Воспитательная работа

Файзрахманова Наиля Райхановна

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Ничто не обходится нам так дёшево и

не ценится так дорого, как вежливость»

Файзрахманова Н.Р.

Цель: привлечение родителей к совместной работе по овладению навыками вежливого общения и культурой речи детьми

Задачи: -создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями;

 -активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей;

 - реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и в школе на основе ФГОС

Учитель:

- Уважаемые родители, дорогие мои дети! Сегодня у нас необычное собрание. Проведём мы его вместе с мамами, папами, бабушками. «Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость» - это замечательные слова  Сервантеса. И такова тема собрания. Готовясь к собранию, мы провели классные часы на тему «Это не мелочи», «Среди товарищей», «Как вести себя в общественных местах», «Как мы разговариваем».

- Давайте познакомимся со значением слов «доброта», «вежливость» по школьному толковому словарю.

Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Вежливость – это воспитанность, учтивость, соблюдение правил приличия.

Доброта – это стремление человека сделать счастливым других людей.

Понять и исполнить желание другого – одно удовольствие.

Честное слово!

Вежливость – это умение вести себя так, чтобы было приятно с тобой другим людям.

Достигается недёшево

Счастье трудных дорог.

Что ты сделал хорошего?

Чем ты людям помог?

Этой мерой измерятся

Все земные труды.

Может, вырастил деревце

На земле Кулунды?

Может строишь ракеты?

Гидростанцию? Дом?

Согреваешь планету

Своим мирным трудом?

Учитель: Много славных дел ждёт вас, но прежде всего, вы должны вырасти настоящими людьми, добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства.

Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям, ни друзьям.

Исполняются частушки. Девочки в косынках, у мальчиков – балалайка, гармошка.

Заиграй-ка балалайка,

Балалайка – три струны.

Запевайте, не зевайте,

Выходите, плясуны.

Ты играй скорей, гармошка,

Я не зря тебя взяла.

Пропоем мы вам немножко

Про наши школьные дела.

Лида в круг вбежала смело

Завертелась, как юла,

И под музыку запела

Про знакомые дела.

Тетя Сима попросила

Слазить Витю на чердак

-Извините, тетя Сима,

Я вам вовсе не батрак.

В поезд входят 3 юнната

«Ух, народу сколько тут!

Занимай места, ребята!

Ато бабушки займут»

Говорит лентяйке мать:

- Убери свою кровать.

- Я бы, мама, убрала,

Только я еще мала.

А наш Гриша ходит гордо,

В ход пускает кулаки.

У задиры под глазами

Не проходят синяки.

Витя очень умный парень,

Может все он смастерить,

Только «здравствуй» и  «спасибо»

Не умеет говорить.

Мы веселые частушки

Вам исполнили сейчас,

О себе, о дружбе нашей

И о кое-ком из вас.

Очень хочется верить, что наши дети прислушаются к советам взрослых и будут всегда вежливыми.

Ежели вы вежливы

И к совести не глухи,

Вы место без протеста

Уступите старухе.

Ежели вы вежливы

В душе, а не для виду,

В троллейбус вы поможете

Взобраться инвалиду.

И ежели вы вежливы,

То, сидя на уроке,

Не будете с товарищем

Трещать, как две сороки.

И ежели вы вежливы,

Поможете вы маме.

И помощь ей предложите

Без просьбы – то есть сами.

И ежели вы вежливы,

То в разговоре с тетей,

И с бабушкой, и с дедушкой

Вы их не перебьете.

И ежели вы вежливы

То вам дружище, надо

Всегда без опоздания

В школу приходить.

И ежели вы вежливы,

Тому, кто послабее,

Вы будете защитником,

Пред сильным, не робея.

Знал одного ребенка я.

Гулял он с важной нянею.

Она давала тонкое

Ребенку воспитание.

Был вежлив этот мальчик,

И, право, очень мил.

Отняв у младших мячик,

Он их благодарил,

«Спасибо!» - говорил.

Нет, ежели вы вежливы,

То вы благодарите.

Но мячика у мальчика

Без спросу не берите.

Учитель: А вежливые люди используют «волшебные слова, от которых становится теплее и радостнее.

Игра «Вежливые жмурки».

Учитель: Водящий закрывает глаза и по голосу узнает своего одноклассника, который спокойно называет какое-нибудь «вежливое» слово.

(Слова произносить, глядя в глаза собеседника, с теплотой в голосе, искренне.)

Музыка «Бу-ра-ти-но!»

1 куплет.

Буратино выполняет движение под музыку.

Входит Буратино и Мальвина (их роли исполняют родители.)

Мальвина. Здравствуй, Буратино!

Буратино. Здравствуй, Мальвина!

Мальвина. Что же это ты не веселый сегодня? Может задание не выполнил?

Буратино. Плохо я справился с заданием.

Мальвина. Почему?

Буратино (злобно). Потому что не умею себя сдерживать.

Мальвина. А как ты думаешь, приятно ли людям с тобой говорить, когда ты такой сердитый.

Буратино. Вот еще! Кто не хочет, пусть со мной не разговаривает, плакать не буду.

Мальвина. Буратино, ответь, пожалуйста, каким тоном ты разговариваешь?

Буратино. Что значит – каким тоном? Обыкновенным.

Мальвина. Подожди, Буратино, пусть ребята тебе подскажут, действительно ли у тебя обыкновенный тон.

Ребята высказывают свое мнение.

Мальвина. Я, заметила, что ты говоришь таким тоном не только с ребятами, но, к сожалению, и со взрослыми.

Буратино. Не было этого, не было, не было...

Мальвина. Но вот, опять ты за свое. А когда ты говорил папе Карло: «Хочу мороженое, хочу мороженое» - или «Хочу в школу» - разве это не было сказано капризным, недовольным голосом?

Буратино. Может быть, я иногда и говорю немного громко и капризно. Зато я хороший товарищ, всем помогаю, люблю всех веселить. Только некоторые шуток не понимают. Вот вчера, например, иду и вижу: Пьеро поскользнулся и как хлопнется на землю. Я, конечно, начал смеяться и спросил у него: «Ну как посадка прошла?» Он обиделся почему-то и ушел. А что я плохого ему сказал?

Мальвина. Давай спросим у ребят.

Буратино. Или вот учительница двойку за кляксу ему поставила, и я, чтоб утешить его, спел: «Клякса – вакса – гуталин, на носу горячий блин!» Что тут было! Он очень рассердился. А я ведь развеселить его хотел.

Мальвина. Нехорошо он поступил, правда, ребята?

Выслушиваются мнения ребят.

Мальвина. Я думаю, что ребята правильно тебе сказали, ты поступил плохо. Нужно всегда подумать вначале: не обидишь ли ты человека тем, что скажешь ему. Нужно следить за своими словами.

Буратино. Я разве один так разговариваю? Да я, можно сказать, учусь у ребят. Вот они на меня нападают, объясняют, что правильно, что не- правильно. А сами как разговаривают?

А-а-а, замолчали! Потому что многие похожи на меня. Разве не так? Да, да, я сам слышал. Из-за мелочи называют друг друга грубыми словами, дразнятся, не уступают друг другу, смеются над неудачами других.

Мальвина. Что же делать, Буратино?

Буратино. Давайте, ребята, не будем спорить, кто хуже, кто лучше себя ведет, а просто все станем добрее. Хорошо я придумал, Мальвина?

Мальвина. Да. Это ты здорово придумал! Недаром в народе говорят: «Слово лечит, слово и ранит». Запомните это! И вы, уважаемые взрослые, и вы, дети, помните эту мудрость.

Учитель: Спасибо, Мальвина. Спасибо, Буратино. Действительно, что бы ты ни делал, всегда ты должен помнить, что живешь на свете не один. Тебя окружают другие люди, твои близкие, товарищи. И себя надо вести так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с тобой.

Именно в этом состоит подлинное воспитание и подлинная вежливость.

Игра «Ежели вы вежливы».

Дети разделены заранее на 4 группы (по пять человек). Каждая группа получает задание.

  1. Показать сценки вежливости.

- Покажите, как вежливый человек знакомит своих родителей с другом.

- Покажите, как вежливый человек извинится за вынужденное опоздание.

- Покажите, как вежливый человек обратится к товарищу за помощью.

- Покажите, что будет делать вежливый человек, если он взял на время чужую игрушку поиграть, а она сломалась.

  1. Манера общения.

- Как вежливый человек объяснит незнакомцу, как пройти к кинотеатру?

- Как вежливый человек попросит книгу у брата или сестренки?

- Как вежливый человек попрощается с учителем? А с бабушкой?

- Как тактично объяснить другу, что он не прав.

  1. Кто вспомнит как можно больше вежливых слов.

- Какие вежливые слова говорят при расставании?

- Какие вежливые слова говорят при встрече?

- Какие вежливые слова говорят, если обращаться с просьбой?

- Какие вежливые слова говорят, если извиняешься?

  1. Перед вами - сюжетные картинки. Каждый участник должен выбрать картинку и оценить поступок, хороший он или плохой.
  2. Самый невоспитанный ученик.

(всем одинаковое задание)

- Как недопустимо вести себя в школе?

Вопросы родителям.

Учитель: - Когда человеку бывает тревожно в классе? (Не знает урока. Его обижают. Его обзывают. Он злой, ни с кем не дружит, не помогает никому. Жадина.)

Учитель: - Что такое дисциплина? (Подчинение установленному порядку, правилам, обязательное для всех членов коллектива).

Учитель: - Что надо делать, чтобы каждому ученику в классе было хорошо, уютно?

(Быть вежливыми и добрыми по отношению друг к другу).

Учитель: - Как переводится слово «воспитанный, вежливый» на татарский язык?

Учитель: - Сегодня очень много было сказано о доброте, о вежливости. В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Добрый человек тот, кто любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и сохраняет ее. А любовь и помощь согревают, как солнце.

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

И если кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря!

Исполняется песенка Кота Леопольда.

  1. Дождик босиком по земле прошел,

Клены по плечам хлопал.

Если ясный день, – это хорошо,

А когда наоборот, –  плохо.                               2 раза

  1. Слышишь, как звенят

В небе высоко

Солнечных лучей струны.

Если добрый ты,

То всегда легко.

А когда наоборот, – трудно.                                  2 раза

  1. С каждым поделись

Песенкой своей,

Рассыпая смех звучный.

Если песни петь

С нами веселей,

А когда наоборот, – скучно.               2 раза

«Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям» (Ж.Ж.Руссо)

«В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травой; пусть же он своевременно поливает первое и истребляет второе». (Ф.Бекон).

«Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть».

На отдельном листе.

  1. Плакаты с высказыванием о вежливости.
  2. Рисунки детей на тему «Мое понимание доброты и вежливости», в  которых они выразили свое понимание доброты и вежливости.
  3. Школьный толковый словарь.
  4. Книги: В.Осеева «Волшебное слово», В.Воронкова «О маме», В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?», книги А.Барто и т.д.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Р ыцарский Т У Р Н И Р

Слайд 3

РАЗМИНКА Кого в прошлом называли рыцарями? Какого человека мы называем рыцарем в наши дни?

Слайд 4

Конкурс «Шифровка» з щ а и т н и к

Слайд 5

Конкурс «Авиаконструкторы »

Слайд 6

Конкурс «Поварёнок»

Слайд 7

Конкурс «Самый хозяйственный»

Слайд 8

Конкурс «Самый внимательный»

Слайд 9

Конкурс «Попади в цель»

Слайд 10

Конкурс «Самый умный» ?

Слайд 11

Конкурс капитанов

Слайд 12

Музыкально-танцевальный конкурс

Слайд 13

Конкурс болельщиков

Слайд 14

Конкурс болельщиков

Слайд 15

Конкурс болельщиков


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 9

Бәйрәм белән!



Предварительный просмотр:

Праздник «Дорожные знаки»

Файзрахманова Н.Р.

Цель: формирование  у школьников младшего возраста  представления

о правилах безопасного поведения на дороге

Задачи:

  • формирование устойчивого познавательного интереса у учащихся к данной теме;
  • учить анализировать и правильно оценивать свои поступки и поступки товарищей;
  • развитие у ребят координации, внимания, наблюдательности, качеств, необходимых для безопасного поведения на улице;
  • воспитание чувства ответственности у учащихся за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни

Оборудование: компьютер и интерактивная доска, дорожные знаки, свидетельство «Знатока дорожных правил» – каждому ребёнку.

1 ведущий:

Рассаживайтесь поудобнее,

Места занимайте скорей,

На праздник «Дорожные знаки»

Мы приглашаем друзей.

2 ведущий:

Догадайтесь, кто главный герой нашего праздника?

Я его,  конечно знаю,

Да и как его не знать?!

Я отлично понимаю все,

Что хочет он сказать.

У него глаза цветные,

Не глаза, а 3 огня

Он по очереди сверху смотрит на меня.

Кто это?

Ребята хором: СВЕТОФОР!

2 ведущий: Встречайте его, ребята.

Выходит Светофор. Здравствуйте, ребята. А вы знаете, почему Светофор так называется? (Светофор выдерживает паузу).

Слово «светофор» состоит из двух частей: свет и фор. Свет и есть свет. А слово «фор» произошло от греческого «форос», что означает «несущий» или «носитель». Действительно, он несет свет, а точнее 3 света: красный, желтый, зеленый.

Он и вежливый и строгий,

Он известен на весь мир, он на улице широкой

Самый главный командир.

1 ведущий:

Действительно, на улицах и площадях светофор – главный командир.

Как думаете, почему?

Светофор:  Ребята, светофоры на улицах городов появились не так давно, всего 50 лет назад. Со всех 4-х сторон на нем тоже было по 3 цветных стекла: красное, желтое и зеленое. По этим стеклам ползла большая черная стрелка. Но такие светофоры были очень неудобны. Поэтому каждый раз их усовершенствовали.

1ведущий:

А знаете ли вы, что о Светофоре и дорожных знаках ходят разные легенды. Вот одна из них.

1 ведущий: Не устали? Давайте встанем, отдохнем.

На красный свет – дороги нет.

На желтый – подожди.

Когда горит зеленый свет – счастливого пути.

Неожиданно заходит КОТ.

Ведущий: Ой, ты кто?

Кот: Я ученик светофорных наук. Кот! Мрр – р – р.

Ведущий: А ты знаешь правила дорожного движения?

Кот: А зачем мне их знать? Я и без них прекрасно обойдусь.

Ведущий: Ну что же, сейчас проверим. Скажи, пожалуйста, как нужно переходить улицу?

Кот: На четырех лапах!

Ведущий:  Ребята, кот правильно ответил?

Все: Нет!

Кот: А как надо?

Ведущий: Садись кот, послушай, пожалуйста, как надо переходить улицу. Давайте вспомним дорожные знаки.

Дети с соответствующими знаками читают стихи.

1 ученик:

Пешеход! Пешеход!

Помни ты про переход!

Подземный, наземный,

Похожий на зебру!

Знай, что только переход

От машин тебя спасет!

Ведущий: Какой это знак?

Все: Пешеходный переход.

Ведущий: Значит, ты можешь переходить здесь улицу безопасно.

2 ученик:

Знак ребят предупреждает,

От несчастья ограждает.

Переезд – вовсю глядите!

За шлагбаумом следите!

(Дорожный знак «Железнодорожный переезд со шлагбаумом»)

3 ученик:

И Зайчишку и Мартышку

И соседского мальчишку

Четко знак оповещает

Что туда никак нельзя

(Дорожный знак «Въезд запрещен»)

4 ученик:

У посадочных площадок

Пассажиры транспорт ждут.

Установленный порядок

Нарушать нельзя и тут.

(Дорожный знак « Место остановки автомобиля и трамвая»)

5 ученик:

Мама с дочкою в тревоге,

Доктор нужен им в дороге.

Не смотрите грустным взглядом

Помощь близко! Доктор рядом!

(Дорожный знак «Пункт первой медицинской помощи»)

6 ученик:

Если нужно вызвать маму,

Позвонить тому, другому.

По пути связаться с другом.

Телефон к твоим услугам.

(Дорожный знак «Телефон»)

7 ученик:

Я хочу спросить про знак.

Нарисован знак вот так:

В треугольнике ребята

Со всех ног бегут куда - то.

Что это за знак?

(Знак «Осторожно, дети!»)

8 ученик:

Отчего бы это вдруг

Стрелки дружно встали в круг?

И машины друг за другом

Мчатся весело по кругу?

Что такое, в самом деле?

Словно мы на карусели?

(Дорожный знак «Круговое движение»)

2 ведущий: Дорожные знаки вы знаете хорошо. Про них тоже ходят легенды. Вот одна из них.

Легенда про пешеходную зебру

В одном большом городе на оживленной улице жила пешеходная дорожка. Она была красивого белого цвета. По дорожке поочередно проезжали машины и ходили люди. Она гордилась тем, что помогает детям переходить дорогу и без происшествий прийти в школу. Но настало время, когда детей в школу стали водить родители. Это произошло недавно, и дорожка не могла понять, что случилось. Она решила, что больше не нужна людям. Пешеходная дорожка стала грустить, посерела и стала совсем незаметной. Но однажды произошло событие: один мальчик из третьего класса, не дождавшись родителей, бежал домой обрадовать маму хорошей оценкой. А в это время по дороге на огромной скорости ехал большой грузовик. Эту опасную ситуацию заметила только пешеходная дорожка. Она сильно испугалась. Что произойдет ДТП.  Дорожка словно очнулась от «зимней спячки», собрала все свои силы, напрягла каждую полосочку и показалась шоферу грузовика в виде «рычащего тигра». Испугавшийся шофер ударил по тормозам. Мальчик успел перебежать дорогу. Так пешеходная дорожка спасла жизнь маленького человечка.

Рано утором, когда еще не было движения, к переходу подошли люди с белой краской. Это был тот самый мальчик со своим папой. Они покрасили нашу пешеходную дорожку и поблагодарили ее за спасение. С тех пор дорожка живет весело, принося пользу людям.

1 ведущий: А теперь задачка посложнее.  На какие группы можно распределить дорожные знаки?

Ответы детей:

Внимание! По моей команде каждый знак должен найти свое место.

Светофор (обращаясь к коту): Уважаемый ученик светофорных наук, посмотри, пожалуйста, все ли дорожные знаки свои места!

Кот: Ребята, да вы все отлично справились, все отлично знаете, так ведт господин Светофор?

Светофор: Так точно!

1 ведущий: Ребята, а знаете ли вы, как было раньше?

Из истории дорожных знаков

Поначалу каждая страна имела свои дорожные знаки. Их изготовляли дорожные органы.  Но постепенно автомобильные сообщения между странами стали осуществляться довольно часто. Поэтому возникла необходимость введения дорожных знаков международного значения.

В 1909 году в Париже собралась Международная конференция по дорожным знакам, на которой были приняты 4 международных знака.

Эти знаки имели символы, почти полностью соответствующие тем, которые применяются на современных знаках.

В 1968 году на следующей конференции уже было введено 126 знаков.

А в 1978 году был принят новый государственный стандарт, который установил 7 групп дорожных знаков, которые вы очень хорошо усвоили.

А сейчас мы поиграем: Я у вас буду спрашивать, делаете вы это или нет. Если делаете, говорите хором:  «Это я. Это я. Это все мои друзья!»

Если так не делаете, то молчите:

- Кто из вас в вагоне тесном уступил старушке место?

- Знает кто, что красный свет означает «хода нет»?

- Кто из вас,  идя домой держит путь по мостовой?

- Ай-яй-яй : неужели ходите по мостовой?

Давайте спросим у кота.

Кот: Мне бабушка рассказывала, что мостовая для транспорта, а для людей – тротуар!

-Ребята, знаете как возникли тротуары?

Первые мощеные дорожки появились 200 лет назад в Париже, потом в Петербурге, потом в Москве.

-А для чего тротуары устраивают всегда немного выше, чем проезжую часть?

Чтобы во время дождя с них быстрее стекала вода и попутно для того, чтобы ни одна машина не заехала случайно правым колесом на тротуар и не задела бы прохожего.

Тротуар – моя дорога!

Пешеходов мало ль, много ль,

Но держаться все должны

Только правой стороны!

-А я тоже хочу задать вопрос Коту: как нужно обходить троллейбус?

Кот: А зачем его обходить? Можно перепрыгнуть или проще – пролезть под колесами.

Ведущий: Ребята, поможем коту, он совсем запутался. Выслушиваются ответы учащихся.

Кот: Я понял, понял, я тоже понял. Троллейбус не надо обходить. Надо подождать, пока он отъедет. И переходить улицу лучше всего по пешеходному переходу, а если его нет поблизости, то на перекрестке.

Ведущий: Молодцы все. Все хорошо усвоили «Правила дорожного движения».

Давайте споем нашу любимую песенку.

Песня:

Нет нужней на свете пешеходам

Правил безопасного перехода

Тем, кто знает, не страшны тревоги

Не на тротуаре ни в дороге

Правил никогда мы не забудем

Пользу все они приносят людям

И лишь тот в беду не попадет

Досконально правила, кто знает.

Светофор: Я уверен, что все ребята- примерные пешеходы.

Я задам сейчас вопросы, отвечать на них непросто.

Итак, блиц-опрос.

  1. Какая часть улицы предназначена для пешеходов?

а) мостовая

б) тротуар

в) велосипедная дорожка

2. Как пешеходы должны ходить по тротуару?

а) придерживаться середины

б) придерживаться правой стороны

в) придерживаться левой стороны

3. Начиная переходить улицу, смотришь сначала

а) направо

б) налево

в) никуда не смотришь

-Да, с такими пешеходами не страшно шагать по дороге.

-Сегодня в гостях у нас – юидовцы.

  1. Знаете ли вы, что есть такой кружок ЮИД? Можно записаться в такой кружок.
  2. ЮИД – это юные инспекторы движения. Юидовцы не только изучают ПДД (правила дорожного движения), они выступают перед младшими, проводят профилактику ДТП (дорожно - транспортных происшествий). Благодаря этому происходит снижение уровня детского дорожного травматизма, которое наблюдается последние 5 лет.
  3. Ребята ЮИД никогда не нарушают ПДД и предостерегают от этого ровесников и младших школьников. Хотелось бы, чтобы вы поняли, насколько это важно соблюдать ПДД и вести с нарушителями профилактику.
  4. Работники  ГИБДД говорят, что им хотелось бы, чтобы сегодняшние юидовцы стали надежным кадровым резервом ГИБДД.
  5. Но даже если мы не пополним ряды стражей дорог, то без сомнения вырастим дисциплинированными и грамотными участниками дорожного движения.
  6. И уж точно, что никогда мы не станем виновниками дорожно-транспортных происшествий. А это значит, что на наших дорогах аварий будет меньше.

- Светофор и знаки дорожного движения – наши надежные друзья.  В школе мы постоянно будем узнавать что-то новое о правилах дорожного движения.

Звучит мелодия песни «Если с другом вышел в путь» (Музыка В. Шаинского)

 Детям вручают свидетельство «Знатока дорожных правил».



Предварительный просмотр:

Слайд 1  Гражданско-патриотическое воспитание учащихся начальной школы
в учебной и внеурочной деятельности

(из опыта работы Файзрахмановой  Н.Р.)

Слайд 2 

       Гражданско-патриотическое воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования социально-ценностного отношения к Родине, своему народу, его культуре, языку, традициям, природе.

      Придя в школу, ребёнок становится членом классного и школьного сообщества. Здесь он делает первые шаги в познании мира. Здесь он окунается в жизнь, построенную по определенным правилам. Здесь закладываются ценностные установки, приходит понимание своей связи с жизнью страны, событиями, происходящими в мире. Школа  для него — это та маленькая страна, где он живёт, поэтому важно создать благоприятный психологический климат в классе, сформировать дружный коллектив и вовлечь каждого ребёнка в насыщенную жизнь коллектива, имеющую социально значимое содержание.

     Гражданско-патриотическое воспитание становится эффективным, если будет обеспечена системная  организация патриотической работы, включающая урочную и внеурочную деятельность.

Слайд 3

     Здесь представлена система моей педагогической деятельности, в основе которой лежит деятельностный подход, целью которой является

развитие интеллектуальной, нравственной,

конкурентоспособной личности,

достойного гражданина, патриота

нашей страны.

         В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) прописана важность как урочной, так и внеурочной деятельности.

       Конечно же, ведущее место в процессе гражданско-патриотического воспитания был и остаётся урок. На своих уроках стараюсь создавать ситуацию успеха, тем самым повышая статус ребенка в коллективе, в котором все дети чувствовали бы себя комфортно и защищённо, тем самым закладывая основы ценностного отношения к школе.

       На уроках окружающего мира дети знакомятся с первыми сведениями из экономики, географии, истории родной страны и своего края.

       На уроках литературного чтения  через произведения  формируются представления ребёнка о том, «что такое хорошо, а что такое плохо», закладывается нравственный фундамент личности, от класса к классу увеличивается объём знаний, углубляется осознание нравственных понятий и представлений. Уже в 1-ом классе постепенно ввожу понятия о доброжелательности и справедливости, о товариществе и дружбе, о коллективизме и личной ответственности за общее дело. Само собой разумеется, что работа над воспитанием данных качеств у детей осуществляется комплексно в течение всех четырех лет обучения. Чтобы развить нравственное, гражданско-патриотическое сознание школьников, помогаю им осмыслить как их собственный опыт, так и опыт других (пример товарищей, родителей и взрослых, примеры из литературы). Много ценного мы находим в фольклоре, часто использую «речевую разминку», в которую включены русские пословицы, скороговорки.

       На уроках изобразительного искусства, технологии особое внимание уделяю изучению народного творчества, художественных промыслов, декоративно-прикладного искусства. Это тоже неисчерпаемый источник эстетического, нравственного и патриотического воспитания школьников.

        Детям очень нравились уроки ОРКСЭ в 4 классе. На одном из таких уроков мы говорили о важности семьи и семейных ценностях…и ребята предложили создать свой семейный герб. Главное, что каждый захотел участвовать в такой работе. Вашему вниманию представляю герб семьи Шархымуллина Зульфата, где главным, по их мнению, является любовь, понимание и дружба (на гербе написано: «Любовь, понимание, дружба – опора семьи и воспитания»).

Слайд 4

     Я являюсь классным руководителем. Воспитательную работу с детьми строю по следующим направлениям: здоровье, взаимодействие, интеллект, нравственность, досуг, семья. Мои воспитанники участвуют в различных благотворительных акциях, спортивных соревнованиях, интеллектуальных конкурсах. В  течение каждого учебного года с классом принимаем участие в сборе вещей, игрушек, канцтоваров, памперсов для отказных детей, для детей-сирот. Каждое такое мероприятие как небольшой урок — урок жизни. А отзывчивость и доброта — те знания, за которые оценки не ставят.  

Слайд 5

      Внеурочная деятельность предполагает конференции, знакомство с достопримечательностями, дистанционные олимпиады, мероприятия с родителями, работу в кружках, тематические вечера.

Слайд 6

     По доброй традиции у первоклассников всей параллели  проходит праздник «Посвящение в гимназисты», где ребята с разными литературными персонажами погружаются в игру. Преодолевая  все трудности, первоклассники дают клятву гимназиста. Право вручить значки в торжественной обстановке предоставляется вожатым – ученикам 5-х классов. Завершается праздник гимном нашей гимназии.

       

Слайд 7

     Мои дети любят не только свою семью, свою школу. Они готовы убирать мусор, делать и развешивать кормушки и скворечники. Так, Баталов Ринат был удостоен номинации «Лучший скворечник» и награждён ценным подарком от администрации ЗООБОТСАДА, а Ганиев Риназ получил благодарственное письмо. И это тоже, пусть  маленькая, но ступенька  к  патриотическому чувству.

Слайд 8

     И туган тел, и матур тел, әткәм, әнкәмнең теле…

У каждого народа есть свои особенности, традиции, культура и язык.

Переплетение двух культур – татарской и русской – в нашей республике  встречается на каждом шагу. О дружбе народов в Казани обычно не говорят – так здесь живут, это само собой разумеющийся образ поведения. Я стараюсь воспитывать в детях гордость за свой народ, поддерживать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать прошлое, настоящее родного края.

+ о создании газеты «Радуга» (Ионенкова И.Г.)

Слайд 9

     Любовь к Родине начинается с любви к родным местам, к тому, что принято называть «малой родиной». Мною организованы и проведены многочисленные экскурсии не только в пределах нашей республики, но и за её пределами.

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12 + о Музее социалистического быта, где  ребята познакомились с прошлым нашей страны. Многие дети, желая помочь Музею, приобрели октябрятские значки.

      В результате  таких путешествий  ребята приобретают знания по истории края, а главное – огромный эмоциональный заряд в духовном и гражданском развитии.

Слайд 13  Конкурс «Ледяная сказка»   1 место

«Лучшее новогоднее оформление кабинета» –  1 место

Фестиваль школьной прессы «Я выбираю жизнь!» –  1 место

Конкурс стенгазет «Я люблю тебя, жизнь!»   2 место

Всё это достигается благодаря слаженной работе учителя, детей и родителей.

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

     Традиционно в День защитника Отечества в 1-2 классах совместно с учителями физкультуры проводим  «Весёлые старты». В 3-4 классах – «Рыцарский турнир», к которому основательно готовятся все: дети делятся на 2 команды, выпускают боевые листки, ведущими являются девочки, они же вместе со мной придумывают различные конкурсы. На уроках технологии делаем для пап подарки и пригласительные на праздник. Почётными членами жюри становятся папы девочек.

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

       Особенно хочется отметить плодотворную работу моего выпускного  4 Б класса в 2011г. Мною был разработан проект «Да разве позабудется война?!»

          Над данным проектом мы с детьми работали 3 недели. Учащиеся разбились на группы. У каждой группы была своя тема:

-одни искали материал о блокаде Ленинграда;

-другие - изучали дневники, письма с фронта;

-одни - писали сочинение о своих родных и близких (о наших земляках);

-другие - изучали литературное и музыкальное творчество военных лет;

-одни искали материал об истории возникновения акции «Георгиевская ленточка»;

-другие изучали Дневник Тани Савичевой;

- одни искали материал о помощи Татарстана фронту;

      На классные часы были приглашены родные наших земляков, воевавших на фронте. На мой взгляд, такие встречи бесценны: дети учатся помнить и благодарить.

      Также мы посетили наш школьный музей «Прикосновение к судьбе».                                                                                                                                                                В библиотеке познакомились с Книгой Памяти.

      Юнусова Динара даже принесла письмо-треуголку фронтовика. На уроке технологии в технике оригами изготовили подобные фронтовые треуголки, а затем написали на них своё пожелание защитникам Родины, причём писали их не за партой, а на коленях, на спине товарища, лёжа на полу (как настоящие фронтовики).

       На уроке ИЗО выполняли плакаты, посвящённые Великой Победе. Мы собрали богатый  материал.

       Из линии мини-проектов получился большой проект «Да разве позабудется война?!» С этим проектом мы выступили на республиканском семинаре. Мои воспитанники были удивлены, когда на глазах у слушателей выступили слёзы. В наш адрес было сказано много добрых слов. В подарок от нас всем  гостям были прикреплены георгиевские ленточки.  

       Это ещё раз доказало, что патриотическое воспитание зиждется на верной дружбе и чувстве товарищества. Сердечная теплота и полное понимание друг друга – главное условие достижения благородной цели. Стало понятно, что вместе нам по силам решать и более сложные задачи.

      Выступление Мингазетдиновой Аделины

      Рассказать о Всероссийском конкурсе сочинений (Депресова Настя)

    «Сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным – вот задача первоначального обучения», – это слова прославленного К.Д.Ушинского. На уроках литературного чтения некоторое время отводилось для сочинения собственных стихов. Депресова Настя сочиняла такие нешаблонные стишки. Для себя, для души.

Депресова  Анастасия, 2 Б класс. 20.03.2013 год.

Весна.

Весна, весна,

И все ей рады.

Солнце светит,

Бегут ручьи,

Мальчики пускают кораблики,

На путь к весне

Пусть спешат они.

Весна и родня.

Весна, как свет прекрасный!

Как родня любимая моя!

Весной все кажется красивым,

Ярким светом озаримым.

Люблю гулять в весеннюю пору

Бежать по улице,

И наблюдать природную красу.

А в этом году она участвовала во Всероссийском конкурсе сочинений «Знаменитые люди твоего края». Под руководством Гарифуллиной В.А. они работали над темой «Великий меценат нашей республики – Азгат абый Галлямов». 1 место в районе, 5 место в республике. И мы с ней говорили, что совсем недавно была передача, где активисты нашего города ратуют за то, чтобы одна из улиц города была бы названа его именем.

Слайд 21

      Мы  не можем остаться в стороне от проблем местного социума.

Слайд 22

Слайд 23

Слайд 24

      Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к женщине, к маме, к бабушке. Большая работа в этом направлении ведётся ежегодно. Если в 1 классе – это музыкальная композиция, во 2 классе – мини-спектакли, в 3 классе  – День мудрого человека, в 4 классе – День матери. Дети рисуют рисунки, готовят открытки и поделки, пишут сочинения, вместе оформляем выставки, украшаем кабинет к празднику своими руками.

Слайд 25

        Наша гимназия – одна из самых активных участников в проводимых  конкурсах, олимпиадах, турнирах. Поэтому  работу с одарёнными детьми  веду с первой ступени обучения. Здесь представлена информация о результатах  победы моих учеников в различных конкурсных мероприятиях за  один  учебный год.

Слайд 26

Слайд 27

Слайд 28

       Георгиевская ленточка  это конкурс творческих работ, но в то же время нужно было ответить на вопросы по истории, начиная с покровителя Руси Святого Георгия до Георгиевской ленточки в современных наградах.

Слайд 29

       Династии России. Этот  конкурс способствует пробуждению интереса к истории своего рода, своих предков, осознанию своего места в судьбе страны, республики, города. Воспитывает фамильную гордость за военные подвиги своих предков, семейные трудовые традиции и достижения.

Слайд 30

      Городской турнир интеллектуальных игр «Мудрый совёнок»

      Немного предыстории: …

 соревновалось  13 команд из Приволжского и Вахитовского районов…

       В жаркой борьбе с большим отрывом от других  одержала победу наша команда «Созвездие», капитаном которой был Шархымуллин Зульфат. Это  сборная 3-х, 4-х классов: Галиев Арсен, Дементьева Полина,  Забегаева Анастасия, Минсабиров Амир, Филиппов Георгий, Хасанова Камиля, Хуснеев Амир. Команда заняла 1 место в районе, 3 место в городе! Нашими соперниками были учащиеся 3-7-х классов.

(Шархымуллин Зульфат – Ученик года - 2016!)

Слайд 31

       В этом году у меня первый класс. Дети самые разные. Смотрят доверчиво на своего учителя. Как учитель «новой школы» я работаю на формирование личности по новым стандартам начальной школы, которые учат умению «фильтровать» и анализировать информацию в различных условиях. Нужно умело  организовать общие  дела, где дети по-настоящему смогут проявить себя.

      С первого класса начинаю вовлекать своих учеников в мини-исследования, предполагаю исследовательскую деятельность на уроках. Например, совсем недавно на уроке окружающего мира мы проходили тему «Дикие и домашние животные», где говорили о среде их обитания, об их пользе, о бережном к ним отношении, говорили об удивительной дружбе тигра Амура и козла Тимура, что такое Красная книга. Я показала детям Красную книгу, которую когда-то изготовили ученики прошлых выпусков. Видимо, их это так тронуло, что на следующий урок окружающего мира моя копилка пополнилась ещё несколькими книгами.   В результате обобщения темы «Дикие и домашние животные» дети выполняли проект «Мой домашний питомец». Те, у кого нет домашнего животного, писали о своей мечте, а один ученик рассказал о трогательной дружбе тигра  Амура и козла Тимура (показать несколько проектов).

      Конечно же, такие проекты ребёнку трудно выполнить без помощи взрослых, но использование данного метода эффективно.

      Есть позитивные результаты и во внеурочной деятельности.

     1 декабря все учащиеся начальной школы принимали участие в дистанционной олимпиаде по математике «Олимпиада +». Из 30 учеников  26 человек приняли участие, имеют высокие результаты.

Эти грамоты мы вкладываем в своё портфолио, которое имеется у каждого ученика.

Поскольку учащиеся первых классов учатся без отметок, на первом собрании я посоветовала завести КОПИЛКУ. Кто-то назвал её Копилкой школьных успехов, кто-то – Копилкой добрых дел, в которую дети складывают зёрна фасоли, крупные макаронки… У кого что (показать несколько копилок). Когда Копилка окажется заполненной, можно вернуть фасоль или ракушки на прежнее место. И всё начинается сначала.

Совсем недавно наши шефы, учащиеся 5-х классов, провели мастер-класс по изготовлению оберегов, которые мы передадим детскому дому.

        29 октября 2015 г. президент России В.В.Путин подписал указ о создании общероссийской общественно-юношеской организации «Российское движение школьников». Действительно, может, эта организация поможет объединить разобщённое сегодня подрастающее поколение, которое слишком много времени проводит в соцсетях. Целью этой организации предполагается дальнейшее совершенствование системы гражданско-патриотического воспитания.

       

       То, что мы вкладываем в детей сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Возможно, благодаря этим мероприятиям, реализованным в условиях школы, школьники, в недалёком будущем ставшие взрослыми людьми, в зависимости от сферы деятельности и социального статуса, постараются сделать всё от себя зависящее для сохранения и преумножения достоинств нашей страны.

Слайд 32

       



Предварительный просмотр:

Из серии бесед на тему «Это стоит запомнить»

С поднятым забралом

Многие ребята спрашивают: откуда вообще появились разные правила поведения?

Никто этих правил из головы не выдумывал. Они создавались в народе постепенно. И возникали они не случайно. Сколько раз ты, наверное, слышал: «Сними шапку-то, если в комнату вошел»! «А зачем ее снимать, шапку-то?» - думал ты с досадой. – И откуда взялось такое правило?

А вот откуда.        

Лет тысячу тому назад жить было намного опаснее, чем теперь. По дорогам скитались в поисках добычи бездомные бродяги, в лесах укрывались шайки разбойников. При любом споре можно было получить удар копьем или мечом. Люди постоянно ходили вооруженными. А уезжая из дому в дальний путь, надевали на себя кольчугу, тяжелые латы, голову прятали под железный шлем.

Но вот на пути стоит дом, где живет добрый человек.  Переступая порог этого дома,  странствующий рыцарь,  снимает свой шлем и несет его в руке. «Я тебя не опасаюсь, - говорит он этим жестом хозяину. – Видишь, моя голова открыта. Я тебе доверяю. Ты хороший человек, не грабитель и не предатель. Удара исподтишка не нанесешь.

Суровые эти времена давно прошли. В любой дом люди входят теперь без опаски. Но обычай, входя в комнату, снимать шапку, остался. Остался потому, что это хороший обычай. Снимая шапку, ты показываешь хозяевам, что уважаешь дом, в который вошел, уважаешь живущих в нем людей, веришь в их порядочность, в хорошее отношение к тебе. И это, конечно, приятно.

С тех же давних времен идет и обычай, здороваясь, снимают перчатку с правой руки. Сняв рукавицу, человек показывал встречному, что в его ладони не спрятано оружие. Да и, кроме того, в железной рыцарской рукавице не так-то легко было дружески пожать протянутую руку.

А сейчас ты снимаешь перчатку из внимания к товарищу. Ведь ты надел ее для того, чтобы предохранить пальцы и ладонь от пыли и грязи. Зачем же приятеля заставлять ее касаться? Лучше дай ему пожать твою теплую дружескую руку!

Как вести себя в гостях

  1. Перед тем, как войти в дом, вытри хорошенько ноги, чтобы не наследить. Если на улице идет дождь или снег, отряхни шапку и пальто еще на лестнице.
  2. Не входи  в комнату, не постучавшись.
  3. Если пришел с девочкой, открой дверь, отступи и дай пройти первой девочке.
  4. Если пришел не один, а с приятелем, не проходи в дверь первым, а предложи пройти раньше твоему спутнику.
  5. Войдя в комнату, где много народу, не стремись поздороваться с каждым в отдельности. На это уйдет немало времени, и ты невольно помешаешь общему разговору. Лучше подай руку хозяину или хозяйке, а остальным поклонись и скажи «здравствуйте».
  6. Не садись, пока не сядут старшие.
  7. Если в  комнату вошел старший, встань и не садись, пока он не сядет.
  8. Если в комнату вошла девочка, встань, уступи ей место, а себе принеси другой стул.
  9. Не сиди развалившись, не клади нога на ногу, не держи руки в карманах – это невежливо.
  10.  Если взрослый или девочка что- нибудь уронит, подними и подай.
  11.  Постарайся привыкнуть держать руки свободно – не подбочениваться, не складывать их на груди.  Видя, как ты принимаешь неестественные позы, каждый про себя подумает: «Вот бедняга, не знает куда руки деть».

Без языка

Особенно обидно за тех ребят, которые высшую удаль видят в том, чтобы пересыпать каждую фразу грубым ругательством, либо бессмысленными словечками. Когда слушаешь их разговор, словно каждая фраза вывалена в грязи.

Большинство таких исковерканных слов дошло до наших дней из далекого прошлого. Когда-то до революции, главной задачей торговца было обмануть покупателя. Продать ему дрянную, негодную вещь. Для того, чтобы незаметно сговориться, купцы и их приказчики объяснялись между собой особыми, непонятными постороннему человеку словечками.

Этим же исковерканным языком пользовались и рыночные торговцы, чтобы сообща купить по дешевке товар у приехавшего на базар доверчивого крестьянина.

Свой придуманный язык был и у конокрадов, у воров, у мошенников. На этом языке они обсуждали свои темные делишки.

Настоящего смысла современные дети, конечно, не понимают, но из глупого бахвальства вставляют их в свою речь. А зачем? К лицу ли им подражать жуликов?  А глупые клички, которыми иной раз ребята заменяют свои настоящие имена. Ведь хулиганы предпочитают на всякий случай скрывать, как их зовут и обходятся прозвищами. Но честным ребятам это ни к чему.

 А разве не стыдно засорять грязными ругательствами наш умный, красивый, благородный язык? Думаю нам это ни к чему. Человек, привыкший объясняться главным образом при помощи грубых словечек,  уродливых, подслушанных  у хулиганов, попросту разучиться разговаривать обыкновенным человеческим языком.