ПРОГРАММА "РОДНИЧОК"

Здорова Галина Анатольевна

Процесс воспитания в духе патриотизма необходимо начинать с дошкольного возраста. Существует ряд методических разработок, а также комплексных и парциальных программ которые ориентируются на использование народной культуры как средство социально-личностного развития детей дошкольного возраста.

​В детском саду № 420 комбинированного вида города Новосибирска в части, формируемой участниками образовательных отношений реализуется авторская программа по духовно-нравственному воспитанию детей «Родничок». Авторы-составители: Творческая группа МКДОУ д/с № 420: Антонова Г.А. - заведующий, Ельцова О.М. -  старший научный сотрудник НИПКиПРО, Николаева Н.А. - воспитатель высшей квалификационной категории

 

Рабочая программа «Родничок» по воспитанию духовности через приобщению дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа, разработана в соответствии с основной образовательной программой МКДОУ д/с № 420, в соответствии с ФГОС ДО и предназначена для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Программа учитывает возрастные особенности детей и направлена на развитие познавательного интереса при ознакомлении детей с русской культурой, праздниками, традициями, народными промыслами. Приоритетной областью является «Познавательное развитие». В ходе реализации программы осуществляется интеграция с ОО «Художественно-эстетическое воспитание», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное» и «Речевое развитие».

В данном разделе будет представлен материал в помощь педагогам, реализующим как конкретную программу "Родничок", так и иную программу / кружок / технологию, направленные на воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа. 

В материалах, заимствованных из Интрнет-ресурса, сохранено указание автора.

!!! Много полезного материала по народной культуре можно посмотреть в профессиональном блоге о развитии ребёнка от рождения до школы!!!

ССЫЛКА: http://rodnaya-tropinka.ru/detskiy-folklor/

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 24

Источники использованных иллюстраций: 1. http://i.pixs.ru/storage/4/0/7/SHirokayaM_9906523_1756407.jpg 2. http://i047.radikal.ru/1103/42/d605df66eaca.jpg 3. http://www.excursovod.com/userpics/tours/769_b.jpg 4. http://pics.photographer.ru/nonstop/pics/pictures/456/456462.jpg 5. http://matreshka.net.ua/wp-content/gallery/ivana_kupala/kupala_12.jpg 6. http://travel.ria.ru/images/22352/40/223524046.jpg 7. http://www.suzdalmotel.ru/i/holidays/kupala3_b.jpg 8. http://i.usatoday.net/news/gallery/2008/N060822%20day/N04_060822.jpg 9. http://crazy.werd.ru/uploads/posts/2010-07-07/1278439993_26.jpg 10. http://festival.1september.ru/files/articles/58/5837/583766/img1.jpg 11. http://dymka.teploruk.ru/netcat_files/Image/dymka/svistuniya3.jpg 12. http://www.artlib.ru/objects/gallery_1/artlib_gallery-685-o.jpg 13. http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000041/pic/000086.jpg 14. http://www.kpt.org.ua/mgallery/size3/171/171_1260305588_3566.jpg 15. http://vsebar.by/images/stories/news/2010_09/dazynki.jp 16. http://www.shubina.info/images/2/yarmarka2006.jpg 17. http://img-fotki.yandex.ru/get/3812/koshara-cot.0/0_2b23d_75ec1979_XL 18. http://www.hort.purdue.edu/ext/senior/vegetabl/images/large/onions5.jpg 19. http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/34/389/34389774_1225189161_den.jpg 20. http://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/73/Izba.jpg 21. http://www.fotokonkurs.ru/uploads/photos/contests/2011/08/13/8/534d08753e5b693ce7ea43cb8cafa591/800.jpg 22. http://ib1.keep4u.ru/b/2011/02/28/24/2419badeade26d70613ae4b0a97f7292.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Народные символы России

Слайд 3

МАТРЁШКА

Слайд 5

БАЛАЛАЙКИ


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мозаика ремёсел

Слайд 2

Гжель

Слайд 4

Дымково

Слайд 5

Дымковская игрушка

Слайд 7

Село Хохлома

Слайд 8

Хохломская роспись

Слайд 10

Матрёшки

Слайд 11

Городецкая роспись

Слайд 13

Жостовская роспись

Слайд 14

Платки

Слайд 15

Кружева

Слайд 19

Мне было… Я узнал…



Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по труду

«Мозаика ремёсел» для 1-4 классов

Тема: «Мозаика ремесел»

Цели:

- познакомить учащихся с народными промыслами России, историей возникновения, художественной ценностью;

- формировать навыки работы в группах, умения оценивать работу одноклассников;

-воспитывать чувство патриотизма, гордости за свой народ, свою Родину;

Ход мероприятия

Земля наша Русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми которые создавали и создают своими руками сказочную красоту.

В России народных художественных промыслов великое множество, вот и сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.

В старину люди зарабатывали на хлеб насущный, занимаясь разными ремеслами.

Ремесло – это мелкое производство готовых изделий, где основу составляет ручной труд.

Как вы думаете, ребята, сохранились ли сегодня ремесла?

И сейчас мы с вами совершим экскурсию по самым знаменитым, самым уникальным центрам народного творчества.

Сейчас мы приглашаем вас в Подмосковье, в село Гжель, где мы познакомимся с известным на всю Россию промыслом – гжельским фарфором

Гжель. 2 слайда

Изделия из Гжели так красивы, так необычны, что слава о них разнеслась не только в нашей стране, но и за рубежом.

Вы, наверное, видели необыкновенную на вид посуду, в которой завораживает красота сочетания белого и синего цветов.

Что же делают в Гжели? Чашки, кувшины, сервизы, кружки, вазы, фигурки людей и животных. Посмотрите как красиво это бело – синее фарфоровое чудо.

Дымковская игрушка. 3 слайда

В старину в городе Вятка находилась слобода Дымково. Там и зародился промысел – дымковская игрушка. О древней дымковской игрушке поведем сейчас рассказ.

Дымковские игрушки очень разнообразны – здесь и всадники на конях и птицы расписные и барышни нарядные. Палитра цветовых красок яркая.

Хохлома 3 слайда

Жил когда – то в нижегородских лесах чудо – мастер. Построил он дом на берегу реки и начал делать да красить деревянную посуду .Его узорные чашки и ложки были похожи на золотые. Слава об этой посуде и до Москвы дошла, и дальше по всему миру пошла. И тогда передал мастер секрет’ золотой ‘посуды жителям села Хохлома, а сам исчез…

Изготавливают хохломские изделия из древесины местных лиственных пород - липы, осины, березы.

Матрешки. 1 слайд

Разные бывают на свете куклы – из дерева, из глины, их ткани. А есть особенные куклы – матрешки. Их знают во всех городах и селах – это исконно русский сувенир для иностранцев. Первая матрешка появилась почти 100 лет назад.

Продолжим путешествие в Городец. Он славится резьбой по дереву.

Городецкая роспись – как ее нам не знать. 2 слайда
Посмотрите на роспись – сочность красок манит.
Городецкая роспись душу нам веселит.

Жостово. 1 слайд

А сейчас мы отправимся в подмосковное село Жостово, где изготавливают расписные металлические подносы. Начало этому своеобразному искусству было положено в конце 18 века. Роспись производится по черному фону, применяют и красный и синий и другие цвета.

Расписные платки. 1 слайд

Издавна на Руси принадлежностью женской одежды был платок. Крестьяне ткали платки, украшали их вышивкой, наносили на них узоры

Есть такие промыслы, которые можно встретить в любом уголке России это вышивка и кружево. 1 слайд  Кружева использовались для оформления костюмов и предметов быта.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 4

на


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Дымковская игрушка»

Слайд 2

На берегу реки Вятки стоит село – Дымковская Слобода.

Слайд 3

И делают там игрушки, да не простые, а из глины!

Слайд 4

Берет мастер кусок глины и начинает лепить фигурку. А глина мягкая, мягче, чем пластилин!

Слайд 5

Слепит – и сразу в печь!

Слайд 6

От огня и жара фигурка высохнет и станет твердой, как камень.

Слайд 7

Остынет игрушка после печи – мастер красит ее всю в белый цвет.

Слайд 8

Когда высохнет белая краска – начинается настоящее волшебство!... Мастер берет яркие краски и начинает расписывать игрушку разноцветными узорами.

Слайд 9

Узоры очень простые. Это прямые и волнистые линии, кружки и овалы, горошины и точки.

Слайд 10

А игрушки выходят – просто загляденье! Олень – золотые рожки! На груди полосы и горошки!

Слайд 11

Дымковский индюк хорош! Лучше в мире не найдешь! Красный, синий, золотой – вот какой весь расписной!

Слайд 12

Конь домчит до карусели. На коня вскочил Емеля. Улыбнулся, засвистал, засвистал и поскакал!

Слайд 13

По двору петух шагает. Курочек он охраняет!

Слайд 14

Дымковская барышня ходит не спеша. Ею все любуются- ах, как хороша!

Слайд 15

Вот какие яркие , веселые, нарядные игрушки делают дымковские мастера!


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русская народная кукла

Слайд 2

Почему у народной куклы нет лица? Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Это было чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.

Слайд 3

Куклы-обереги В глубокой древности у кукол было другое предназначение, она была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня. Как правило, самыми охранными были куклы, выполненные без иглы и ножниц. Ткань старались при изготовлении кукол не резать, а рвать (иногда кукол так и называли — "рванки").

Слайд 4

Ещё до рождения ребёнка делали куколку и укладывали в колыбельку, чтобы кукла "обогрела" её для будущего малыша. Когда малыш появлялся на свет, кукла и тогда не расставалась с ним. Чтобы малыш крепко и спокойно спал, приговаривала мать: "Сонница- бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой". Кукла отвлекала на себя злые духи, оберегая ребёночка. Тряпичную куклу-берегиню, сделанную своими руками, мать дарила дочери перед свадьбой, благословляя её на замужество. Обереги давали сыну, который отправлялся на службу в армию, мужу — в дорогу. В крестьянских семьях кукол было много, их не разбрасывали, ими дорожили, их берегли. Крестьяне считали, что чем больше кукол, тем больше в семье счастья.

Слайд 5

Пеленашка — древнейшая кукла-оберег. Пеленашка находилась в люльке до крещения ребёнка (При крещении младенец приобретал статус человека). Эту куклу хранили в семье вместе с крестильной рубашкой. Кукла была легка в изготовлении, для неё использовались куски ношеной, чаще домотканой одежды. Спеленутая кукла могла быть использована детьми в играх.

Слайд 6

Широкое распространение на Севере России имела кукла — берестушка , кукла была изготовлена из бересты, свёрнутой в трубочку. Внутрь вкладывалась молитва (или заговор). Это был сильный оберег. Как правило, эту куклу делала для ребёнка и дарила ему родная бабушка (поэтому её иногда называли " бабушкина кукла " ).

Слайд 7

Важным моментом в жизни человека является свадьба. На этот случай существовала специальная обрядовая кукла «Парочка» , иногда такую куклу называли «Неразлучники» . У женской и мужской фигуры общая рука — символ крепкого брачного союза. Свадебную «Парочку» изготавливали из трех красных лоскутов одного размера. Куклу дарили молодым на свадьбе, закрепленную на полотенце. Когда рождался в молодой семье первый ребенок, полотенцем начинали пользоваться, а куклу давали ребенку или хранили всю жизнь как оберег семьи и брака.

Слайд 8

Зернушка — кукла, которая символизировала достаток в доме, была своего рода оберегом семьи. Иногда ее называли «зерновка» или «крупеничка» . Делали эту куклу после сбора урожая. В основе этой куклы- мешочек, наполненный зерном. Также эту куклу могла делать женщина, чтобы у неё были дети. Эта кукла символизировала достаток, благополучие в семье. Бытовала в районах, где выращивали злаковые культуры.

Слайд 9

В южных губерниях России существовала кукла — оберег жилища, называемая "День и Ночь" (она относится к двуликим или парным куклам). Как правило, её делали под Новый год. Она была изготовлена из тканей темных и светлых тонов. Светлая ткань символизировала день, а темная ткань—ночь. Рано утром, ежедневно её поворачивали светлой стороной (на день), а вечером- темной (на ночь). Говорили: «День прошел, и слава Богу, пусть так же пройдет и ночь».

Слайд 10

Кукла — веник помогала хозяйке "вымести сор из избы". Конечно, это был не материальный мусор, а сор, из-за которого происходили ссоры, разлад в доме. Изготавливалась она, как правило, из трав, соломы, лыка. Одежда куклы состояла из сарафанчика и платочка. По наряду куклы можно было определить место ее «рождения». Данная кукла бытовала в центральных и южных губерниях.

Слайд 11

Куклы- лихорадки. Двенадцать куколок, спеленутые как младенцы, скрепленные вместе. Их помещали за печкой, чтобы их никто не видел. Лихорадки спасали от болезней.

Слайд 12

Обрядовые куклы Это достаточно распространенная категория народной игрушки. Такие куклы, выполненные из различных материалов, достаточно несложные по технологии, связаны с передачей ребенку космогонических, нравственных, символических и мифологических знаний. Обрядовые куклы в своем роде очень уникальны, так как содержат символические знания предыдущих поколений. Они были созданы людьми для обрядовых, культовых и магических целей. Они существуют у большинства народов мира и используются как в языческой, так и в христианской религии. Применяются для различных магических ритуалов.

Слайд 13

У народов России куклы использовались в различных обрядах и праздниках народного календаря. Куклы во многом были связаны со всевозможными обрядами во время проведения праздников.

Слайд 14

Кукла-Стригушка была связана с богатым урожаем. Стригушки делали из соломы, лыка, отходов льнопроизводства. Иногда ее одевали, но иногда ее украшали цветными шерстяными нитками. Соломенные куклы, сделанные из первого «именного» снопа, считались священными.

Слайд 15

С рождественскими обрядами была связана необычная кукла "Коза" . Выполнялась данная кукла на крестообразной основе, а лицо, рога и борода были сделаны из лыка. "Коза" была наряжена в красивое платье и имела на себе обрядовые предметы: колокольчики, бусы, серьги, колечки и мешочки с травами. Данная кукла использовалась в обрядах колядования .

Слайд 16

В Крещенские дни делали куклу Крестец , ставили её у ведра с водой, обязательно освящённой. Считалось, что в эти дни вода была святой. Кукла была выполнена на крестообразной основе, её украшали тесёмочками и ленточками.

Слайд 17

Очень необычными были красноликие пасхальные куклы, которых делали к Вербному воскресению, обязательно из красного лоскута. Их дарили на счастье, радость, она могла присутствовать на пасхальном столе вместе с пасхальными дарами, а затем эти куклы отдавали паломникам (на следующий год таких кукол делали новых).

Слайд 18

Домашняя Масленица В масленичную неделю такую куклу вывешивали за окно. Это было знаком того, что теща ждала зятя и дочь в гости на блины. Чаще всего таких кукол изготавливали из соломы и лыка. Лицо обтягивали льняной тканью и одевали в традиционный наряд.

Слайд 19

На праздник Ивана Купалы делали на крестообразной основе куклу Купавку , наряжали в женские одежды (рубаху, сарафан, пояс). На руки Купавки вешали ленточки — заветные девичьи желания, потом их отправляли плыть по реке. Ленточки, плывущие по реке, забирали с собой несчастья и невзгоды. Кукла "Купавка".

Слайд 20

Десятиручка — кукла, предназначенная молодухе (девушке, недавно вышедшей замуж). Такую куклу часто дарили невесте на свадьбу, чтобы она всё успевала, и всё у неё в семье ладилось. Традиционно эту куклу делали из травы, соломы, лыка и красиво оформляли.

Слайд 21

Выставка кукол Автор – Яшкова Т.Б.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Посуда из глины

Слайд 2

Горшок - происходят от древнерусского "грънъ" ("горн" – плавильная печь)– округлый глиняный сосуд различного вида, выжженный на огне.

Слайд 3

На протяжении многих столетий горшок был главным кухонным сосудом на Руси. Им пользовались в царских и боярских поварнях, на кухнях горожан, в избах крестьян. Форма горшка не менялась во все время его существования и была хорошо приспособлена для приготовления еды в русской печи.

Слайд 4

Братина - посуда, в которой подавалась еда к столу, отличается от обыкновенного горшка ручками. Ручки к горшку приклеиваются так, чтобы за них было удобно браться, но они не должны очень сильно выходить за габариты горшка.

Слайд 5

Кашник - маленький горшочек с одной ручкой. Предназначался для жарки и подачи на стол густых (вторых) блюд и каш.

Слайд 6

Латка - продолговатая сковорода для жарки овощей. Латки обычно закрывались глиняной крышкой, под которой мясо не столько жарится, сколько парится - «пряжится» в собственном соку.

Слайд 7

Корчага - глиняный сосуд больших размеров, имевший самое разнообразное назначение: он использовался для нагревания воды, варки пива, кваса, браги, бучения - кипячения белья со щелоком .

Слайд 8

Характерной особенностью кринки является высокое, довольно широкое горло, плавно переходящее в округлое тулово. Форма горла, его диаметр и высота рассчитаны на обхват рукой. Молоко в таком сосуде дольше сохраняет свою свежесть, а при прокисании дает толстый слой сметаны, который удобно снимать ложкой. Крынка - сосуд для хранения и подачи молока на стол.

Слайд 9

Кисельница - большая миска с носиком. Кисельница - кувшин для подачи киселя на стол. Удобный предмет и для ковша и для половника и для кружки, а также с носиком для слива остатка киселя.

Слайд 10

Кувшин - сосуд, сравнительно высокий, бочковатый, с пережабиною под горлом, с ручкою и носком, иногда с крышкою .

Слайд 11

Крупник (или пудовик) - ёмкость для хранения сыпучих продуктов (15-16 кг.).

Слайд 12

Черепушка - керамическая миска малого размера. Предназначалась для второстепенных блюд - салатов, соленьев и приправ в древней Руси. Плошка - (плоский) низкий, широкий, развалистый сосуд, б. ч. глиняный, черепяный; латка, глиняная сковородка, круглая или долгая.

Слайд 13

Миска - небольшая посудина, мисочка для индивидуального пользования Канопка - глиняный сосуд, выполняющий функции кружки.

Слайд 14

Кубышка - широкий сосуд с круглым туловом, которое переходит в узкую горловину, и с небольшим носиком-сливом. Служил для хранения масла.

Слайд 15

Опарница - горшок, в котором готовится опара под кислое тесто представляет собой глиняный сосуд, круглый, с широким горлом и слегка зауживающимися к поддону стенками.

Слайд 16

Полевик, польник, полюх, полюшек - керамический сосуд для носки еды в поле.

Слайд 17

Квасник - сосуд для хранения и разлива кваса, обычно имеющий дисковидное тулово (с отверстием), расширенное горло, носик и ручку

Слайд 18

Кухля- сосуд в котором от Древней Руси и до сих пор хранят всевозможные жидкости-соки, квас, брагу, пиво..

Слайд 19

Умывальник - керамическая посуда для умывания. Подвешивалась на кожанный ремешок. Изготавливалось в двух вариантах: с одним горлышком и с двумя.

Слайд 20

Постепенно хрупкие глиняные горшки уступили место горшкам, отлитым из чугуна, которые повсеместно стали называть чугунами.

Слайд 21

Ресурсы интернет http://www.mrkm.ru/?cat=part1&sub=6 - глиняная посуда: горшки и крынка http://ceramics-pottery.ru/article/186/0/ - керамическая посуда древней Руси http://keramika.peterlife.ru/keramikahistory/keramika_history-37.html - посуда http://ceramics-pottery.ru/article/186/2/?PHPSESSID=4db2801a335373cde457e96374716c68 – крупник http://keramika.peterlife.ru/keramikahistory/keramika_history-37.html http://usadba-tutaev.narod.ru/page07.html http://trc.chertown.ru/trcimg/museums/shkola8/eksponaty/glinyanyi_gorshok2.jpg http://art-cdi.ru/iskusstvo/keram/pictures/poverin_kvasnik - квасник http://www.gonchary.narod.ru/expo-utvar.html - кухля http://img-fotki.yandex.ru/get/3304/tol--serp.1e/0_22407_12489a41_XL - чугунки



Предварительный просмотр:

ГЛИНЯНАЯ ПОСУДА

       Главным кухонным и сервировочным сосудом длительное время был керамический горшок - прямой предшественник современной кастрюли, супницы, баночки для специй, контейнера для хранения сыпучих и жидких продуктов и т. д.

      В горшках варили супы и каши, кипятили воду, тушили мясо, рыбу, овощи, запекали разнообразные продукты, хранили крупы, муку, масло. В силу такой универсальности размеры и вместимость горшков были самые разные - от огромной многоведерной корчаги до маленького горшочка на 200 - 300 граммов. Различались горшки и по внешней отделке. Более нарядными были те из них, в которых пища подавалась на стол.

     Горшок - ("горнец") и "гончар" ("горънчар") происходят от древнерусского "грънъ" ("горн" – плавильная печь), по В. Далю: – округлый, глиняный сосуд различного вида, выжженный на огне.

Глиняные горшки - сосуды, имеют сильно вздутое тулово, широкое горло и узкое дно. Благодаря такой форме жар, который возникает в варочной камере, охватывает со всех сторон поверхность горшка. Поскольку горшок сверху плотно закрывался глиняной крышкой-сковородой, то пища в нем не только хорошо проваривалась, но сохраняла все полезные вещества. Помимо этого, огонь, "облизывая" наиболее широкую часть горшка, гораздо меньше нагревал верхнюю его часть, т.е. горловина играла роль своеобразного холодильника, поэтому хозяйка могла не волноваться, что приготавливаемая в печи пища "сбежит". А если в горшок все же попадал дымок, то это только придавало пище особую пикантность и "шестковая стряпня", как называли раньше пищу, приготовленную в печи, от этого только выигрывала. Горшки могли быть разных размеров: от маленького горшочка на 200— 300 г каши до огромного горшка, вмещавшего до 2—3-х ведер воды.  На протяжении многих столетий  горшок был главным кухонным сосудом на Руси. Им пользовались в царских и боярских поварнях, на кухнях горожан, в избах крестьян..

          Горшки изготавливались из специальной горшечной глины, жирной, пластичной, синего, зеленого или грязно-желтого цвета, в которую добавляли кварцевый песок. После обжига в горне она приобретала красновато-коричневый, бежевый или черный цвет, в зависимости от первоначального цвета и условий обжига. Горшки редко орнаментировались, их украшением служили узкие концентрические круги или цепочка из неглубоких ямочек, треугольничков, выдавленных вокруг венчика или на плечиках сосуда. Блестящая свинцовая глазурь, придававшая привлекательный вид только что изготовленному сосуду, накладывалась на горшок с утилитарными целями — придать сосуду прочность, влагоустойчивость. Отсутствие украшений было обусловлено назначением горшка: быть всегда в печке, лишь ненадолго в будни показываться на столе во время завтрака или обеда.

          В глиняных горшках варили щи, супы, каши, тушили мясо, овощи и рыбу, кипятили воду. И в каждом случае требовался горшок определенного размера. В самом большом горшке, называемом корчагой, баняком или макитрой, кипятили воду, парили белье и заваривали корм скотине. Горшок меньшего размера тамбовские крестьяне называли естальником, рязанцы - егольником, а по всей остальной Руси его величали щаным горшком. Из названия понятно, что в нем готовили первые блюда, и прежде всего излюбленные у русских людей щи. Горшок средней величины назывался кашником и использовался для приготовления вторых блюд и прежде всего каши. Самые маленькие горшочки называли малышами, горшенятами или махотками. В них топили русское масло и готовили варенец. В зажиточных семьях махотки использовались для приготовления порционных блюд, например тушеной картошки с мясом и грибами или ухи "по-архиерейски". В высоких узкогорлых горшках - кринках, горлачах, или горнушках, готовили после топки печи молочные блюда: ряженку, варенец и топленое молоко. В крестьянском доме было около десятка и более горшков разных размеров. Их приобретали у гончаров, развозивших товар по деревням, покупали на ярмарках. Горшками дорожили, старались обращаться с ними аккуратно. Старинная пословица гласит: "Гора с горой не сходится, горшок с горшком столкнется". Действительно, как бы бережно хозяйка ни обращалась с горшками, они все же в конце концов могли разбиться от случайного неловкого движения. Если горшок разбился на крупные части, то его не выбрасывали, а пеленали, то есть обвивали берестой, говоря языком приведенной ранее загадки, облачали в "пестрые ризы". Перед тем как начать обвивать горшок, его черепки склеивали мучным или крахмальным клеем. Пока клей высыхал, в горячей воде распаривали узкие полоски бересты. После тепловой обработки береста становилась частичной. Обвивая горшок, берестяные ленты натягивали как можно сильнее. Когда ленты высыхали, береста сжималась и настолько прочно стягивала черепки, что в горшок без боязни можно было наливать воду. Однако чаще всего его предназначение было другим.

       В молостове, так крестьяне называли обвитый горшок, хранили в основном сыпучие продукты: муку, горох и сухие фрукты. Иногда обвитую берестой корчагу использовали в качестве квашни для замешивания теста.

          Горшок — предмет бытовой, утилитарный, в обрядовой жизни русского народа приобрел дополнительные ритуальные функции. Ученые считают, что это один из самых ритуализованных предметов домашней хозяйственной утвари. В поверьях народа горшок осмыслялся как живое антропоморфное существо, у которого есть горло, ручка, носик, черепок (череп).

          Интересно также отметить, что в народном сознании четко проводится параллель между судьбой горшка и судьбой человека. Это находит свое выражение в загадках, где рассказывается о рождении горшка, его жизни и смерти, а также в таких параллелях, как «ломаный горшок — брошенная жена», «девки — посуда аховая: и не увидишь, как разобьется» и т. п. Горшок нашел себе довольно широкое применение в погребальной обрядности. Так, на большей части территории Европейской России был распространен обычай разбивать горшки при выносе из дома покойников. Этот обычай воспринимался как констатация ухода человека из жизни, дома, деревни.

          Горшок использовался также как атрибут некоторых обрядовых действий на свадьбах. Так, по обычаю, «свадебщики» во главе с дружкой и свашками утром приходили бить горшки к помещению, где проходила первая брачная ночь молодых, пока они еще не вышли. Битье горшков воспринималось как демонстрация перелома в судьбе девушки и парня, ставших женщиной и мужчиной.

           В поверьях русского народа горшок часто выступал как оберег. В Вятской губ., например, чтобы предохранить кур от ястребов и ворон, на забор вешали вверх дном старый горшок. Это делалось обязательно в Великий четверг до восхода солнца, когда были особенно сильны колдовские чары. Горшок в этом случае как бы впитывал их в себя, получал дополнительную волшебную силу.

      Постепенно хрупкие глиняные горшки уступили место горшкам, отлитым из чугуна, которые повсеместно стали называть чугунами. Чугуны почти полностью повторили форму старинных глиняных горшков. Исчезли только массивные венчики, которые должны были предохранять горловину глиняных горшков от обкалывания. Благодаря высокой прочности металла необходимость в укреплении горловины отпала. Металлические горшки могли теперь служить долгие годы.

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

  • Щей горшок, да сам большой.
  • Гора с горой не сходится, горшок с горшком столкнется.
  • Мал горшок, да мясо варит.
  • Мал горшок да угодник.
  • Горшок с котлом не наспорится.
  •  Горшку с котлом не биться.
  • Не наше дало горшки лепить, а наше дело горшки колотить.
  •  Насыпь по край мукой, так и горшок твой, от обычая так покупать горшки.
  • Пуст (плох, худ, мал) горшок, да сам большой.
  • Худ торжок, да не пуст горшок.
  • Быть тебе в раю, где горшки обжигают.
  •  Хоромишки, что горшки стоят ни кола, ни двора, не огорожены.
  • Был бы горшок, а покрышка найдется.
  • На всякий горшок найдется покрышка.
  • Был бы горшок, да было б в горшке, а покрышку найдем.
  • Невелик сверчок, да поганит горшок.
  • Горшок большой, а места не много.
  • Слепой в горшке дороги не найдет.
  • У него башка из табачного горшка.
  • Едет, как горшки везет.
  •  Словно горшки на торг везет.
  • Словно горшки-по-горшки!
  • Сердитый с горшками не ладит, потому что перебьет.
  • Не столько муж мешком, сколько жена горшком, сберегает, приносит в дом.
  • Муж пьет, а жена горшки бьет.
  • Разбил дед деревню, а баба горшок.
  • Одним камнем много горшков перебьешь.
  • Не боги горшки обжигают, а те же люди.
  • Не горшок угодник, а стряпуха.
  • Жена не горшок, не расшибешь (а расшибешь, берестой не перевьешь).
  •  Бабы через улицу из окна в окно горшки ухватом передают, так узка улица.
  • Чего не варить, того непочто в горшок валить.
  •  Что не варится, того и в горшок не кладут.
  • Горшок поставить или накинуть, на живот, то же что сухие банки.
  • Горшок на живот, все заживет.
  • Горшок брюха не испортит.
  •  Горшки легко перекипают через край, к ненастью.

СТАРИННЫЕ ЗАГАДКИ

  • В мясном горшке железо кипит?( конь, удила )
  • Свет кощей, господин кощей, сто людей кормил, гулять ходил, головку сломил, кости выкинули, и псы не понюхали? (горшок)
  • Плотники без топоров срубили горенку без углов? (горшок)
  • Родится, вертится, растет, бесится, помрет — туда и дорога!( горшок)
  • Был ребенок, не знал пеленок, стар стал, пеленаться стал?(горшок)
  • Не родился, а взят от земли, как Адам; принял крещение огненное, на одоление вод; питал голодных, надселся трудяся, под руками баушки повитухи снова свет увидел; жил на покое, до другой смерти, и кости его выкинули на распутье? (горшок)
  • Взят от земли, яко Адам; ввержен в пещь огненну, яко три отрока; посажен на колесницу, яко Илия; везен бысть на торжище, яко Иосиф; куплен женою за медницу, поживе тружеником во огне адском и надсадися; облечен бысть в пестрые ризы, и нача второй век жити; по одряхлении же разсыпася, и земля костей его не приемлет? (горшок)

http://sueverija.narod.ru/Kollekcii/Keramika/Gorshki.htm#В.И._Даль_

http://www.silumin.com.ua/index.php?p=204


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

В старину ложки и посуда, которыми пользовались крестьяне на Руси, были исключительно деревянными.

Слайд 3

Дepeвяннoй лoжкoй eли и кopoли и кpecтьянe .

Слайд 4

Блюдо

Слайд 5

Жбаны, предназначавшиеся для кваса, пива и меда, по сути дела, были большими кружками, вмещавшими не меньше литра жидкости.

Слайд 6

Хранили соль и подавали на стол в добротных деревянных солоницах, имеющих выверенные веками размеры, пропорции и конструкции.

Слайд 7

Ковш для большого праздничного стола, вмещающий около полутора ведер меда или пива.

Слайд 8

Ковшом-наливкой черпали хмельные напитки, квас и воду из большого сосуда. Ковш-черпак — им черпали из большого общего сосуда.

Слайд 9

Выносной ковш. Ручками служили хвост и голова утицы с длинным клювом.

Слайд 10

Мутовка, или колотовка использовалась для размешивания теста. Делали её из тонкого ствола сосны или ели. Ветки при изготовлении мутовки обрезали так, чтобы на стволе остались сучки длиной 3—5 см

Слайд 11

Этот валик дело знает – Живо тесто раскатает. С деревянной ручкой палка Трудится на кухне...

Слайд 12

Деревянные ковши широко использовались для развеса сыпучих продуктов, таких как горох, пшено, овес, зерно, семена, а также забора муки, сахара и соли.

Слайд 13

Пиво варили в огромных жбанах и хорошо размешать, а потом разлить пивное сусло можно было только при помощи больших "ложек". Черпак достигает размеров человеческого роста и выглядит как богатырская принадлежность . Черпак для варки пива.

Слайд 14

Ступа — это специальное приспособление, в котором что-нибудь толкут или перетирают. Такая домашняя ручная мельница. Она напоминает ведро, только без ручки. Внутрь насыплют зерна и давят его специальной палкой с набалдашником. Такая палка называлась пестом.

Слайд 15

Корыто - деревянная ёмкость вытянутой формы с закруглённым дном и невысокими бортами. Его делали из половинки расколотого бревна, выдолбленного и вытесанного посередине. Корыта могли использоваться для кормления скота и птицы, стирки белья, для приготовления начинок, просеивания муки или замешивания теста.

Слайд 16

Ведра, сужающиеся кверху, предпочтительнее по двум причинам: во-первых, при переноске вода в них меньше расплескивается, во-вторых, сама форма способствует увеличению прочности.

Слайд 17

Коромысло — приспособление, очень удобное для переноски воды. Ведра, надетые на него, кажутся женщинам более легкими. Вода остается чистой, так как в приподнятые над землей ведра не попадает пыль, головки цветов, семена трав. Зимой ведра не задевают снежных сугробов.

Слайд 18

В отличие от ведра ушат предназначен для переноски воды только вдвоем (в его уши продевали жердь, клали ее концы на плечи и несли вдвоем), поэтому и вмещает он ее значительно больше, чем стандартное ведро.

Слайд 19

Вместилище с двумя днищами и боковыми стенками из клепок, соединенных обручами. В бочках делали одно отверстие в донце или в одной из клепок, которое затыкалось круглой в сечении деревянной втулкой. Бочки такой конструкции служили для транспортировки различных грузов - зерна, муки, рыбы, крупы, меда.

Слайд 20

Кадушка отличалась от бочки не только своей формой, но и тем, что являлась стационарным предметом, который стоял на лавке в любой избе.

Слайд 24

Ресурсы интернет http://www.shuleko.ru/photo/big/Suzdal_120708-63.jpg http://igor-tambov.narod.ru/museum/rusart/01mebel/01_img/rda_002.jpg http://rodoposelenia.ru/foto_max/seminar01_17.jpg http://business.slando.com.ua/photos/live/62/my_proizvodim_derevyannye_bochki_27348962_1_F.jpg http://www.larusse.ru/images/items/large/374800280.jpg http://bondar.91mb.ru/pict/12657444702233307.jpg http://www.ljplus.ru/img4/n/a/naishome/koryta.jpg http://starina-vologda.narod.ru/24.jpg http://posuda-import.info/wp-content/uploads/2010/09/Posudaderevo.jpg http://posusecam.ru/uploads/products/images/232.jpg http://posusecam.ru/uploads/products/images/220.jpg http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1//50/502/50502321_image001.jpg http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1//50/502/50502100_image001.jpg http://museum.kalm.ru/upload/iblock/fd2/fd2064d87b047eb9ff2db5851827f5df.jpg http://www.gulagmuseum.org/getImage.do?object=1802890&original=1 http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1/50/502/50502312_image001.jpg http://stepnovhouse.taba.ru/fid/aW1hZ2U6NDcxNDA0Ly8/original.jpg http://slavyanskiy.clan.su/_fr/1/10053680.jpg http://slavyanskiy.clan.su/_fr/1/07773312.jpg http://www.bibliotekar.ru/ruswood/38.files/image001.jpg http://starina35.ucoz.ru/_ph/32/2/643555752.jpg http://gorod.tomsk.ru/uploads/5901/1236666292/xoxloma_kat.jpg http://www.artlib.ru/objects/gallery_90/artlib_gallery-45415-b.jpg http://school-collection.iv-edu.ru/dlrstore/caa9b852-96fc-4295-8768-5441efc6fe38/Protopopov.StaruhaSoStupoi.jpg http://www.himnasy2.perm.ru/2/basis/q1/is11.jpg http://s58.radikal.ru/i161/0906/3f/1fe267a3afbc.jpg http://domoy.shop.by/pics/items/630160.jpg http://www.museum.ru/alb/image.asp?2821



Предварительный просмотр:

       На Руси дерево издревле было традиционным материалом для изготовления домашней утвари. Деревянная посуда широко применялась в повседневном быту русских деревень. Это и понятно, ведь древесина была самым доступным материалом. Кроме того, она обладает целым рядом качеств, необходимых для посудного дела: легко обрабатывается, прочна, не придает пище неприятного привкуса. Крестьянская посуда изготавливалась посредством точения, резьбы или долбления- это всевозможные миски, блюда, ложки, чаши ,баклаги, ковши, кружки.

Деревянную утварь можно украсить с помощью резьбы, выжигания или полировки. Кроме того, ее можно покрасить или покрыть лаком. Уровень древних мастеров был так высок, что во время раскопок были найдены прекрасно сохранившиеся образцы в слоях второй половины VIII века. Более того, были обнаружены фрагменты деревянной посуды, относящиеся к 2-3 тысячелетию до нашей эры. Примечательно, что уже тогда деревянная посуда была не просто предметом обихода – ее ручки были украшены резьбой.

      В Древней Руси посуду предпочитали делать из деревьев лиственных пород. Изделия из дерева не только красивы, благодаря живой и неповторимой фактуре дерева, но и практичны – в деревянной таре не отсыревает мука или соль, а при приготовлении некоторых блюд, которые не переносят присутствия металла, альтернативы деревянным ложкам попросту не существует. На современных кухнях редко можно встретить деревянную посуду – ее заменил современный пластик. Однако, используя дерево, легко ощутить его преимущества.

      В жаркие летние дни нельзя было обойтись без жбана холодного забористого кваса на столе. Чтобы сделать напиток более холодным, в жбан бросали кусочки льда, который хранился с зимы в погребе. Жбан, наполненный студеным квасом, крестьяне нередко брали с собой в поле, особенно в знойные летние дни. Жбаны, предназначавшиеся для кваса, пива и меда, по сути дела, были большими кружками, вмещавшими не меньше литра жидкости.

       Скопкарь - это традиционный русский деревянный ковш "утица" ладьевидной формы с двумя ручками, изображающими хвост и голову птицы или лошади. Такая посуда из дерева известна на Руси издревле и широко использовалась вплоть до 19 века. Малые скопкари могли служить индивидуальной посудой для употребления хмельных напитков. Из больших же напиток черпали ковшами-налевками, имеющими рукоятку в виде крючка и висящими на основном ковше.

       Ступа- крестянская утварь для изготовления круп и размельчения льняного и конопляного семени. Ступа выдалбливалась из толстого ствола берёзы, осины, имела цилиндрическую или конусообразную форму, а её внутреннее пространство было округлым. Необходимой принадлежностью ступы был пест. Он представлял собой длинную толстую палку с перехватом посередине для удобства работы. Оконечность песта нередко обивали железом для утяжеления.

      Корыто - деревянная ёмкость вытянутой формы с закруглённым дном и невысокими бортами. Его делали из половинки расколотого бревна, выдолбленного и вытесанного посередине. Размеры корыта отличались в зависимости от назначения. Для измельчения варёного мяса или яиц, использовались совсем небольшие - длиной 30-40 см, капусту рубили в корытах до 60-70 см, а пиво остужали в таких, которые могли превышать в длину метр и более. У некоторых корыт с торцевой части делалась ручка, а большие корыта посередине разделялись перегородкой .

 Корыта были очень полезны в хозяйстве. Они могли использоваться для кормления скота и птицы, стирки белья, для приготовления начинок, просеивания муки или замешивания теста.

          Так повелось с незапамятных времен, что ходить за водой к источнику было обязанностью и привилегией женщин. Коромысло (или, как говорили в старину, коромысел) впервые встречается в памятниках XVI века. «Одиночный водонос, лучковый рычажок, которым на плече носят пару ведер» вскоре становится популярным в самых отдаленных уголках России. Его достоинства по заслугам оценили в старинных городах, но особенно в деревнях. Действительно, зимой по узкой глубокой тропинке без коромысла можно пройти только с большим трудом, так как ведра будут задевать за сугробы. Летом в ведра, которые несут в руках, постоянно попадает пыль, семена созревших трав и притаившиеся в травах многочисленные букашки. Но самое главное, нести ведра на коромысле значительно легче. Даже походка становится легкой и грациозной, когда ведра, как птицы, парят над сугробами или высоким травостоем. И невольно родилась в народе загадка: «Сидят две галочки на палочке?» Это о ведрах с коромыслом.

«Весь лес в обрез, а два дерева выше всех». Так образно передает старинная народная загадка конструктивные особенности бондарного сосуда, именуемого ушатом. Другая загадка намекает на происхождение его названия: «У туши уши, а головы нет» благодаря ушам, представляющим собой выступающие над боковыми стенками две клепки с отверстиями. Уши имеют двойное назначение. Во-первых, с их помощью можно плотно закрыть ушат, а во-вторых, при необходимости перенести его в другое место. В отличие от ведра ушат предназначен для переноски воды только вдвоем, поэтому и вмещает он ее значительно больше, чем стандартное ведро. Чем тяжелее был ушат с водой, тем труднее было поднимать его на плечи. Постепенно в обиход стало входить приспособление, с помощью которого ушат можно было нести, не поднимая его высоко над землей. К жерди в середине прикрепляли короткую цепь, называемую зацепом. Свободный конец зацепа соединяли в середине с более короткой жердью. При переноске ушата в его уши вставляли короткую жердь, а длинную клали на плечи. Таким образом, ушат при переноске висел на зацепе на небольшом расстоянии от земли. Воду в ушатах носили из колодца или речки не только домой, но и на луг в покосное время и в поле в страдную пору. В них же носили воду для полива огородных грядок. Особенно ушат был незаменим там, где воду нельзя было доставить на водовозной бочке, поскольку вместо дороги под ногами была лишь узкая тропка.

      Полагают, что название это бондарная посудина получила за выпуклые округлые бока. Да и слово «бочка» тоже возникло под влиянием формы сосуда. Возникает вопрос для чего бочке выпуклые бока, ведь это усложняет ее изготовление? Оказывается, овчинка стоит выделки. Параболические стенки-бока не только делают бондарную посуду более вместительной, но, что самое главное, увеличивают ее прочность. В такой посудине не только можно долгое время хранить различные продукты (как в кадке), но и смело перевозить на большие расстояния по самым ухабистым дорогам, а при погрузке и разгрузке без боязни перекатывать с места на место.   Еще в древнем Новгороде для перевозки воды широко использовали водовозные бочки. Большие бочки перевозили на лошадях, а поменьше, на ведра три-четыре, в небольшой тележке вручную.Разумеется, список применения бочек намного шире, чем приведенный в куплетах, и его можно было бы продолжить: в бочках перевозят топленое масло, рыбий жир, селедку, икру, соки, вина, морсы, известь, цемент, деготь, живицу... В одни бочки льют, а в другие грузят внавал; первые называют наливными, вторые — сухотарными.

         В отличие от бочки кадку вполне можно назвать домоседкой. Ее постоянное место во дворе, амбаре, в чулане и погребе, на кухне у печи. Разве только что зимой прокатится водовозная кадушка в санях до колодца и обратно. В старых городах, где чуть ли ни при каждом дворе был свой огород, большие кадки ставили по углам дома под водосточные трубы. Собранная дождевая вода шла на полив огорода в жаркие дни. Если в теплое время года для перевозки воды использовали бочки, то зимой кадки. А чтобы вода подмерзала и не расплескивалась, сверху клали деревянный кружок. Привезенную воду переливали ведрами в большую кадь, которая стояла на кухне. Воду использовали для приготовления пищи и умывания. На край кадушки вешали ковш-черпак. Именно кухонная кадушка с черпаком вызвала к жизни известную загадку: «Утка в море, хвост на заборе». В торговом деле кадки, имевшие установленные размеры, служили мерами емкости сыпучих продуктов. Вместительные кадки использовали для хранения хлеба — муки и зерна. Положить хлеб в кадушку означало: сделать запасы муки и зерна на зиму.

 Но все же основное назначение кадушки — заготовка впрок всевозможных солений, квашений и мочений. До сих пор ей нет достойной замены. А если еще и древесина бочаром подобрана со знанием дела, то такой кадушке нет цены. Хороши для заготовки впрок кадушки, сделанные из

древесины осины, липы и других лиственных пород.

http://slavyanskiy.clan.su/forum/39-136-1

http://www.ya-i-dom.ru/istoriya-bondarnogo-remesla

http://www.hnh.ru/handycraft/2010-10-28-5


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Ложка уже в древности считалась символом сытости, благосостояния и довольства.. Её вырезали из берёзы, кедра, липы, клёна и других деревьев- «доноров».

Слайд 4

Ложкарный промысел был распространён по всей России.

Слайд 6

7 мая - Пелагея. На Пелагею, рубили дерево на выделку ложек. 2 апреля – Международный день ложки.

Слайд 7

Ложки любили украшать резьбой и росписью.

Слайд 8

Ложки часто носили при себе в особых футлярах либо просто за поясом или голенищем сапога.

Слайд 9

Неокрашенные ложки используются ежедневно.

Слайд 10

Расписные ложки – праздничные, носят подарочный характер. Они расписаны сказочными цветами и травами. Блеск золота и киновари на них воспринимаются как драгоценность, ассоциировался с царственной роскошью.

Слайд 11

Ложки разные бывают, И на них порой играют. Отбивают ритм такой, Сразу в пляс пойдёт любой.

Слайд 12

Пастушья барабанкаПростейший ударный инструмент, ранее применявшийся пастухами как сигнальный Пастушья барабанка – простейший ударный инструмент, ранее применявшийся пастухами как сигнальный.

Слайд 13

Из ложки просто сделать куклу или разнообразных персонажей для кукольного театра.

Слайд 14

"Ложкарной столицей" России называют в народе город Семёнов, что находится в глубине керженских лесов Нижегородского края.

Слайд 15

Деревянные ложки, разнообразные по форме – традиционный русский сувенир.

Слайд 17

http://carving-wood.ru/i/lojkah/3.jpg http://carving-wood.ru/i/lojkah/1.jpg http://carving-wood.ru/i/lojka/23.jpg http://dreamreflex.ru/wp-content/uploads/2010/12/logka.jpg http://www.ampho.ru/images/items/1775.jpg http://images04.olx.ru/ui/1/21/86/12041586_2.jpg http://natazhko.com/page/2/ http://www.vix.ru/44617-1/antique_wooden_1728.png http://all.shop.onona.su/users/Major-show/ http://pics.photographer.ru/pictures/19193.jpg http://www.rus-biography.ru/downloadsImage/image-beN343-russia-biography.jpg http://www.by-hand.ru/all_image/recipe_pictures/27/27127/rp27127_large.jpg http://hrorek.users.photofile.ru/photo/hrorek/308682/xlarge/57578409.jpg http://img-fotki.yandex.ru/get/6003/nin-bratkina.1c/0_69a94_a8afcb87_XL http://www.russouvenir.ru/IMG_0739.jpg http://www.posezonam.ru/img/big/299_big.jpg http://www.giftspark.ru/shop/images/294_big.jpg http://www.rezbaderevo.ru/foto_big.php?izd_id=427 http://anufriev.moy.su/forum/35-113-1 http://www.doskaurala.ru/index.php?id=10403857595 http://labelme.csail.mit.edu/Images/sandbox/mt_static_submitted_Ehsan_Jahangiri_wood_spoon_feb_2011/3336.jpg http://img-fotki.yandex.ru/get/4011/shorann.30/0_4c60a_e37ded33_L http://www.mamochki22.ru/forum/uploads/1270908484/med_gallery_2906_26_100417.jpg http://www.posusecam.ru/uploads/products/images/232.jpg http://homeflowers.ru/yabbse/uploads/post-2307-1229946983.jpg http://www.nkj.ru/upload/iblock/b41/b41f18e30bdf41da36bedbc1ae65f3b2.JPG http://www.kulturologia.ru/files/u1866/18668727.jpg http://www.northbayforge.com/sergey/sergey2.jpg http://www.rezbaderevo.ru/images/w_100976_1.jpg http://vk-uzor.ru/photos/dir_0/photo_932_m.jpg http://www.dvernoi-master.ru/images/narodnoe5.png


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Матрешка

В этой молодице

Прячутся сестрицы,

Каждая сестрица –

Для меньшей темница.

Ребята (дружно). Матрешка!

 -  Молодцы, ребята. Все вы правильно отгадали: это русская матрешка.

Матрешка является визитной сувенирной карточкой России и гордостью национального декоративного искусства. Деревянная кукла, воплотившая в себе самобытность стиля и народный характер, сегодня нарасхват у многочисленных туристов, особенно иностранных.

Что представляет из себя матрёшка

Матрёшка —полуовальная полая разнимающая посередине деревянная расписная кукла, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера

История матрешки

- А как же появилась первая русская матрешка?

Мало кто знает, что первая матрешка появилась только в конце 19 века. Многие источники отмечают, что существует несколько версий возникновения разъемной куклы.

  • В одних источниках информации говорится о том, что предшественницей и прообразом русской матрешки стала фигурка добродушного японского мудреца Фурукума, изображенного лысым старцем с головой вытянутой вверх от многих мыслей и раздумий. В ней находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую.

Японцы, кстати, утверждают, что первым на острове Хонсю такую игрушку выточил безызвестный русский монах.

  • В других предполагается, что прообразом матрёшки могли послужить «писанки» - деревянные, расписные пасхальные яйца, их уже много веков делают на Руси. Они бывают полыми внутри и в большие вкладываются меньшие.

Так или иначе, но первым мастером, который выточил похожую игрушку- русскую матрешку был мастер из Загорска Василий Звездочкин. Расписал матрешку Сергей Малютин по образу русской девушки того времени. Яблоками лег на щеки румянец. Голову покрыл яркий цветастый платок, а из-под него свисала русая коса.

Сто лет назад известный мастер

Игрушку чудную создал.

Игрушка – кукла расписная,

А как назвать ее, не знал.

Красивая игрушка, похожа на Катюшку,

А может, на Танюшку? – ей имя подбирал.

Красивая игрушка, как русская девчушка.

И мастер ту игрушку, Матрешкою назвал.

С тех пор живет Матрешка,

Как русский яркий сувенир.

Шагает кукла по планете,

И ею любуется весь мир.

Название игрушка получила от имени Матрена.

Мир заговорил о русской национальной кукле в 1900 году после того, как ее представили на Всемирной выставке в Париже. Тогда мастерская Сергиев Посад не успевала принимать заказы на изготовление немалых партий матрешек от иностранцев. Позже она стала частым гостем на выставках в Лейпциге и Лондоне, национальную игрушку также возили в Грецию, Турцию и государства Ближнего Востока.

Матрешку стали изготавливать и в других местах Руси.

Многообразие матрёшек

Наши матрешки самые яркие, самые красивые и оригинальные. В матрёшке поэтично воплощены русские национальные черты, особенности народного искусства. Во многих областях нашей России местные народные умельцы делают матрешек. Одинаковые по форме, они различаются количеством вложенных в них фигурок, богатством росписи.

Наша русская матрешка

Не стареет сотни лет.

В красоте, таланте русском

Весь находится секрет.

        Современные матрешки

За многие года существования матрешка не единожды меняла свою внешность. На смену классическим стилям росписи — цветам или старинным орнаментам — приходили куклы с «лицом» древнерусских бояр или витязей, сказочных и исторических героев (были выпущены «Наполеон», «Кутузов»).

Матрешки изготовляли на любой вкус: разных форм, размеров и стилистики. Благодаря активному потоку туристов матрешка из шедевра национального творчества превратилась в самый ходовой товар, который массово скупали иностранцы и тем самым приносили солидную прибыль русским мастерам. Сегодня наиболее распространенной и востребованной в мире есть пятиместная матрешка. Встречаются также разъемные куклы в семь, десять и пятнадцать мест. А в 1913 году изготовили уникальную и рекордную 48-ми местную матрешку.

Процесс изготовления матрешки

Но, какие бы наряды не были надеты на наших матрешках, кого бы они не изображали (курочку Рябу или Чебурашку), сам процесс изготовления матрешки остается неизменным.

Матрёшку сделать непросто. Сначала надо выточить из дерева заготовку, и чтобы ни сучка, ни трещинки не было. А начинает мастер работу с самой маленькой матрёшки, лишь потом их размер становится всё больше и больше. Затем: шлифуют заготовку, обводят контуром узор, прорисовывают фон, прорисовывают детали, окончательно обводят и лакируют.

Музей матрешки

В 2001 году, в Москве, открылся первый в мире музей матрешки.

Что символизирует матрёшка

Русская матрешка является олицетворением самой России с ее широкой душой, пестрыми нарядами и большими семьями.

Несмотря на то, что наши народные умельцы по-разному расписывают матрешку, суть русской матрешки остается прежний – дружба да любовь. Как посланница этих добрых чувств она приходит в наш дом, и пока будут жить матрешки, излучая истинную русскую красу, не угаснет и вера в наших умельцев, в нашу Родину с ее душевными песнями и частушками, народными танцами.

Матрешка символизирует продолжение жизни. Женщина рожает дочку, которая в свою очередь подарит миру еще жизнь, и так далее. Матрешка – символ плодородия, богатства, материнства. Именно поэтому она пользуется такой всенародной любовью.



Предварительный просмотр:

 


 


 



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Изделия из бересты

Слайд 2

Берестяны́е гра́моты, письма и записи на коре берёзы -памятники письменности Древней Руси XI—XV вв.

Слайд 3

Из берёсты на Руси делались простые древнейшие музыкальные инструменты – рожки и дудки. С их помощью охотники, подавали друг другу условные сигналы, подражали рёву лося, пастухи могли управлять движением стада.

Слайд 4

Коробки делались из одного пласта бересты, который сгибался и закреплялся обычно прутиком. Коробки делались прямо в лесу по мере необходимости.

Слайд 5

Кузовок (набирка, набируха и др.) –предназначен для сбора дикорастущих и садовых ягод. Особенно он удобен для мягких плодов, которые в кузовке абсолютно не мнутся и не выпускают ценный, питательный сок, а остаются целыми и свежими.

Слайд 7

Плетёные изделия выполнялись из полос берёсты косым или прямым плетением. Ширина полосы могла быть от минимальной 5 мм. до 6-7 см. максимум. Размеры самих изделий очень разняться. Походная солонка могла быть размером меньше кулака, а сундук из берёсты не уступал по размерам своему собрату из досок.

Слайд 9

Кошель (пестерь) короб, закрывающийся сверху, носят его за плечами.Берестяной пестерь напоминает заплечные ранцы и удобен для переноски вещей, сбора грибов. Он легкий и не промокает под дождем.

Слайд 11

В употреблении крестьян была берестяная обувь. Ступни, лапти, башмаки были рабочей обувью, в которой убирали за скотом, сенокосили, ходили по дому. В разных регионах были свои формы лаптей и своё наименование.

Слайд 13

Для хранения продуктов изготовляются туеса, закрываемые сверху довольно плотно круглой дощатой крышкой с приделанной к ней маленькой дужкой.

Слайд 16

Чуть золотится береста и мягко и светло , Конечно это не спроста: в ней солнышка тепло, Снегов пушистых белизна и серебро дождей. Как душу радует она нам красотой своей! И чудо мастер сохранил всю прелесть бересты. Ей жизнь вторую подарил, добавил красоты . А. Васильев .

Слайд 18

Ресурсы интернет http://www.proshkolu.ru/user/vik-navigator/file/777654/ -шаблон презентации http://severberesta.ru/images/mclass-kuzovok-gusev/kuzovok1.jpg http://posusecam.ru/uploads/products/images/229.jpg http://posusecam.ru/uploads/products/images/207.jpg http://birch-bark.info/images/articles-types-of-birch-bark-products/original_images/p0000002.jpg - http://birch-bark.info/images/articles-types-of-birch-bark-products/original_images/p0000005.jpg http://birch-bark.info/images/articles-types-of-birch-bark-products/original_images/p0000001.jpg http://birch-bark.info/images/articles-types-of-birch-bark-products/original_images/p0000003.jpg - http://birch-bark.info/images/articles-types-of-birch-bark-products/original_images/p0000011.jpg http://birch-bark.info/images/articles-types-of-birch-bark-products/original_images/p0000006.jpg http://severberesta.ru/images/tips/th/t_tavlinka.jpg http://severberesta.ru/photos-of-masters/3-2009-12-25-13-34-27/detail/7-2010-01-06-03-51-41.html# http://severberesta.ru/images/phocagallery/masters-works/Vasilyev-Kirill/thumbs/phoca_thumb_l_Nabor.jpg

Слайд 19

http://severberesta.ru/photos-of-masters/6-2009-12-26-16-26-38/detail/20-dsc0053.html# http://severberesta.ru/images/phocagallery/masters-works/Vasilyev-Kirill/thumbs/phoca_thumb_l_Tyes.jpg http://severberesta.ru/images/phocagallery/lesana-2010-03-11-658f/thumbs/phoca_thumb_l_AUT_4823.JPG http://www.ruschudo.ru/miracles/2095/photos/ http://www.1000dosok.ru/?n=1562268 http://forum.2000.net.ua/forum/viewtopic.php?p=257647&sid=f3cf35970e6af152bb3f7ef8d0b0a826 http://surina-rostov.narod.ru/beresta/beresta.html http://www.uraltv.ru/pics/present_Land/int/hleb-tuesa-beresta.jpg http://posusecam.ru/uploads/products/images/229.jpg. http://birch-bark.info/images/article-pyatkov rukovodstvo/original_images/p0000066.jpg http://birch-bark.info/images/article-pyatkov-rukovodstvo/original_images/p0000072.jpg http://www.suomi.ru/forum/showthread.php?t=51355 http://www.booksite.ru/fulltext/kom/ple/xle/snoi/548.jpg


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Национальные традиции гостеприимства у разных народов"

Слайд 2

Гостеприимство Радушие по отношению к гостям, любезный прием гостей.

Слайд 3

Гостеприимство – это практический способ служения Богу. Так говорит Св.Писание: “И сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши. Принимая гостеприимство мы тем самым даем возможность людям проявить их великодушие». “ В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои; не переходите из дома в дом”.

Слайд 4

Какого народа одежда?

Слайд 5

Русское гостеприимство Гостеприимство всегда было характерной чертой русского человека. Оценивалось оно, прежде всего, хлебосольством. Гостя в старину полагалось напоить и накормить досыта.

Слайд 6

Обычай диктовал, чуть ли не насильно кормить и поить гостя. Хозяева становились на колени и слезно молили съесть и выпить «еще хоть чуть-чуть». Объяснялось это тем, что селения и поместья располагались вдали друг от друга, и редкий гость, переступавший порог дома, был всегда в радость. С тех пор гостеприимство в России неизменно стоит на первом месте.

Слайд 7

На Руси дорогих гостей всегда встречали хлебом и солью, а приезжего человека было принято обогреть, накормить. Наши предки с радостью принимали гостя – не скупились, ставили на стол все, что имели. Потому и возникла поговорка: «Всё на стол мечи, что есть в печи». Хозяева даже обижались, когда гость мало ел и пил.

Слайд 8

Какого народа одежда?

Слайд 9

Гостеприимство татар По древнему татарскому обычаю в честь гостя расстилалась праздничная скатерть и на стол выставлялись лучшие угощения - сладкий чак- чак, щербет, липовый мед, и, конечно, душистый чай.

Слайд 10

«Негостеприимный человек – неполноценный» - считалось у мусульман. Гостей было принято не только угощать, но и одаривать подарками. По обычаю и гость отвечал тем же.

Слайд 11

Какого народа костюмы?

Слайд 12

Гостеприимство башкир Башкирский народ издавна видел в гостеприимстве надежное средство, позволяющее установить дружеские, теплые, чисто человеческие отношения с окружающими. Традиционным элементом гостеприимства считается то, что хозяин встречает гостей перед входом в дом. Проводы гостей также происходят за воротами дома.

Слайд 13

Гостям говорят: «Пройдите на почетное место». При угощении гостей башкиры пользуются правилом: «Перед гостями поставь пищу, но не забудь, чтобы их рот и рука были свободны». Если кто-то пришел во время трапезы, его принято сажать за стол и угощать. Если пришедший отказывается, ему напоминают правила этикета: «Нельзя быть выше пищи».

Слайд 14

Какого народа костюмы?

Слайд 15

Гостеприимство народов Кавказа Древнему обычаю гостеприимства кавказцы следуют и сегодня. Старики на Кавказе любят говорить: «Куда не приходит гость, туда не приходит и благодать».

Слайд 16

Гостеприимство особенно ярко проявляется в сельской местности. Когда кавказская семья садится за стол для приема пищи, всегда накрывают на 1 персону больше, чем людей в семье. Считается, что гость, который может прийти во время еды, сразу должен садиться за стол. Кроме того, в каждом доме имеется «комната гостя», которая всегда готова к приему.

Слайд 17

Гостя не полагалось расспрашивать, откуда он и зачем приехал. В гостевом помещении с ним находился самый уважаемый мужчина семьи, при этом все присутствующие должны были стоять. Как бы хозяин ни был занят, он должен был находиться рядом с гостем.

Слайд 18

Хозяин и его домочадцы старались удовлетворить любое желание гостя, что требовало от него ответной сдержанности. Гостю подавалась самая лучшая пища, и если он оставался на ночь, ему резали барана, даже несмотря на то, что в доме было свежее мясо. Перед отъездом гостя должны были накормить горячей пищей. От гостя ожидали умеренности в еде, умения поддержать беседу.

Слайд 19

Гостеприимство в сказках

Слайд 20

Лиса и журавль

Слайд 21

Муха Цокотуха

Слайд 22

Винни-Пух в гостях у Кролика

Слайд 23

Каша из топора

Слайд 24

Гостеприимство Мы любим дом, Где любят нас. Пускай он сыр, пускай он душен. Но лишь бы теплое радушье Цвело в окне хозяйских глаз. И по любой мудреной карте Мы этот странный дом найдем - Где длинный чай, Где робкий фартук, Где равно - в декабре и в марте - Встречают Солнечным лицом! Иосиф Уткин

Слайд 25

Пословицы о гостеприимстве В гостях хорошо, Доброму гостю Любишь гостить, Много гостей, хозяин рад. много новостей. а дома лучше. люби и к себе звать.

Слайд 26

Викторина Какой народ пьёт чай из пиал? Русский народ Татарский народ Какой народ встречает гостей хлебом и солью? У какого народа национальное блюдо чак-чак? Узбекский народ Какой народ встречает гостей перед входом в дом? Башкирский народ У какого народа имеется в доме «комната гостя»? Кавказский народ

Слайд 27

Обычаи гостеприимства передаются из поколения в поколение. Они так прочно вошли в нашу жизнь, что в сознании разных народов воспринимаются как нечто должное, как неотъемлемая часть культуры. Времена сейчас сложные, и все равно – ходите друг к другу в гости, будьте открытыми, приветливыми, дружелюбными. Ведь главное в гостях – не застолье, а радость общения с дорогими людьми, на которых, как известно, и держится мир.

Слайд 28

Рефлексия Мне показалось важным … Я понял (а), что … Я почувствовал(а), что …

Слайд 29

Интернет- ресурсы Толковый словарь Дмитрия Николаевича Ушакова А.Самолюк «Исследование традиций русского гостеприимства» http://takva.ru/?page_id=72 http://shop.salon-debut.ru/catalogue/good_4084.phtml http://shop.salon-debut.ru/catalogue/good_4108.phtml http://900igr.net/kartinki/istorija/Russkij-narod/124-No-russkij-narod-tem-i-otlichaetsja-ot drugikh-narodov-chto-zhivet-dushoj.html http://www.frio.ru/news/3120/ http://baimak2school.ucoz.ru/photo/5-0-43-3 http://www.agidel.ru:16080/index.php?param1=8085&tab=5 http://asia-travel.uz/uzbekistan/customs-and-traditions/nationalhospitality-of-uzbek-people/ http://www.mg.uz/publish/doc/text58114_tradicii_i_obychai_uzbekistana_uzbekskaya_nacion naya_odejda http://takva.ru/?page_id=72 http://takva.ru/?page_id=72 http://www.etnolog.ru/dress.php?id=TATR http://naukaoren.narod.ru/photoalbum.html http://www.luckyforum.net/showthread.php?p=63138 http://illustrators.ru/illustrations/295541 http://nalchik.olx.ru/18-19-iid-187933458 http://alaniya.wordpress.com/2010/02/04/odejda-_narodov_s_kavkaza/ http://www.liveinternet.ru/users/ymeqka/post203504083 /http://warezcity.ru/page/6751/ http://www.orexca.com/rus/uzbek_custom.shtml



Предварительный просмотр:

Краткие рекомендации по использованию презентации

1 слайд - титульный

2 слайд – Что такое гостеприимство? Как вы понимаете это слово?

Сегодня мы будем говорить о традициях гостеприимства разных народов.

3 слайд – Послушайте слова, что говорит Библия о гостеприимстве?

4 слайд – Определите, какого народа одежда? Прослушайте музыку этого народа.

5 слайд – Назовите характерную черту русского человека.

6 слайд – Почему на Руси старались накормить и напоить гостя?

7 слайд – Чем на Руси встречали гостей? Какая поговорка возникла на Руси?

8 слайд – Определите, какого народа одежда? Прослушайте музыку этого народа

9 слайд – Как встречал гостей по древнему обычаю татарский народ? Чем угощали хозяева гостей?

10 слайд – Что было принято у мусульман?  

11 слайд – Определите, какого народа одежда? Прослушайте музыку этого народа

12 слайд – Как встречает и провожает башкирский народ гостей?

13 слайд – Расскажите, какие правила этикета существуют у башкир?

14 слайд – Определите, какого народа одежда? Прослушайте музыку этого народа

15 слайд – Объясните высказывания стариков

16 слайд – Почему на Кавказе стол накрывают на одного человека больше?

17 слайд – Почему хозяин должен всегда находиться рядом с гостем?

18 слайд – Как хозяева встречали гостя?

19 слайд – Какие сказки о гостеприимстве вы знаете?

20 слайд – Как приняла лиса журавля? Что вы можете сказать о лисе?

Как принял журавль лису?

21 слайд – Расскажите о гостеприимстве Мухи – Цокотухи.

22 слайд – Расскажите о гостеприимстве Кролика. Как вёл себя в гостях Винни- Пух?

23 слайд – Вспомните сказку «Каша из топора». Какой оказалась хозяйка?

24 слайд – Послушайте стихотворение Иосифа Уткина о гостеприимстве.

25 слайд – О гостеприимстве в народе сложено много пословиц. Соберите пословицы.

26 слайд – Ответьте на вопросы викторины

27 слайд - Выводы

28 слайд – Рефлексия

29 слайд -  Использованная литература и Интернет-ресурсы

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов:

  1. Толковый словарь Дмитрия Николаевича Ушакова
  2. А.Самолюк «Исследование традиций русского гостеприимства»
  3. http://takva.ru/?page_id=72
  4. http://shop.salon-debut.ru/catalogue/good_4084.phtml 
  5. http://shop.salon-debut.ru/catalogue/good_4108.phtml 
  6. http://900igr.net/kartinki/istorija/Russkij-narod/124-No-russkij-narod-tem-i-otlichaetsja-ot
  7. drugikh-narodov-chto-zhivet-dushoj.html 
  8. http://www.frio.ru/news/3120/
  9. http://baimak2school.ucoz.ru/photo/5-0-43-3
  10. http://www.agidel.ru:16080/index.php?param1=8085&tab=5 
  11. http://asia-travel.uz/uzbekistan/customs-and-traditions/nationalhospitality-of-uzbek-people/ 
  12. http://www.mg.uz/publish/doc/text58114_tradicii_i_obychai_uzbekistana_uzbekskaya_nacion
  13. naya_odejda 
  14. http://takva.ru/?page_id=72 
  15. http://takva.ru/?page_id=72 
  16. http://www.etnolog.ru/dress.php?id=TATR 
  17. http://naukaoren.narod.ru/photoalbum.html
  18. http://www.luckyforum.net/showthread.php?p=63138
  19. http://illustrators.ru/illustrations/295541 
  20. http://nalchik.olx.ru/18-19-iid-187933458
  21. http://alaniya.wordpress.com/2010/02/04/odejda-_narodov_s_kavkaza/
  22. http://www.liveinternet.ru/users/ymeqka/post203504083
  23. /http://warezcity.ru/page/6751/ 
  24. http://www.orexca.com/rus/uzbek_custom.shtml 


Предварительный просмотр:

                                                   Анкета для родителей

«Традиции русской народной культуры в детском саду и дома»

1.Можете ли Вы рассказать ребёнку о традициях русского народа:

а) как жили наши предки? – да / нет

б) какими занимались ремёслами? - да / нет

в) как сеяли хлеб? - да / нет

г) какую на Руси носили одежду? - да / нет

2. Надо ли знать народные сказки и былины? ___________________________________

3.Необходимо ли сохранять уважение к предметам старины? ______________________

 

4.Нужно ли соблюдать обряды, традиции? _____________________________________

 5.Какие русские народные праздники Вы знаете?

____________________________________________________________

6.Какие народные игры Вам известны

_____________________________________________________________

7.Играете ли Вы в них с ребёнком? - да / нет

8.Ходите ли Вы с ребёнком в музей? - да / нет

9.Нужно ли рассказывать об основах русской народной культуры в детском саду? -

да / нет

10.Примите ли Вы участие в организации и проведении народного праздника в детском саду? - да / нет

                                                   

   Спасибо за сотрудничество!    

                                 Анкета для родителей

«Традиции русской народной культуры в детском саду и дома»

1.Можете ли Вы рассказать ребёнку о традициях русского народа:

а) как жили наши предки? – да / нет

б) какими занимались ремёслами? - да / нет

в) как сеяли хлеб? - да / нет

г) какую на Руси носили одежду? - да / нет

2. Надо ли знать народные сказки и былины? ___________________________________

3.Необходимо ли сохранять уважение к предметам старины? ______________________

 

4.Нужно ли соблюдать обряды, традиции? _____________________________________

 5.Какие русские народные праздники Вы знаете?

____________________________________________________________

6.Какие народные игры Вам известны

_____________________________________________________________

7.Играете ли Вы в них с ребёнком? - да / нет

8.Ходите ли Вы с ребёнком в музей? - да / нет

9.Нужно ли рассказывать об основах русской народной культуры в детском саду? -

да / нет

10.Примите ли Вы участие в организации и проведении народного праздника в детском саду? - да / нет

                                                   

   Спасибо за сотрудничество!                                              

Анкета для родителей

«Основы русской народной культуры»

1.Считаете ли Вы необходимым приобщать Ваших детей к народной культуре и традициям? Почему?

_____________________________________________________________

2.Существуют ли традиции в Вашей семье? Какие?

_____________________________________________________________

3. Какие народные праздники Вы знаете?

_____________________________________________________________

4. Какие народные праздники Вы отмечаете в Вашей семье?

_____________________________________________________________

5. О каком празднике Вы узнали у своих предков?

____________________________________________________________

6. Как Вы знакомите с народными праздниками своего ребенка?

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

7 Какие формы работы Вы хотите предложить совместно с ДОУ в рамках «Народные традиции», «Народные праздники», «Народные игры»?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Примите ли Вы участие в организации и проведении народного праздника в детском саду?

_____________________________________________________________

10. Что бы Вы хотели порекомендовать в целях улучшения совместной работы ДОУ и семьи по приобщению детей к народной культуре и традициям?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

       Анкета для родителей

«Основы русской народной культуры»

1.Считаете ли Вы необходимым приобщать Ваших детей к народной культуре и традициям? Почему?

_____________________________________________________________

2.Существуют ли традиции в Вашей семье? Какие?

_____________________________________________________________

3. Какие народные праздники Вы знаете?

_____________________________________________________________

4. Какие народные праздники Вы отмечаете в Вашей семье?

_____________________________________________________________

5. О каком празднике Вы узнали у своих предков?

____________________________________________________________

6. Как Вы знакомите с народными праздниками своего ребенка?

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

7 Какие формы работы Вы хотите предложить совместно с ДОУ в рамках «Народные традиции», «Народные праздники», «Народные игры»?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Примите ли Вы участие в организации и проведении народного праздника в детском саду?

_____________________________________________________________

10. Что бы Вы хотели порекомендовать в целях улучшения совместной работы ДОУ и семьи по приобщению детей к народной культуре и традициям?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: