Методические материалы по предмету


Предварительный просмотр:

Рабочая тетрадь

по швейному делу

для подготовки

учащихся 9 класса

к итоговой аттестации

Разработала: Ковтун Е.А.

учитель профессионально-трудового обучения

Пояснительная записка

    Рабочая тетрадь предназначена для повторения и систематизации знаний и умений, полученных в ходе изучения швейного дела и необходимых для сдачи экзаменов по труду в 9 классе.

    Тетрадь применяется при подготовке к экзаменам. Содержание материала тетради соответствует программе по швейному делу, разработанной В.В.Воронковой и рекомендованной МО РФ.

    Повторение программных тем основывается на работе с учебниками по швейному делу 4 – 8 классов.

    Рабочая тетрадь сконструирована в соответствии с содержанием пятнадцати экзаменационных билетов. Каждый билет состоит из трех вопросов.

    Материал для повторения систематизирован в тетради следующим образом:

- точная формулировка вопроса билета;

- задания на повторение материала, соответствующего содержанию ответа на билет.  

    Работа по тетради требует определенной организации учебного процесса:

  1. Чтение вопроса билета.
  2. Устная работа – актуализация знаний учащихся.
  3. Уточнение ответов учеников с привлечением материала учебника.
  4. Выполнение заданий в тетради.
  5. Повторение вопроса.
  6. Фронтальная отработка правильного ответа на вопрос.
  7. Чтение, пересказ и заучивание формулировки ответа.

    Апробация рабочей тетради показала целесообразность ее использования, так как ее применение значительно повышает уровень прочности итоговых знаний и умений учащихся.

    Рабочая тетрадь по швейному делу для подготовки учащихся 9 класса к итоговой аттестации разработана на основе Рабочей тетради по швейному делу Т.А. Тришиной.


Билет № 1

Вопрос № 1. Рассказать, как изготавливается ткань и назвать простейшие переплетения в ней.

Задание 1. Вставьте пропущенные слова:

Ткань вырабатывается из _____________ на ткацких фабриках. Процесс получения ткани из пряжи называется _________________. Ткань получают в результате переплетения ____________________ и _____________________ нитей. Долевые нити называются нитями _________________ , поперечные нити – нитями _______________. В результате переплетения нитей основы и утка получают ____________________________________. Существуют три вида  простейших ткацких переплетений: __________________, _____________________, ________________________.

Задание 2. Подпишите названия ткацких переплетений, изображенных на рисунках.

_____________                 _______________             _____________

  переплетение                             переплетение                       переплетение

 Вопрос № 2. При помощи чего устанавливается рабочий и свободный ход швейной машины.

Задание 1. Впишите в текст пропущенные слова.

    Рабочий и свободный ход швейной машины можно устанавливать при помощи __________________________________.

   Рабочий ход нужен_для_________________________________. Чтобы поставить машину на рабочий ход, надо __________ рукой придерживать маховое колесо, а правой повернуть винт – разъединитель _______________________. Если при покачивании махового колеса рукой игла____________________, то машина стоит на рабочем ходу.

     Свободный ход необходим при____________________________. Чтобы поставить машину на свободный ход, надо левой рукой придержать маховое колесо, а ____________повернуть винт – разъединитель__________________. При свободном ходе вращается только______________________, а остальные части машины не работают.


 

 Задание 2. Покажи на рисунке маховое колесо и винт – разъединитель.  

                                                 

                                                       

Вопрос № 3. Какие ткани идут на пошив платьев, подобрать образцы тканей.

Задание 1. Впишите пропущенные слова:

При выборе ткани на пошив платья нужно  учитывать:

1._____________________________________________

2._____________________________________________

3._____________________________________________

4._____________________________________________

Задание 2. Подчеркните названия плательных тканей:

Ситец, бархат, пальтовая, шелк, подкладочная, льняная, портьерная,  шерсть, костюмная, простынная.


Билет № 2

Вопрос № 1. Назвать детали шпульного колпачка. Рассказать, как он заправляется в челночный комплект.

Задание 1. Впишите названия деталей шпульного колпачка.

Шпульный колпачок состоит из:

1._______________________      

2._______________________      

3._______________________      

4._______________________

5._______________________

6._______________________        

Задание 2. Установите правильную последовательность заправки нижней нитки.

/_/  Заправить нитку под пластинчатую пружину.

/_/  Вставить шпульный колпачок в челночное устройство так, чтобы установочный палец шпульного колпачка вошел в прорезь челночного устройства.

/_/  Вставить шпульку с ниткой в шпульный колпачок.

/_/  Закрыть задвижную пластину на швейной машине и вывести нижнюю нитку наверх.

Вопрос № 2. Назвать и показать на образцах виды обработок нижнего среза юбок.

Задание 1. Напишите, от чего зависит способ обработки нижнего среза юбки.

Выбор обработки нижнего среза юбки зависит:

  1. ____________________________________________________
  2. _____________________________________
  3. _____________________________________


Задание 2. Определите по рисункам способы обработки нижнего среза юбки.

   

____________________________       __________________________

____________________________       __________________________

_____________________________      __________________________

_____________________________      __________________________

   

 Ширина подгиба прямого среза равна ____________см, закругленного не более ________________см.

Вопрос № 3. От чего зависит размер выметной петли?

Задание. Впишите пропущенные слова:

    Петли служат для __________________________________. Размер выметной петли зависит от __________________  пуговицы.

    Петля должна быть на __________больше размера плоской пуговицы.  Если пуговица в форме шарика, то петля должна быть на ________больше размера пуговицы.

    Петлю выполняют ___________________________стежками. Количество стежков должно быть ___________ на 10 мм. В конце петли делают ____________________ из ниток.


Билет № 3

Вопрос № 1. Определить на ткани основу, уток, кромку. Рассказать, в каком направлении ткань больше садится и тянется.

Задание 1. Впишите нужные слова.

     С ткацкого станка ткань выходит в виде длинных полос различной ширины.

     В ткани различают__________________ и _________________ нити. Вдоль куска ткани по обеим сторонам образуется _____________. Долевые нити идут вдоль куска ткани. Их называют нитями______________. Поперек куска ткани идут поперечные нити. Их называют нитями _____________. Расстояние от кромки до кромки называют __________________ткани.

       Долевую нить в ткани можно определить:

1._____________________________: долевые нити идут вдоль куска ткани;

2._____________________________: по долевой нити ткань почти не тянется, а по поперечной имеет растяжение.

    При влажно-тепловой обработке ткань дает усадку по ________________.

Задание 2. Определите на рисунке долевую нить, поперечную нить и кромку. Сделайте подписи.

Вопрос № 2. Рассказать о правилах техники безопасности при работе с утюгом.

Задание. Вставьте пропущенные слова.

1. Опасности в работе:

Возгорание___________________; ожоги _______________________ и о _________________________________________________;

поражение _____________________________________________.


2. Что нужно сделать до начала работы:

Проверить ________________________и чистоту __________________утюга;

Проверить наличие_____________________________.

3. Что нужно делать во время работы:

Стоять на_____________________________________; включать и выключать утюг________________________________, берясь за______________, а не за шнур; ставить утюг на ______________________или на торцовую часть утюга; следить за тем, чтобы шнур не касался ________________________________и не ___________________________.

4. Что нужно сделать по окончании работы:

_________________________ утюг; поставить его на ____________________.

Вопрос № 3. Образовать сборки машинным способом.

Задание. Впишите необходимые слова.

    Сборки – это _______________________________. Сборки можно образовать ________________________ и ______________________способом.

    На детали прокладываются ______ машинные или ручные _________________ . Регулятор длины стежка устанавливают на _______ мм.

    Сборки собирают за _____________________________________ до нужной длины, равномерно распределяя их по всей длине.  


Билет № 4

Вопрос № 1. рассказать об устройстве регулятора натяжения верхней нитки.

Задание. Подпишите названия деталей.

                           

Регулятор натяжения верхней нитки состоит из:

1.___________________________

2.___________________________

3.___________________________

4.___________________________

5.___________________________

6.___________________________

7.___________________________

Вопрос № 2. Влажно-тепловая обработка изделий из х/б и льняных тканей.

Задание. Впишите в текст  пропущенные слова.

    Сохранить хороший внешний вид изделиям поможет __________________

_________________________________________. Влажно – тепловая обработка – это работы, которые выполняют при помощи ________________________ и _______________________.

    Хлопчатобумажные  и льняные ткани – это ___________________________ ткани.   Они  хорошо ____________________, быстро ____________________, легко _______________________.

    Стирать изделия из этих тканей можно моющими средствами при температуре воды __________°. Сушить изделия лучше в _________________

виде. Их нельзя _______________________, а утюжить лучше чуть влажными. Утюжат изделия по ________________ нити, так как эти ткани дают большую по _________________. Изделия из хлопка и льна утюжат при высоком нагреве утюга ______________°, или терморегулятор утюга ставят на символ ____________.


Вопрос № 3. Выполнить стачной шов и рассказать, при пошиве каких изделий он применяется.

Задание 1. Вставьте в текст пропущенные слова и определите вид стачного шва.

    Машинный шов – это ______________________________________ двух или нескольких слоев ткани _____________________________________.

     Стачной шов относится к _______________________________швам и служит для постоянного соединения деталей изделия. Этот шов применяют при пошиве _______________________________________________________.

     Ширина стачного шва зависит от модели изделия и может быть  ____________________мм.

Стачной шов бывает двух видов:

1 –_______________________________(срезы шва заутюживают на одну сторону);

2 –_______________________________(срезы шва разутюживают в разные стороны).

Задание 2. Определите вид стачного шва. Сделайте подписи под рисунками.

                                           

___________________________________            __________________________________


Билет № 5

Вопрос № 1. Рассказать, почему двигатель ткани может плохо продвигать ткань.

Задание. Вставьте пропущенные слова.

          Механизм двигателя ткани перемещает ткань для образования следующего стежка. Он состоит из ___________________________ и ________________________________. Механизм двигателя ткани передвигает ткань только при ________________________  прижимной лапке.

    Двигатель ткани может плохо продвигать ткань, если:

1. Лапка ________________________________ и не прижимает ткань. Надо _____________________________ давление лапки на ткань.

2. Лапка ___________________________________ на ткань и не дает ей продвигаться. Надо ____________________ давление лапки на ткань.

3. Ручка установки двигателя ткани по высоте стоит _____________________________________________. Надо установить ручку установки двигателя ткани  на отметку «_______».

4. Регулятор длины стежка стоит на отметке «______». Надо установить регулятор на необходимую длину стежка.

5. Подошва лапки имеет _____________________ и задевает за ткань. Надо __________________ лапку.

Вопрос № 2. Как определить лицевую и изнаночную сторону ткани?

Задание. Впишите пропущенные слова:

    Ткань имеет ___________________ и ____________________стороны.
   Лицевую сторону можно определить по:

1.________________________________

2.________________________________

3.________________________________

4.________________________________

5.________________________________.


Вопрос № 3. Какая мерка определяет размер изделия? Снять эту мерку на манекене.

Задание 1 Вставьте в текст пропущенные слова.

    Размер изделия определяется по мерке _________________________. Чертеж изделия выполняют на правую половину фигуры, поэтому мерку обхвата груди ________________________________________. Получают мерку ___________________________________________. Записывают эту мерку так - ________.

     Эту мерку снимают по выступающим точкам лопаток, по подмышечным впадинам, по высоким точкам груди. Сантиметровую ленту замыкают спереди.              

    Швейные изделия, изготовленные на фабриках, имеют товарный ярлык. На женской одежде на ярлыке указываются полные величины _________________________ , _______________________________ и ________________.

Задание 2. Покажите на рисунках как снимаются  мерки роста,  ОГ и ОБ.

 

Задание 3. Объясните, что обозначают цифры на товарном ярлыке женской одежды.

164 – 88 – 92.

   


Билет № 6

Вопрос № 1. Из какого волокна изготавливается шерстяная ткань, каковы ее свойства?

Задание 1. Подпишите названия животных, которые дают человеку шерсть .

____________________      _____________          _____________________

Задание 2. Вставьте в текст пропущенные слова.

       Шерстяные ткани – это______________________ткани, ______________________ происхождения.  Шерсть – это волосяной покров животных: овец, коз, верблюдов. Шерстяной покров, снятый с овцы,  называют_________________.

    Чистошерстяные ткани имеют положительные и отрицательные свойства.

Положительные свойства: хорошо пропускают _________________, впитывают _________________, сохраняют _________________. Они _________________, _________________, хорошо _____________________, почти не ____________________.

Отрицательные свойства: впитывают  ________________, при раскрое ___________________, сильно __________________, при пошиве могут _____________________ иглой, при стирке в горячей воде дают большую _______________________.

       Шерстяные ткани используют при пошиве _______________, ___________________________ и ___________________________ одежды.

Вопрос № 2. Какими способами соединяется кокетка с основной деталью?

Задание 1. Впишите в текст пропущенные слова.

    Кокетка – это _____________________деталь изделия. Кокетки могут быть расположены на ____________________________ , _____________________ , _________________________________ , ______________________________.


   По форме нижнего среза кокетки бывают     ______________________ ,

___________________________ , ___________________________ .

Задание 2. Определите виды швов, при помощи которых можно соединить кокетку с основной деталью. Подпишите их названия.

________________    ___________________    __________________

       

Вопрос № 3. Рассказать и показать на манекене как снимаются мерки для блузки.

Задание. Впишите необходимые мерки и покажите приемы их снятия.


Билет № 7.

Вопрос № 1.  Рассказать о различиях массового и индивидуального пошива изделий и о пооперационном разделении труда.

Задание. Впишите необходимые слова.    

     

    Изготовлением одежды для населения занимается швейная промышленность  ( ___________________________ )  и предприятия службы быта (_____________________ , ______________________).

    Изготовление одежды на крупных швейных предприятиях называют __________________ производством одежды, так как они выпускают большое количество ______________________изделий.

На швейных фабриках одежда изготавливается по ___________________ меркам _________________способом.        Поточный способ изготовления одежды состоит в том, что весь процесс пошива изделий разбивается на большое число мелких операций, следующих одна за другой.

    Каждую операцию работник выполняет на своем _________________________________.    

    Такое разделение пошива изделия на отдельные операции называют  _________________________________________________________________ .

    В швейных мастерских и ателье изготавливают одежду по __________________________ меркам заказчика.

Пошив изделия выполняет _________________мастер от начала до конца. Такой пошив изделия называется ______________________ пошивом изделия.

Вопрос № 2. Рассказать о правилах техники безопасности при работе на швейной машине.

Задание. Вставьте пропущенные слова.

1. Опасности в работе:

Повреждение _______________иглой; попадание волос или концов одежды ___________________________________швейной машины;

Поражение ___________________________________.

2. Что нужно сделать до начала работы:

Застегнуть манжеты ________________;  проверить исправность ______________________; проверить, не осталась ли в ткани _______________или ________________ .


3. Что нужно делать во время работы:

Заправку машины проводить, снимая _________________________________ ;

не держать возле вращающихся частей машины _______________________________________;

не держать ___________________близко к игле;

Чистку и смазку машины производить ________________________________ .

4. Что нужно сделать по окончании работы:

_____________________машину от сети,  

убрать ______________________________________________.

Вопрос № 3. Рассказать, как устроена машинная игла, вставить иглу в игловодитель.

Задание 1. Обозначьте цифрами  составные части машинной иглы. 

                   

1 – короткий желобок               4 – острие                6 - колба      

2 – длинный желобок               5 – лезвие                7 – лыска

3 – ушко иглы

                                                   

Задание 2. Установите цифрами правильную последовательность установки машинной иглы.

/_/   Ослабить винт иглодержателя;

/_/   Вставить иглу в игловодитель до упора;

/_/   Поднять игловодитель в верхнее положение;

/_/   Закрепить иглу винтом иглодержателя.


Билет № 8

Вопрос № 1. В чем заключается уход за швейной машиной.

Задание. Впишите в текст пропущенные слова.

     

    Швейная машина будет служить долго и хорошо работать, если за ней постоянно ухаживать. Уход за швейной машиной заключается в своевременной ее __________________  и  __________________.

    Чистка и смазка сохраняют детали от поломки и быстрого ______________________________.

    Машину сначала чистят от __________________________ , _____________, ворса ткани кисточкой, а потом смазывают _________каплями чистого ________________________из специальной масленки. Смазывать надо все места, где происходит трение металла: это облегчает вращение деталей.

    При ежедневной работе машину нужно смазывать ______раз в __________________, а чистить _____________________ .

    После окончания работы швейную машину надо хорошо протереть, подложить ______________________________ , чтобы она не поцарапалась о зубцы двигателя ткани, опустить лапку и убрать рабочее место.

Вопрос № 2. Влажно-тепловая обработка изделий из шерстяных тканей.

Задание. Вставьте в текст пропущенные слова.

 

     Влажно-тепловая обработка – это работы, которые выполняют при помощи ________________ и _________________.

    Шерстяные ткани – это ткани из ____________________ волокон.

    Эти ткани медленно _____________________________________ и медленно ___________________. При стирке изделий из этих тканей нужно смягчать воду раствором _____________________________________. Такие вещи нельзя ___________________ и стирать в ___________________ воде.

Вода для стирки должна быть ______________°. Изделия нельзя отжимать _____________________________, так как они могут потерять форму. Сушить их надо в _______________________________ виде.

    Утюжить изделия из шерстяных тканей необходимо с __________________________стороны, через________________________ проутюжильник. Температура нагрева утюга должна быть ____________°. При утюжке шерстяных изделий терморегулятор утюга ставят на указатель «______________________», что соответствует символу _________.


Вопрос № 3. Выполнить двойной шов и рассказать, при пошиве каких изделий он применяется.

Задание 1. Впишите в текст пропущенные слова.

     Машинный шов – это ______________________________двух или нескольких слоев ткани ______________________________________.

     Двойной шов служит для __________________________соединения деталей изделия и относится к __________________________швам. Этот шов очень _______________, с ___________________________________________.

    Его часто  применяют при пошиве ________________ , поэтому  его еще называют ________________________ .

     Двойной шов выполняют машинными строчками в _____________ приема, поэтому его называют _____________________. Ширина шва в готовом виде  ___________мм.

     

                                               

Задание 2. Из предложенных рисунков машинных швов выберите двойной шов и обозначьте его значком V.


           


Билет № 9

Вопрос № 1. Назвать и показать отделочные ручные стежки.

Задание. Подпишите названия ручных отделочных стежков.

               1.________________________

               2.________________________

               3.________________________    

               4.________________________

               5.________________________

Вопрос № 2. Из какого волокна изготавливается хлопчатобумажная ткань, каковы ее свойства?

Задание. Впишите пропущенные слова:

    Хлопчатобумажные ткани изготавливаются из ___________________волокна __________________________ происхождения. Получают эти волокна из растения, которое называется ___________________________. Плоды хлопчатника – коробочки, внутри которых находятся семена, покрытые тонкими волокнами.

    Положительные свойства х/б тканей: хорошо пропускают  ___________________, впитывают __________________, создают   ощущение

_________________, хорошо ______________, быстро ________________. Они ___________________, ___________________, _________________.

Отрицательные свойства: сильно ________________________, дают большую ______________________ по основе.

    Названия х/б тканей: ________________, _______________, ______________, ___________________,        _________________________ .


Вопрос № 3. Выполнить запошивочный шов и рассказать, при пошиве каких изделий он применяется.

Задание 1. Вставьте в текст пропущенные слова.

     Машинный шов – это ______________________________двух или нескольких слоев ткани ___________________________________.

     Запошивочный шов служит для постоянного соединения деталей изделия между собой, поэтому он относится к _________________________швам. Этот шов очень _________________, с двумя ___________________срезами. Его выполняют в ______ приема  двумя машинными строчками.

     Применяется запошивочный шов при пошиве ___________________ и ____________________белья: простыней, наволочек, пододеяльников, ночных сорочек, пижам, трусов.

     Ширина шва в готовом виде равна ______ мм.

Задание 2. Из предложенных рисунков машинных швов выберите запошивочный шов и обозначьте его значком V.


           


Билет № 10

Вопрос № 1. Какое значение для работы на швейной машине имеет регулятор стежка.

Задание 1. Вставьте пропущенные слова.

     

    Регулятор стежка – это механизм __________________швейной машины. Он расположен на _____________________________ швейной машины.           С его помощью устанавливают _________________________. Длина стежка -  это  расстояние между ______________________________________________.

     Регулятор строчки может быть установлен на длину стежка __________. Длина стежка зависит от ______________________________________. Тонкие ткани стачивают строчкой с длиной стежка ____________мм.

Для толстых тканей длину стежка устанавливают в ____________мм.

Для выполнения сборок устанавливают стежок длиною _______ мм.

Задание 2. Под какой цифрой на рисунке расположена ручка регулятора

длины стежка. Ответ запишите в

 

Ответ:

Вопрос № 2. Из какого волокна изготавливается натуральный шелк и каковы его свойства.

Задание. Вставьте в текст пропущенные слова.

   Шелковые ткани изготавливаются из ________________________ волокна _________________________происхождения.

    Волокно натурального шелка представляет собой очень тонкую нить, которую выделяет гусеница бабочки __________________________________.


    Положительные свойства натуральных тканей: хорошо пропускают ___________________, впитывают ____________,  быстро __________________, хорошо ______________________, почти не _____________________. Они _________________, ____________________, ____________________________.

    Поверхность тканей натурального шелка имеет __________________ блеск. Теплозащитные свойства _____________________.                  

    Отрицательные  свойства шелковых тканей: при раскрое срезы ткани сильно ___________________, при настилании _______________________, при пошиве на швейной машине нити могут ________________________, дают большую _________________ по долевой нити. При носке изделий из натурального шелка может происходить ________________________ нитей в швах.

     

Вопрос № 3. Выполнить шов вподгибку с закрытым срезом и рассказать, при пошиве каких изделий он применяется.

Задание 1. Вставить в текст  пропущенные слова.

      Шов вподгибку служит для обработки ________________детали, поэтому он относится к_____________________ швам. Этот шов применяется при пошиве __________________, ________________, ___________________ и _______________________ белья.    Ширина шва вподгибку зависит ___________________________и может быть ___________________мм.

Задание 2. Из предложенных рисунков машинных швов выберите  шов вподгибку с закрытым срезом и обозначьте его значком V.


           


Билет № 11

Вопрос № 1. Какие инструменты и приспособления применяют при работе в швейной мастерской?

Задание. Подпишите названия инструментов и приспособлений.

        Инструменты:                                            Приспособления:

1._____________________                    1._______________________

2._____________________                    2._______________________

3._____________________                    3._______________________

4._____________________                    4._______________________

5._____________________                    5._______________________

Вопрос № 2. Показать и назвать детали на швейной машине, через которые заправляется верхняя нитка.

Задание. Запишите в правильной последовательности названия деталей швейной машины, через которые заправляется верхняя нитка.

1._______________________________

2._______________________________

3._______________________________

4._______________________________

5._______________________________

6._______________________________

7._______________________________


                           

Вопрос № 3. Показать, как выполняются обметочные стежки и назвать их.

Задание. Впишите в текст пропущенные слова. Укажите названия обметочных стежков.

 

При выполнении обметочных строчек применяют _______________ и _____________________ стежки.

  1. 2

1. Это _______________ стежок. Высота стежка _____________ мм, частота стежков ___________________ в 1 см.

2. Это ___________________ стежок. Высота стежка __________мм, частота стежков __________________ в 1 см.

Стежки должны быть _______________________, расположены на ___________________ расстоянии.


Билет № 12

Вопрос № 1. Какие швы применяются при изготовлении наволочки.

Задание. Вставьте в текст пропущенные слова.

   

    Крой наволочки состоит из ________ детали _____________________ формы.

    При пошиве наволочки применяют краевой и соединительный швы.       Поперечные срезы наволочки обрабатывают швом __________________________________________________. Ширина этого шва равна ____ см.  Боковые срезы наволочки обрабатывают ____________________ швом. Этот шов _______________________, с __________________________________. Ширина двойного шва равна ___мм.

    На швейных фабриках при массовом изготовлении постельного белья для пошива наволочек применяют  ____________________________________. Ширина этого шва равна __ мм.

   

Задание 2. Подпишите под рисунками названия машинных швов.

__________________________________                   _______________________

_____________________________________________________________

Вопрос № 2. Рассказать, почему машина петляет сверху, как исправить этот недостаток.

Задание. Вставьте пропущенные слова.

Если натяжение ниток правильное, то стежки имеют ________________________ вид с двух сторон ткани.


     При _________________________________ верхней нитки на ткани с верхней стороны образуются петли из ниток шпульки. Говорят так: «__________________________________________». Для устранения этого недостатка надо _________________натяжение верхней нитки (гайку регулятора повернуть влево на один – два оборота).

Задание 2. Определите, на каком из рисунков изображена правильная машинная строчка. Отметьте знаком V.

Вопрос № 3. Рассказать и показать, как нужно снять мерку для юбки.

Задание. Впишите необходимые мерки.

  1. ________________________________
  2. ________________________________
  3. ________________________________
  4. ________________________________

                                         


Билет № 13

Вопрос № 1. Как определить правый и левый рукав перед вметыванием в изделие?

Задание 1. Впишите недостающие слова.

   

    Перед вметыванием рукавов в изделие нужно определить правый и левый рукав.

    При раскрое ______________ рукав всегда лежит внизу. После раскроя его надо отметить ниткой________________________ .      Также правый и левый рукав можно определить по ____________________.
   Для этого надо сложить рукав по линии середины. Ту его часть, которая имеет более _______________ вырез оката, соединяют с полочкой.

    Если рукав длинный, то можно определить правый и левый рукав по _________________________________.

К _____________________направлена та часть, которая имеет вогнутую форму.

Задание 2. Определите и подпишите, какой рукав (правый или левый) изображен на рисунке.

                                                                 _________________________

Вопрос № 2. Рассказать, почему машина петляет снизу, как исправить этот недостаток.

Задание 1. Вставьте пропущенные слова.

     При ___________________натяжении верхней нитки петли образуются на нижней стороне ткани. В этом случае говорят так: «________________________________________». Для исправления этого


недостатка надо _____________________натяжение верхней нитки (повернуть гайку регулятора на 1 – 2 оборота вправо).

     После регулировки для проверки качества строчки следует выполнить ______________________ строчки.

Задание 2. Определите, на каком из рисунков изображена  машинная строчка, о которой говорят:  «петляет снизу». Отметьте знаком V.

Вопрос № 3. Показать и назвать детали и контурные срезы на выкройке блузы.

Задание. Обозначьте буквами  контрольные линии  на выкройке блузы. Подпишите названия деталей выкройки.

                      ______________        _______________

А – линия талии

Б – линия проймы

В – линия бока

Г – линия груди

Д – линия плеча

Е – линия ростка

Ж – линия бедер (линия низа)

З – линия середины детали

И – линия горловины

К – вытачка


Билет № 14

Вопрос № 1. Какими способами можно обработать вырез горловины и пройм в блузке без рукавов и воротника?

Задание. Впишите виды обработки вырезов горловины и пройм:

1.____________________________________

2.____________________________________

3.____________________________________        

             1                                  2                                       3

        Вопрос № 2. Влажно-тепловая обработка изделий из натурального шелка и химического волокна.

Задание. Вставьте пропущенные слова.

   

Работа, которую выполняют при помощи тепла и влаги называется ________________________________________________.

    Ткани из натурального шелка хорошо __________________, быстро ___________________, почти не ______________________.

    Стирать изделия из натурального шелка можно в_______________ воде, при температуре _______________°, с добавлением моющих средств. Такие вещи нельзя_____________________ и стирать в__________________ воде. Отжимают их _____________________, очень осторожно, а сушат ___________________________________.

    Утюжить изделия из натурального шелка лучше, пока они __________________. Утюжат с изнаночной стороны по _________________ нити. Температура нагрева утюга должна быть ________________°, что соответствует символу ________________.  


     Стирать и отжимать изделия из химических волокон нужно очень ____________________, так как в мокром состоянии они теряют ____________________. Их нельзя ___________________ и стирать в _________________ воде. Сушат их также, как и изделия из натурального шелка в _________________________ виде. Необходимо следить за тем, что бы ткань ___________________.

    Утюжить изделия из химических волокон нужно по _______________________стороне ткани при малом нагреве утюга __________________°, от сильного нагрева ткань желтеет и плавится. Терморегулятор ставят на символ ______.  

Вопрос № 3. Стачать косые обтачки и рассказать о правилах их соединения.

Задание. Вставить пропущенные слова.  

    Косые обтачки раскраивают по ___________сгибу ткани. Они бывают двух видов: _____________________ и _________________________.

    Косая обтачка имеет сильное _________________________, поэтому ею обрабатывают _____________________________ срезы.

    Косые обтачки соединяют в одну полоску по ____________________нити ____________________швом. Ширина шва _____мм.

Делают это так:

  1. Сложить обтачки _______________________сторонами внутрь, уравнять _____________________срезы, перепустить уголки на ширину шва и стачать.
  2. Разутюжить шов, срезать уголки.

             


Билет № 15

Вопрос № 1. Рассказать, почему в швейной машине происходит обрыв верхней нити, как исправить этот недостаток.

Задание. Вставьте нужные слова.

    Обрыв верхней нити происходит по следующим причинам:

1. Неправильно заправлена ____________________ нить.

Необходимо проверить заправку верхней нити.

2. __________________ натяжение верхней нити.

Отрегулировать натяжение верхней нити.

3. _________________________ качество ниток.

Необходимо __________________________ нитки.

4. Неправильно установлена ____________________________.

Необходимо правильно установить _____________, чтобы длинный желобок был со стороны _______________________.

5. Номер ниток не соответствует номеру  ________________________.

Подобрать номер ____________с учетом номера  ____________.

Вопрос № 2. Из чего изготавливается льняная ткань и каковы ее свойства?

Задание 1.  Укажите стрелкой на рисунке часть растения, в которой находятся волокна льна.   

                                                       


Задание 2.  Вставьте в текст пропущенные слова.

Льняная ткань изготавливается из __________________ волокна, _________________________ происхождения. Волокна льна находятся в ___________________ растения. Длина волокон _____________см. Поверхность ткани _______________________, _______________________. На ощупь создает ощущение ____________________.

    Положительные свойства ткани: хорошо пропускают  ______________, впитывают _______________, быстро _____________________.

    Отрицательные свойства льняных тканей: сильно _________________ и дают большую _________________ по долевой нити, при пересушивании ткани __________________ утюжатся.

Вопрос № 3. Определить и назвать виды обтачек на образцах.

Задание 1. Вставьте пропущенные слова.

     Обтачка – это ___________________________________ для обработки ____________________изделия. По способу раскроя обтачки бывают ______________________, _______________________, ___________________

и _______________________.   Долевые обтачки раскраивают по _____________________направлению нитей ткани, поперечные – по ______________________направлению,  косые – по _________________сгибу ткани, а подкройные обтачки - __________________________________ детали.  

Задание 2. Определите виды обтачек, обозначьте их цифрами.

                1 – косая обтачка

              2 – поперечная обтачка

              3 – подкройная обтачка

               4 – долевая обтачка



Предварительный просмотр:

КОУ ХМАО-Югры «Ларьякская  школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Тесты

для подготовки учащихся 9 класса

к итоговой аттестации по швейному делу

Разработала: Ковтун Е.А

учитель профессионально-трудового обучения

Пояснительная записка

    Предлагаемые тестовые задания предназначены для повторения и систематизации знаний и умений, полученных в ходе изучения швейного дела и необходимых для сдачи экзамена по труду в 9 классе.

    Содержание материала тестовых заданий соответствует программе по швейному делу, разработанной В.В.Воронковой  и рекомендованной МО РФ.

    Структура тестов состоит из 50 вопросов по разным темам учебной программы, которые располагаются по 5 блокам:

  1. Машиноведение – 11 заданий;
  2. Материаловедение – 13 заданий;
  3. Машинные швы – 10 заданий;
  4. Технология обработки узлов и деталей – 10 заданий;
  5. Снятие мерок с фигуры человека – 6 заданий.

     К каждому из 50 заданий предлагаются несколько вариантов ответов. Требуется отметить знаком V правильные ответы в специально отведенном месте. Для определения общего рейтинга используется следующая система: за верное выполнение заданий ученик получает по 1 баллу, за неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов – 69.

   

     Соответствия традиционной оценки и рейтинга таковы:

                    от 0 до 20 баллов – оценка «2»;

                    от 20 до 39 баллов – оценка «3»;

                    от 39 до 54 баллов – оценка «4»;

                    от 54 до 69 баллов – оценка «5».

    В конце пособия приведены правильные ответы. Но учащимся не надо спешить обращаться к ним. Имеет смысл еще раз просмотреть задание с привлечением материала учебника или справочного материала для подготовки к экзамену по швейному делу.  

Машиноведение

1. Определите название элемента шпульного колпачка, изображенного на рисунке:

/_/   а) защелка;

/_/   б) пластинчатая пружина;

/_/    в) установочный палец.

2. При помощи чего устанавливается рабочий и свободный ход швейной машины?

/_/   а) маховое колесо;

/_/   б) винт-разъединитель;

/_/   в) пусковая педаль.

3. Определите название элемента машинной иглы, изображенного на рисунке:

/_/   а) колба;

/_/   б) лезвие;

/_/   в) лыска.  

4. При установке машинной иглы длинный желобок должен находиться:

/_/   а) слева от работающего;

/_/   б) справа от работающего;

/_/   в) со стороны нитенаправителя.

5. Какой механизм перемещает ткань для образования стежка:

/_/   а) механизм иглы;

/_/   б) механизм двигателя ткани;

/_/   в) механизм нитепритягивателя.

6. Что нужно сделать, если машина «петляет снизу»:

/_/  а) усилить натяжение верхней нитки;

/_/  б) ослабить натяжение верхней нитки;

/_/  в) поставить машину на свободный ход.

7. Определите правильную последовательность заправки верхней нитки:

/_/ А) 1. катушечный стержень;  /_/ Б) 1. катушечный стержень;   /_/ В) 1. катушечный стержень

            2. нитенаправитель;                     2. нитенаправитель;                       2. нитенаправитель;

            3. нитепритягиватель;                  3. регулятор натяжения                 3. регулятор натяжения

            4. регулятор натяжения                   верхней нитки;                                верхней нитки;

                верхней нитки;                         4. нитепритягиватель;                    4. нитенаправитель;

            5. нитенаправитель;                     5. нитенаправитель;                       5. нитепритягиватель;

            6. нитенаправитель;                     6. нитенаправитель;                       6. нитенаправитель;

            7. ушко иглы.                                 7. ушко иглы.                                 7. ушко иглы.

8. Определите название детали регулятора натяжения верхней нитки, изображенной на рисунке:

/_/  а) шпилька;

/_/  б) шайбы натяжения

          (тарелочки);        

/_/  в) спиральная пружина.

9. Какой из механизмов регулировки изображен на рисунке:

/_/  а) регулятор длины стежка;

/_/  б) регулятор натяжения вержней нитки;

/_/  в) регулятор ширины зигзага.

10. На какую длину стежка устанавливают регулятор строчки для выполнения сборок машинным способом:

/_/  а) 2 – 2,5 мм;

/_/  б) 2,5 – 3 мм;

/_/  в) 4 мм.

11. При выполнении машинной закрепки используют:

/_/  а) обычный ход машины;

/_/  б) ход машины на одном месте;

/_/  в) обратный ход машины.

Материаловедение

12. Процесс производства ткани из нитей путем переплетения долевых и поперечных нитей называется:

/_/  а) прядильное производство;

/_/  б) ткацкое производство;

/_/  в) отделочное производство.

13. Из каких волокон вырабатывают хлопчатобумажные ткани?

/_/  а) натуральные волокна;

/_/  б) синтетические волокна;

/_/  в) искусственные волокна.

14. Края полотна ткани, обработанные фабричным способом, называются:

/_/  а) основа;

/_/  б) уток;

/_/  в) кромка.

15. По чему нельзя определить долевую нить в ткани?

/_/  а) по кромке;

/_/  б) по рисунку;

/_/  в) по растяжению.

16. При каком переплетении нити основы и утка переплетаются через одну нить?

/_/  а) полотняное переплетение;

/_/  б) саржевое переплетение;

/_/  в) сатиновое переплетение.

17. Какое свойство х/б и льняных тканей относят к отрицательным свойствам?

/_/  а) пропускают воздух;

/_/  б) впитывают влагу;

/_/  в) сминаются при носке.

18. Лицевую сторону нельзя определить:

/_/  а) по чистоте отделки;

/_/  б) по названию ткани;

/_/  в) по печатному рисунку.

19. Какое свойство шерстяных тканей относят к отрицательным свойствам?

/_/  а) драпируемость;

/_/  б) теплозащитность;

/_/  в) пылеемкость.

20. От чего зависят свойства шерстяных тканей?

/_/  а) от цвета шерсти животного;

/_/  б) от свойства волокон шерсти;

/_/  в) от способа обработки волокон шерсти.

21. Волокна шелка получают:

/_/  а) из волокон растений;

/_/  б) от гусеницы бабочки тутового шелкопряда;

/_/  в) из отходов древесины.

22. Какое свойство не относится к свойствам шелковых тканей?

/_/  а) почти не мнутся;

/_/  б) очень теплые;

/_/  в) хорошо драпируются.

23. Влажно-тепловая обработка – это работы, которые выполняют при помощи:

/_/  а) тепла;

/_/  б) тепла и влаги;

/_/  в) влаги.

24. Из каких тканей изготавливают постельное белье?

/_/  а) хлопчатобумажная ткань;

/_/  б) шерстяная ткань;

/_/  в) льняная ткань.

Машинные швы

25. Какой из швов не относится к соединительным швам?

/_/  а) стачной шов;

/_/  б) двойной шов;

/_/  в) шов вподгибку.

26. Какой из швов относится к краевым швам?

/_/  а) запошивочный шов;

/_/  б) шов вподгибку;

/_/  в) двойной шов.

27. Какой из швов называется бельевым?

/_/  а) стачной шов;

/_/  б) двойной шов;

/_/  в) накладной шов.

28. Какие из швов применяются при пошиве наволочки?

/_/  а) стачной шов;

/_/  б) шов вподгибку;

/_/  в) двойной шов.

29. Ширина двойного шва в готовом виде должна быть:

/_/  а) 3 – 5 мм;

/_/  б) 5 – 7 мм;

/_/  в) 10 мм.

30. Запошивочный шов выполняется:

/_/  а) в 1 прием;

/_/  б) в 2 приема;

/_/  в) в 3 приема.

31. Накладной шов относится:

/_/  а) к соединительным швам;

/_/  б) к краевым швам;

/_/  в) к отделочным швам.

32. Какой из ручных стежков не применяется для обметывания срезов?

/_/  а) косой стежок;

/_/  б) стежок вперед иголку;

/_/  в) петельный стежок.

33. Какой из ручных стежков не относится к отделочным?

/_/  а) стебельчатый стежок;

/_/  б) тамбурный стежок;

/_/  в) косой стежок.

34. Какие из швов более прочные?

/_/  а) двойной шов;

/_/  б) стачной шов;

/_/  в) запошивочный шов.

Технология обработки узлов и деталей

35. Какая обтачка выкраивается по форме выреза детали?

/_/  а) долевая обтачка;

/_/  б) поперечная обтачка;

/_/  в) косая обтачка;

/_/  г) подкройная обтачка.

36. Части косой обтачки соединяют:

/_/  а) по долевым срезам;

/_/  б) по косому срезу;

/_/  в) по поперечным срезам.

37. От чего зависит выбор способа обработки выреза горловины и пройм?

/_/  а) от формы выреза;

/_/  б) от осыпаемости ткани;

/_/  в) от толщины ткани;

/_/  г) от сезона носки изделия;

/_/  д) от цвета ткани.

38. Вырез горловины можно обработать:

/_/  а) швом вподгибку с закрытым срезом;

/_/  б) косой обтачкой;

/_/  в) подкройной обтачкой;

/_/  г) окантовочным швом;

/_/  д) долевой обтачкой.

39. Какой обтачкой обрабатывают закругленные срезы?

/_/  а) долевой обтачкой;

/_/  б) поперечной обтачкой;

/_/  в) косой обтачкой.

40. От чего зависит способ обработки нижнего среза изделия?

/_/  а) от осыпаемости ткани;

/_/  б) от формы нижнего среза;

/_/  в) от толщины ткани;

/_/  г) от цены ткани;

/_/  д) от расцветки ткани.

41. Нижний срез юбки можно обработать:

/_/  а) окантовочным швом;

/_/  б) стачным швом;

/_/  в) запошивочным швом;

/_/  г) швом вподгибку;

/_/  д) обтачкой.

42. Какими способами можно соединить кокетку с основной деталью?

/_/  а) стачным швом;

/_/  б) настрочным швом;

/_/  в) накладным швом;

/_/  г) запошивочным швом;

/_/  д) двойным швом.

43. какими способами можно соединить накладной карман с изделием?

/_/  а) строчкой по краю подгиба;

/_/  б) строчкой, расположенной на 4 – 5 мм от края подгиба;

/_/  в) зигзагообразной строчкой;

/_/  г) двойной строчкой;

/_/  д) строчкой ручного петельного стежка.

44. Для свободного прохождения плоской пуговицы длина петли должна быть:

/_/  а) больше диаметра пуговицы на 1 – 2 мм;

/_/  б) меньше диаметра пуговицы на 1 – 2 мм;

/_/  в) равна диаметру пуговицы.

Снятие мерок с фигуры человека

45. По какой мерке определяют размер изделия?

/_/  а) Полуобхват шеи (Сш);

/_/  б) Полуобхват груди (Сг);

/_/  в) Полуобхват бедер (Сб).

46. Какие мерки записываются в половинном размере?

/_/  а) Длина спины до талии (Дст);

/_/  б) Высота груди (Вг);

/_/  в) Ширина груди (Шг);

/_/  г) Полуобхват бедер (Сб);

/_/  д) Ширина плеча (Шп).

47. Какие мерки записываются полностью?

/_/  а) Длина изделия (Ди);

/_/  б) Центр груди (Цг);

/_/  в) Высота плеча косая (Впк);

/_/  г) Ширина спины (Шс);

/_/  д) Длина переда до талии (Дпт).

48. какая мерка не нужна для построения чертежа юбки?

/_/  а) Полуобхват бедер (Сб);

/_/  б) Полуобхват талии (Ст);

/_/  в) Длина спины до талии (Дст);

/_/  г) Высота плеча косая (Впк);

/_/  д) Длина изделия (Ди).

49. По какой линии можно определить правый и левый рукав?

/_/  а) по линии локтя;

/_/  б) по линии оката;

/_/  в) по линии низа.

50. На каком из швейных предприятий изготавливают одежду с пооперационным разделением труда.

/_/  а) ателье мод;

/_/  б) швейная фабрика;

/_/  в) мастерская по пошиву и ремонту одежды.

Проверка правильности тестов

для подготовки к итоговой аттестации по швейному делу

Машиноведение

1 – в;   2 – б;   3 – б;   4 – в;   5 – б;   6 – а;   7 – б;   8 – б;   9 – а;   10 – в;   11 – в.

Материаловедение

12 – б;   13 – а;   14 – в;   15 – б;   16 – а;   17 – в;   18 – б;   19 – в;   20 – б;   22 – б;      23 – б;    24 – а, в.

Машинные швы

25 – в;   26 – б;   27 – б;   28 – б, в;   29 – б;   30 – б;   31 – а;   32 – б;   33 – в;   34 – а, в.

Технология обработки узлов и деталей

35 – г;   6 – а;   37 – а, б, в;   38 – б, в, г;   39 – в;   40 – а, б, в;   41 – а, г, д;                    42 – а, б, в;    43 – а, б, г;     44 – а.

Снятие мерок с фигуры человека

45 – б;    46 – в, г;   47 – а, в, д;    48 – г;    49 – б, в;    50 – б.