Взаимодействие с воспитателем

Тихненко Екатерина Александровна

Только при полном и плодотворном сотрудничестве музыкального руководителя и воспитателя, можно достичь  высоких результатов художественно-эстетического развития дошкольника. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ И РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ.

 Музыкальное занятие-это основная организационная форма по осуществлению задач музыкального воспитания и развития детей.

         На музыкальных занятиях осуществляется разностороннее воспитание детей (умственное, эстетическое, физическое)

Умственное: Дети получают знания о различных сторонах  и явлениях окружающей действительности, т.е знания о временах года, о праздниках и трудовых буднях людей. Систематизируется жизненный  опыт.

Нравственное- волевое: Воспитывается чувство любви к матери, Родине, формируются навыки культурного поведения (в организационных моментах), воспитывается умение слушать, петь, плясать в коллективе. Целеустремленно  заниматься, умение доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности

Физическое:  В танцах и играх формируются определенные двигательные навыки, развивающие определенные группы мышц.

 Эстетические: Чтобы уметь слушать и понимать музыку, нужно  ее  чувствовать, познают прекрасное.

Певческие навыки:  Чистота интонирования, дыхание, дикция, слаженность певческих интонаций

Виды музыкальной деятельности:

1.     Слушание– основной вид музыкальной деятельности. Эта деятельность, будучи самостоятельной, в то же время является обязательной составной частью любой формы музицирования, любого вида музыкальной деятельности. Для эстетического развития дошкольников используется в основном 2 вида музыки: вокальная, инструментальная музыка. Для  раннего  и  младшего возраста доступнее вокальная  форма  звучания. Более  старшие дети слушают инструментальную музыку («Клоуны», «Лошадка»). Необходимо не только научить ребенка слушать музыку, но и эмоционально отзываться  о ней (характер), дать некоторые названия (танец, марш, колыбельная), познакомить со средствами выразительности  ( темп, динамика, регистр)   и  именами  композиторов. Слушая неоднократно произведение, дети постепенно запоминают его, у них развивается вкус и определенное отношение к тому или иному произведению, появляются любимые произведения

2.     Пение и песенное творчество - один из самых любимых детьми видов муз. деятельности. Хоровое пение объединяет детей, создает условия для их эмоционального общения.. на первом этапе детям доступно только подпевание и воспроизведение звукоподражаний (мяукает кошка, лает собачка, поет птичка)

3.     Музыкально-ритмические  движения включают танцы, танцевальное творчество, музыкальные игры, хороводы упражнения. Дети учатся двигаться в соответствии  с характером музыки, со средствами музыкальной выразительности. Развивают чувство ритма, развивают художественно-творческие способности. На первоначальном этапе, при разучивании плясок. Движений, необходим  показ воспитателя. В дальнейшем даются только словесные указания по ходу исполнения, исправляются ошибки. Дети учатся передавать различные образы (птички летают, лошадки скачут, зайчики прыгают). Воспитатель словесно помогает более точно передать  сходство с персонажами. В старших группах добиваемся от детей осознанного отношения к своей роли и качественного исполнения в выполнении движений. Следовательно развивается творческая активность детей путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации  чувств, воображения, мышления. К несложным творческим заданиям относится инсценирование песен.

4.     Обучение игре на детских музыкальных инструментах  (знакомство со звучанием инструментов в исполнении взрослого, подбор знакомых мелодий на различных инструментах. В этом виде деятельности развиваются сенсорные музыкальные  способности, чувство ритма, музыкальный слух, музыкальное мышление. Игра в оркестре способствует развитию внимания, самостоятельности, инициативности, умение различать звучание инструментов

Музыкальное занятие состоит из нескольких разделов:

1.     Вводная часть:  движения в различных построениях  (колонны, шеренги, звенья, пары, по кругу), ходьба, бег, танцевальные шаги (поскок, прямой, боковой галоп, дробный, хороводный шаг и пр.). Движения под музыку создают бодрое, веселое настроение, способствуют улучшению осанки, координации рук и ног.

2.     Слушание музыки

3.     Пение и песенное творчество -

4.     Обучение игре на детских музыкальных инструментах  (знакомство со звучанием инструментов в исполнении взрослого, подбор знакомых мелодий на различных инструментах

5.     Танец

6.     Игра

Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду – следовательно он не может оставаться в стороне и от музыкально – педагогического процесса.

Наличие в детском саду двух педагогов – муз. руководителя и воспитателя, не всегда приводит к желаемым результатам. Если  все  музыкальное воспитание сводится только к проведению  музыкальных занятий, а воспитатель при этом считает себя свободным от музыкального развития детей, то в  таком случае музыкальное воспитание  не является органической частью всей жизни детей: пляска, музыкальная игра не входит  в быт ребенка. Воспитатель недооценивая значение музыкального воспитания в педагогической работе, не проявляет сам интереса к нему и не умеет вызвать интереса у детей.

Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит муз. руководителю, т.к. он может донести до детей особенности музыкальных произведений.

Непонимание  воспитательных задач музыки воспитателем может  свести на «нет» все усилия музыкального руководителя. Там, где воспитатель любит музыку, любит петь там и дети с большим интересом относятся к музыкальным занятиям. Кроме того, в разделе «Движение», муз. руководитель скован инструментом и тут обязателен показ движений воспитателем.

Ведущая роль музыкального руководителя ни в коей мере не  снижает активности воспитателя.

Часто воспитатели допускают следующие ошибки на занятиях:

1.     Воспитатель сидит с безучастным видом

2.     Воспитатель перебивает исполнение

3.     Дают словесные указания наравне с муз. руководителем (хотя двух центров внимания быть не может)

4.     Нарушает ход занятия (входит и выходит из зала)

Активность воспитателя зависит от  трех  факторов

1.     От возраста детей:  чем меньше дети, тем больше воспитатель поет, пляшет и слушает наравне с детьми.

2.     От раздела музыкального воспитания:  самая большая активность проявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше в пении, самая низкая – при слушании

3.     От программного  материала: в зависимости новый или старый материал

Воспитатель обязан присутствовать на каждом музыкальном занятии и активно участвовать  в процессе обучения детей:

1.     Поет вместе с детьми (не заглушая детского пения). При пении воспитатель садится на стул  перед детьми, чтобы показывать при необходимости, движения, высоту звуков, прохлопывать ритм и пр.

2.     При обучении детей музыкально-ритмическим движениям (особенно в младших группах) – участвует во всех видах движений, активизируя тем самым малышей. В старших группах – по мере необходимости (показывая то или иное движение, напоминая построении или давая отдельные указания в пляске, игре)

3.     Направляет  самостоятельную музыкальную деятельность, включая музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя выученный с муз. руководителем материал.

4.     Воспитатель должен уметь играть на всех инструментах, которые используются детьми на музыкальных занятиях, чтобы уметь правильно показать детям способы звукоизвлечения на каждом инструменте

5.     Повторяет с детьми слова песен, причем не заучивает, как стихи, а поет с детьми

6.     Повторяет движения танцев, записав предварительно музыку на аудиокассету.

7.     Знает  приемы кукловождения

Чем активнее воспитатель делает эту работу, тем больше нового дети могут узнать на музыкальных занятиях, в противном случае музыкальные занятия превращаются  в бесконечное повторение одного и того же, т.е. «топтание на месте»

Успехи воспитателя в значительной мере зависят от интенсивности работы музыкального руководителя с ним. Чем  меньше подготовлен воспитатель, тем больше приходится музыкальному руководителю заниматься непосредственно  с детьми.

Существует  2  формы работы музыкального руководителя с воспитателем

1.     Индивидуальные  консультации: проводятся 1 раз в 2 недели

Содержание консультаций:

è        Знакомство с задачами предстоящих занятий

è        Усвоение репертуара (проверяется как воспитатель исполняет детские песни, пляски)

è        Продумывание форм индивидуальной работы с детьми

è        Продумывание внесения музыки в быт

è        Беседы об активности воспитателя на муз. занятиях

2.     Групповые консультации:

è        Знакомство с новыми методическими вопросами (песенное творчество, двигательное творчество, обучение игре на инструментах)

è        Составление сцен праздника

è        Обдумывание сюрпризных моментов

è        Обсуждение различных вопросов

è        Открытые музыкальные занятия (для молодых воспитателей)

è        Разучивание песен для слушания  или  для  их исполнения на праздниках (обращая внимание на чистоту интонации и дикцию)

è        Повышение культуры движения (кроме детских игр, плясок, упражнений, воспитатели делают более  сложные движения, которые способствуют развитию координации  их движений и общему музыкальному развитию)

è        Выполнение самостоятельных заданий (составить пляску или упражнение под определенную музыку)

è          Обучение  воспитателей пользоваться проигрывателем, магнитофоном, совершенствовать знания в области музыкальной грамоты, чтобы он мог по нотам исполнить детскую песенку на музыкальных инструментах, спеть ее

è          Обучение приемам кукловождения



Предварительный просмотр:

        Функции и обязанности музыкального руководителя и воспитателя.

             

За музыкальное воспитание детей в дошкольном учреждении ответственен не только музыкальный руководитель, но и воспитатели. Рассмотрим их функции и обязанности.

А.И.Щербаков выделяет 8 общепедагогических функций:

1. Информационная.

2. Развивающая.

3. Мобилизационная.

4. Ориентационная.

5. Конструктивная.

6. Организаторская.

7. Коммуникативная.

8. Исследовательская.

Из них 1-4 - педагогические функции, 5-6 - функции общетрудовые, направленные на создание материальных и дидактических условий для творческого решения педагогических задач.

1. Информационная функция. Передача музыкальной информации детям. Для этого нужно иметь глубокие знания своего предмета, уметь преподнести знания воспитанникам, владеть культурой речи.

Муз. руководитель обязан:

1) Исполнять муз. произведения профессионально, ярко. Грамотно пользоваться грамзаписями.

2) Уметь доступно пояснять содержание муз. произведения. Это предполагает высокий уровень исполнительской и общей музыкальной культуры.

3) Проводить (при участии воспитателя) музыкальные занятия, праздники, развлечения.

Воспитатель обязан:

1) Организовывать повторное прослушивание муз. произведений в группе без развёрнутой беседы о музыке.

2) Повторять в группе фрагменты праздничных утренников и развлечений.

3) Должен обращаться к произведениям, не звучащим на муз. занятиях (диафильмы, диапозитивы, сказки, озвученные музыкой).

4) Проводить некоторые досуги и развлечения самостоятельно (кукольный театр, инсценировки) или под руководством муз. руководителя.

5) Владеть исполнительскими навыками и умениями во всех видах муз. деятельности, в т.ч. игре на детских музыкальных инструментах.

6) Знать методику музыкального воспитания, уметь применять разнообразные методические приёмы.

2. Развивающая функция. Развивать способности детей, учить самостоятельно мыслить, стимулировать творческие проявления.

Муз. руководитель обязан:

1) Обогащать детские музыкальные впечатления, развивать музыкальные способности, учить творчеству.

2) Проводить диагностику музыкальных способностей.

3) Использовать проблемные методы обучения и уметь применять их с учётом возраста детей и индивидуальных качеств.

4) Обладать творческими умениями - уметь показать несколько вариантов исполнения в каждом виде деятельности.

5) Применять индивидуально-дифференцированный подход к детям - использовать разные по сложности задания.

6) Применять различные виды музыкальных занятий.

7) Уметь применять все формы организации муз. деятельности и помогать организовывать музыку в быту д/с.

Воспитатель обязан:

1) Знать методы диагностики и помогать муз. руководителю в её проведении.

2) Поддерживать интерес детей к музыкальной деятельности, создавать проблемные ситуации, активизировать самостоятельность и творческие проявления детей.

3) Помогать проводить различные виды занятий. особенно комплексные занятия.

4) Использовать музыку на других занятиях (ИЗО, худ. слово и т.д.)

3. Мобилизационная функция. Предполагает умение педагога воздействовать на эмоционально-волевую сферу ребёнка. Обучение будет развивающим тогда, когда педагог заинтересует и увлечёт детей.

Муз. руководитель обязан:

1) Знать разнообразный репертуар и уметь отбирать яркие фрагменты муз. произведений.

2) Создавать проблемную ситуацию уже при восприятии музыки, находить интересные для сравнения музыкальные пьесы, фрагменты.

3) Использовать игровые методические приёмы, творческие задания, различные варианты занятий.

Воспитатель обязан:

1) Знать музыкальный репертуар.

2) Уметь организовывать в увлекательной форме слушание музыки.

3) Находить индивидуальный подход к каждому ребёнку.

4. Ориентационная функция. Предполагает формирование устойчивой системы ценностных ориентаций личности.

Муз. руководитель обязан:

1) Сформировать у детей отношение к музыкальному искусству как к культурной ценности (духовной и интеллектуальной).

2) Заинтересовать детей музыкой.

3) Разбудить и развить эстетические чувства.

4) Развить ощущение и понимание красоты музыки.

Воспитатель обязан:

1) информировать о системе музыкальных ценностей на художественном языке музыкального искусства.

Для успешного выполнения функций 1-4 муз. руководителю и воспитателю необходимо обладать следующими качествами:

1. любовь к музыке

2. артистизм

3. находчивость

4. изобретательность

5. способность к творчеству

6. музыкальная культура

7. эрудиция

8. увлечённость профессией

5. Конструктивная функция. Включает в себя 3 компонента:

1) конструктивно-содержательный (отбор и композиция учебно-воспитательного материала).

2) конструктивно-оперативный (планирование структуры собственных действий и действий детей).

3) конструктивно-материальный (планирование учебно-материальной базы для проведения работы).

Муз. руководитель обязан:

1) Вместе с воспитателем составлять перспективный план в котором определены задачи муз.  воспитания, формы организации муз. деятельности, намечен основной репертуар, темы бесед с родителями, аспекты работы с педагогическим коллективом.

2) Составлять календарный план.

Воспитатель обязан:

1) Составлять перспективный план совместно с муз. руководителем.

6. Организаторская функция.

Муз. руководитель обязан:

1) Проводить индивидуальное и коллективное консультирование воспитателей.

2) Вести кружковую работу.

3) Участвовать в педагогических советах.

4) Проводить открытые занятия для воспитателей.

5) Проводить собрания с родителями, индивидуальные консультации и беседы.

Воспитатель обязан:

1) Совместно с муз. руководителем изучать теорию и методику муз. воспитания на современном этапе и внедрять новые достижения в педагогический процесс.

2) Помогать муз. руководителю проводить открытые занятия, проводить работу с родителями.

7. Коммуникативная функция. Предполагает умение общаться, устанавливать доброжелательные отношения с детьми, коллективом педагогов, родителей.

Муз. руководитель и воспитатель должны обладать следующими личностными качествами:

1. любовь к детям

2. терпеливость

3. внимательность

4. доброжелательность

5. справедливость

6. уравновешенность

7. контактность

8. выдержка

9. культура общения

8. Исследовательская функция. Стремление к самосовершенствованию и саморазвитию, пополнение профессиональных знаний и умений.

Муз. руководитель обязан:

1) Следить за специальной литературой.

2) Знакомиться с передовым педагогическим опытом.

3) Внедрять в практику работы новейшие методы и приёмы обучения.

4) Регулярно посещать МО в городе, районе, проходить КПК, бывать на проблемных семинарах, пед. чтениях, конференциях и т.д.

5) С помощью заведующей ДОУ заниматься повышением квалификации воспитателей в области муз. воспитания и развития детей.



Предварительный просмотр:

МДОУ Детский сад №3 «Теремок» р.п. Озинки

ПЛАН РАБОТЫ

С ВОСПИТАТЕЛЯМИ

на 2020-2021 учебный год

Музыкальный руководитель:

Тихненко Е. А.

р.п. Озинки

2020г.

Месяц

Мероприятие

СЕНТЯБРЬ

1.КОНСУЛЬТАЦИЯ: «Роль воспитателя на музыкальных занятиях»

2.ОБСУЖДЕНИЕ. Участие воспитателя в подготовке к развлечению под музыку.

3.ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА. Работа с ведущей и персонажами развлечений по разучиванию песен и игр. Оформление к развлечению под музыку, подбор костюмов персонажам. Составление развлечений на год.

ОКТЯБРЬ

1.КОНСУЛЬТАЦИЯ: «Роль воспитателя в процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста»

2.ОБСУЖДЕНИЕ. сценарий осеннего праздника.

3.ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА. Разучивание с воспитателями песенного репертуара и движений плясок.

НОЯБРЬ

1.КОНСУЛЬТАЦИЯ: «Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей»


2.ПОРУЧЕНИЯ. Изготовление и подбор картинок, иллюстрирующих музыку программного содержания.

3.ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА: подбор репертуара по слушанию музыки во второй половине дня

ДЕКАБРЬ

1.КОНСУЛЬТАЦИЯ: «Утренник без стресса»

2.ОБСУЖДЕНИЕ: сценария новогоднего утренника для детей.

3.ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА: работа с ведущими и персонажами по сценариям новогодних утренников. Подготовка и изготовление костюмов сказочных персонажей (играющие взрослые).

4.ПОРУЧЕНИЯ: подбор информации о проведении праздника-«ёлка в кругу семьи». Оформление зала и украшение ёлки

ЯНВАРЬ

1.КОНСУЛЬТАЦИЯ: «Приобщение детей к изобразительному искусству и изобразительной деятельности в процессе музыкальной деятельности»

2.ОБСУЖДЕНИЕ: определить форму и содержание знакомства детей с традиционными православными народными праздниками.

3.ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА: разучивание народных колядок и игр

ФЕВРАЛЬ

1.КОНСУЛЬТАЦИЯ: «Как подготовить ребенка к утреннику»

2.ОБСУЖДЕНИЯ: сценариев праздничного концерта к «23 февраля» и к « 8 Марта»

3.ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА: подготовка к утренникам, работа с ведущими праздника

МАРТ

1.КОНСУЛЬТАЦИЯ: «Методы и приёмы обучения детей пению. Развитие песенного творчества»

2.ОБСУЖДЕНИЕ: сценария проведения утренника к «8 марта».

3.ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА: освоение воспитателями приёмов обучения детей пению (основные положения)

АПРЕЛЬ

1.КОНСУЛЬТАЦИЯ: мониторинг музыкальных способностей детей. Программные требования.

2.ОБСУЖДЕНИЕ: сценарии весенних праздников.

3.ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА: разучивание весенних закличек и игр.

МАЙ

1.КОНСУЛЬТАЦИЯ: роль ведущего на детских праздниках.

2.ОБСУЖДЕНИЕ: сценария «До свидания детский сад» , подведение итогов учебного года по музыкальному воспитанию во всех возрастных группах.

3.ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА: с ведущей праздника.

4.ПОРУЧЕНИЯ: оформление зала, подготовка реквизита к празднику