Проектная деятельность

Царёва Валентина Николаевна

Проектная деятельность на уроках географии

 

                Работая над проблемой формирования умений и навыков организации самостоятельной работы обучающихся, направленной на поиск информации, я убедилась в том, чтобы качественно решать задачи, стоящие перед современным образовательным учреждением, значительные педагогические усилия необходимо направлять на мотивацию обучающихся. Наиболее эффективно её можно осуществлять за счёт использования разнообразных образовательных технологий. Особую значимость при этом приобретает проектная деятельность с использованием информационных технологий.

         Цель использования метода проектов в курсе географии – самостоятельное постижение обучающимися географических проблем, имеющих жизненный смысл для обучающихся, «проживание» обучающимися определенного отрезка времени в учебном процессе, создание конкретного учебного продукта, что позволяет школьникам пережить ситуацию успеха, самореализации. Работая над проектом по географии, обучающиеся овладевают комплексом географических умений (познавательных, практических, оценочных), основами взаимодействия друг с другом и рефлексией, учатся приобретать новые знания, а также интегрировать их.

   Проектную деятельность осуществляю на основе организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности обучающихся с различными источниками географической информации: картами, статистическими материалами, справочной и научно-популярной литературой, информацией из периодической печати, радио и телевидения.

         Работа над проектом начинается с определения сферы интересов обучающихся, выбора и формулировки темы проекта, его цели и задач. При выборе темы проекта мы используем следующие критерии:

- значимость данной информации для обучающихся;

- социальная значимость проекта;

- связь с изучаемыми темами курса географии;

- возможность постановки проблемы;

- возможность реализации межпредметных связей;

- возможность использования личного опыта обучающихся.

         Если обучающиеся испытывают трудности в выборе темы проекта, мы используем «банк проектов».

         Затем обучающиеся собирают, изучают и обрабатывают информацию, намечают пути решения поставленных задач, выбирают наиболее перспективные методы и средства исследования, форму учебного продукта и способы презентации проекта.          Учитель консультирует, направляет и координирует действия обучающихся.

            Изучение регионов России и отдельных стран мира вызывает у обучающихся интерес, но жёсткое следование типовому плану может постепенно его снизить. Поэтому при изучении стран и регионов использую метод проектов, который позволяет создать у обучающихся «образ территории» на долгие годы, акцентировать внимание на наиболее характерных чертах  территории.

          Большой интерес у обучающихся вызывают творческие учебные проекты связанные с разработкой туристического маршрута, экскурсии, путешествия. В таких проектах представлен социальный и культурный аспект.

         Использую учебный проект для расширения межпредметных связей. Учебные проекты объединяют различные области научных знаний (география, экология, экономика, физика, социология, демография, химия и др.), создают условия для изучения междисциплинарных понятий, актуальных проблем человечества. Интегрированные проекты позволяют рассмотреть тему проблемы более многогранно, сплетая знания по отдельным предметам в единое целое, что делает процесс обучения интереснее, а знания ребят богаче и глубже.

           Работа в рамках учебных проектов способствует повышению мотивации учения, заинтересованности в результатах своего труда. Изменился стиль общения обучающихся на уроке. Они научились высказывать свое мнение, слышать других, не входить в конфликт, если собственное мнение не совпадает с мнением товарища, вырабатывать общее мнение о том, что и как надо делать. 

Проектная технология дает возможность:

-реализовать деятельностный поход в обучении географии;

-формирования у школьников информационной компетентности;

-овладения школьниками методами географического прогнозирования.

Основные требования к использованию метода проектов:

-наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы;

-практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;

-самостоятельная деятельность обучающихся;

-структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);

-использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

По содержанию: экологические, физико-географические,социально-экономические, комплексные, краеведческие, историко-географические.

Типология проектов по способу преобладающей деятельности: познавательные, творческие, игровые, практико-ориентированные, исследовательские.

Типология проектов по уровню интеграции:

-монопредметные (выполняются на материале географии);

-межпредметные(учитывающие содержание нескольких предметов по смежной тематике);

-надпредметные (выполняются на основе сведений, не входящих в школьную программу).

         Первый проект, который мы выполняли с учащимися назывался «Путешествия путешественников». Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: история, обществознание, биология.

Тип проекта: практико-ориентированный.

Цель проекта: Создание маршрута путешествий.

Задачи:

1. Изучение путешествий Магеллана, Колумба, Кука.

2. Составление предполагаемого маршрута путешествия, определение основных пунктов остановки.

3. Оформление маршрута на географической карте.

4. Подготовка презентации.

Оборудование: Физическая карта мира, цветная бумага, скотч, цветные карандаши, фломастеры, клей, компьютер, листы А4.

Описание проекта.

Перед началом работы над проектом учащимся предлагается поиск информации о путешествиях Магеллана, Колумба. Работа оформляется в виде сообщений, где раскрываются следующие пункты путешествия:

1.Какова цель путешествий?

2.Какие страны, материки они посетили во время путешествий?

Обучающимся предлагается создать собственный маршрут кругосветного путешествия. Каждый из проектной группы выдвигает на обсуждение свой вариант маршрута с предполагаемыми остановками и учащиеся определяют конечный маршрут, который в ходе работы и будет проектироваться.

Обучающиеся дают характеристику стран, материков –остановок, подбирают информацию о странах из различных источников (например, природа, жизнь людей, культура, деятельность – на выбор учащихся, что больше вызывает интерес). Это способствует развитию основных навыков нахождения, использования и презентации географической информации, формированию представлений о целостности Земли как планеты людей, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей (ФГОС основного общего образования).

Обучающиеся приступают к практической части своего проекта:

1.Обучающиеся из красной бумаги вырезаются стрелочки.

2.Записывают интересные факты о странах, материках- остановках на листах А4.

3.Наносят маршрут на физическую карту мира (красные стрелочки).

4.Подготовка к защите.

Обучающиеся учатся творческому поиску решения стоящих перед ними задач. Учитель корректирует действие обучающихся, дает советы по дизайну, помогает высказывать свои мысли, стимулирует их деятельность.

Презентация проекта, во время которой обучающиеся рассказывают о своей работе, где и как они получили информацию, о трудностях которые преодолели.

       Этот этап очень важен для учащихся, так как они учатся представлять итоги своей работы, выступать перед товарищами, учителями, Учащимся важно пережить ситуацию успеха.

Выбор формы продукта проектной деятельности – важная организационная задача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта – презентабельной и убедительной, а предложенные решения –полезными для решения выбранной социально значимой проблемы.

На завершающем этапе подводятся итоги работы учеников, дается качественная оценка проделанной работы по осуществлению проекта. Оценивая работу над проектом, нужно учитывать любой уровень достигнутых результатов.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Подрощинская основная школа   Ярцевского района Смоленской области

Итоговый проект

по географии

Агроклиматические ресурсы города Ярцева

Авторы: обучающиеся 9 класса

Ткачев Владислав Русланович 

Руководитель:

Царева Валентина Николаевна

Начало работы: февраль 2022 г.

Завершение работы: апрель 2022г.

2020-2021 учебный год


План

1. Введение................................................................................................................. 3

2. Основная часть:

2.1. Географическое положение Ярцево…………………………………………....4

2.2. Гидрография .......................................................................................................4

2.3. Краткая характеристика факторов почвообразования………………………..5

А) Климат....................................................................................................................5

Б) Геологическое строение........................................................................................6

В) Почвообразующие породы...................................................................................7

Г) Растительность.......................................................................................................8

2.4. Почвенный покров...............................................................................................9

2.5. Почвообразовательные процессы………………………………………...........10

3.Заключение..............................................................................................................11

4.Источники……........................................................................................................12

5.Приложение…….....................................................................................................13-14

1. Введение

Обоснование актуальности


Вопросы современного устойчивого развития регионов приобрели особую актуальность в последние десятилетия, когда климатические характеристики и агроклиматические ресурсы начали испытывать значительные изменения. Поэтому проблема анализа изменений температурного режима воздуха в приземном слое атмосферы, режима атмосферных осадков и других природно-климатических характеристик регионов, связанных с глобальным потеплением климата, а также исследования возможных последствий этих изменений с целью адаптации к ним природной и социально-экономической сферы, в последние годы приняли острый характер. Решение этой актуальной проблемы связано с разработкой эффективных методов детальной оценки и использования агроклиматических ресурсов. Объект исследования: агроклиматические ресурсы и их структура

Цель: Закрепление и систематизация навыков по географии и картографии почв, самостоятельный анализ материалов лабораторных исследований. Рекомендации по использованию почв.

Проблема: В современном мире огромное количество экологических проблем . С каждым днём добывается огромное количество ресурсов.  Огромная добыча ресурсов пагубно влияет на состояние Земли , именно для этого необходимо их беречь . В данном проекте я хотел-бы разобраться , какие агроклиматические ресурсы находятся на территории Ярцевского района , и какие находятся в опасности.

 Задачи:

  • Ознакомление с информационными источниками в сети Интернет по данной теме.
  • Подборка наиболее интересной информации.
  • Узнать важность агроклиматических ресурсов.
  • Посетить библиотеку, подобрать книги, в которых рассказывается о агроклиматических ресурсах города.

ПРОЕКТНЫЙ ПРОДУКТ: презентация по теме проекта.

2. Основная часть

2.1. Географическое положение  Ярцевского района

Ярцевский район расположен на западе Восточно-европейской  равнины. Площадь его равна 1,6 тыс. км2. Географическое положение обеспечивает бесперебойное движение со Смоленска до Москвы. Районный центр расположен на реке Вопь. Ярцевский район граничит с Кардымовским, Духовщинским Холм-Жирковским, Сафоновским и Дорогобужскими районами Смоленской области.

2.2. Гидрография.

Ярцевский район расположен на реке Вопь, Ведоса, Вотря, Лойня, Лосьмёна, Царевич, Вазуза, Угра, Дымка, Днепр. Вопь, река в Смоленской области, РСФСР, правый приток Днепра. Длина 158 км, пл. бассейна 3300 кв. км.
        Ср. годовой расход воды в устье ок. 22 куб. м/сек. Весной сплав леса.
        В настоящее время по реке осуществляется в основном сплав нечистот. Если учесть что площадь водосбора Вопи составляет 3300 квадратных километров, то с нее реку питают притоки: справа - Кокошь, Вотря, Царевич, Большая Песочня; слева - Чернея, Света, Каменка, Водоса. Всего же в Вопь впадает около 60 рек и речек. Все они несут матери Вопи не только родниковые воды, но и отходы многочисленных животноводческих комплексов и промышленных предприятий.
        Вопь, крупнейшая река нашего района, берет свое начало в медвежьем углу, в лесном заболоченном урочище в трех километрах юго-восточнее деревни Никитинка Холм-Жирковского района.
        В нашем районе счет прибрежным деревням открывает Глисница. Ниже по течению стоят Репино, Мирополье, Печеничено, Капыревщина… Вблизи и поодаль от Вопи было много других деревень, но иных из них уже нет, а от некоторых своенравная река ушла в сторону. В долине реки Вопь часто встречаются заросшие старые русла-старицы. Река не ищет наиболее короткого пути к Днепру, а наоборот немыслимо петляет. Крутые виражи закладывает река вблизи Михейкова и лишь у самого Ярцева выпрямляется и входит в город по прямой, образуя на входе у железнодорожного моста широкий омут глубиной около четырнадцати метров, самый глубокий на всем протяжении реки.Так же на территории Ярцевского района огромное количество озёр и заболоченной местности . У озёр преимущественно снеговое питание и весеннего стока .

2.3. Краткая характеристика  факторов почвообразования  хозяйства 
Ярцевского района

А) Климат

Хозяйство Ярцевского райнона входит в умеренный климатический  пояс, в атлантико-континентальную европейскую область. Он входит в первый агроклиматический район Смоленской области, который занимает северную её часть. Данный агроклиматический район характеризуется суммой положительных среднесуточных температур воздуха за период со среднесуточной выше 10°C (суммой активных температур) – 18-21°C. Вследствие различий в рельефе и большей протяжённости, колебания температур в этом районе значительнее, чем в остальных.
Данное  хозяйство характеризуется суммой положительных среднесуточных температур воздуха за период с температурой >10
°C (суммой активных температур) равной - 2001°C. Сумма активных температур характеризует период активной вегетации у многих растений, которая почти полностью зависит от суммы активных температур, и количество дней активной вегетации также зависит от количества дней с суммой активных температур. Для хозяйства Ярцевского района в среднем за многолетний период количество дней с суммой активных температур составляет 135 дней.
При средней  длительности периода со среднесуточной температурой выше 10
°C, равной 135 дням, вероятность длительности этого периода более 165 дней равна 0%; длительность периода более 155 дней обеспечена в 5% лет; длительность близкая к средней (135 дней) – в 50% лет; длительность же периода в 105 дней обеспечена в 100% лет, т. е. период со средней суточной температурой выше 10°C даже в самое холодное лето бывает не менее 105 дней.
По влагообеспеченности  данное хозяйство относится к  зоне достаточного увлажнения. Сумма  осадков за вегетационный период (май – сентябрь) составляет в среднем 332 мм. Сумма осадков за год выпадает 616 мм. Наибольшая высота снежного покрова за зиму накапливается 29 см. В среднем из наибольших запасов воды в снеге – 100 мм. Запасы воды в снеге за многолетний период колеблются в очень широком диапозоне – 48-177 мм.
Дадим общую климатическую оценку условий  увлажнения за период активной вегетации  по гидротермическому коэффициенту (ГТК), вычислим его по формуле:
ГТК=X/0,1*t > 10
°C =332/0,1*2001=1,66;
где X – количество осадков за период с температурой выше 10
°C, мм; t > 10C – сумма температур за период с температурой выше 10°С.
Значит, характеристика хозяйства «Муравлянка» по климатическим условиям соответствует  зоне достаточного увлажнения (условия  увлажнения по ГТК – влажные, т. к. ГТК=1,66, что > 1,3). 

Б) Геологическое строение.

Геологическое строение территории Ярцевского района Смоленской области в кратких чертах характеризуется следующим образом. Наиболее древние геологические образования, относящиеся к Архейской эре, вскрыты лишь в пределах Смоленско-Витебского прогиба. Из геологических образований, относящиеся к Палеозойской эре, на территории района зарегистрированы отложения преимущественно морского происхождения – кембрийские, девонские, каменноугольные.
        Кембрийские отложения в виде песчаников и  сланцев отмечены на большой глубине  в Смоленско-Витебском прогибе. Влияния на развитие процессов почвообразования они не оказывают.
        Девонские отложения в виде известняков  и песчаников по всей территории Смоленской области. Но для Ярцевского района характерно, как и для всех восточных районов  области девонские отложения  перекрываются каменноугольными.
Каменноугольные отложения (ими сложены северо-восточная и восточная части области, в том числе территорию хозяйства Ярцевского района). Подмосковный каменноугольный бассейн заходит сюда своим западным крылом. Здесь непосредственно под четвертичными отложениями, на самой краевой зоне бассейна, залегают глинисто-песчаные породы угленосной толщи, представленные перемежающимися глинисто-песчаными отложениями с подчинёнными им линзами, прослоями и, очень редко, слоями плотного бурого, а также землистого угля (сажи) и углистой глины. Угли включают большое количество серного колчедана (пирита).
        В долинах рек  Вазузы, Угры, Вопи, Дымки, Днепра и других эти породы выходят на дневную  поверхность. В каменноугольных  отложениях, также как и в девонских, заключены мощные водоносные горизонты.
      Кайнозойские  отложения представлены третичными и четвертичными отложениями.
      Третичные отложения представлены кварцевыми песками, распространены отдельными пятнами.
      Четвертичные  отложения распространены повсеместно. Они представлены ледниковыми и водно-ледниковыми породами, моренными суглинками и супесями, валунными песками и другими. Моренные отложения часто перекрыты лёссовидными суглинками. Все эти отложения являются почвообразующими породами. Более подробно об этом в разделе «Почвообразующие породы». 

В) Почвообразующие  породы.


     1) Лёссовидные суглинки. Наблюдаются на всех важнейших водоразделах, развиты на абсолютных высотах 200-250м. Мощность их изменчива и колеблется от 30-40см до 5-6м. По механическому составу наблюдается большое разнообразие, но доминирующей является крупная пыль. Физическая глина варьирует в пределах 15-40%. Глубокие горизонты тяжелее верхних.
     Химический  состав представлен кремнекислотой (от 79 до 83%), Al2O3 – от 10 до 13%. Содержание Fe2O3 незначительно (около 3%). Также невелико содержание силикатного кальция (CaO), составляющее около 1%. Содержание щелочей варьирует от 2 до 4%. Лёссовидные суглинки – рыхлая порода, склонная при большой мощности к вертикальной трещиноватости, имеет преимущественно палевый или коричнево-палевый цвет. В основном бескарбонатные или же вторично-карбонатные. Мощные суглинки не имеют выраженной слоистости, в отличие от маломощных (суглинки переслаиваются песками). Лёссовидные суглинки в центре залегания наиболее мощные и наименее опесчаненные. В верхней части выделяется элювиальный горизонт.
     2) Песчаные валунные суглинки и супеси. По своему генезису эти породы представляют собой валунно-суглинистый и валунно-супесчаный элювий морены. Элювиально-моренные супеси – маломощные (40-70см), всегда входят в толщу почвенного профиля.
     3) Водно-ледниковые супеси. Данные супеси обычно маломощны (40-70см), подстилаются моренным суглинком, чаще с промежуточным прослоем песков, в результате почвообразующая порода оказывается двухчленной и трёхчленной.
     Двух- и трёхчленное строение:


Супесь различной мощности.


Песок, обычно маломощный.


Моренный суглинок.

     Пески. По своему происхождению на данной территории представляют собой совокупность аллювия вторых и третьих надпойменных террас.
     4) Аллювиальные и озёрно-болотные отложения. Они приурочены к современным поймам рек, представлены различными аллювиальными породами: песками, супесями и суглинками, очень редко глинами. Озёрно-болотные отложения исследованы очень мало. 

Г)Растительность.
     Хозяйство Ярцевского района расположена в лесной зоне в подзоне хвойно-широколиственных лесов. Растительность данной территории представлена луговой растительностью, которая представлена растительностью  суходольных лугов и растительностью  пойменных лугов. В Ярцевском районе Смоленской области они существуют и представлены следующими видами лесных массивов: Основным типом леса является - ельник-зелёномошник, представленный своим главным подтипом – ельником-черничником и переходящим от него ельником-кисличником. Ельник-черничник располагается на равных водораздельных плато, имеющих некоторый сток. Часто имеется сплошной ковёр из зелёных мхов, травянистый покров очень беден. Ельник-кисличник располагается преимущественно на склонах водораздельных плато с достаточно хорошим стоком. Подлесок почти отсутствует. Моховой покров выражен существенно слабо, но травяной довольно богат.
Суходольные луга.
Состав  растительности суходольных лугов  можно представить в следующим виде:
     1)На водоразделах или в местах  с очень слабым наклоном встречается  белозсник. На сильновыщелочных  почвах встречается белоус, овсяница  овечья, осока заячья.
     2) На склонах с хорошим стоком атмосферных осадков развивается формация, которую можно назвать разнотравной. Здесь довольно много злаков. Кислые формы отсутствуют или представлены очень слабо. На повышенных местах выделяются нивяниково-васильковое сообщество; на более пониженных – васильково-травянистое.
     3) У подошвы склонов, где имеет место начало болотного почвообразовательного процесса и встречаются почвы с той или иной степенью отлеения, растительность гидрофитного характера. Эта формация занимает переходное место к низовой формации. Представлена бобовыми: клевером, чиной луговой, мышиным горохом, много злаков, много кислых форм (самая главная – осока обыкновенная).
     4)Наиболее пониженные места, не  имеющие стока обычно заболоченны.  Здесь, на дерново-подзолистых  глеевых почвах, формируются многочисленные  низовые сообщества, включающие, кроме не многих двудольных, значительные количества злаков ксерофитного склада: болотные ксерофиты - луговик дернистый, полевица собачья; и очень много кислых форм, среди которых упомянутая осока обыкновенная
     Суходольные луга являются хорошими сенокосными ресурсами.
 Пойменный луга. Растительность  носит вторичное происхождение. В пойме встречается чёрная ольха, широколиственные породы, “чёрный  дуб”. В случае хорошего дренажа  по всему сечению поймы при  отсутствии понижений в притеррасной части ряд сухопутных ассоциаций  через промежуточные  ассоциации с господством злаков, опускается в пойму. Здесь, в центральной её части, развивается в целый ряд ассоциаций, характеризующийся обилием злаков и повышенным ростом, что свидетельствует о большом богатстве почв. В области прируслового вала, в его нижней части настоящее разнотравие, а в его в верхней части в составе разнотравья встречаются травы, характерные для песчаных почв.
     Отличия в растительном покрове более  крупных пойм от пойм мелких рек  начинается уже со склонов коренного берега – злаковое разнотравье с луговым васильком, отличающееся большим количеством злаков – тимофеевки, овсяницы луговой, мятлика болотного.
     По  наклону притеррасной поймы, на влажных  почвах, располагается осоковое разнотравье. Здесь также много злаков, большое разнообразие мотыльковых и двудольных. В пойменной террасе располагаются злаковые фитоценозы (тимофеевка, щучка, овсяница луговая, тысячелистник и др.). В глубине пойм – фитоценозы полевицы белой (много злаков, из них: полевицы, щучка, овсяница луговая, тимофеевка, мятлик, лисохвост луговой, осок мало; много мышиного горошка, клеверов мало). Наиболее пониженные места пойм заняты болотными фитоценозами, например, фитоценозом осоки стройной, ситника, манника водяного и др. 

2.4. Почвенный покров.

На  территории изучаемого хозяйства с  помощью многочисленных разрезов был  установлен характер почвенного покрова. Было выяснено, что почвенный покров представлен типичными для всей Смоленской области дерново-подзолистыми почвами, относящимися к подтипу умеренно промерзающих. Наряду с основным и подзолистым процессами имеет место и глеевый процесс, приводящий к оглиению почвенного профиля как с поверхности, так и, в отдельных случаях, по всем генетическим горизонтам. Поэтому среди обычных дерново-подзолистых почв формируются дерново-подзолистые поверхностно-глееватые и, соответственно, дерново-подзолистые глеевые.
      Ниже  приводится перечень восьми выделенных по степени оподзоленности и глубины  оподзоливания видов почв, встречающихся  на обследованной территории.1. Базовый разрез №40. Значительная мощность (28см) имеющегося пахотного горизонта (Aп), уменьшение содержания кркмнезёма (A2 – 81,2%, B2 – 70,41%, BC – 72,5%) и увеличение по валовому составу полуторных окислов R2O3, CaO и MgO вниз по профилю начиная с горизонта A2, свидетельствуют о том, что перед нами дерново-подзолистая почва. Этому соответствует и кислая реакция почвы, снижающаяся вниз по профилю (A2 -4,5; B2 – 4,7;BC – 4,8). Содержание же в Aп физической глины (<0,01 мм) 21,1%, а в горизонте BC – 29,7% говорит об этой почве о легкосуглинистой на лёгком суглинке. Нижняя граница горизонта A2 – 33см, т.е. почва среднеглубокоподзолистая. Поскольку дневная поверхность почвы лежит между горизонтами с отметками абсолютных высот соответственно 180 и 200, то материнская порода – покровный моренный суглинок. Итак, общее название почвы – дерново-среднеглубокоподзолистая легкосуглинистая на покровном моренном лёгком суглинке. Индекс - Пд2/4лПл.
      2. Базовый разрез №93. Разрез имеет сходные диагностические признаки (Aп – 25см, сходное распределение SiO2, R2O3, CaO и MgO по профилю, содержание физической глины в горизонте A2 16,2%), но отличается большим кремнезёма (A2 – 83,5%) и физической глины в горизонте BC (30,4%). Дневная поверхность лежит выше 200м над уровнем моря; нижняя граница A2 – 38см. Это дерново-сильноглубокоподзолистая легкосуглинистая почва на покровном лёссовидном среднем суглинке (Пд3/4лПлс).
 3. Базовый разрез №31. В разрезе данной почвы отсутствует не только горизонт A1, но и A2, которые вовлечены в Aп (пахотный горизонт), мощностью 25см, что свидетельствует об эродированности. Другие данные – pH 5,2-4,7; накопление кремнезёма в верхней части профиля (Aп – 80,0%, B1 – 73,3%, BC – 76.8%) и увеличение содержания R2O3, CaO, MgO вниз по профилю, содержание физической глины в Aп 21,2%, в BC – 29,2%, говорят о дерново-подзолистой легкосуглинистой среднесмытой на покровном лёссовидном суглинке (дневная поверхность выше 190м над уровнем моря). Индекс  – ПдлПл    .

2.5. Почвообразовательные процессы.

Для всех вышеперечисленных видов почв характерно проявление как дернового, так и подзолистого процессов. Сущность дернового процесса заключается в активном гумусообразовании и накоплении хорошо структурированного органического вещества в горизонте A 1 под воздействием достаточно хорошо развитой травянистой растительности. Высокая степень разветвлённости корневых систем и их контакт с минеральной частью почвы способствуют поступлению органического вещества непосредственно в почвенный профиль при разложении ризомассы и закреплению образующегося гумуса.

Если дерновый процесс приводит к появлению гумусового горизонта A 1 , то подзолистый процесс формирует элювиальный горизонт A 2 (вымывания), в котором под действием химически агрессивных кислот (продуктов разложения лесной подстилки) происходит разрушение и вынос вниз по профилю и за его пределы первичных и отчасти вторичных минералов. В результате формируется иллювиальный горизонт (вмывания). Именно этими процессами обуславливается неравномерное распределение элементов по профилю в вертикальной плоскости: в верхних горизонтах накапливается наиболее устойчивый кремнезём, а переведённые кислыми агентами кальций, калий, магний и другие элементы питания сосредотачиваются в иллювиальном генетическом горизонте.

Глеевый процесс проявляется в различной степени в ряде почв. Он связан с образованием агрессивных подвижных органических и неорганических соединений вследствие разрушения и восстановления первичных минералов. Это приводит к минерализации закисных соединений железа и марганца, появлению подвижного алюминия. Для данных оплываемых почв следует говорить скорее об эллювиально-глеевом процессе, протекающем под влиянием сезонного избыточного увлажнения, создающего анаэробные условия, необходимые для жизнедеятельности микроорганизмов, принимающих активное участие в восстановлении железа. Образующиеся органо-минеральные комплексы мигрируют с нисходящими и боковыми водными потоками. В результате формируется осветленный и бедный гумусом и элементами питания профиль. Если оглеение затрагивает лишь верхние горизонты и представлено локально, то говорят о наличии глееватости почвы.

Все вышеназванные процессы протекают в условиях промывного водного режима. Водный режим в значительной степени определяется характером рельефа, на котором залегает почва.

На территории изучаемого хозяйства наиболее распространены три вида почв (1, 2 и 8), приуроченные к водораздельным поверхностям, седловинам, выположенным лощинам. Они характеризуются высокой и средней степенью оподзоленности на значительную глубину. На крутых и среднекрутых склонах холмов и оврагов, по ложбинам развиты процессы водной эрозии, поэтому здесь распространены средне- и сильносмытые дерново-подзолистые почвы, у которых горизонт A 2 (подзолистый) вовлечён в A п. Эти почвы (виды3, 4 и 6) характеризуются маломощным профилем не превышающим 1 м (хотя для данного подтипа дерново-подзолистых почв мощность 150 см и более - не редкость). В межувалистых депрессиях, пойме рек, днищам оврагов формируются почвы с признаками оглеения (виды 5 и 7) и интенсивным оподзоливанием. Такая закономерность распределения почв по элементам микрорельефа находится в соответствии с законом аналогичных топографических рядов почв, согласно которому дерново-подзолистые почвы, являясь зональными, т.е. генетически самостоятельными, формируются преимущественно на водоразделах. Именно на водоразделах (плакорах) подзолистый процесс протекает наиболее интенсивно и дерново-подзолистые почвы, являясь в целом автоморфными, приурочены генетически к элювиальным и элементарным геохимическим ландшафтам. Эти ЭГЛ характеризуются разрушением минералов, выщелачиванием и выносом водорастворимых соединений в условиях промывного водного режима.

При возрастании крутизны склонов усиливаются эрозионные процессы и степень смытости возрастает, т.е. смытые почвы (3, 4 и 6) формируются в трансэлювиальном ЭГЛ, где сочетаются элювиальный вынос мобильных форм веществ с их поверхностно-внутрипочвенном переносе. В аккумулятивных ЭГЛ, приуроченных к отрицательным формам рельефа, где скапливается илистая фракция и куда поступают вещества в составе жидкого и твёрдого стока, а грунтовые воды часто смыкаются с почвенными, в условиях нарастающего гидроморфизма, формируются почвы полугидроморфного типа с признаками оглеения (виды 5 и 7).

На территории данного хозяйства расположены две весьма характерные почвообразующие породы - моренный и лёссовидный покровные суглинки (супеси), т.е. можно выделить два разряда почв и, соответственно, два элементарных почвенных ареала, граница между которыми проходит по горизонтали с отметкой 200 м над уровнем моря.

Структура почвенного покрова данной территории может быть охарактеризована как среднеконтрастная мезокомбинация (вариация).

3.Заключение.

В любом случае природные ресурсы  не беспредельны и не вечны. Это делает необходимым постоянную заботу об их сохранении и воспроизводстве.         Агроклиматические ресурсы имеют большое влияние на типы и формы ведения сельского хозяйства. Так же агроклиматические ресурсы Ярцевского района благоприятны для ведения сельского хозяйства и других его отраслей . Поэтому они позволяют вести сельское хозяйство на большей части территорий , обеспечивать продуктами питания города .Проведённая работа над проектом даёт понятие о агроклиматических ресурсах .

4.Источники

 1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Ярцево

 2. https://www.vseznaika.org/geography/chto-takoe-agroklimaticheskie-resursy/

 3.Чириков Ю.И. «Основы агрометеорологии», 1988г. (стр. 289-293).

 4. https://istmat.info/files/uploads/45279/1964_atlas_smolenskoy_oblasti.pdf

 5.  Яковлев, С. В. Комплексное использование водных ресурсов / С.В. Яковлев, И.Г. Губий, И.И. Павлинова. - М.: Высшая школа, 2016. - 384 c.

 

5.Приложение. https://cdn.readovka.ru/n/171471/1200x630/25a830ef10.jpg

Плотина реки Вопь

https://supersnimki.ru/images/pub/2019/02/03/9d1256a7-2744-11e9-be63-a476ffa53ad1_original_ver-5.jpg?656320

Стоки реки Днепр

http://s4.fotokto.ru/photo/full/430/4301533.jpg

Пойменные луга в деревнях

http://andrey-eltsov.ru/wp-content/uploads/2019/07/%D0%9C%D0%90%D0%9A%D0%95-25%D0%A7%D0%92%D0%90%D1%84_%D0%B2%D0%BE%D0%B3-%D0%A9%D1%83%D0%BA%D0%B0.jpg

Щука, обитающая в реках и озёрах района


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Подрощинская основная  школа

            Ярцевского район Смоленской области

ПРОЕКТ
СЛОВАРЬ
«ЮНЫЙ ГЕОГРАФ»

Руководитель: Царёва Валентина Николаевна 

Авторы:   Романенкова Дарья, Молодкин Евгений, Болотина Екатерина,    

                   Медведева Влада, Тябенкова Ирина.              

Предмет:   География

Цель создания словаря: Формирование у учащихся навыков самостоятельной работы, способствующей более легкому  запоминанию  терминов, определений и названий объектов, изучаемых в начальном курсе географии.

Название словаря:         «Юный географ».

Содержание словаря:  Словарь создан для школьников. Мы провели определенную работу по приведению его в соответствие с современным курсом географии. Материал в словаре сгруппирован по алфавиту и сопровождается фотографиями, рисунками и схемами.   В словаре размещены определения, термины, объекты географической номенклатуры, обязательные к изучению в начальном курсе географии, однако они не исчерпывают всей полноты ее содержания.

 

Аннотация

Словарь по географии «Юный географ» охватывает несколько географических дисциплин: физическую географию, картографию, геологию и др.

         В словаре приведено 58 терминов, помещено 58 рисунков, схем и фотографий.

Материал в словаре сгруппирован по алфавиту. Словарь рассчитан на обучающихся 5-7 кл. Способствует более легкому  запоминанию  терминов, определений и названий географических объектов, а также привлекает внимание школьников к изучаемым темам в начальном курсе географии.

         

Азот – бесцветный    газ, главная составная часть воздуха (78%всего объёма), входит в состав  всех живых организмов.[1]

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=83889116-31-72&n=21

         

Бассейн внутреннего  стока (бессточный бассейн) – часть суши, которая не имеет связи через  реки с  Мировым  океан. [2]

http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=650401930-44-72&n=21

Белые ночи  – летние ночи в северных районах Северного полушария и южных районах Южного полушария, когда Солнце, не успев опуститься низко за горизонт, начинает подниматься. В России белые ночи наблюдаются во всех северных районах, но наиболее известны белые ночи в Санкт-Петербурге, которые наблюдаются  с 11 июня по 12 июля. [3]

http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=585800585-52-72&n=21

Белые ночи Санкт-Петербург

Береговая линия – линия пересечения поверхности водоёма (моря или озера) с поверхностью суши. [4]

http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=209449587-28-72&n=21

             

Биологический  вид – группа особей с общими признаками (черты внешнего и внутреннего строения, поведения), способных к образованию потомства. Например, вид  Homo sapiens-человек разумный. [5]

http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=107219019-48-72&n=21

           

Вечнозелёная растительность-  растения  с  листвой, сохраняющейся  более  одного   года (большинство  растений  влажных противоположны   листопадным  растениям, листва которых  опадает в связи с засушливыми или  холодными погодными условиями). [6]

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=550175693-60-72&n=21

       

Взброс – поднятие одного блока земной коры относительно другого. [7]

http://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_20/4/d-3441/3441_html_m7576f740.jpg

       

Водяной пар – вода в газообразном состоянии. Водяной пар не имеет вкус, запаха и цвета. Водяной пар нельзя увидеть. [8]

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=703694414-29-72&n=21

Воздух- естественная смесь газов, из которых состоит атмосфера Земли. До середины XVIII в. думали, что воздух – однородное вещество. В 1754 г. шотландский химик и физик Джозеф Блэк экспериментально доказал, что воздух состоит из газов. [9]

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=488706699-50-72&n=21

Впадина – понижение на земной поверхности. Размеры впадин – от десятков сантиметров до тысяч километров (впадины океанов и морей, межгорные впадины, речные долины, промоины и др.). [10]  

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=516412517-31-72&n=21

Вулканы- возвышенность или гора, возникшая над каналами и трещинами земной коры, по которыми из недр на поверхности поднимается магма. [11]

http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=193340713-39-72&n=21

Карымский самый активный

вулкан Камчатки

Гейзер – источник в районах современной вулканической деятельности, периодически выбрасывающий фонтаны горячей воды и водяного пара; одно из проявлений вулканизма. [12]

http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=51351348-60-72&n=21

Долина гейзеров Камчатка

 

Геосфера – одна из концентрических оболочек Земли (атмосфера, гидросфера, земная кора, мантия Земли  и ядро Земли). [13]  

http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=70042117-53-72&n=21

Гора – резкое возвышение земной поверхности с выраженными склонами и подножием среди ровной местности; отдельная вершина в горах. [14]

http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=693493296-06-72&n=21

           

Горизонт – линия, отделяющая в глазах наблюдателя видимое им небо от земной поверхности. [15]

http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=186336502-60-72&n=21

Горный хребет – крупная положительная форма горного рельефа, длина которой в несколько раз превышает ширину. [16]

http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=456539852-67-72&n=21

             

Горст - участок земной коры, занимающий приподнятое положение по отношению к окружающем областям. [17]

http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=577034340-22-72&n=21

               

Грабен - опущенный участок земной коры, отделённый сбросами от смежных, относительно приподнятых участков. [18]

http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=584420780-54-72&n=21

Гром - звуковое явление в атмосфере, сопровождающее молнию, вызывается колебанием воздуха в результате быстрого нагревания и расширения воздуха на пути молнии. [19]

http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=403651672-51-72&n=21

             

Дамба– естественный  высокий береговой вал, образуется преимущественно в нижней части равнинных рек. [20]

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=685124923-50-72&n=21

           

Дельта - форма рельефа, формируется в устье рек при их впадении в мелководную часть моря или озера. [21]

http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=342196438-60-72&n=21

Джунгли – древесно - кустарниковые заросли с высокорослыми злаковыми, труднопроходимыми из-за обилия переплетённых лиан. Распространены в тропическом поясе, Индии и Юго-Восточной Азии. [22]

http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=171237780-20-72&n=21

Долина – вогнутая форма рельефа, узкое по сравнению со своей длиной и часто извилистое углубление в земной поверхности. На формирование долин могут влиять ледники, оползни, обвалы, осыпи, а в засушливых областях и ветер. [23]

http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=152396566-55-72&n=21

Засуха – стихийное бедствие, вызванное повышенной температурой воздуха и

продолжительным периодом отсутствия или незначительного количества осадков. [24]

http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=466936349-41-72&n=21

Земная ось – воображаемая прямая, вокруг которой происходит суточное вращение Земли. Земная ось проходит через центр Земли и пересекает земную поверхность в географических полюсах. [25]

http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=137698151-54-72&n=21

Ископаемые останки организмов – останки и следы жизне-деятельности организмов, которые существовали в геологическом прошлом Земли, сохранившиеся в осадочных породах. [26]

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=102313965-02-72&n=21

Каньон – ущелье, глубокая узкая долина с отвесными или крутыми склонами, часто ступенчатыми. [27]

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=354725827-07-72&n=21

Карта – уменьшенное изображение поверхности Земли или её части на плоскости, созданное по определённым математическим и картографическим правилам. [28]

http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=517000449-37-72&n=21

 

Кислород - бесцветный газ, одна из главных составных частей воздуха (23% всего объёма), входит в состав всех живых организмов (около 65% в организме человека).[29]

http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=323298656-48-72&n=21

Ключи (родник) - естественный выход подземных вод на земную поверхность на суши или под водой. [30]

http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=443646235-66-72&n=21

Кораллы (коралловые политы)- мельчайшие морские бес-позвоночные животные; большие  скопление (колонии) коралловых полипов образуют коралловые рифы. [31]

http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=261347211-26-72&n=21

Котловина – округлая вогнутая форма рельефа. [32]

http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=124372235-46-72&n=21

Минусинская котловина

Ледостав – окончательное замерзание реки, образование на ней сплошного ледяного покрова; время, в течение которого наблюдается неподвижный ледяной покров на поверхности водоёма. [33]

http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=23125876-46-72&n=21

Лиана - лазящие или вьющиеся растения, которые взбираются вверх, цепляясь за опору. [34]

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=514131591-32-72&n=21

Литосферная плита – обширные жёсткие блоки, слагающие литосферу Земли. [35]

http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=191460473-64-72&n=21

Морская вода – вода, содержащая в морях и океанах. Морская вода имеет солёный вкус. [36]

http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=672094428-51-72&n=21

Национальный парк – охраняемая природная территория (акватория), на которой сохранились природные комплексы, представляющие особую ценность. Значительная часть территории национального парка открыта для посещения. [37]

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=397322185-43-72&n=21

Недра – часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя и дна водоёма, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. [38]

http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=113810879-37-72&n=21

Оазис – участок в засушливых районах Земли (например пустыни), где есть вода и богатая растительность. [39]

http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=234042762-45-72&n=21

Овраг – вогнутая форма рельефа в виде глубоких ложбин с крутыми склонами, образованная временными водотоками. [40]

http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=245786519-31-72&n=21

Озон – особая форма  кислорода. Озон обеспечивает сохранение жизни на Земле, так как озоновый слой задерживает  наиболее губительную для жизни организмов и растений часть ультрафиолетовой радиации Солнца. [41]

http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=221092841-27-72&n=21

Памятник природы – отдельные природные объекты, охраняемые по своему научному или другому значению (водопад, пещера, живописный утёс и т.д.). [42]

http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=403279872-55-72&n=21

Планета – большое небесное тело, движущееся по околосолнечной орбите и светящееся отражённым солнечным светом. [43]

http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=232053259-20-72&n=21

Пойма – часть речной долины, затопляемая в половодье. [43]

http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=559987519-19-72&n=21

Полярная ночь — период, когда Солнце более 24 часов (то есть более суток) не появляется над горизонтом. Самая короткая полярная ночь (почти двое суток). Полярная ночь является следствием наклона оси вращения Земли к плоскос-ти эклиптики, который составляет приблизительно 23,5°. [44]

http://gallery.fisher.spb.ru/gallery212/main.php?g2_view=core.DownloadItem&g2_itemId=279605&g2_serialNumber=2

Полярная ночь 3часа дня

Полярный день — период, когда в северном и южном полярных поясах Солнце не заходит за горизонт дольше 1 суток. Полярный день можно наблюдать в районах, лежащих немного южнее полярного круга, в то время как полярной ночи там не наблюдается. [45] 

Фото Мурманск. Полярный день. 3 часа ночи.

Полярный день

 г. Мурманск 3 часа ночи

Приток реки  (левый, правый) – река, впадающая в другую реку. [46]

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=3680221-63-72&n=21

Слияние реки Уругвай и её притока

Речная долина – вогнутая форма рельефа, линейно вытянутое углубление с постоянным  понижением с общим уклоном в сторону  текучей воды. [47]

http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=298247541-45-72&n=21

Строение речной долины

Русло – наиболее пониженная часть речной долины, по которой происходит сток воды. [48]

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=119821515-32-72&n=21

Сброс – опускание одного участка земной коры относительно  другого по вертикальной или наклонной поверхности. [49]

http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=231321951-16-72&n=21

Сдвиг – горизонтальное смещение одних блоков земной коры относительно других по разлому. [50]

http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=98510387-34-72&n=21

Сейсмическая волна – колебание вещества недр Земли, создаваемые землетрясениями или искусственными взрывами. [51]

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=192718868-35-72&n=21

Складка – форма залегания слоёв горных пород, характеризующаяся их изгибом без разрывов. [52]

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=184543361-54-72&n=21

Сопка – название холмов и гор с округлой вершиной. [53]

http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=285202311-66-72&n=21

Сопки Колымы

Суккуленты - растения, накапливающие воду в своих тканях, чтобы пережить засушливые периоды. Это обычно многолетние растения с сочными, мясистыми листьями (агавы, алоэ) или стеблями (кактусовые, некоторые молочаи). [54]

http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=362999422-21-72&n=21

Гигантские кактусы в пустыне

 

Ущелье – узкая горная долина с крутыми склонами. [55]

http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=475183803-41-72&n=21

Ущелье Кавказа

Холм – небольшая возвышенность с пологими склонами, относительной высотой до 200м. [56]

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=86484177-63-72&n=21

Холм Св. Михаила Великобритания

Экватор – воображаемая окружность на поверхности Земли, которая расположена посередине между Северным и Южным полюсами делит Землю на Южное и Северное полушарии. [57]

http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=239270550-47-72&n=21

Экватор  Африка

Экспедиция научная –путешествие со специально определенной научной целью.[58].

http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=240190946-71-72&n=21

Российская

экспедиция в Антарктиду

Список литературы и Интернет - ресурсов

1.Я познаю мир, Полная энциклопедия, География, Маркин В.А., 1998.

[3];[11];[15] ;[17]; [24] ;[34]; [37];[49] ;[52];[53].

2. Земля - Полная энциклопедия- АнаньеваЕ.Г., Миронова С.С. 2008г.

[1];[10];[13] ;[16] ;[20];[21]; [26] ;[33] ;[48] ;[51];[54]; [58].

3.География – Справочник школьника- Майорова Т.А. 2000г.

[4];[12];[14];[19] ;[22];[23]; [27];[32];[35];[49];[50];[56].

4. Энциклопедия школьника. Чудеса природы.

[5];[6];[7] ;[8];[9]; [28];[31];[36];[47] ;[55];[57].

5. Интернет – ресурсы (фотографии, рисунки, схемы  [1]- [58])


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Подрощинская основная школа

Ярцевского района Смоленской области

Проект на тему:

«Развитие туризма на Смоленщине»

                    Выполнил: Понасенков С.М.

                            обучающийся 9 класса

                       Руководитель: Царёва В.Н.

                           учитель географии

2019/ 2020учебный год

Содержание

Введение

1. Географическое положение Смоленской области

1.1. Краткая историческая справка

2. Актуальность развития региона

2.1.Причины, способствующие развитию туризма в регионе

2.2.Проблемы, сдерживающие развитие рекреации и туризма в регионе

2.3.Рекреационные ресурсы региона, которые можно использовать в дальнейшем развитии туризм

3.Рекомендации по дальнейшему развитию туризма в регион

4.Вывод

5.Список литературы и Интернет – ресурсов

6. Приложения

Введение

Ведение

Цель моего проекта: получить знания о развитии туризма на Смоленщине.

Задачи проекта:
- узнать о том, как развит туризм на Смоленщине;
- узнать о том, какие туристические маршруты существуют на Смоленщине;
- узнать о достопримечательностях Смоленщины.

Содержание проектной деятельности.

  • Подумать самостоятельно.

- Что я знаю об этом?

  • Посмотреть книги по данной теме.

-Записать важную информацию, которую узнал из книг.

  • Спросить у других людей.

- Записать интересную информацию, полученную от других людей.

  • Использование  Интернета.

-Записать то новое, что  узнал с помощью Интернета.

  • Наблюдение.

- Записать интересную информацию, полученную с помощью наблюдений.

  • Просмотр  телематериалов.

- Записать то необычное, что узнал из телевизионных фильм.

Актуальность и практическая значимость проекта: 

Исследования по Смоленской области актуальны, потому что эта область пригодна для развития туризма по всем факторам, но есть перечень условий, которые тормозят развитие рекреации и туризма.

Туристы, которые предпочитают отдохнуть с малым количеством солнечных лучей стремятся посетить Смоленска

 Многие учащиеся наше школы не имеют возможности  побывать в различных места нашего края. Я решил с помощью проекта в интересной форме дать возможность всем желающим познакомиться с этой темой.
        Ценность моего проекта в том, что  в занимательной, доступной форме с любой желающий может познакомиться с  интересной информацией туристических маршрутов Смоленской области, сделав это не один на один с компьютером, а в кругу своих друзей, одноклассников.

.

Самым главным фактором торможения туризма является экологическая ситуация. Экологические проблемы Смоленской области:

- загрязнение токсичными, бытовыми и другими отходами (техногенная перегрузка, нерациональная структура производства и природопользования),

- недостаточный уровень экологической сознательности, образованности и культуры,

- превышение среднегодового уровня загрязнения атмосферного воздуха в городах и поселках,

- вода во многих водоёмах не отвечает нормативным требованиям по качеству,

- деградация ландшафтов, снижение плодородия почв,

- экологически несовершенные технологии в промышленности, сельском хозяйстве, энергетике и на транспорте.

Основной вклад в загрязнение вносят предприятия Смоленская ГРЭС и ОАО «Дорогобуж».

Самые загрязнённые районы: Духовщинский, Дорогобужский и Смоленский.

Чтобы выявить недостатки и преимущества Смоленской области необходимо оценить степень благоприятности компонентов ландшафта, условий биоклимата, объектов или факторов для различных видом природном ориентированного туризма (лечебно-оздоровительного, спортивного, экологического, охотничьего и рыболовного). Так же необходимо оценить степени комфортности ресурса.

Преимущественно этот подход используют в оценке биоклиматических параметров, рассматривая физиологическую реакцию человека на те, или иные климатические явления и устанавливая степень комфортности отдыха в различных природных зонах и районах.

Важным моментом в работе является использование картографического метода - составления карт-схем зонирования территории исследуемого региона, на которых было показано пространственное распределение объектов природного рекреационного потенциала, а также распределение функциональных зон по степени благоприятности для различных видов природоориентированного туризма.

  1. Географическое положение

Смоленская область расположена в центре Восточно - Европейской равнины. На западе она граничит с Витебской и Могилёвской областями Республики Белоруссия, играющей ключевую роль в развитии внешнеэкономических связей Смоленской области. На севере Смоленщина граничит с Псковской и Тверской областями, на востоке - с Московской и Калужской, на юге - с Брянской областью.

Административный состав:

Административный центр - город Смоленск.

Другие крупные города - Вязьма, Рославль, Ярцево, Сафоново.

В области 25 административных районов, 15 городов, 15 посёлков городского типа, 406 сельских администраций.

Площадь области - 49,8 тыс. кв. км, что составляет около 0,3% площади  

России. Протяженность территории с запада на восток - 280 км, с севера на юг - 250 км.

Численность населения на 1 января 2009 года - 993,5 тыс. человек. Смоленская область - средний по плотности населения регион в европейской части страны, в среднем на одном квадратном километре проживает 20,0 человек.

Время московское. Транспортная доступность - регулярное ж.д. и автомобильное сообщение.

Климат умеренно континентальный, средняя t января -9° C, июля +17° С. Кол-во солнечных дней в году - средняя t воды летом. Рельеф равнинный холмистый (до321 м), на территории области берет исток р. Днепр, в северной части расположены Ваузское и Яузское водохранилища, распространены озера.

1.1. Краткая историческая справка

Примерно около 10 тысяч лет назад на пространствах Смоленщины впервые появились бродячие охотники. Жили они родами и в поисках пищи передвигались с места на место. Охота на лосей, оленей, кабанов, медведей была основным средством существования людей. Первобытные люди пользовались орудиями труда, изготовленными из камня. В начале 1 тысячелетия до н.э. племена, обитавшие в верховьях Днепра, познакомились с новым металлом - железом, а в 6-7 веках до н.э. уже хорошо освоили способ его получения из болотных руд и начали изготавливать различные железные орудия труда путем ковки.

С середины 1 тысячелетия н.э. на территории Смоленской области начал складываться большой племенной союз, называвшийся кривичами. Это были племена со сравнительно высокой культурой. Хорошо было развито у них ремесленное производство.

Первобытнообщинный строй у кривичей окончательно распался. Вместо прежних небольших патриархальных поселков - городищ - стали возникать открытые поселения - селища, основанные соседскими общинами. Не позднее 9 века возник Смоленск - стольный город кривичей.

В 7 веке древнерусское государство - Киевская Русь - распалось на ряд самостоятельных княжеств. Образовалось и Смоленское княжество.

Смоленск являлся одним из центров русского летописания. В 1495 году в Смоленске была составлена «Летопись Авраамки». В ней отразились симпатии и тяготение смолян к Москве, как центру русских земель, объединявшему и поднимавшему славянские народы на борьбу с иноземными захватчиками.

В 1596- 1602 годах Смоленск был обнесен крепостной стеной, построенной под руководством Ф.С.Коня. Она сыграла большую роль в борьбе русского народа с иностранными захватчиками, в 1609-1611 гг. выдержала 20-месячную осаду войск польского короля Сигизмунда 3. 3 июня 1611 г. после ожесточенных боев город был захвачен польскими войсками. В 1654 году Смоленск был взят русскими войсками, а в 1667 году возвращен России.

В период царствования Петра Первого России пришлось вести длительную войну со Швецией.

Шведский король, стремясь захватить Москву, решил двинуть свои войска через Смоленск. Русские воины стояли непоколебимо. Видя, что через Смоленск пробиться на Москву невозможно, шведская армия повернула на юг, на Украину.

Вторая половина 18 века была тем временем, когда в городах Смоленской губернии и помещичьих усадьбах шло интенсивное строительство каменных зданий.

Суровые испытания пришлось выдержать жителям Смоленского края в 1812 году.

22 июня 1941 года немецкие фашисты напали на нашу Родину. На третий день войны вражеские самолеты уже бомбили Смоленск, Вязьму, Рославль и другие города области. Старинный русский город. Более двух лет, томившийся под властью фашистов, стал снова свободным. А еще через две недели вся Смоленская область была очищена от гитлеровских захватчиков.

В 1959 году на 21 съезде Коммунистической партии Советского Союза был принят семилетний план развития народного хозяйства нашей страны. За годы семилетки на Смоленщине построено много заводов, оборудованных новейшей техникой.

В истории нашей области девятая пятилетка занимает особое место. В 1971 году Центральный Комитет партии и Советского правительства приняли по личной инициативе Л.И.Брежнева постановление «О мерах по развитию сельского хозяйства Смоленской области».

2. Актуальность развития региона

          2.1 Причины, способствующие развитию туризма в регионе

Основные виды туризма, развитые в регионе:

На территории Смоленщины располагаются 3 974 памятника истории и культуры, что позволяет развивать познавательный туризм, а возрождение храмов и монастырей становится основой для развития паломнического туризма.

Более 40 тематических экскурсий с посещением объектов культурного наследия разработано специалистами турбизнеса Смоленской области, 27 государственных и муниципальных музеев открыты для гостей города и области, которые в 2007 году посетили почти 350 000 экскурсантов.

Наибольшей популярностью среди туристов в 2007 году пользовались музей-усадьба М.И. Глинки в с. Новоспасском, музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.», объединенный мемориальный музей Ю.А. Гагарина. Среди муниципальных музеев по количеству экскурсионных посещений лучшими стали: Рославльский историко-художественный музей, Сафоновский и Вяземский историко-краеведческие музеи.

Природные ресурсы и сеть лечебно-оздоровительных учреждений Смоленской области способствуют развитию спортивного, самодеятельного, оздоровительного и экологического туризма.

Настоящим открытием для любителей природы становится посещение национального парка «Смоленское Поозерье», который находится на северо-западе Смоленщины. Особенностью «Смоленского Поозерья» является наличие девственных, уникальных по красоте сосновых и широколиственных лесов. 35 красивейших озер ледникового происхождения раскинули свою гладь на площади 1800 га. Богат и разнообразен животный мир Поозерья. С 1999 года национальный парк включен в список Ключевых орнитологических территорий международного значения, а в 2002 году национальному парку присвоен статус Биосферного резервата под эгидой ЮНЕСКО. Сюда приезжают желающие порыбачить (в озерах водится 33 вида рыб), понаблюдать за повадками диких животных и птиц, пособирать в здешних лесах ягоды и грибы.

Национальный парк предлагает многочисленные туристские программы и экскурсионные маршруты: пешие и водные, байдарочные, этнографические, лыжные, рыболовные.

Различают три основных вида туризма:

- туризм внутренний - туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации;

- туризм выездной - туризм лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну;

- туризм въездной - туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации.

Экологический туризм для Смоленской области является новым, но перспективным видом туризма.

Развитие туристской инфраструктуры на территории национального парка «Смоленское Поозерье» (обустройство туристских маршрутов, строительство этнографической деревни, центра ремесел, реконструкция коллективных средств размещения) наряду с природными достопримечательностями будет способствовать увеличению туристских прибытий на Смоленщину.

Концепцией социально-экономического развития региона предусматривается реализация инвестиционного проекта «Туристско-рекреационный комплекс «Вазуза & Яуза Парк».

Проект включает в себя создание инфраструктуры, предназначенной для отдыха вдали от мегаполисов на территории природного парка «Гагаринский» на берегах Яузского и Вазузского водохранилищ.

2.2Проблемы, сдерживающие развитие рекреации и туризма в регионе

1. Нехватка первоочередного инвестирования материальной базы туризма и прежде всего средств приема и размещения туристов.

2. Нет достаточного строительство гостиницы в г. Смоленске туристского класса, соответствующей мировым стандартам.

3. Не хватает значимость рекламно-информационного продвижения туристского продукта Смоленской области на международный и российский рынки, в том числе через сеть Интернет.

Следующие позиции занимают - реконструкция и строительство дорог, благоустройство объектов туристского показа, организация изготовления и реализации сувенирной продукции, развитие инфраструктуры лечебно-оздоровительного туризма, организация и проведение семинаров, конференций, выставок и других массовых мероприятий, в том числе театрализованных и приуроченным к датам Отечественной истории, внедрение современных технологий туристского обслуживания.

Что следует делать, чтобы избавиться от проблем:

- содействие в создании современного отечественного рынка туризма на основе развития конкуренции и кооперации на туристских предприятиях;

- формировании современной нормативно-правовой базы развития туризма;

- создание условий для приоритетного развития внутреннего и въездного туризма;

- программное обеспечение отдельных перспективных и социально значимых видов туризма;

- программное обеспечение развития туризма в перспективных для этого городах и районах области;

- развитие предпринимательства в сфере туризма, поддержка малого и среднего бизнеса, защита внутреннего туристского рынка;

- интеграция Смоленской области в систему отечественного и мирового туристского рынка и развитие международного сотрудничества в области туризма;

- реализация в Смоленской области принятой ООН концепции устойчивого развития туризма как экологически безопасной формы использования природных и культурных ресурсов;

- разработка и внедрение прогрессивных технологий туристского обслуживания;

- стимулирование развития материальной базы (средств размещения и инфраструктуры) путем привлечения инвестиций;

- создание и совершенствование системы информационного обеспечения сферы туризма, проведение активной рекламной политики;

- участие в создании современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере туризма;

- участие в развитии отраслевой туристской науки, осуществление комплекса научных исследований на территории Смоленской области;

- изучение состояния и состава ресурсов туризма Смоленской области, их кадастрирование, мониторинг.

2.3 Рекреационные ресурсы региона, которые можно использовать в дальнейшем развитии туризма

Смоленская область продолжает развивать спортивный туризм, для этого она имеет все необходимые ресурсы: возвышенности для экстремального вида спорта и равнины, низины для пешего, велосипедного и конного туризма.

Заметно увеличилось применение лечебных грязей. Сапропелевые лечебные грязи формируются обычно в пресноводных озерах и встречаются во всех регионах страны. Таким является озеро Мутное в Смоленской области.

Его популярность возрастает с каждым годом и в итоге может стать самым посещаемым туристским местом. Растет число «деловых» туристов. Современные масштабы иностранного туризма ни в коей мере не соответствует потенциалу области. При значительных вложениях финансовых средств, создании комфортабельных гостиниц, развитой инфраструктуры, стабилизации политической ситуации в России Смоленщина как район с достаточно благоприятным географическим положением, экологической ситуацией и в связи большого количества памятников культуры может превратиться в зону развития иностранного туризма.

Развитию туризма способствует формирование сети мотелей на автомагистрали Москва-Минск. Большой популярностью пользуются «Оазис» в Ярцево, 3-х-звездочный «Люкс-Мотель-310» в Сафоновском районе. Объекты научного и конгрессного туризма не развиты.

Смоленская область обладает значительным туристско-рекреационным потенциалом. Территориями, пригодными для развития рекреационного и природно-экологического туризма, могут стать:

1. Национальный парк «Смоленское Поозерье», там находится редкая для ЦФО локальная озерно-речная сеть (35 озер, болота). Называют «Байкалом в миниатюре» озеро Сапшо. Наличие минерализованных подземных вод, а также лечебных грязей (сапропелей).

2. Национальный парк "Угра" - территория, на которой сохранились практически не тронутые антропогенной деятельностью ландшафты;

3. Вазузское и Яузское водохранилище.

Существует большая нехватка финансовых средств для постройки гостиниц высокого уровня, учреждений для подготовки персонала в области туризма. В области хорошо развита транспортная сеть, что немало важно для туризма.

Смоленская область благоприятная зона для развития туризма, но для этого нужны финансовые средства для оснащения. Из всех видов туризма в последнее годы наблюдается рост выездного туризма. Самыми посещаемыми в 2008 году у смоленских туристов, стали страны СНГ, Турция, Германия, Египет, Испания, Чехия, Италия, Польша, страны Прибалтики, ОАЭ.

3. Рекомендации по дальнейшему развитию туризма в регионе

Смоленская область в силу своего исторического и культурного наследия, а также географического положения обладает значительным туристским потенциалом для развития внутреннего и въездного туризма.

Смоленская область обладает таким потенциалом вследствие присущего ей сочетания ряда важных признаков: географического и административно-территориального положения, сложного исторического процесса, в результате которого она была сформирована в нынешнем виде, наличия уникальных памятников историко-культурного наследия на её территории.

Смоленская область, как западный форпост Российской Федерации, исключительно перспективна в отношении развития внутреннего и пригранично-регионального туризма; по её территории также может пройти один из участков протяженного туристского маршрута: начальный, промежуточный или заключительный.

Наиболее интересным туристическим объектом Смоленской области подавляющее большинство экспертов (93,3%) назвало Смоленск. Второе место в списке перспективных туристических объектов Смоленской области занимает Талашкино (83,3%). Далее следуют Новоспасское (80,0%) и национальный парк «Смоленское Поозерье» (70,0%).

Отмечается повышенный интерес к религиозным памятникам, расположенным на территории области. По данным Смоленскстата в 2007 году более 10 000 человек посетили Смоленщину с паломническими целями.

Сегодня уникальное культурное и историческое наследие Смоленщины, её туристический потенциал используются недостаточно эффективно. Хотя в целом в регионе отмечается рост количества посещений. Если в 2009 году область посетили 161,9 тысячи человек, то в 2010-м туристов побывало уже 203,6 тысячи человек. Более 15 тысяч иностранцев приезжали на Смоленщину в 2010 году. Количество экскурсантов в музеях области за последние два года выросло с 350 до 370 тысяч человек. Очевидно, что в ближайшие годы на Смоленщине традиционно будет развиваться экскурсионно-познавательный туризм, сохранится тенденция к отдыху в зоне нетронутого ландшафта (экологический туризм), усилится роль делового туризма и оздоровительного туризма.

4. Вывод

Уже сегодня в регионе принимаются меры, направленные на развитие культуры и туристской индустрии. Действуют долгосрочные областные целевые программы «Развитие культуры в Смоленской области» и «Развитие туризма в Смоленской области». географический туризм регион

На территории региона на государственную охрану поставлены 4336 объектов культурного наследия. Область богата памятниками истории и культуры, которых насчитывается около 4 тысяч. Среди археологических памятников наиболее известны Гнездовские курганы, памятники зодчества домонгольского периода - церкви XII века Михаила Архангела, Петра и Павла. В области развита сеть музеев. Среди них - уникальный музей - заповедник А.С. Грибоедова в с. Хмелита, имеющий одну из самых больших в России территорий. К ценнейшим историко-культурным памятникам относятся: сельцо Городок - родина адмирала П.С. Нахимова, музей-усадьба М.И. Глинки в с. Новоспасском, мемориальный музей Ю.А. Гагарина, мемориальный музей М.В. Исаковского в пос. Всходы Угранского района. Более четырех десятилетий на Смоленщине проводится ежегодный музыкальный фестиваль им. М.И. Глинки, получивший в 1994 году статус Всероссийского.

В Смоленской области достаточно благоприятный климат, а также хорошее расположение для развития туризма.

Смоленская область обладает значительным потенциалом для развития природно-экологического и рекреационного туризма, однако, практически он пока играет слабую роль в экономике области.

Густота речной сети благоприятна для потребителей. В области берут начало Днепр и его крупные притоки - Десна и Сож. Другие реки относятся к бассейнам Волги (наиболее крупные - Вауза, Угра) и Западной Двины, Западная Двина в пределах области судоходства. Открыты и широко используются запасы сульфатно-кальциево-магниевых минеральных вод. В озерах области имеются значительные запасы сапропелей (более 150 млн. куб. метров).

Как показывает международный опыт, на рынке культурного туризма, в частности, конкурируют не отдельные объекты, а комплексные продукты. В них входят не только объекты показа, но и развитая туристская инфраструктура, воссоздание историко-культурных ситуаций разного периода времени, а также фестивали, конкурсы, праздники.

Культурный туризм сегодня востребован. И Смоленщина может стать системным оператором как для российского туриста, так и для зарубежного. Реализация поставленных целей на уровне региона возможна программно-целевым методом в рамках долгосрочной областной целевой программы «Развитие туризма в Смоленской области» не только за счёт средств областного, муниципального бюджетов, но и с привлечением частных инвестиций в рамках государственно-частного партнёрства.  

Предполагаемые сроки реализации программы - 2012-2020 годы.

Основные туристские предпочтения: историко-культурный, деловой туризм, экскурсии, автотуризм и речные круизы. Пассивный и активный отдых (рыбалка), лечение. Турфирмы предлагают десятки обзорных и тематических экскурсий по Смоленску и другим старинным городам области, по старинным русским усадьбам.) Популярны поездки в национальный парк «Смоленское Поозерье».

Смоленская область благоприятная зона для развития туризма, но для этого нужны финансовые средства для оснащения. Природные ресурсы и сеть лечебно-оздоровительных учреждений Смоленской области способствуют развитию спортивного, самодеятельного, оздоровительного и экологического туризма. Из всех видов туризма в последнее годы наблюдается рост выездного туризма. Количество туристов, посетивших регион с целью отдыха, досуга и восстановления здоровья, за 2009-2010 годы увеличилось с 22 до 36 процентов. Существует большая нехватка финансовых средств для постройки гостиниц высокого уровня, учреждений для подготовки персонала в области туризма. В области хорошо развита транспортная сеть, что немало важно для туризма. Качество предоставляемых услуг в регионе удовлетворительна для потребностей туристов.

Туристскими фирмами разработано более 35 одно-, двух-, трёхдневных туристско-экскурсионных маршрутов по Смоленску и области.

Таким образом, в Смоленской области идет динамичный процесс развития туристской отрасли. Отмечается ежегодный прирост внутреннего туристского потока. Для Смоленской области наиболее перспективными видами туризма являются: культурно-познавательный, охватывающий

45 % от общего туристского потока, оздоровительный, экологический туризм.

        Цели и задачи, поставленные мною при разработке проекта, достигнуты.
       Работая над проектом, я узнал много нового и интересного о развитии туризма на Смоленщине. Познакомилась с достопримечательностями городов. Проанализировав собранную информацию, отобрала  наиболее важные,  интересные и доступные, на мой взгляд, факты. 

         Ценность моего проекта в том, что в доступной форме любой желающий может больше узнать о туристических маршрутах Смоленщины.
        С каждым годом Смоленщина привлекает все больше туристов, как из России, так и из других стран. Именно путешествие по нашему краю позволяет прочувствовать всю мощь и величие нашей страны.

5. Список литературы и Интернет – ресурсов

1. Будаев Д.И., Ильин В.В Смоленск краткая энциклопедия.- Смоленск: «Траст-имаков», 1994г.

2. Будаев Д.И., Махотин Б.А. Смоленская область: краеведческий словарь.- М: «Московский рабочий», 1978г.

3. Будаев Д.И. Смоленский край. - М: «Московский рабочий», 1995г.

4. Колотова Е.В. Рекреационное ресурсоведение: Учебное пособие. - М., 2004.

5. Колотова Е.В. Методические рекомендации к написанию курсовых работ по рекреационному ресурсоведению для студентов I курса. На правах рукописи. М.: 2009, 52 с.

6. Махотин Б.А. Живым истокам. - М: «Московский рабочий», 1989г.

7. Никифоров А.Н., Третьякова А.Г. Край наш Смоленский. - М: «Московский рабочий», 1996г.

6. Приложения

Карта. Туристический потенциал Смоленской области

https://cf.ppt-online.org/files1/slide/m/MnGjvXJE1TqdhZomRPOsuYW2r0yUIz68Qwa5eBKpAH/slide-4.jpg

Карта. Туристическая карта-схема Смоленской области

https://img-fotki.yandex.ru/get/17859/99483866.11/0_102695_33a56b30_XL.jpg