Проекты, открытые уроки

Щелокова Марина Ивановна

Работа кружка "Юный журналист"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ларьякская средняя школа»

ПРОЕКТ

Создание школьной газеты по русскому языку и литературе

 

Авторы работы: Тулина П., Бунакова Д.,

 Кулызина В., Лешан Д. – обучающиеся 6 класса.

                   руководитель Щелокова Марина Ивановна –

учитель русского языка и литературы.

Ларьяк

2015 год

Проект

«Создание школьной газеты по русскому языку и литературе»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Введение

          Школа – это маленькое государство, и как во всяком государстве, в школе должны быть свои средства массовой информации.

          Что же такое – школьная газета? Школьная газета – современное средство воспитания патриотизма, формирования активной гражданской позиции, а также средство повышения интереса к учёбе. Она моделирует собой ситуацию взрослой жизни, позволяет охватить достаточно широкий круг учащихся, различных и по возрасту, и по интересам, и по социальному положению, способствует сплоченности детей, совершенствованию межличностных отношений через умение считаться с мнением, интересами и желаниями своих товарищей.

          Школьная газета играет большую роль в жизни издающих её подростков. Она способствует взрослению ребят, их воспитанию. В результате работы каждый: и пишущий, и читающий – чувствует собственную значимость и причастность к решению школьных задач. Ещё одним важным качеством, которое «взращивает» газета, является ответственность. Ведь работа в команде - дело серьёзное и трудное… Каждый берётся за ту работу, которая ему по плечу.

          Создание школьной газеты позволяет установить более тесные микро социальные связи внутри школы. Участие учащихся в школьной редколлегии поддерживает их индивидуальное развитие, так как помогает организовать себя, выразить свои мысли, распространить их среди других людей, помогает лучше познать себя, открыть мир. В процессе совместной деятельности по созданию газеты между представителями разных поколений устанавливаются отношения взаимопонимания. Кроме того, подобная практика оказывает влияние на выбор профессии.

 

 Актуальность

  Проект "Школьная газета по русскому языку и литературе» особенно актуален сегодня, в связи с тем, что современное общество переживает настоящий информационный бум. В производстве, управлении, образовании нашли широкое применение компьютерные технологии, системы, позволяющие оптимально использовать и перерабатывать все увеличивающийся поток разнообразной информации. Не секрет, что от грамотного использования научно-технической информации в немалой степени будет зависеть успех социально-технических преобразований. Этот успех в значительной степени будет зависеть от того, насколько нам удастся сформировать информационную культуру личности.

          Перед школьником как субъектом коммуникативной деятельности, овладевающим информационной культурой, ставятся следующие цели: научиться читать, писать, слушать и говорить. Достижение этой цели приводит, с нашей точки зрения, к овладению культурой чтения, культурой письма, культурой слушания, культурой речи. В совокупности эти четыре компонента составляют коммуникативную основу информационной культуры личности.

 Цель: создать живую, активно работающую информационную среду через издание школьной газеты по русскому языку и литературе.

 Задачи:

  Информационная - оперативно и достоверно освещать главные события и факты школьной жизни и события, связанные с предметами русский язык и литература.

 Образовательная - обучение детей современным технологиям издательской деятельности.

          Воспитательная – совершенствование умений отстаивать свои права, развитие способности к созидательной деятельности, творческой свободы, инициативы, самостоятельности.

          Коммуникативная – развитие у учащихся коммуникативных качеств, готовности к сотрудничеству, стремления сообща решать возникающие проблемы и вопросы.

          Управленческая – газета, как печатный орган школы, позволяет оперативно доводить необходимую информацию от управленческой структуры к подразделениям школы и осуществляет обратную связь.

  Координирующая – различные подразделения школы через газету согласуют свои действия, пропагандируют свои успехи и достижения, обсуждают свои трудности и проблемы.

 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА.

 1 этап - Создание команды единомышленников.

          Чтобы издавать и распространять газету, прежде всего, нужна единая крепкая команда.

 В редакционную коллегию входят учащиеся 6-х классов. Все поручения распределяются на добровольной основе, являются сменными в течение творческого процесса.

          Руководителем газеты является учитель русского языка и литературы Щелокова Марина Ивановна.

 Распределение редакционных обязанностей:

  1. Редактор .

 3. Дизайнер (проводит практическую работу по созданию макета газеты согласно теме выпуска; принимает подготовленные корреспондентами материалы, осуществляет подбор иллюстраций (фото, рисунки, графики, схемы); осуществляет тиражирование газеты на бумажных и электронных носителях).

 4. Журналисты (корреспонденты, ребята любящие и умеющие писать статьи).

 5. Фотокорреспонденты (учащиеся, увлекающиеся фотографией и умеющие работать с цифровым фотоаппаратом).

 6. Корректоры (учащиеся, хорошо знающие русский язык)

7. Верстальщики (учащиеся, умеющие работать на компьютере).

 2 этап - Разработка плана работы редколлегии.

 1. Организационно-подготовительный.

 - Провести учредительное собрание для создания журналистского объединения; разработать и создать структуру редакции школьного СМИ по русскому языку и литературе;

 - Формирование групп учащихся.

 - Составление плана работы (составление тематики газеты на полгода).

 - Формулирование вопросов для исследований.

 - Подбор информационных ресурсов для проекта.

 - Создание учителем вводной презентации для учащихся.

 - Создание дидактических материалов (словарь понятий, игры по журналистике, таблицы (классификация жанров журналистики, информационные жанры), таблицы для заполнения исследования в группах, критерии оценивания (презентации), списка рекомендуемых ресурсов)

 -Организация мозгового штурма, в результате которого определяются направления поисковой деятельности учащихся.

 2. Обучающий

 -Введение в проблематику проекта с помощью вводной презентации учителя.

 -Краткое изложение сведений о газетах, видах, их назначении.

 - Демонстрация выпусков школьных газет других школ.

 - Выявление предварительных знаний детей по теме проекта.

 - Изучение методов сбора и обработки информации.

 - Определение групп по интересам.

 - Определение этапов работы над номером газеты.

 - Знакомство с критериями оценки работ.

 - Разработать положение о школьной газете по русскому языку и литературе; выбрать название газеты.

 - Организовать обучающие занятия:

 а) информационные технологии, работа с компьютерными программами:

 б) работа с техникой: цифровым фотоаппаратом, сканером, компьютером;

 в) русский язык и литература, культура речи;

 г) основы журналистики.

 -Предоставить возможность начинающим журналистам пользоваться по мере необходимости компьютером, сканером, цифровым фотоаппаратом для набора, редактирования материалов, подготовки материалов, подготовки фотографии, для дальнейшей их обработки и верстки газеты.

 3 . Исследовательский.

 Работа по группам. Распределение журналистских заданий. Сбор информации, а именно:

 1. Самостоятельный поиск информации.

 2. Работа с печатными материалами.

 3. Сохранение результатов в формате Word .

 4. Выводы по работе.

 5. Оценка работ друг у друга.

  Создание макета газеты, обсуждение единого дизайна.

  Оформление номера газеты.

 4. Итоговый.

 1. Презентация результатов проекта: издание ученических газет, участие в конкурсах и фестивалях.

 2. Подведение общих итогов – презентация с фотографиями учеников, выполняющих задачи проекта, для итогового обзора на стенде разместить фотоматериалы работы учеников над проектом.

 3 этап - Схема организации выпуска школьной газеты.

 Каждый номер газеты представляет своего рода задачу, связанную с необходимостью раскрыть определенную тему. Тема позволяет объединить статьи учащихся общей идеей, а их работу сделать направленной.

 Газета не является политической и не пропагандирует взгляды каких-либо партий, религиозные воззрения. Издание отражает события, явления, мнения с точки зрения общечеловеческих ценностей: мира, добра, толерантности, здорового образа жизни и т.д. Недопустимо использование ненормативной лексики.

 Примерный перечень тем выпусков газет:

 1. День Учителя

 2. Страницы школьной жизни..

 4 этап - Верстка газеты (создание первой полосы, журналистские жанры, современный дизайн газеты, принципы верстки).

          "Что разместить в начале выпуска?", "Чем мы собираемся открыть номер?" Ответы будут различаться в зависимости от направленности издания. Можно придерживаться разных критериев в выборе: дать приоритет самой "свежей" (т.е. самой последней) информации; вывести на первый план какое-то особо драматичное и яркое событие; рассказать о решении администрации. Заголовок первой полосы имеет фундаментальное значение: он должен привлечь внимание читателя и возбудить у него желание прочесть статью. Иллюстрации (фотографии, рисунки) и цвет - дополнительные элементы, усиливающие притягательность заголовка. Первая полоса газеты - это ее витрина.

          Верстка остальных частей газеты: материалы распределяются по темам (репортажи, поэзия, читательская почта, школьная жизнь и т.п.). Для каждой страницы определяется иерархия: более значимые материалы размещаются наверху, а фотографии, разного рода обрамления и украшения, шрифтовые сочетания должны придать всем частям газеты гармоничную форму, приятную для глаз.

  Каждая статья также имеет свою структуру: заголовок, а иногда и дополнительные подзаголовки; "шапку", дающую в несколько строк основное содержание для беглого ознакомления; "атаку", т.е. первую ударную фразу, призванную удивить, потрясти, привлечь внимание, возбудить желание продолжить чтение; вставки, назначение которых - поддерживать интерес читателя, вести его дальше; ну и, конечно, концовку - яркую заключительную часть.

 Методические принципы:

 - личностно – ориентированный подход учитывает особенности учащихся, способствует обучению свободно и творчески мыслить;

 - коммуникативная направленность даёт учащимся возможность общаться в процессе создания, выпуска и реализации газеты;

 - деятельный характер обучения позволяет работать индивидуально, в парах, группах;

 - взаимосвязанное обучение написанию заметок и статей, подготовке постоянных рублик, разделов, тематических выпусков газет;

 - поэтапность обучения от простого к сложному способствует свободному владению письменной речью при создании заметок, статей.

 3. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

 Повышение социальной активности учащихся.

 Развитие познавательной активности.

 Повышение интереса к знаниям.

  Развитие ценностной ориентации учащихся.

 Развитие эстетических вкусов учащихся.

 Развитие сотруднических отношений: ученики – учителя – родители.

  Повышение технических возможностей новых информационных технологий в образовании.

 4. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. (необходимо для работы)

 Компьютеры

 Принтер

 Сканер

 Цифровой фотоаппарат

 Интернет

 Школьный сайт



Предварительный просмотр:

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА – КОНКУРС

(внеклассное мероприятие по русскому языку в 5-6 классах)

«Умники и умницы»

Цели мероприятия:

  1. с помощью интеллектуальной игры проверить степень овладения программным материалом учащимися 5-6классов;

  1. развивать познавательный интерес к русскому языку;

  1. воспитывать навык взаимодействия во время игры в группе (команде).

В игре принимают участие уч-ся 5-6 класса (2 команды).

        

Первый конкурс «Разминка»

Команды по очереди отвечают на  вопросы.

1 команда:

  • В каком слове сорок а? (сорока)
  • Как называют звуки, состоящие только из голоса? (гласные)
  • Как можно превратить слово мел в мелкое место, а угол – в топливо, шест – в число? (сделать мягким конечный согласный).
  • Как каплю превратить в цаплю? (поменять первую букву)
  • В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? (суббота)
  • Какое слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы? (аз – бу – ка)
  • Как большой дом сделать маленьким? (добавить суффикс “ ик ” : дом-ик)
  • Какую часть слова можно в земле найти? (корень)
  • Какой бор никогда не имеет листвы? (Бор - химический элемент).

 2 команда.

  1. Имена девочек состоят из двух букв а и удвоенных согласных. Как зовут девочек? (Алла, Анна)
  2. Что надо сделать со звуком в слове кость, чтобы оно стало обозначать желанного в доме человека? (гость)
  3. Как  можно превратить слово семя в слово семья?
  4. В каком глаголе нет слышится сто раз? (стонет)
  5. Сколько слогов в слове да? (1)
  6. В каких словах по сто согласных ? (сто – л, сто- г, сто – н)
  7. Какую строчку нельзя прочитать? (сделанную на швейной машинке)
  8. Каким ключом нельзя открыть замок? (Ключом - источником, музыкальным знаком).

                               

Второй конкурс   «Орфоэпический»

 Расставить ударения.

Алфавит, свекла, арахис, портфель, эксперт, августовский, каталог, баржа, балованный, шофер.

full.h1.jpg (725 bytes)

Квартал, бармен, феномен, документ, магазин, айвовый, каламбур, творог, звонит, баловень.

Третий конкурс  «Лексический»

Подобрать:

- синонимы к словам: идти (шагать, ползти, топать); трусливый (боязливый, несмелый, пугливый); говорить (сказать, повторить, молвить, добавить, воскликнуть, заявить); красивый (симпатичный, обаятельный, привлекательный); жилище (дом, хата, общежитие); смеяться (хохотать, ржать, улыбаться).

- антонимы к словам: друг, хорошо, счастье, небо, труд, мало, разговорчивый, книга, доброе утро (спокойной ночи), мышь, идти, свет, молодость, чумазый, шикарный, человек, жизнь

Четвертый конкурс  «Продолжи пословицу»

Команды получают листы с заданием. Им необходимо соединить начало и конец пословиц.

Задание для 1 команды:

Куй железо,

 

 

ни сил, ни жизни не жалей.

Один в поле

 

 

век учись.

Что посеешь,

 

 

пока горячо!

Век живи

 

 

год кормит.

Вешний день

 

 

то и пожнешь.

Для Родины своей

 

 

не воин.

Задание для 2 команды:

Какие труды

 

 

а имей сто друзей.

Не спеши языком

 

 

так и выспался

Слов не воробей

 

 

такие и плоды.

Как постлал

 

 

вылетит, не поймаешь.

С кем поведешься

 

 

торопись делом.

Не имей сто рублей

 

 

от того и наберёшься.

Пятый  конкурс   «Рассыпанные буквы»

Расставить буквы и прочесть названия 10 животных: ЛЁЗОК, КУТА, ДАШОЛЬ, ЛЁСО, ОВАРКО, СУГЬ, ПУТЕХ, АЗОК, ЦУРИКА, ВОЦА.

Шестой конкурс  «Удвоенные согласные»

Замените следующие словосочетания одним словом.

  • Товарищ по работе. (Коллега).
  • Популярная игра на льду. (Хоккей).
  • Спортивный бег. (Кросс).
  • Сотрудник газеты, журнала. (Корреспондент.)
  • Рисунки в журнале, газете, книге. (Иллюстрации.)

Седьмой конкурс «Собери слова»

Соберите слова, которые спрятались в других словах. За каждое слово 1 балл.

  • Корень тот же, что и в слове сказка, суффикс тот же, что и в слове извозчик, приставка та же, что и в слове расход (рассказчик).
  • Корень тот же, что и в слове отдавать, приставки взяты из слов преграда и посылка, суффикс и окончание взяты из слова знание (преподавание).
  • Суффикс из слова руководитель, приставка из слова возможность, корень из слова пропитание  (воспитание).
  • Суффиксы взяты из слова значительный, корень из слова переполненный, приставка и окончание - из слова исключительный.(исполнительный).
  • Приставка из слова подбежал, а корень из слова снежинка, суффикс  взят из слова–лесник, окончание из слова– ученики ( подснежники).
  • Корень тот же, что и в  слове – молодой, суффикс тот же, что и в слове – пальцы, окончание из слова  – травы (молодцы).
  • Приставка из слова заход, корень из  слова - города, суффикс из слова – сторонка, окончание из слова – зима (загородка).
  • Корень из слова  – дворник, суффикс  взят из слова– столовая, окончание из слова – зеленый (дворовый).                                                       

Восьмой конкурс «Одним словом»

Ведущий читает вслух фразу, ученики должны выразить ее смысл одним словом. Побеждает тот, кто даст больше правильных ответов.

  • мчаться на всех парах (стремительно);
  •  орать во все горло (громко);
  • спать мертвым сном (крепко);
  •  работать, не покладая рук (усердно);
  • в час по чайной ложке(медленно);
  • сделать на скорую руку (наспех);
  • вылететь из головы (забыть).
  •  остановка в пути во время похода (привал);
  •  первые буквы имени, отчества (инициалы);
  •  группа артистов, выступающих как единый коллектив (труппа);
  •  территория, на которой запрещена охота (заповедник);
  • искажение черт лица (гримаса);
  •  площадка посредине цирка (арена);
  • круглое окно в борту корабля;
  •  лыжная гонка со стрельбой;
  • начало реки (устье);
  • струдник газеты (корреспондент);
  • рисунки в журналах, газетах (иллюстрации);
  • глухой шум (шорох);
  •  место соединения сшитых кусков ткани (шов);
  •  детеныш галки (галчонок);
  •  ощущение жжения в канале пищевода (изжога);
  • презрительное название ненасытного человека (обжора).

Девятый конкурс   « Фонетический»

Задание: сделать фонетический разбор слов.

1 команда: счастье

2 команда: здоровье

Десятый конкурс «Найди новое слово»

- Пользуясь данными словами, составьте новые - кто больше?

1) Мартышка –

(камыш, шрам, арык, карта, марш, штык, марка, крыша)

2) Промокашка –

(каша, кашка, комар, паром, мошка, пар, рак, шар, ромашка, окрошка, окоп, мак)

Одиннадцатый Конкурс «Синтаксический»

     

Правильно написать слова и расставить знаки препинания.

1 команда 1. Язык (до) Киева (до) ведет.

                   2. Мой сын (–) летчик.

                             3. Я побывал в городах (:) Ростове, в Москве, в Киеве.

2 команда  1. Хорошее слово (до) сердца (до) йдет.

                    2. Пословица (–) народная мудрость.

                    3. На клумбе росли цветы (: ) пионы, ромашки, васильки.

Двенадцатый «Конкурс писателей-прозаиков»

За 5 минут сочинить рассказ, в котором все слова (кроме предлогов) начинались бы с буквы К.

Подведение итогов.



Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по русскому языку

  Игра  «Знатоки русского языка» (для учащихся 8-9 класса)

в рамках «Недели русского языка и литературы»

Цели  игры:

  • формирование познавательного интереса учащихся  к изучению русского языка;
  • развитие  коммуникативной и кооперативной компетенции, культуры общения;
  • воспитание интереса к родному языку, истории и культуре русского народа.

 Оборудование:  листы с заданиями  для каждой команды, сигнальные карточки

 Формы работы:   групповая, индивидуальная

 Форма проведения:  беседа, викторина

Ход занятия

  1. Правила проведения игры

 Ученики класса  поделены на 3 группы по 5-6 человек.  Если данное занятие проводится для учеников всей параллели 8-9-х классов, то от каждого класса представляется своя команда.  Те, кто не занят в команде, являются болельщиками. В каждой группе выбирается капитан команды. На данном мероприятии обязательно присутствует жюри, членами которого  могут быть  либо родители учащихся, либо ученики старших классов,  либо  учащиеся (3 человека) того же 8-9 класса (классов).  После выполнения каждого задания жюри посчитывает количество правильных ответов, данных каждой командой. В конце занятия подсчитываются баллы и определяется  команда-победитель. У членов жюри есть бланки с правильными ответами.

  1. Вступительное слово учителя:  

 Добрый день, дорогие ребята. У нас с вами необычный урок. Урок-игра.    Мы сегодня должны показать  ваши знания по основным разделам  русского языка, ваше умение разгадывать мудрые языковые загадки.  Конечно, успех  каждой команды будет зависеть от  знаний конкретного участника и, конечно, от сплоченности вашей группы. Желаю удачи всем командам!

                                                              Задания  для команд.

Задание №1.

Учитель:   Что изучает  раздел науки о языке «орфоэпия»? (вопрос к болельщикам, если таковых нет, то к командам)  (ответы учащихся)  Вот и начинаем мы с орфоэпической разминки. Расставьте правильно ударения в следующих словах и произнесите их. Время выполнения -3-4 минуты:

  • Слова для 1 группы: красивее, статуя, позвонит, занята, квартал, диспансер, договор, материальные средства, запломбировать; ( 10 баллов)
  • Слова для 2 группы : эксперт, запломбированный, исчерпали, каталог, компетентный, медикаменты, столяр, на складах, ржаветь, танцовщица; ( 10 баллов)
  • Слова для 3 группы:  предпринять, силос, углубленное обучение, ненормированный, экспертная, полиграфия, уведомил,  таможня, обеспечение. ( 10 баллов)

 (жюри слушает и считает правильные ответы)

Задание №2

 Учитель: Что изучает фонетика? (ответы учащихся).  Сейчас команды будут выполнять   задание, в котором  нужно будет продемонстрировать знания их этой области языкознания. Время выполнения -3-4 минуты:

Задание для всех групп:

  • определите, сколько букв и звуков в каждом слове: местность, гладкий, бурьян, съемка, каюта. (местность (9б, 7 зв.), гладкий (7б,7зв.), бурьян(6б,6 зв.), съемка(6б,6 зв.), каюта(5б.,6зв.).)
  • запишите слова, переданные фонетической транскрипцией [ прут], [сйэст],[ йэст], [байукат] ( пред, пруд; съест, съезд; ест; баюкать)

Задание №3

 Учитель: как известно, словарный состав русского языка постоянно меняется: одни слова устаревают, а другие активно входят в наш язык. Как называется раздел науки о языке, который занимается изучением слова и его значения? ( ответ учащихся)

Задание командам: попробуйте объяснить значение  слов и словосочетаний из  «Трехъязычного лексикона», который был выпущен  в 1704 году Ф. Поликарповым, определите их современное толкование. Время выполнения -3-4 минуты:

  • Извнутряю ( попрошу), зад главы ( затылок), задышка ( отдышка), возглавие ( подушка), крадебница ( воровка), могута( сила), мешанина ( смесь), детоводница ( няня), скус ( вкус), охабка ( объятие), оковрач, очник ( окулист).

 Каждая команда читает свой вариант ответа, жюри подсчитывает количество правильных.

Задание №4

Учитель: в русском языке очень много иноязычных слов, но богатство  нашего языка проявляется в том, что  многие из заимствованных слов можно заменить  русскими синонимами. Вот и попытайтесь сейчас это выполнить.  Время на  выполнение - 3 минуты.

  • Слова для 1 группы:  актуальный (важный), антракт ( перерыв), ситуация ( положение), лозунг ( призыв), финал ( завершение);
  • Слова для 2 группы :  миссия (задание, роль представительство), эпилог ( заключение), имитация (подражание), шеф ( начальник), триумф ( успех, победа);
  • Слова для 3 группы: теолог ( богослов), дебаты ( споры), пресса ( печать), индекс ( указатель), дилемма ( выбор)

                                                             

                                                             Задание №5

Учитель: часто, чтобы правильно написать то или иное слово, нужно разобрать его по составу, или выполнить морфемный разбор. Вот и сейчас вам предстоит выполнить такое задание. Как называется  раздел науки о языке, который изучает состав слова и способы его образования?

 Задание для всех групп: Разберите по составу выделенные слова: Расточка деталей. Из земли показались три росточка.

Задание №6

Учитель: в языкознании есть еще один раздел, который изучает устойчивые выражения слов. Как он называется? (фразеология). Фразеологизм - это языковое средство, которое позволяет сделать нашу речь образнее, эмоциональнее. Частота употребления фразеологизмов в речи  является одним  из показателей сформированности  речевой культуры человека. Вот и следующее задание для команд позволит выявить,  как участники команд знают  значение фразеологизмов и умеют употреблять их в своей речи.

 Задание для команд: найдите фразеологизмы среди этих выражений и с 2-3 фразеологизмами придумайте предложения.:

 Синие глаза, мозолить глаза, опустить глаза, карие глаза, с глазу на глаз, попасть в глаз, глаза слипаются, не поверить своим глазам, промыть глаза, глаза открылись, лечить глазам , глаза на мокром месте, глаза разгорелись, темные глаза, глаз подбит, глаз набит.

( Ответы: мозолить глаза,  с глазу на глаз,  глаза слипаются, не поверить своим глазам,  глаза открылись, глаза на мокром месте, глаза разгорелись, глаз набит.)

Задание №7

Учитель: наш русский язык является одним из богатейших языков мира. Это позволяет  человеку, владеющему богатым лексиконом, выражать  мысли образно, ярко, эмоционально.   Сейчас, выполняя следующее задание, каждая команда  покажет умение правильно подбирать, находить  как можно большее количество эпитетов к слову.( за каждый правильно  подобранный эпитет 1 б.)

 Задание для  команд: подберите как можно больше эпитетов к словам:

  • Слово для 1 группы:  улыбка;
  • Слово для 2 группы:  погода;
  • Слово для 3 группы:  настроение.

Задание №8

 Учитель:  правильно говорить на русском языке необходимо каждому человеку. Однако не все это могут делать и порой допускают ошибки. Следующее задание и заключается в том, чтобы исправить   грамматические, речевые и фактические ошибки в предложенных вам предложениях:

  • Предложения  для 1 группы:  

А) Цены подорожали (выросли)

Б) Он поднял тост за дружбу ( поднял бокал, произнес тост)

В) Решение, направленное на улучшение отмеченных недостатков ( на искоренение)

Г) В ответ на это мы получили такой ответ ( на это был получен ответ);

  • Предложения для 2 группы:  

А) В парке заложено 52 дерева (закладывать парк, сажать деревья, посажено 52 дерева);

Б) Храбрая мысль ( смелая)

В) Плохо, когда во всех кинотеатрах города демонстрируется одно и то же название фильма ( демонстрируется один и тот же фильм)

Г) В 18 веке в Ленинграде было закрыто несколько типографий ( в Петербурге)

  • Предложения для 3 группы:

                 А)  Мальчик рано возвратился со школы ( из школы)

                 Б) Кто крайний? ( Кто последний?)

                 В) Артист впервые дебютировал сегодня ( дебютировал, впервые выступил)

                 Г) Пессимизм и недоверие в жизнь ( пессимизм и неверие в жизнь)

Задание №9

 Учитель: а теперь давайте устроим турнир для капитанов.  Капитаны вызываются к доске.    

        Блиц – опрос. Побеждает в этом задании тот из капитанов, кто  первым  правильно отвечает  на вопрос,  и  за каждый  верный ответ получает по 1 баллу.

  • Сколько букв в русском алфавите? (33 ( с Ё))
  •  Образуйте родительный падеж от существительного КОПНА (копён)
  •  Раздел науки о языке, изучающий географические названия (топонимика)
  • Закончите знаменитую фразу русского языковеда Л.В.Щербы : «Глокая  куздра штеко будланула бокра и ……» (курдячит бокренка)
  • Язык на котором ведется богослужение в православных храмах

( церковнославянский)

  •  Как называются словари, посвященные происхождению слов? ( этимологические)
  • Определите значение слова десница ( правая рука)
  • Что обозначает слово ВЕЩИЙ в  поэме А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»? (мудрый, знающий)
  • На основе какой азбуки было создано русское письмо? ( на основе кириллицы)
  • Какого рода слово ШИМПАНЗЕ? ( мужского)
  • Какое небесное тело имеет два названия: одно - мужского рода, а другое - женского рода. (Луна,  месяц)
  • С какой частью речи никогда не употребляются предлоги? ( с глаголом)

Задание №10

 Учитель: очень много в нашей жизни зависит от правильно поставленной запятой. Вспомните знаменитую фразу: «Казнить нельзя помиловать»! Вот и сейчас, команды, выполняя очередное задание,  еще  раз докажут важность  правильной расстановки знаков препинания.  Их задание  в этом и заключается:

Задания:

1). Расставьте знаки препинания так, чтобы наследники не разорились. Каково смысловое значение знаков препинания в этом тексте?

Завещание правителя.

Перед смертью правитель оставил своим сыновьям завещание: «Поставьте на моей могиле статую золотую чашу держащую» («Поставьте на моей могиле статую, золотую чашу держащую»)

 Расставьте знаки препинания в этом предложении:

2) Не Бахчисарайский ли фонтан вы перечитываете? ( Не «Бахчисарайский» ли «фонтан» вы перечитываете?)

Задание №11

 Учитель: последнее задание будет заключаться в том, что каждая команда должна привести 3-5 весомых  аргументов в пользу того, почему важно изучать и  хорошо знать русский язык.

( выступление представителя от каждой команды с защитой  выработанного  группой мнения)

3. Итог занятия. Подсчет  жюри набранных командами очков и определение победителя игры. Награждение каждой команды грамотами в соответствии с занятыми местами.

Использованная литература

  1. А.О.Орг Олимпиады по русскому языку: Кн. для учителя: Из опыта работы.- М.: Просвещение,1994.-112с.
  2.  Е.А. Евлампиева. Занимательные задания на уроках русского языка.- Чебоксары: «Клио»,1997.-60с.
  3. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя /  В.А.Иванова, З.А. Потиха, Д.Э. Рознеталь.- Л.: Просвещение, Ленингр. отд-ние, 1990.-255с.