Материалы для учителя

Скворцова Ирина Петровна

Уроки, выступления, наработки

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальная общеобразовательная средняя школа № 10

«Информационные технологии

как способ управления познавательной деятельностью

младшего школьника на уроке».

СКВОРЦОВА Ирина Петровна

учитель начальных классов

Нижневартовск

2018г.

Конфуций сказал: “Три пути ведут к знанию: путь размышлений – это самый благородный; путь поражения – это путь самый легкий; и путь опыта – это путь самый горький”.

У нас с вами выбора нет, нам надо идти по всем трем дорогам сразу. Это жесткое требование нашей профессии.

Сегодня, в век новых современных информационных технологий, значительно расширилась степень влияния окружающего мира на подрастающее поколение.

У ребенка, который раньше начинает взаимодействовать с компьютером, уровень интеллектуального развития выше и больше проявляется интерес к математике, технике и английскому языку, чем у тех детей, которые не знакомы с компьютером.

Возможность использования программного обеспечения для обучения расширяет круг предъявляемой учебной информации и экономит время на обработку результатов тестирования, дает возможность развивать свои творческие способности.

Высокий интеллектуально-творческий потенциал позволяет человеку стать подлинно свободным, потому что высокоразвитый человек меньше подвержен манипулированию, и вряд ли будет послушным исполнителем в чужих руках, он больше склонен к творческой работе.

Современные информационные технологии значительно повышают познавательный интерес ребенка к учебной деятельности.

Познавательный интерес проявляется в эмоциональном отношении школьника к объекту познания.

Педагогический закон гласит: прежде чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность.

Информационная технология - процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи информации.

Современные информационные технологии — это обобщённое название технологий, отвечающих за хранение, передачу, обработку, защиту и воспроизведение информации с использованием компьютеров.

Сегодня современные информационные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.

Возможности современной вычислительной техники в значительной степени адекватны организационно-педагогическим и методическим потребностям школьного образования:

  • вычислительные - быстрое и точное преобразование любых видов информации (числовой, текстовой, графической, звуковой и др.);
  • трансдьюсерные - способность компьютера к приему и выдаче информации в самой различной форме (при наличии соответствующих устройств);
  • комбинаторные - возможность запоминать, сохранять, структурировать, сортировать большие объемы информации, быстро находить необходимую информацию;
  • графические - представление результатов своей работы в четкой наглядной форме (текстовой, звуковой, в виде рисунков и пр.);

     -  моделирующие - построение информационных моделей (в том числе и динамических) реальных объектов и явлений.

Информационные технологии, наиболее часто применяемые в учебном процессе, можно разделить на две группы:

1) сетевые технологии, использующие локальные сети и глобальную сеть Internet             (электронные вариант методических рекомендаций, пособий, серверы дистанционного обучения, обеспечивающие интерактивную связь с учащимися через Internet, в том числе в режиме реального времени)

 2) технологии, ориентированные на локальные компьютеры (обучающие программы, компьютерные модели реальных процессов, демонстрационные программы, электронные задачники, контролирующие программы, дидактические материалы -  предметные коллекции, портреты, видеоэкскурсии, интерактивные модели, фотографии, иллюстрации объектов).

Направления работы с использованием современных информационных технологий:

- введение нового материала с помощью мультимедийных презентаций; (Применение компьютерных презентаций позволяют интенсифицировать усвоение учебного материала).

Компьютерные презентации позволяют акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации и создавать наглядные эффектные образы. Компьютерные презентации позволяют адаптировать учебный материал под особенности учащихся).

- обучающие игровые программы и мультимедийные учебные пособия;

Существуют разнообразные программы для тренировки учебных умений и навыков, которые позволяют учащимся выбрать приемлемый уровень заданий.

Например,

  • Электронная детская энциклопедия «Кирилл и Мефодий»;
  • Интерактивная энциклопедия – «Атлас тела человека»;
  • «Мир природы» (Наглядное пособие по естествознанию для младших школьников).
  • Природа и человек.  (Естествознание для начальной школы).
  • «Уроки биологии Кирилла и Мефодия».
  • Юный математик. (3-4 классы)
  • Русский язык и математика. («Тим и Тома на Южном полюсе»)2-3 классы.
  • «Уроки хорошего поведения» . Обучающая программа.
  • Гарфилд. Математика. Лексика и орфография. Развиваем речь. Развиваем мышление.
  • «Баба –Яга пойди туда, не знаю куда… (Игры на развитие памяти и логики)

- использование графического редактора;

Служит для создания, просмотра и редактирования графических изображений.

- работа с ресурсами Интернет;

- разработка и использование собственных авторских программ;

- использование интерактивной доски.

В данной программе можно работать с различными объектами, используя следующие инструменты программы Smart Notebook:

  1. Вставка шторки (затемнение страницы), которая может закрывать всю страницу или ее часть. Эту шторку можно в ходе урока открывать или закрывать, например, для проверки правильности выполнения конкретного задания.
  2. Захват экрана («захваченная» область немедленно вставляется на текущую или следующую страницу программы Notebook).
  3. Использование инструмента «перо» для рисования (существует возможность выбора цвета линии, толщины, начала и конца, прозрачности).
  4. Использование инструмента «художественное перо» для рисования (существуют различные вариации художественного пера).
  5. Использование инструмента «ластик» для удаления нужной области.
  6. Использование инструмента «линия» для проведения прямой линии.
  7. Использование инструмента «фигуры» для вставки нужной фигуры (имеется возможность редактирования каждой из фигур).
  8. Использование инструмента «текст» (позволяет выбрать параметры текста и напечатать его в рамке надписи).
  9. Использование инструмента «прозрачность» (позволяет выбрать степень прозрачности при наложении объектов).

Таким образом, ученики могут выполнять различные задания, используя инструментарий данной программы.

    Мультимедийные технологии могут быть использованы:

•        для объявления темы урока;

•        при объяснении учителем нового материала;

•        как информационно – обучающее пособие;

•        для контроля знаний.

Благодаря компьютеру, в более короткие сроки можно решить такие задачи как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи, развитие орфографической зоркости. Что способствует повышению грамотности. У учащихся повышается интерес к процессу обучения, развивается навык самоконтроля и самостоятельной деятельности.        

     Мультипликационный или видеосюжет электронной энциклопедии не только расширит спектр предъявляемой информации, но и активизирует внимание школьников за счёт активной работы зрительного и слухового анализаторов.

    Компьютер формирует навыки рационального запоминания материала.

    Учащимся легче запомнить трудный материал с помощью схем и таблиц, в которых кратко и наглядно показан изучаемый материал.    

Трудно представить себе современный урок без использования компьютерных технологий. Они могут быть органично включены в любой этап урока – во время индивидуальной или словарной работы, при введении новых знаний, их обобщении, закреплении, для контроля ЗУНов. Учителю предоставляется возможность гибко управлять обучением и разнообразить способы предъявления учебной информации.



Предварительный просмотр:

Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 10», город Нижневартовск, проспект Победы 20 в, Скворцова Ирина Петровна, 89825831004, 5111970@mail.ru

Класс: первый

УМК: «Школа России»

Учебный предмет: русский язык

Авторы учебника: Учебник: « Русский язык 1 класс». Автор  В. П. Канакина (М.: Просвещение, 2018)

Тема урока: Заглавная буква в словах.

Цель: создание условий для обобщения знаний учащихся о написании заглавной буквы в именах собственных,  актуализировать способность к использованию изученного правила на письме 

 Задачи урока:

  • образовательная: формировать знания о правилах написания имён, отчеств, фамилий людей,  кличек животных, названий городов, рек, деревень, улиц, персонажей сказок; учить использовать полученные знания на практике;
  • развивающая: содействовать развитию речи учащихся, умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы
  • воспитательная: способствовать воспитанию уважительного отношения к другим людям,.

Тип урока: урок обучения умениям и навыкам.

Планируемые результаты:

  • предметные: учащиеся научатся писать имена собственные с большой буквы, объяснять их написание; получат возможность научиться: составлять ответы на вопросы;
  • метапредметные: познавательные – работать с текстом, отвечать на вопросы, сопоставлять факты, находить объяснения;
  • познавательные: уметь проводить сравнение, классификацию, группировку;
  • коммуникативные:  строить речевые высказывания в устной форме, формулировать собственное мнение, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в группе);
  • регулятивные: преобразование практической задачи в познавательную, самостоятельное адекватное оценивание правильности выполнения действия;
  • личностные: формировать учебно-познавательный интерес к учебному материалу, способность к самооценке, расширение кругозора.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Сегодня замечательный день. Солнышко ласково светит нам в окна. Давайте поделимся своей улыбкой и хорошим настроением друг с другом. Посмотрите на своего соседа и улыбнитесь. Садитесь. Я верю, у вас все получится, и вы справитесь со всеми заданиями урока

2. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

 Ребята, что вы любите делать в свободное время, на перемене? Конечно, играть. Давайте поиграем. Игра называется «Автобусная остановка». Кто из вас ездил на автобусе? Вспомните правила посадки и высадки из общественного транспорта.

3. Актуализация и пробное учебное действие.

Представьте, что мы отправляемся в путешествие на автобусе. В каждом автобусе будет по 4 пассажира (по две парты), автобус имеет свой цвет. В автобусах  соблюдаем правила поведения: не кричим, работаем дружно, но каждый в своей тетрадке. По моему сигналу мы останавливаемся и делаем пересадку на следующий автобусный маршрут.

Давайте потренируемся.

4. Выявление места и причины затруднения.

На доске солнышки для каждой команды. После прохождения одного маршрута, если ребята считают, что они справились с заданием, то они добавляют лучик своему солнышку. В конце урока должно получиться солнышко с несколькими лучиками у каждой команды.

5. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

- Как вы думаете, какой будет тема нашего путешествия? А зачем нужно это знать? (Формулируют тему, цель).

Вспомните, какие  слова пишутся с заглавной буквы?

6. Реализация построенного проекта.

Задания в автобусах:

  1. Исправьте ошибки.

Один мальчик написал о себе в газету. Вот что у него получилось:

«Я живу в городе нижневартовске. Он расположен на берегу реки оби. Я люблю читать сказки и рассказы. Буратино, карлсон – мои любимые сказочные герои. Ещё я люблю играть с шариком.»

  1. Упр. 5 стр. 124

Напиши в тетрадь своё имя, отчество и фамилию.

  1. Упр.7 стр. 125

Запишите в тетрадь ответ на один из  вопросов:

- Где ты живёшь?

- В какой школе вы учитесь и на какой улице она находится?

- Как зовут вашу учительницу?

- Запиши имена своих друзей.

  1. Соберите два слова  и запишите их в тетрадь.

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/01/18/s_5a60e33d397e8/802614_1.png

  1. Придумайте  фамилию и запишите в тетрадь.

а) Какая фамилия образовалась от имён Пётр, Василий? 
(Петров, Васильев)                          
б) Какая фамилия могла быть у кузнеца, плотника? 
(Кузнецов, Гончаров)

  1. Составьте по картинке одно предложение и запишите в тетрадь.

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/01/18/s_5a60e33d397e8/802614_3.jpeg

После каждого задания минутка – остановка

    1.  Минутка релаксации.

- Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно. Расслабьте лоб, брови, опустите веки. Расслабьте щёки, губы, мышцы шеи, плечи, кисти рук, ноги, пальцы ног. Ваши руки и ноги теплеют. Дыхание становится свободное, спокойное, ровное. (Включается запись плеска волн и крика чаек.)

- Вы на лодке, ярко светит солнышко. Плещут волны, слышны тихие крики чаек. Лёгкий ветерок развевает ваши волосы. У вас прекрасное настроение. Вы можете выполнить любое трудное задание. Я буду считать до «пяти». Когда я скажу «пять», вы откроете глаза.

  1. Поиграем в игру «Нарицательное топай, ну а собственное хлопай!»

 Собака, Россия, корова,  село, река, Волга, Иванов, Олег, фамилия, заяц, Москва, медведь, город,  страна.

  1. Упражнение “Водопад” (Включается запись шума водопада)

Сядьте поудобнее и закройте глаза. Два-три раза глубоко вдохните и выдохните…..

Представь себе, что ты стоишь возле водопада. Но это не обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представь себя под этим водопадом и почувствуй, как этот прекрасный белый свет струится по твоей голове. Ты чувствуешь, как расслабляется твой лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи.

Белый свет течет по твоим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными.

Белый свет стекает с твоей спины, и она тоже становится мягкой и расслабленной.

А свет течет также по твоим рукам, по ладоням, по пальцам. Ты замечаешь, как руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам, спускается к твоим ступням. Ты чувствуешь, что и они расслабляются и становятся мягкими.

Этот удивительный водопад из белого света обтекает все твое тело. Ты чувствуешь себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом ты все глубже расслабляешься и наполняешься свежими силами…. (30 секунд)

Теперь поблагодари этот водопад света за то, что он тебя так чудесно расслабил. Немного потянись, выпрямись и открой глаза.

  1. Упражнение “Улыбка” Упражнение позволит расслабиться и создать хорошее настроение.

Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха…

Во время каждого выдоха ты можешь почувствовать, как твое лицо все больше и больше расслабляется. Пусть с каждым выдохом расслабляется. Пусть с каждым выдохом расслабляется твой рот, нос, уши, лоб, глаза….

Теперь вдохни глубоко-глубоко и задержи дыхание. Откинь голову назад, сделай сильный выдох, выдувая воздух как можно выше, чтобы он долетел до потолка….

Повтори это еще раз.

Глубоко вдохни… Задержи воздух… Запрокинь голову… Сильно выдохни, выдувая воздух до потолка….

Теперь снова вдохни. И когда будешь сейчас выдыхать, постарайся улыбнуться. Почувствуй, как во время улыбки растягиваются твои губы и как напрягаются мышцы щек….

Сделай это еще раз и попробуй улыбнуться пошире. Представь себе, что видишь перед собой на рисунке красивое солнышко, рот которого расплылся в широкой дружеской улыбке. (Повторять этот шаг до тех пор, пока не появится улыбка на лицах всех участников).

Когда ты сейчас снова улыбнешься, почувствуй, как улыбка переходит в твои руки, доходит до ладоней. Возможно, ты заметишь в ладонях легкое покалывание. Дыши и улыбайся…. И ощущай, как твои руки и ладони наполняются улыбающейся силой солнышка.

Когда ты улыбнешься снова, почувствуй, как твоя улыбка спускается все ниже и доходит до ног, до самых кончиков ступней. Ощути тепло солнца под подошвами ног. Возможно, ты заметишь, как твои ноги и ступни начнут слегка подрагивать от этой улыбающейся солнечной силы.

Ощути улыбку во всем твоем теле. Улыбаясь, ты хорошо чувствуешь себя с ног до головы, ощущаешь радость всеми клеточками своего тела.

Теперь снова глубоко вдохни и задержи на мгновение дыхание. Представь, что в твоей груди находится большой золотой шар. Это настоящее солнце внутри тебя, внутри твоего сердца. Когда ты будешь сейчас выдыхать, пусть это солнце улыбается. Снова набери побольше воздуха, задержи дыхание и почувствуй, как солнце внутри тебя широко и дружелюбно улыбается. И когда ты еще пару раз также глубоко вдохнешь и позволишь солнцу улыбнуться, ты сможешь заметить, как спокойно, безмятежно и радостно стало у тебя на душе. И ты сможешь потом вызывать в себе это приятное чувство, вспоминая картину улыбающегося солнца.

Теперь немного потянись и выпрямись. Открой глаза.

  1. Упражнение «Энергия» Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха….

Вспомните о тех вещах, которые, когда-либо дарили вам радость и хорошее настроение. Выберите, что-нибудь, что вам кажется в эту минуту особенно приятным. Возможно, это будут капли дождя на лепестках розы, возможно-уютное тепло вашей постели, возможно-освежающий прыжок в прохладу реки или озера жарким днем…. припомните свои чувства в мгновения счастья. (1 минута).

Теперь потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза.

7. Самостоятельная работа.

Ребята работают на каждом маршруте четвёрками, по сигналу учителя переходят из одного маршрута в другой, не забывая после каждого из них добавлять солнечные лучики на доске, если они справились с заданием.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Вот и подходит к концу наш урок? Давайте посмотрим на солнышки на доске. Они имеют много лучиков, а это значит,  что человеку будет тепло, он растет, когда много солнечного света. Расскажите ещё о пользе солнца в жизни человека.

- Можем ли мы ответить на главный вопрос нашего урока? (Какие слова пишутся с заглавной буквы?)

Давайте продолжим фразу:

На уроке я узнал, что…

Я выполнял задания… (Как?)

Лучше всего у меня получилось….

Я работал (самостоятельно или с помощью кого – то?)….

Лучше всего у меня получилось….

9. Домашнее задание.

Я предлагаю вам 3 вида заданий. На красном фоне - повышенной сложности, синем- полегче, в зелёном – совсем лёгкие. Выберите себе то задание, с которым вы считаете, что справитесь. Запишите в тетрадь.

А) Спишите, раскрывая скобки.

Возвращаясь под вечер с (П, п)оля,
Потеряла (С, с)ерёжку (П, п)оля.
Ту (С, с)ерёжку нашёл (С, с)ерёжка.
Прибежал, постучал в окошко:
– Отыскалась твоя (С, с)ерёжка.

Подчеркните одной чертой слова, имеющие не одно значение.

Б) Исправь ошибки, запиши правильно.

Я живу в городе нижневартовске, на улице жукова, в 7 доме.  Река обь протекает недалеко от дома моей бабушки иры.

В) Продолжи предложение, дописав имена собственные. Запиши.

Меня зовут… Я  живу в городе… Вечером после работы я встречаю … 

Список использованной литературы:

  1. Амосов М.В. Смирнов Н.К. « Здоровьесберегаюие образовательные технологии в работе учителя и школы» - М.: АРКТИ, 2012.
  2. Бычкова, Т.И. Организация учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе на основе здоровьесберегающих технологий / Т.И. Бычкова. — Чебоксары, 2015.
  3. В. П. Канакина. Русский язык. 1 класс. Учебник. – М.: Просвещение, 2018.
  4. Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии 1-4 классы»// Педагогика. Психология. Управление. – М.: «ВАКО»,2011.
  5. Севрук А.И. Здоровьесберегающий урок / А.И. Севрук, Е.А. Юнна // Школьные технологии. — 2004. -№2. — 200 — 207стр.
  6. Смирнов Н.К.  Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.: АПК ПРО. 2014.
  7. Е. М. Тихомирова. Тесты по русскому языку. 1 класс. Ч. 2 (М.: Издательство «Экзамен», 2017.



Предварительный просмотр:

Семинар – практикум

«Современный урок – основа

 эффективного и качественного образования»

Регламент: 1 час 30 минут.

Участники: молодые специалисты и вновь прибывшие учителя начальных классов, наставники или руководители ШМО

План проведения:

  • Открытие семинара.
  • Информационный блок.
  • Предисловие.
  • Практический блок. Актуализация знаний по теме семинара. Упражнение «Имею свое мнение». Большой круг «Когда учителю интересно учить?» «Когда ученику интересно учиться?» Деловая игра «Нападаем-защищаемся» -  плюсы и минусы традиционного и современного урока. Критерии эффективности современного урока.
  • Методический тренинг «Современный урок – основа эффективного и качественного образования»
  • Обсуждение.
  • Итог
  • Домашнее задание: Найти в уроке математики, представленном в Методичке элементы традиционного и современного урока.

Цели:

  1. Активизация знаний по теоретическим основам вопроса.
  2. Осознание основных критериев современного урока.
  3. Повышение интереса педагогов к современным технологиям.
  4. Осознание необходимости повышения уровня самообразования.

Вступительное слово

- Добрый день, коллеги!  

Сегодня предлагаем поговорить о современном уроке .

Очень хочется на нашей встрече отойти от общих слов и формулировок, которые каждый из нас может прочитать в документах, а поговорить о конкретных вещах, способствующих реализации "нового" направления деятельности учителя.

Какие бы инновации не вводились, только на уроке, как сотни лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Урок как форма организации учебной работы существует с семнадцатого века, то есть более 350 лет. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.

Вместе с тем, мы все понимаем, что урок не может не меняться. Это объективный процесс, на который влияет целый ряд факторов.

 В частности:

  • Социально-экономические изменения в обществе.
  • Информатизация образования оказывает значительное влияние на современный урок (появилась новая ИКТ компетентность). 

Компете́нтность - наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.

ИКТ- компетентность педагога - это:

 - один из основных показателей профессионализма;

 - ключевая компетентность для решения современных задач образования;

 - новые возможности для совершенствования учебно-воспитательного процесса, для получения новых знаний как ученика, так и учителя. ИКТ-компетентность современного учителя - это знание новых информационных технологий и умение ими пользоваться.

Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования.

В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века:

  • резко возросла информированность детей;
  • современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу;
  • несформированность произвольности поведения, мотивационной сферы, разных типов мышления;
  • ограниченность общения со сверстниками. От 0 до 6 лет – дети информационные акселераты (количество компьютерных игр). Появился интересный тезис: современный ребенок - так или иначе "цифровой человек" (современных детей еще называют - сетяги, т.е. дети сети, "цифровые аборигены"). Раз область информирования стала шире. То учителю надо соответствовать.
  • Ухудшение здоровья детей по соматическим показателям. Появилось понятие «дети материнского капитала». Такому смысловому повороту, вряд ли стоит удивляться. Других детей не будет. Все дети талантливые и одаренные, другая проблема выявить и развить.
  • Появились новые образовательные стандарты. А это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего образования в образовательной организации. Раз пришел стандарт второго поколения, то должен появиться и учитель второго поколения.

         Для создания объективной картины о современном уроке и образовании мы предложили вам принять участие в работе нашего семинара.

        Для того чтобы работа была более эффективной и в темпе, вам предложены методические материалы, включающие программу нашего дня, выдержки из документов по ФГОС по теме  семинара и Рабочую тетрадь для записей.

         Еще до начала работы мы попросили вас ответить на вопрос: «Чего вы ждете от сегодняшнего семинара?» и поместить вас ответ на Дерево размышлений.

А начать работу я предлагаю с ответа на вопросы: «Когда учителю интересно учить?» «Когда ученику интересно учиться?»

Педагоги  по в кругу по очереди отвечают сначала на первый вопрос, затем на второй. Ответы фиксируем на флипчарте.

С целью актуализации знаний и мотивации на работу выполним еще одно упражнение «Имею свое мнение» в рабочей тетради

Это упражнение предполагает расшифровку каждой буквы из слов современный урок.

с – самовыражение, самостоятельность, самообразование

о – организованность, отзывчивость, обратная связь

в – визуализация, выразительность, воображение

р – рациональность, радость, результативность

е единство

м – мотивация, методичность, многообразие

е естественность

н навыки, научность

н – настойчивость, наглядность, новизна

ый

у – успешность, универсальность

р – развитие, работа, реализация

о оригинальность, образец, опыт

к комфорт, коррекция, контроль, компетентность, креативность, коммуникация

Ответы фиксируем на флипчарте

Мы продолжаем. В настоящее время большинство учителей, по-прежнему, тяготеет к традиционному уроку. Это объясняется многими причинами: привычкой к традиционным формам обучения и боязнью нового; непониманием огромного количества инноваций.

Попробуем вместе разобраться в плюсах и минусах традиционного урока.

Работа в группах. Заполнить таблицу плюсы и минусы  современного урока 1 группа; традиционного урока – 2 группа.

Методический тренинг. Будем считать, что этап актуализации у нас успешно закончился. И можно переходить к практической части семинара.

Тренинг – это продуктивный и интересный процесс. 

Тема тренинга «Современный урок – основа эффективного и качественного образования».

 «Учитель как специалист живет, пока учится».

(К.Ушинского)

Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

• анализировать свои действия;

• самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;

• отличаться мобильностью;

• быть способным к сотрудничеству;

• обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения?

Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.

Какие требования предъявляются к современному уроку:

Обратимся к заданию в рабочей тетради:

• хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;

• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

• вывод делают сами учащиеся;

• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

• времясбережение и здоровьесбережение;

• в центре внимания урока - дети;

• учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

• умение демонстрировать методическое искусство учителя;

• планирование обратной связи;

• урок должен быть добрым.

При посещении урока необходимо обратить внимание на принципы педагогической техники:

• свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);

• открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);

• деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);

• идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);

• обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).

Что значит современный? 

Это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом -  актуальный урок.

Актуальный - важный, существенный для настоящего времени.

А еще – действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам ребенка, его родителей, общества, государства.

Традиционный урок – основа для последующих типов уроков, это целая история, на которой обучалось и воспитывалось не одно поколение. Традиционный урок – это известные ученые и менее известные учителя - практики.

Традиционный урок – это реалия сегодняшнего дня: более 60% учителей, по-прежнему, предпочитают давать уроки в традиционной форме. Как и  реально то, что большая часть педагогов не собираются ничего менять в своей деятельности: нет времени и сил самому постигать что-либо новое, да и не видят в этом смысла. Традиционный урок – как родной человек, в нем все близко и понятно: пусть смертельная усталость, пусть не всегда удовлетворяют ученики, на уроке – все знакомо, привычно, понятно, это – традиционно. Так может и не стоит ничего менять?

Чтобы этот вопрос не остался риторическим, давайте задумаемся над следующим высказыванием:

«Расскажи мне, и я забуду,  покажи мне,  я запомню, дай мне попробовать,  и это всегда станет моим».

(древнекитайская пословица)

Те учителя, которым удается изменить ход урока так, что это нравится не только им, но и ученикам, стремятся совершенствовать свою деятельность дальше, делая ее творческой и увлекательной, вовлекая в этот процесс своих учеников.

Меняется и сама позиция учителя. От «театра одного актера» традиционного образования, где учитель берет на себя 90% нагрузки, он постепенно начинает разделять ее с учениками, которые фактически переходят из «объектов» в «субъектов».

Учитель, таким образом, не освобождается от своей основной функции – учить. Он начинает учить по-новому. А урок остается.

Вторая модель современного урока связана с технологизацией образования.

Педагогические технологии как новый феномен пришли в наше образование в начале 90-ых годов и позволили сформировать свой понятийный аппарат:

  • технологическая карта тематического и поурочного планирования;
  • технологический прием;
  • этап технологии;
  • задача этапа и диагностика его эффективности.

Благодаря становлению этой модели изменились формы и методы обучения школьников:

  • они стали более активными, и самое главное, взаимосвязанными;
  • появилась культура проектирования урока с учетом его этапов, постановки задач этих этапов и отслеживания промежуточных результатов;
  • изменилась система оценивания учебных достижений школьников, разработаны новые способы измерений;
  • мы стали говорить о возможностях тиражирования эффективного опыта проведения урока не только в виде различных методических описаний, но и универсальных моделей (например, технологических карт).

Образцы Технологических карт в зависимости от типологии урока представлены у вас в рабочих тетрадях.

Но время не стоит на месте, и сегодня необходимо говорить о третьей модели реализации современного урока о деятельностном подходе.

Деятельностный подход – это процесс деятельности человека, направленный на становление его сознания и его личности в целом.

И снова обратимся к заданию в рабочей тетради.

Как вы понимаете слова: «Деятельностный подход в современном уроке?»

• Обучение через открытие

• Развитие личности

• Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом

• Демократичность, открытость

• Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал  ученик при этом.

• Позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию

• Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или  -  выведенное самостоятельно понятие.

• Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.

Структура урока и особенности некоторых его этапов

в технологии системно-деятельностного подхода.

(См. презентацию)

I.Организационный момент.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно - значимом уровне. • У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность. • включение в деятельность; • выделение содержательной области.

II. Актуализация знаний. 

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. • актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи); • создание проблемной ситуации; • выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока. Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт эффективная работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций. Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока.

III. Постановка учебной задачи. 

Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока. Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог.

IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).

Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения. • Способы: диалог, групповая или парная работа; • Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог. • организация самостоятельной исследовательской деятельности; • выведение алгоритма. Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя, которое впоследствии пытаются выразить своими словами. В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий. Для лучшего их запоминания, там, где это, возможно, используется приём перевода логических правил на язык образов.

V. Первичное закрепление. 

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала. • Способы: фронтальная работа, работа в парах; • Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий. • Выполнение заданий с проговариванием. В процессе первичного закрепления задания выполняются с комментированием.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль 

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. • Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий); • Выполняется письменно; • Методы: самоконтроль, самооценка. При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя. При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение. 

• Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие;

• Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее. При повторении ранее изученного материала используются игровые элементы - сказочные персонажи, соревнования. Это создаёт положительный эмоциональный фон, способствует развитию у детей интереса к урокам.

VIII. Рефлексия деятельности (итог урока). 

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса. • Вопросы: • Какую задачу ставили? • Удалось решить поставленную задачу? • Каким способом? • Какие получили результаты? • Что нужно сделать ещё? • Где можно применить новые знания? 

Существуют различные приёмы эффективного урока.

Вот некоторые из них. Многие знакомые и активно используются учителями:

«Корзина» идей, понятий, имен…» Это прием организации индивидуальной и групповой работы обучающихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают, что знают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Прием составления    маркировочной таблицы «ЗУХ».      Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы.

В ней три колонки: знаю, узнал(а) новое, хочу узнать подробнее, что соответствует аббревиатуре ЗУХ.

З

У

Х

В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе  урока информацию

Написание  «Синквейна».    Написание «Эссе». Смысл этого приема можно выразить следующими словами: “Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю”. В переводе с французского слово “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.

Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.

“Кластер” - это инструмент, созданный для  того, чтобы эффективно мыслить. Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.

Приём «Инсерт». Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание пройденного на уроке. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им  в ходе урока ставить их карандашом на полях тетради напротив выполняемого задания. Помечать следует отдельные абзацы, предложения (столбики задач и примеров и т.д.). Общепризнанные знаки:

    «v» - если информация известна;

    «+» - информация, которая услышана впервые;

    «-» - сведения, которые идут вразрез с имеющимися представлениями;

    «!» - сведения, которые вызвали интерес

    «?» - то, что осталось непонятным.

Прием «Лекция со стопами». Лекция – хорошо знакомый и часто используемый педагогический прием. Особенности ее использования в технологии критического мышления заключается в том, что она читается дозировано. После каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время “стопа” идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.

Все методы имеют слабые и сильные стороны. Наконец, возможности детей тоже диктуют приоритетность в выборе метода. При новых требованиях к анализу оценивать не сами применяемые методы, а обоснованность их применения.

Давайте поговорим о формах проведения урока.

В какой форме наиболее полно реализуются выбранные методы?

Необходимо сочетание общеклассных форм работы с групповыми и индивидуальными, стремление к организации учебного труда как коллективной деятельности.

Нетрадиционные формы урока:

  • Урок - викторина
  • Урок - поиск
  • Проектный урок
  • Урок-экскурсия
  • Урок – экспедиция
  • Урок без учителя
  • Стихотворно -музыкальный урок
  • Урок пресс- конференция
  • Урок взаимообучения
  • Урок - игра (деловые, ролевые ситуационные игры)
  • Интегрированные уроки
  • Урок – фантазия
  • Урок – сказка
  • Урок - спектакль

Учитель свободен в выборе структуры урока, лишь бы она способствовала высокой результативности обучения, воспитания, развития и не мешала творческой работе педагога. Структура урока изменяется и в результате использования на уроках новых технологий обучения.

  • технология личностно-ориентированного обучения
  • дифференцированное обучение
  • технология проектной деятельности
  • развитие критического мышления
  • игровые технологии
  • икт
  • здоровьесберегающие технологии

Следующий этап – рефлексия деятельности и этап  дачи домашнего  задания….

Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие. Если раньше мы осуществляли контроль и самоконтроль усвоения нового материала, то по новым стандартам - самооценка, рефлексия результатов деятельности, т.е. умение оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений.

Способность к рефлексии - важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка как ученика, школьника, направленность на саморазвитие. Учитель ставит вопросы:

  • Какую задачу ставили?
  • Удалось решить поставленную задачу?
  • Каким способом?
  • Какие получили результаты?
  • Что нужно сделать ещё?
  • Где можно применить новые знания?

По возможности дифференциация домашних заданий (по характеру, содержанию, объёму) для разных групп учащихся; с целью развития творчества одних, закрепления пройденного материала другими.

Вот такой  кластер по итогу изложения материала можно составить.

Вспомним, о чём говорили.

  • определили цели и задачи;  
  • отобрали содержание урока;
  •  выбрали формы и методы;
  • провели рефлексию  и   вышли на результат, который планировали в целях и задачах.

Итак, грамотный, технологичный, профессиональный, современный урок спроектирован.

Однако урок - это ещё и отношения между людьми.  Поэтому, мы должны продумать, как поддержать  психологический комфорт и атмосферу взаимодействия. Если раньше  учитель:  носитель информации, хранитель норм и традиций, контролер, а ученик:  объект деятельности учителя,  то с введением стандартов второго поколения  функции учителя: организатор, сотрудничество, консультант, а позиция ученика: активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности.

Договори словечко по кругу

  • Ребёнок хочет учиться когда…. Когда получается … Когда ничто не угрожает….Когда интересно…

Будем стремиться к этому и помнить о том, что каждый ребёнок приходит в этот мир не для того, чтобы его учили, а для того, чтобы быть  счастливым.

Исключительную важность имеет также настрой преподавателя на качественное проведение урока. От того, как педагог настроится на данный урок, как он сумеет «войти в форму», насколько четко продумает свое педагогическое поведение, во многом зависит эффективность проектируемого урока.

Современный урок – это современный учитель.

Ключевое слово, определяющее деятельность учителя, – развитие. Развитие своего потенциала, стремление к самореализации и самосовершенствованию.

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но  от учителя зависит,

Какими  дети быть должны.

Желаем вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!

Обсуждение. Итог.

В начале семинара мы на флипчарте выполнили упражнение: современный урок

с – самовыражение, самостоятельность, самообразование

о – организованность, отзывчивость, обратная связь

в – визуализация, выразительность, воображение

р – рациональность, радость, результативность

е единство

м – мотивация, методичность, многообразие

е естественность

н навыки, научность

н – настойчивость, наглядность, новизна

ый

у – успешность, универсальность

р – развитие, работа, реализация

о оригинальность, образец, опыт

к комфорт, коррекция, контроль, компетентность, креативность, коммуникация

Что еще можно добавить в эту характеристику, а может что-то убрать?

Остались ли у вас еще вопросы, на которые вы хотели бы получить ответы?

Можно написать заявки и пожелания на цветных прямоугольниках для планирования следующего семинара.

ПРИЛОЖЕНИЕ:

Рабочая тетрадь

Компете́нтность - наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.

ИКТ- компетентность педагога - это:

 - один из основных показателей профессионализма;

 - ключевая компетентность для решения современных задач образования;

 - новые возможности для совершенствования учебно-воспитательного процесса, для получения новых знаний как ученика, так и учителя. ИКТ-компетентность современного учителя - это знание новых информационных технологий и умение ими пользоваться.

Тренинг – это продуктивный и интересный процесс. 

Актуальный - важный, существенный для настоящего времени.

Деятельностный подход – это процесс деятельности человека, направленный на становление его сознания и его личности в целом.


Ответьте на вопросы:

Когда учителю интересно учить?

_________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Когда ученику интересно учиться?

_________________________________________________________________

__________________________________________________________________

  1.  На каждую букву выражения  «современный урок» напишите характеристику:

с – _______________________________________

о – _______________________________________

в – _______________________________________

р – _______________________________________

е _______________________________________

м – _______________________________________

е _______________________________________

н _______________________________________

н – _______________________________________

ый

у – _______________________________________

р – _______________________________________

о _______________________________________

к _______________________________________

  1. Заполните  таблицу

Современный/традиционный  урок

+

-

 Основные элементы традиционного и современного уроков:

Требования к уроку

Традиционный урок

Современный урок

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Учитель выдвигает перед учащимися проблему

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Совместно с учениками четко сформулировать тему, цель, задачи урока по наводящим вопросам

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Совместное планирование по образцу/памятке

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся   выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Дифференцированный подход совместно с групповыми методами подготовки

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Выработать критерии проверки  совместно с учащимися (алгоритмы проверки)

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

По выявленным затруднениям учеников заполняются  листы самооценки

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Заполнение листов самооценки по выбранным критериям, акцентируя внимание на объективности оценивания

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Рефлексия (инициатива исходит от ученика)

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Домашние задания должны содержать креативную составляющую, которые позволят проявить ученику свои творческие возможности (не более трети от пройденного в классе)

  1. Какие требования предъявляются к современному уроку?

• хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;

• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

• вывод делают сами учащиеся;

• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

• времясбережение и здоровьесбережение;

• в центре внимания урока - дети;

• учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

• умение демонстрировать методическое искусство учителя;

• планирование обратной связи;

• урок должен быть добрым.

  1. Образец составления технологической карты урока по ФГОС

Технологическая карта урока по ФГОС — современная форма планирования педагогического взаимодействия между учителем и учениками, которая содержит перечень их действий по достижению целей обучения в последовательности, отображенной в этапах урока. Ее использование дает возможность оптимизировать процесс формирования и развития личности школьника на уроке.

C:\Users\user\Desktop\img24.jpg

C:\Users\user\Desktop\img9.jpg

  1. Приёмы эффективного урока.

Вот некоторые из них. Многие знакомые и активно используются учителями:

«Корзина» идей, понятий, имен…» Это прием организации индивидуальной и групповой работы обучающихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают, что знают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Прием составления    маркировочной таблицы «ЗУХ».      Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы.

В ней три колонки: знаю, узнал(а) новое, хочу узнать подробнее, что соответствует аббревиатуре ЗУХ.

З

У

Х

В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе  урока информацию

Написание  «Синквейна».    Написание «Эссе». Смысл этого приема можно выразить следующими словами: “Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю”. В переводе с французского слово “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.

Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.

“Кластер” - это инструмент, созданный для  того, чтобы эффективно мыслить. Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.

Приём «Инсерт». Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание пройденного на уроке. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им  в ходе урока ставить их карандашом на полях тетради напротив выполняемого задания. Помечать следует отдельные абзацы, предложения (столбики задач и примеров и т.д.). Общепризнанные знаки:

    «v» - если информация известна;

    «+» - информация, которая услышана впервые;

    «-» - сведения, которые идут вразрез с имеющимися представлениями;

    «!» - сведения, которые вызвали интерес

    «?» - то, что осталось непонятным.

Прием «Лекция со стопами». Лекция – хорошо знакомый и часто используемый педагогический прием. Особенности ее использования в технологии критического мышления заключается в том, что она читается дозировано. После каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время “стопа” идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.



Предварительный просмотр:

Подготовила

учитель высшей квалификационной категории

МБОУ «СШ № 10»

СКВОРЦОВА ИРИНА ПЕТРОВНА


Цель:

Социокультурная: приобщение учащихся к целостному взгляду на окружающий мир, введение их в круг важнейших социокультурных ценностей.

Содержательная: наполнение категории «Дорога. Путь.».

Развивающая: развитие единого контекста в группе.

Воспитательная: воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: учебник «Истоки» 2 класса, песни «Если с другом вышел в путь», «Дорогою добра».

Ход мастер-класса

Звучит песня «Если с другом вышел в путь»

I. Присоединение к теме:

Здравствуйте, я очень рада встрече с вами. Думаю, что на мастер-классе все будут внимательными слушателями и  активными участниками.

1 слайд  Напомню, что предмет «Истоки» дает целостную картину мира, создает её в единстве мысли и чувства, в системе эмоциональных образов, а не только логических законов.

2 и 3  слайд Сегодня я покажу вам элементы использования театральной педагогики. Ведь театр обладает необъяснимой силой, помогающей «выпрямить» человека: увлечь, повлиять на него, преобразить. Взаимосвязь школьной и театральной педагогики особенно ярко раскрываются в такой форме организации урока, которая называется «художественно-педагогическая драматургия». Художественно-педагогическая драматургия — это такое взаимодействие учителя с учеником, которое разработано на основе проблемного обучения, законов театральной драматургии, принципах педагогики сотрудничества, и обеспечивает целостное восприятие материала урока и силу его воздействия для развития духовного мира школьника, Итак, проблемное обучение, театральная драматургия и педагогика сотрудничества — вот «три кита», на которых «держится» предмет «Истоки» как культурологическая дисциплина.

4 слайд  Догадайтесь о чём идет речь: Лежит брус во всю Русь, а станет  до неба достанет.

Картинки по запросу картинки Лежит брус во всю Русь, а станет – до неба достанет.

5 слайд  Тема нашего мастер- класса «Дорога. Путь. Путники.»

6 слайд  II. Ресурсный круг

Закройте глаза, послушайте…

(Включаю разные звуки дорог.)

Какие возникли у вас образы?

Картинки по запросу картинки ресурсный круг

7 слайд  А теперь посмотрите на слайд, что ответили ребята.

Образы (я вижу)

Звуки (я слышу)

Ощущение (я чувствую)

Остановка

Голоса

Ожидание

Автобус

Шум мотора

Радость

Путник

Шум ветра

Усталость

Памятник герою

Взрывы снарядов

Гордость

Видео «Стихотворение «Дорога»

III. Основной этап.

8 слайд  Я предлагаю вам поразмышлять над знакомыми понятиями: путь, дорога. Почувствовать значимость дороги в жизни человека.

Что такое дорога и что такое путь? В чем их различие?

  На самом деле этот вопрос имеет глубокий смысл, который, к сожалению, в отличие от наших предков, мало кто понимает. В древности дороги строили вдоль рек, а зимой прокладывали прямо по их руслу. Зимой для ориентира вдоль дороги втыкали вехи или вешки, по которым и ориентировались. Такие дороги назывались столбовыми. Пути же вели от реки к реке, мосты являлись частью пути и никогда не могли находиться на дороге. Таким образом смысловое значение понятий дорога и путь противоположны, ведь путь лежит всегда поперёк дороги.

– Какие бывают пути-дороги? Поработайте с учебником на стр. 45-46 (Сначала педагоги перечисляют…потом проверяем)

Картинки по запросу картинки пути дороги

Картинки по запросу картинки пути дороги

9  слайд  Да они бывают видимые и невидимые.

10  слайд  Старые и новые.

11  слайд  Дороги разные : шумные, быстрые, спокойные.

слайд 12 По проторённым широким дорогам неспешно передвигались купеческие караваны

 слайд 13 стремительно проносились всадники

 слайд 14 шли усталые путники

слайд 15 неизведанные дороги

Видео «Импровизация»

Картинки по запросу картинки сценка мне б немного дороги

   - Здравствуйте, - сказал я.

   - Добрый день, - улыбнулась мне продавщица, - что бы вы хотели?  

   - Мне б немного дороги.

   Девушка понимающе кивнула:

   - Это всем нужно.

   - А что, часто берут? - оживился я.

   - Что вы, какое часто. Ну так, зайдут иногда...

   - Какую вам?

   - Что? - не понял я.

   - Какую вам дорогу?

   - А можно выбрать? - удивился я, как-то не задумывался об этом раньше.

   - Да нет, нельзя, разумеется, - легко ответила девушка, - в любом случае вам достанется уникальная, еще нехоженая, ваша дорога. Но принято спрашивать пожелания.

   - Я хотел бы предрассветную дорогу с разбитым, старым асфальтом, а потом с наступлением утра, восхода и восторга-предвкушения, свернуть на щербатую проселочную дорогу и...

   - Держите.

   - Это? - спросил я, принимая из ее рук легкий шарф-платок.

   - Да. Это ваша дорога в ситцевом ветре, цвета рассветного неба.

А наша жизнь не похожа на путь-дорогу?

Очень часто путь-дорога связана с различными переживаниями. Дорога соединяет и разделяет людей.

Слайд 16 Работа в паре

Расставить стрелки у слов: Определить, что объединяет и разъединяет в жизни

Разделяет                                                                  Соединяет

счастье

встречи

разлука

рождение

книга

успех

бесславие

горе

правда

предательство

Проверка работы в паре. Мнения.

слайд 17  А  кто такой путник?

Путник — это путешественник, странник, который находится на перепутье; человек, ищущий временного приюта.

Путник - человек, идущий по пути, и путь им был выбран из уже имеющихся путей, пройденных кем-то. Путник, стремиться достичь того же, что и тот кто этот путь открыл.

слайд 18 Каким должен быть человек в пути? (Выбираем со слайда правильные ответы)

Упражнение «Сигнал»

Картинки по запросу картинки упражнение сигнал

Участники стоят в кругу, достаточно близко и держатся сзади за руки. Кто-то, легко сжимая руку, посылает сигнал в виде последовательности быстрых или более длинных сжатий. Сигнал передается по кругу, пока не вернется к автору. В виде усложнения можно посылать несколько сигналов одновременно, в одну или в разные стороны движения.

слайд 19  Дороги разные, встречаются и люди разные. Не всегда дорога бывает прямой и гладкой. Встречаются и перекрёстки. Приходится выбирать между добром и злом. Но она прекрасна!

Видео    Давайте послушаем родителей, где та дорожка, которая вывела их в жизнь.

Слайд 20 Д\З   Нарисуйте, какой вы представляете дорогу.

VI. Рефлексия:

– О чём задумались после нашей беседы?

– Что важного для себя узнали.

– Оцените, получилось ли сегодня общение?

–Я очень хочу, чтобы наш разговор на сегодняшнем уроке остался в ваших  душах. Уходя, возьмите в дорогу с собой слова-напутствия.

Слайд 21    Пусть дорога вашей жизни будет счастливой, пусть путь каждого из вас будет истинным!

И в заключении расскажу Вам притчу.

Притча «Дорога и путь»

Как-то раз один из учеников спросил учителя:

- Учитель, а чем отличается путь от дороги? Почему все говорят о пути к Просветлению, а не о дороге к нему?

- Дорога - это расхоженный и благоустроенный путь, - так отвечал ему учитель. - А путь - это та траектория, по которой кто-то движется. И не важно, идёт ли он при этом по удобной дороге, или движется по нехоженной земле. Ты видел тропинку, по которой мы ходим за водой? Так вот, это - наша единственная дорога к воде, в то время как к ней же можно пройти многими путями! Когда ты впервые прокладываешь куда-то путь, то перед тобой ещё не существует дороги; если же туда ведёт дорога, то это означает, что многие прошли ещё до тебя точно по тем же местам. К Просветлению же не может существовать расхоженных дорог, каждый вынужден прокладывать к нему свой собственный путь.

- А для чего же тогда нужны учителя, - не унимался любознательный ученик, - если они всё равно не могут вести своих учеников к Просветлению определённой дорогой?

- А для того, чтобы ученики не пошли путём, ведущим их мимо Просветления, - не задумываясь ответил ему учитель и внезапно треснул ученика по лбу!

Остолбеневший вид ученика ясно показал остальным, что для него теперь перестала существовать разница между Путём и дорогой, потому что каждый его шаг, сделанный под присмотром мудрого учителя, неотвратимо вёл его к неизбежному Просветлению!

Звучит песня «Дорогою добра».

Дополнительный материал

Дорога

И лежала, уснув одиноко,
Под сияющим солнцем дорога.
Пробежал по ней ветер игривый,
И её он подмёл своей гривой.

Полетел в поднебесье стрелою,
Там ждала уже тучка с грозою,
Устремились к дремавшей дороге,
Теплым душем омыли ей ноги.

И она пробудилась довольная,
А погода стояла-то знойная,
Благодарно взглянув на друзей,
Жить с друзьями всегда веселей.

Задышала озоном  дорога,
Ей не стало уже одиноко,
Длиной змейкою вдаль уходила,
Снова солнышко в небе светило.

М. Куншт

 Инсценирование

 

 - Здравствуйте, - сказал я.

   - Добрый день, - улыбнулась мне продавщица, - что бы вы хотели?  

   - Мне б немного дороги.

   Девушка понимающе кивнула:

   - Это всем нужно.

   - А что, часто берут? - оживился я.

   - Что вы, какое часто. Ну так, зайдут иногда...

   - Какую вам?

   - Что? - не понял я.

   - Какую вам дорогу?

   - А можно выбрать? - удивился я, как-то не задумывался об этом раньше.

   - Да нет, нельзя, разумеется, - легко ответила девушка, - в любом случае вам достанется уникальная, еще нехоженая, ваша дорога. Но принято спрашивать пожелания.

   - Я хотел бы предрассветную дорогу с разбитым, старым асфальтом, а потом с наступлением утра, восхода и восторга-предвкушения, свернуть на щербатую проселочную дорогу и...

   - Держите.

   - Это? - спросил я, принимая из ее рук легкий шарф-платок.

   - Да. Это ваша дорога в ситцевом ветре, цвета рассветного неба.


Сказка про Дорогу

Светлана Кременецкая

 Жила – была Дорога, была она прямой, широкой, ровной, шла мимо речки, мимо гор и куда-то так далеко уходила, что никто не знал, где она кончается. По ней шли люди, лошадки с телегами, бежали собаки, иногда проезжали автомобили, туда – сюда ездили велосипедисты, мамочки везли коляски с детишками, а старики - тележки с продуктами.

Всем Дорога была  нужна.

      Да вот беда – стала дорога сердитой, обидчивой. Думала: «Всю меня истоптали ногами, колесами изъездили, перед всеми стелюсь, все на меня свысока смотрят. Ниже меня и нет никого, разве что канава сточная». Завидовать стала: «Вот речке хорошо – лежит, блестит на солнце, извивается плавно. Никто ее ногами не топчет, по бережку люди гуляют, да любуются ею».

       Взяла дорога, да и стала извиваться, как Речка – пусть любуются. А люди не довольны – длинной стала Дорога, не хочется им туда-сюда ходить, да ездить. Проложили новый прямой путь рядом.

       Спохватилась Дорога, не хочется ей одной без внимания остаться. Видит, люди на Небо, на Солнышко, на Облака любуются. И придумала дорога вот что: стала прямой, но покрылась вся лужами, а в лужах Небо отражается, и Солнце, и Облака, а ночью – Звезды. Ходи, смотри, радуйся ей – Дороге! А никто не радуется! Ругаются люди: «Грязно! Мокро!» Лужи стороной обходят. Обиделась Дорога, пыль людям в глаза пустила. Опять люди недовольны! По траве пошли рядышком, а Дороге внимания нет.

       Что бы еще придумать? Видит Дорога – люди на Горы любуются, лезут на них, хоть и круто. Решила Дорога стать похожей на Горы. Камнями покрылась. Спотыкаются люди. Тележки, коляски не едут. Велосипедисты падают. У машин шины прокалываются. Совсем перестали по дороге ходить и ездить.

       Кинулась дорога Облаком стать – камни выбросила, туману напустила на себя. В двух шагах ничего не видать! Бредут люди с опаской, кто-то песню грустную затянул: «Эх, Дороги, пыль, да туман…»

       Снова вспомнила Дорога про блестящую Речку, да льдом покрылась. Лежит – блестит! То-то, думает, ею сейчас восхищаться будут. Скользят люди, падают, машины тормозами визжат, аварии случаются! Опять Дорогу ругают. Говорят: «Была Дорога, как Дорога, любо – дорого ходить, да ездить было, и что это с ней сталось?»

       Услышала Дорога о себе прежней хорошие слова и задумалась. Тут Тучка мимо пролетела, спрашивает: «Что грустишь, Дорога?» «Да все меня ругают. Надоело мне Дорогой быть. Вот, думаю, что ли мне Лесом стать? Люди Лес любят, а меня – нет». Удивилась туча: «Ты такая важная и нужная всем!» «Что ты, Туча, понимаешь!? Тебе хорошо говорить, ты на Небе живешь, там чисто, не пыльно, по тебе никто ногами не ходит, колесами не ездит!» А Туча ей отвечает: « Работа есть работа, что на Небе, что на Земле – все едино. Думаешь, мне легко воду таскать в себе? Я уж от натуги потемнела – дождь Земле несу. Будь собой, Дорога, и делай своей дело хорошо. Главное – какая ты,  куда ведешь. Ведь не в болото же, не к обрыву! Ты сама к Небу идешь и с ним встречаешься. Посмотри на горизонт!» Посмотрела Дорога, да и впрямь, на горизонте, далеко-далеко, они с Небом сливаются, и не видно – где Дорога, а где - Небо».

 «Тучка, а Тучка, сбрось на меня свой дождик, тебе и полегче станет!», - говорит Дорога. Умыла Туча Дорогу своим дождиком, тут же травка и цветочки вдоль Дороги выросли. Чистая, красивая стала Дорога, радостная! И пошли по ней люди довольные, и поехали машины, велосипеды, тележки и колясочки… А Тучка дальше легким облачком полетела, ручкой помахала.

         Дорога теперь всем рада, и тебя к себе зовет!

Сказка про Дорогу № 2.

 Жила была Проселочная дорога. Это была молодая Дорога. Появилась она летом. И ей жилось весело: на ней росли травка-муравки и подорожник. Они весело болтали с листвой деревьев, с травами и цветами, росшими вдоль дороги. Дорога даже уставала от их бесконечной болтовни! Особенно Дороге нравилось, когда по ней бежали босые детские ножки. И вот солнышко стало греть все меньше, день становился короче, а ночь все длиннее. Травка-муравка и подорожник поблекли и стали сонными. Листья на деревьях пожелтели и начали опадать. Сначала Дороге это даже понравилось: такая тишина теперь стояла! А листики так красиво падали и украсили ее! Теперь Дорога была золотой! А потом листики высохли и люди ходили по дроге медленно специально загребая лисья ногами. Листья шуршали и убаюкивали Дорогу. А потом полил дождь. Он лили и лил. Сначала Дорога с удовольствием пила дождевую воду. Но потом сил пить уже не было и на дороге появились лужи. Люди теперь обходили Дорогу стороной и ругали ее. Дорога начала грустить, вспоминать прошедшее лето, зеленую травку, листву деревьев, веселое щебетание птичек. Ночи стали холодные и ее лужи покрывались тоненькой корочкой льда. Днем лед таял и люди опять ругали Дорогу за слякоть.

Однажды ночью дорога все грустила, грустила и вдруг…вдруг ей стало очень тепло: как будто ее укрыли пуховым одеялом. И тишина такая вдруг наступила! Не слышно стало шума падающих капель. Дорога открыла слипающиеся глаза и увидела миллионы белых сверкающих звездочек прямо на себе! Ох! Сказала Дрога. Какая же я теперь красавица! А потом она уснула. Ей было тепло и спокойно под снежным одеялом. А разбудил ее звонкий ручеёк: привет! уже Весна! Просыпайся! Дорога потянулась и открыла глаза. Какое же все кругом было сверкающее! Ручеек бежал прямо между снежными берегами. Солнышко сияло ярко-ярко и каждый день в сугробах образовывались новые ледяные пещерки. Днем приходили дети и пускали кораблики. А потом вдоль дороги распустились красивые и нежные синенькие первоцветы – подснежники. Они кивали своими цветочками и звенели! Они звенели так тихо, что никто кроме дороги их не слышал. А ей очень нравился их веселый перезвон. Солнце грело все сильнее. Снег стаял и поля покрылись желтым ковром. Дорога подумала: неужели опять осень? Нет! Это же одуванчики! Она поняла это по тому, как к вечеру желтый ковер становился зеленым – одуванчики закрывались и засыпали до восхода солнца. Вот и травка муравка проснулась! Она выглядывала из земли такая нежная и яркая! А потом и детки подорожника проклюнулись! Привет кричали они Миру! Привет! Вторили им другие растения и вернувшиеся с теплых краев птички. И дорога улыбалась. Улыбалась молоденьким листикам, травке, цветочкам и солнышку. Теперь она знала, что за летом будет осень, а за осенью зима. А зимой она выспится и успеет соскучиться по шумным своим друзьям. И будут новые встречи. И так будет много-много лет.


Разделяет

Разделяет

Соединяет

Соединяет

правда

правда

горе

горе

бесславие

бесславие

успех

успех

книга

книга

рождение

рождение

разлука

разлука

встречи

встречи

счастье

Счастье

предательство

предательство