Самообразование
Предварительный просмотр:
Казенное общеобразовательное учреждение Ханты – Мансийского автономного округа – Югры «Ларьякская школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Индивидуальный план
самообразования
учителя профессионально-трудового обучения (швейного дело)
высшей категории
Ковтун Елены Анатольевны
на 2017-2021 годы
с. Ларьяк Нижневартовского района
Личная карта учителя
ФИО: Ковтун Елена Анатольевна
Дата рождения: 11 сентября 1961 года
Образование: высшее, Тобольский государственный педагогический институт им. Д.И.Менделеева по специальности «Русский язык и литература», квалификация – учитель русского языка и литературы, 1989 г.; техническое училище № 10 г. Донецка по специальности «Портной женской и детской верхней одежды» 1981г.
Сведения о дополнительном профессиональном образовании:
1. Профессиональная переподготовка по программе «Олигофренопедагогика», Сургутский государственный педагогический университет, 560 ч., 2013 г.
2. Профессиональная переподготовка по программе «Производственное обучение в образовательной организации», ООО «Московский институт профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогов», 540 ч., 2020 г.
Сведения о повышении квалификации:
1.«Современные коррекционно-развивающие технологии в организации учебного процесса в коррекционной школе (с учётом требований ФГОС)», 240 ч., 2017;
2.«Особенности использования сайта как образовательного ресурса в современных технологиях: ИКТ в деятельности учителя-предметника», 36 ч., 2020;
3.«Правила гигиены. Особенности работы образовательной организации в условиях сложной санитарно-эпидемиологической обстановки», 72 ч., 2021; 4. «Взаимодействие с родителями детей с ОВЗ», 16 ч., 2021;
5.«Педагогика и методика преподавания дисциплин и профессиональных модулей по профессии «Швея», 144 ч., 2021.
Квалификационная категория : высшая
Педагогический стаж: 37 лет
Комплексная научно-методическая тема педагогического коллектива школы:
«Повышение качества обучения, воспитания и развития обучающихся с интеллектуальными нарушениями на основе применения современных педагогических и информационных технологий»
Методическая тема МО учителей профессионально-трудового обучения и дополнительного образования:
«Повышение качества образования по профессионально-трудовому обучению и дополнительному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья на основе применения современных педагогических и информационных технологий»
Индивидуальная тема самообразования:
«Применение современных инновационно-образовательных технологий для активизации познавательной деятельности и развития творческого потенциала обучающихся с ОВЗ на уроках швейного дела и во внеурочной деятельности»
Актуальность темы:
Современное состояние образования в России характеризуется качественными изменениями в области содержания, которое направлено на развитие творческого мышления учащихся.
Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать «возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов».
Цель школы на данном этапе – формирование личности школьника с максимальным учетом его индивидуальных возможностей, способностей, развитие его творческого потенциала.
Сегодня уже доказано, что люди, подготовленные к творчеству, намного быстрее находят свое место на производстве, лучше осваивают свою работу, приносят больше пользы. Наиболее сложной категорией детей к включению в творческую деятельность являются дети с нарушением интеллекта. У этих детей плохо развиты творческие способности, в связи с их интеллектуальной недостаточностью слабо развита познавательная, мыслительная деятельность, воображение, восприятие, фантазия. До недавнего времени вообще не рассматривался вопрос о возможности развития творческих способностей у умственно отсталых детей, о наличии их вообще. В лучшем случае, педагоги развивали в детях только одну сторону творческих способностей – исполнительную, а более сложная и важная сторона творческая, отдавалась воле случая и у большинства оставалась на плачевном уровне.
Практика показывает, что развитие познавательной деятельности и творческих способностей у учащихся с ограниченными возможностями здоровья в ходе учебного процесса является наиболее сложной и трудно реализуемой задачей. С одной стороны, нужно для каждого учащегося создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных проблем, с другой стороны, это должно происходить в рамках программы.
Работая с детьми с недостатками интеллектуального развития, я пришла к выводу, что уроки профессионально-трудового обучения могут решать проблему развития познавательных процессов и творческих способностей таких детей. Однако происходит это не само по себе, а при условии систематического, целенаправленного и вместе с тем тонкого и чуткого руководства, где учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка.
Именно поэтому, правильно выбранные технологии, методы и приемы обучения помогают определить ту возможную меру включенности учащихся в познавательную и творческую деятельность, которая делает обучение интересным в рамках учебной программы.
Овладение современными педагогическими технологиями, их применение учителем – обязательная компетенция профессиональной деятельности каждого педагога.
Применение современных образовательных технологий в учебном процессе позволяет:
- сделать занятия более интересными, убедительными, а поток изучаемой информации легко доступным;
- управлять познавательной деятельностью школьников, учитывать индивидуальные темпы усвоения знаний, умений и навыков, уровень сложностей, интересы и прочее;
- .поддержать интерес к обучению и воспитанию учащихся, творческим проектам, способствовать раскрытию индивидуальных способностей, обеспечить качество образования, открытость образовательной системы;
В заключении хочется отметить, что образовательные технологии позволяют повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривают разные формы подачи и усвоения программного материала, заключают в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал.
Тема моей работы по самообразованию ««Применение современных инновационно-образовательных технологий для активизации познавательной деятельности и развития творческого потенциала учащихся с ОВЗ на уроках ПТО (швейное дело)».
В основе моей работы лежит теория Л.С. Выготского, согласно которой относительно сложные виды психической деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья можно и необходимо развивать в процессе обучения.
Ведущей идеей своей педагогической деятельности считаю создание условий для формирования творческой, активной личности, через применение современных инновационно-образовательных технологий.
Цель работы: совершенствование методики преподавания предмета через изучение и использование в учебном процессе инновационных образовательных технологий обучения для активизации познавательной деятельности и развития творческого потенциала обучающихся с ОВЗ на уроках швейного дела и во внеурочной деятельности, повышение уровня обученности обучающихся, уровня педагогического мастерства педагога.
Задачи:
- формирование способности к творческому саморазвитию, к творческой деятельности;
- совершенствование научно-теоретического уровня в области теории и методики преподавания, повышение профессиональной компетенции учителя на основе освоения и внедрения современных педагогических технологий с целью развития познавательной и творческой активности обучающихся;
- создание условий для повышения интереса обучающихся воспитанников к трудовому обучению через изучение, овладение и внедрение в практику передового педагогического опыта, новейших достижений педагогической, психологической и других специальных наук, новых педагогических технологий;
- овладение новыми инновационными педагогическими технологиями путем внедрения их в учебно-воспитательный процесс с целью формирования ключевых компетентностей, для активизации познавательной деятельности, развития творческого потенциала;
- повышение мотивации и творческого потенциала обучающихся через участие в конкурсах, фестивалях, викторинах.
Основные направления самообразования:
Профессиональное направление:
1. Своевременно повышать квалификацию на курсах переподготовки, повышения квалификации и обучающих вебинарах, семинарах.
2. Постоянно знакомиться с современными исследованиями ученых по вопросам активизации познавательной деятельности и развития творческого потенциала обучающихся с ОВЗ.
3. Знакомиться с опытом работы других педагогов по данной теме.
4. Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.
5. Принимать участие на научно-практических конференциях, конкурсах, фестивалях различных уровней, семинарах.
6. Проводить открытые уроки, посещать занятия коллег, участвовать в обмене опытом.
7. Организовывать внеклассную деятельность по предмету через проведение внеклассных мероприятий.
Психолого-педагогическое направление:
1. Совершенствовать свои знания в области современной психологии и педагогики.
2. Изучать современные психологические методики.
Информационно-коммуникативные технологии:
1. Поиск в Интернете информации по методике, психологии, педагогике, внедрению педагогических технологий.
2. Изучать информационно-компьютерные технологии и внедрять их в учебный процесс.
3. Использовать ЭОР и ЦОР, пополнять банк методических разработок уроков, сценариев внеклассных мероприятий с применением информационных технологий, размещение материалов в Интернете.
Методическое направление:
1. Изучать научно-методическую и учебную литературу.
2. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями, формами, методами и приемами обучения и воспитания через предметные издания, через Интернет-сайты.
3. Изучать прогрессивный опыт коллег по применению инновационных форм работы по данной теме.
4. Разработать рабочие программы, программы дополнительного образования для обучающихся с ОВЗ.
5. Принимать активное участие в работе МО учителей профессионально-трудового обучения и педагогов дополнительного образования, выступать с докладами по теме самообразования.
6. Разработать и систематически пополнять банк дидактического материала, тестов, наглядности.
7. Создать комплект методических разработок по теме самообразования.
8. Публикация материалов по теме самообразования.
Охрана здоровья:
1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.
2. Вести здоровый образ жизни.
Источники самообразования:
СМИ, в том числе: специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная); интернет; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации.
Формы самообразования:
индивидуальная – через индивидуальный план;
групповая – через участие в деятельности школьного методического объединения учителей профессионально-трудового обучения и педагогов дополнительного образования, интернет сообществ;
коллективная - через участие в жизни школы.
Ожидаемые результаты:
1. Повышение качества преподавания, качества учебных занятий на основе внедрения новых технологий.
2. Повышение мотивации и качества знаний на уроках швейного дела.
3. Разработка и проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий по теме самообразования с применением современных педагогических технологий.
4. Разработка программно - методического и дидактического обеспечения образовательного процесса с применением инновационных технологий и выработка методических рекомендаций по их использованию.
5. Обобщение опыта работы по исследуемой теме, публикация и размещение авторских методических материалов на сайте в сети Интернета.
6. Рост творческого потенциала обучающихся и повышение творческой активности обучающихся через участие в конкурсных мероприятиях различного уровня.
Форма отчёта по проделанной работе:
1. Выступление по обмену опытом на методическом объединении с презентацией результатов работы.
2. Представление администрации школы отчета с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей.
3. Обобщение опыта работы на уровне школы: презентация результатов работ перед педагогическим коллективом школы.
Реализация плана работы над темой самообразования
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
Информационно-аналитический | 1. Постановка проблемы. 2. Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта. 3. Определение целей и задач темы. 4. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 5. Прогнозирование результатов. | 2017 | 1. Изучение научно-методического литературы. по применению новых образовательных технологий в области обучения и воспитания. уроков коллег. 6. Прохождение курсов повышения квалификации, обучающих вебинаров, семинаров по теме. |
Практический | 1. Внедрение в практику работы изученных технологий. 2.Формирование методического комплекса. 3.Корректировка работы. | 2018-2020 | 1. Формирование методического комплекса с применением информационных технологий, 2. Выступления на заседании МО, педагогического совета по теме. 3. Участие в обмене опытом в сетевом педагогическом сообществе, публикации по теме самообразования. 4.Проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий. 5.Участие в профессиональных конкурсах, выставках, конференциях. 6. Прохождение курсов повышения квалификации, обучающих вебинаров, семинаров по теме. 7. Разработка методических рекомендаций по применению новых технологий. 8. Участие детей в творческих конкурсах, выставках, олимпиадах по предмету. |
Обобщающий Внедренческий | 1.Подведение итогов. Самоанализ и оценка своей творческой деятельности. 2.Оформление результатов работы по теме самообразования. 3. Обобщение опыта работы. 4. Распространение опыта работы. 5. Внедрение опыта работы. 6. Использование опыта проведенной работы в процессе дальнейшей работы. | 2021 | 1.Выступление на заседании школьного МО учителей с обобщением опыта работы. 2. Участие в конкурсных мероприятиях различного уровня с обобщённым опытом работы. 3. Проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий. 4. Создание банка методических разработок. 4.Консультативная помощь учителям в овладении инновационными технологиями. 6. Публикация материалов. |