Практические работы

Царёва Валентина Николаевна

      Практические работы способствуют росту самостоятельности, обеспечивают формирование умений применять знания на практике, воспитывают такое качество, как трудолюбие. В ходе выполнения практических работ школьники учатся работать с различными источниками географической информации.    Практические работы на уроках могут выполняться на этапе проверки и контроля, в ходе изучения нового материала и его закрепления. В современной методической науке сложились различные классификации практических работ. По уровню усвоения учащимися географических умений выделяют обучающие, тренировочные и итоговые работы.

       Для проведения практической работы не всегда необходим целый урок. Например, для обучающихся и тренировочных работ бывает достаточно выделить от 5 до 7 минут, а на проведение итоговой работы – от 15 до 20 минут учебного времени.

Каждый учитель, учитывая конкретные условия класса и даже отдельные группы учащихся, разрабатывает свою систему работ, ориентированную на выполнение требований Стандарта.

Согласно новым требованиям к результатам обучения, практические работы по географии ориентированы на формирование умений:

·         выделять, описывать и объяснять существенные признаки объектов и явлений;

·         находить и анализировать в разных источниках географическуюинформацию (для изучения объектов, явлений, территорий, их обеспеченность ресурсами, хозяйственный потенциал, экологические проблемы);

·         приводить примеры географических объектов, явлений и процессов(использование и охрана природных ресурсов; адаптация человека к условиямокружающей среды на формирование культуры народов; районы специализации, центры производства различной продукции, основных коммуникаций, их узлов; разноуровневое связи России, крупных регионов и стран мира);

·         составлять географическую характеристику территорий источников географической информации;

·         определять на местности, плане, карте расстояния, направления, высоты точек, географические координаты и местоположение географических объектов;

·         применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме;

·         выявлять эмпирические зависимости.

       Выполнение практических работ на географическом материале способствует развитию общеучебных умений как компонента стандарта по географии – анализировать, сравнивать сопоставлять, оценивать, делать умозаключения, высказывать собственное мнение и обосновывать его, представлять результаты работы в различных формах (выводы, тезисы, логические схемы и др.).

Вторая задача – обеспечение формирования специфических умений (применять теоретические географические знания на практике, вооружить жизненно важными умениями, такими, как чтение, анализ и сопоставление карт различной тематики, статистических материалов и т.п.).

В- третьих, система практических работ, предусмотренных стандартом, располагает большими возможностями для более полного ознакомления и овладения школьниками методами географической науки (традиционные – картографический, описательный, сравнительно – географически, новые и новейшие – статистический, моделирование, прогнозирование, геоинформационный, геоэкологический мониторинг; методы полевых исследований). Вместе с тем наиболее важным является значимость практических работ в формировании умений использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни, например,

·         для ориентирования на местности и проведения съемок;

·         определение поясного времени;

·         проведения наблюдений за объектами, процессами, явлениями, их изменениями в результате природного и антропогенного воздействия; оценка последствий;

·         наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы своей местности.

Важно заметить, что в новом стандарте по географии требования к результатам обучения под рубриками “оценивать” и “прогнозировать” отсутствуют. Но именно эти направления располагаю большими возможностями для формирования умений применять полученные знания и умения, формирую учебную и исследовательскую компетенцию учащихся, поэтому в реальном учебном процессе просто необходимо включение заданий подобного рода. Но государственными практическими работами они не предусмотрены, именно здесь кроется благодатное поле для творчества учителя.

Что нужно обязательно посмотреть и прочитать:

Лекции О.В. Крыловой "Система практических работ по географии в 6-10 классах"

Лекция 1 Практические работы по географии      http://geo.1september.ru/article.php?ID=200701711

Лекция 2 Примерное содержание и методика организации практических работ в 6-м классе http://geo.1september.ru/article.php?ID=200701810

Лекция 3 Примерное содержание и методика организации практических работ в 7-м классе http://geo.1september.ru/article.php?ID=200701910

Лекция 4 Примерное содержание и методика организации практических работ в 8-м классе http://geo.1september.ru/article.php?ID=200702007

Лекция 5 Примерное содержание и методика организации практических работ по географии России в 9-м классе http://geo.1september.ru/article.php?ID=200702110

Лекция 6 Проектная деятельность учащихся по географии http://geo.1september.ru/article.php?ID=200702210

Работы учителей географии

1. Сайт учителя географии Котловой Л.М. – некоторые практические работыhttp://geokotlova.rusedu.net/category/446/2154

3. Применение интерактивных карт на уроках географии. Статья Головановой Е.Н. , зам. директора по НМР МОУ СОШ № 3http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,6372/Itemid,118/

4. Система самостоятельных и практических работ по географии: их роль в усилении прикладной направленности школьной географии Булгакова О.М.

http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,2131/Itemid,118/

5. Нагорная И.И., Интерактивные практические работы на уроках географииhttp://www.wecomm.ru/structure/?idstucture=400

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практические работы 6 класс

Практическая работа № 1.

Организация и обучение приёмам учебной работы: наблюдения за погодой, фенологическими явлениями, измерение высоты солнца над горизонтом по составлению календаря погоды

Ход  работы:

В отдельной тонкой тетради в клетку начертите календарь погоды на текущий месяц и ежесуточно отмечайте в нём:

  1. температуру воздуха;
  2. облачность;
  3. осадки;
  4. направление ветра;
  5. измерение высоты солнца над горизонтом.

     

  Октябрь

Дни

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

tоC

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+ 25

+ 20

+ 15

+ 10

+ 5

0

- 5

- 10

- 15

- 20

- 25

 

Облачность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осадки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Направл.ветра

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Средняя температура за месяц: _______оС.            

Оценка: ________

                                                                          

 

В конце месяца начертите график изменения температуры воздуха и подсчитайте среднюю температуру воздуха за этот месяц.

Продолжите ведение календаря погоды в октябре, ноябре, декабре, январе, феврале и в марте.

Условные знаки:

Облачность:

Осадки:

http://www.ourcoolclass.narod.ru/teachers_advise.files/31.files/2.files/image001.gif

- ясно;

http://www.ourcoolclass.narod.ru/teachers_advise.files/31.files/2.files/image002.gif

- дождь;

http://www.ourcoolclass.narod.ru/teachers_advise.files/31.files/2.files/image003.gif

- переменная облачность;

http://www.ourcoolclass.narod.ru/teachers_advise.files/31.files/2.files/image004.gif

- туман;

http://www.ourcoolclass.narod.ru/teachers_advise.files/31.files/2.files/image005.gif

- пасмурно.

http://www.ourcoolclass.narod.ru/teachers_advise.files/31.files/2.files/image006.gif

- снег.

 

 

 

 

Направление ветра:

http://www.ourcoolclass.narod.ru/teachers_advise.files/31.files/2.files/image007.gif

- северный;

http://www.ourcoolclass.narod.ru/teachers_advise.files/31.files/2.files/image008.gif

- северо-западный;

http://www.ourcoolclass.narod.ru/teachers_advise.files/31.files/2.files/image009.gif

- южный;

http://www.ourcoolclass.narod.ru/teachers_advise.files/31.files/2.files/image010.gif

- северо-восточный;

http://www.ourcoolclass.narod.ru/teachers_advise.files/31.files/2.files/image011.gif

- западный;

http://www.ourcoolclass.narod.ru/teachers_advise.files/31.files/2.files/image012.gif

- юго-западный;

http://www.ourcoolclass.narod.ru/teachers_advise.files/31.files/2.files/image013.gif

- восточный

http://www.ourcoolclass.narod.ru/teachers_advise.files/31.files/2.files/image014.gif

- юго-восточный.

 

 

 


Практическая работа № 2.

Ориентирование на местности .

 

http://lari4ewa-elena.narod.ru/olderfiles/1/da62a1eba625.jpg 

Ход  работы:

Используя компас определите направление, азимут и определите расстояние в шагах и в метрах до объектов, указанных учителем.

 Практическая работа № 3.

Топографический диктант.

Ход  работы:

Изобразите условные знаки следующих объектов:

Вариант 1.

Луг, колодец, отдельно стоящая ель, автомобильный мост, болото, железнодорожная станция, смешанный лес, огород, завод с трубой, паром на реке.

Вариант 2.

Кустарник, родник, домик лесника, отдельно стоящая берёза, железнодорожный мост, овраг, силосная башня, хвойный лес, автомобильное шоссе, пристань на реке, тропа.

Практическая работа № 3

«Топографический диктант»

Ход  работы:

Изобразите условные знаки следующих объектов:

Вариант 1.

Луг, колодец, отдельно стоящая ель, автомобильный мост, болото, железнодорожная станция, смешанный лес, огород, завод с трубой, паром на реке.

Вариант 2.

Кустарник, родник, домик лесника, отдельно стоящая берёза, железнодорожный мост, овраг, силосная башня, хвойный лес, автомобильное шоссе, пристань на реке, тропа.

Практическая работа № 4

Чтение плана местности: определение направлений, расстояний, абсолютной и относительной высоты.

Ход  работы:

    Используя фрагмент топографической карты (атлас, стр. 7), заполните таблицу, определив направление, азимут и расстояние до указанных объектов от вершины холма, а также их абсолютную высоту и относительную высоту холма:

Объект

Направление

Азимут

Расстояние

Абсолютная высота

Относительная высота холма

родник

 

 

 

 

 

колодец

 

 

 

 

 

озеро Тихое

 

 

 

 

 

домик лесника

 

 

 

 

 

школа

 

 

 

 

 

 

Практическая работа №5.

Обучение определению направлений по карте расстояний,  географических координат точек и нахождение точки на карте или глобусе по географическим координатам.

Ход  работы:

    Используя физическую карту полушарий (атлас, стр. 12-13) и физическую карту России (стр. 14-15), заполните таблицу:

Географический объект

Расстояние от Москвы

Направление от Москвы

Географические координаты

г. Мак-Кинли

 

 

 

Дели

 

 

 

Буэнос-Айрес

 

 

 

вдп. Виктория

 

 

 

Санкт-Петербург

 

 

 

 

 

 

51о с.ш. и 31о в.д.

 

 

 

1о ю.ш. и 78о з.д.

 

 Практическая работа № 6.

Описание  по  карте  географического  положения    гор. Определение по карте  географических  координат  крупнейших  вершин.

 

Ход  работы:

 По  плану  описания  гор  дайте  характеристику  одной  из  горных  систем:

 

Вариант  1.  Гималаи.

 

Вариант  2.  Кордильеры.

 

Вариант  3.  Уральские  горы.

 

Вариант  4.  Анды.

 

Вариант  5.  Кавказ.

 

Вариант  6.  Альпы.

  

План  описания  гор:

1.      На  каком  материке  и  в  какой  его  части  находятся  горы;

2.      Общее  направление  горной  системы  и  её  протяжённость;

3.      Между  какими  географическим  объектами  ( равнины,  моря,  океаны  и  т.д.)  находятся  горы  (по  сторонам  горизонта);

4.      Вид  гор  по  абсолютной  высоте;

5.      Крупнейшая  вершина  и  её  географические  координаты.

 

Практическая работа №7.

Обозначение  на  контурной  карте названных объектов рельефа   

Ход  работы:

      Используя  карты  атласа,  на  контурной  карте  полушарий  нанесите  простым  карандашом  крупнейшие  горы  и  вершины  Земли:

1.      Гималаи;

2.      гору  Джомолунгму  (или  Эверест  и  обозначьте  её  высоту);

3.      Тибет;

4.      Тянь-Шань;

5.      Кавказ;

6.      гору  Эльбрус  (обозначьте  её  высоту);

7.      Алтай;

8.      вулкан  Ключевская  Сопка;

9.      Альпы;

10.  Скандинавские  горы;

11.  вулкан  Килиманджаро;

12.  Кордильеры;

13.  гору  Мак-Кинли  (обозначьте  её  высоту  горы);

14.  вулкан  Орисаба;

15.  Анды;

16.  гору  Аконкагуа  (обозначьте  её  высоту);

17.  вулкан  Котопахи;

18.  гору  Косцюшко;

19.  массив  Винсон;

20.  вулкан  Эребус.

 

 

Практическая работа № 8.

Определение  географического положения объектов:

океаны, моря, заливы, полуострова, реки, озера,

(его относительных размеров, преобладающих и максимальных глубин

свойств воды, особенностей движения воды и основных видов хозяйственной деятельности человека).

Ход  работы:

Используя  карты  атласа  и  предложенные  типовые  планы  описания  океана  и  моря,  дайте  комплексную  характеристику  одного  из  океанов  или  морей.

План описания океана:

  1. Название океана;
  2. Географическое положение: положение относительно экватора и начального меридиана, какие материки и где омывает, с какими океанами и где связан;
  3. Размеры океана;
  4. Средняя и максимальная глубина океана, название океанической впадины;
  5. Свойства воды: распределение температуры и солёности воды в океане;
  6. Важнейшие тёплые и холодные течения и их виды по происхождению;
  7. Использование океана человеком.

План описания моря:

  1. Название моря;
  2. К какому океану относится;
  3. Географическое положение моря: положение моря относительно океана, какие берега каких материков омывает;
  4. Вид моря;
  5. Размеры моря;
  6. Средняя и наибольшая глубина;
  7. Свойства воды: температура и солёность;
  8. Особенности движения воды: волны, приливы, течения;
  9. Использование человеком, крупнейшие морские порты и курорты на берегу моря.

Вариант 1. Тихий океан.

Вариант 2. Филиппинское море  ( или по выбору учащегося ).

Вариант 3. Атлантический океан.

Вариант 4. Средиземное море  ( или по выбору учащегося ).

Вариант 5. Северный Ледовитый океан.

Вариант 6. Баренцево море  ( или по выбору учащегося ).

Вариант 7. Индийский океан.

Вариант 8. Красное море  ( или по выбору учащегося ).

 

Практическая работа № 9.

Построение  графика розы  ветров.

 

Ход  работы:

      Используя  текст учебника  (стр. 142 - 143)  и  календарь  погоды,  который  вы  вели,  постройте  розу  ветров за  октябрь  (ноябрь,  декабрь  и  т.д.  в  зависимости  от  варианта):

1)  Начертите  8  направлений  (румбов),  соответствующих  основным  сторонам  горизонта  (С;  Ю;  З;  В;  С-З;  С-В;  Ю-З;  Ю-В );

2)  По  каждому  направлению  (румбу)  отметьте  направление  ветра  за  каждый  день  месяца  (1  день = 5  мм);

3)  Соедините  концы  векторов  красной  линией.

4)  Сделайте  вывод  о  преобладающих  ветрах  за  данный  месяц.

 

Примечание:  количество  дней  со  штилем  указать  под  розой  ветров.

 

Вариант  1.  Октябрь.

 

Вариант  2.  Ноябрь.

 

Вариант  3.  Декабрь.

 

Вариант  4.  Январь.

 

Вариант  5.  Февраль.

 

Вариант  6.  Март  (или  сентябрь).

Практическая работа № 10

«Ознакомление с наиболее распространёнными  растениями и  животными  своей местности».

Ход работы:

Написать короткое сочинение об одном виде животного или растения Смоленской области.

НАПРИМЕР:

Воробьи.

Люблю воробьев. Они гнездятся около человеческих жилищ. Веселое чирикание этих смелых и умных разбойников доносится из-под крыши над моим окном.

У воробьев крепкий конический клюв, короткие крылья, длинный хвост. Маленькие быстрые глаза серенькой задиристой птички настороженно посматривают вокруг. Они весело прыгают на своих маленьких ножках, нервно перелетают из ветви на ветвь, что-то шепчутся между собой, затевают шумные драки.

Воробьи питаются семенами, ягодами, насекомыми, уничтожают врагов сада.

Я люблю наблюдать за этими маленькими веселыми птичками.



Предварительный просмотр:

Практические  работы 7 класс  

Практическая  работа  № 1.

Определение  по  картам    расстояний  между  точками  в  градусной  мере  и  километрах. Обозначение  на  карте  маршрутов  путешествий  с  определением  местоположения,  абсолютных  и  относительных  высот  мест  остановок,  а  также  направлений  и расстояний  от  пункта    пункту

Цели  работы:

  1. Учиться  решать по  географической  карте  и  глобусу задачи  различного  содержания.
  2. Повторить  и  закрепить  умения  определять  по  глобусу  и картам  расстояний  между  точками  в  градусной  мере  и  километрах; прокладывать  на  контурной карте  маршруты  путешествий;  определять  географические  координаты  точек,  абсолютные  и  относительные  высоты,  направления  от пункта  к  пункту.

Последовательность  выполнения  работы

  1. По  географическим  координатам Ставрополя  определите  его  местоположение  на  глобусе.
  2. Определите  расстояние  от  Ставрополя  до  Северного  полюса,  экватора,  нулевого  меридиана  в  градусной  мере  и  в  километрах.
  3. Результаты  вычислений  запишите  в  тетрадь  в виде  таблицы:

Ставрополь   450  с.ш.,   420  в.д.

Расстояние

В  градусной  мере

В  километрах

До  Северного    полюса

До  экватора

До  нулевого  меридиана

Материал  для  справок: Длина10  меридиана  =  111  км Длина   10  по45-й  параллели  =  78,2 км

  1. В  настоящее  время  расширяются  и  укрепляются  научные,  культурные,  производственные,  торговые  связи  нашей  страны  и  нашего края  как  части  единого  целого – хозяйства  России – со  многими  странами  мира:  странами  зарубежной  Европы,  Америки,  Азии,  в  том  числе  Японией,  Индией,  Турцией  и  др.  Вы  имеете уникальную  возможность  совершить  кругосветное  путешествие  на  воздушном  шаре  по  маршруту:  Ставрополь – Париж – Мехико – Токио – Дели – Ставрополь.  Пользуясь  физической  картой  атласа,    на  мировой  контурной  карте  проложите  маршрут  путешествия.
  2. За  время  путешествия  определите:
  • Географические  координаты  мест  остановок;
  • Абсолютную  и  относительную  высоту   мест  остановок;
  • Направления  и  расстояния   от пункта  к  пункту.
  1.   Результаты  работы  отразите  на  контурной  карте.

Практическая работа № 2.

Характеристика природной зоны своей местности, основе карт природной зональности и её изменений под влиянием деятельности людей

   

 Ход  работы:

Работа проводится в виде доклада, сообщения, сочинения по типовому плану:

 

План физико-географической характеристики природной зоны:

1. Географическое положение
2. Климат
3. Почвы
4. Растительность
5. Животный мир
6  Внешний облик зоны
7. Использование человеком

 

Практическая работа № 3.

Определение и сравнение различий

 в численности, плотности и динамике населения  материков и стран мира.

Ход работы:

  1. Используя  политическую  карту  атласа  и  диаграммы 1 и 2,  в  контурных  картах  на политической  карте  полушарий  красным  цветом  обозначьте  границы,  чёрным  цветом  под пишите  названия  крупнейших  стран  мира  по  площади  территории  и  численности  населения  и  подпишите  их  столицы.

 

Диаграмма  1.  Крупнейшие  страны  мира  по  площади  территории.

(млн. км2).

http://www.ourcoolclass.narod.ru/teachers_advise.files/31.files/2.files/image023.jpg

Диаграмма  2.  Крупнейшие  страны  мира  по  численности  населения.

(млн. человек).

http://www.ourcoolclass.narod.ru/teachers_advise.files/31.files/2.files/image024.jpg

  1. Красным  цветом  подчеркните  названия  стран - лидеров  по  площади  территории,  а  синим - по  численности населения.
  2. Используя  карты  атласа  и  диаграмму  3,  кружками  красного  цвета  обозначьте  крупнейшие  города  мира  и  подпишите  их  названия.

Диаграмма  3.  Крупнейшие  города  мира  по  численности  населения

(млн. человек).

http://www.ourcoolclass.narod.ru/teachers_advise.files/31.files/2.files/image025.gif

 

Практическая работа № 4.

Описание по карте рельефа одного из материков.

   Цели: изучить особенности рельефа одного из материков, выяснить причины, обусловившие эти особенности, дать характеристику рельефа отдельных частей материка

1.Опиать рельеф по плану

2.Какие формы рельефа преобладают на материке?

3. Какие преобладают полезные ископаемые на материке?

4.Объяснять связь расположения форм рельефа и полезных ископаемых с геологическим происхождением

Практическая работа № 5.

Описание крупных объектов гидросферы на материках и выявление влияния климата на них.

Ход  работы: 1.Используя физическую карту мира (атлас, стр. 2 - 3) и список географической номенклатуры (см. ниже), на контурной карте мира синим цветом заштрихуйте шельфовую зону Мирового океана (шельф - материковая отмель до глубины 200 м), синим цветом подпишите названия океанов, крупнейших морей, заливов и проливов, а чёрным цветом - названия материков, крупнейших островов и полуостровов Земли.

  1. Как влияет климат на объекты гидросферы?

Список географической номенклатуры:

Океаны:

 

Тихий;

Атлантический;

Индийский;

Северный Ледовитый;

 

Моря:

 

Балтийское;

Берингово;

Восточно-Сибирское;

Красное;

Средиземное;

Тасманово;

Филиппинское;

Южно-Китайское;

 Заливы:

 

Бенгальский;

Большой Австралийский;

Гвинейский;

Гудзонов;

Мексиканский;

Финский;

 

Проливы:

 

Берингов;

Гибралтарский;

Дрейка;

Магелланов;

Мозамбикский;                                                                        

 

Острова:

 Великобритания;

Гренландия;

Исландия;

Калимантан;

Мадагаскар;

Новая Гвинея;

Новая Зеландия;

Сахалин;

Суматра;

Японские;

 Полуострова:

 Аравийский;

Индостан;

Камчатка


Практическая работа № 6

Описание  растительного и животного мира материков.

Ход работы:

Написать короткое сочинение о животном или растительном мире.  

Практическая  работа  № 5.

Отражение на контурной  карте

транспортной, промысловой, сырьевой и рекреационной функции океанов.

Цели  работы:

  1. Выделить  территориально-аквальные  природные  комплексы
  2. Учиться  работать  с  дополнительными  источниками  географической  информации,  выделять  главное, делать  обобщения,  выводы

  Последовательность  выполнения  работы

  1. Изучив  предложенную  дополнительную  информацию,  кратко  в  тетради  ответьте  на  вопрос:  что  послужило  причиной  выделения  побережий  и  шельфа  Мирового океана  как  особых  территориально – аквальных  комплексов?
  2. На  контурной  карте  выделите  побережье  и  шельф  одного  из  океанов  (по  выбору)
  3. На побережье  и  на  шельфе  океана  условными   знаками  (легенду  придумайте  самостоятельно)  покажите  районы  наиболее  интенсивного  взаимодействия  человека  и  окружающей  среды.  Это  могут  быть  основные  районы  рыбного  промысла, основные  районы  добычи  полезных  ископаемых,  крупнейшие  порты,  основные  транспортные  пути,  районы  отдыха  и  туризма  и  т.д.

Справочная   информация

           Ныне  из  102  городов – миллионеров  57  расположены на  берегу  или  в  непосредственной  близости  от него.  Из  136  столиц  государств,  выходящих  к  морю,  79  располагаются  непосредственно  на  побережье  или  в  эстуариях  крупных  рек,  доступных  для  морского   судоходства.

          В  береговой  зоне  человек  использует минеральные, биологические,  энергетические  и рекреационные  ресурсы.

Ежегодная  мировая  добыча  россыпей  на  берегах даёт  примерно  50  млн.  долларов  и  приходится  главным  образом на  олово,  алмазы  железный  и титановый  пески.  Береговая  зона  располагает  запасами  строительных  материалов,  прежде  всего песка  и  гравия,  ракушечника.

Из  морской  воды  добывают  1/ 5  мирового производства  соли,  свыше  2/3  брома,  магния  и  его  соединений,  более  половины  «вырабатываемой»  пресной  воды.  Нефть  и  газ добывают  также в  основном  в  пределах  береговой  зоны.  Бурное  развитие  нефтепромыслов  привело  к  тому,  что  в  неглубоких  водах, например,  Персидского  залива  сосредоточено  множество  кранов,  буровых  вышек,  плавучих  заводов.

Большое  значение  имеет  использование  энергии  приливов  и  отливов  для  получения  электроэнергии  на  приливных  электростанциях.

Не  менее  важно  рекреационное  использование  береговой  зоны.  Миллионы  людей  в  разных  странах  мира отдыхают  на  берегах  морей.

Одна  из  достопримечательностей  береговой   зоны – материальные  и  прежде  всего  духовные  богатства  ранних  культур.  Ценные  открытия  и  находки  сделаны  археологами  и  проводниками  при  изучении  мелководий.

Практическая  работа  № 8.

Определение по картам природных богатств Центральной Африки

Определение  географических   координат крайних  точек,  протяжённости  материка  с  севера  на  юг  в  градусной  мере  и  километрах.  Обучение  определению географического  положения  материка.

Цели  работы:

  1. Выявить  особенности физико-географического  положения  Африки.
  2. Научиться  определять  ФГП  материка  по  плану, используя  карты  атласа
  3. Закрепить  умение  определять географические  координаты точек,  протяжённость  материка  с  С  на  Ю  в  градусной  мере  и  в километрах
  4. Установить  влияние  ФГП  на  природу  материка.

Последовательность  выполнения  работы

Определите  ФГП  материка  Африка, пользуясь  планом  и  картами  атласа.

Устная  работа  по  определению  ФГП  материка  сочетается  с  заполнением  контурной  карты,  проведением  необходимых  расчётов  и  с  записью в  тетради  кратких  выводов.

План  описания   ФГП   материка

I. Определите положение материка на градусной сетке  (по отношению  к  экватору,  нулевому  меридиану,  Северному  и  Южному  тропикам)

  1. По  отношению  к  экватору – пересекается  материк  линией  экватора  или  нет?  Если  пересекается, то  в  какой  части?  В каком  полушарии расположен  материк – в  Северном  или  Южном?  На  контурной  карте  красным  цветом  выделите  линию  экватора.
  2. По  отношению  к  нулевому  меридиану – пересекается  материк  нулевым  меридианом  или  нет?  Если  пересекается,  то  в  какой  его  части?  В  каком  полушарии  расположен  материк -  в  Западном  или  Восточном?  На  контурной  карте  выделите  синим  цветом  линию  нулевого  меридиана.
  3. Как  расположен  материк  по  отношению  к  тропикам?  Если  материк  пересекается  тропиками,  выделите  их  на  контурной  карте.
  4. По  физической  карте  Африки  определите  крайнюю  северную   и крайнюю   южную точки  материка.
  5. Обозначьте  на  контурной  карте  крайнюю  северную и  крайнюю южную  точки  материка,  определите  их  географические  координаты,  запишите  географические  координаты  на  контурной  карте.
  6. Между  какими  градусами широты расположен  материк?  Определите  протяженность  материка  с  севера  на  юг  в  градусах  и  километрах.  Расчёты  запишите  в  тетрадь
  7. Положение  по  долготе.  Найдите  на  физической  карте  Африки крайнюю  западную  и  крайнюю  восточную  точки.  Обозначьте  их  на  контурной  карте.  Определите  географические  координаты  крайней  западной  и  крайней  восточной  точек,  подпишите  их  на  контурной карте.

II.  Определите  положение  материка  относительно  других  объектов (материки, океаны)

  1. Какие  материки  расположены  поблизости,  в  каком  направлении,  как  отделяются?  На  контурной  карте  подпишите  близлежащие  материки,  моря  и  проливы,  которые  их  отделяют  от  Африки.
  2. Какие  океаны, моря,  заливы  и  проливы  омывают  берега  Африки?  Подпишите  из  на  контурной  карте.
  3. Определите  характер  береговой  линии  (сильно  изрезана – выделяется  много  островов, полуостровов, заливов,  проливов; слабо  изрезана  -  мало  островов,  полуостровов,  заливов,  проливов).   Крупные острова  и  полуострова  подпишите  на  контурной  карте.

Сделайте  вывод  о  величине  и  протяжённости  материка,  особенностях  ФГП  материка,  определяющих  его  природу.  Краткий  вывод запишите  в  тетрадь  в  виде  таблицы.

Особенности  ФГП  материка

Особенности  природы

1. Материк  почти  посередине  пересекается  экватором;  большей  своей  частью  лежит  между  Северным  и  Южным  тропиками

?

2. Большая  протяжённость  материка  с  севера  на  юг  и  с  запада  на  восток.

?

3. Слабая  изрезанность  береговой  линии

?

3.Обозначение  на  контурной  карте  крупных  форм  рельефа  и  месторождений  полезных  ископаемых

Последовательность  выполнения  работы

  1. Обозначьте  на  контурной  карте  крупные  формы  рельефа  материка:

горы  -               Атлас,  Капские,  Драконовы

нагорья –          Аххагар,  Тибести,  Эфиопское

плоскогорье –  Восточно-Африканское

вулкан –           Килиманджаро.

Цветовой  фон  контурной  карты  должен  соответствовать  цветовому  фону  карты  атласа

  1. Обозначьте  на  контурной  карте  месторождения  полезных ископаемых.  Условные  знаки  на  контурной  карте  должны  соответствовать  условным  знакам  карты  атласа.

Приём  обозначения  на  контурной  карте  объектов  литосферы                           (горы,  равнины,  вулканы,  отдельные  вершины)

  1. Определив  ГП  объекта  на  физической  карте,  найди  это  место  на  контурной  карте,  ориентируясь  по  линиям  градусной  сетки,  береговой  линии,  речной  сети.
  2. Обозначить  объект  на  контурной  карте  таким  же  условным  знаком,  как  это  сделано  на  карте  физической,  обратив  внимание  на  точность  нанесения  объекта  относительно основных  ориентиров.
  3. Надписать  название  объекта  так,  как  это  сделано  на  карте  физической.
  4. В  условных  знаках  к  карте  пояснить,  как  обозначен  объект.

Определение  причин  разнообразия  природных  зон  материка

Цели   работы:

  1. Определить  причины  разнообразия  природных  зон  материка.
  2. Анализировать  и  сопоставлять  карты,  делать на  основе  анализа  и сопоставления   карт  обобщения  и  выводы.

Последовательность  выполнения   работы

  1. По  результатам  анализа  и  сопоставления  климатической  карты  Африки,  карты  природных  зон  Африки  и  карты  климатических  поясов  и  областей  мира  заполните  таблицу.

Природная  зона

Климатический  пояс

Причины  образования  природной  зоны  (соотношение  тепла  и влаги)

Влажные  экваториальные  леса

Экваториальный

Много  тепла  и  влаги

Саванны

Пустыни

Жестколистные  вечнозелёные   леса

  1. Что  является  причиной  разнообразия природных  зон  материка?                Сделайте  вывод.

Описание  природных  условий,  населения  и  хозяйственной  жизни  одной  из  африканских  стран  (по  выбору)

Цели  работы:

  1. Составить описание  природных  условий,  населения  и  хозяйственной  жизни  одной  из  африканских   стран.
  2. Учиться  использовать  карты  атласа  и  другие  источники  географической  информации  для  решения  поставленных  задач.
Вариант 1 – Ливия                                                                   Вариант  2 – Ангола

Последовательность   выполнения   работы

Используя  приём  наложения карт  (карты  атласа  подобрать  самостоятельно),  составить  краткое  письменное  описание  страны по  предложенному  плану.

План  описания  страны

I.    Название  и    её  столица

II.  ФГП   страны

  1. В  какой  части  материка  расположена  страна  или  занимает  островное  положение?
  2. С  какими  странами  граничит?
  3. Положение  страны  по  отношению  к  морям  и  океанам  (имеет  выход  к  морям  или  океанам?  Если  да,  то,  к  каким?)  

III.  Природные  условия

  1. Особенности  рельефа  (общий  характер  поверхности,  основные  формы  рельефа  и  распределение   высот).  Полезные  ископаемые.
  2. Климатические  условия  в  разных  частях  страны  (климатические  пояса,  средние  температуры  января  и  июля,  годовое  количество осадков)
  3. Крупные  реки  и  озёра
  4. Почвы
  5. Природные  зоны  и  их  основные  особенности.

IV.  Население  и  хозяйственная   жизнь

  1. Численность  населения  и  размещение  по  территории страны,  примерная  плотность  населения.
  2. Состав  населения  (основные  народы)
  3. Особенности  быта  населения  (жилища,  традиции)
  4. Хозяйственная  жизнь  населения  (добыча  полезных  ископаемых,  какие  отрасли  промышленности,  транспорта   в  стране,  крупные   города,  какие  с/х  культуры  выращиваются,  какие  породы  животных  разводятся)
  5. Влияние  хозяйственной  деятельности  населения  на   окружающую  природную  среду.  Меры  по  рациональному  использованию  и  охране  природы.

Практическая  работа  № 9.

Сравнительная характеристика природы,  населения и его хозяйственной  деятельности  двух  регионов  Австралии.

Цели  работы:

  1. Установить  и  обосновать  причины  современного  распространения  коренного  населения  Австралии.
  2. Проверить  и  оценить  своё  умение  проводить  сравнение,  делать  на  основе  проведённого  сравнения  обобщения  и  выводы.

Последовательность   выполнения   работы

  1. Рассмотрев  карту  атласа  «Народы  и  плотность  населения  мира»,  установите  ареалы  распространения  австралийцев-аборигенов  и  англоавстралийцев.  Ареалы распространения австралийцев-аборигенов  и  англоавстралийцев  обозначьте  на  контурной карте.
  2. Установите  и  обоснуйте  причины  современного  распространения  австралийцев  аборигенов. В  процессе работы  должны  быть  учтены:
  • Исторические  особенности  заселения  и  освоения  территории  англоавстралийцами;
  • Особенности  природных  условий  крупных  регионов  материка;
  • Особенности  хозяйственной  деятельности  населения  крупных  регионов  материка.
  1. Краткие  выводы  запишите  в  тетрадь

Практическая работа № 10.

Выявление основных видов     хозяйственной  деятельности населения  Андских стран.

    Ход  работы:

     Работа проводится в виде доклада, сообщения, сочинения по типовому плану:

 

План физико-географической характеристики страны:

 

  1. Название страны и её столица;
  2.  Физико-географическое положение страны:

 а) положение страны на материке;

 б) площадь территории;

 в) с какими странами и где граничит;

 г) положение страны относительно омывающих её морей и океанов;

 

  1. Природные особенности страны:

 а) особенности строения земной коры, главные формы рельефа и полезные ископаемые;

 б) характерные черты климата ( климатические пояса, средние температуры января и июля, годовое количество осадков и их сезонность );

 в) внутренние воды ( крупнейшие реки и озёра, их характерные черты );

 г) природные зоны;

 д) преобладающие почвы;

 е) типичные представители растительного и животного мира;

         4.      Население и его хозяйственная деятельность:

а) численность и размещение населения;

 б) преобладающие народы;

в) крупнейшие города;

 г) какие полезные ископаемые добываются;

 д) ведущие отрасли промышленности;

 е) главные сельскохозяйственные культуры и отрасли животноводства;

 ж) влияние хозяйственной деятельности человека на природную среду.

 

Практическая работа № 11.

Размещение природных богатств Канады, США и Мексики. Выявление особенностей хозяйственной деятельности населения в этих странах

Цели  работы:

  1. Закрепить  и  расширить  знания  об  особенностях природы  Северной  Америки,  о  населении  и  хозяйственной  деятельности.
  2. Проверить  и  оценить  умение  использовать  карты  атласа,  учебник,  другие  источники  географической  информации  с  целью  решения  поставленных  задач.

Работа творческая, представляется в виде:( что-то одно)

  • Компьютерной презентации
  • Буклета
  • Сочинения.

Обязательно описание современных ландшафтов и различий в характере освоения территории по линии следования.

Вы  изучили  один  из  удивительных  континентов  нашей  планеты  и  теперь имеете  возможность  совершить  незабываемое  путешествие  по  странам  Северной  Америки.

  1. Составьте  проект  возможного  путешествия  с  обоснованием  его  целей. Целями  путешествия  могут  быть  посещение  национальных  парков  континента,  изучение  вулканов,  посещение  столиц  государств,  изучение  уникальных  природных  объектов  и  многое,  многое другое.  Зная  особенности  природы  континента,  населения  и  его  хозяйственной  жизни,  вы  сами  определите,  где  бы  вам  хотелось  побывать,  что  в  первую  очередь  вам  бы  хотелось  «увидеть  своими  глазами».
  2. Определив  маршрут  путешествия,  его  начальную  и  конечную  точки,  нанесите  маршрут  на  контурную  карту – отметьте  объекты,  которые  планируете  посетить  (не  менее  пяти),  продолжите  путь  следования.  Знаки  легенды  карты  придумайте  самостоятельно.
  3. В  тетради  дайте  краткое  описание  объектов  изучения.
  4. Используя  комплексную  карту,  свои  знания  по  теме,  в  тетради  опишите  современные  ландшафты  и  различия  в  характере  освоения   территории  по  маршруту  следования.

Практическая  работа  № 12.

«Сравнительная характеристика Великобритании, Франции и Германии»

Цели   работы:

  1. Составить и сравнить  основных компонентов природы Великобритании, Франции и Германии.
  2. Выделить крупные территории, различающиеся по рельефу и климату.
  3.  Определить природные богатства и их размещение по территории.

Сделайте  общий  вывод.

Практическая  работа  № 13.

«Группировка стран Юго-Западной Азии по различным признаком»

Цели  работы:

  1. Составить  «каталог» стран   Юго-Западной Азии  сгруппировав  их  по  различным  признакам
  2. Учиться  классифицировать  объекты

Последовательность   выполнения   работы

  1. Сгруппируйте  страны   Юго-Западной Азии  по  различным  признакам,  отражающим  их  своеобразие
  2. Результаты  работы  оформите  в  виде  таблицы.  В  качестве  примера  впишите  несколько  стран  (не  более  5)

Отличительные  признаки

1. По  размеру  территории:

  • Самые  большие  по  площади
  • «карликовые»  государства  

2. По  численности  населения:

  • страны  с  наибольшей  численностью  населения
  • страны  с  наименьшей  численностью  населения

3. По  плотности  населения:

  • самые  густонаселённые  страны
  • страны  с  самой  низкой  плотностью  населения

4. По  особенностям  географического  положения

  • приморские
  • полуостровные
  • островные
  • страны – архипелаги
  • страны, лишённые  выхода  к  морю

Практическая  работа  № 14.

«Описание географического положения крупных городов Китая, нанесение их на контурную карту»

Последовательность   выполнения   работы

  1. В  процессе  изучения  темы  «Население  и  страны  зарубежной  Евразии»  обозначьте  на  контурной  карте  культурно – исторические  центры  изучаемых  стран.
  2. Знаки  легенды  карты  придумайте  самостоятельно    

Практическая  работа  № 15.

«Моделирование на карте основных видов природных богатств материков и океанов»



Предварительный просмотр:

Практические  работы

 География России 8класс

Практическая работа №1.

Практическая работа № 1: «Обозначение на контурной карте объектов, характеризующих географическое положение России».

Ход работы: 

План характеристики географического положения страны 

  1. На каком материке находится страна, в какой его части?
  2. Каковы координаты крайних точек территории страны, какова ее протяженность с севера на юг и с запада на восток?
  3. Каковы сухопутные и морские границы страны?
  4. Какой город является столицей?
    В какой части страны он находится?
    Какие имеет географические координаты?
  5. Выполнение заданий на контурной карте

Практическая работа № 2.

 «Определение поясного времени для разных пунктов России».

Ход работы

1) Определите местное время в городах Санкт-Петербург, Владивосток, Тула, Новосибирск и Калининград, если в Москве 12 часов 00 минут.

2) Определите поясное время в Омске, Москве, Норильске, Анадыре и Екатеринбурге, если в Красноярске 19 часов 00 минут.

3) Выполнение заданий на контурной карте

Практическая работа № 3:

«Выявление на карте специфики административно-территориального устройства России»

Ход работы

Практическая работа №4. «Составление аннотации какого-либо из источников географической информации об  истории освоения и открытия территории России»

Практическая работа №5. «Выявление зависимости между тектоническим строением, расположением крупных форм рельефа и размещением месторождений полезных ископаемых на примере крупных территорий»

Практическая работа №6. «Изучение образцов минералов, горных пород, полезных ископаемых из школьной коллекции».

Практическая работа № 4.

Выявление зависимости между тектоническим строением,

 рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых

Ход работы:

Используя атлас и текст учебника, заполните таблицу и сделайте вывод о соответствии тектонического строения, формам рельефа и преобладающим видам минеральных ресурсов:

Географический объект

Тектоническая структура

Форма рельефа

Полезные ископаемые

Вывод

                                 

Русская равнина

 

 

 

 

Хибины

 

 

 

 

Западно-Сибирская равнина

 

 

 

 

Урал

 

 

 

 

Сихотэ-Алинь

 

 

 

 

Большой Кавказ

 

 

 

 

Практическая работа № 7.

 «Определение по картам закономерностей распределения основных климатических показателей (суммарной и поглощенной солнечной радиации, радиационного баланса, средних температур января и июля, годового количества осадков, коэффициента увлажнения) по территории страны».

 Ход  работы:

  1. Используя  карты  атласа,  текст  и  карты  учебника , заполните  таблицу:

Город

Суммарная  солнечная  радиация  (ккал.см2/год)

Средняя температура  января

( °С )

Средняя температура  июля

( °С )

Годовое  количество  осадков

( мм )

Испаряемость

( мм )

Коэффициент  увлажнения

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сделайте  вывод  о  закономерностях  распределения  суммарной  солнечной  радиации,  температуры воздуха  и  коэффициента  увлажнения.

 Вариант  1.

Мурманск,  Санкт-Петербург,  Москва,  Самара,  Астрахань

Вариант  2.

          Нарьян-Мар,  Архангельск,  Нижний  Новгород,  Волгоград,  Махачкала

Практическая работа №8.

 «Определение по картам закономерностей распределения основных климатических показателей (суммарной и поглощенной солнечной радиации, радиационного баланса, средних температур января и июля, годового количества осадков, коэффициента увлажнения) по территории страны».

Картинка 30 из 764

Ход работы.

  1. Рассмотрите синоптическую карту
  2. Какие климатические явления отображены на карте?
  3. Опишите прогноз погоды  во Владивостоке и Иркутске
  4. В тетради  составьте рассказ о прогнозе погоды.

Практическая работа № 9.

Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны

 для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения

Ход  работы:

Используя  текст  учебника,  карты  атласа,  справочную  литературу  и  другие  источники  информации,  дайте  оценку  основных  климатических  показателей  одного  из  регионов  России  для  жизни  и  хозяйственной  деятельности  населения  по  следующему  плану:

1.       В  какой  части  России  находится  описываемый  регион?

2.       В  каком  климатическом  поясе  и  в  какой  климатической  области  расположен  данный  регион?

3.       Основные  климатические  показатели  данной  территории:

- средняя  температура  января  и  июля;

- годовое  количество  осадков  и  их  сезонность;

- коэффициент  увлажнения.

4.       Вывод  о  степени  благоприятности  данной  территории  для  жизни  и  хозяйственной  деятельности  человека. 

  Полуостров  Таймыр.

Внутренние воды и водные ресурсы России

Практическая  работа № 10.

Составление  характеристики  одной  из  рек  с  помощью  тематических  карт  и  климатограмм  и  определение  возможностей  её  хозяйственного  использования.

 Ход  работы:

 Используя  текст  учебника,  физическую  (стр. 14–15),  климатическую  карты  (стр. 17),  карту  водных  ресурсов  (стр. 21)  и  климатограммы  атласа  (стр. 17),  карту  экологических  проблем  (стр. 26–27),  справочную  и  дополнительную  литературу,  дайте  описание  одной  из  рек  России  по  типовому  плану:

 Местонахождение  реки  на  территории  России  (в  какой  части  России  и  по  какой  территории  протекает  река);

  1. Местонахождение  истока  реки;
  2. Местонахождение  устья  реки  и  его  вид;
  3. К  бассейну  какого  океана  или  внутреннего  стока  относится  река;
  4. Площадь  бассейна;
  5. Длина  реки;
  6. Падение  и  уклон  реки;
  7. Величина  годового  стока;
  8. Питание  и  режим  реки;
  9. Крупнейшие  левые  и  правые  притоки;
  10. Крупнейшие  города  на  берегах  реки;
  11. Использование  реки  человеком  в  настоящее  время;
  12. Возможности  использования  реки  в  будущем;
  13. Проблемы  реки  и  пути  их  решения.

Вариант  1.  Енисей.

Вариант 2.  Лена.

Вариант  3.  Обь.

Вариант  4.  Амур.

Вариант  5.  Волга.

Вариант  6.  Дон.


Практическая работа № 9.

Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата.

Картинка 5 из 27

Практическая работа № 10.

Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России и составление прогноза их использования.

Картинка 5 из 27

Ход работы

  1. Рассмотреть карту водообеспеченности России водными ресурсами
  2. Выявить территории, наиболее обеспеченные водными ресурсами.
  3. Каковы закономерности распределения речного стока?
  4. Составить прогноз использования водных ресурсов в Восточной Сибири.
  5. Высказать свои предложения по использованию вод данного региона.

Почва и почвенные ресурсы России

Практическая работа № 11.

 Выявление условий почвообразования основных зональных типов почв

 и оценка их плодородия.

Ход работы:

       Используя  текст  учебник,  составьте  схему,  показывающую  влияние  важнейших  природных  почвообразующих  факторов  на  плодородие  почвы  и  использование  её  человеком.  Дайте  краткую  характеристику  каждого  названного  фактора  и  назовите  его  влияние  на  образование  почвы.  Сделайте  вывод  о  плодородии  почвы.

Вариант  1.  Тундрово-глеевые  почвы.

Вариант  2.  Подзолистые  почвы.

Вариант  3.  Мерзлотно-таёжные  почвы.

Вариант  4.  Дерново-подзолистые  почвы.

Вариант  5.  Чернозёмы  ( типичные ).

Вариант  6.  Бурые  полупустынные  почвы.

Образец выполнения работы:

Краснозёмы.

pract_14.gif 

Практическая работа № 12.

Составление характеристики одного из морей России

Ход  работы:

Работа проводится в виде доклада, сообщения, презентации по типовому плану:

План  описания  моря 

1.      Название  моря.

2.      Размеры  акватории.

3.      Географическое  положение  моря:

  • в  какой  части  какого  океана  находится.
  • что  и  где  омывает.

4.      Вид  моря.

5.      Средняя  и  абсолютная  глубина  моря.

6.      Крупнейшие  острова.

7.      Биологические  и  минеральные  ресурсы  моря.

8.      Деятельность человека.

Моря: Баренцево, Белое,  Карское, Лаптевых, Восточно- Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Балтийское, Чёрное, Азовское, Каспийское море-озеро.

Практическая работа № 13.

Определение по статистическим материалам и сравнение показателей прироста населения в разных частях страны.

Практическая работа № 14.

Определение и сравнение показателей соотношения городского и сельского населения в разных частях страны по статистическим материалам. Выявление закономерностей в размещении населения России



Предварительный просмотр:

Практические работы.  География России 9 класс.

Практическая работа № 1

Выявление цикличности хозяйства на примере развития

экономики своей местности

Заполнить таблицы.

Предприятия

Отрасль

К какому сектору экономики относится

В состав какого МОК входит

Практическая работа № 2

Составление характеристики одного нефтяного бассейна по картам и статистическим материалам

Ход работы

ПЛАН

1. Географическое положении бассейна.

  • - в какой части страны находится
  • -между какими параллелями и меридианами

2. Особенности ЭГП:

  • - природные условия;
  • - способ добычи;
  • - удаление от районов потребления.

3. Качество.

4. Экологические проблемы, связанные с добычей и транспортировкой.

5. Экономические проблемы и перспективы эксплуатации

Практическая работа № 3

Составление характеристики одной металлургических баз по картам и статистическим материалам

Ход работы

ПЛАН

1. Географическое положении базы.

  • - в какой части страны находится
  • -между каким параллелями и меридианами

2. Особенности ЭГП:

  • - природные условия;
  • - способ добычи;
  • - удаление от районов потребления.

3. Качество.

4. Экологические проблемы, связанные с добычей и транспортировкой.

5. Экономические проблемы и перспективы эксплуатации

На контурную карту России:

  1. Нанесите государственную границу России и границы её экономических районов;
  2. Используя карты атласа нанесите крупнейшие месторождения железных руд и коксующихся углей России;
  3. Кружками коричневого цвета обозначьте и  подпишите  названия  металлургических центров полного цикла: Алапаевск, Ашу, Белорецк, Магнитогорск, Липецк, Нижний Тагил, Новокузнецк, Новотроицк, Серов, Старый Оскол, Тулу, Череповец, Чусовой;
  4. Кружками красного цвета обозначьте и подпишите названия центров передельной металлургии: Верхний Уфалей, Волгоград, Выксу, Екатеринбург, Златоуст, Ижевск, Колпино, Комсомольск-на-Амуре, Красноярск, Кулебаки, Москву, Нижний  Новгород,  Новосибирск, Омутнинск, Орёл, Петровск-Забайкальский, Ревду, Санкт-Петербург, Электросталь;
  5. Обозначьте границы металлургических баз России: Центральной, Уральской, Сибирской, Дальневосточной;
  6. Красными стрелками покажите пути транспортировки железных руд, а чёрными стрелками - коксующихся углей;
  7. Какой фактор размещения имеет металлургические комбинаты полного цикла, а какой - предприятия передельной металлургии;
  8. Назовите единственный в России центр полного цикла, имеющий транспортный фактор размещения;
  9. Назовите две крупнейших металлургические базы России и сделайте вывод о размещении чёрной металлургии России

Практическая работа № 4.

Составление характеристики одной из химических баз по картам и статистическим материалам

Ход работы

ПЛАН

  1. Географическое положении базы.
  • в какой части страны находится
  • между каким параллелями и меридианами

2. Особенности ЭГП:

  • природные условия;
  • способ добычи;
  • удаление от районов потребления.

3. Качество.

4. Экологические проблемы, связанные с добычей и транспортировкой.

5. Экономические проблемы и перспективы эксплуатации

Практическая работа № 5.

Определение главных районов размещения отраслей трудоёмкого  и металлоёмкого машиностроения по картам.

    Ход работы

    На контурную карту России нанесите государственную границу России и границы её экономических районов и обозначьте:

  1. Основную зону расселения населения России  (треугольник  Санкт-Петербург - Ростов-на-Дону - Новосибирск);
  2. Главные центры электротехнической промышленности России: Александров, Биробиджан, Владикавказ, Воронеж, Казань, Москву, Нижний Новгород, Новосибирск, Кемерово, Пермь, Подольск, Самару, Санкт-Петербург, Томск, Уфу, Чебоксары;
  3. Важнейшие центры чёрной металлургии России: Волгоград, Екатеринбург, Комсомольск-на-Амуре, Липецк, Магнитогорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Новотроицк, Старый Оскол, Тулу, Челябинск, Череповец, Электросталь;
  4. Крупнейшие центры тяжёлого машиностроения (Екатеринбург, Колпино, Комсосольск-на-Амуре, Новокузнецк, Орск, Черемхово, Электросталь);
  5. Сделайте вывод о размещении трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения.

Практическая работа № 6.

Определение основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства по картам.

Примерный план

1.Отразить в таблице название природно-хозяйственных зон и субъектов Федерации

Природно-хозяйственные зоны

Примеры субъектов РФ

Зерновое хозяйство

Выращивание технических культур

Скотоводство

Овощеводство

Свиноводство

Тундра и лесотундра

Тайга

Смешанные и широколист

венные леса

Лесостепи

Степи

Полупустыни

Субтропики

Практическая работа № 7

«Выявление обеспеченности потребностей населения своей местности

 разными видами услуг»

Примерный план работы

1.Составит перечень учреждений непроизводственной сферы своей местности, заполнить таблицу.

Вид

услуги

Учреждения

социально-культурного комплекса

Кол-во учреждений

2. Указать в таблице учреждения, которыми пользуется ваша семья.

3.Опросить соседей, родственников, друзей и выделить учреждения, которыми пользуются они, уточнить их мнение об уровне обслуживания в этих учреждениях.

4.Систематизировать данные опроса в форме диаграмм, таблиц или символов-смайликов.

Практическая работа № 8

Оценка экологической ситуации в своей местности с помощью дополнительных источников географической информации и публикаций в СМИ

1.Сформулируйте экологические проблемы своей местности.

2.Приведите примеры источников загрязнения.

3.Определите санитарное состояние ближайшего к школе микрорайона.

4.Схематично изобразите последствия экологических загрязнений.

5.Предложите мероприятия по улучшению качества окружающей среды.

6.Оформите результаты в виде таблицы.

Экологические проблемы своей местности

Источники

загрязнения

Отрасли

хозяйства

Меры по улучшению

экологической ситуации

Практическая работа № 9

Разработка учебных проектов разных видов  районирования территории России

Ход  работы:

Примерный план работы (в малых группах)

1.Показатели по которым  проводится ранжирование регионов России:

        -размер территории;

        -численность населения ;

        -плотность населения;

        -доля городского населения;

        -уровень экологической ситуации;

2.Составить сетку районов, отобразить её на картосхеме или контурной карте;

3.Представить материалы работы классу.

 

Практическая работа №10.

Установление влияния приморского положения и

природных  условий на хозяйственное освоение региона и жизнь людей.

       

Ход работы

На контурной карте Северо-Западной и Северной России обозначьте:

  1. Государственную границу России и границу Северного экономического района;
  2. Подпишите названия соседних стран и экономических районов;
  3. Подпишите названия морей, омывающих берега района;
  4. Условными знаками обозначьте месторождения нефти (Ухта, Усинск), природного газа (Войвож), каменного угля (Воркута, Инта), железных (Костомукша, Ковдор, Оленегорск), медных (Печенга), никелевых (Никель), алюминиевых руд (Хибины и Иксинское), апатитов (Кировск) и поваренной соли (Серёгово);
  5. Условными знаками обозначьте районы распространения лесных, рыбных и гидроэнергетических ресурсов;
  6. Условными знаками обозначьте и подпишите названия главных промышленных центров ( Мурманск, Мончегорск, Кандалакшу, Петрозаводск, Надвоицы, Архангельск, Северодвинск, Новодвинск, Великий Устюг, Вологду, Череповец, Сыктывкар, Ухту, Воркуту ) и отметьте отрасли их промышленной специализации  
  7. Различными цветами заштрихуйте главные сельскохозяйственные регионы Северного экономического района.

Практическая работа №11.

Составление сравнительной характеристики особенностей географического положения, городской застройки, социально-экономических и экологических проблем Санкт-Петербурга и Москвы.

Ход   работы:

         Используя  типовой  план  экономико-географической  характеристики  района,  текст  учебника,  карты  атласа,  справочную  и  другую литературу,  составьте  сравнительную  экономико-географическую  характеристику.

Составьте  сравнительную  экономико-географическую  характеристику  в  виде  таблицы:

План

Черты  сходства

Черты  различия

1-ый  район

2-ой  район

Размеры  территории

 

 

 

 

Географическое  положение

 

 

 

 

Природные  условия  и  ресурсы

 

 

 

 

Особенности

городской застройки

Характерные  черты  населения

 

 

 

 

Отрасли  специализации  промышленности

 

 

 

 

Отрасли  специализации  сельского  хозяйства

 

 

 

 

Особенности  развития  транспорта  и  непроизводственной  сферы

 

 

 

 

Проблемы  и  перспективы  развития

 

 

 

 

Вывод 

 

 

Практическая работа №12.

Выявление этапов заселения и хозяйственного освоения территории Поволжья, определение их влияния на формирование сложного этнического и религиозного состава населения

Примерный план работы.

1.Выделить на основе текста учебника этапы заселения и освоения Поволжья.

2.Указать этносы, оказавшие наибольшее влияние на формирование состава населения региона.

3.Обозначить на контурной карте условные границы региона.

4.Отобразить на  контурной карте стрелками разного цвета этапы заселения региона, подписать названия этносов, осваивающих поволжский район.

Практическая работа №13.

Определение экологических проблем Волго-Каспийского бассейна и путей их решения.

Примерный план работы.

Ход работы

  • Прочитав текст учебника и выводы урока. Изучив   тематические карты Поволжья, выявите примеры хозяйственной деятельности людей на данной территории. Объясните причины.
  • Выявите отрицательное воздействие человека на природу.
  • Сформулировать главные экологические проблемы Волго-Каспийского региона.
  • Предложите пути выхода из неблагоприятной экологической ситуации.

Практическая работа №14.

Разработка проектов развития рекреационного хозяйства на территории региона

(Юг европейской части России).

Ход работы

Разработать проект создания курорта мирового значения. Предусмотреть выбор места расположения курорта; его специализацию, инфраструктуру (обслуживающий комплекс, гостиницы, услуги);  транспорт. Необходимо учитывать экологическую характеристику района расположения курорта.

Работа творческая. Составить буклет или компьютерную презентацию с представлением мест отдыха и лечения.

Практическая работа №15.

Сравнение специализации пищевой промышленности европейского юга и Поволжья.

Результаты работы оформляются в виде таблицы

Направления развития АПК

Особенности специализации пищевой промышленности

Поволжья.

Европейского юга

Практическая работа №16.

Составление характеристики одного из промышленных узлов Урала

на основе нескольких источников информации.

Примерный план характеристики.

1.Особенности географического положения

2.Специализация

3.Природные условия.

4.Ресурсы (природные, научно-технические).

На контурной карте Урала обозначьте:

  1. Государственную границу России и границу Уральского экономического района;
  2. Подпишите названия соседних стран и экономических  (Полуночное), медных (Гай, Красноуральск, Кыштым, Ревда, Сибай), никелевых (Верхний Уфалей, Реж), алюминиевых руд (Сулея), золота (Берёзовское, Кочкарское), асбеста (Асбест), серы (Оренбург), калийной (Соликамск, Березники) и поваренной соли (Березники, Соль-Илецк);
  3. Условными знаками обозначьте районы распространения лесных и почвенных ресурсов;
  4. Условными знаками обозначьте и подпишите названия главных промышленных центров ( Уфу, Стерлитамак, Салават, Ижевск, Пермь, Соликамск, Березники, Екатеринбург, Каменск-Уральский, Краснотурьинск, Нижний Тагил, Челябинск, Магнитогорск, Оренбург, Орск, Новотроицк, Курган ) и отметьте отрасли их промышленной специализации );
  5. Различными цветами заштрихуйте главные сельскохозяйственные регионы Уральского экономического района.

Практическая работа №17.

Изучение проблем коренного населения Сибири на основе дополнительных источников

географической информации и материалов в СМИ.

Примерный план работы.

1.На основе анализа публикаций в СМИ выявите проблемы коренного населения.

2.Предложите возможные пути их решения.

Результаты работы оформляются в виде таблицы

Проблема

Возможные пути их решения

На государственном уровне

 На региональном уровне

Практическая работа №18.

Составление характеристики нефтяного или газового

комплекса (Западной Сибири)

Ход работы:

  1.Значение отрасли в хозяйстве страны и региона

       2. Уровень развития

       3.Основные центры добычи и переработки.

       4.Направления транспортировки топлива

       5.Экологические проблемы.

Практическая работа №19.

Составление характеристики Норильского ТПК

Ход работы

  • Географическое положение.
  • Специализация, основные центры добычи и переработки
  • Ресурсная база
  • Природные условия.
  • Транспортные магистрали.
  • Экологическая обстановка.

Практическая работа №20.

Выявление особенностей природы региона с позиций условий
жизни и деятельности людей в сельской местности и городе (Южная Сибирь).

Ход работы

Природные особенности района:

 а) особенности строения земной коры, главные формы рельефа и полезные ископаемые;

 б) характерные черты климата ( климатические пояса, средние температуры января и июля, годовое количество осадков и их сезонность );

 в) внутренние воды ( крупнейшие реки и озёра, их характерные черты );

 г) природные зоны;

 д) преобладающие почвы;

 е) типичные представители растительного и животного мира;

         

Население и его хозяйственная деятельность:

 а) численность и размещение населения;

 б) преобладающие народы;

 в) крупнейшие города;

 г) какие полезные ископаемые добываются;

 д) ведущие отрасли промышленности;

 е) главные сельскохозяйственные культуры и отрасли животноводства;

 ж) влияние хозяйственной деятельности человека на природную среду.

 

Результаты работы оформляются в виде таблицы

Природные условия

Южной Сибири

Влияние природных условий жизнь

и деятельность населения

в сельской местности

в городской местности

Практическая работа №21.

Учебная дискуссия: проблемы и перспективы интеграции

 Дальнего Востока со странами АТС.

1.Исторический аспект связей Дальнего Востока со странами АТС, Русско - японская и Вторая мировая войны. Современная ситуация с границами региона.

2.Экономические, экологические и социальные проблемы региона.

3.Возможные пути интеграции хозяйства Дальнего Востока со странами АТС.

4.Проблемы интеграции.

Практическая работа №22.

Разработка проекта развития транспорта Сибири и Дальнего Востока.

Используя  типовой  план  экономико-географической  характеристики  района,  текст  учебника,  карты  атласа,  справочную  и  другую литературу,  составьте  сравнительную  экономико-географическую  характеристику  двух  экономических  районов Сибири и Дальнего Востока.

Составьте  сравнительную  экономико-географическую  характеристику  двух  экономических районов  в  виде  таблицы:

План

Черты  сходства

Черты  различия

1-ый  район

2-ой  район

Состав  района

 

 

 

 

Размеры  территории

 

 

 

 

Географическое  положение

 

 

 

 

Природные  условия  и  ресурсы

 

 

 

 

Характерные  черты  населения

 

 

 

 

Отрасли  специализации  промышленности

 

 

 

 

Отрасли  специализации  сельского  хозяйства

 

 

 

 

Особенности  развития  транспорта  и  непроизводственной  сферы

 

 

 

 

Проблемы  и  перспективы  развития

 

 

 

 

Вывод  о  решении транспортной проблемы регионов

 

 

Практическая работа №23.

Определение основных статей экспорта и импорта России, основных внешнеэкономических партнеров России по картам и статистическим материалам.

      Используя  текст  учебника,  справочную  и  другую  литературу,  на контурной  карте  составьте  картосхему  внешних  экономических  связей  России

1.      обозначьте  границы России  и важнейших  внешнеэкономических  партнёров  России  и  подпишите  их  названия;

2.      стрелками  различного  цвета  покажите  основные  экспортируемые  из  России  и  импортируемые  в  Россию  товары  из  стран  Ближнего  и  Дальнего  Зарубежья;

3.      сделайте  вывод  о  структуре  и  географических  особенностях внешней  торговли  России;

4.      условными  знаками  обозначьте  на  карте  другие  виды  экономического  сотрудничества  России.