Учебно-методический комплекс по географии

Царёва Валентина Николаевна

Предварительный просмотр:

E:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\РП на сайт\гео 5 кл.JPG

СОДЕРЖАНИЕ

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Паспорт программы.

Пояснительная записка

Учебно-методический комплект и дополнительная литература.

Содержание курса

Учебно - тематический план

Календарно-тематическое планирование курса

 

Паспорт

 рабочей программы

Тип программы: программа основного общего образования.

Статус программы: рабочая программа учебного курса.

Назначение программы:

  • для обучающихся  образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
  • для   педагогических   работников  муниципального бюджетного образовательного учреждения Подрощинской основной общеобразовательной школы программа   определяет приоритеты в содержании образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;

 - для  администрации муниципального бюджетного образовательного учреждения Подрощинской основной общеобразовательной школы программа является  основанием  для определения качества реализации общего  образования.

Категория обучающихся: учащиеся 5 класса МБОУ Подрощинской основной общеобразовательной школы

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени:  17 час.

Форма обучения: очная.

Режим занятий:  0,5 часа в неделю.

Формы контроля:  текущий контроль, тестирование, итоговое тестирование

Итоговый документ: аттестат об основном общем образовании.

Пояснительная записка

Рабочая  программа составлена  на основании следующих  нормативно- правовых документов:

  • Федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
  • Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7);
  • Региональный учебный план общеобразовательных учреждений Смоленской области (приказ Департамента Смоленской области по образованию и науке от 03.06.2013№ 546);
  • Учебный план МБОУ Подрощинской основной общеобразовательной школы на 2013/2014 учебный год;
  • Программы факультатива «Природа Земли и человек»  5 ,7 кл. Автор-составитель: Павлова Н.А.,  М.: АСТ-ПРЕСС, 2010;

Факультативные занятия по географии – важная часть общешкольной учебно-воспитательной работы в школе. Такие занятия доказали свою жизненность, широкие возможности, направленные на формирование у школьников более высокого уровня знаний, ознакомление с достижениями науки, техники, культуры, всестороннее развитие личности с учетом индивидуальных интересов. Программа факультатива «Природа Земли и человек»  предназначена для учащихся   5 кл.  рассчитана на 17 часа.

Цель организации факультатива: повышение интереса к изучению географии, расширение, подготовка учащихся к конкурсам и т.д. Это решается путем развития индивидуальных интересов учащихся, подготовки их к самообразованию.

Факультатив способствует решению следующих задач:

  1. Формировать и развивать диалектико-материалистическое мировоззрение учащихся, подводя их к более глубокому осознанию мировоззренческих идей развития, целостности, взаимосвязи в природе Земли, повышать их научные знания.
  2. Познакомить учащихся с общими сведениями о географических закономерностях Земли, населении земного шара и его размещении.
  3. Вооружить учащихся системой знаний и умений по работе с картами разной тематики и содержания, статистическими материалами и справочниками, выполнять простейшие статистические расчеты и составлять комплексные характеристики.
  4. Способствовать развитию географического мышления, применению в работе картографического и статистического методов.

Факультативный курс по географии для учащихся 5 класса рассчитан на повышение интереса к географической науке и расширение их кругозора. Он задуман как расширяющий  знания учащихся («Оболочки Земли», «Горные породы» и др.)

Содержание программы включает теоретические знания по наиболее сложным темам курса географии (географические координаты, рельеф и тектоническое строение территории, погода и климат) и практическую часть.

Программа данного курса является актуальной, т.к. вооружает учащихся элементарными знаниями по физической географии, а в процессе проведения практических занятий у учащихся формируются и развиваются такие важные, необходимые каждому человеку умения, как ориентирование на незнакомой местности, наблюдение и объяснение изменений, происходящих в окружающей природе, использование плана местности.

Содержание программы предполагает работу с разными источниками информации. На занятиях предполагается использование различных видов учебно-познавательной деятельности (работа со статистическими материалами, построение и анализ графиков, диаграмм, профилей, составление плана местности и работа с ним, подготовка устных сообщений с использованием различных источников информации – литературные источники, периодическую печать, информационные ресурсы ИНТЕРНЕТ).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ФАКУЛЬТАТИВА

ПРЕДМЕТНЫЕ УУД

1) формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

2) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;

3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;

5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;

6) овладение основными навыками нахождения, использования географической информации;

7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

8) формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

ЛИЧНОСТНЫЕ:

- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:

- сформированность  устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

Метапредметные  результаты  факультатива основаны на формировании универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

Регулятивные УУД:

- способность к самостоятельному приобретению  новых знаний и практических умений;

- умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умение организовывать свою деятельность;

- определять её  цели и задачи;

- выбирать средства   и применять их на практике;

- оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов,  интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе  (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

Учебно-методический комплект и дополнительная литература

  1. Белаш Н.Ю. и др. Задачи олимпиад по географии: Экспериментальное учебное пособие.- М.: МИРОС, 1996.
  2. Безруков А. Занимательная география.- М.: АСТ-ПРЕСС, 2010.
  3. География: Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям в 6-8 классах/ Сост. Н.А. Касаткина.- Волгоград: учитель, 2004.
  4. Крылова О.В. Интересный урок географии: кн. для учителя.- М.: Просвещение, 2000.
  5. Ладилова Н.Н. Дидактические материалы по физической географии.- М.: Просвещение, 1998.
  6. Олимпиады по географии. 6-11 классы: Мет. пособие / Под ред. О.А. Климановой.- М.: Дрофа, 2003.
  7. Шнырев В.В. и др. Двести вопросов и триста ответов по географии (олимпиадные задания).- Самара, 2001

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение (1 час) Образование и наука. Значение образования в жизни человека.  Цели и задачи курса ««Природа Земли и человек». 

  1. Раздел.   Развитие географических знаний о Земле (3часов)
    Географические открытия в древности. Географы Древней Греции и Древнего Рима (Геродот, Эратосфен, Птолемей). Эпоха Великих географических открытий. Васко да Гама, Х. Колумб, А. Веспуччи, Ф. Магеллан. Географические открытия XVII – ХХ вв. А. Тасман, Дж. Кук, открытие Антарктиды Ф.Ф. Беллинсгаузеном и М.П. Лазаревым, Р. Амундсен и Р. Скотт.
  2. Раздел . Модели Земли и ее поверхности (5 часов)
    Виды изображения земной поверхности. План местности и географическая карта. Масштаб, его виды. Съемка местности. Географическая широта, географическая долгота. Географические координаты.
  3. Раздел. Оболочки Земли (6 часов)
    Литосфера, земная кора. Внутреннее строение Земли. Горные породы. Атмосфера, ее строение, изменение температуры воздуха с высотой и по широтам. Изменение количества осадкой по земной поверхности. Погода, климат. Гидросфера, ее состав. Реки, озера, ледники. Мировой океан. Биосфера. Размещение природных зон по поверхности Земли.
  4. Раздел. Подведение итогов. Рефлексия. Тестирование  не по какой-то отдельной главе, а по всем темам, которые рассматривались на занятиях. (2 часа)

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

факультатива «Природа Земли и человек»  5 класс

Название раздела, тема занятия

Всего часов

 

Введение.

1

I.

Развитие географических знаний о Земле

3

II.

Модели Земли и ее поверхности

5

III.

Оболочки Земли

6

 

Итоговое занятие. Рефлексия.

2

 

Итого

17

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Ученик научится:

Объяснять существенные признаки понятий: географический объект, компас, глобус, земная ось, географический полюс, экватор, масштаб, литосфера, земная кора, рельеф, горы, равнины, гидросфера, океан, море, река, озеро, атмосфера, погода, биосфера, природный комплекс.

Использовать понятия для решения учебных задач по наблюдению и построению моделей географических объектов, по визированию и определению направлений на стороны горизонта, по созданию модели внутреннего строения Земли, по определению на местности относительных высот точек земной поверхности, по созданию модели родника, по созданию самодельных метеорологических измерителей, по определению правил ухода за комнатными растениями.

Приводить примеры географических объектов своей местности, результатов выдающихся географических открытий и путешествий, планет земной группы, форм рельефа суши и дна Мирового океана, стихийных природных бедствий в литосфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях, равнинных и горных рек, озёр по солёности вод, стихийных природных бедствий в гидросфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях, редких явлений в атмосфере, почвенных организмов, типичных растений и животных различных районов Земли, стихийных природных бедствий в биосфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях.

Устанавливать взаимосвязи между высотой Солнца, положением Земли на околосолнечной орбите и природными сезонами, временами года, между формами рельефа земной поверхности и характером реки, составом горных пород и скоростью просачивания воды, между природными условиями и особенностями растительного и животного мира тропического, умеренных, полярных поясов, океана.

Отбирать источники географической информации для определения высоты Солнца над горизонтом, для объяснения происхождения географических названий, для составления описаний форм рельефа, океанов и рек, для объяснения происхождения географических названий океанов, морей, рек и озёр, для составления описаний погоды, коллекции комнатных растений, животных.

Оценивать прогноз погоды, составленный по народным приметам.

Применять приобретенные знания и умения для проведения фенологических наблюдений, изображения Земли из космоса для определения географических объектов и их состояний.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  ФАКУЛЬТАТИВА

«Природа Земли и человек»    5 класс

Тема

Кол-во

часов

Дата

Универсальные учебные действия

1

Введение

1

Поиск и выделение необходимой информации, умение формулировать определение понятий

Развитие географических знаний о Земле

3

 

2

Географические открытия древности

1

Поиск и выделение необходимой информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

3

Великие географические открытия

1

Поиск и выделение необходимой информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

4

Географические открытия XVII-ХХ вв.

3

Поиск и выделение необходимой информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Модели Земли и ее поверхности.

5

 

5

Виды изображения земной поверхности.

План местности и географическая карта.

1

1

1

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.

6

7

Понятие о масштабе.

Масштаб, его виды.

1

1

 

Построение логической цепи рассуждений; установление причинно-следственных связей

8

9

Географические координаты.

1

 

Осуществлять поиск нужной информации в учебнике, атласе. Учиться выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.

Оболочки Земли

6

 

10

Литосфера и внутреннее строение Земли.

Горные породы

1

1

 

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в письменной форме; выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.

11

12

Атмосфера.

Изменение количества осадкой по земной поверхности. Погода, климат.

1

1

 

Выбор оснований и критериев для сравнения; построение логической цепи рассуждений; целеполагание; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

13

14

Гидросфера.

1

 

Классификации объектов; подведение под понятия. Выбор оснований и критериев для сравнения

15

Биосфера.

1

 

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.

16

Итоговое тестирование.

1

Уметь обобщать материал по теме. Использовать  картографический материал

17

Итоговое занятие. Рефлексия.

1

Уметь обобщать материал по теме. Использовать  картографический материал



Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\гео 6кл.JPG

Пояснительная записка

Рабочая  программа составлена  на основании следующих  нормативно- правовых документов:

  • Федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
  • Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7);
  • Учебный план МБОУ Подрощинской основной общеобразовательной школы на 2014/2015 учебный год;
  • Программы факультатива «Природа Земли и человек»  5, 6, 7 кл. Автор-составитель: Павлова Н.А.,  М.: АСТ-ПРЕСС, 2010;

Факультативные занятия по географии – важная часть общешкольной учебно-воспитательной работы в школе. Такие занятия доказали свою жизненность, широкие возможности, направленные на формирование у школьников более высокого уровня знаний, ознакомление с достижениями науки, техники, культуры, всестороннее развитие личности с учетом индивидуальных интересов. Программа факультатива  предназначена для учащихся   6 кл.  рассчитана на 34 часа (1 час в неделю)

Цель организации факультатива: повышение интереса к изучению географии, расширение, подготовка учащихся к конкурсам и т.д. Это решается путем развития индивидуальных интересов учащихся, подготовки их к самообразованию.

Факультатив способствует решению следующих задач:

  1. Формировать и развивать диалектико-материалистическое мировоззрение учащихся, подводя их к более глубокому осознанию мировоззренческих идей развития, целостности, взаимосвязи в природе Земли, повышать их научные знания.
  2. Познакомить учащихся с общими сведениями о географических закономерностях Земли, населении земного шара и его размещении.
  3. Вооружить учащихся системой знаний и умений по работе с картами разной тематики и содержания, статистическими материалами и справочниками, выполнять простейшие статистические расчеты и составлять комплексные характеристики.
  4. Способствовать развитию географического мышления, применению в работе картографического и статистического методов.

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи – вооружить учащегося знаниями – на другую – формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления.

Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.

Курс состоит из пяти разделов:

  • История географических открытий;
  • Изображение земной поверхности;


  • Земля во Вселенной;
  • Геосферы Земли.

Целью курса является расширение географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, необходимых для понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки.

При изучении данного курса решаются следующие задачи:

  • обучать        специальным        знаниям,        необходимым        для        проведения самостоятельных исследований;
  • формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска, включаю работу с различными источниками географической информации;
  • развивать познавательные потребности и способности, креативность.

Классические источники информации – энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии, материалы на компакт-дисках, интернет-ресурсы, экскурсии.

Методы проведения занятий: практическая работа, игра, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, мини-конференция.

Возможные результаты («выходы») внеурочной деятельности

альбом

паспорт

газета

плакат

журнал, книжка-раскладушка

серия иллюстраций

коллаж

справочник

коллекция

стенгазета

макет

сценарий праздника, игры

модель

учебное пособие

наглядные пособия

фотоальбом


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Раздел

Тема

Общее колво часов

Результат

История

географических   открытий

6

1

Почувствуйте себя картографами!

1

Создание модели «Карта мира»

2

Почувствуйте себя древними путешественниками!

1

Составление справочника

«Европейские путешественни ки Средних веков».

3

Осваиваем метод моделирования – делаем компас!

1

Построение модели компаса.

4

Почувствуйте себя древними путешественниками!

1

Составление стенгазеты

«Великие географические открытия»..

5

Почувствуйте себя учеными!

1

Составление коллажа

«Памятники природы нашей местности».

6

Почувствуйте себя журналистами!

1

Разработка журнала

«Антарктида и Арктика: вчера, сегодня, завтра».

Изображение земной поверхности

12

7

Почувствуйте себя топографами!

1

Составление презентации.

8

Почувствуйте себя топографами!

1

Составление план-схемы школьной


территории.

9

Создайте географическую игротеку!

1

Создание игротеки.

10

Почувствуйте себя топографами!

1

Составление

плана местности.

11

Осваиваем метод моделирования! Строим свою модель

холма.

1

Создание модели холма.

12

Почувствуйте себя топографами!

1

Разработка плана реконструкции территории

своей школы.

13

14

Почувствуйте себя картографами!

2

Разработка альбома

«Различные виды глобусов».

15

Создайте географическую

игротеку!

1

Создание игротеки.

16

17

Осваиваем метод моделирования! Создаем рельефную карту Африки

2

Разработка модели

«Рельефная карта Африки».

18

Создайте географическую игротеку!

1

Разработка игротеки

«Картографиче ское домино».

Геосферы Земли

17

Литосфера

(5 ч)

19

Почувствуйте себя минералогами!

Подготовка плаката

«Полезные ископаемые родного края».

20

Почувствуйте        себя

Подготовка


спелеологами!

презентации

«Пещеры России».

21

22

Почувствуйте себя ученными!

Разработка справочника

«Величайшие горы и равнины мира».

23

Почувствуйте себя проектировщиками!

Разработка проекта прокладки газопровода по дну Черного

моря.

Атмосфера

(6 ч)

24

25

Изучаем работу барометра-анероида!

2

Создание картосхемы

атмосферного давления.

26

27

Осваиваем методы моделирования и проектирования!

2

Создание модели и разработка

маршрута.

28

29

Почувствуйте себя ученными-

географами!

2

Разработка атласа облаков.

Гидросфера

(2ч)

30

31

Осваиваем методы моделирования!

2

Создание модели речной долины равниной реки/ речной долины горной реки/ озерных

котловин.

Биосфера и почвенный покров

(4 ч)

32

Почувствуйте себя почвоведами!

1

Разработка макета

профиля


почвы.

33

Почувствуйте себя антропологами!

1

Составление справочника

«Описание коренных жителей материков».

34

Почувствуйте себя экотуристами!

2

Разработка маршрута путешествия на ватмане в формате

фотоколлаж.

Итого

34

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

История географических открытий (6 ч)

Почувствуйте себя картографами! Построить модель «Карта мира» и нахождение информации о географических объектах (используя различные источники информации).

Почувствуйте        себя        древними        путешественниками!        Составить справочник «Европейские путешественники Средних веков».

Осваиваем  метод  моделирования  – делаем компас!        Построить компас своими руками.

Почувствуйте себя древними путешественниками! Составить ленты времени «Великие географические открытия».

Почувствуйте себя учеными!        Составить коллаж «Памятники природы нашей местности».

Почувствуйте        себя        журналистами!        Разработать        выпуск        научного журнала «Антарктида и Арктика: вчера, сегодня, завтра».

Раздел 2. Изображение земной поверхности (12 ч)

Почувствуйте себя топографами! Определить географические объекты на космическом снимке.

Почувствуйте себя топографами! Определить площадь пришкольной территории.

Создайте географическую игротеку! Продолжить развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей. (создание топографического домино).

Почувствуйте себя топографами! Проведение глазомерной съемки (например, дорога из школы в кинотеатр).

Осваиваем метод моделирования! Строим свою модель холма. Определить, как абсолютные высоты показывают способом горизонталей на картах.

Почувствуйте себя топографами! Создать план реконструкции территории своей школы.

Почувствуйте себя картографами! Уметь работать с материалами интернет-ресурсов.

Создайте географическую игротеку! (игра на закрепление умений определение объекта по географическим координатам).  Продолжить развитие познавательного интереса, интеллектуальных способностей.

Осваиваем метод моделирования! Создаем рельефную карту Африки.

Уметь создавать рельефную карту.

Создайте географическую игротеку! (игра на закрепление умений чтения условных знаков). Продолжить развитие познавательного интереса, интеллектуальных способностей.

Геосферы Земли (17 ч) Литосфера

Почувствуйте себя минералогами! Изучить полезных ископаемых родного края.

Почувствуйте себя спелеологами! (разработка виртуального путешествия по пещерам России). Уметь использовать различные источники географической информации для разработки виртуального путешествия по пещерам России.

Почувствуйте себя ученными! (составление справочника «Величайшие горы и равнины мира»). Уметь работать с географической информацией и

выделять главное.

Почувствуйте себя проектировщиками! (разработка проекта прокладки газопровода по дну Черного моря). Использовать различные источники географической информации для разработки проекта прокладки газопровода по дну Черного моря.

Атмосфера

Изучаем работу барометра-анероида! Разработать барометрическую карту Вашего населенного пункта.

Осваиваем методы моделирования и проектирования! Сделать воздушный шар своими руками и разработать маршрут кругосветного путешествия на воздушном шаре.

Почувствуйте себя ученными-географами! Разработать выпуск атлас

«Облака нашей местности».

Гидросфера

Осваиваем  методы  моделирования!        Сделать своими руками модели объектов вод суши.

Биосфера и почвенный покров

Почувствуйте себя почвоведами! Научиться закладывать почвенный профиль, выделение и описание почвенных горизонтов.

Почувствуйте        себя антропологами! Составить справочник «Описание коренных жителей материков».

Почувствуйте себя экотуристами! Разработка маршрута путешествия по наиболее интересным и значимым географическим объектам.


Календарно-тематическое планирование

Тема внеурочной деятельности

Цель работы

Результаты обучения

Методы

Оборудование

Сроки выполне- ния

1

2

3

4

5

6

7

Раздел 1. История географических открытий

1

Почувствуйте себя

Построить модель

- Личносчтные:

Модели-

Контурная

В течение

картографами!

«Карта мира» и

осознание целостности

рование.

карта, атлас.

занятия.

нахождение

природы;

информации о

- Метапредметные:

географических

познавательный

объектах

интерес;

(используя

- Предметные:

различные

картографическая

источники

грамотность;

информации).

использование

приобретенных умений

для работы с разными

источниками

географической

информации.

2

Почувствуйте себя

Составить

- Личносчтные:

Работа со

Энциклопедии,

В течение

древними

справочник

осознание целостности

справочн

доступ к ресурсам

дня.

путешественни-

«Европейские

природы;

ой

интернет.

ками!

путешественники

- Метапредметные:

литера-

Средних веков».

познавательный

турой

интерес;


1

2

3

4

5

6

8

- Предметные: использование приобретенных умений для работы с разными источниками географической

информации.

3

Осваиваем метод

Построить компас

- Личносчтные:

Модели-

Инструкция для

В течение

моделирования –

своими руками.

овладение системой

рование.

работы

занятия.

делаем компас!

географических знаний

http://igrushka.kz/vi

и применение в

p71/samkom.php

жизненной ситуации;

- Метапредметные:

умение моделировать;

- Предметные:

использовать понятия

«компас» для

построения модели

компаса.

4

Почувствуйте себя

Составить ленты

- Личносчтные:

Работа со

Учебник,

В течение

древними

времени «Великие

осознание целостности

справочн

энциклопедии,

занятия.

путешественни-

географические

природы;

ой

доступ к ресурсам

ками!

открытия».

- Метапредметные:

литера-

интернет.

познавательный

турой.

интерес;

- Предметные:


1

2

3

4

5

6

8

проводить самостоятельный поиск географической информации о великих географических открытиях.

5

Почувствуйте себя

Составить коллаж

- Личносчтные:

Наблю-

Учебник, полевой

В течение

учеными!

«Памятники

эмоционально-

дение

дневник,

занятия.

природы нашей

ценностное отношение

карандаши,

местности».

к окружающей среде;

компас, планшет,

- Метапредметные:

бумага, визирная

умение вести

линейка,

наблюдение;

фотоаппарат.

- Предметные:

использовать

приобретенные знания

и умения для

выявления памятников

природы нашей

местности.

6.

Почувствуйте себя

Разработать выпуск

- Личносчтные:

Работа со

Учебник,

В течение

журналистами!

научного журнала

овладение умениями и

справочн

энциклопедии,

занятия.

«Антарктида и

навыками по

ой

доступ к ресурсам

применению в

литера-

интернет.

жизненных ситуациях;

турой


1

2

3

4

5

6

8

Арктика: вчера,

Метапредметные

сегодня, завтра».

умение вести

самостоятельный

поиск, отбор

информации и ее

преобразование;

- Предметные:

проводить

самостоятельный поиск

географической

информации об

Антарктиде и Арктике.

Раздел 2. Изображение земной поверхности

7

Почувствуйте себя

Определить

- Личносчтные:

Наблю-

Доступ к ресурсам

В течение

топографами!

географические

овладение системой

дение

интернет.

занятия.

объекты на

географических знаний

космическом

и применение в

снимке.

жизненной ситуации;

- Метапредметные:

умение анализировать и

отбирать информацию;

- Предметные:

использовать

приобретенные знания

и умения для чтения


1

2

3

4

5

6

8

космических снимков.

8

Почувствуйте себя

Определить

- Личносчтные:

Полевое

Планшет.

В течение

топографами!

площадь

осознание ценности

исследо-

занятия.

пришкольной

природы;

вание.

территории.

- Метапредметные:

умение организовать

свою деятельность;

- Предметные:

использовать

приобретенные знания

и умения для

проведения

топографической

съемки.

9

Создайте

Продолжить

- Личносчтные:

Игровая

Картон, цветные

В течение

географическую

развитие

овладение на уровне

деятель-

карандаши.

занятия.

игротеку!

познавательного

общего образования

ность.

интереса,

системой

интеллектуаль-ных

географических знаний;

и творческих

- Метапредметные:

способностей.

умение организовать

(создание

свою деятельность,

топографического

определить, определить

домино).

цели и задачи игры,

оценить достигнутые


1

2

3

4

5

6

8

результаты;

- Предметные: использовать знания о топографической карте для создания топографического домино.

10

Почувствуйте себя

Провести

- Личносчтные:

Полевые

Планшет, лист

В течение

топографами!

глазомерную

осознание ценности

исследо-

бумаги.

занятия.

съемку

природы;

вания.

(например, дорога

- Метапредметные:

из школы в

умение организовать

кинотеатр)

свою деятельность;

- Предметные:

использовать

приобретенные знания

и умения для

проведения

глазомерной съемки.

11

Осваиваем метод

Определить, как

Личносчтные:

Модели-

Плотная бумага,

В течение

моделирования!

абсолютные

овладение системой

рование.

циркуль, клей,

занятия.

Строим свою

высоты показывают

географических знаний;

пластилин.

модель холма.

способом

- Метапредметные:

горизонталей на

умение моделировать;

картах.

- Предметные:


1

2

3

4

5

6

8

использовать понятия

«абсолютная и относительная высота» для решения учебной задачи по построению модели холма.

12

Почувствуйте себя

Создать план

- Личносчтные:

Модели-

Лист бумаги,

В течение

топографами!

реконструкции

осознание ценности

рование.

цветные

занятия.

территории своей

географического знания

карандаши.

школы.

как важнейшего

компонента научной

картины мира;

- Метапредметные:

умение организовать

свою деятельность по

соответствию описания

с изображением;

- Предметные:

использовать

приобретенные знания

и умения для нанесения

объектов на

топографическую

карту.


1

2

3

4

5

6

8

13

Почувствуйте себя

Уметь работать с

-Личносчтные:

Полевые

Доступ к интернет-

В течение

14

картографами!

материалами

осознание ценности

исследов

ресурсам.

занятия.

интернет-ресурсов.

природы;

ания,

- Метапредметные:

метод

умение вести

нивели-

самостоятельный

рова-ния.

поиск, отбор

информации и ее

преобразование;

- Предметные:

проводить

самостоятельный поиск

географической

информации о видах

глобусов.

15

Создайте

Продолжить

- Личносчтные:

Игровая

Учебник, атлас.

В течение

географическую

развитие

овладение на уровне

деятель-

занятия.

игротеку!

познавательного

общего образования

ность.

(игра на

интереса,

системой

закрепление

интеллектуаль-ных

географических знаний;

умений

способностей.

- Метапредметные:

определение

умение организовать

объекта по

свою деятельность,

географическим

определить, определить

координатам)

цели и задачи игры,


1

2

3

4

5

8

оценить достигнутые результаты;

- Предметные:

использовать понятия

«географическая карта» для решения учебных задач по созданию игротеки.

16

17

Осваиваем        метод моделирования!

Создаем рельефную        карту Африки.

Уметь создавать рельефную карту.

  • Личносчтные: овладение системой географических знаний;
  • Метапредметные: умение моделировать, умение организовать свою деятельность, выпирать средства для реализации цели;
  • Предметные:

использовать понятия

«литосфера», «рельеф» для решения учебной задачи по созданию модели «Рельефная карта Африки»

Моделир ование.

Калька, гофрированный картон, ножницы, краски, карандаш, краски,

клей.

В течение занятия.

18

Создайте

географическую

Продолжить

развитие

- Личносчтные:

овладение на уровне

Игровая

деятель-

Учебник, атлас.

В течение


1

2

3

4

5

6

8

игротеку! (игра на закрепление умений чтения

условных знаков)

познавательного интереса, интеллектуаль-ных способностей.

общего образования системой географических знаний;

  • Метапредметные: умение организовать свою деятельность, определить, определить цели и задачи игры, оценить достигнутые результаты;
  • Предметные:

использовать понятие

«план местности»,

«географическая карта» для решения учебной задачи по созданию игротеки.

ность.

занятия.

Раздел 3. Геосферы Земли

Литосфера

19

Почувствуйте себя минералогами!

Изучить полезных ископаемых родного края.

  • Личносчтные: осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной карты мира;
  • Метапредметные:

умение вести

Исследов ательс- кий.

Справочная литература, интернет-ресурсы.

В течение занятия.


1

2

3

4

5

6

8

самостоятельно исследование;

- Предметные: проводить самостоятельный поиск географической информации о минералах родного края.

20

Почувствуйте себя

Уметь использовать

- Личносчтные:

Самос-

Учебник,

В течение

спелеологами!

различные

овладение на уровне

тоя-

интернет-ресурсы,

занятия.

(разработка

источники

общего образования

тельная

энциклопедии.

виртуального

географической

системой

работа.

путешествия        по

информации для

географических знаний;

пещерам России)

разработки

- Метапредметные:

виртуального

умение вести отбор

путешествия        по

информации на основе

пещерам России.

текста учебника,

интернет-ресурсов с

последующим устным

рассказом;

- Предметные:

использовать

приобретенные знания

и умения для

разработки

1

2

3

4

5

6

8


виртуального путешествия по

пещерам России.

21

Почувствуйте себя

Уметь

- Личносчтные:

Исследов

Интернет-ресурсы,

В течение

22

ученными!

работать с

овладение на уровне

атель-

энциклопедии.

занятия.

(составление

географической

общего образования

ский.

справочника

информацией и

системой

«Величайшие горы

выделять главное.

географических знаний;

и равнины мира»)

- Метапредметные:

умения самостоятельно

отбирать информацию;

- Предметные:

использовать понятия

«горы» и «Равнина» для

разработки

справочника

«Величайшие горы и

равнины мира».

23

Почувствуйте себя

Использовать

- Личносчтные:

Исследов

Учебник, карты

В течение

проектировщи-

различные

овладение на уровне

атель-

атласа, интернет-

занятия.

ками! (разработка

источники

общего образования

ский,

ресурсы.

проекта прокладки

географической

системой

модели-

газопровода по дну

информации для

географических знаний;

рование.

Черного моря)

разработки проекта

- Метапредметные:

прокладки

умение организовать

газопровода по

свою деятельность,

определить ее задачи и

1

2

3

4

5

6

8


дну Черного моря.

оценить достигнутые результаты;

- Предметные: использовать приобретенные знания и умения по гидросфере для составления проекта прокладки газопровода по дну Черного моря.

Атмосфера

24

Изучаем работу

Разработать

- Личносчтные:

Исследов

Учебник,

В течение

25

барометра-

барометрическу

овладение на уровне

атель-

барометр-анероид.

занятия.

анероида!

ю карту Вашего

общего образования

ский.

населенного

системой географических

пункта.

знаний;

- Метапредметные:

умения организовать

свою деятельность,

определить ее цели,

оценить достигнутые

результаты;

- Предметные:

использовать понятия

«атмосфера» по

определению зависимости


1

2

3

4

5

6

8

высоты местности и

атмосферного давления.

26

Осваиваем методы

Сделать

- Личносчтные:

Модели-

Инструкция для

В течение

27

моделирования и

воздушный шар

овладение системой

рование.

работы.

занятия.

проектирования!

своими руками и

географических знаний и

http://igrushka.kz/vi

разработать

применение в жизненной

p73/shar.php

маршрут

ситуации;

кругосветного

- Метапредметные:

путешествия на

умение организовать

воздушном шаре.

свою деятельность по

моделированию и

проектированию

маршрута кругосветного

путешествия;

- Предметные:

использовать понятие

«ветер» для решения

учебной задачи по

определению маршрута

кругосветного

путешествия на

воздушном шаре.


1

2

3

4

5

6

8

28

Почувствуйте себя

Разработать

- Личносчтные:

Исследов

Инструкция для

В течение

29

ученными-

выпуск атлас

осознание ценности

атель-

работы

занятия.

географами!

«Облака нашей

географического знания

ский.

http://igrushka.kz/vi

(1 занятие –

местности».

как важнейшего

p71/samkom.php

экскурсия с целью

компонента научной

фотографирования

картины мира;

облаков;

- Метапредметные:

2 занятие -

умение вести

разработка атласа

наблюдение;

облаков)

- Предметные:

использовать

приобретенные знания и

умения по атмосфере для

описания признаков

облаков.

Гидросфера

30

Осваиваем методы

Сделать        своими

- Личносчтные:

Моделир

Картон (например,

В течение

31

моделирования!

руками        модели

осознание ценности

ование.

гофрированная или

занятия.

объектов вод суши.

природы;

упаковочная

- Метапредметные:

бумага), ножницы,

умение работать в

карандаш,

группе, умение

краски,

моделировать,

клей ПВА.

умение организовать

свою деятельность,

выпирать средства для


1

2

3

4

5

6

8

реализации цели;

- Предметные: использовать приобретенные знания и умения по гидросфере для создания модели речной долины.

Биосфера и почвенный покров

32

Почувствуйте себя почвоведами! (экскурсия- практикум)

Научиться закладывать почвенный профиль, выделение и описание почвенных горизонтов.

  • Личносчтные: осознание ценности природы;
  • Метапредметные: умение организовать свою деятельность по описанию почвенных горизонтов;
  • Предметные: выделять, описывать и объяснять существенные признаки почвенных горизонтов своей местности.

Исследов атель- ский.

Лопата, полевой дневник, бумага, цветные карандаши линейка или рулетка.

В течение занятия.

33

Почувствуйте себя антропологами!

Составить справочник

- Личносчтные:

уважение к другим

Описа- тель-

Учебник, фотографии

В течение

1

2

3

4

5

6

8


«Описание

народам;

ный.

жителей разных

занятия.

коренных жителей

- Метапредметные:

материков,

материков».

умение организовать

ресурсы интернет,

свою деятельность по

этнографическая

описанию жителей

энциклопедия.

разных материков.

- Предметные:

использовать понятие о

человеческих расах для

решения учебных задач

по составлению

справочника «Описание

коренных жителей

материков».

34

Почувствуйте себя

Разработка

-Личносчтные:

Исследов

Учебник,

В течение

экотуристами!

маршрута

осознание единства

атель-

результаты

занятия.

(работа в группах)

путешествия по

географического

ский.

внеурочных

наиболее

пространства России;

занятий.

интересным и

- Метапредметные:

значимым

умение организовать

географическим

свою деятельность,

объектам.

умение работать в

группе;

- Предметные:

формирование

представлений о

целостности и


неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени.




Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Географ 9кл.JPG

Пояснительная записка

             В        изучении        предмета        «География»        ведущее        место        занимает        блок

«География России». При изучении раздела «Население России» большой интерес у обучающихся вызывает информация, связанная с городами: количество городских поселений, численность населения, историческое прошлое, географическое положение, достопримечательности и особенности городов.

Элективный курс «Города и достопримечательности России» позволяет формировать предметные и метапредметные умения, формировать опыт творческой деятельности. Развивать индивидуальные образовательные потребности и склонности. Существенно расширить знания о городах и городских агломерациях нашей страны.

Важная особенность курса заключается в том, что его можно рассматривать как своего рода универсальный курс, который может быть предложен слушателям разных профилей. При этом в одном случае его содержание может максимально способствовать реализации углубленного содержания выбранных в соответствии с профилем предметов, в другом, что не менее важно, нести в себе общезначимую культурологическую направленность, способствовать формированию всесторонне образованной личности.

Элективный курс представляется актуальным, так как он даёт знания по физической, экономической и социальной географии, осуществляет межпредметные связи с историей и литературой. Кроме того, курс позволит показать значение городов в материальной и духовной жизни населения. Развивать творческие способности, умение анализировать статистические данные, работать с различной справочной литературой, отыскивать нужную информацию в интернете, дискутировать по проблемам городов. Воспитывать патриотические чувства.

Некоторые направления данного курса изучаются с использованием новейшей телекоммуникационной технологии. Использование компьютерных технологий позволяет максимально учитывать индивидуальные особенности обучающихся. Задавать темп изучения материала, адаптировать  учебные знания к возможностям обучающегося.

Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации: географическими и историческими картами, справочниками, дополнительной научно-популярной литературой, диаграммами, рисунками, компьютером, мультимедийным проектором. Содержание каждой темы элективного курса включает в себя самостоятельную (индивидуальную или коллективную) работу обучающихся, подготовку сообщений, докладов или составление слайдовых презентаций.

          Программа рассчитана на 17 часов, режим занятий 1 час в неделю.

Цели курса: создание условий для формирования и развития у обучающихся интереса к изучению городов России и городов родного края, к самостоятельному приобретению знаний, развитие творческих способностей и коммуникативных навыков.

Задачи курса:

  1. Расширение знаний по экономической и социальной географии: рассматривание исторических аспектов возникновения и развития сети городов в России, знакомство с городами-миллионерами, городами- Героями, городами «Золотого кольца России» и городами нашей области.
  2. Вовлечение обучающихся в активную практическую деятельность по изучению истории возникновения, географического положения, функций городов.
  3. Формирование навыков работы с картографическими источниками, географической литературой, компьютером. Развитие умения отбирать необходимый материал, грамотно оформлять творческие работы и слайдовые презентации,  а также умения публичного выступления.
  4. Воспитание  любви к родному краю, к Родине.
  5. Содействие нравственному и эстетическому воспитанию.


Содержание программы

Введение. «Города и достопримечательности России»  (1 час).

Содержание: Определения город, урбанизация, городская агломерация. Типы городов. Классификация городов по различным признакам: ЭГП, истории возникновения, численности населения, национальному составу, функциям. Города, имеющие необычные названия (Дно, Сапожок, Оса).

Вводное (организационное) занятие: знакомство с общей структурой курса, его примерным содержанием, с формами, видами и планируемым объемом самостоятельных и творческих итоговых работ.

На вводном занятии обсуждение с обучающимися примерных тем творческих работ для научно-практической конференции, которая состоится на итоговом занятии. Темы творческих работ будут предложены учителем, но обучающиеся могут взять свою тему. Над творческим проектом обучающиеся могут работать самостоятельно или коллективно, разбившись на группы.  Форму представления материала обучающиеся также выбирают  самостоятельно (презентация, создание и выпуск буклета, брошюры).

Тема 1. История возникновения  и роста городов России (3 часа).

Содержание: История возникновения городов. Древние города, упоминающиеся в летописях, города, возникшие при Петре I, Екатерине II, после Октябрьской революции, в xx в. Города-наукограды (Иннополис, Зеленоград). Закрытые города (Мирный (Архангельская область), Саров (Нижегородская область)). Города-курорты (Сочи, Ялта, Анапа, Белокуриха). Привязанность городов к крупным рекам.

Практикум № 1. «Составление картосхемы «Типы городов».

Тема 2. Города – миллионеры (3 часа).

Содержание: Количество, географическое положение, топонимика, планировка, население, достопримечательности, знаменитые люди.

Заочное путешествие. Творческая работа в группах по составлению слайдовых презентаций: о Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, Красноярске, Воронеже.

Практикум № 2. «Сравнение городского и сельского образа жизни населения». Практикум № 3. «Анализ и объяснение размещения городов-миллионеров и крупнейших городов по территории страны».

Тема 3. Города-Герои (4 часа).

Содержание: Великая Отечественная война в истории нашей страны и в истории городов. Статус городов-Героев.

Творческая работа в группах по составлению, фоторепортажа:

о Смоленске, Мурманске, Туле, Волгограде, Новороссийске, Севастополе. Заочное путешествие «Города воинской славы» (Ельня, Вязьма, Ржев.

Тема 4. Города Золотого Кольца  России (5 часов).

Содержание: Города Центральной России, образующие «Золотое Кольцо». Географическое положение, топонимика, историческое прошлое, численность населения, достопримечательности, историко-архитектурные ценности, возможности развития туризма.

Итоговое занятие за курс (1 час).

Создание информационных проектов.


Планируемые результаты обучения

Введение

Выпускник научится:

Извлекать необходимую информацию из различных источников. Преобразовывать информацию из одного вида в другой.

Выделять основных факторов возникновения городов в Древней Руси и на современном этапе.

Составлять картосхемы на основе теоретического материала. Выпускник получит возможность научиться:

Анализировать различные виды географической информации. Извлекать необходимую информацию из различных источников.

Применять        полученную        информацию        в        практической        деятельности        и повседневной жизни.

Города-миллионеры

Выпускник научится:

Определять особенности городов-миллионеров, факторы, обуславливающие их размещение по территории страны.

Выделять        существенные        признаки        городов,        отличающие        их        от        сельских населенных пунктов.

Преобразовывать информацию, представлять информацию в виде сообщений и рефератов, мультимедийной презентации.

Анализировать        предложенные        задания и находить оптимальный        способ        их выполнения.

Характеризовать топонимику, планировку, население мегалополисов. Описывать достопримечательности городов-миллионеров.

Выпускник получит возможность научиться:

Анализировать различные виды географической информации. Извлекать необходимую информацию из различных источников.

Применять        полученную        информацию        в        практической        деятельности        и повседневной жизни.

Города-герои

Выпускник научиться:

Определять факторы, обуславливающие присвоение городам соответствующего статуса.

Преобразовывать информацию, представлять информацию в виде сообщений и рефератов, мультимедийной презентации.

Анализировать        предложенные        задания и находить оптимальный        способ        их выполнения.

Выпускник получит возможность научиться:

Анализировать различные виды географической информации. Извлекать необходимую информацию из различных источников.

Применять        полученную        информацию        в        практической        деятельности        и повседневной жизни.

Города «Золотого кольца»

Города Центральной России, образующие «Золотое Кольцо»


Историческое прошлое, достопримечательности городов «Золотого кольца». Заочное путешествие «Золотое кольцо».

Выпускник научиться:

Характеризовать географическое положение, топонимику, историческое прошлое, численность населения, достопримечательности, историко- архитектурные ценности, возможности развития туризма городов «Золотого кольца».

Определять        особенности        городов        «Золотого        кольца»,        факторы, обуславливающих их объединение в единый комплекс.

Анализировать предложенные задания и находить оптимальный способ их выполнения.

Выпускник получит возможность научиться:

Анализировать различные виды географической информации. Извлекать необходимую информацию из различных источников.

Применять        полученную        информацию        в        практической        деятельности        и повседневной жизни.

Рефлексивная часть

Информационный проект.

 Выпускник научится:

Использовать различные источники информации для выполнения заданий. Анализировать        предложенные        задания и находить оптимальный        способ        их выполнения.

Преобразовывать информацию, представлять информацию в виде сообщений и рефератов, мультимедийной презентации.

Выпускник получит возможность научиться:

Анализировать различные виды географической информации. Извлекать необходимую информацию из различных источников.

Применять        полученную        информацию        в        практической        деятельности        и повседневной жизни.

           В        результате        изучения        элективного        курса        у        обучающихся        будут сформированы:

Личностные результаты:

-ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

-гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях;

-представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;

- осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

-осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

-патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

Метапредметные результаты:

-способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

-умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

-выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения  цели;

-формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

-умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;

-давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;

-обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей;

-создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

-отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

-в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль;

-учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

Предметные результаты:

-осознание роли географии в познании окружающего мира;

-объяснять        основные        географические        закономерности        взаимодействия общества и природы;

-расширение системы географических знаний населении страны;

-пользоваться        различными        источниками        географической        информации: картографическими, статистическими и др.;

-определять по картам местоположение географических объектов;

-выявлять        зависимость        размещения        населения        и        населенных        пунктов        от природных условий территории;

-приводить примеры закономерностей размещения населения, городов;

-различать карты по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;

-выделять, описывать и объяснять по картам признаки городов;

-представление  о  существенных  признаках понятий  «город»,  «урбанизация»,

«городская агломерация»;

-представление о истории возникновения некоторых городов;

-представление о классификации, функций городов;

-представление о героическом прошлом, достопримечательностях городов- Героев, городов «Золотого кольца России».


                                    Тематическое планирование

№ п.п.

Наименование разделов, тем, количество часов

Домашнеезадание

       

         Дата проведения

1.

Введение.        Определения        город,        урбанизация,

городская агломерация. Типы городов.

2

История возникновения городов.

3

Города-наукограды        (Иннополис,        Зеленоград).

Закрытые города.

4

Города-курорты. Привязанность городов к крупным

рекам.

5

Города-миллионеры. Географическое положение, топонимика, планировка, население,

достопримечательности, знаменитые люди.

6

Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород.

7

Казань, Красноярск, Самара.

8

Статус городов-Героев.

9

Смоленск, Мурманск, Тула

10

Новороссийск, Волгоград, Севастополь.

11

«Города воинской славы» (Ельня, Вязьма, Ржев).

12

Города «Золотого кольца России»

13

Географическое положение, топонимика,

историческое прошлое, численность населения.

«Золотого кольца России»

14

Достопримечательности,        историко-архитектурные

ценности, возможности развития туризма. (Сергиев Посад–Переславль-Залесский)

15

Достопримечательности,        историко-архитектурные

ценности, возможности развития туризма (Ростов– Ярославль–Кострома)

16

Достопримечательности, историко-архитектурные ценности, возможности развития туризма (Плёс –

Суздаль–Владимир–Москва)

17

Итоговое занятие за курс. Создание

информационных проектов «Экскурсионный маршрут по городу».






Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\геогр 7.JPG

Пояснительная записка

Программа элективного курса «По страницам занимательной географии» рассчитана на 17 часов. Она обладает новизной для обучающихся, т.к. данный курс не изучается школьной программой. Современная экономика многих стран мира во многом зависит от развития международного туризма. Открыты границы для посещения стран туристами и отдыхающими, перед ними открывается удивительный мир прекрасных творений рук человеческих и созданных природой. Поэтому очевидно, что данный курс в современной школе является актуальным и необходимым для изучения.

Современный мир очень интересен и привлекателен тем, что встреча с ним – это знакомство с прекрасным и неизвестным. Каждый обучаемый открывает что – то для себя и друзей. Путешествуя по странам через образные рассказы учителя или ученика и красочные видеофильмы, учащихся заинтересуют уже знакомые образы: Египетские пирамиды, вулканы Исландии, пустыни Австралии, мавзолей Тадж-Махал в Индии, Стоунхендж в Великобритании и другие.

Расширяется сеть учебных заведений, в которых открываются факультеты по подготовке специалистов по туризму и сервису. Ведущим предметом является география.

Программа построена на основе интеграции с историей, биологией, искусством.

Особенностью данного курса является то, что некоторые вопросы изучаются с использованием информационно - коммуникативной технологии. Находясь в информационном обществе, обучаемые должны иметь представление о различных информационных процессах, владеть основными элементами информационной культуры. Использование компьютерных технологий позволяет максимально учитывать индивидуальные особенности обучаемых: задавать темп изучения материала, адаптировать учебные знания к возможностям учащихся.

Занятия данного курса могут в дальнейшем оказать влияние на выбор профессии, связанной с ветвью географии – туризмом.

           Программа рассчитана на 17 часов, режим занятий 1 час в неделю.

Цели и задачи программы

Цель:

Расширить географический кругозор, подготовить учащихся к восприятию школьного страноведческого курса раздела.

  Задачи:

  •  вызвать интерес к странам мира, культурному наследию через знакомство с культурными и природными достопримечательностями;
  • познакомиться с Программой ЮНЕСКО по охране Объектов Всемирного Наследия;
  • показать роль достопримечательностей в воспитании толерантности;
  • воспитывать уважение к людям другой нации, к особенностям их жизни;
  • расширить знания о столицах и крупнейших городах мира.

  Столицы и крупные города мира играют огромную роль в жизни страны. В них сосредоточена большая часть населения страны. Города – это экономические, культурные и туристические центры страны. Они выполняют различные функции. Одна из них – это встречи туристов и представление ценностей своей страны – достопримечательностей природных и созданных руками человека.

  Данный курс обеспечен информационным материалом: есть набор видеофильмов о достопримечательностях мира. Есть новые справочники “Страны мира”, “Столицы мира”, сетевая инновационная образовательная программа “Как прекрасен этот мир”, в которой представлены достопримечательности по странам мира. Весь информационный материал лежит в основе изучения данного факультативного  курса.

  В работе с данным содержанием возможны такие виды деятельности, как пресс – конференция, работа со статистическим материалом, заочные экскурсии, занятия в видеозале, заседание “круглого стола”.  Содержание программы направлено на передачу географических знаний для подготовки учащихся к выбору определенных профессий, связанных с туризмом и сервисом, международными услугами, экскурсиями.

Планируемые результаты освоения курса

Обучающийся научится:

  • использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
  • анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
  • составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
  • представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
  • раскрывать основные понятия по курсу «По страницам занимательной         географии»

Обучающийся получит возможность научиться:

  • приводить примеры, иллюстрирующие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества (свободно рассказывать о странах и их столицах, о достопримечательностях мира, о профессии гидов, экскурсоводов и других специальностях данной области, о традициях и обычаях населения стран мира, о ценностях культуры данной страны).
  • воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;
  • создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

1)  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и  общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической  деятельности в жизненных ситуациях.

Метапредметными результатами являются: 

1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Понятия курса: Туризм и виды услуг, менталитет, толерантность, рекреационные ресурсы, достопримечательности, комитет ЮНЕСКО, культурные и природные Объекты Всемирного Наследия.

Содержание учебного курса

        Введение. Знакомство с программой ЮНЕСКО по охране Объектов
Всемирного Наследия.        

     Тема. Туризм. Виды туризма.  Культурно- исторические туристские ресурсы.      Профессии в туризме.

    Тема. Разнообразие стран и народов.  

Сколько на Земле стран? Природные условия. Условия жизни человека. Причины неравномерного размещения населения по территории Земли. Районы с наибольшей и наименьшей плотностью населения.

  Тема. Африка - самый жаркий материк.

Африка – ойкумена человечества. Египет - страна фараонов. Остров Мадагаскар. Лемурия. Разнообразие природных условий. Причины неравномерности размещения населения. Условия жизни людей в пустыне, влажных экваториальных лесах, саванне. Туризм.

  Тема. Австралия и Океания.

Пустыни Австралии. Океания - седьмая часть света.

Своеобразие растительного и животного мира. Природные условия и влияние их на жизнь людей.  Виды хозяйственной деятельности в Австралии и на островах.

Туризм. Австралия страна наоборот.

Тема. Америка и американцы.

США. Американская нация. Образ жизни американцев. Символика страны.    

Мегалополисы. Нью-Йорк-город  небоскрёбов. Природные условия. Большой Каньон, Колорадо. Туризм

Тема. Коренные жители Америки.

Индейские племена и народности. Памятники истории и архитектуры (пирамиды и дворцы ацтеков и майя, город-крепость инков Мачу-Пикчу).

Современные праздники (карнавалы, коррида, родео). Туризм.

Тема. Страны Европы.

Исландия-страна вулканов и гейзеров. Своеобразие и уникальность природы. 

Своеобразие и уникальность микрогосударств Европы. Туризм.

Тема. Страны Азии.

Китай. Достопримечательности. Памятники культуры (садово-парковые ансамбли, буддийские храмы, Великая Китайская стена). Туризм.

Индия. Своеобразие и уникальность природы. Гималаи.  «Музей под открытым небом»- храмы, дворцы, мечети. Тадж-Махал - жемчужина Индии. Туризм.

          Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименование разделов, тем, количество часов

Домашнее задание

Дата проведения

1.

Введение. Знакомство с программой ЮНЕСКО по охране Объектов Всемирного Наследия.

2.

Туризм. Виды туризма. Профессии в туризме.

3.

Разнообразие стран и народов.  

4.

Африка – ойкумена человечества. Египет - страна фараонов.

5.

Остров Мадагаскар. Лемурия.

6.

Пустыни Австралии.

7.

Океания - седьмая часть света.

8.

США. Американская нация. Образ жизни американцев. Символика страны.    

9.

Большой Каньон Колорадо.

10.

Нью-Йорк-город  небоскрёбов.

11.

Памятники истории и архитектуры Америки (пирамиды и дворцы ацтеков и майя, город-крепость инков Мачу-Пикчу).

12.

Своеобразие и уникальность микрогосударств Европы

13.

Исландия-страна вулканов и гейзеров

14.

Достопримечательности Китая.

15.

Тадж-Махал - жемчужина Индии.

16.

Гималаи.

17.

«По материкам и странам».  Защита проектов

                         


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: