработкой своего. Технология изготовления на уже известных способах, но внесено что-то своё

Изделие выполнено на основе образца. Технология изготовления уже известна, ничего нового нет

 

 



Предварительный просмотр:

Оценка знаний и умений учащихся в трудовом обучении

Примерные нормы оценки знаний

Устный опрос

    Отметка «5» ставится, если учащийся полностью усвоил материал, может изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

    Отметка «4» ставится, если учащийся в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

    Отметка «3» ставится, если учащийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает незначительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами, слабо отвечает на дополнительные вопросы учителя.

    Отметка «2» ставится, если учащийся полностью не усвоил учебный материал, не может изложить его своими словами, не может привести конкретные примеры, не может ответить на дополнительные вопросы учителя.

Письменный опрос

    Отметка «5» ставится, если учащийся правильно выполняет задание без помощи учителя. Самостоятельно использует полученные знания в новой ситуации.

    Отметка «4» ставится, если учащийся правильно выполняет задание при дозированной помощи учителя (наводящие вопросы). Испытывает небольшие трудности при переносе знаний в новую ситуацию.

    Отметка «3» ставится, если учащийся выполняет задание при непосредственной помощи учителя с привлечением дополнительных средств обучения (наглядный и справочный материал). Не может использовать полученные знания в новой ситуации.

    Отметка «2» ставится, если учащийся не может выполнить задание даже при непосредственной помощи учителя и использования дополнительных средств обучения.

Примерные нормы оценки практической работы

Отметка «5» ставится ученику за уверенное и точное владение приемами работ различной сложности в знакомой или незнакомой ситуации, перенос знаний и умений в выполнении различных технологических операций в новую ситуацию; контроль качества выполняемых операций; самоконтроль за выполнением действий; выполнение в полном объеме требований технической и нормативной документации; выполнение ученических норм выработки; соблюдение требований безопасности труда.

Отметка «4» ставится ученику за самостоятельное выполнение работ; контроль качества выполняемых операций с помощью учителя трудового обучения (в единичных случаях); самоконтроль за выполнением действий; выполнение требований технической и нормативной документации; выполнение ученических норм выработки; соблюдение требований безопасности труда; возможны единичные незначительные ошибки, устраняемые при дополнительных вопросах учителя.

Отметка «3» ставится ученику за недостаточное владение приемами работ и контроля качества выполняемых операций; самоконтроль за выполнением действий с помощью учителя трудового обучения; выполнение важнейших требований технической и нормативной документации; выполнение ученических норм выработки с  отклонениями от установленных норм; соблюдение требований безопасности труда; наличие отдельных существенных ошибок, исправляемых с непосредственной помощью учителя.

Отметка «2» ставится ученику за неточное выполнение приемов работ и контроля качества выполняемых операций; неумение осуществлять самоконтроль за выполняемыми действиями; многочисленные нарушения требований технической и нормативной документации; невыполнение ученических норм выработки; не соблюдение требований безопасности труда; наличие многочисленных существенных ошибок, исправляемых с непосредственной помощью учителя.