"КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ПУНКТ" ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Здорова Галина Анатольевна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методы и приемы активизации познавательной активности во время непосредственно образовательной деятельности. (консультация для педагогов)

Слайд 2

Познавательный интерес - ведущий мотив учебной деятельности, направляющий личность на овладение знаниями и способами познания. Как показали исследования (А.П. Архипова, Н.А. Беляева, Л.И. Божович и др.), подлинный познавательный интерес является основой учебной деятельности, так как: интерес способствует формированию глубоких и прочных представлений; развивает и повышает качество мыслительной деятельности, активность в познании, благоприятствует формированию способностей; создает более благоприятный эмоциональный фон для протекания всех психических процессов.

Слайд 3

Успех обучения обусловлен наличием интереса к деятельности . Как известно, эмоции являются движущей силой, которая может активизировать или тормозить процесс познания. Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у дошкольников в различных видах деятельности. Активность - это черта личности, которая проявляется в отношении человека к деятельности. Познавательная активность отражает определенный интерес дошкольников к получению новых знаний , умений и навыков, внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность использовать разные способы действия к накоплению, расширению знаний и кругозора.

Слайд 4

Познавательная активность - это стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира. Цель ее активизации: воспитание образованной, нравственной, творческой, социально активной, способной к саморазвитию личности. Экстенсивный путь Интенсивный путь Реализуется через увеличение объема знаний, сообщаемых детям Основывается на формировании субъектной, личностно заинтересованной позиции дошкольника В дошкольном возрасте ведущая роль принадлежит восприятию, которое активно развивается в нескольких направлениях. Формирование и совершенствование сенсорных процессов Формирование и совершенствование перцептивных действий Представления о разновидностях свойств предметов, об основных сенсорных эталонах (цвет, форма, величина) Использование эталонов при анализе свойств реальных предметов

Слайд 5

Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если имеются сильные, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил. Поэтому следующий компонент в структуре познавательной активности - мотивационный. Мотивация (от лат. «двигать») - общее название для процессов, методов, средств побуждения детей к активной познавательной деятельности.

Слайд 6

Все многообразие мотивов учебной деятельности можно представить тремя взаимосвязанными группами: • непосредственно-побуждающие мотивы, основанные на эмоциональных проявлениях личности, на положительных или отрицательных эмоциях; • перспективно-побуждающие мотивы, основанные на понимании значимости знания вообще и изучаемого предмета в частности4 • интеллектуально-побуждающие мотивы, основанные на получении удовлетворения от самого процесса познания.

Слайд 7

Образовательные технологии для активизации познавательной деятельности: Технология проблемного обучения Технология дифференцированного подхода Технология проектного обучения Игровая технология Информационно-коммуникативная технология Методы и приемы работы, способствующие активизации познавательной деятельности: Игра , загадки, ребусы, головоломки, занимательные задачи, творческие работы, прослушивание в записи образцов художественного чтения, просмотр видеофрагментов, использование ИКТ, тесты , КИМы , КВН и т.д .

Слайд 8

П ознавательная активность - сложное личностное образование, которое складывается под влиянием самых разнообразных факторов: субъективных (любознательность, усидчивость, воля, мотивация и так далее) объективных (окружающие условия, личность педагога, приемы и методы обучения). К возможным средствам развития познавательной активности можно отнести: эксперимент, решение проблемных ситуаций, поисковые задания (найдите что-то новое в группе, чего раньше в ней не было) презентация, выставка и др.

Слайд 9

В первых двух (эксперимент, решение проблемных ситуаций) ребенок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера. При этом у него проходит формирование субъектной, личностно заинтересованной позиции , которая необходима при обучении в школе.

Слайд 10

Спасибо за внимание! Успехов в работе!


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

 ЗАНЯТИЯ В ДОУ. ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ. КЛАССИФИКАЦИЯ  

Есть такая профессия - воспитывать и учить детей. Тот, кто выбрал её, осознанно вступил на нелегкую, порой почти непроходимую дорогу. У каждого по-разному складывается судьба в профессии. Одни просто выполняют свои обязанности и не пытаются открыть ничего нового там, где, казалось бы, все открыто. Другие находятся в бесконечном поиске и совсем не хотят многократно повторять один и тот же путь с разными группами детей.

 Занятие - это организованная форма обучения и временной отрезок процесса обучения, способный отразить все его структурные компоненты (общую педагогическую цель, дидактические задачи, содержание, методы и средства обучения).

Занятие - это:

  • основная форма организации познавательной активности ребенка;
  • динамическая, совершенствующаяся процессуальная система, отражающая все стороны воспитательно-образовательного процесса;
  • элементарная структурообразующая единица учебною процесса, с реализацией определенной части учебной программы;
  • единичное звено в системе учебно-познавательной деятельности.

Следует выделить основные признаки занятия:

• занятие - основная единица дидактического цикла и форма организации обучения;

• по временному промежутку оно занимает от 10-15 минут (в младшем дошкольном возрасте) до 30-35 минут (в старшем дошкольном возрасте);

• занятие может быть интегрированным, то есть посвящено не одному виду познавательной деятельности (например: развитие речи + изобразительная деятельность);

• ведущая роль на занятии принадлежит воспитателю, который организует процесс передачи и усвоения учебного материала, отслеживая уровень развития каждого ребенка;

• группа - основная организационная форма объединения детей на занятии, все дети приблизительно одного возраста и уровня подготовки, то есть группа гомогенна (исключение составляют гетерогенные или смешанные группы), основной состав групп сохраняется на весь период пребывания в детском дошкольном учреждении;

• группа работает по единой программе, согласно сетке познавательной деятельности;

• занятие проводится в заранее определенные часы дня;

• в течение года проводятся каникулы, они соответствуют временному периоду школьных каникул (что важно даже в целях преемственности ДОУ и школы);

• заканчивается год подведением итогов познавательного развития личности каждого ребенка (по результатам деятельности ребенка на занятиях).

Уровни проведения занятия:

 1. Высший: прогнозирование способов перевода деятельности к заданному целями обучения результату на основе обратной связи и преодоления возможных затруднений в работе с детьми.

 2. Высокий: включение детей в разрешение проблемы, предусмотренной целью занятия.

 3. Средний: выявление знаний и умений детей и сообщение информации соответственно теме и задачам занятия.

 4. Низкий: организация взаимодействия с детьми, объяснение нового материала по заранее составленному плану, без активизации познавательной деятельности, направленной на получение положительного результата.

 Признаки высокой обучаемости (в ходе наблюдения за детьми дошкольного возраста):

 • выделение и осознание проблемы, цели, вопроса, задачи;

• умение прогнозировать свою деятельность;

• умение использовать знания в различных (нестандартных) ситуациях;

• самостоятельность деятельности и преодоление затруднений (самостоятельность выбора путей решения);

• логика мышления;

• гибкость мысли;

• скорость преобразования способа деятельности в соответствии с изменившимися ситуациями;

• возможность отказа от стандартных решений (от стереотипа);

• поиск целесообразного варианта (переключение или изменение варианта).

 Традиционные занятия и их классификациям

 Классификацию традиционных занятий логично осуществлять на основе выбранных задач и используемых видов деятельности для их реализации. Учитывая психологические особенности дошкольника, анализируя методические рекомендации к современным программам, нецелесообразно выделять отдельным типом занятия по изучению нового материала, развитию и совершенствованию знаний и умений, так как на каждом из занятий происходит повторение, закрепление и расширение представлений детей.

Классификация занятий, представленная в «Педагогике» В. И. Логиновой, приводит к смешению типов занятий с методами и приемами обучения. Авторы современных программ представляют классификацию занятий для каждого вида деятельности.

 Например, в «Радуге» познавательные занятия делятся на такие виды:

- информационные;

- практикумы;

- итоговые;

- беседы;

- познавательные рассказы;

- экскурсии;

- по музыкальной деятельности:

- доминантные;

- тематические;

- в программе «Из детства - в отрочество»:

- аналитические;

- творческие;

  • теоретические и т. д.

Разнообразие определений не меняет решаемые задачи и структуру занятий, вариативными остаются методы, приемы и последовательность структурных компонентов.

Поэтому представленная ниже классификация поможет определять типы проводимых занятий любого вида деятельности по любой программе, их соответствие поставленным задачам и выбранным структурам.

Нетрадиционные занятия и параметры их оценки

Виды нетрадиционных занятий.

• Занятия-соревнования (выстраиваются на основе соревнования между детьми): кто быстрее назовет, найдет, определит, заметит и т. д.

• Занятия-КВН (предполагают разделение детей на две подгруппы и проводятся как математическая или литературная викторина).

• Театрализованные занятия (разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию).

• Занятия-сюжетно-ролевые игры (педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнер, подсказывая сюжетную линию игры и решая таким образом задачи обучения).

• Занятия-консультации (когда ребенок обучается «по горизонтали», консультируясь у другого ребенка).

• Занятия-взаимообучения (ребенок-«консультант» обучает других детей конструированию, аппликации, рисованию).

• Занятия-аукционы (проводятся, как настольная игра «Менеджер»).

• Занятия-сомнения (поиска истины). (Исследовательская деятельность детей типа: тает - не тает, летает - не летает, плавает - тонет и т. д.)

• Занятия-формулы (предложены в книге Ш. А. Амонашвили «Здравствуйте, дети!»).

• Занятия-путешествия.

• Бинарные занятия (авт. Дж. Родари). (Составление творческих рассказов на основе использования двух предметов, от смены положения которых меняются сюжет и содержание рассказа.)

• Занятия-фантазии.

• Занятия-концерты (отдельные концертные номера, несущие познавательную информацию).

• Занятия-диалоги (проводятся по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и интересной).

• Занятия типа «Следствие ведут знатоки» (работа со схемой, картой группы детского сада, ориентировка по схеме с детективной сюжетной линией).

• Занятия типа «Поле чудес» (проводятся как игра «Поле чудес» для читающих детей).

• Занятия «Интеллектуальное казино» (проводятся по типу «Интеллектуального казино» или викторины с ответами на вопросы: что? где? когда?). 

Требования к занятию

1. Использование новейших достижений науки и практики.

2. Реализация в оптимальном соотношении всех дидактических принципов.

3. Обеспечение условий предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности.

4. Соблюдение санитарно-гигиенических норм к организации деятельности детей.

5. Установление интегративных связей (взаимосвязь разнообразных видов деятельности, содержания).

6. Связь с прошлыми занятиями и опора на достигнутый ребенком уровень.

7. Мотивация и активизация познавательной деятельности детей (методы и приемы).

8. Логика построения занятия, единая линия содержания.

9. Эмоциональный компонент занятия (начало и окончание занятия всегда проводятся на высоком эмоциональном подъеме).

10. Связь с жизнью и личным опытом каждого ребенка.

11. Развитие умений детей самостоятельно добывать знания и пополнять их объем.

12. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого занятия педагогом.

Методы повышения познавательной активности (проф. Н. Н. Поддьяков, А. Н. Клюева)

• Элементарный анализ (установление причинно-следственных связей).

• Сравнение.

• Метод моделирования и конструирования.

• Метод вопросов.

• Метод повторения.

• Решение логических задач.

• Экспериментирование и опыты. 

Методы повышения эмоциональной активности (проф. С. А. Смирнов)

• Игровые и воображаемые ситуации.

• Придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т. д.

• Игры-драматизации.

• Сюрпризные моменты.

• Элементы творчества и новизны.

• Юмор и шутка (учебные комиксы). 

Методы обучения и развития творчества (проф. Н. Н. Поддьяков)

• Эмоциональная насыщенность окружения.

• Мотивирование детской деятельности.

• Исследование предметов и явлений живой и неживой природы (обследование).

• Прогнозирование (умение рассматривать предметы и явления в движении - прошлое, настоящее и будущее).

• Игровые приемы.

• Юмор и шутка.

• Экспериментирование.

• Проблемные ситуации и задачи.

• Неясные знания (догадки).

• Предположения (гипотезы).

Комплексные и интегрированные занятия. 

 «Словарь иностранных слов»:

комплекс - совокупность предметов или явлений, составляющих одно целое;

интеграция - восстановление, восполнение, объединение в целое каких-либо частей.

«Словарь русского языка» СМ. Ожегова:

комплекс - совокупность, сочетание чего-нибудь, каких-либо представлений;

интеграция - объединение в целое каких-либо частей.

«Советский энциклопедический словарь»:

комплекс - совокупность предметов или явлений, составляющих одно целое;

интеграция - понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы, организма в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию. Процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами их дифференциации.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

"Требования к развивающей предметно-пространственной среде

в соответствии с ФГОС"

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.

Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова) .

Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги – Короткова, Михайленко и другие – считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы .

Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде:

1. предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.

2. доступность среды, что предполагает:

2.1 доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.

2.2. свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п.; мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек), которые творчески используются для решения различных игровых проблем. В группах старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.

Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.

Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.

В последнее время используется принцип интеграции образовательных областей с помощью предметно- развивающей среды групп и детского сада в целом, способствующий формированию единой предметно- пространственной среды:

Это означает, что для всестороннего развития ребенка организуются несколько предметно- развивающих «сред»: для речевого, математического, эстетического, физического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред. При этом очень важно, чтобы предметы и игрушки, которыми будет манипулировать и действовать ребенок, на первом этапе освоения данной среды были не просто объектами его внимания, а средством общения со взрослыми. Для этого все предметные действия детей и их пространственно-временные «переживания» обязательно сопровождаются речевым комментарием (например: «Я залезаю под стол, я лезу на стул и т. п.) Как принято в практике отечественного образования, педагоги могут использовать несколько основных методических приемов обыгрывания среды, которые имеют прямой развивающий и обучающий эффект:

- показ предмета и его называние;

- показ действий с предметами и их называние;

-предоставление ребенку свободы выбора действий и экспериментирование.

Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.

7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.



Предварительный просмотр:

ОСНОВНЫЕ ПУНКТЫ ПРОЕКТА

Краткая  аннотация проекта 1 стр

Краткое изложение проекта, повторяющее все его части.  Описывается –  кто будет выполнять проект, почему и кому нужен проект, каковы его цели и задачи, что получится в результате, сколько времени проект будет продолжаться, сколько потребуется ресурсов.

Описание  учреждения (организации) 1 стр

Даётся краткое описание истории, основной деятельности и её перспектив на ближайшие два-три года.

Постановка проблемы 1 стр

Описывается – почему  возникла необходимость в выполнении проекта, какую проблему он решает. Проблема должна быть сформулирована с точки зрения тех,  чьим нуждам служит проект и подтверждена статистикой, ссылками на авторитеты в данной области, ключевыми литературными источниками.

Цель и задачи проекта 1 стр

Цель описывает предполагаемый результат проекта. Задачи – конкретные, реалистичные, поддающиеся измерению «частные» результаты, направленные на общую цель.

Задачи должны быть максимально конкретизированы, в них должны содержаться количественные данные о степени полезности проекта (показатели).

Обоснование актуальности проекта 1 стр

Обоснование инновационности и значимости для муниципальной системы образования города Новосибирска предлагаемого образовательного проекта

Готовность к реализации проекта 2-3

Анализ готовности образовательного учреждения к реализации данного образовательного проекта

Этапы, содержание и методы  реализации проекта7-8 стр.

Детальное (поэтапное) описание мероприятий, которые необходимо провести для достижения намеченных результатов и для решения поставленных задач с помощью определённых ресурсов. Методы – это план действий.

При разработке методов должно быть ясно, что будет сделано, кто будет осуществлять действия как, когда и в какой последовательности, какие ресурсы (исполнители, помещение, оборудование) будут привлечены.

Календарный план реализации образовательного проекта.

Прогнозируемые конечные результаты деятельности1-1,5 стр.

Какие конкретные результаты предполагается достичь в итоге? Что должно конкретно измениться в результате выполнения проекта?

Практическая значимость результатов1 стр.

Возможности эффективного использования результатов проекта для реализации задач по развитию образовательной среды (прогнозирование или имеющийся опыт).

Критерии и показатели эффективности реализации проекта1-2 стр.

Оценка степени эффективности работы по реализации проекта, сбор сведений о ходе проекта, осуществлении его этапов, оценка проекта участниками образовательного процесса (педагогами, родителями, детьми).

Количественные методы – переводят опыт в единицы, которые могут быть обсчитаны, сравнены, измерены, обработаны статистически.

Качественные (социологические) методы – анкетные опросы и интервью, наблюдение (прямая регистрация событий, происходящих в рамках реализации проекта), контент-анализ (работа с документами).

Мониторинг (оценка хода работы по реализации проекта) – сбор информации о соблюдении графика работы, поступления ресурсов и пр.

Предоставляется программа оценки качества реализации проекта.

Ресурсы (бюджет  проекта) 1 стр.

(в табличной форме)

Описание ресурсного обеспечения проекта с указанием объёма и источников финансирования - план проекта, выраженный на языке денежных знаков. Оценка общих затрат и стоимости необходимых приобретений. Качество предполагаемых ресурсов влияет на формирование привлекательности проекта в целом, является показателем компетентностного подхода авторов к решению проблемы.

Необходимо указать имеющиеся ресурсы и отметить какие ресурсы необходимо привлечь дополнительно.  

Функционал участников проекта1-2 стр.

Перечень и функции участников реализации образовательного проекта, включающий научного руководителя (консультанта).

Характеристика средств контроля и обеспечения достоверности результатов

Перечень источников

Перечень основных нормативных, учебно-методических, научных источников по теме образовательного проекта

20-25 стр


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: