Представление опыта работы на МО, семинарах, педсоветах
Протоколы МО
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.11 КБ | |
| 78.5 КБ | |
| 23.37 КБ | |
| 403.59 КБ | |
| 298.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Преподавание русского языка в условиях ФГОС.
Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). Наше образовательное учреждение не стало исключением, более того мы начали вводить ФГОС в основной школе, в 5, 6 классе. Опыт пока небольшой, но есть некоторые наработки. Передо мной, как перед учителем ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты.
Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.
Как подготовить и провести урок, учитывая новые требования ФГОС и современные инновации? Реализация деятельностного подхода на уроке заставляет учителя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания. Именно ученики являются главными “действующими героями” на уроке. И, безусловно, их деятельность на уроке должна быть осмыслена и значима: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал.
Сформированность качественно новых образовательных результатов возможна лишь при системном включении обучающихся в самостоятельную учебно–познавательную деятельность. Именно деятельностный метод обеспечивает непрерывность саморазвития личности в процессе обучения. Очевидно, что реализовывать новые цели образования невозможно, если ученик пассивно усваивает готовые истины. Необходим его самостоятельный поиск, в процессе которого как раз и приобретается опыт целеполагания, достижения поставленных целей, рефлексивной самоорганизации и самооценки, опыт коммуникативного воздействия, поэтому для развития личности обучающихся, формирования у них деятельностных способностей необходимо включать их в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Главный принцип деятельностного подхода – научить учиться. Такой подход предполагает, что знания приобретаются и проявляются только в деятельности, что за умениями, навыками, развитием и воспитанием ученика всегда стоит действие. В образовательной области “Филология” приоритетным является коммуникативное развитие – формирование способности и готовности свободно осуществлять общение на русском родном языке, овладение современными средствами вербальной и невербальной коммуникации. Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б., Эльконина, П.Я. Гальперина.
Критерии результативности урока при системно–деятельностном подходе:
1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
2. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
3. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
4. Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
5. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся). 6.Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
7. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
8. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
9. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
10. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
11. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие “учитель – ученик” (через отношения, совместную деятельность и т.д.)
Показатели эффективности урока:
1. Целеполагание (реализация деятельностного способа целеполагания)
1.1. Формулирование целей урока в совместной деятельности педагога и обучающихся или постановка целей урока обучающимися самостоятельно.
1.2. Формулирование диагностической цели урока (диагностическая цель – цель, о факте достижения которой можно судить однозначно)
1.3. Ясность, чёткость, конкретность цели урока и степень её соотношения с результатом.
1.4. Постановка общей цели урока или частных задач к каждому этапу.
2. Создание на уроке условий для формирования у обучающихся готовности к саморазвитию.
2.1. Планирование деятельности обучающихся на уроке и степень их включённости в этот процесс.
2.2. Выполнение плана деятельности обучающихся на уроке и обеспечение результативности урока для развития обучающихся.
2.3. Реализация рефлексии деятельности обучающихся на уроке и оценивание уровня собственного продвижения по учебному материалу.
2.4. Организация и реализация на уроке различных видов деятельности обучающихся (слушание, чтение, письмо, говорение, аудирование, моделирование, прогнозирование, проектирование, конструирование, исследование, обобщение, анализ, синтез, сравнение, классификация, сопоставление, проведение аналогии, диагностирование, самостоятельная деятельность и др.)
2.5. Побуждение обучающихся к саморазвитию через формулирование (выбор) домашнего задания.
3. Проектирование и конструирование на уроке социальной среды развития обучающихся.
3.1. Реализация на уроке содержания учебного материала как системы научных понятий (научность содержания материала, следование УМК)
3.2. Дифференциация и индивидуализация на уроке учебного материала по сложности и объёму.
3.3. Целесообразность выбора формы урока (внешняя форма: урок – мастерская, экскурсия, путешествие, суд, семинар, лекция и др., внутренняя форма: изучение нового материала, повторения, обобщения, комбинированный, развития речи, урок по определённой технологии) и формы организации деятельности детей (фронтальная, индивидуальная, групповая, парная, коллективная и др.)
3.4. Целесообразность использования технического, дидактического, наглядного оснащения учебного занятия.
4. Создание на уроке условий для активной учебно–познавательной деятельности обучающихся.
4.1. Реализация на уроке компонентов учебно –познавательной деятельности (цель, мотив, постановка учебной задачи, содержание, учебные действия, контроль (самоконтроль), оценка (самооценка).
4.2. Формирование (развитие) на уроке универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных)
4.3. Формулирование и решение на уроке познавательных задач, направленных на продуктивную деятельность обучающихся.
4.4. Построение урока с учётом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
4.5. Умение создать атмосферу доверия, психологической безопасности, одобрения, поддержки, сотрудничества, здоровьесбережения.
Новым смыслом урока является решение проблем самими школьниками в процессе урока через самостоятельную познавательную деятельность. Проблемный характер урока с уверенностью можно рассматривать как уход от репродуктивного подхода на занятии. Чем больше самостоятельной деятельности на уроке, тем лучше, т.к. учащиеся приобретают умения решения проблем, информационную компетентность при работе с текстом.
Деятельностный подход к организации читательской грамотности на уроках русского языка в 5,6 классе осуществляется на основе работы с лингвистическими текстами. В учебниках по русскому языку читательская грамотность формируется на основе работы со сплошными и несплошными текстами (таблицами, схемами, объявлениями, и.т.д.) Эти тексты требуют несколько иных читательских навыков, так как, содержат особые связи информационных единиц текста и особые формальные указатели на эти связи (название граф, таблиц, цвет, шрифт).
Именно поэтому для современного этапа развития методики преподавания русского языка актуальным является развитие читательских умений на основе схем-таблиц как формы предъявления лингвистической информации.
Современный урок отличается использованием деятельностных методов и приемов обучения таких, как учебная дискуссия, диалог, видеообсуждение, деловые и ролевые игры, открытые вопросы, мозговой штурм и т.д.
Современный урок должен формировать универсальные учебные действия, обеспечивающие школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Воспитанию положительной мотивации учения способствует общая атмосфера в школе и классе: включенность ученика в разные виды деятельности, отношения сотрудничества учителя и учащегося, привлечение учащихся к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки. Кроме того, формированию мотивации способствуют занимательность изложения, необычная форма преподавания материала, эмоциональность речи учителя, умелое применение педагогом поощрения и порицания.
Особое значение приобретает выполнение школьниками учебных действий и самоконтроля, самостоятельный переход от одного этапа работы к другому, включение учащихся в совместную учебную деятельность. Самостоятельная работа, по сути, есть форма самообразования. Понятие самостоятельной работы ученика в современной дидактике обязательно соотносится с организующей ролью учителя. Для самого школьника самостоятельная работа должна быть осознана как свободная по выбору, внутренне мотивированная деятельность.
Популярно и актуально на сегодняшний день проблемное обучение, в котором существует особый вид урока – урок-исследование. Одним из возможных способов повышения эффективности и выбора проблемы исследования является опорный конспект, который по своей сути представляет вторичный текст, так как в нем в краткой форме передаются основные сведения текста исходного. При этом могут использоваться сокращения, различные знаки, символы, графические выделения. Часто опорный конспект представляет собой рисунок или схему, иногда таблицу. Психологи отмечают, что преобразование учеником информации, перевод ее в другую, более наглядную форму способствует лучшему пониманию и усвоению знаний. Поэтому важно, чтобы у детей выработалось умение составлять опорные конспекты в различных формах. Опорный конспект составляется учителем для учеников или детьми или совместными усилиями учителя и детей в диалоге. Таким образом, умение составлять опорный конспект - одно из важных общеучебных умений, которое подготавливает учеников к презентации своих знаний.
Самой популярной педагогической технологией в современном преподавании становится метод проектов с использованием ИКТ, так как он направлен на повышение эффективности урока. На таких занятиях учитель предъявляет школьникам ту или иную проблему для самостоятельного исследования, хорошо зная ее результат, ход решения и те черты творческой деятельности, которые требуются в ходе ее решения. Тем самым построение системы таких проблем позволяет предусматривать деятельность учащихся, постепенно приводящую к формированию необходимых черт творческой личности.
Развитию УУД на уроке способствует применение современных педагогических технологий: технология критического мышления, проектная деятельность, исследовательская работа, дискуссионная технология, коллективная и индивидуальная мыслительную деятельность. Важно, чтобы учитель не искажал технологию, используя из нее только отдельные приемы.
Новый подход к образованию соответствует современному представлению об уроке. Именно такой урок называется современным, где учитель вместе с учащимися на равных ведет работу по поиску и отбору научного содержания знания, подлежащего усвоению; только тогда знание становится личностно значимым, а ученик воспринимается учителем как творец своего знания. А значит, именно такие уроки позволяют сегодня реализовывать новые образовательные стандарты. Развивающее обучение также лежит в основе современного урока, так как урок развивающий – направлен на создание условий, в которых ребенок чувствует себя самим собой, полноценным участником различных форм общественной жизни. Учитель на таком уроке является организатором учебной деятельности.
Особую роль играет итог урока, так называемый этап рефлексии, я использую различные приёмы рефлексии: пятиминутное эссе; синквейны; метод незаконченного предложения; высказывание в форуме, свободное высказывание, смайлики.
Предлагаемый подход к преподаванию русского языка и литературы имеет ряд преимуществ:
- учащиеся систематически получают навыки общения, сотрудничества, саморегуляции поведения в коллективе. Происходит это в привычной обстановке микрогруппы, в которую объединяются учащиеся. Работа в микрогруппах постепенно раскрепощает ребят, создает условия психологического комфорта, учит свободно излагать свои мысли, доказывать собственные выводы, слушать других, уважать чужую точку зрения, спорить, анализировать свои действия, давать им оценку. Идет формирование личности, способной оценить ситуацию, увидеть проблему, принять решение, реализовать его и нести ответственность за свой выбор. Предметы русский язык и литература дают большие возможности для работы с использованием ИКТ, так как именно на этих уроках мы непосредственно работаем со словом, предложением, текстом; учим детей составлять планы, конспекты, аннотации и рецензии информационных сообщений; аргументировать свои высказывания; воспитываем у учащихся бережное уважительное отношение к слову.
Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.
Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:
- предъявить противоречивые факты, теории;
- обнажить житейское представление и предъявить научный факт;
- использовать приемы “яркое пятно”, “актуальность”.
Учебной ситуацией может стать задание составить: таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу или выполнение задания: объяснить содержание прочитанного текста ученику младшего класса или практическая работа и т.д.
Структура современных уроков должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.
Продуктивные задания – главное средство достижения результата образования. Если ученик будет обладать качествами, заложенными в ФГОС, то он сам сможет стать “архитектором и строителем” образовательного процесса, самостоятельно анализировать свою деятельность и вносить в нее коррективы. Таким образом, в отличие от стандарта 2004 года новые ФГОС вносят существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности и в первую очередь учителя, обеспечивающего ее.
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать. Много зависит от желания и характера учителя, от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.
Таким образом, реализация ФГОС в большей степени зависит от учителя, который перестанет быть единственным носителем знаний, а будет выполнять роль проводника в мире информации. Задача учителя не просто формировать и развивать необходимые качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растёт ребёнок. Дать учащимся возможность делать выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за этот выбор, а не давать готовое. Для выстраивания новой системы работы и достижения качественных результатов учебной деятельности целесообразно использовать наиболее эффективные приемы и формы ее организации:
1. Использование дифференцированных заданий.
2. Включение в образовательный процесс ИКТ.
3. Использование метода проектов.
Современный урок русского языка и литературы, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, - это, конечно, проблемно – диалогический урок. Рассмотрим более подробно особенности проведения проблемно-диалогического урока. При подготовке к такому уроку следует тщательно продумать свои действия на каждом этапе с учетом возможных ситуаций, потребующих импровизации. Как сам урок, так и подготовка к нему может состоять из шести шагов.
1 – й шаг. Определение нового. Учитель четко определяет, какое новое знание должно быть открыто на уроке. Это может быть правило, алгоритм, закономерность, понятие, свое отношение к предмету исследования и т.п..
2 – й шаг. Конструирование проблемной ситуации. Проблемная ситуация на уроке может, конечно, возникнуть сама собой, но для достижения поставленной цель, учитель должен четко представлять, в какой момент проблема должна возникнуть, как ее лучше обыграть, чтобы в дальнейшем ее разрешение привело к задуманному результату. Поэтому проблемную ситуацию необходимо хорошо продумать и подвести к тому, чтобы ученики самостоятельно сформулировали проблему урока в виде темы, цели или вопроса. Это можно сделать двумя способами: «с затруднением» или «с удивлением». Первый способ предполагает, что учащиеся получают задание, которое невозможно выполнить без новых знаний. В ходе проблемного диалога учитель подводит учеников к осознанию нехватки знаний и формулированию проблемы урока в виде темы или цели. Второй способ предполагает сравнительный анализ двух фактов, мнений, предположений. В процессе сравнения учитель должен добиться осознания учениками несовпадения, противоречия, которое должно вызвать у них удивление и привести к формулировке проблемы урока в виде вопроса.
3 – й шаг. Планирование действий. Когда проблема урока будет сформулирована, начнется основная его часть- коммуникация. На этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся. При подготовке к уроку учитель должен предусмотреть возможные варианты «развития действия», чтобы вовремя «реку направить в нужное русло». Поэтому работая над сценарием урока, следует спланировать применение разных приемов. Например, выдвижение версий, проведение актуализации ранее полученных знаний путем мозгового штурма или выполнения ряда заданий по изученному материалу, составление плана с использование элементов технологии проблемного диалога для определения последовательности действий, их направленности, возможных источников информации.
4 – й шаг. Планирование решений. Планируя решение проблемы, необходимо: во- первых, сформулировать свой вывод по проблеме (форму правила, алгоритма, описание закономерности, понятия), к которому при помощи учителя ученики смогут прийти сами; во – вторых, выбрать такие источники получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа, вывода, формулировки нового знания. Это может быть наблюдение ситуации, в которой проявляется нужное знание. Например, на уроках русского языка, увидев закономерность написания орфограммы, ученики могут сами сформулировать правило, а уже потом проверить себя по учебнику. Это может быть работа с текстом (с таблицей, схемой, рисунком), из которого логически можно вывести признаки понятия, закономерную связь между явлениями, найти аргументы для своей оценки и т. п.. В – третьих, необходимо спроектировать диалог по поиску решения проблемы. Можно предусмотреть подводящий или побуждающий диалог. Подводящий диалог предполагает цепочку вопросов, вытекающих один из другого, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе. Такой диалог способствует развитию логики. Побуждающий диалог состоит из ряда вопросов, на которые возможны разные правильные варианты ответа. Побуждающий диалог направлен на развитие творчества. Наконец, следует составить примерный опорный сигнал (схему, набор тезисов, таблицу и т.п.), который будет появляться на доске по мере открытия учениками нового знания или его элементов. В идеале – каждый элемент опорного сигнала должен выращиваться в диалоге с учениками по ходу решения проблемы.
5 – й шаг. Планирование результата. Сценарий урока предполагает, что учитель должен продумать возможное выражение решения проблемы. Например, это может быть ответ на вопрос: «Так как же мы решили проблему?»
6 – й шаг. Планирование заданий для применения нового знания. Следует помнить, что задания должны носить проблемный характер, нацеливать ученика на поисковую или исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу.
Чтобы процесс введения новых образовательных стандартов протекал максимально успешно и безболезненно, педагог должен непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня. Он должен непрерывно учиться: учиться по – новому готовиться к уроку, учиться по – новому проводить урок, учиться по – новому оценивать достижения обучающихся, учиться по – новому взаимодействовать с их родителями. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательнре учреждение «Ларьякская средняя школа». |
Методический семинар по теме «Совершенствование методов обучения и воспитания. Проблемы и решения» |
Использование активных методов и приемов обучения на уроках русского языка и литературы учитель русского языка и литературы Щелокова Марина Ивановна |
|
25.04.2019 с/п Ларьяк |
Содержание работы.
1. Вопросы активизации учения учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики.
2. Пути активизации познавательной деятельности.
А) Примеры начала урока, применяемые для активизации.
Б) Активные методы обучения.
А. пути активизации познавательной деятельности
3. Успех обучения определяется отношением учащихся к учению.
4. Список литературы.
Использование активных методов и приемов обучения на уроках русского языка и литературы
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. Одной из проблем, волнующей учителя, является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске.
Ученики, особенно пяти-, шестиклассники, не могут учиться «для самих себя». Иногда они учатся за оценку, иногда за похвалу, иногда за «вознаграждение». Но любому из этих мотивов приходит конец. Поэтому учителю необходимо активизировать деятельность учащихся на основе познавательного интереса. Ученику должна нравиться его деятельность и должна быть ему доступна. Делать из урока в урок одно и то же неинтересно. Но если ученики на конкретном уроке имеют возможность решать посильные для себя задачи самостоятельно, это вносит в их деятельность интерес.
Вопросы активизации учения учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения, как деятельности, зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся.
Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация познавательной деятельности учащихся. Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения учащегося к самой познавательной деятельности. Преобразующий характер деятельности всегда связан с активностью ученика. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний учащихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных учащимися теоретических положений от умения применить их на практике.
Долгое время одними из важнейших проблем дидактики являются: каким образом активизировать учащихся на уроке? Какие методы обучения необходимо применять чтобы повысить активность учащихся на занятиях?
В учебном процессе необходимо применять такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого учащегося, повышают интерес к знаниям и индивидуальную ответственность учащихся за результаты своего труда.
Необходимость активного обучения заключается в том, что с помощью его форм, методов можно достаточно эффективно решать целый ряд задач, которые трудно достигаются в традиционном обучении:
Главная цель активизации - формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.
В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.
Начало урока - один из важнейших его моментов. Организационный момент предназначен для создания у учащихся рабочей настроенности, требует от учителя творческого подхода. Нетрадиционное начало урока предполагает быстрое включение учащихся в познавательную деятельность, активизацию их мышления и внимания.
Это может быть:
а) рифмованное начало урока,
Урок по разделу «Лексика» в 5 классе можно начать чтением стихотворения
Я. Козловского «Слово»
Слова умеют плакать и смеяться.
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
Призывом стать, и отзывом, и зовом
Способно слово, изменяя лад.
И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, и славят, и чернят.
В 5 классе при изучении темы « Имя существительное как часть речи» урок можно начать также в стихотворной форме, что привлекает внимание учеников:
Земля, вода, пшеница, класс-
Все сущее, что окружает нас,
Мы называем.
Имя им даем:
Береза, солнце, речка, дом…
Явления природы: буря, дождь…
Без существительных не проживешь.
б) начало урока с элементами театрализации также активизирует внимание учащихся и вызывает интерес к изучаемому материалу.
Так урок-повторение по теме «Имя прилагательное» в 5 классе можно начать словами: « Сегодня я приглашаю вас совершить путешествие во времени и пространстве. (Ставится проблемный вопрос): Кто будет главным героем нашего путешествия ? Через несколько минут постарайтесь назвать его имя».
Далее разыгрывается мини-спектакль, заранее подготовленный группой учащихся класса (действующие лица не называются – современник поэта, поэт Ф. И. Тютчев, Мария - дочь поэта).
Читаются строки из воспоминаний современника поэта:
«22 августа 1857 года…Лето уходило…
Коляска мягко, неспешно катилась уже третий день. Легко дышится, легко думается, и думы тихие, светлые, как эти предосенние солнечные дни…Милый, родной, скромный Овстуг, с его четырьмя липами и жиденькой рощицей остался позади. Скоро и Москва. А вокруг поля, поля, золотые и коричневые. А над ними- огромное, неоглядно бездонное голубое небо… И всюду тишина, тоже широкая, как поля и небо.
Поэт, откинувшись на кожаную подушку, держал в руках маленькую записную книжку и время от времени что-то вписывал туда. Его спутница- дочь Мария- чуть улыбалась, но ни о чем не спрашивала: она догадывалась, что отец сочиняет стихи. Не следовало ему мешать».
Идет реплика поэта:
--Да, получилось,- наконец, довольный, сказал отец.- Хочешь послушать?
Он, по обыкновению закрыв глаза и сдерживая волнение, тихо прочитал
(поэт читает свое стихотворение):
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора-
Весь лес стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера…
Отец передал дочери листок бумаги и сказал:
-Вот еще запиши, сейчас пришло в голову:
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь-
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…
Было удивительно: казалось, стихи сотканы из этого легкого, пропитанного неярким солнцем, воздуха! Мария была счастлива. Этот день, это поэтическое путешествие она запомнила надолго.
Слово учителя.
- Сегодня мы в гостях у блестящего русского поэта . Вы узнали его имя ?(ребята называют имя Федора Ивановича Тютчева). Его стихотворения помогут нам повторить некоторые факты из жизни имен прилагательных: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль, орфограммы, связанные с именами прилагательными. Мы постараемся выяснить: какова роль прилагательных в речи?
Это были примеры начала урока, применяемые нами для активизации внимания учащихся 5 класса и вызывающие их интерес.
Большая роль в поддержании и сохранении интереса к предмету, развитию познавательной деятельности принадлежит нестандартным формам урока. Нестандартный урок включает самые разнообразные, нетрадиционные методы и приемы обучения, которые не просто повышают мотивацию обучения детей, но и служат развитию тех или иных способностей: соблюдать речевой этикет, инсценировать ту или иную ситуацию, как литературную, так и жизненную, умение реагировать и давать свою оценку в разговоре, сообщать информацию. В 5 классе проводили Урок-соревнование «Синтаксический марафон», интегрированный урок (русский язык – ИЗО -литература) «Тайна фразеологического значения», в 6 классе урок-путешествие по теме «Имя существительное» , урок-КВН по теме «Имя числительное».урок «Смотр знаний» после изучения темы «Местоимение».
На таких уроках ребята чувствуют себя более раскрепощено, не остается ни одного равнодушного ученика, каждый старается поучаствовать в работе.
Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению.
В педагогической практике и в методической литературе традиционно принято делить методы обучения по источнику знаний:
словесные (рассказ, лекция, беседа, чтение, дискуссия, метод проблемного изложения);
наглядные (демонстрация натуральных, экранных и других наглядных пособий, опытов) ;
практические (изложения. сочинения);
проблемно-поисковый;
Каждый из них может быть и более активным и менее активным, пассивным.
1. Метод дискуссии применяется по вопросам, требующим размышлений, добиваясь, на своих уроках, чтобы учащиеся могли свободно высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение выступающих. Так при изучении повести И. С. Тургенева «Ася» в 8 классе в урок введен элемент дискуссии «Тургеневская Ася и современная девушка- за и против». После изучения романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» проводится урок, на котором ребята дискутируют по поводу того. прав ли Онегин, отвергнув чувства Татьяны.
2. Метод самостоятельной работы с учащимися. Можно организовать самостоятельную работу следующим образом ( например при изучении темы «Разряды имен числительных» в 6 классе. Дается классу конкретное учебное задание после объяснения учителя прочитать текст параграфа и преобразовать его в схему-опору.
3. Метод самостоятельной работы с дидактическим материалом
Данную работу можно проводить на дифференцированной основе. Так, например , при изучении темы «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова» в 5 классе учащимся предлагается работа по карточкам разного уровня сложности: 1 группа работает над осложненным списыванием с обоснованием. Учитель напоминает, что необходимо различать корни слов , вдумываться в их смысл, понимать их лексическое значение.
Карточка с заданием для 1 группы : (Пишут) сп…ши стихи;
(Спешка)не сп…ши, не торопись;
(Ласка) пол…скать собачку;
(Полощут) пол…скать белье
2 группа работает над заданием: Списать текст, вставить пропущенные безударные гласные и подобрать проверочные слова, обозначив изученную орфограмму.
Карточка с заданием для 2 группы:
Л…са вд…ли в…днее,
С…нее н…беса.
Заметней и чернее
На пашне п…лоса.
(А. Блок)
Здесь есть свои требования:
-текст нужно воспринимать зрительно (на слух задания воспринимаются неточно, детали быстро забываются, учащиеся вынуждены часто переспрашивать)
-нужно как можно меньше времени тратить на запись текста задания.
4) Метод проблемного изложения.
На уроках используем проблемный подход в обучении учащихся. Основой данного метода является создание на уроке проблемной ситуации. Учащиеся не обладают знаниями или способами деятельности для объяснения фактов и явлений, выдвигают свои мнения решения данной проблемной ситуации. Данный метод способствует формированию у учащихся приемов умственной деятельности.
Проблемный подход включает в себя логические операции, необходимые для выбора целесообразного решения.
Данный метод включает в себя:
-выдвижение проблемного вопроса;
-создание проблемной ситуации на основе высказывания;
-создание проблемной ситуации на основе приведенных противоположных точек зрения по одному и тому же вопросу,
5.Частично-поисковый.
При применении этого метода преподаватель руководит работой класса. Организуется работа учащихся таким образом, чтобы часть новых заданий они добыли сами. Для этого сообщается лишь цель работы. А учащиеся путем наблюдения и обсуждения решают проблемный вопрос, достигают результата.
Так, например, при изучении темы «Простые и сложные предложения» в 5 классе учащимся сообщается цель работы: сопоставить два предложения и путем их анализа доказать структурные отличия простого и сложного предложения.
Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:
-отстаивать свое мнение;
-принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
-ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;
-оценивать ответы и письменные работы товарищей;
-заниматься обучением отстающих;
-объяснять более слабым учащимся непонятные места;
-самостоятельно выбирать посильное задание;
-находить несколько вариантов возможного решения познавательной проблемы;
Существует также множество способов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках литературы:
1. Самостоятельная письменная работа.
2. Работа с текстом.
А) Составление таблицы (поэма Гоголя «Мертвые души» )
Б) Таблицы-сравнения.
Путь героев к счастью (Руслан и его соперники. Цитатная таблица)
Таблица помогает не только увидеть общие черты и различия (например, между героями), но и понять основную идею каждого произведения, получить материал для размышления.
В) составление «Словаря произведения»
Задание: составить словарик из текста, в который вошли бы слова, важные для понимания произведения. Например, А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге».
Кудесник – хазары – волхвы – «твой щит на вратах Цареграда» - пращ – конь ретивый – презреть – тризна.
.
3. Сравнительный анализ произведений.
А) Сравнительный анализ переводов (переложений).
«Слово о полку Игореве»
.
Подобная работа развивает чувство языка, помогает почувствовать эмоциональную точность перевода, «заставляет» самого ученика тщательно следить за тем, чтобы точно выразить «оттенки» «разных слов» в переводах и, как следствие, увидеть разные «оттенки смысла».
.
Б) Сопоставление двух разных, но «созвучных» произведений.
«Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского – «Живи и помни» В.Распутина
Непохожие, на первый взгляд, произведения дают возможность учащимся понять ту или иную проблему (проблема преступления и наказания, тема отношений человека и природы и т.д.) глубже, получить дополнительный материал для размышления, по-новому взглянуть на какие-то привычные «вещи».
4. Творческие задания.
«Трудно быть богом?» (Мифы Древней Греции)
«Людей неинтересных в мире нет?» (По сказкам Салтыкова-Щедрина)
Зачем нужны бури? («Парус» Лермонтова)
Стыдно ли быть самим собой? (Мольер «Мещанин во дворянстве»)
Отчего люди не летают? (Островский «Гроза»)
Как стать своим? (Фадеев «Разгром»)
Подобные вопросы, на первый взгляд, достаточно «общие», позволяют ученику разобраться прежде всего в общечеловеческих проблемах; работа покажет, насколько ученик готов к обсуждению подобных проблем. Вопросы даются «независимо от произведения», а уже при обсуждении произведения «связываются» с содержанием книги.
5. Викторины.
Предлагаемые учащимся вопросы представляют собой задания самого разного характера:
на знание текста;
на знание биографии писателя;
портреты писателей;
вопросы, требующие умения сопоставлять, запоминать детали и т.д.
Для того, чтобы ответить на большинство вопросов, нужно знать текст произведения, помнить определенную информацию, изложенную на уроке, уметь из вариантов ответов, возникающих при работе группы, выбрать нужный.
6. Беседа с учителем о прочитанной книге.
Отсюда можно сделать вывод, что успех обучения в конечном итоге определяется отношением учащихся к учению, их стремлению к познанию, осознанным и самостоятельным приобретение знаний, умений и навыков, их активностью.
Приемов на самом деле очень много, обо всех невозможно рассказать. Советую вам книгу Т.Ю. Батурлакиной «Методическое пособие по созданию современного урока по ФГОС» (для преподавателей гуманитарных дисциплин образовательных учреждений СПО и НПО), г. Армавир, 2013 г.
Предварительный просмотр:
Мастер – класс на тему «Подготовка к написанию сочинения – рассуждения 9.1 в 9 классе на ОГЭ по русскому языку»
Подготовила Щелокова М.И
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Ларьякская СШ»
Почему я выбрала эту тему для мастер – класса?
- Возможность подготовить учащихся к написанию сочинения – рассуждения, работая по учебнику Русский язык для 5 -9 классов под редакцией Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской и т.д.
- Преемственность этого сочинения для выполнения задания № 27 на ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.
.
Третья часть работы ОГЭ содержит 3 творческих задания (9.1, 9.2, 9.3), которое проверяют коммуникативную компетенцию школьников, в частности умение строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи. При этом неслучайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения своей работы, используя прочитанный текст: воспитание культуры доказательного аргументированного рассуждения выступает важнейшей задачей современной школы.
. Возможность подготовить учащихся к написанию сочинения – рассуждения, работая по учебнику Русский язык для 5-9 классов под редакцией Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской и т.д.
Учебник Русский язык для 5 -9 классов под редакцией Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской и т.д. и Рабочие программы второго поколения к этой предметной линии учебников под редакцией Т.А. Ладыженской и др. позволяют подготовить учащихся к написанию третьей части ОГЭ по русскому языку.
Посмотрим на содержание учебника для учащихся 5 класса. Мы видим, что целый параграф отведён для изучения темы «Рассуждение». Изучая теорию, дети знакомятся с такими понятиями как тезис, доказательство (аргументы), вывод и пишут сочинение – рассуждение.
В шестом классе учащиеся закрепляют знания о рассуждении и пишут сочинение – рассуждение по упр. 480.
В 7 классе пишется сочинение - рассуждение на лингвистическую тему «Является ли категория состояния частью речи?».
В учебнике для 9 класса можно найти много заданий для написания сочинения – рассуждения.
Вот одно из них: упр.№ 184, выполняя его, ребята должны написать сочинение – рассуждение, в котором аргументированно объясняется значение слова «подвиг».
Преемственность этого сочинения для выполнения задания №27 на ЕГЭ в 11 классе.
В 11 классе, выполняя задание ЕГЭ №27, ребята так же пишут сочинение – рассуждение, в композиции которого есть сходные черты с сочинением 9.3. Это проблема почти всегда морально – этического содержания, есть комментарий, 2 аргумента и вывод.
Подготовка в ОГЭ по русскому языку немыслима без подготовки к написанию сочинения-рассуждения. Одним из вариантов заданий 9 является задание 9.1 "Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему", которое предполагает раскрытие смысла высказывания о языке с привлечением двух примеров-аргументов из прочитанного текста.
Предлагаею алгоритм выполнения задания 9.1, напоминает композиционные особенности сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, дает речевые клише и образец получившегося сочинения.
На сайте ФИПИ в открытом банке заданий (далее – ОБЗ) размещены примеры заданий ОГЭ. К заданию 9.1 даны формулировки 80 высказываний о русском языке, которые можно разбить на темы: "Речь, язык", "Лексика, фразеология","Пунктуация. Знаки препинания", "Морфология", "Грамматика", "Синтаксис", "Средства художественной выразительности", "Стилистика", "Морфемика".
Особую значимость данного материала представляет анализ вышеназванных 80 высказываний известных лингвистов, приведенных в ОБЗ ФИПИ.
Алгоритм выполнения задания 9.1.
- Внимательно прочитайте цитату, вдумайтесь в её смысл. Определите, о каких языковых явлениях идёт речь.
- Перечитайте текст, найдите в нём предложения с языковыми средствами, упомянутыми/подразумеваемыми в цитате, подчеркните эти предложения (или их номера): чтобы не потерять, увидеть, с ними работать.
- В 1-м абзаце – вступлении – изложите своё понимание цитаты. Не просто переписывайте!
- Во 2-м абзаце приведите первый пример языкового средства (процитируйте или укажите номер предложения) и опишите его роль в тексте
Композиция сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (9.1).
- Тезис (формулировка цитаты) и рассуждение на его основе
- Аргументация:
- первый пример языкового явления и его роль в тексте.
- второй пример языкового явления и его роль в тексте.
- Вывод (заключение)
Так как тексты различных жанров предполагают использование стандартных речевых формул, которые обеспечивают наиболее лёгкий, экономичный и точный путь передачи информации, значительно облегчит написание сочинения клише (типовая конструкция).
Внимание! Не забывайте соблюдать деление текста на смысловые части (абзацы), пишите его связно и логично.
Композиционные части сочинения-рассуждения
1. Тезис и рассуждение на его основе.
Цель: сформулировать тезис и составить рассуждение на его основе.
Речевые клише
Тезис
Известный лингвист (или филолог, писатель и пр.) … утверждает (или пишет, замечает): «…».
Рассуждение на его основе
Я понимаю высказывание известного лингвиста … следующим образом: ...
Прочитав предложенный текст, я убедился (-ась) в справедливости слов известного лингвиста…, который писал: «…». По-моему, в этом высказывании речь идет о…
Я полностью согласен с автором и попробую доказать справедливость высказывания на примерах, взятых из текста.
Образец сочинения-рассуждения 9.1.
Тезис
Известный лингвист А.И. Тихонов утверждает: «Каждая часть слова что-то выражает, несёт какой-то смысл, для чего- то служит. Общий смысл слова всегда складывается из значений всех его составных элементов».
Рассуждение на его основе.
Прочитав предложенный текст, я убедился в справедливости слов ученого. А.И. Тихонов замечает, что в каждой морфеме как значимой части слова содержится определенный смысл, который она вносит в слово. Если соединить значения всех элементов слова, то мы получим общий смысл слова. Я полностью согласен с автором и попробую доказать справедливость высказывания на примерах, взятых из текста.
2. Аргументация.
Цель: привести два примера-аргумента из текста, верно указав их роль в тексте:
- вспомните, о каком языковом явлении идет речь в данном высказывании,
- найдите примеры данного явления в тексте,
- выпишите их или укажите номер предложения,
- укажите роль этого языкового явления в тексте/предложении/словосочетании/слове,
- каждый аргумент выделяйте в отдельный абзац.
Аргумент 1
- Мое рассуждение легко можно подтвердить примерами из текста…
- Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту.
- Проиллюстрировать это языковое явление можно на примере предложения… текста.
- Пример этого языкового явления можно найти в предложении ….
- Справедливость этого вывода можно доказать на примере предложения…
- Рассмотрим предложение…
- Предложение…подтверждает мысль о том, что ….
Пример аргумента 1
Рассмотрим предложение 20. Например, в слове принесла (в корне -нес-) содержится основное лексическое значение слова, приставка при- имеет значение приближения, суффикс прошедшего времени -л- показывает, что перед нами глагол, обозначающий действие, которое уже совершилось, окончание -а указывает на форму единственного числа женского рода.
Аргумент 2
- Также убедительным аргументом может стать…
- В качестве второго аргумента я хотел бы привести пример из предложения…
- Еще одним примером этого языкового явления может стать предложение…
Пример аргумента 2
Также убедительным аргументом может стать слово «сторожевой» из предложения 4, которое состоит из трех морфем: корня, суффикса и окончания. Значение корня - сторож- указывает на обязанности, назначение собаки, суффикс -ев-, с помощью которого прилагательное образовано от существительного «сторож», помогает понять значение данной части речи («предназначенный для охраны чего-либо»), окончание -ой указывает на то, что перед нами прилагательное в форме родительного падежа, единственного числа, мужского рода.
3. Вывод (заключение)
Пишем заключение:
Подведите итог своему рассуждению.
Подчеркните, что вы доказали верность тезиса и правоту ученого.
- Таким образом, предложенное для анализа высказывание известного лингвиста (писателя, филолога) … справедливо.
- Можно сделать вывод о том, что прав был известный лингвист …, утверждавший, что …
- Следовательно, можно сделать вывод: утверждение известного лингвиста… верно (справедливо, бесспорно).
Пример вывода
Итак, мы смогли доказать, что общий смысл слова составляется из смыслов каждой его части. Таким образом, предложенное для анализа высказывание лингвиста А.Н. Тихонова справедливо.
Считаем слова.
Всё, сочинение написано.
Желаю успеха!
Спасибо за внимание!
Обращаю внимание на то, что примеры сочинений заимствованы из различных источников.
Список литературы
- Открытый банк заданий по русскому языку ФИПИ. [Электронный ресурс] URL: http://oge.fipi.ru/os/xmodules/qprint/index.php?proj=2F5EE3B12FE2A0EA40B06BF61A015416 (дата обращения 24.03.2020 г.).
- Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999. [Электронный ресурс] URL: http://feb-web.ru/feb/mas/ (дата обращения 24.03.2020 г.).
- 4 ЕГЭ. [Электронный ресурс] URL: https://4ege.ru/ (дата обращения 24.03.2020 г.).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Текст – это речевое произведение, это «язык в действии». В процессе работы с разными текстами ученики развивают свою речь и углубляют знания о русском языке, о литературе, о культуре. Кроме того, в процессе работы с текстом у детей формируются все виды УУД.
методы обучения. Работа с текстом предоставляет нам большие возможности анализа языкового материала на уроках различных организационных форм обучения русскому языку. Особенно такая работа важна на уроках развития речи, но комплексный анализ текста может присутствовать на учебных занятиях разных типов: усвоения новых знаний, комплексного применения знаний и умений, актуализации знаний и умений, систематизации и обобщения знаний и умений, контроля знаний и умений и др. При работе с текстом используются частично-поисковый и исследовательский методы обучения.
В работе над комплексным анализом текста в первую очередь необходимо руководствоваться возрастными особенностями обучающихся. Соответственно возрасту подбирается текст и составляются задания к нему. Если в 5 - 6 классах обучающимся предлагаются для анализа тексты в основном художественного стиля, то в 7 - 11 классах – это и публицистический, и научный стили речи. Тексты должны быть интересными с точки зрения орфографии, отличаться стилем, типом речи, лексикой, содержать различные синтаксические конструкции. Прежде чем приступить к поэтапному анализу текста, учащиеся должны понять, для какой сферы общения предназначен текст, так как каждая сфера общения предполагает конкретные речевые ситуации и их компоненты.
Начиная с 5 класса, обращаем внимание на роль изобразительно- выразительных средств языка в речи: проводим лингвистические эксперименты, работаем над включением стилистических фигур и тропов в собственные речевые продукты, с целью обогащения лексического запаса, для более глубокого воздействия на слушателя (читателя). Подбираем тексты проблемного характера, в которых учим определять три вида информации: фактуальную , коцептуальную , скрытую.
Комплексная работа с текстом может занимать и 10 минут урока, и всё учебное занятие, при этом повторяется значительный объем учебного материала. Для качественной и эффективной работы с текстом используются мультимедийные презентации, интерактивная доска, раздаточный материал и другие средства обучения, что позволяет значительно сократить время на выполнение того или иного задания.
Алгоритм работы с текстом на уроках русского языка: чтение текста; работа со словами и выражениями, значение которых не ясно; определение эмоционального воздействия текста на слушателей; поиск главной информации, уточнение темы, основной мысли определение смысловой цельности, речевой связности текста; частичный стилистический анализ (задача высказывания, основные стилевые черты); определение ведущего типа речи (сочетания разных типов речи); создание интонационной карты текста (подготовка к выразительному чтению); организация лингвистического исследования или проведение лингвистического эксперимента; вывод о роли того или иного языкового явления в речи; сопутствующее повторение; создание собственного устного или письменного высказывания как продолжения работы над текстом.
Примеры заданий и приёмов комплексной работы с текстом на уроках русского языка № Этапы комплексной работы с текстом Средства формирования УУД Формируемые УУД 1. Работа со словами и выражениями, значение которых не ясно . Задание « Открой словарь ». Задание « Определи лексическое значение». Познавательные УУД (поиск необходимой информации). 2. Определение эмоционального воздействия текста на слушателей Приём « Нарисуй рисунок». Приём «График настроения ». Личностные УУД (самоопределение, рефлексия). 3. Поиск главной информации, уточнение темы, основной мысли текста Приём «Толстые и тонкие вопросы». Задание «Подбери эпиграф». Формулирование тезисов. Формулирование проблемных вопросов к разным видам информации текста ( фактуальной , концептуальной , скрытой). Определить, какие языковые единицы (художественные средства) способствуют созданию и расширению значения ключевых образов. Выберите (предложите) наиболее подходящее заглавие текста. Прокомментируйте свой выбор (вариант названия). Познавательные УУД (смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров, определение основной и второстепенной информации). Личностные УУД (нравственно-этическое оценивание).
Примеры заданий и приёмов комплексной работы с текстом на уроках русского языка № Этапы комплексной работы с текстом Средства формирования УУД Формируемые УУД 4. Определение смысловой цельности , речевой связности текста Задание «Составь (восстанови) текст». Составление плана текста. Клоуз-тесты (восстановление пропущенных слов). Познавательные УУД (анализ, синтез, установление причинно- следственных связей, построение логической цепочки рассуждения). 5. Частичный с тилистический анализ . Определите, соответствует ли стилистика текста задаче высказывания. Ответ обоснуйте. Существует ли возможность синонимических замен? Познавательные УУД (речевое развитие, моделирование) 6. Определение типа речи Определение принадлежности текста к определённому типу речи (к разным типам речи). Познавательные УУД (подведение под понятие, выбор оснований и критериев для сравнения)
Примеры заданий и приёмов комплексной работы с текстом на уроках русского языка № Этапы комплексной работы с текстом Средства формирования УУД Формируемые УУД 7. Создание интонационной карты текста Определите интонационные паузы, повышение или понижения голоса. Определите на какие слова нужно сделать логичексое ударение. Прочитайте текст так, чтобы на первый план вышла главная информация текста . Познавательные УУД (речевое развитие, моделирование) 8. Организация лингвистического исследования или проведение лингвистического эксперимента Какие слова в тексте являются заимствованными? По каким признакам вы их нашли? Сгруппируйте их по происхождению в таблицу. Проверьте правильность содержания вашей таблицы пословарю . Исследование текста, построенного на приёме «обманутого ожидания». Задание «Превращение» (изменение стилевой принадлежности текста ). Регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные УУД. 9. Вывод о роли того или иного языкового явления в речи Создание кластера , таблицы , синквейна . Познавательные УУД (выдвижение гипотез и их обоснование, структурирование
Примеры заданий и приёмов комплексной работы с текстом на уроках русского языка № Этапы комплексной работы с текстом Средства формирования УУД Формируемые УУД 10. Сопутствующее повторение Задание «Иллюстрация орфограммы примерами из текста». Познавательные, регулятивные УУД. 11. Создание устного или письменного высказывания Задание «Моя развязка (завязка) истории». Приём «Написание эссе» Регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные УУД.
Такая работа с текстом иногда требует изменения структуры учебного занятия. В практике работы оно состоит из следующих этапов: целеполагание и мотивация , когда ученики обсуждают тексты и задания с учителем, получают дополнительные инструкции по выбору и выполнению задания; планирование (школьники вникают в содержание и идею текста; размышляют над способом выполнения заданий; определяют потребность в справочной литературе и словарях; вырабатывают план действий); исследование ( исследование текста, решение промежуточных задач); рефлексия (обучающиеся обсуждают ход урока, анализируют, добавляют, корректируют свои наблюдения); творческая работа (может быть в качестве домашнего задания). Поскольку познавательные особенности и предпочтения каждого ребенка индивидуальны, школьники к получению результата идут разными путями. Некоторые (а на начальном этапе работы – все) анализируют предложенные тексты с помощью вопросов учителя, некоторые в качестве промежуточного контроля самостоятельно подбирают фрагменты из изучаемых на уроке литературы произведений и готовят вопросы для комплексного анализа «своих» текстов. Иногда ученики, исследуя особенности творческого метода классика, в качестве тренировочного упражнения пишут текст-стилизацию или создают авторский текст как успешный конечный результат какого-то этапа индивидуальной или совместной с учителем (одноклассниками) деятельности.
Польза слияния обучения языку и речи несомненна: занимаясь лингвистическим, лингвостилистическим или комплексным анализом текста, ученик учится видеть и понимать отдельные языковые явления и их место в системе языка в целом, учится наблюдать за «жизнью» слова в лексическом контексте, интерпретировать текст. Научившись же осмысленно читать чужой текст и комментировать авторские приемы, школьник развивает и собственные стратегии создания связных текстов.
Спасибо за внимание
