Конкурс "Учитель года"

Бочкарёва Юлия Владимировна

Материалы к конкурсу "Учитель года"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальный конкурс «Учитель года – 2017»

Эссе

Я учитель

Бочкарёва Юлия Владимировна

учитель истории и обществознания Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Ершова Саратовской области»

I квалификационной категории

г. Ершов, 2017 г.

Безграничная вера в человека, в его будущее –

                                       вот что должно жить в душе человека,

                                       который решил посвятить свою жизнь

                                                        благородному учительскому труду.

В.А. Сухомлинский                                                                

Наверное, в мире все предопределено… Всевышний распорядился одним дать сильные руки, мужественный характер, храброе сердце и они стали защитниками Отечества. Другим – утонченную душу и вложил им в руки кисти и краски, сделав их художниками. Кого – то наградил утонченным музыкальным слухом, а учителю распорядился дать все: и кисти с красками, и песню души, и храброе сердце, и терпение! А главное, возможность и стремление познавать, учиться и учить других. Быть учителем – это иметь все достоинства, все самые положительные человеческие качества. Ведь учитель учит детей, из которых потом рождаются военные и инженеры, художники и поэты, а главное – хорошие люди.

Как правильно выбрать профессию? В литературе на этот счет есть много верных рекомендаций. Но иногда в жизни бывает наоборот – профессия выбирает человека. У меня именно так и получилось.

Из чего состояла и состоит жизнь моя? Уроки, планы, кружки, внеклассные мероприятия, конкурсы, работа с родителями, самообразование, методическая работа, педсоветы, совещания, конференции, семинары, обмен опытом, проверка тетрадей и только потом семья, общение с друзьями. Бывают дни, когда кажется, что всё делаешь не так, как надо, чувствуешь усталость, хочется всё бросить и… . Но звенит звонок, ты входишь в класс, видишь несколько пар сияющих глаз, которые смотрят на тебя, надеются, ожидают какого-то от тебя чуда, и ты ….забываешь обо всём, тонешь в этих лучиках света, тепла, надежды и любви. 

Я - обычный учитель, просто человек, для которого школа - это смысл жизни. Часто говорят, что настоящим учителем нельзя стать, им надо родиться. ,,Воспитателем и учителем надо родиться; им руководит прирождённый такт”. (А. Дистервег).  Мне кажется, эти слова обо мне. А начиналось всё, конечно же, из детства, из семьи, когда маленькая девчонка мечтала стать УЧИТЕЛЕМ! Я всегда знала, что буду только учителем. Ведь перед глазами были живые примеры: мама, Бочкарёва Светлана Васильевна, сестра, Кожевникова Людмила Юрьевна -учителя начальных классов и бабушка, Рябкова Александра Семёновна,- учитель биологии. С самого раннего детства я считала, что учитель, самая важная и нужная профессия, что он знает всё. Моя мама была учителем начальных классов, именно она стала моей первой учительницей.

Что же значит быть учителем? Нелегко дать описание этой профессии, а тем более этому человеку! Я считаю, что быть учителем – это не просто работа, это образ жизни, состояние души! Быть всегда примером для подражания, вызывать чувство уважения и глубокой симпатии, чтобы увлечь ребёнка процессом обучения – это нелегко! Настоящий учитель должен быть универсален! Что бы быть учителем, нужно в первую очередь быть человеком! 
Я каждый урок учу не только своих детей, но и учусь вместе с ними. Учиться необходимо для учителя, не меньше чем ученику, чтобы постоянно развиваться и идти вперед, прокладывая тропку к знанию и к жизни для своих учеников. 
Думаю, что каждый учитель в душе чуть-чуть ребёнок! Ведь только дети могут понять друг друга. Настоящий учитель не может быть равнодушен к своим детям. Без любви и уважения к детям не может быть хорошего учителя. Я всегда стремлюсь понять и услышать учеников (что очень важно), помочь им советом.

    Я прихожу в школу рано, когда коридоры пусты, а в кабинетах тишина. Тишина ожидания, предвкушения начала дня, маленькая пауза перед бурной насыщенной разными событиями жизнью. Это минуты, когда можно  сосредоточиться, настроиться на новый день, вновь войти в свою роль. Что может радовать человека?  Для меня главная радость – это мои ученики. В них  смысл жизни, они – предмет моих раздумий и забот.

   Так продолжается 16 лет: день за днём, урок за уроком. Забываю об усталости и проблемах, потому что я иду на урок, единственный и неповторимый, другого такого ни в моей жизни, ни в жизни моих учеников не будет.

   Школа наполняется детьми. Пришли мои ученики, пришли они сюда за знаниями. Сегодня бытует мнение об отсутствии мотивации к учёбе у современных  школьников, но я с этим не могу согласиться, потому что считаю, что  в каждом ребёнке природой заложено стремление узнать что-то новое.  Я не имею права обмануть их ожидание, погасить огоньки  в их глазах.

Многое должен знать, понимать, применять современный учитель. Новые образовательные стандарты, ЕГЭ…  А главное ли это? Человек – вот ради чего стараемся, живем. И не просто человек, а любящий свою Родину и не предающий ее в трудный момент. Вот ради чего работает учитель:  нести ответственность за успешную судьбу ребенка, который унесет в большой мир не только знания,  не только ошибки и сомнения, но и частичку учителей, которые его учили,  а значит, и частичку меня.

     Когда пришла в школу, мне казалось, что я ко всему готова и всё знаю: ведь университет закончен, диплом получила. Думала, что чем больше  расскажу,  напишу на доске, тем лучше будет усвоен учениками материал урока. Но я глубоко ошибалась. Ведь я человек, а человеку свойственно ошибаться… и исправлять свои ошибки. А это нелёгкая задача. Сколько раз опускались руки. Казалось, всё, хватит! Но утром звонит будильник и зовёт на работу. И я снова иду туда, где меня ждут, где нужны мои знания и опыт.

Какой он-современный учитель? Я считаю, что, прежде всего, профессионал своего дела, а также позитивный, требовательный, креативный, серьёзный, терпеливый, коммуникабельный, информативный, постоянно идущий вперёд; учитель-друг, учитель-подросток, учитель-мама, учитель-мудрец. Современный учитель помогает ребёнку творить, раскрывать свои способности, а я уверена, что все дети талантливы, им только надо помочь поверить в себя, в свои силы.

  Вот поэтому в своей профессиональной деятельности я всегда придерживаюсь такой педагогической концепции, что каждый ребёнок талантлив по своему, только нужно разглядеть его, помочь ему проявиться, а для этого необходимо просто любить детей. И главное правило: обучая других, и сам постоянно учись!

 Современный учитель должен подготовить ребёнка к настоящей жизни, чтобы каждый, выйдя из стен школы, смог легко и быстро, ворваться” во взрослую самостоятельную жизнь без каких бы то ни было потрясений и разочарований, чтобы сумел найти своё место в обществе.

А что для этого делаю я?  Мои ученики больше работают самостоятельно, в группах, сами определяют проблемы и делают выводы. Такую деятельность обязательно должен венчать успех, чтобы не иссяк интерес, не опустились руки. И это возможно: ведь я знаю каждого и задание дам подходящее – посильное. Очень важно, чтобы ребёнок верил в себя. В педагогике это называют гуманизацией, дифференциацией, личностно-ориентированным подходом, ситуацией успеха. Для меня это умение видеть каждого, ценить каждого, не пропустить попытку проявить себя, дать ребёнку право на ошибку. Конечный результат педагогического труда можно увидеть не сразу, не сегодня, не завтра, а через очень продолжительное время. То, что учитель сделал, сказал, сумел внушить ребёнку, иногда сказывается через пять, десять лет. От учителя, от его умения, мастерства, искусства, мудрости зависит здоровье, разум, характер, воля, патриотизм, интеллект человека. Иными словами, зависит настоящее и будущее ученика. Поэтому важно верить в возможность успешного воспитания каждого ребёнка. Одна из главных моих задач - это развитие и воспитание детей знающих, культурных, умеющих самостоятельно добывать знания. Главное, что каждый сделает свой выбор, ощутит себя настоящей личностью. Радуюсь, когда ребята с интересом идут ко мне на урок, но для меня важно и то, что я иду на урок с удовольствием и жду встречи с учениками. 

Моя работа – это моё постоянное творчество, мой прогресс и моё самовыражение. Мои ученики – мои единомышленники, доверившие мне частицу своей жизни, впустив меня в свой мир. Всем этим мне нужно распорядиться мудро. Я , естественно, горжусь своими детьми, когда они активны на уроках, проявляют интерес к моему предмету, когда занимают призовые места в различных конкурсах и олимпиадах, но и в момент неудачи я горда за них, ведь они получают одни из самых важных уроков – уроки жизни. Иногда одна неудача способна научить большему, чем тысяча побед, важно, что бы в нужный момент рядом оказался человек, который поверит и поддержит, что бы рядом был учитель! 

Я люблю свой предмет, люблю общаться с детьми. Учитель – это гордое звание, которое нужно заслужить! И я считаю, что я на правильном пути! 
Я – учитель! И пусть это сложно, но всё таки можно!!!

Какой он---настоящий учитель? Я думаю, что у каждого будет свой ответ на этот вопрос. Но я знаю одно: настоящий тот, кто просто ЛЮБИТ детей! Любит детей разных: умных, странных, ,,трудных”, независимых, озорных, непоседливых, талантливых, непредсказуемых,…..ВСЕХ!

 Учитель—это тот, кто отдаёт всю себя детям, детям, которых должен научить, воспитать, подготовить к жизни и, самое главное, передать свою любовь им, научить их любить, научить их быть людьми.

 Моё педагогическое кредо---это слова В. Ключевского: ,,Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь”.



Предварительный просмотр:

Тема урока:  Объединения разных людей.

1. Цели урока

Умение понимать связи между людьми в обществе – определять понятия «социум», «общественные (социальные) отношения», «социальные общности», «социальные группы», «образование».

   Умение занимать свою позицию и строить отношения с людьми – договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты. Определять и объяснять своё отношение к нравственным ценностям.

Умение действовать в рамках закона и нравственных норм – решать учебно-жизненные задачи в соответствии с нравственными нормами.

2. Содержание урока.

Элементы необходимого минимума содержания

Формируемые и используемые учебные действия

Основы социологии. Социальные общности и группы. Виды социальных групп. Общественные отношения. Образование как социальный институт.

Умение классифицировать обществоведческую информацию.

Составление плана действий.

Умение систематизировать информацию. Умение сравнивать факты, явления, понятия.

Умение устанавливать причинно-следственные связи.

Умение определять собственную точку зрения и применять полученные знания. Умение творчески мыслить, исследовательский навык.

3. Ход урока.

Этап урока: создание проблемной ситуации и формулирование проблемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Используемая информация и форма работы

Применяемые учебные действия

- Знакомство с донорской акцией в г.Саратове. Какой вывод можно сделать из этого.

Беседа с учениками об их успеваемости, сравнить с успеваемостью родителей.

– Как вы думаете, семья – это малая группа или нет?

– Всегда ли в семье совпадают цели и интересы?

– Вот и у Ромы с папой явно намечается конфликт. Прочитайте начало § 12.

Люди могут объединяться с какой – либо целью.

Обсуждают свою успеваемость, роль образования в жизни.

– Да, ведь у членов семьи должны быть общие интересы, цели.

– Наверно, нет. Какие-то цели совпадают, какие-то – нет.

Читают начало § 12

Личный опыт и ранее изученный материал.

– Сравните мнения отца и сына о том, нужно ли учиться.

– В чём вы видите противоречие в их точках зрения?

1. Папа – учиться надо.

2. Рома – учиться не надо.

– Какой вопрос можно задать, если исходить из этого противоречия?

Проблема: зачем надо учиться?

– Сравните свой ответ с вариантом авторов.

– Папа считает, что учиться надо ради своего будущего, а Роме учиться скучно, ему это пока не надо.

Выслушиваются все варианты, затем выбирается один, который ребята сравнивают с формулировкой авторов учебника.

Личный опыт и ранее изученный материал.

Формулирование проблемного вопроса.

Этап урока: выдвижение гипотез, актуализация знаний,

планирование собственной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Используемая информация и форма работы

Применяемые учебные действия

– Какие у вас есть предположения, версии решения проблемы?

Предлагают свои гипотезы

Вопросы и проблема, записанные на доске или в презентации.

Фронтальная.

Выдвижение гипотез.

– Давайте вспомним, что мы с вами уже знаем по этой проблеме. Для этого проведём проверку знаний терминов.

Работу можно провести по слайду

На какие сферы делится общество, в чём его функции?

Ребята самостоятельно выполняют работу:

Понятия Личность, Деятельность. Общество.

Экономическая

Социальная

Политическая

духовная

Самостоятельная работа.

Умение систематизировать информацию.

– Как будем с вами решать проблему урока?

План:

1. Что даёт образование?

– Надо выяснить, что в результате образования получает ученик.

Вопросы и проблема, записаны Фронтальная.

Составление плана действий.

Этап урока: открытие нового знания и формулирование вывода

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Используемая информация и форма работы

Применяемые учебные действия

– Используя текст учебника (с. 101–102), объясните, что объединяет людей в социальные общности. Выделить признаки социальной общности

На основе признаков сформулировать определение.

Проверим по словарю.

Может ли человек прожить жизнь, не входя ни в одну соц общность?

Что необходимо человеку, чтобы включиться в ту или иную соц общность?

Как бы вы ответили на проблемный вопрос «Зачем надо учиться?»

Работают самостоятельно, выделяют признаки соц общности, формулируют определение.

Нет, не может.

Надо найти людей с такими же интересами, как и у вас. Вхождение в общность происходит через совместную деятельность.

В процессе обучения человек расширяет свой круг интересов, определяет своё отношение к соц общности.

работа самостоятельная.

Умение выделять главное и обобщать.

– Прочитайте текст на с. 102–105 и определите признаки соц группы, на основе признаков сформулировать определение соц группы. 

Рассказ о видах соц групп

как любой человек включается в различные социальные группы и социальные отношения?

Работа с фотографией учебник стр 103 Представители каких малых групп могут быть запечатлены на фото.

Что необходимо человеку для того, чтобы войти в состав важных для себя соц групп?

Работа с фото презентации

Где человек может приобрести эти знания?

Сообщения учащихся о школах Египта, Междуречья, Греции

Как теперь мы ответим на вопрос «Зачем надо учиться»?

Читают и выполняют задание с приведением примеров. Работа  в парах.

Отвечают на вопросы.

Работают с фото, отвечают на вопрос

Уметь себя вести, общаться, обладать определёнными знаниями.

Отвечают какие группы изображены, как в них может попасть человек, что для этого надо?

В процессе обучения – в школе…

Выступления учащихся.

Для того, чтобы получить знания и развивать умения, которые нужны человеку при вступлении в соц отношения.

учебник, с. 102–105.

Работа парная.

Умение выделять главное и обобщать.

– Прочитай текст учебника (с. 105107). Каким образом отношение к учёбе может повлиять на успешность во взрослой жизни?

Работают в парах, дополняя информацию для слайда 9.

учебник, с. 105–107.

Парная работа.

Умение классифицировать общество-ведческую информацию.

– Так какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

Проблема: зачем надо учиться?

– В процессе образования человек приобретает определённые знания, умения и развивает свои интересы. Эти навыки необходимы ему при взаимодействии с различными социальными группами.

Знания, полученные на уроке.

Фронтальная работа.

Формулирование вывода.

Этап урока: применение нового знания, домашнее задание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Используемая информация и форма работы

Применяемые учебные действия

– Выполните задание из презентации

Самостоятельно выполняют работу.

Слайд и знания, полученные на уроке.

Самостоятельная работа.

Умение сравнивать факты, явления, понятия.

– Подведём итоги урока. Цель урока достигнута?

– Какую проблему мы решали на уроке?

– Какой ответ можно дать по проблеме урока?

– Чьи гипотезы подтвердились?

Проводят рефлексии.

Знания, полученные на уроке. Фронтальная работа.

Умение обобщать информацию и выделять главное.

– Какой вопрос мы поставили в начале изучения главы 2?

– Как бы вы теперь ответили на этот вопрос?

Слайд 15.

– Человек человеку – друг или волк?

– Человек человеку может быть другом, если научится включаться в разные социальные группы.

Знания, полученные на уроке.

Выделение главного.

Формулирование вывода.

– Дома предлагаю вам выполнить на выбор задание в учебнике стр 107-108 и проект стенгазета.

Записывают в дневник задание.

Рабочая тетрадь.

Умение определять и объяснять своё отношение к общественным нормам.