Разработки уроков, технологические карты
Разработки уроков, технологические карты
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.41 КБ | |
| 1.31 МБ | |
| 54.5 КБ | |
| 13.14 КБ | |
| 602 КБ | |
| 27.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературе
Класс 11
Дата
Начало урока
Учитель Щелокова Марина Ивановна.
Тема: вечные темы в романе М. А. Шолохова "Тихий Дон"
Цель: показать, что М. Шолохов в романе-эпопее “Тихий Дон” утверждает вечные ценности (дом, труд, любовь) как основу человеческой жизни.
Задачи:
- воспитание гуманизма;
- совершенствование умения вести диалог с автором;
- развитие творческих способностей учащихся.
Оборудование:
- Портрет М. Шолохова.
- Мультимедийное оборудование.
- Роман-эпопея М. А. Шолохова "Тихий Дон"
Ход урока
Что ж, вот и сбылось то немногое, о чем бессонными ночами мечтал Григорий. |
М.Шолохов |
Слайд 1 (тема, иллюстрации)
I. Обозначение темы – проблемы
Как вы думаете, какие вопросы волнуют человека во все времена, что нужно человеку для счастья?
- Записывается на доске (1 часть)
- ЗДОРОВЬЕ
- ЛЮБОВЬ
- МАТЕРИАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ
- СЕМЬЯ (ДОМ)
- МИР
Это взгляд на счастье 11-го класса в 2015 году.
Тема же нашего урока звучит так: “ Вечные темы в романе М. А. Шолохова "Тихий Дон"?” (По роману М. Шолохова “Тихий Дон”.)
(Запись темы в тетради).
Слайд 2
(Чтение и запись эпиграфа).
смысл нагрузка
Мы должны выяснить, какие ценности, необходимые человеку для счастья, утверждает в своем произведении М. Шолохов (обращение к портрету писателя), о чем мечтает его герой – Григорий Мелехов.
II. Опрос домашнего задания
Написать проблемные вопросы
Сл 4
1. Счастливые сцены семейной жизни в романе.
В самом начале романа М. Шолохов знакомит нас с историей и бытом семьи Мелеховых. Семейные сцены в романе опоэтизированы. Давайте внимательно вслушаемся в эти страницы и подумаем над вопросом: как писатель понимает семью, и что она значит для его героев?
Устный журнал: группа учащихся читает отрывки из романа.
1.“…первый оторвался от сна Пантелей Прокофьевич. Застегивая на ходу ворот расшитой крестиками рубахи, вышел на крыльцо. Затравевший двор выложен росным серебром. Выпустил на проулок скотину. Дарья в исподнице побежала доить коров. На икры белых босых ее ног молозивом брызгала роса, по траве через баз лег дымчатый примятый след…
На подоконнике распахнутого окна мертвенно розовели лепестки отцветавшей в палисаднике вишни”.
2Григорий “нагнулся было зачерпнуть в пригоршню воды – в это время конец удилища, торчавший на пол-аршина от воды, слабо качнулся, медленно пополз книзу.
– Засекай! – выдохнул старик…
Выводив, Григорий…подтянул к баркасу измученного сазана.
Собрались…
– Ты, Григорий, вот что…примечаю, ты, никак, с Аксиньей Астаховой…Ты гляди, парень… Степан нам сосед, и с его бабой не дозволю баловать”.
3 “После обеда Григорий развязал мешок, стал оделять семью гостинцами.
– Это тебе, маманя… – Он протянул теплый шалевый платок.
Ильинична приняла подарок, хмурясь и розовея по-молодому.
Накинула его на плечи да так повернулась перед зеркалом и повела плечами, что даже Пантелей Прокофьевич вознегодовал:
– Карга старая, а туда же – перед зеркалой! Тьфу!..
– Это тебе, папаша… – скороговоркой буркнул Григорий, на глазах у всех разворачивая новую казачью фуражку…
Ну, спаси Христос! А я фуражкой бедствовал…
Сунулся примерить было к зеркалу, но взглядом стерегла его Ильинична. Старик перенял ее взгляд, круто вильнул, захромал к самовару. Перед ним и примерял, надевая фуражку набекрень.
– Ты чего ж это, дрючок старый? – напустилась Ильинична.
Но Пантелей Прокофьевич отбрехался:
– Господи! Ну и глупая ты! Ить самовар, а не зеркала?..
Жену наделил Григорий шерстяным отрезом на юбку; детям роздал фунт медовых пряников; Дарье – серебряные с камешками серьги; Дуняшке – на кофточку; Петру – папирос и фунт табаку…
Петро, покусывая пшеничный ус, любовался отцом, Григорий посмеивался”.
4 “Через месяц Григорий выздоровел… Все в жизни обретало для него какой-то новый, сокровенный смысл, все привлекало внимание. На вновь явившийся ему мир он смотрел чуточку удивленными глазами, и с губ его подолгу не сходила простодушная, детская улыбка… Иногда он рассматривал какой-нибудь с детства известный ему предмет хозяйственного обихода, напряженно шевеля бровями…Ильинична была несказанно удивлена однажды, застав его разглядывавшим со всех сторон прялку”.
Сл.5
Что же такое семья в понимании М. Шолохова и что она значит для его героев?
– Семья, дом – место, где ты родился, где ты любим, где ты не одинок.
– Семья – то, где началась твоя жизнь, судьба: прялка ассоциируется с древнегреческими богинями судьбы – мойрами, которые тянули обрывали нить жизни человека через все препятствия и обрывали ее.
– Семья – сообщество, где все друг друга понимают: Григорий каждому члену семьи привез подарок, соответствующий его характеру.
– Семья – единство людей, которое нельзя разрушать.
– Дом – место, где можно набраться сил для дальнейшей жизни: недаром Антей прикасался к земле, чтобы набраться сил…
Обратим внимание на Слайд , он изображает дом Мелеховых на берегу Дона весной.
Записывается “СЕМЬЯ (ДОМ)” на доске (2 часть) как ценность, которую утверждает писатель.
Сл.6переход
2. Картины крестьянского труда в романе.
Жизнь казачества немыслима без крестьянских работ. Давайте вспомним сцену “На сенокосе”.
Отрывок
Работа с текстом
Ответ
Семья Мелеховых работящая. Горяч на работу Григорий. Мы видим, как он идет на покосе следом за отцом и “стелет косой травье”.
Герои счастливы. Это показано через эпитеты (какие?) и художественные детали (какие?).
Настроение, которое возникает у читателя, сродни тому, что рождается при чтении кольцовского “Косаря”.
Труд – основа мирной жизни, материального достатка. Он объединяет.
Записываются ценности – “ТРУД” и “МАТЕРИАЛЬНЫЙ ДОСТАТОК”.
3 анализ эпизодов текста
Дискуссия: кого любит Григорий?
Одной из составляющих счастья вы назвали любовь. М. Шолохов солидарен с вами. В романе “Тихий Дон”, как и в других произведениях русской классики, мы видим любовный треугольник: Григорий, Наталья, Аксинья.
Слайд
На доске рисуется “треугольник”.
Кого же любит Григорий?
-Учащиеся приводят доказательства по тексту,
слайд “плюсы” за Аксинью или Наталью.
Вы сами убедились, что Григорий любит... обеих женщин. Наталья поражала его “какой-то чистой внутренней красотой”. Она – воплощение Дома, Семьи. Любовь к Аксинье – страсть, которая сильнее самого Григория. Гармонии в любви герою никак не удается достичь: то нет Дома для него с Аксиньей, то есть Дом с Натальей, но без всепоглощающего и страстного чувства.
И только ненадолго в конце произведения устанавливается затишье: мы видим Аксинью молящейся за Григория и воспитывающей его детей.
Вообще же жизнь героев “Тихого Дона” трагична.
IV. Отношение М. Шолохова к войне и способы его выражения
На первом уроке мы говорили о том, как много потерял Григорий на протяжении всего повествования: от большой мелеховской семьи остались у героя только Дуняшка да Мишатка. М. Шолохов утверждает: “Война была всему этому причиной…”.
Мы записали МИР как необходимую составляющую счастья и тем самым отказались от войны. А как писатель относится к войне? С помощью каких способов он выражает свое отношение к ней?
Беседа с классом.
– Противопоставляет картины мирного труда и картины боя. Продолжая традиции русской классики, он идет вслед за Л.Н. Толстым, роман-эпопея которого даже называется “Война и мир”.
Зачитать отрывок, осуждающий войну.
– Показывает, что гражданская война разделила станичников, членов одной семьи, внесла смуту в душу отдельного человека;
– Обращается к картинам природы:
Дон взволновался, когда началась смута. В то же время мир в природе противостоит убийству человека человеком: “ …положила самка стрепета девять дымчато-синих крапленых яиц и села на них, грея их теплом своего тела, защищая глянцево оперенным крылом”;
– Использует прямые призывы к миру: “В годину смуты и разврата // Не осудите, братья, брата…”;
– Прибегает к символичным сценам: Григорий бросает оружие в реку…
Гражданская война отняла у героя почти все: лишила его семьи, Аксиньи, в его Доме живет Мишка Кошевой…
В душе героя пепелище.
Слайд
Мы убедились, что М. Шолохов тоже за мир. Записывается ценность “МИР”.
V6. Композиция романа
Обратили ли вы внимание на то, что композиция романа также служит выражению авторского замысла. Что мы узнаем из истории семьи Мелеховых вначале?
– Прокофий остался с сыном на руках.
Что мы видим в финале?
– Григорий держит сына на руках.
Слайд
- что выражают иллюстрации.
Жизнь идет по кругу: человек рождается, умирает и снова рождается… Кольцевая композиция выражает идею о непрерывности жизни.
Дон, разбушевавшись и успокоившись, покрывается у берегов ледяной коркой: природа цепенеет, чтобы весной вновь пробудиться к жизни.
VI. Вывод
Совпало ли наше представление о счастье с шолоховским?
Мне очень приятно, что сегодня я услышала зрелые суждения. Я рада, что шолоховский текст для вас – открытая книга, читая которую вы открывали автора и себя.
Учитель: Сегодня на уроке мы увидели вечные темы в представлении Шолохова, не случайно в романе кольцевая композиция: он начинается с описания дома Мелеховых и заканчивается описанием дома. Семья, любовь, уважение, взаимопонимание, дружба, работа – вот то, что нам нужно для полного счастья. В народе говорят, что человек прожил не зря, если посадил дерево, построил дом, создал семью. В конце урока.
- Рефлексия.
Учитель: Итак, ребята, продолжите мою мысль: «на сегодняшнем уроке для меня было важным»… (Ответы учащихся).
Гуманизм русской литературы утверждает вечные ценности (ДОМ, СЕМЬЯ, ЛЮБОВЬ) как основу счастья. Это то, что необходимо каждому из нас. Все д/з
эссе “Что такое счастье?”. Те, кто был активен, составляют тесты по роману М. Шолохова из 10 вопросов.
мы мечтаем о Доме, где нас любят и где можно набраться сил.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что ж, вот и сбылось то немногое, о чем бессонными ночами мечтал Григорий. М.Шолохов
Счастливые сцены семейной жизни в романе.
Что же такое семья в понимании М. Шолохова и что она значит для его героев?
Картины крестьянского труда в романе.
Кого любит Григорий?
Наталья – воплощение идеи дома, семьи. Её цельность, чистота, верность, преданность описаны Шолоховым с любовью и сочувствием к своей героине. Чувство Натальи переносится на детей, на родню. У Аксиньи нет ни детей, ни родни: «У тебя хоть дети есть, а он у меня, - голос Аксиньи дрогнул и стал глуше и ниже, - один на всём белом свете! Первый и последний…». Любовь Аксиньи в беспредельном самопожертвовании, в перенесении центра своей жизни в другого человека, это глубокое, страстное чувство.
«А было так: столкнулись на поле смерти люди, еще не успевшие наломать рук на уничтожении себе подобных, в объявшем их животном ужасе натыкались , сшибались, наносили слепые удары, уродовали себя и лошадей и разбежались, вспугнутые выстрелом, убившем человека, разъехались, нравственно искалеченные. Это назвали подвигом. (Ч. 3 гл. 9)» Отношение М. Шолохова к войне и способы его выражения
Несчастливая личная жизнь героев, гибель Аксиньи, когда Григорий, «мертвея от ужаса, понял, что все кончено, что самое страшное, что только могло случиться в его жизни, - уже случилось», трагичны. Но жизнь продолжается. Последняя сцена: Григорий стоит «у ворот родного дома», держит на руках сына. Здесь, в отчем доме, на родине, на родной земле, все начала и все концы жизни.
Главная идея романа «Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром», - пишет М.А.Шолохов. Родная земля, семья, собственный дом – одна из главных идей, выраженных в романе «Тихий Дон».
Д. З. 1. Написать эссе “Что такое счастье?”. 2.Составить тест по роману М. Шолохова из 10 вопросов.
Предварительный просмотр:
Приложение к уроку.
Конспект.
Особенности поэзии военных лет.
«Пожалуй, никогда за время существования советской поэзии не было написано столько лирических стихов, как за годы войны»,- заметил Алексей Сурков в одном из своих публичных выступлений во время войны, и был совершенно прав. Стихи публиковались в центральной и фронтовой печати, транслировались по радио наряду с информацией о важнейших военных и политических событиях, звучали с многочисленных импровизированных эстрад на фронте и в тылу.
Душевная близость с народом является самой примечательной и исключительной особенностью лирики 1941 -1945 гг. Гром, грянувший 22 июня, сместил ось лирической поэзии, изменил поэтический угол зрения на войну. «Да, война не такая, какой мы писали её,- это горькая штука»,- признается Константин Симонов. Родина, война, смерть и бессмертие, ненависть к врагу, боевое братство и товарищество, любовь и верность, мечта о победе, раздумья о судьбе народа – вот основные мотивы, вокруг которых бьется теперь поэтическая мысль.
Поэзия 1941 – 1945гг. необыкновенно быстро нашла свое место в строю и широко и полно отразила сложное и многогранное отношение народа к войне. В стихах Николая Тихонова, Алексея Суркова, Михаила Исаковского, Александра Твардовского, Николая Асеева, Александра Прокофьева, Дмитрия Кедрина, Сергея Щипачева, Ильи Сельвинского и других поэтов слышится и тревога за Отечество, и беспощадная ненависть к агрессорам, и горечь невозвратимых утрат, и отчетливое осознание жестокости войны…
Своеобразную и углубленную разработку получает тема Родины, родной земли, нации, народа. В довоенной лирике Родина трактовалась в революционном плане. В дни войны обострилось чувство отчизны. Оторванные от любимых занятий и родных мест миллионы людей как бы по-новому взглянули на привычные родные края, на дом, где родились, на самих себя, на свой народ. Это нашло отражение в поэзии. Количество абстрактных и риторических стихов на патриотические темы пошло на убыль. Появились проникновенные стихи о Москве(А.Сурков, В.Гусев), о Ленинграде (Н.Тихонов, О.Берггольц, А.Прокофьев, В.Инбер), о Смоленщине (М.Исаковский) и т.д.Поэты пристально вгляды-ваются в лицо родной земли, пишут о деревенских проселках, о зябком осиннике, о незатейливых крестах русских могил, о трех березках, что стоят на родном, до боли с детства знакомом клочке земли, где ты родился и рос (стихи А.Суркова, А.Прокофьева, А.Твардовского, К.Симонова и др.).
Видоизменился в лирике военных лет и характер лирического героя. Прежде всего он стал более земным, интимно близким, чем в лирике предшествующего периода. В стихах А.Твардовского («За Вязьмой», «Две строчки»), А.Прокофьева («Товарищ, ты видел», «Мама»), К.Симонова («Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины», «Дом в Вязьме»), С.Щипачева («Опять весна над русскими полями», «Партизанка») и других поэтов конкретные, личные чувства и переживания несли общенародное значение.
В лирике военных лет можно выделить три основные группы стихов: собственно лирическая (ода, элегия, песня), сатирическая (надписи под карикатурой, басня), лиро-эпическая (баллады, поэмы).
- Ода: М.Исаковский «Наказ сыну», П.Антокольский «Мщение», Д.Бедный «1942».
- Элегия: А.Твардовский «Я убит поло Ржевом», К.Симонов «Жди меня».
- Песня: В.Лебедев-Кумач «Священная война», А.Сурков «Песня смелых», А.Фатьянов «Соловьи» А.Сурков «В землянке», М.Исаковский «Огонек».
Наряду с собственно лирическими и сатирическими жанрами в поэзии военного времени получили развитие различные жанры стихотворного эпоса: эпические миниатюры, поэмы, баллады. Особое значение имела поэма – самый универсальный лироэпический жанр. История советской поэзии не знает другого такого периода, когда бы за 4 неполных года было создано столько значительных сюжетных поэм: В.Инбер «Пулковский меридиан», М.Алигер «Зоя», О.Берггольц «Февральский дневник», А.Твардовский «Василий Теркин» и другие.
Таким образом, русская поэзия военных лет носит многожанровый характер. Поэзия, как и вся литература, стремилась передать настроения и переживания современников. Поэзия – самый оперативный, самый популярный жанр военных лет.
Приложение к уроку
Практическая работа по стихотворению А.Суркова «Землянка».
Алексей Сурков «Землянка»
Бьется в тесной печурке огонь.
На поленьях смола, как слеза,
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.
Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой,
Я хочу, чтобы слышала ты,
Как тоскует мой голос живой.
Ты сейчас далеко-далеко.
Между нами снега и снега.
До тебя мне дойти нелегко,
А до смерти - четыре шага.
Пой, гармоника, вьюге назло.
Заплутавшее счастье зови.
Мне в холодной землянке тепло
От моей негасимой любви. 1941г.
Практическая работа по стихотворению А.Суркова «Землянка»
Задание: заполнить таблицу, называя средства языковой выразительности или приводя примеры указанных средств.
Языковые средства | Примеры |
Олицетворения | |
Белоснежные поля, голос живой, холодная земля, негасимая любовь | |
Лексический повтор | |
Сравнение | В холодной землянке – от твоей негасимой любви |
Вывод:
.
Приложение к уроку
Мы знаем, что ныне
лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил
на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно
под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться
без крова –
И мы сохраним тебя,
русская речь,
Великое русское слово.
А.Ахматова.
Поэзия Великой Отечественной войны
- Оперативность
- Эмоциональность
- Доходчивость
- Патриотические чувства
- Лиризм
Содержание книги «Поэзия Великой
Отечественной войны».
1 страница. Из истории В О войны.
2 страница. Особенности поэзии военных лет.
3 страница. Военная песня.
4 страница. Языковые особенности военной поэзии.
5 страница. Поэты, не вернувшиеся с фронта.
6 страница. У войны не женское лицо.
Приложение к уроку
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они – кто старше, кто моложе –
Остались там….
А.Твардовский
Я патриот. Я воздух русский,
Я землю русскую люблю,
Я верю, что нигде на свете
Второй такой не отыскать!
П.Коган
Война ж совсем не фейерверк,
А просто – трудная работа,
Когда –
Черна от пота-
Вверх
Скользит по пахоте пехота.
М.Кульчицкий
Пусть помнят те, которых мы не знаем:
Нам страх и подлость были не к лицу.
Мы пили жизнь до дна
И умирали
За эту жизнь.
Не кланяясь свинцу.
Н.Майоров
Сердце с последним дыханием жизни
Выполнит твердую клятву свою:
Песни всегда посвящал я Отчизне,
Ныне Отчизне я жизнь отдаю.
М.Джалиль
На улице полночь. Свеча догорает.
Высокие звезды видны.
Ты пишешь письмо мне, моя дорогая,
В пылающий адрес войны.
И.Уткин
Оперативный – способный быстро, вовремя исправить или направить ход дел.
Предварительный просмотр:
Информация по подготовке к ГИА
Обучающиеся совместно с учителем в процессе обучения, а также в рамках дополнительной самоподготовки, используют следующие ресурсы и материалы по подготовке к ГИА.
ЕГЭ -2020
Образовательный портал для подготовки к экзаменам «Решу ЕГЭ»
Открытый банк тестовых заданий ФИПИ
Демонстрационные версии КИМ ЕГЭ 2020
Видеоконсультации по ЕГЭ (по всем предметам)
Советы родителям выпускника (видео)
ОГЭ -2020
Образовательный портал для подготовки к экзаменам «Решу ОГЭ»
Демонстрационные версии КИМ ОГЭ-2020
Открытый банк заданий ОГЭ (ФИПИ)
Видеоконсультации по ОГЭ (по всем предметам)
Варианты ОГЭ досрочного периода 2020 года
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Знатоки глагола теоретики 20 40 60 80 практики 15 25 35 45 Работа с текстом 10 20 30 40
Что такое глагол? Глагол – это часть речи, обозначающая действие предмета и отвечающая на вопрос что делать?, что сделать?
Расцвели – глагол, обозначает действие предмета, невозвратный, совершенного вида, 1 спряжения, прошедшего времени, множественного числа, 3 лица. Здание: выпиши из предложения глагол, перечисли грамматические признаки. На поляне расцвели первые весенние цветы .
Глаголы: светит, тает, началась, принаряжаются, прихорашиваются, посмотрите, преобразился. Прихорашиваются – правописание - тся в глаголе, правописание приставки - при Весна. Светит яркое весеннее солнышко. Тает снег, началась весенняя капель. Все рады приходу весны, принаряжаются, прихорашиваются. Посмотрите, как преобразился воробей. Задание: выпишите из текста все глаголы, объясните орфограммы в глаголе прихорашиваются
Задание: используя слова составь предложение. Мае, прилетели, с, краев, ласточки, теплых, в. В мае прилетели с теплых краев ласточки
Что такое инфинитив? Инфинитив - это неопределенная форма глагола
Как изменяется глагол? Глагол изменяется по лицам, по числам и по временам
Какие морфологические признаки имеет глагол? Постоянные признаки: вид, возвратность, спряжение Непостоянные признаки : наклонение, время, число, лицо, род (прошедшее время, ед. число, 3 лицо)
Интересная зарядка для мозгов “ Кто что делает?” Повар -…, врач - ….., учитель - …, ученик - …, баянист - …, художник - …, портниха - …,продавец - …, пекарь - .., ветер - …, гром - …, молния - .., трава - .., дождь - …, огонь - …, солнце - .., вода - .. Повар варит, врач лечит, учитель учит, ученик учится, баянист играет, художник рисует, портниха шьёт, продавец продает, пекарь печёт, ветер дует, гром гремит, молния сверкает, трава растет, дождь идет, огонь горит, солнце светит, вода течёт.
Услышала зима весенний перезвон в лесу и припустилась со всех ног на север. - Составьте схему предложения. Выпишите глагол услышала , разберите его по составу.
Анализ предложения. Дуют ветры яростные, гонят лодки парусные. (Простое, повеств., невоскл., распр, односоставное с одн. сказ.)
Перелет птиц Закапало с сосулькиных носов. Солнечная теплая дымка затянула холодное небо. И появились первые перелетные птицы. Каждую весну бывает великое переселение птиц с юга. Мчатся над головой быстрые кулики. Летят журавли. Все спешат к родным местам. Выпиши глаголы и определи время Глаголы прошедшего времени: закапало, затянула, появились Настоящего времени: мчатся, спешат Будущего времени: бывает
Весна Уже давно не трещат морозы. Звонко поют птицы. Солнце не устает печь… Задание: продолжи текст
Составь текст об этой птице
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Учитель: Щелокова М.И.
Урок: литература
Тема урока: «И. А. Крылов. Обличение человеческих пороков в басне «Свинья под дубом».
Класс: 5
УМК: Литература . 5 класс. Учебник для образовательных учреждений в 2 ч./В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. - 12-е изд., перераб. -М: Просвещение, 2015 г.
Цели для ученика Обучающие: формирование умений анализа произведения формирование практических умений и навыков правильного понимания произведения умение аргументировать свои мысли Развивающие: развитие логического мышления, коммуникативных умений, познавательного интереса. Воспитывающие: воспитание бережного отношения к слову, воспитание культуры поведения при фронтальной и индивидуальной работе | Цели для учителя Образовательные: обучение основам анализа произведения, Развивающие: создание мотивационной основы для восприятия учебного материала, развитие навыков осмысленного чтения, умения «всматриваться и вслушиваться» в слово художественного произведения, развитие речи учащихся, умения актуализировать личный жизненный опыт Воспитательные: воспитание бережного отношения к слову, толерантности, доброты и чуткости через восприятие произведения |
Тип урока | Форма урока Традиционная (урок-практикум) |
Опорные понятия, термины Литературный персонаж Образ | Новые понятия Мораль Иносказание Аллегория Эпитет Олицетворение Стилистические особенности |
Формы контроля: Фронтальный опрос | Домашнее задание
|
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД | Результат взаимодействия (сотрудничества) |
I. Мотивация 2 минуты. | Включение в деловой ритм. Доброе утро, ребята. Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. Давайте улыбнемся друг другу и продолжим путешествие по стране Литературии Демонстрирует ученикам портрет И.А Крылова. СЛАЙД 1 – Чей портрет вы видите на экране? – Как вы думаете, почему именно его я вам демонстрирую? Кто такой И.Крылов? – Значит, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? .Мотивация учебной деятельности эпиграфом к уроку: Басня - мудрости ступенька. - ЧТО ТАКОЕ БАСНЯ КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ ЭПИГРАФ -Ч то такое порок -Какие пороки вы можете назвать СЛАЙД 3,4,5 | Подготовка к работе. Самоопределение. Поиск ответа на поставленный вопрос: Рассказ о И.А. Крылове (Натальина Д.) Басни И.А. Крылова – это просто стихотворение о животных или нечто большее? ПТУХИН А Работа со словарем | Словесная форма. Постановка проблемного вопроса. | Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Психологический настрой учителя и учащихся. |
II. Актуализация знаний 5 минут. | Объяснение целеполагания урока. Первичное чтение басни. Ввести новое понятие «басня» Обозначить проблематику басен, мораль, Разграничить понятия добра и зла | Определение цели учебной деятельности. Формулировка темы урока Запись в тетрадь определения понятия «басня» | Беседа Иллюстративно-словесный метод. | Личностные: самопроверка, оценивание своего ответа; познавательные: целью выделения признаков. | Отработка умений давать определение литературных понятий Умение делать сопоставительный анализ |
III. Работа по теме урока Чтение по ролям Выразительное чтение 6 минут Самостоятельная работа групп - 5 мин.
| Распределение заданий. 1 вариант подбирает эпитеты к образу Дуба, 2 вариант – к образу Свиньи. Создание проблемной ситуации. Ответ на вопрос: Возможно ли, что, читая басни, человек на примере животных научится видеть свои недостатки и исправлять их? Введение нового термина «аллегория» на примере персонажей басни. Поиск морали в басне. Корректировка выполнения задания. | Умение работать в группах. Ответ на проблемный вопрос. Запись в тетрадь определения понятия «аллегория» и «мораль» | Групповая работа. Практический метод. Иллюстрирование текста | Личностные: ориентация в социальных ролях и межличностных отношений; регулятивные: поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание; коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. | Вырабатывать уважительное отношение друг к другу при работе в группах. |
IV. Лингво-физкультминутка. 3 минуты. | Объясняет задание. | Выполняют упражнения. Учитель называет животных, а дети ставят руки на пояс, если животное-персонаж положительный (символизирует справедливого человека), на голову – если отрицательный (символизирует бедового, неправого человека) | Здоровьесбере-гающая технология. | ||
V. Актуализация знаний. 8 минут. | Работа над лексическим значением слова. Задает вопрос: кто такой невежда и невежа, какие синонимы у этих слов. Устанавливает осознанность восприятия. | Ответ на вопрос. Составление монологического высказывания Пересказ фрагментов Подбор цитат для характеристики героев | Личностные: самопроверка и взаимопроверка; регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра. | Развитие умения составлять монологическое высказывание, Воспроизводить литературоведческую информацию, выслушивать и принимать во внимание чужое мнение | |
VI. Подведение итогов 7 минут. | Устанавливает осознанность восприятия. Организует деятельность по применению полученных знаний. | Создание таблицы (Приложение 4) Дополнить таблицу другими примерами из басен | Обсуждение результата работы с произведением | Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. | Проявление толерантности. |
VII. Рефлексивно-оценочный этап. 3 минуты. | Организует рефлексию. | Осуществляют самооценку собственной учебной | Беседа. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; рефлексия; | Умение оценивать себя. |
VIII. Домашнее задание. 2 минуты. | Объясняет домашнее задание. | Слушают и записывают в дневник. | Познавательные: умение делать выбор и обосновывать его. |
Приложение № 1
Н. Доброта
- Поросёнок, поросёнок
Ты куда спешишь спросонок?
- Я бегу на родничок
Мыть свой грязный пятачок.
Приложение № 2
Герой | Эпитеты, которые можем подобрать | Что символизирует |
Свинья | ||
Дуб | ||
… |
Приложение №2 Задания для работы в группах
1 группа – подготовить выразительное чтение басни по ролям. Постараться передать характер каждого персонажа.
2 группа – Внимательно прочитайте басню. Какие герои в ней? Обратите внимание на Свинью и Ворона. Сравните их. Какой Ворон, какая Свинья? Ворон – Свинья. Какова аллегория? Какие поступки совершает Свинья?
Свинья | Ворон |
Умный | |
3 группа - Найдите в словаре значение слов невежда и невежа. Кто такой невежда? Невежа? Почему о Свинье говорится как о невежде? Можно ли её назвать и невеждой, и невежей?
4 группа – Обратите внимание на образ Дуба. Что, с вашей точки зрения, олицетворяет собой Дуб? Что значит вековой дуб? Дуб называет Свинью неблагодарной. Прав ли он?
5 группа – В каких строчках заключена мораль басни? В какой жизненной ситуации её можно использовать?
Приложение №1
Рабочий лист урока литературы
Класс__________
Фамилия Имя _______________________________________________________
Тема урока:________________________________________________________
Цель урока:________________________________________________________
1. Вспомни, что знаешь о басне. Ответь на вопросы. Ответы запиши.
Верно ли, что в басне
1.Есть зачин и концовка.______________
2. Аллегория._______________________
3. Олицетворение.___________________
4.Троекратный повтор._______________
5.Мораль.__________________________
6.Есть развёрнутый сюжет.____________
Проверь. Поставь оценку____________________________
1 группа – подготовь выразительное чтение басни по ролям. Постарайся передать характер каждого персонажа.
Оцени исполнение товарищей____________________________________
2 группа – Внимательно прочитайте басню. Какие герои в ней? Обратите внимание на Свинью и Ворона. Сравните их. Какой Ворон, какая Свинья? Ворон – Свинья. Какова аллегория? Какие поступки совершает Свинья?
Ворон | Свинья |
3 группа Запиши определения.
Невежа – это ______________________________________________________
Невежда – это _____________________________________________________
4 группа – Что, с вашей точки зрения, олицетворяет собой Дуб?
Запиши ответ__________________________________________
5 группа – В каких строчках заключена мораль басни?
Запиши кратко мораль_________________________________________________
Какое же явление жизни аллегорически описывает И.Крылов?
Запиши свой вариант ответа____________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________
Что узнал нового на уроке? Чему научила нас басня?______________________________________________________
Заполни анкету. Обведи кружком свой ответ.
1. На уроке я работал А) активно Б) пассивно
2. Своей работой я А) доволен Б) не доволен
3. Урок для меня показался А) коротким Б) длинным
4. Моё настроение стало А) лучше Б) хуже
