Для родителей

Файзрахманова Наиля Райхановна

Предварительный просмотр:

Советы родителям

«Маленькие люди на большой планете - наши дети…»

 Как правильно их воспитывать, каждый решает сам, но, возможно, напомнить советы психологов будет нелишне.

- Не ждите, что ребёнок будет таким как Вы, не стремитесь воплотить в нём свои мечты. Помогите ему стать собой.

- Ваши требования должны быть неизменны: ребёнок Вас не поймёт, если сегодня – можно, а завтра – нельзя. Ваши требования должны быть выполнимы: невозможно, к примеру, одним усилием воли научиться завязывать шнурки.

- Никогда не говорите, что ребёнок неуклюж или глуп: он в это поверит и перестанет проявлять себя, опасаясь насмешек.

- Нельзя наказывать за то, что ребёнок сделал нечаянно: разбил тарелку или порвал штаны. Не используйте в качестве наказания домашние дела: они будут восприниматься карой, и ребёнок будет их избегать.

Ребёнок не должен чувствовать себя хуже других, завидовать другим детям или стыдиться своих родителей, поэтому не отказывайте ему, если в детском учреждении попросили что-то принести или сделать.

 В дошкольном возрасте обучать ребёнка лучше в процессе игры. Воздержитесь от фразы «давай позанимаемся», замените её на «давай поиграем».

- Хорошо, если у ребёнка есть своя комната, пусть в ней будет устроено так, как нравится ему. Если такой возможности нет, должен быть стол или шкаф, где он может хозяйничать.

- Учите ребёнка дружить, интересуйтесь его друзьями, искренне радуйтесь их успехам и огорчайтесь поражениям. Приглашайте друзей сына или дочери в дом: это важный момент в самоутверждении.

- Не делайте замечаний при посторонних или, тем более, при его друзьях. Сдержитесь, выскажитесь наедине, пощадите его самолюбие.

- Относитесь серьёзно к проблемам ребёнка, даже если они Вам кажутся пустяковыми: ему нужны Ваше понимание и сочувствие.

- Какие бы ни были у ребёнка проблемы, от Вас он должен услышать: «Мы вместе всё сделаем» или «Мы вместе все проблемы решим». В родителях ребёнок  должен видеть самых близких, верных и лучших друзей.

- Любите своего ребёнка таким, какой он есть. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребёнок – это счастье, данное богом.

 

Скачать файл бесплатно "Родительский договор"



Предварительный просмотр:

СОВЕТЫ ДЕТЕЙ РОДИТЕЛЯМ

         

                           

1. Не бойтесь быть с нами твёрдыми: это поможет нам. Мы любим сильных людей.

2. Часто мы говорим и делаем всё, чтобы позлить вас. Не поддавайтесь на провокации.                                                                                   

3. Не обижайтесь, если мы говорим грубо: мы этого не хотели. Просто нам тоже бывает больно. Мы хотели бы, чтобы вы об этом знали.

4. Не делайте за нас и для нас то, что мы в состоянии сделать сами. Вы ведь не хотите видеть нас в прислугах.

5. Не подвергайте нашу честность слишком частым проверкам и испытаниям. Это заставляет нас лгать.

6. Относитесь к нам как к друзьям, тогда мы тоже станем великодушными. Мы учимся подражать вам.

7. Не давайте обещаний, которые не можете выполнить.

8. Не пытайтесь отделаться от наших  вопросов, ибо ответы на них мы найдём на стороне и, возможно, неправильные.

9. Мы не можем успешно развиваться без вашей помощи, поддержки и одобрения.

10. К похвалам мы привыкли, а к уместному нагоняю нет. Решайте сами, что лучше.

11. Мы любим вас. Ответьте нам тем же.                  

                                    



Предварительный просмотр:

Список принадлежностей первоклассника

1.

Школьная форма (деловой стиль одежды) обязательно!

2.

Сменная одежда, обувь

3.

Спортивный костюм, спортивная обувь

4.

Рюкзак, пенал

5.

Ластик

6.

Линейка (20 см)

7.

Тетради в косую линейку и крупную клетку (по 5 штук)

8.

Обложки для тетрадей и книг

9.

Папка для тетрадей

10.

Простой карандаш (2-3 штуки), точилка

11.

Шариковая ручка с фиолетовым стержнем (2-3 штуки)

12.

Цветные карандаши (не менее 18 штук)

13.

Краски акварельные (не менее 12 цветов), гуашь (не менее 6 цветов), палитра для красок

14.

Кисточки для рисования (разного размера № 3-10)

15.

Стаканчик «непроливайка» для воды

16.

Картон цветной, набор белого картона

17.

Цветная бумага: желательно односторонняя и  двухсторонняя  (формат А-4, офисная, разных цветов)

18.

Пластилин (не менее 12 цветов), доска для пластилина, стеки для работы с пластилином

19.

Блок для рисования

20.

Папка с кнопкой для трудового обучения

21.

Ножницы с тупыми концами

22.

Клей-карандаш  и  ПВА,  кисточка для клея

23.

Закладки

22.

Папка-скоросшиватель (тонкая, 2 штуки)+ файлы (по 20 штук).

23.

Папка на кольцах (формат А-4) + файлы к ней; папка А-5 + файлы к ней

24.

Счётные палочки

25.

Веер с цифрами и с буквами (гласные и согласные)

26.

Раскраски, книги ( по 2шт)

28.

Туалетная бумага, салфетки, бумажные полотенца

29.

Собрать природный материал для уроков труда (листья, семена, шишки и т.д)

ВСЕ должно быть подписано!



Предварительный просмотр:

Практические материалы

/ советует психолог/

Анкета для родителей

«Поддерживаете ли Вы своего ребёнка в учебной деятельности?»

  1. Поддерживаете ли Вы своего ребёнка в учебной деятельности?
  2. Говорят ли с Вами дети «по душам»?
  3. Назовите самый любимый и самый сложный для Вашего ребёнка учебный предмет.
  4. Часто ли Вы обсуждаете с ребёнком его учёбу?
  5. Назовите предмет, который в школьные годы был самым любимым для Вас и Вашего мужа (жены)?
  6. Назовите, что в течение последней недели прочёл Ваш ребёнок?
  7. Обсуждаете ли вы со своим ребёнком прочитанные книги, газеты, телепередач
  8. Наказываете ли вы своего ребёнка за промахи в работе?
  9. Любит ли ваш ребёнок учиться?

Анкета

 «Любит ли читать Ваш ребёнок?»

                 

  1. Любит ли читать Ваш ребёнок?
  2. Какую книгу читает Ваш ребёнок сейчас?
  3. Читаете ли Вы детям?
  4. Читаете ли Вы вместе с ребёнком?
  5. Любят ли в Вашей семье читать взрослые?
  6. Как Вы думаете, Ваш ребёнок читает, потому что надо, или потому, что хочется?
  7. Есть ли в Вашей домашней библиотеке книги для Вашего ребёнка?
  8. Посещает ли Ваш ребёнок библиотеку?
  9. Какую книгу читаете Вы сейчас?
  10. Книги какого содержания предпочитает читать Ваш ребёнок?

Советы родителям по развитию мышления у детей

  • Можно и нужно научить детей правильно, организованно мыслить.

  • Ребёнку интереснее мыслить, чем запоминать.

  • Найденное в процессе мышление становится знанием.

  • Процесс мышления – поиск и открытие нового при разрешении проблемной ситуации.

  • Вопросы «почему?», «как ты считаешь?», «зачем?», «с какой целью?» - проблемные; они направлены на развитие мышления.

  • Вопросы «где?», «что?», «когда?», «какой?», «сколько?» контролируют память.

  • Никого нельзя заставить мыслить, никому нельзя запретить мыслить. Мышление свободно и самостоятельно.

Советы родителям, разделяющим учебные проблемы детей

  • Не ругайте ребёнка за плохую оценку. Не стыдите и не выказывайте его.

  • Выясните, за что именно поставлена плохая оценка.

  • Проанализируйте ошибки, не унижая ребёнка.

  • Хвалите ребёнка за то, что у него получилось то, что раньше не удавалось.

  • Хвалите ребёнка за каждый успех в работе. Лишь после похвалы переходите к разбору неудач, и сразу намечайте, как можно их исправить или избежать.

  • Ставите перед ребёнком доступные цели и учите его самого контролировать, достиг он их или нет.

Памятка для родителей

по основам нравственных отношений в семье

  • Ваши показные вежливость и чуткость ребёнок легко распознаёт – подражая, он очень скоро вернёт их Вам.

  • Не грубите и не сквернословьте: Ваши привычки станут привычками ребёнка.

  • Не говорите о людях не уважительно – ребёнок станет отзываться так и о Вас.

  • Поступайте с другими тактично – это будет для Вашего ребёнка уроком доброты и человечности.

  • Проявляйте благородство при любых обстоятельствах. Помните, поведение – нравственное мерило человека. Будьте эталоном для ребёнка.

Родителям о наказании

  • Шлёпая ребёнка, Вы учите бояться вас.
  • Телесные наказания требуют от вас меньше всего ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.
  • Шлепки могут только утвердить, но не изменить поведение ребёнка.
  • Если Вы шлёпаете ребёнка «под горячую руку» - это означает, что вы хуже владеете собой, нежели требуете от ребёнка.
  • Очень часто наказание не исправляет поведение, а лишь преображает его.
  • Наказание вынуждает ребёнка опасаться потерять родительскую любовь.
  • У наказанного ребёнка может возникнуть враждебное чувство к родителям.
  • Частые наказания побуждают ребёнка привлекать внимание родителей любыми средствами.

Чем заменить наказание?

  •  Терпением. Это самая большая добродетель.
  • Объяснением. Объясняйте ребёнку, почему его поведение неправильное.
  • Отвлечением. Постарайтесь предложить ребёнку что-нибудь более привлекательное, чем то, что ему хочется.
  • Неторопливостью. Не спешите наказывать – подождите, пока поступок повторится.
  • Наградами. В конце концов, они более эффективны, чем наказание.

Памятка

«Как сохранить психическое здоровье ребёнка»

  • Всегда находите время поговорить с ребёнком.
  • Не оказывайте нажима на ребёнка.
  • Научитесь относиться к ребёнку как к равноправному партнёру.
  • Не унижайте ребёнка криком.
  • Не требуйте от ребёнка невозможного в учении.
  • Радуйтесь его успехам.
  • Не сравнивайте ребёнка с другими.
  • Умейте прощать.
  • Следите за выражением своего лица, когда Вы ходите к ребёнку.

Памятка родителю от ребёнка

  • Не балуйте меня, Вы меня портите.
  • Не бойтесь быть твёрдым со мной.
  • Не полагайтесь на силу в отношениях со мной.
  • Не давайте обещаний, которые Вы не можете исполнить.
  • Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле.
  • Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей.
  • Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки – смертный грех.
  • Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня.
  • Не подвергайте большому испытанию мою честность.
  • Не обращайте слишком много внимания на мои хвори.
  • Не защищайте меня от последствий моих собственных ошибок.
  • Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы.
  • Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени.
  • Относитесь ко мне так, как Вы относитесь к своим друзьям.
  • И, кроме того, я Вас так сильно люблю. Пожалуйста, ответьте мне тем же.

Заповеди воспитания

  • Найдите в ребёнке что-нибудь, достойное похвалы.
  • Не ругайте, а учите!
  • Оцените сильные стороны своих детей.
  • Развивайте в ребёнке уверенность в себе.
  • Научите своего ребёнка расслабляться.
  • Напоминайте ребёнку о его успехах.
  • Идите к цели постепенно.
  • Никогда не забывайте, что воспитание – это длительный процесс, включающий в себя поддержку, поощрение и упорный труд.

Кодекс истинного родителя

        

  • Если родители требуют от ребёнка, чтобы он много и с удовольствием читал,  - они читают сами много и с удовольствием.
  • Если родители требуют, чтобы ребёнок не лгал, они не лгут сами.
  • Если родители хотят, чтобы их ребёнок не воровал, они сами не должны создавать подобных ситуаций в своей семье.
  • Если родители требуют от ребёнка проявления трудолюбия, они сами его проявляют.
  • Если родители хотят, чтобы их ребёнок не пристрастился к спиртным напиткам, они сами не должны создавать культ спиртных напитков в своей семье.
  • Если родители хотят, чтобы их ребёнок бережно и уважительно относился к дедушкам и бабушкам, они начинают с себя, и сами бережно и уважительно относятся к дедушкам и бабушкам.
  • Если родители хотят, чтобы их ребёнок не страдал от одиночества, они дают им возможность иметь друзей, приводить их в свой дом.
  • Если родители хотят, чтобы их ребёнок не относился к школе с предубеждением, они сами вспоминают о школьных днях с удовольствием.

        

Семья в народной мудрости

  • Вся семья вместе, так и душа на месте.
  • На что и клад, коли в семье лад.
  • У кого детей много, тот не забыт от Бога.
  • Не тот отец и мать, кто родил, а тот, кто вспоил да вскормил и добру научил.
  • Детки - радость, детки ж и горе.
  • Родительское слово мимо не молвится.
  • Тот не умирает, кто детей не покидает.
  • На свете всё найдёшь кроме отца и матери.
  • При солнце тепло, а при матери добро.
  • Как Бог до людей, так и отец до детей.

Чтобы поддержать ребёнка необходимо:

  • Опираться на сильные стороны ребёнка.
  • Избегать подчёркивания промахов ребёнка.
  • Показывать, что вы удовлетворены ребёнком.
  • Демонстрировать любовь и уважение к ребёнку.
  • Проводить больше времени с ребёнком.
  • Позволить ребёнку самому решать проблемы.
  • Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.
  • Проявлять веру в ребёнка.
  • Демонстрировать оптимизм.

Слова, которые помогут поддержать ребёнка:

  •  Зная тебя, я был уверен, что ты всё сделаешь хорошо.
  •   У тебя есть, что сказать по этому поводу, я тебя с радостью выслушаю.
  •  Это нелегко, но я думаю, у тебя всё получится.

  •  Зная тебя и твои способности, я думаю: «Ты смог бы сделать это гораздо лучше».



Предварительный просмотр:

Пальчиковая гимнастика

/ советуют психологи/

     Исследования учёных доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию. Развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, что активизирует речь. Е.М.Мастюкова описала возрастные особенности развития тонкой моторики рук и зрительно-моторной координации.

     В возрасте 1-2 лет ребенок держит два предмета в одной руке, чертит карандашом, переворачивает страницы книг, ставит кубики друг на друга, складывает пирамидку.

     В возрасте 2-3 лет открывает ящик и опрокидывает его содержимое, играет с песком и глиной, открывает крышки, красит пальцем, нанизывает бусы. Держит карандаш пальцем, копирует формы несколькими чертами. Строит из кубиков.

     В возрасте от 3 до 5 лет ребенок рисует цветными мелками, складывает бумагу, лепит из пластилина, шнурует ботинки, определяет предметы в мешке на ощупь.

     Становление двигательных функций продолжается до 5-6 летнего возраста.

Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка. Обнаружив у ребенка отставание в развитии двигательных навыков кистей и пальцев рук, займитесь с ним пальчиковой гимнастикой.

     Пальчиковая гимнастика помогает развить у ребёнка мелкую моторику пальцев рук. Помогает сформировать у ребёнка порядковый счёт в пределах 5-10. Развивает память, мышление, внимание, воображение, помогает сделать занятие с ребёнком увлекательным и интересным.

Пальчиковая гимнастика

Семья

Этот пальчик – дедушка.

Этот пальчик – бабушка.

Этот пальчик – папочка.

Этот пальчик – мамочка.

Ну а этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья!

(По очереди сгибать пальчики).

То же самое на татарском языке

Гаилә

Бу бармак – әби бармак,

Бу бармак – бабай бармак,

Бу бармак – әни бармак,

Бу бармак - әти бармак,

Бу бармак - нәни бармак,

Аның исеме – чәнти.

Ножки

Большие ножки шли по дорожке.

Большие ножки шли по дорожке.

Маленькие ножки бежали по дорожке.

Маленькие ножки бежали по дорожке.

(Пальчиками по столу имитировать ходьбу).

Качели

Дети сели на качели,

И качели вверх взлетели.

Опустились плавно вниз.

Ну-ка, с нами прокатись!

(Упражнение выполнять вначале правой, затем левой рукой, далее – двумя руками. От запястья кисти рук с прямыми согнутыми пальцами поднимать вверх, а затем, слегка согнув пальцы, мягко опускать вниз).

Котик

Гладим котика рукой.

Выгнул спинку он дугой.

Потянулся он, зевнул,

Замурлыкал и заснул.

(Одной и другой рукой сделать расслабляющие упражнения для пальцев).

Веер

Если в знойный летний день

Даже двигаться нам лень -

Мы возьмем красивый веер,

И подует легкий ветер …

(Расслабить руки от локтя, превратив их в большой веер, которым обмахивают лицо в жаркий день).

Дружные ребятки

Здравствуй, Петенька!

Здравствуй, Анечка!

Здравствуй, Зиночка!

Здравствуй, Манечка!

Ах, и дружные ребятки,

Поиграем вместе в прятки.

(Пальцами правой руки по очереди “здороваться” с пальцами левой руки, похлопывая кончиками).

Щенок

Крутит хвостиком щенок-

Увидал в саду цветок.

(Вытянуть указательный палец правой руки и вращать им, затем то же самое – пальцем левой руки).



Предварительный просмотр:

«Как подготовить ребёнка к школе»

/ из опыта работы /

Файзрахманова Н.Р.,

выступление в ДОУ №357

Пройдет несколько месяцев, и ваш ребенок станет школьником.

Многие из детей посещают детский сад. Но те из них, кто не ходил в детский сад, мало чем отличается от сверстников  по своим знаниям и умениям. Те из детей, кто был психологически готов к школе, успешно справляются со своими новыми обязанностями, с требованиями школы, а кто не готов – испытывают постоянные трудности в учении.

Как же можно «на глаз» определить, кто из детей готов, а кто психологически не готов к школе? Каков самый общий критерий готовности к школе? Ведь «не готовые» дети – это контингент риска и неуспеваемости, риска усугубить имеющиеся отклонения в состоянии здоровья или заболеть от чрезмерных нагрузок и переутомления.

Самым общим показателем готовности ребенка к школе являются 1)положительные отношения к школьному учению. Пришел ребенок в первый класс. Читает бегло, считает до 100, решает арифметические задачи на «+» и «-»,  демонстрирует речь с большим словарным запасом – вроде бы все с ребенком в полном порядке. Однако проходит несколько месяцев, и его мать жалуется: «Не знаю, что делать. Мы его так готовили к школе, столько с ними занимались, а успехами похвалиться нельзя. Он совсем не хочет учиться. Игрушки тайком носит в портфеле.

Такой случай – не редкость. Пока проходили то, что знал, учился не- плохо, а как пошел новый для него материал, отклоняется от работы, не хочет приложить старание. Важен не столько объем тех знаний, которые имеет ребенок, сколько их качество, степень осознанности.

2) Непонимание детьми специфической позиции учителя, его профессиональной роли. Например, на уроке математики, учительница предлагает решить задачу: «Дети пошли за грибами. Маша нашла 4 гриба, а Витя на 2 гриба больше. Сколько грибов нашли дети?»

Есть дети, которые едва дослушав, а иногда и не дослушав условия, поднимают руку:

- А мы тоже ездили за грибами!

- А мы белых не нашли!..

Это говорит о том, что дети не понимают учебную ситуацию, не понимают роли учителя. Учитель – не просто взрослый, который рассказал интересную историю и предлагает пообщаться по ее поводу. Задача учителя – дать детям знания, научить решать их задачи. Такие дети по многу раз могут выслушивать объяснения решения, но каждый раз, сталкиваясь с аналогичной задачей, попадают в тупик.

3) Не все дети готовы к общению и совместной работе с другими учениками и учителем. Есть дети, которые могут работать на уроке в том случае, если учитель обращается непосредственно к ним. В остальное время они как бы отсутствуют на уроке: не могут продолжить за своим соседом, не слышат ответов товарищей, начинают шалить. Их невнимательность и неусидчивость, плохое поведение на уроках и трудности в выполнении домашних заданий связаны с недостаточным уровнем развития общения и взаимодействия со сверстниками.

4) Следующая трудность – специфическое отношение ученика к самому  себе, к своим возможностям и способностям, к своей деятельности и ее результатам. Самооценка ученика почти всегда завышена: «Я самый хороший», «Моя поделка лучше всех», Мой рисунок самый интересный». Приходит такой ребенок в школу, получает замечание от учителя, приносит домой не только хорошие отметки, и начинается закономерная реакция: «школа плохая», «учительница злая», «математика неинтересная»… Эти выводы создают большие трудности в адаптации ребенка к школе, препятствуют  успешности всего последующего школьного обучения.

5) Воспитывать в ребенке организованность – это тоже учиться. Здесь на первых порах необходим постоянный контроль родителей. Вместе нужно приготовиться к следующему дню: собрать портфель по расписанию уроков, не забыть про такие предметы,  как рисование, труд, физкультура, вместе сделать уроки. При этом ребенок должен убедиться, что уроки можно выполнить быстро, если быть усидчивым, не отвлекаться при выполнении домашних заданий.

Постепенно пусть ребенок учиться делать так же сам. Но и тогда нужен контроль - неустанный, тактичный.

6) Как можно больше требовательности к нему и как можно больше уважения!

- Давай, Сережа, посмотрим, чему ты уже научился, над чем вы работали в классе, все ли у тебя получается. Ребенок всегда должен чувствовать, чтородители огорчаются, что у него не ладятся дела, и радуются вместе с ним его успехам.

7) Необходимо организовывать режим дня и неукоснительно его соблюдать, как точный распорядок. Сюда входит и продолжительность подготовки домашних заданий, и творческая деятельность ребенка, и достаточный отдых на свежем воздухе, и полноценное питание, и достаточный по продолжительности сон со строго установленному времени подьема и отхода ко сну. И здесь обязательно предусмотреть ежедневное выполнение определенных домашних обязанностей. Пусть ребенок знает, например, что его прямая обязанность следить за состоянием своей одежды, или покупка хлеба, или же мытье посуды. Надо добиваться, чтобы дети их обязательно старательно выполняли. Приученному к таким обязанностям ребенку не приходиться напоминать, чтобы в классе он убрал свое рабочее место, чтобы в школьной столовой убрал за собой посуду.

8) Очень важно выработать у ребенка привычку быстро переключаться с одного дела на другое. Если его зовут есть, он должен прекратить игру, убрать все за собой и идти к столу. Часто мы наблюдаем такое: обед готов, родители зовут ребенка к столу, а он отвечает: «Сейчас!» - и продолжает заниматься прежним делом. Или же, сев за стол, ребенок не столько ест, сколько лепит из каши какие-то фигурки на тарелке. А родители не обращают на это внимания. Или же пошел мыть руки – и заигрался.  Родители не должны быть пассивными наблюдателями таких сцен. Иначе,  то же самое будет твориться во время занятий. Добивайтесь, чтобы все необходимое он делал с первого же напоминания, ни на что не отвлекаясь.

9) Кроме того, у школьника должно быть постоянное место для занятий. Если оно у него будет, то достаточно будет усесться за привычный стол, как само собой придет рабочее настроение, желание быстро приступить к работе. Желательно, чтобы место было бы для него местом только для занятий. Книжки читать – лучше в другом месте, рассматривать картинки в журналах – не здесь.

Известно, что большинство детей переступают через порог школы с желанием учиться на одни пятерки. Каждый из детей в глубине души надеется быть примерным учеником, любить учителя и школу.

И от нас, учителей и родителей, зависит, чтобы к каждому ребенку пришел успех в учении.



Предварительный просмотр:

Вера Бушуева

   Цукерман Галина Анатольевна, доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО (Москва) написала множество замечательных статей и книг о развитии младших школьников. Всегда с интересом читаю публикации автора, поскольку и в школе много работаю с учениками 2-4 классов, и свой сын – третьеклассник. Опыт потрясающий!

      Думаю, эти правила может положить “под стекло” любой родитель и учитель. Хотя нет, не любой, а тот, кто действительно желает, чтобы наши дети росли успешными, уверенными в своих силах, готовыми к жизненным испытаниям.

Родители и дети

Правило первоене бей лежачего. Ребёнок ждёт спокойной помощи. 
Правило второечтобы избавить ребёнка от недостатков, замечайте не более одного недостатка в минуту. 
Правило третье : за семью зайцами погонишься... 
Правило четвёртое и центральноехвалить - исполнителя, критиковать - исполнение.   
Правило пятое и самое трудноеоценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребёнка с его собственными вчерашними неудачами, а не только с государственными нормами оценивания (как это делает учитель, выставляя отметку) и не с успехами соседского Толика. 
Правило шестоене скупитесь на похвалу; строя оценочные отношения с собственным ребёнком, не идите на поводу у школьных оценок.  
Правило седьмое техники оценочной безопасности посвящено искусству выделить в море ошибок островок успеха, на котором сможет укорениться детская вера в себя и в успех своих учебных усилий.  
Правило восьмое: ставьте перед ребёнком предельно конкретные и реальные цели, и он попытается их достигнуть.  
Правило девятое: ребёнок должен быть не объектом, а соучастником оценки, его следует учить самостоятельно оценивать свои достижения.



Предварительный просмотр:

Автор: Вера Бушкова

Сохраним радость!

Памятка для родителей

   Благополучие ребенка на 90% зависит от правильной атмосферы семьи. Рассмотрим условия, помогающие ребенку чувствовать себя радостно и слушать родителей.

1. Любить ребенка без условий. 
Ребенок отзеркаливает родительскую любовь в отношениях с людьми. Значит, первым любовь отдает взрослый! Выполнение требований, дисциплины, самооценка - всё от любви родителей. 
2.Общайтесь эмоционально. Ребенок обладает развитым эмоциональным интеллектом. Игнорирование возрастных особенностей приводит к упрямству, капризам, непослушанию. 
3. Ищите глаза ребенка, сообщая ему информацию. Ваши глаза должны излучать радость, уверенность. 
4. Обнимайте ребенка. 
5. Тратьте время на увлечения ребенка. Не менее получаса в день необходимо находиться наедине с ним в поле его интересов. Таким образом, вы протягивайте нить зависимости друг от друга. Вам легче будет пригласить его в поле взрослых требований. А ребенок будет чувствовать себя значимым, любимым, будет ждать совместных занятий. К тому же вы создаете «зону радости» для вашего ребенка, «золотой фонд» вашей жизни с ребенком. 
6. Не забывайте о дисциплине.


      Дети хотят и ждут правил поведения и порядка. Чтобы дети не восставали, надо правильно «внедрять силовые методы». При соблюдении правил, вопрос о наказании может исчезнуть совсем!

Правила четырех зон:

1. По собственному усмотрению и желанию ребенка.

2. Не возможно ни при каких обстоятельствах.

З. Относительная свобода. Дети действуют свободно в пределах ограничений. Например: ходить в кружок обязательно, выбирай в какой.

4. Действия ребенка не приветствуются, но при особых обстоятельствах возможны.


      Правила и ограничения должны быть в жизни каждого ребенка. 
Запретов не должно быть много. Они должны быть гибкими. 
Родительские ограничения не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка. (Например: дети должны шуметь, измерять лужи, одеваться по требованиям подростковой моды, употреблять сленговые словечки. Дети живут по принципу «ХОЧУ» и это нормально. Необходимо упреждать ситуации, когда ребенок не может справиться с ситуацией: убирать деньги, напоминать о времени, о порядке дел.) 
Требования должны быть согласованы между взрослыми, а также 
быть постоянными. 
Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным. 
Наказывать ребенка лучше, отнимая от зоны радости, чем делая ему плохое.



Предварительный просмотр:

Правила и заповеди Януша Корчака

Правила и заповеди, которые Януш Корчак оставил для нас — взрослых — ключ к гармонии и успеху в воспитании детей. Зная и применяя эти привила,  думаю, мы сможем стать лучшими родителями и друзьями нашим детям.

1

Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2

Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.

3

Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.

4

Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.

5

Не унижай!

6

Не забывай, что самые важные встречи человека — это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

7

Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь — но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

8

Ребенок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.

9

Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

10

Люби своего ребенка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.

      Януш Корчак написал и «Памятку для родителей». Это короткие, очень актуальные и емкие советы, которые высказаны от лица ребенка и адресованы взрослым, которые занимаются его воспитанием.

Прислушаемся к советам своих детей!

1

Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.

2

Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.

3

Не отвечайте на глупые и бессмысленные вопросы. Если вы будете это делать, то вскоре обнаружите, что я просто хочу, чтобы вы постоянно мной занимались.

4

Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне чересчур много внимания.

5

Не позволяйте моим дурным привычкам привлекать ко мне чрезмерную долю вашего внимания. Это только вдохновит меня на их продолжение.

6

Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».

7

Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.

8

Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю или делаю что-то только затем, чтобы просто расстроить вас. А то затем я попытаюсь достичь еще больших «побед».

9

Не требуйте от меня немедленных объяснений, зачем я сделал то или иное. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе.

10

Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.

11

Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойство. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.

12

Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить — это поколеблет мою веру в вас.

13

Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой.

14

Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, то я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.

15

Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, открыв, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.

16

Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это дает мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами.

17

Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: «Я вас ненавижу». Я не имею буквально это в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.

18

Если вы мне говорите, что любите меня, а потом просите что-то сделать для вас, я думаю, что нахожусь на рынке. Но тогда я с вами буду торговаться и, поверьте, — я окажусь с прибылью.

19

Не заставляйте меня чувствовать, что мои проступки — смертный грех. Я имею право делать ошибки, исправлять их и извлекать из них уроки. Но если вы будете меня убеждать, что я ни на что не годен, то в будущем я вообще буду бояться что-то делать, даже зная, что это правильно.

20

Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я, как и вы, учусь на собственном опыте.

21

Не забывайте, я люблю экспериментировать. Таким образом, я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.

22

Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. По некоторым объективным причинам мой слух притупляется в это время, а мое желание сотрудничать с вами становится намного слабее. Будет нормально, если вы предпримете определенные шаги, но поговорите со мной об этом несколько позже.

23

Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо большее внимание на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.

24

Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без понимания и одобрения, но похвала, когда она честно заслужена, иногда все же забывается. А нагоняй, кажется, никогда.

25

Я хочу быть уверенным, что родился от вашей любви друг к другу, а не только от сексуального удовольствия. Ссоры между вами подтверждают мои самые страшные опасения.

26

Если я вижу, что вы любите больше брата или сестру, я вам не буду жаловаться. Я буду просто нападать на того, кому вы больше уделяете внимание и любви. В этом я вижу справедливость.

27

Мне уже сейчас интересен противоположный пол. Если вы это будете игнорировать и не объясните, как мне поступать, и что мне делать со своими чувствами, то мне об этом расскажут мои сверстники и старшие ребята. Будет ли вам от этого спокойно?

28

Объясните, почему я должен ценить свое тело как великую ценность. Но если при этом я не пойму, почему я должен слушать и следовать голосу своей совести, то свое тело я буду использовать только для наслаждения без каких-либо ограничений.

29

Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, я вообще перестану задавать их вам и буду искать информацию где-то на стороне.

30

Я чувствую, когда вам трудно и тяжело. Не прячьтесь от меня. Дайте мне возможность пережить это вместе с вами. Когда вы доверяете мне — я буду доверять вам.

31

Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Для меня важнее то, как мы его проводим.

32

Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. Я откликнусь с большей готовностью на ваши инициативы.

33

Будьте внимательны, когда в моей жизни наступает время большей ориентации на сверстников и старших ребят. В это время их мнение для меня может быть важнее вашего. В этот период я отношусь к вам более критически и сравниваю ваши слова с вашими поступками.

34

Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я стану ваши другом. Запомните, что я учусь, больше подражая примерам, а не подвергаясь критике.

35

Мне важно знать от вас что правильно, а что нет. Но более всего мне важно увидеть в ваших поступках подтверждение того, понимаете ли вы сами что правильно, а что нет.

«Чем проповедь выслушивать, мне лучше бы взглянуть.

 И лучше проводить меня, чем указать мне путь.

 Глаза умнее слуха — поймут все без труда.

 Слова порой запутаны, пример же — никогда.

 Тот лучший проповедник, кто веру в жизнь провел.

 Добро увидеть в действии — вот лучшая из школ.

 И если все мне рассказать, я выучу урок.

 Но мне ясней движенье рук, чем быстрых слов поток.

 Должно быть можно верить и умным словесам.

 Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам.

 Вдруг я неправильно пойму прекрасный твой совет.

 Зато пойму, как ты живешь: по правде или нет»

Вечная детская мудрость



Предварительный просмотр:

Методы развития памяти у детей

Марина Саватеева

Сознание маленького ребенка свободно, оно не скованно различными табу, не ограниченно рамками «этого не может быть». Его не удивляет, что колобок умет говорить, зайчик строит избушку, живущая в лесах Баба-яга и Кощей бессмертный для ребенка так же реальны, как воркующие голуби за окном. Малыш верит всему, для него не проблема вообразить несовместимые вещи, «напридумывать» фантастические образы и соединить их неправдоподобными связями. И пока он не растерял феерическую способность сочинять, оживлять стоит научить его навыкам запоминания.

Видов памяти существует великое множество: оперативная, механическая и логическая, кратковременная и долговременная, произвольная и непроизвольная, непосредственная и опосредованная. Память классифицируется по типу запоминаемой информации: зрительная, слуховая, двигательная; память на слова, цифры, лица.

Принцип развития любой памяти един. Информация, которую мы должны запомнить должна быть яркой и образной. Мы запоминаем то, что нас поразило и потрясло. Запечатлеваются яркие моменты жизни и для того, чтобы запомнить нужный информационный объем, мы должны его раскрасить, разложить на зрительные, слуховые и осязательные образы, и постараться войти в то, что запоминаем.

Не забывайте, объем запоминаемой информации должен быть интересен и понятен ребенку. Информация, «бьющая по нервам» сама запоминается. Учите ребенка прислушиваться к своим эмоциям, разбираться в них. Такого рода размышления о вызываемых чувствах способствуют лучшему закреплению информации.

Ниже перечислены игры — упражнения, которые научат придумывать ассоциации и находить черты сходства и различия в запоминаемых предметах и образах, упорядочивать нужную информацию. Игры не только разовьют память, но, и раскрасят, обогатят восприятие мира, научат видеть то, что раньше уходило от нашего внимания.

1. Сначала надо раздвинуть границы воображения. Помогут этому вот такие необычные предложения: «Вообрази, как звучит мягкое пушистое облако? Нарисуй животное, которое никто никогда не видел, что ты можешь ощутить, если дотронешься до радуги, нарисуй, как пахнут мамины духи».

2. Называете ребенку сначала знакомые слова, например: доктор, ручка, улыбка, а он вам перечисляет, какие ассоциации возникают в его воображении, описывая их по схеме: форма-цвет, запах, какие они на ощупь и вкус. Вы записываете прилагательные, а затем перечисляете их, ребенок вспоминает, какое слово соответствовало какой группе прилагательных. Задание усложняется, и для визуализации образов используются незнакомые слова.

3. Поиграв в предыдущую игру, усложните условия, перечислите ребенку, одну — две, на ваш взгляд, характерные детали предмета, а ребенок должен вспомнить объект. Например, белый, малыш вспоминает — это доктор, гладко-длинное, это ручка, красно-теплая, улыбка.

4. Берутся спички, пуговицы, мелкие детали конструктора, бумага, которую можно резать, рвать, мять. Вы диктуете с небольшим интервалом слова ребенку, а он выкладывает образы – ассоциации на услышанные слова и через некоторое время, глядя на выложенные фигуры, повторяет услышанное.

5. Игра на визуализацию слов и понятий, незнакомых ребенку. Малыш либо рисует образ, возникший в его сознании, либо описывает его словесно. «Как выглядит абракадабра, электрификация, субмодальность? А как эти слова пахнут, каковы они на ощупь?» В игре можно использовать различные термины и иностранные слова.

6. Малыш выбирает любой предмет и оживляет его, представляя, что выбранный объект обладает интеллектом, может говорить и двигаться. Что он расскажет, куда пойдет, что будет делать, среди каких предметов будет себя комфортно чувствовать. Можно придумать сказку, о житие-бытие ожившей вещи.

7. Эта игра достаточно известная. Ребенок выкладывает карточки — картинки, запоминает их, переворачивает и называет. Задание со временем усложняется, карточек становится все больше, времени на их запоминание – меньше. Эта игра – разминка. Следующий этап, вы с паузой диктуете слова, а ребенок выкладывает карточки, которые не связаны с вашим перечнем слов и, за тем, глядя на карточки, он воспроизводит услышанные слова. Малыш, например, выкладывает картинку «мяч», вы диктуете слово «шкаф», ребенку нужно быстро и на крепко связать эти два слова, чтобы впоследствии назвать то слово, которое услышал, а не увидел.

8. Игра на ассоциации. Называется слово, например, «луна» и ребенок перечисляет свои ассоциации на это слово: луна – космос – звезды – планеты — инопланетяне… Потом называется последнего слово ассоциативной цепочке и ребенок должен воспроизвести все слова-звенья наоборот, от последнего слова к первому.

Если вспомним НЛП и его классификацию по ведущей модальности: визуалы воспринимают мир через зрительные образы, аудиалы через слух, кинестетики через ощущения, то понятно, что визулы, будут стараться то, что следует запомнить — увидеть. Поэтому, родители ребенка — визуала должны сделать акцент на развитии тактильной и слуховой памяти, на том, что менее всего развито.

Эти игры не только развивают память, но и тестируют способности малыша, показывая его «слабые» или малоразвитые виды памяти. Например, малыш легко запоминает зрительные образы, но «тормозит» при запоминании со слуха или в установлении логических ассоциаций. Для того чтобы помочь малышу обратимся к технике запоминания.

Логические закономерности помогают связать запоминаемую информацию логической связью. Если требуется запомнить перечень не связанных между собой слов или образов, то придумывается логическая связь, впоследствии помогающая вытянуть слово за словом и восстановить весь перечень. Из разрозненных слов составляется связанный рассказ, и затем при воспроизведении, вспоминается сочиненный текст, и вычленяются из него нужные слова.

Последовательные ассоциации — запоминаются не сами слова, а ассоциации, которые к ним придумываются. Эта техника применяется, когда следует запомнить нечто абстрактное: иностранные слова или понятия, тогда на каждое «ничего не говорящее» слово придумывается ассоциация, вот она и запоминается.

 

Фонетические ассоциации.

Суть метода в подборе созвучных ассоциаций. Метод хорошо применять при запоминании иностранных слов. Например, при запоминании английского слова «ball» — мяч, представляется, что вас задели мячом, и вы почувствовали боль.

Автобиографические ассоциации, ассоциации с реально пережитыми событиями. Например, нужно запомнить текст, рассказывающий о жизни морских рыб. Тут же в памяти всплывает ваше путешествие в Египет, плавание в маске и множество ярких рыб проплывающих неподалеку. И «приложив» факты и содержание на ваше воспоминание, легко можно запомнить текст.

Раскрашивание и усугубление.

Трансформация информации, черно-белого образа — в цветной, маленького – в большой, плоского – в объемный. Хорошо запоминаются гипертрофируемые образы.

Вхождение — войти вовнутрь представляемой картинки, стать ее участником.

Соощущение позволяет усилить представления, почувствовать шероховатость, вкус, цвет, запах, звук представляемого образа. Этот метод называется тактильной, обонятельной памятью. Любое «нечто» можно вообразить в виде предмета, имеющего размер, форму, цвет, запах, фактуру и вот две последующие составляющие мы крайне редко задействуем. А попробуйте определить на ощупь слово «генетика», а чем пахнет слово «транскрипция»?

Избыточность.

Для запоминания используется больше информации, чем есть в исходном материале. Делается акцент на второстепенных деталях. Здесь задействовано умение видеть и чувствовать больше, чем есть на самом деле.

Цифро-буквенный код.

Цифровая информация более абстрактна, чем словесная, поэтому важна перекодировка, то есть оживление. Цифру от 0 до 9 представляем в виде образных крючков. Например, 1 – это палка, 2 – лебедь… 9 – перевернутый замок. И при запоминании ряда цифр, мы запечатлеваем образы цифр, связывая их свыше перечисленными методами. Для того, чтобы не было путаницы в воспроизведение многозначных цифр, к каждой цифре от 0 до 9 придумывается несколько образов — крючков. Например, 8 – матрешка, очки, бантик, снеговик.

Метод Цицерона.

По этому методу запоминаемые образы и предметы располагаются в знакомой комнате. Потом достаточно вспомнить комнату, чтобы всплыла нужная информация.

Комбинированный метод.

Чем больше ассоциаций вызывает знакомство с новой информацией, тем прочнее запоминание. Поэтому преувеличивайте, раскрашивайте, заставляйте двигаться, оживляйте, становитесь сами действующим лицом информационной цепочки, заменяйте с целью усиления образа, связывайте неожиданным, невозможным в жизни способом. Запоминаемую информацию делайте уникальной, она должна быть разноцветным фейерверком огней вашей памяти. Натренировавшись, вы станете настолько быстро выстраивать ассоциации, что время запоминания будет практически равняться времени поступления информации.

Как выбрать метод для лучшего запоминания информации? Сначала следует до автоматизма отработать все техники, а потом… расслабиться и довериться своему первому ощущению, которое и будет самым ярким и запоминающимся.

Как и когда заниматься? К развитию памяти следует относиться не как кропотливому труду, а как к игре. А играть можно всегда и почти везде. Поэтому игры по развитию памяти не имеют временных ограничений, помните лишь, что внимание ребенка на одном виде деятельности можно удержать 15-20 минут. Внесите дух соперничества: кто больше запомнит, кто быстрее назовет, кто придумает самый неправдоподобный образ.

Запоминание стихов.

Взрослый медленно читает стихотворение вслух. Малыш слушает с закрытыми глазами, прорисовывая перед внутренним взором каждую строчку, насыщая ее деталями, и чем больше будет второстепенных компонентов, тем ярче будет поэтический образ. Перенасыщение деталями ведет к тому, что малыш вживается в нарисованную им картинку, становится действующим лицом повествования.

Замечательно, если малыш начинает не только видеть строки, созданные поэтом, но и чувствовать запах, температуру, ощущать поверхность описываемых предметов. И впоследствии ребенку нужно лишь описать мир, созданный его воображением. Для того, чтобы чтение стихотворения на память, не напоминало пересказ близкий к тексту, когда есть возможность слово заменить синонимом, научите малыша вслушиваться в звучание слов, рифму и ритм стиха.

Если малыш созрел к системному восприятию некого объема информации, например, вы, решили прочитать детскую энциклопедию с последующим пересказом отдельных глав, то выделите определенное время для ваших занятий и предложите малышу придумать некий обряд, позволяющий ему сосредоточиться, войти в состояние максимальной концентрации внимания. Это может быть любой жест или несколько глубоких вдохов. Повторив эти движения несколько раз перед занятиями, ребенок заякорит, свяжет обряд с последующей фиксацией внимания. И впоследствии, когда ему необходимо будет быстро сосредоточиться, достаточно будет повторить знакомый жест, ритуал.

Затем текст читается, одновременно в сознании фиксируется название и автор текста, факты, действия, основное содержание. Ребенок сначала отвечает на ваши вопросы: кто автор, как называется прочитанный рассказ… Отшлифовав умение отвечать на поставленные вопросы, малыш начнет уже автоматически давать ответы на эти вопросы при пересказе. При работе с текстом, изобилующим большим количеством фактов и понятий, дайте ребенку бумагу и карандаш, пусть рисует и пишет то, что поможет ему зафиксировать информацию. И ничего страшного нет, если вы не сможете разобрать его «закорючки», главное, чтобы они помогали ребенку воспроизвести текст.

При запоминании большого объема информации рисуйте карту памяти, используя разноцветные ручки и фломастеры, начиная с середины страницы. В центре пишется главная идея или тема, затем идут разветвления, указывающие на какие части, блоки делится текст. Для каждого ответвления напишите ключевое слово. Эти слова должны отражать суть идеи, будить память. Не забудьте отдельным цветом выделить факты.

Если содержание текста понятно, то появляется свое мнение о прочитанном или услышанном, личное отношение и комментарии к тексту тоже помогают в пересказе. Добавляйте символы и рисунки, чтобы легче потом было вспомнить. В карте памяти должны быть отображены такие ключевые моменты: кто делает, что, когда, почему, где, как. Это позволит дольше сохранить информацию в активной зоне памяти.

С какого возраста заниматься?

Существуют игры по развитию памяти для детей (10 месяцев — 1,5 года), например, «Найди игрушку», «Где мама», «Чего не стало» («Чего не хватает»). Правила игры кроятся уже в названии. Кто-то или что — то прячется, и это нужно вспомнить и найти. Для детей постарше есть игры «Узнай предмет», «Волшебный мешочек". В этих играх ребенок на ощупь должен определить предмет. При этом развивается тактильная память, а для развития двигательной памяти есть игра «Делай, как я». Малыш повторяет движения взрослого, темп со временем убыстряется, усложняются и сами движения.

Помимо игр, чтение книг, заучивание стихов, разгадывание загадок, головоломок и ребусов тоже прекрасно развивает память.

Помните, чем больше внимания родители уделяют развитию различных видов памяти, внимания и воображения малыша, тем выше интеллектуальный потенциал их ребенка.