Самообразование

Материалы по самообразованию 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Казенное общеобразовательное учреждение Ханты – Мансийского автономного округа – Югры «Ларьякская  школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Индивидуальный план

самообразования

учителя профессионально-трудового обучения (швейного дело)

 высшей категории

Ковтун Елены Анатольевны

на 2017-2021 годы

с. Ларьяк  Нижневартовского района

Личная карта учителя

ФИО:  Ковтун Елена Анатольевна

Дата рождения:  11 сентября 1961 года

Образование: высшее, Тобольский государственный педагогический институт им. Д.И.Менделеева по специальности «Русский язык и литература», квалификация – учитель русского языка и литературы,  1989 г.; техническое училище № 10 г. Донецка по специальности «Портной женской и детской верхней одежды» 1981г.

Сведения о дополнительном профессиональном образовании:

1. Профессиональная переподготовка по программе «Олигофренопедагогика», Сургутский государственный педагогический университет, 560 ч., 2013 г.

2. Профессиональная переподготовка по программе «Производственное обучение в образовательной организации»,  ООО «Московский институт профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогов», 540 ч., 2020 г.

Сведения о повышении квалификации:

1.«Современные коррекционно-развивающие технологии в организации учебного процесса в коррекционной школе (с учётом требований ФГОС)», 240 ч., 2017;

2.«Особенности использования сайта как образовательного ресурса в современных технологиях: ИКТ в деятельности учителя-предметника», 36 ч., 2020;

3.«Правила гигиены. Особенности работы образовательной организации в условиях сложной санитарно-эпидемиологической обстановки», 72 ч., 2021;  4. «Взаимодействие с родителями детей с ОВЗ», 16 ч., 2021;

5.«Педагогика и методика преподавания дисциплин и профессиональных модулей по профессии «Швея», 144 ч., 2021.

       Квалификационная категория : высшая

      Педагогический стаж:  37 лет

     

Комплексная научно-методическая тема педагогического коллектива школы:

«Повышение качества обучения, воспитания и развития обучающихся с интеллектуальными нарушениями на основе применения  современных педагогических и информационных технологий»

Методическая тема МО учителей профессионально-трудового обучения и дополнительного образования:

«Повышение качества образования по профессионально-трудовому   обучению  и дополнительному образованию детей с ограниченными возможностями   здоровья на основе применения  современных педагогических и информационных технологий»

 

Индивидуальная тема самообразования:

«Применение современных инновационно-образовательных технологий для активизации познавательной деятельности и развития творческого потенциала обучающихся с ОВЗ на уроках швейного дела и во внеурочной деятельности»

Актуальность темы:

Современное состояние образования в России характеризуется качественными изменениями в области содержания, которое направлено на развитие творческого мышления учащихся.

Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать «возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов».

Цель школы на данном этапе – формирование личности школьника с максимальным учетом его индивидуальных возможностей, способностей, развитие его творческого потенциала.

Сегодня уже доказано, что люди, подготовленные к творчеству, намного быстрее находят свое место на производстве, лучше осваивают свою работу, приносят больше пользы.  Наиболее сложной категорией детей к включению в творческую деятельность являются дети с нарушением интеллекта. У этих детей плохо развиты творческие способности, в связи с их интеллектуальной недостаточностью слабо развита познавательная, мыслительная деятельность, воображение, восприятие, фантазия. До недавнего времени вообще не рассматривался вопрос о возможности развития творческих способностей у умственно отсталых детей, о наличии их вообще. В лучшем случае, педагоги развивали в детях только одну сторону творческих способностей – исполнительную, а более сложная и важная сторона творческая, отдавалась воле случая и у большинства оставалась на плачевном уровне.

Практика показывает, что развитие познавательной деятельности и творческих способностей у учащихся с ограниченными возможностями здоровья в ходе учебного процесса является наиболее сложной и трудно реализуемой задачей. С одной стороны, нужно для каждого учащегося создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных проблем, с другой стороны, это должно происходить в рамках программы.

Работая с детьми с недостатками интеллектуального развития, я пришла к выводу, что уроки профессионально-трудового обучения могут решать проблему  развития познавательных процессов и творческих способностей таких детей. Однако происходит это не само по себе, а при условии систематического, целенаправленного и вместе с тем тонкого и чуткого руководства, где учитываются  индивидуальные особенности каждого ребенка.

Именно поэтому, правильно выбранные технологии, методы и приемы обучения помогают  определить ту возможную меру включенности учащихся в познавательную и творческую деятельность, которая делает обучение интересным в рамках учебной программы.

Овладение современными педагогическими технологиями, их применение учителем – обязательная компетенция профессиональной деятельности каждого педагога.

Применение современных образовательных технологий в учебном процессе позволяет:

- сделать занятия более интересными,  убедительными, а  поток изучаемой информации легко доступным;

- управлять познавательной деятельностью школьников, учитывать индивидуальные темпы усвоения знаний, умений и навыков, уровень сложностей, интересы и прочее;

- .поддержать интерес к обучению  и воспитанию учащихся,  творческим проектам, способствовать раскрытию индивидуальных способностей, обеспечить качество образования, открытость образовательной системы;

В заключении хочется отметить, что образовательные технологии позволяют повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривают разные формы подачи и усвоения программного материала, заключают в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал.

Тема моей работы по самообразованию ««Применение современных инновационно-образовательных технологий для активизации познавательной деятельности и  развития творческого потенциала учащихся с ОВЗ на уроках ПТО (швейное дело)».

В основе моей работы лежит теория Л.С. Выготского, согласно которой относительно сложные виды психической деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья можно и необходимо развивать в процессе обучения.

Ведущей идеей своей педагогической деятельности считаю создание условий для формирования творческой, активной личности, через применение современных инновационно-образовательных технологий.

Цель работы:  совершенствование методики преподавания предмета через изучение и использование в учебном процессе инновационных образовательных технологий обучения для активизации познавательной деятельности и развития творческого потенциала обучающихся с ОВЗ на уроках швейного дела и во внеурочной деятельности, повышение уровня обученности обучающихся, уровня педагогического мастерства педагога.  

 Задачи:

  • формирование способности к творческому саморазвитию, к творческой деятельности;
  • совершенствование научно-теоретического уровня в области теории и методики преподавания, повышение профессиональной компетенции учителя на основе освоения  и внедрения современных педагогических технологий с целью развития познавательной и творческой активности обучающихся;
  • создание условий для повышения интереса обучающихся воспитанников к трудовому обучению через изучение, овладение и внедрение в практику передового педагогического опыта, новейших достижений педагогической, психологической и других специальных наук, новых педагогических технологий;
  • овладение новыми инновационными педагогическими технологиями путем внедрения их в  учебно-воспитательный процесс с целью формирования ключевых компетентностей, для активизации познавательной деятельности, развития творческого потенциала;
  • повышение мотивации и творческого потенциала обучающихся через участие в конкурсах, фестивалях, викторинах.

Основные направления самообразования:

Профессиональное направление:

1. Своевременно повышать квалификацию на курсах переподготовки, повышения квалификации и обучающих вебинарах, семинарах.

2. Постоянно знакомиться с современными исследованиями ученых по вопросам активизации познавательной деятельности и развития творческого потенциала обучающихся с ОВЗ.

3. Знакомиться с опытом работы других педагогов по данной теме.  

4. Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.

5. Принимать участие на научно-практических конференциях, конкурсах, фестивалях различных уровней, семинарах.

6. Проводить открытые уроки,  посещать занятия коллег,   участвовать в обмене опытом.

7. Организовывать внеклассную деятельность по предмету через проведение внеклассных  мероприятий.

Психолого-педагогическое направление:

1. Совершенствовать свои знания в области современной психологии и педагогики.

2. Изучать современные психологические методики.

Информационно-коммуникативные технологии:

1. Поиск в Интернете информации по методике, психологии, педагогике, внедрению педагогических технологий.

2. Изучать информационно-компьютерные технологии и внедрять их в учебный процесс.

3. Использовать ЭОР и ЦОР, пополнять  банк методических разработок уроков, сценариев внеклассных мероприятий  с применением информационных технологий,  размещение материалов в Интернете. 

Методическое направление:

1. Изучать научно-методическую и учебную литературу.

2. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями, формами, методами и приемами обучения и воспитания  через предметные издания, через Интернет-сайты.

3. Изучать прогрессивный опыт коллег по применению  инновационных форм работы по данной теме.

4. Разработать рабочие программы, программы  дополнительного образования для обучающихся с ОВЗ.

5. Принимать активное участие в работе МО учителей профессионально-трудового обучения и педагогов дополнительного образования, выступать с докладами по теме самообразования.

6. Разработать и систематически пополнять банк  дидактического материала, тестов, наглядности.

7. Создать комплект методических разработок по теме самообразования.

8. Публикация материалов по теме самообразования.

Охрана здоровья:

1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.

2. Вести здоровый образ жизни.

Источники самообразования:

СМИ, в том числе: специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная); интернет; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации.

Формы самообразования:

индивидуальная – через индивидуальный план;

групповая – через участие в деятельности школьного методического объединения учителей профессионально-трудового обучения и педагогов дополнительного образования, интернет сообществ;

коллективная -   через участие в жизни школы.

Ожидаемые результаты:

1. Повышение качества преподавания, качества учебных занятий на основе  внедрения новых технологий.

2. Повышение мотивации  и качества знаний на уроках швейного дела.

3. Разработка и проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий по теме самообразования с применением современных педагогических технологий.

4. Разработка программно - методического и дидактического обеспечения образовательного процесса с применением инновационных технологий и выработка методических рекомендаций по их использованию.

5. Обобщение опыта работы по исследуемой теме,  публикация и размещение авторских методических материалов на сайте в сети Интернета.

6. Рост творческого потенциала обучающихся и  повышение творческой активности обучающихся  через участие  в конкурсных мероприятиях различного уровня.

Форма отчёта по проделанной работе:

1. Выступление по обмену опытом на методическом объединении с презентацией результатов работы.

2. Представление администрации школы отчета с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей.

3. Обобщение опыта работы на уровне школы: презентация результатов работ перед педагогическим коллективом школы.

Реализация плана работы над темой самообразования

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Информационно-аналитический

1. Постановка проблемы.

2. Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта.

3. Определение целей и задач темы.

4.  Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

5. Прогнозирование результатов.

2017

1. Изучение

научно-методического литературы.
2. Изучение опыта ведущих учителей 

по применению новых образовательных технологий в  области обучения и воспитания.
3. Участие в  работе МО, посещение  

уроков  коллег.
4. Посещение семинаров, конференций, организованных на разных уровнях.
5. Выступление на заседании школьного МО учителей.

6. Прохождение курсов повышения квалификации, обучающих вебинаров, семинаров по теме.

Практический

1. Внедрение в практику работы  изученных технологий.  

2.Формирование методического комплекса.

3.Корректировка работы.

2018-2020

1. Формирование методического комплекса с применением информационных технологий,  

2. Выступления на заседании МО, педагогического совета по теме.

3. Участие в обмене опытом в сетевом педагогическом сообществе, публикации по теме самообразования.

4.Проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий.

5.Участие в профессиональных конкурсах, выставках, конференциях. 

6. Прохождение курсов повышения квалификации, обучающих вебинаров, семинаров по теме.

7. Разработка методических рекомендаций по применению новых технологий.

8. Участие детей в творческих конкурсах,  выставках, олимпиадах  по предмету.   

Обобщающий

Внедренческий

1.Подведение итогов. Самоанализ и оценка своей творческой деятельности.

2.Оформление результатов работы по теме самообразования. 

3. Обобщение опыта работы.

4. Распространение опыта работы.

5. Внедрение опыта работы.

6. Использование опыта проведенной работы в процессе дальнейшей работы. 

2021

1.Выступление на заседании  школьного МО учителей с обобщением опыта работы.

2. Участие  в конкурсных мероприятиях различного уровня с обобщённым опытом работы.

3. Проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий.

4. Создание банка методических разработок.

4.Консультативная помощь учителям в овладении инновационными технологиями.

6. Публикация материалов.