Методическая копилка

Бочкарёва Юлия Владимировна

Предварительный просмотр:

Тема:         Природа под охраной закона

Цель: 1. В результате совместной деятельности уяснить механизм защиты    природы законом.

          2. Развитие навыков работы с текстом, с опережающим заданием, умений систематизировать информацию, обобщать, делать выводы.

          3. Воспитание неравнодушного, уважительного отношения к природе, взаимоуважения; культура речи.

Тип: урок изучения нового материала.

Оборудование: - Л.Н.Боголюбов учебник «Введение в обществознание» 8-9. М. Просвещение 2006.

                           - Л.Ш.Лозовский Конституция РФ с комментариями для изучения и понимания. М.ИНФРА-М 2005

                           - заготовки таблиц на доске

Методические приёмы:

                           - актуализационная беседа

- бортовой журнал

- ИНСЕРТ

- синквейн

Ход урока

  1. Проверка готовности к уроку
  2. Изучение нового материала:

Вступительное слово учителя:

Продолжая говорить о природе, сегодня мы поговорим о том, как охраняется природа.

Мы поработаем с текстом, составим таблицу, заполним бортовой журнал, побеседуем, послушаем сообщение и завершим нашу работу составлением синквейна.

Желаю вам приятной и полезной работы.

Начнём!

  1. ВЫЗОВ.

Посмотрите внимательно на тему урока и подумайте, что нам уже известно о природе? Обсудите это в течение трёх минут в паре и запишите в виде ключевых слов, словосочетаний или коротких предложений в левую часть бортового журнала.

Заполняем левую часть заготовки на доске.

Бортовой журнал может выглядеть так:

знал

узнал

- человек – тесно связан с природой

- человек занимает важное место в природе

- природа в опасности

А теперь снова внимательно посмотрите на тему и скажите, какова цель нашего урока? Что вы хотите узнать?

Предполагаемые ответы:

- какие законы охраняют природу?

- как охраняют?

- от кого охраняют?

(записать на доске) Хорошие вопросы! Давайте искать ответы.

  1. ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ

Первое, что приходит на ум при слове закон, это, конечно же, Конституция. Основной закон страны не может обойти вниманием такой важный момент, как охрана природы.

Обратимся к тексту. Внимательно прочитайте статью 42 и назовите мне 3 составляющие этой нормы.

Предполагаемый ответ:

- право на благоприятную окружающую среду

- право на достоверную информацию о её состоянии

- право на возмещение ущерба, причинённого здоровью или имуществу экологическим правонарушением

Это наши с вами права в отношении природы.

Систематизируем в таблицу.

закон

права

обязанности

Конституция РФ

- на благоприятную окружающую среду

- на достоверную информацию о её состоянии

- на возмещение ущерба, причинённого здоровью или имуществу экологическим

правонарушением

Закон «Об охране окружающей природной среды»

Раз есть права, то должны быть и обязанности?

 Обратимся к статье 58. Что вы увидели здесь?

Предполагаемый ответ:

- обязанность сохранять природу и окружающую среду

- обязанность бережно относиться к природным богатствам.

Систематизируем в таблицу.

закон

права

обязанности

Конституция РФ

- на благоприятную окружающую среду

- на достоверную информацию о её состоянии

- на возмещение ущерба, причинённого здоровью или имуществу экологическим правонарушением

- сохранять природу и окружающую среду

- бережно относиться к природным богатствам.

Закон «Об охране окружающей природной  среды»

Положения Конституции нашли отражение во многих законах. Мы с вами обратимся к Закону «Об охране окружающей природной среды». И посмотрим, какие ещё права и обязанности определены для человека в отношении природы.

Самостоятельное чтение 3и 4 абзац стр. 57

Завершение заполнения таблицы.

закон

права

обязанности

Конституция РФ

- на благоприятную окружающую среду

- на достоверную информацию о её состоянии

- на возмещение ущерба, причинённого здоровью или имуществу

экологическим правонарушением

-  сохранять природу и окружающую среду

-  бережно относиться к природным богатствам.

Закон «Об охране окружающей природной  среды»

- создавать общественные объединения, фонды по охране природы

- принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, референдумах об охране окружающей среды

- требовать отмены решений о строительстве вредных объектов

- ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных

- принимать участие в охране природы

- соблюдать требования природоохранного законодательства

- оберегать природные богатства

- повышать уровень знаний о природе,

экологическую культуру

Обсудили

А как закон охраняет природу? Каков механизм?

Обратимся к тексту на страницу 57 и прочитаем пункт «Как закон охраняет природу?»  с применением приёма ИНСЕРТ (напомним, что это)

Самостоятельное чтение, обсуждение: что знали, что нового, что не понятно.

Так, как закон охраняет природу? Укажите три положения

Предполагаемый ответ:

- Указывая, что охранять,

- определяя меры для охраны,

- наказывая нарушителей.

Так значит, нашими поступками в отношении природы движет страх перед законом?

Беседа о нравственном аспекте проблемы.

Сообщение учащегося - «Об общественных движениях в защиту природы».

Сегодня люди активно включаются в борьбу за сохранность окружающей среды.

В течение трёх минут подумайте и заполните правую часть бортового журнала, исходя из вопросов, поставленных в начале урока

знал

узнал

- человек – тесно связан с природой

- человек занимает важное место в природе

- природа в опасности

- основные законы: Конституция и «Об охране окружающей природной  среды»

- они устанавливают права и обязанности человека по отношению к природе

- указывают, что охранять

- определяют меры для охраны

- наказывают нарушителей

  1. РЕФЛЕКСИЯ

А теперь давайте вернёмся к теме нашего урока и постараемся сделать вывод.

Предполагаемый ответ:

На охране природы стоят Конституция, Закон «Об охране окружающей природной  среды» и другие законы, они устанавливают права и обязанности человека по отношению к природе,  указывают, что охранять,  определяют меры для охраны  природной среды,  наказывают нарушителей.

И завершим работу составлением синквейна -  ПРИРОДА

Например:

Природа

Беззащитная, уязвимая.

Кормит, страдает, ждёт помощи.

Природа является основой нашей жизни.

Сосуд.

Заслушать несколько.

Домашнее задание: §10, задания 2, 3 – на выбор

  1. Итог урока:

На следующем уроке мы подведём итог нашей работы по теме «Человек и природа.

А сегодня мы достигли цели?

хорошо поработали…….

Оценки за урок будут выставлены с учётом работы в тетрадях, поэтому тетради сдать.

Приятно было с вами работать, спасибо за урок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Наука в современном обществе 1

Слайд 2

2 План урока 1.Что такое наука? 2.Нравственные принципы ученого. 3.Возрастание роли современного ученого.

Слайд 3

3 Что такое наука?

Слайд 5

5 Наука – одна из форм человеческого познания, система достоверных знаний об обществе и природе.

Слайд 6

6 Естествознание учение о природе естественные науки биология химия физика Технознание Обществознание Человековедение

Слайд 7

7 Отличительные признаки науки: Имеет дело с научными фактами. Использует категории и законы логики. Дает систематизированные знания . Использует особый язык -формулы, символы, знаки. Опирается на особые методы- наблюдение эксперимент доказательство.

Слайд 8

8 Составь логическую цепочку : Гипотеза Практическое применение Наблюдение Эксперимент

Слайд 9

9 Лауреаты Нобелевской премии Павлов И.П. 1904 г Физиология и медицина Мечников И.И. 1908 г Физиология и медицина Семенов Н.Н. 1956 г Химия

Слайд 10

10 Лауреаты Нобелевской премии Ландау Л.Д. 1962 г Физика Капица П.Л. 1978 г Физика Алферов Ж.И. 2000 г Физика

Слайд 11

11 Нравственные принципы ученых Нельзя присваивать чужие идеи(плагиат). Ответственность за результаты работы.

Слайд 12

12 Нобелевская премия мира Сахаров А.Д. 1975 г Лайнус Полинг . 1962 г Автор проекта договора о запрещении ядерных испытаний

Слайд 13

13 Манифест Рассела –Эйнштейна . 1955 г Как авторы объяснили причины написания манифеста? Были ли достигнуты цели декларируемые манифестом?

Слайд 14

14 Функции науки: Познавательная. Мировоззренческая. Прогностическая. Производственная.

Слайд 15

15 Производственная функция науки Технопарк : научно-исследовательские институты объекты индустрии деловые центры выставочные площадки учебные заведения Обслуживающие объекты: средства транспорта подъездные пути жилой поселок охрана

Слайд 16

Технопарк : Сколково 16

Слайд 17

Красноярский технопарк 17

Слайд 18

Домашнее задание: Учебник § 9. Рубрика : В классе и дома –задание №3 18


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сфера духовной жизни

Слайд 2

Какие сферы жизни общества вам известны? социальная экономическая духовная политическая

Слайд 3

Приведите примеры элементов духовной сферы

Слайд 4

Характерные особенности: !Проиллюстрируй своим примером каждую особенность.! Сложная структура: составные части – мораль, искусство и т.д . Участие в преобразующей деятельности духовной сферы профессионально подготовленных людей Деятельность институтов и организаций, профессионально занятых в духовной сфере

Слайд 5

Культура – совокупность результатов творческой деятельности людей. Формы культуры Материальная Духовная совокупность физических объектов, созданных человеческими руками. процесс духовного творчества и его результаты: научные открытия, произведения искусства т . д.

Слайд 6

Распределите объекты на 2 колонки: материальную и духовную культуру.

Слайд 7

Проявления культуры Внешняя Внутренняя

Слайд 8

Объясните сущность каждой из функций

Слайд 9

Работа с учебником: стр. 32-33. ЦАРСКИЙ ПУТЬ ИСТИННЫЙ ПУТЬ

Слайд 10

Составьте кластер «Культурный человек»

Слайд 11

Домашнее задание Параграф 4 – пересказ Вопросы из рубрики «В классе и дома» - устно.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что делает человека Человеком?

Слайд 2

План урока Отличие человека от других живых существ. Мышление и речь. Как человек реализует себя?

Слайд 3

Человек существо биологическое. Как вы понимаете выражение:

Слайд 4

Как вы понимаете выражение: Человек- существо социальное.

Слайд 5

Чем человек отличается от животного?

Слайд 6

Человек обладает мышлением и членораздельной речью. Человек способен к сознательной целенаправленной деятельности: -моделирует своё поведение -обладает способностью предвидеть последствия своих действий -выражает ценностное отношение к действительности Способен создавать орудия труда. Преобразует действительность, создаёт «вторую» природу. Удовлетворяет не только материальные, но и духовные потребности.

Слайд 7

Как человек реализует себя? Что для этого необходимо?

Слайд 8

Способности и дарования человека проявляются в процессе деятельности.(стр. 11-12) Виды деятельности Проявления деятельности

Слайд 9

Повторим Что означает выражение: «Человек-существо биосоциальное » Какие качества человека имеют социальную природу (возникают только в обществе)? Как проявляются способности человека? Что такое самореализация?

Слайд 10

Домашнее задание Стр. 14 Рубрика «Говорят мудрые» Объяснить смысл одного выражения на выбор.

Слайд 11

Интернет ресурсы rassenia.info/index.php?… gavin-wilson.org go2load.com/7377-wallpaper-positive-29-06-2009.html http://nasch-mir.ru/socialnoe-sushhestvo-chelovek/ susanin.udm.ru/news/2012/05/29/383537


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Быть личностью 8 класс

Слайд 2

План урока Человек, индивид, личность Жизненные ценности и ориентиры Становление личности

Слайд 3

Вспомним и подумаем Кого можно назвать личностью? Какие качества характеризуют сильную личность? Почему людей волнует вопрос о смысле жизни? Как сделать правильный выбор жизненных целей?

Слайд 4

Человек, индивид, личность. Индивид – отдельно взятый представитель рода человеческого Индивид – отдельный человек как уникальное сочетание его врожденных и приобретенных свойств Индивидные признаки – это признаки, характеризующие человека как одного из многих себе подобных Индивидуальность - сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, отличие от других людей. Личность – человек как социальное существо с присущими ему чертами и отношениями, проявляющимися во взаимодействии с людьми, обществом, государством. Личность – устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

Слайд 5

задание Установите соответствие между понятиями и их определениями Понятие Определение Индивид А) человек как социальное существо с присущими ему чертами 2) Индивидуальность Б) отдельно взятый представитель человеческого рода 3) Личность В) неповторимое своеобразие человека, набор уникальных качеств 1 2 3 Б В А Распределите понятия в порядке от наиболее общего к частному А) Индивидуальность Б) Индивид В) Человек Г) Личность В Б Г А

Слайд 6

ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕЛИ И ОРИЕНТИРЫ РАБОТА С ТЕКСТОМ ПРИТЧА О ПРИНЯТИИ СЕБЯ Как-то король вошел в свой сад и обнаружил, что все деревья, кустарники и цветы в нем увядают на глазах. Дуб сказал, что умирает потому, что не такой высокий, как сосна. Сосна – от того, что не может давать виноград, а виноград – потому, что не может цвести также прекрасно, как роза. Лишь один цветок, анютины глазки, был свеж и цвел, как всегда. Король полюбопытствовал, почему же он цветет как ни в чем не бывало. Цветок ответил: «Когда ты посадил меня, то хотел иметь в своем саду именно анютины глазки. Я принял это как само собой разумеющееся. Если бы ты желал видеть в саду только дуб, виноград или розу, ты бы посадил их. А я, если не могу быть ничем иным, кроме того, чем являюсь, буду стараться быть этим как можно лучше». В ЧЕМ СМЫСЛ ПРИТЧИ? ПОЧЕМУ ТАК ВАЖНО ПРОЯВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ В КАЖДОМ?

Слайд 7

Становление личности Мировоззрение – система взглядов на мир, на место человека в нем и на смысл его жизни и деятельности. Документ на стр. 11 учебника. Согласны ли вы с мнением С.Л. Франка? Почему?

Слайд 8

СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ТЕКСТОМ УЧЕБНИКА Стр. 11учебника, заполните схему.

Слайд 9

Становление личности Социализация – процесс становления личности. Социализация – процесс усвоения индивидом социальных норм и освоения социальных ролей, продолжающийся всю жизнь. Агенты социализации – люди, учреждения и социальные институты, при участии которых проходит социализация человека.

Слайд 10

Становление личности Опираясь на информацию в словаре (стр. 216), выпишите примеры первичных и вторичных агентов социализации.

Слайд 11

Домашнее задание § 1 Вопросы «Проверь себя»(устно) Заполнить таблицу «Кто я?» Признаки, характеризующие любое существо человеческого рода Мои индивидные признаки Мои личностные признаки Мои индивидуальные признаки

Слайд 12

Используемые источники Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.Н. Боголюбов, А.И. Матвеев, А.И. Жильцова и др. Обществознание. 8 – 9 кл .: тематическая тренировочная тетрадь: учебное пособие/ О.А. Чернышева Обществознание. 8 кл .: рабочая тетрадь: пособие для учащихся/ О.А. Котова, Т.Е. Лискова


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: Сущность человека как проблема философии Русский философ А.Ф. Лосев: «человек - вечная проблема, которая вечно решается и которая никогда не будет решена»

Слайд 2

«Человек принадлежит к роду двуногих без перьев» ПЛАТОН

Слайд 3

ЧЕЛОВЕК – ЭТО…. • человек - это существо политическое (Аристотель); • человек - животное, способное изготавливать орудия труда (Б. Франклин); • сущность человека заключается в том, что у него нет никакой сущности (К. Маркс); • человек - не статический центр мира, а ось и вершина эволюции (Тейяр де Шарден ) • Человек есть разумное существо Человек - это дикое, страшное животное, инстинкты которого укротила цивилизация, но который проявляет свое истинное лицо тогда, когда слабеют цепи законного порядка и наступает анархия • Человек есть продукт труда. • Человек есть субъект труда.

Слайд 5

Науки, изучающие человека Анатомия, физиология, генетика, медицина п сихология, Социология Антропология («наука о человеке») – наука, изучающая человека, его происхождение, развитие, существование в природной (естественной) и культурной (искусственной) средах ( биологическая и философская )

Слайд 7

1. «Человек» обозначение всеобщих, присущих всем людям способностей, отличающих нас от животного мира

Слайд 8

Отличие человека от животных

Слайд 9

Сходства человека и животных

Слайд 11

3. Человек – БИОСОЦИАЛЬНОЕ СУЩЕСТВО, Распределите : Сознание и разум, готовность к труду, анатомия, потребности физиологические (в пище, воде и т.д.), свобода и ответственность, потребность в общении, кровеносная система, творчество, инстинкт самосохранения. способность к абстрактному мышлению, умение говорить, субъект познания и изменения мира. строение костной и мышечной систем.

Слайд 12

ВЫВОД ЧЕЛОВЕК – ЭТО….

Слайд 14

Подумайте! 1. Как вы относитесь к утверждению, что различия между человеком и животным носят не качественный, а всего лишь количественный характер? 2. Известно , что Homo sapiens — это Человек разумный. Чем, на ваш взгляд, объясняется то, что это определение не соответствует реальному поведению многих людей? 3. Только существо, обладающее разумом, может быть неразумным. Животные не совершают неразумных действий. 4. Каждому животному свойственен инстинкт агрессии. Можно ли этим объяснить все преступления и войны? 5. То, что делает человека человеком, и то, что делает его человечным, - совсем не одно и то же. 6. Как объяснить расхожую формулу «Ничто человеческое мне не чуждо»?

Слайд 15

Используя свои знания из курсов биологии, истории, обществознания, попытайтесь обосновать или опровергнуть довольно распространенное мнение о человеке как венце природы. Аргументы «ЗА» Аргументы «Против»

Слайд 16

МАУГЛИ – ЭТО ЧЕЛОВЕК?

Слайд 17

Амала и Камала – дети-маугли

Слайд 18

Происхождение человека и становление общества

Слайд 19

Концепция биосоциальной природы человека. Кроманьонский человек (40-50тыс лет назад)

Слайд 20

Домашнее задание Параграф 7, 8 читать Эссе «Человек есть принципиальная новизна в природе (Н.А. Бердяев )»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

" Александр Невский и Золотая Орда "

Слайд 2

Эпиграф “ История предков всегда любопытна для того, кто достоин, иметь Отечество” Н. Карамзин

Слайд 3

выяснить в чем состояла политика А. Невского по отношению к Золотой Орде, дать всестороннюю характеристику личности князя; выяснить предпосылки возрождения Руси устанавливать причинно-следственные связи, анализировать источники, приводить примеры из них для подтверждения выдвигаемых суждений, переносить приобретенные знания в нестандартную (новую) учебную ситуацию; развивать информационную и коммуникативную компетентности воспитывать чувство гордости за героическое прошлое своей Родины; привлечь внимание к таким чертам характера А.Невского как смелость, мужество, любовь к Родине, самоотверженное служение долгу. Цели занятия:

Слайд 4

Актуализация опорных знаний по теме Изучение нового материала Политика А.Невского по отношению к Золотой Орде Предпосылки возрождения Руси Работа с познавательными заданиями Подведение итогов План :

Слайд 5

Изучение новой темы Политика Александра Невского по отношению к Золотой Орде Предпосылки возрождения Руси

Слайд 7

Что мы о нем знаем? Родился около 1220 года Сын Ярослава Всеволодовича Жена – дочь полоцкого князя Дети – Андрей, Василий, Дмитрий, Даниил Великий князь Владимирский с 1252 года Сторонник осторожной и взвешенной политики в отношениях с Ордой Умер в 1263 году (вероятно отравлен в Орде) Канонизирован Русской православной церковью

Слайд 8

Князь - воин Битва на Неве 1240 год Ледовое побоище 1242 год 1256 г – полки А.Невского совершили переход по льду Финского залива и нанесли удар по шведам 1262 г – союз с Литвой и участие в русско-литовском походе против Ливонского Ордена

Слайд 9

В 1942 г учрежден советский орден Александра Невского за заслуги на поле боя и стал «офицерским» орденом Петр I учредил Орден Святого Александра Невского за военные заслуги

Слайд 10

Князь Александр дипломат и хранитель веры Терпеливо налаживал отношения с Ордой, ее ханами Мирил своих соплеменников, враждовавших между собой Проявлял благоразумие, смирение, терпение в трудной борьбе с самим собой

Слайд 11

Незадолго до смерти принял монашескую схиму с именем Алексия Канонизирован в 1380 г, после победы Дмитрия Донского – правнука Александра После 117-летнего пребывания в земле, тело его оказалось нетленным В храме Христа Спасителя есть придел, освященный в его честь

Слайд 12

Отражение биографии князя в произведениях искусства Живопись П.Корина и С. Присекина Поэма К.Луговского Кинофильм Эйзенштейна Музыка С. Прокофьева Роман А.Югова «Ратоборцы» Многочисленные скульптурные памятники

Слайд 13

«Факторы возрождения Руси» 1. Выгодное географическое положение северо-восточных русских земель 2. Миграция населения 3. Хозяйственная деятельность князей 4. Возрождение ремесла 5. Оживление русского крестьянства 6. Трехпольный севооборот, улучшение товарности сельского хозяйства 7. Развитие промыслов 8. Развитие внутренней торговли 9. Возрождение старых и появление новых городов 10. Изменение социальной структуры 11. Укрепление княжеской власти

Слайд 14

Александр Невский – хранитель и защитник веры

Слайд 15

Подвиг есть и в сраженьи, Подвиг есть и в борьбе; Высший подвиг в терпеньи, Любви и мольбе. А.Хомяков

Слайд 16

«Знаменитые люди делятся на две категории: одних человечество не хочет забыть, других не может» Владислов Гжешик