Дәрестән тыш эшчәнлек программасы

Тимербулатова Дилия Рәис кызы

Дәрестән тыш эшчәнлек программасы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon drestn_tysh_eshchnlek_programmasy.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кальчировская основная  общеобразовательная школа»

муниципального района Аургазинский район РБ

«Рассмотрено»

На заседании ШМО

Руководитель ШМО

______ Э.Ш.Мурадымова

Протокол № 1    от  29.08.2016г

«Согласовано»

Зам. дир-ра по УВР

________________

Э.Г.Исламгулова

«Утверждено»

Директор школы  МБОУ

«Кальчировской  ООШ»

_________Р.Х. Султангулова

Приказ № 43  от 31. 08.16

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности «Татарский фольклор»  для основного общего образования     (5-7 классы).

Сроки реализации: с 01.09. 2016 по 31.05. 2017 г.

                                                                                                           

                                         Составила учитель родного (татарского) языка и литературы

                                           Тимербулатова Д.Р.

Пояснительная записка.

  Программа «Татарский фольклор» художественно-эстетического направления.

  Разработана на основе:

- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего

образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от

06.10.2009 № 373);

- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

-Образовательной программы основного общего образования МБОУ «Кальчировская основная общеобразовательная школа»;

  Программа  содержит темы по татарскому народному фольклору, дает примерное                       распределение учебных часов  и рекомендуемую последовательность изучения тем       данного курса с учетом метапредметных связей, логики учебного процесса,   возрастных особенностей обучающихся.

       Татарская народная культура является богатейшим материалом не только для введения ребёнка в мир искусства, знакомства с традициями татарского народа, художественно-эстетического воспитания, формирования способности видеть красоту и гармонию окружающего мира, но и способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического содержания. Именно родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность. 

           Проблема построения образовательного процесса на основе многовековых традиций народа, его богатейшего культурного наследия, в частности, народного фольклора, является в настоящее время особенно актуальной. Народные песни, сказки,  игры, пословицы составляют питательную почву для нравственно-эстетического развития детей.

        Цель программы: Формирование нравственно-эстетической личности на основе традиционных ценностей национальной культуры, средствами народного фольклора. В соответствии с данной целью выдвинуты следующие задачи:

            познакомить с основными  жанрами татарского фольклора;

            воспитывать бережное отношение, уважение к традициям татарской культуры, к татарскому фольклору, костюму, национальную гордость за свой народ, его культурное наследие;

  •     развивать творческие способности детей.

         При реализации программы используются групповая и коллективная  формы

работы. Такие формы работы развивают

коммуникативные умения: умение работать со всеми вместе,
терпимо относиться к мнению партнера, умение аргументировано излагать
 собственное мнение.      

   Планируемые результаты:

- знать о фольклоре, как источнике народной мудрости, красоты, жизненно силы;

- определять характер и жанр произведений;

- пересказывать сюжеты сказок, легенд;

- исполнять народные песни, танцы;

- применять пословицы, считалки, скороговорки, прибаутки и т.д.;

- играть в народные игры и организовывать их;

- исполнять мини – спектакль на татарском языке;

- работать с партнером в группе;

- оценить процесс и результаты своей работы.

        Приоритетное внимание уделяется специфическим детским видам деятельности: игре, изобразительной, театрализованной, конструктивной, музыкальной, культурно-досуговой. Средним  школьникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому, при ознакомлении с народной культурой по возможности используются не только художественная литература, иллюстрации, шутки и т.д., но и «живые» наглядные предметы и материалы: национальные костюмы, предметы быта, с которыми можно познакомиться в школьной музейной комнате.  Создаются различные воображаемые ситуации, «переносящие» детей в татарскую избу, на народные праздники, благодаря чему для них открывается возможность первого проникновения в историю татарского народа.

   

Учебно-тематический план

 п.п

Наименование разделов и тем

Общее кол-во учебных часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1

2

       Частушки, прибаутки

1

1

3

Частушки, прибаутки

1

1

4

Загадки

1

1

5

Считалки

1

1

6

Скороговорки

1

1

7

Пословицы и поговорки

1

1

8

   Игра «Кто больше знает пословиц?»

1

1

9

Татарские народные песни

1

1

10

   Колыбельные песни

1

1

11

   Праздничные песни

1

1

    12

   Шуточные песни

1

1

    13

Татарские народные сказки

1

1

    14

«Три дочери»

1

1

    15

«Зухра и месяц»

1

1

16

«Соловей»

1

1

17

Татарские легенды

1

1

18

      Татарский народный костюм

1

1

19

Татарские народные танцы

1

1

    20

Хороводные танцы

1

1

21

         Плясовые

1

1

22

Татарские народные праздники

1

1

23

Нардуган

1

1

24

Навруз

1

1

25

Детский сабантуй

1

1

    26

Татарские народные игры

1

1

27

Подвижные игры

1

1

28

Подготовка к отчетному концерту

1

1

29

Отчетный концерт

1

1

Итого

29

10

19

Содержание программы.

Тема 1. Вводное занятие (1 час)

Цели, задачи, содержание программы обучения. Специфика  детского фольклора, история собирания и изучения детского фольклора. Классификация детского фольклора. Форма проведения- путешествие. 

Тема 2. Частушки, прибаутки (2 часа)

Понятие жанра. История жанра. Процесс формообразования прибауток. Группы прибауток. Анализ и разучивание прибауток.

Тема 3. Загадки (1 час)

Генезис жанра. Педагогическая ценность загадок. Классификация загадок. Приёмы составления загадок. Анализ и разгадывание загадок.

Тема 4. Считалки (1 час)

«Неувядаемые произведения». Жанровое своеобразие считалок. Генезис жанра. Вариативность считалок. Классификация считалок. Поэтизация текстов считалок. Композиция считалок. Популярность жанра в наши дни. Разучивание считалок.

Тема 5. Скороговорки (1 час)

Генезис скороговорок. Публикации собраний скороговорок. Скороговорка – инструмент в работе логопеда. Бытование скороговорок в наши дни. Конкурс скороговорочников.

Тема 6. Пословицы  поговорки (2 час)

Понятие жанра, тематика, образное выражение. Игра «Кто больше знает поговорок?»

Тема 7. Татарские народные песни (4 часа)

Понятие жанра. Классификация  детских народных песен. Своеобразие жанра. Значение жанра. Анализ и разучивание детских народных песен.

Тема 8. Татарские народные сказки (4 часа)

Генезис жанра. Классификация детских сказок. Педагогическая функция детских сказок. Сказки-импровизации. Чтение сказок.

Тема 9. Татарские легенды (1 час)

Понятие жанра, своеобразие, педагогическая ценность. Чтение легенд.

Тема 10. Татарские народный костюм (1 час)

Особенности формирования и колорит татарской национальной одежды, 

традиционные ювелирные украшения костюма. Специфика традиционных головных уборов, виды верхней одежды.

Тема 11. Татарский народный танец  (3 часа)

Основные жанры татарского народного танца: хороводные, плясовые. Разучивание движений, исполнение танца.

Тема 12.Татарские народные праздники (4 часа)

Татарские народные праздники: календарные, обрядовые.

Тема 13.Татарские народные игры (2 часа)

Особенности жанра. Педагогические функции игры. Разучивание игр.

Тема 14. Отчетный концерт (2 часа)

Итог работы кружка, подготовка к отчетному концерту, повторение изученного, выбор материала, исполнение

Список  литературы.

1.  Баязитов Ф.С. “Татар халкының бәйрәм һәм көнкүреш йолалары.”- Казан , татар китап нәшрияты,2006 ел.  

2.  Захид Хабибуллин «Куңелле Мажаралар», Казань 1990

3.  Низамов И.М, “Уем тел очында.”-Казан, татар китап нәшрияты, 2000

4.  “Сүз эчендә хикмәт бар” –Татар халык иҗаты – Казан, “Мәгариф,” 2009

5.  Татарские народные сказки.

  1.  Халык уеннары. –Казань, 1996.

Материально-техническое оснащение

  1. Мультимедийный проектор
  2. Видеоматериалы
  3. Аудиоматериалы
  4. Презентации
  5. Книги

Рекомендуемая литература для детей

  1. Сабантуй. Шигырьләр. -Казан, 2006 ,-68 б.
  2. Табышмаклар.-Казан, 2009, - 36 б.
  3. Татар халык иҗаты. Әкиятләр. 1 нче китап.- Казан, 1977.-408б.; 2 нче китап.- Казан, 1978.- 446б.; 3 нче китап.- Казан, 1981- 360 б.
  4. Татар халык йолалары. –Казан,1986- 102 б.
  5. Татар халык ижаты. Жырлар. –Казан, 1977-380 б.
  6. Татар халык ижаты. Балалар фольклоры/Тоз. Р.Ягъфаров.- Казань, 1993.
  7. Халык уеннары. –Казань, 1996.