Конкурсные материалы "Воспитатель года -2018"

Бирюкова Елена Всеволодовна

Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Удовлетворение социального заказа современных родителей в дошкольной образовательной организации

Социальный заказ в образовании есть стихийная, вызванная сложной совокупностью трудно фиксируемых факторов, форма проявления общественных и индивидуальных потребностей, выраженная в теоретически не осмысленном наборе мнений, желаний, требований, установок относительно результатов образовательной деятельности. Являясь во многом продуктом общественной психологии и обыденного сознания, социальный заказ может быть изучен путем отслеживания общественного мнения. Волнообразный, плохо управляемый характер социального спроса на те или иные социальные и культурные блага поддается только весьма приблизительным прогнозам, а ситуативное реагирование социальных институтов на это явление часто приводит к непредсказуемым последствиям в их деятельности, аналогичным кризисам перепроизводства в экономике.

Социальный заказ в образовании есть механизм реализации социальной необходимости как формы отражения всеобщих закономерных связей, внутренне устойчивых, повторяющихся, обеспечивающих превращение возможности в действительность и регулирующих направленность образовательной деятельности на решение первоочередных приоритетных общественных проблем. Необходимость в постановке тех или иных целей деятельности в сфере образования вызывается главными, регулярными причинами социально-исторического процесса, характеризуется достаточной определенностью и подготовлена всем ходом развития социума.

Тесная взаимосвязь между социальным запросом  на образование и способностью института образования удовлетворять его является одним из ключевых показателей его состояния. Несмотря на существенный  рост численности дошкольных учреждений в  последние  годы  социальный спрос на дошкольное образование растет еще быстрее. Разрыв между количеством мест в ДОУ и числом желающих посещать их и в настоящее время не преодолен.

Таким образом самым главным и актуальным социальным  заказом современных родителей в дошкольной образовательной организации это наличие достаточного количества мест в ней и отсутствие очередности.

Родители являются равноправными участниками образовательного процесса – общеизвестный постулат современного образования. Однако в связи с тем, что современное общество все больше начинает воспринимать образование как сферу услуг, меняется и позиция родителей по отношению к образовательному учреждению.

Родители становятся все более активными заказчиками качественных образовательных услуг, обладающими собственным пониманием качественного и полезного для своего ребенка дошкольного образования, так как изменения, происходящие в обществе, привели к изменениям и непосредственно в самой современной семье, к изменениям отношений между супругами, между детьми и родителями.

Родители сегодня вынуждены слишком много работать, поэтому они проводят со своими детьми гораздо меньше времени, чем им хотелось бы. Молодые родители больше стремятся к достижению благосостояния, удовлетворению личных амбиций и карьерному росту, в соответствии с широко распространившимися нормами и критериями современного общества.

Да и к слову сказать, современная бабушка совсем не похожа на бабушку 60-70х годов  - преклонного возраста в фартучке, пекущая внукам пирожки и читающая сказки перед сном.  Сегодня часто  можно услышать: извините, вы бабушка или мама? Она нередко живет отдельно от своих детей и работает.

Таким образом, вторым по значимости социальным  заказомсовременных родителей в дошкольной образовательной организации является получение качественного дошкольного образования.

Сегодня в обществе мы наблюдаем кардинально противоположные социальные процессы и явления: есть люди высокообразованные и безграмотные, духовно развитые и бездуховные, невероятно богатые и бедные. И отношение к образованию своих детей в семьях очень разное, одни семьи приглашают высокооплачиваемых учителей, а другие – стараются отдать своих чад в сады с круглосуточным пребыванием. В одних семьях господствует вседозволенность и попустительство, а в других, наоборот довольно жесткие требования к детям.

Мы изучили  данные  опроса фонда «Общественное мнение» родителей детей дошкольного возраста об условиях, необходимых для обеспечения качественного образования в современном детском саду.

Таблица на экране

Из представленных в таблице данных видно, что в качестве важных условий, которые позволяют повысить качество образовательного процесса в детском саду, родители выделяют следующие:

- «высокий профессиональный уровень педагогов» 63.4% респондентов,

- «обеспечение психологического комфорта детей в воспитательном и образовательном процессе» 54.2%,

- использование новых педагогических технологий в обучении и воспитании» 47.1%

- «обеспечение безопасности и здоровьесбережения детей в дошкольном образовательном учреждении» 30.1% опрошенных.

 Однако стоит отметить, что значительное влияние на представления респондентов о необходимых условиях качественного образования оказывают социально- стратификационные факторы. В целом было выявлено, что родители из слабых социальных групп (со средним образованием, низкообеспеченные), намного чаще отмечают, что важным условием качественного образования является обеспечение безопасности и здоровьесбережения детей в дошкольном образовательном учреждении. Среди родителей со средним образованием такого мнения придерживаются 53.3%, а среди высокообразованных – 26.6%. Доля же таких ответов в подвыборке низкообеспеченных составила 52.9%, в подвыборке родителей  со средним материальным достатком – 28.6%.В то же время, как показывает анализ данных, родители с невысоким уровнем дохода оказываются менее требовательны к соблюдению таких ключевых условий, обеспечивающих высокие стандарты качества образования в детском саду, как «использование новых педагогических технологий в обучении и воспитании», а также  «участие общественности и родителей в образовательном процессе».

Как видно, родители дошкольников из слабых социальных групп рассматривают современное дошкольное образовательное учреждение прежде всего, как институт, направленный на обеспечение их «базовых» потребностей, а именно потребностей в безопасности, здоровьесбережении и качественном питании своих детей. В этой связи оказывается понятным и тот факт, что более содержательные аспекты развития качественного образования являются для них менее актуальными.

Таким образом, сегодня возросшие требования российской семьи к образованию детей на этапе дошкольного детства побуждают детские сады к поиску новых наиболее эффективных организационных, финансовых и экономических механизмов для удовлетворения социального запроса современных родителей по обеспечению качества образовательных услугв условиях комфортной, безопасной, активной образовательной среды, позволяющей ему свободно проявить свои способности и определенные возрастом детские инициативы.

        Мы понимаем,что удовлетворитьвозросшие образовательные потребности ребенка и социальный запрос семьи в условиях шаговой доступности позволит интеграция основного и дополнительного образования в дошкольном учреждении.

Система дополнительного образования также изменяется и совершенствуется, выполняя социальный заказ общества.

Современные родители рассматривают дополнительное образование детей не только, как развитие хобби ребенка, организацию его досуга, но и прежде всего, заинтересованы в образовательных успехах ребенка, нацелены на определенный образовательный результат.

Это:

- формирование определенных нравственных качеств

- развитие эстетического воспитания

- формирование у детей доступных их возрасту основных умений и навыков в области интеллектуальной, языковой, художественно – эстетической и физической культуры.

Социально-экономические изменения, происходящие в стране, также диктуют необходимость разработки системы платных образовательных услуг в целях повышения конкурентоспособности учреждения в рыночных условиях.

Таблица на экране. Охват доп платными услугами наших детей в саду.

Небольшой анализ наших ПУ. (количество детей, более востребованные услуги.)вывод – таким образом соц заказ родителей на доп образ услуги…

Итак, современному образованию брошен серьезный вызов. Жизнеспособность данного института во многом сегодня определяется рефлексивным, профессионально-деятельностным, социокультурным, гражданским потенциалом его профессионального корпуса и зависит от выбранной им позиции, социальной или индивидуальной, системы ценностей и приоритетов, от способности адекватно оценивать реальное положение дел, законы и связи реальности.

                                           Вынести в презентацию:

Таблица Мнение родителей детей дошкольного учреждения об условиях, необходимых для обеспечения качественного образования в современном детском саду (%)

Условия, обеспечивающие качество

Образования

%

Высокий профессиональный уровень педагогов

63.4

Обеспечение психологического комфорта для детей в воспитательном и образовательном процессе

54.2

Высокий уровень материально- технической оснащенности детских садов (наличие развивающих игр, оснащенность помещений..)

51.0

Использование новых педагогических технологий в обучении и воспитании

47.1

Обеспечение безопасности и здоровьесбережения детей в ДОУ

30.1

Пересмотр содержания воспитательных и обучающих программ

11.8

Участие общественности и родителей в образовательном процессе

9.2

Привлечение внебюджетных финансовых средств в детский сад

7.8

Вынести в презентацию:

Таблица « Платные услуги в МДОУ «Детский сад «Огонек» за 2018г»

Группы

Кол-во детей

Группа раннего эстетического развития

«РАНЕТКИ»

25 детей

8 детей – средняя группа

17 детей – младшая группа

Группа «КАРАМЕЛЬКИ»

19 детей

1 группа – 15 детей

2 группа - 4 ребенка

Вокально – театральная студия

«МОЗАИКА»

47 детей

24 ребенка – средний возраст

23 ребенка- старший возраст

Группа по обучению детей старшего и дошкольного возраста первоначальным навыкам чтения

«КАК ХОРОШО УЧИТЬ ЧИТАТЬ»

59 детей

37 – старший возраст

22 – подгот. группа

Группа художественно – эстетической направленности по хореографии «ТАНЦЕВАЛЬНОЕ КОНФЕТТИ»

56 детей

18 детей – подг.гр

19 детей- старший

19 детей - средний

Группа физической направленности

«ПРЫЖОК»

13 детей

1 средний

5 старший

7 подг.гр

Практически все родители знают, чего хотят: они желают видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Детский сад должен им помочь не просто поверить в то, что такое возможно, а показать, что это –реально. Здесь должны быть созданы такие условия, чтобы дети приходили с радостью и уходили…. Совсем не со слезами: с осознанием того, что они не зря приходили в детский сад, потому что их здесь ждут, понимают, любят. Этот свет понимания и любви они несут дальше, в свои семьи.

Н.В.Микляева. Наша задача – заинтересовать родителей и предложить самим строить воспитательно – образовательный процесс в детском саду таким образом, чтобы за дошкольное детство ребенка им было радостно и не обидно. Это не означает, что родители сами будут разрабатывать образовательную программу, подбирать методики обучения и вести занятия с детьми. Это предполагает, что детский сад может стать открытой самоорганизующей системой, которая в состоянии самостоятельно организовать вокруг себя эффективное воспитательно – образовательное и социокультурное пространство, частью которого являются родители.



Предварительный просмотр:

Слайд 1 (название, тема, автор)

Добрый день, уважаемые коллеги!        

Слайд 2

     На современном этапе развития дошкольного образования одной из актуальных задач является задача развития личностных качеств детей дошкольного возраста.    Личностно развитый ребенок активен, любознателен, владеет основными  культурными привычками и навыками, стремится получать новые знания. Одним из социально значимых личностных качеств дошкольника считается его инициативность.

Слайд 3

Инициативность предполагает самостоятельную постановку целей, организацию действий. Благодаря инициативности развиваются произвольное и волевое поведение, активнее познается окружающий мир, легче устанавливаются контакты со взрослыми и сверстниками.

Отдельные аспекты поддержки детской инициативы в музыкальной деятельности,  как части формирования личности ребёнка,  отражены в трудах Б.В. Асафьева – метод наблюдения за музыкой, а не обучения ей; в работах Д.Б. Кабалевского – метод  размышления о музыке; в практике и разработках  Э.Б. Абдуллина - метод эмоциональной драматургии; в концептуальных походах К. Орфа - метод активизации творческих проявлений, метод импровизационности.

Исходя из направленности активности дошкольника, выделяют следующие сферы инициативы:

Слайд 4

  1. творческая инициатива
  2. инициатива как целеполагание и волевое усилие
  3. коммуникативная инициатива  
  4. познавательная инициатива  

Уважаемы коллеги, мне  необходима  ваша помощь.

Условно разделимся на 4 группы, по количеству выделяемых детских инициатив. Посовещавшись, попробуйте привести 1-2 примера,  как ребёнок дошкольник может проявить ту или иную инициативу  в условиях детского сада.

Группы готовы?

Итак, где и как может проявиться творческая инициатива в условиях ДОУ?.....

Спасибо, Вы привели очень удачные примеры.

Инициатива как целеполагание и волевое усилие в условиях ДОУ.

Спасибо, Вы правы…………

Третья группа инициатив - коммуникативная инициатива, как и в каких условиях, может проявляться?............

Спасибо, Вы близки к истине

И познавательная инициатива………Спасибо, вы правы ….(теория).

Как Вы считаете, является ли задача развития инициативности дошкольников  актуальной и своевременной? Да!

Спасибо, мне приятно, что мы с вами единомышленники!

Слайд 5 Инициативность – важное условие развития  личности ребёнка, необходимое условие для развития музыкальных способностей.

Слайд 6

В музыкальных видах деятельности (восприятии, исполнительстве, творчестве) инициативное поведение проявляется в том, что ребёнок начинает планировать свои действия, ставя перед собой детскую цель и последовательно её достигая. Инициативность характеризуется развитием творческой активности, созданием разнообразных игровых замыслов и условных действий.

При  введении ФГОС ДО, у меня как у  практика,  возник вопрос: «Как добиться того чтобы идеи государственного стандарта были воплощены, а их реализация доставила всем участникам образовательного процесса удовлетворение и радость?».  

В ходе поиска путей решения обозначенной проблемы, я попробовала дополнить  традиционные общедидактические методы музыкального воспитания в ДС методами,  нацеленными на формирование личности ребенка через раскрытие творческого самовыражения  в пении, слушании, музыкально-ритмических движениях и в игре на музыкальных инструментах.

Слайд 7

Сегодня, я  хочу познакомить вас с некоторыми приёмами развития музыкально – игрового творчества, способами поддержки детской инициативы, в процессе обучения элементарному музицированию.

Слайд 8

«Семь ступеней музыкальных….»

Слайд 9 Фото с занятия

Первая ступень-слушаем звуки, и исполняем на шумовых самодельных инструментах. Иллюстрацию данного приёма вы могли видеть на конкурсном занятии. (упражнение : «Слушаем шумовой музыкальный инструмент-угадываем звуки природы»;

Слайд 10 Фото Д/И

Вторая ступень - развитие чувства ритма. Здесь используются приёмы: дидактические игры, ритмические палочки, видео-партитуры с длинными и короткими звуками,звучащие жесты (музыка моего тела) по методике К.Орфа.

Итак, что же такое звучащие жесты- это музыка своего тела. (звучит музыкальный фрагмент, и участники постепенно включаются в процесс отбивания ритма).ИГРАЮТ………

Слайд 11 Фото с занятия

Третья ступень- знакомство с музыкальными инструментами. Некоторые приёмы были использованы на конкурсном занятии, это игра-путешествие по городу музыкальных инструментов, игровой приём «Генеральная репетиция», речевое музицирование и  др.

Слайд 12 Музыкальная партитура

Четвёртая ступень – элеметарное творчество. На  этой ступеньке мы немножечко задержимся и поиграем. Вам будет представлена видео-партитура со звучанием муз. инструментов. Попробуйте изобразить игру на музыкальном инструменте представленном на экране. ……. У вас замечательно получается!

Слайд 13 Фото

Пятая ступень – разучивание правил звукоизвлечения на музыкальных инструментах. Я предлагаю  вам выбрать музыкальные инструменты, на которых вам бы хотелось музицировать. Найдите место для своей группы инструментов. Попробуем найти разные виды звукоизвлечения для каждой группы музыкальных инструментов.

Ложки…….

Маракасы…

Бубны

Колокольцы…..

И мы переходим на следующую ступень.

Слайд 14 Фото дети

Шестая ступень -ИГРА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ. Каждая группа инструментов начинает играть тогда  когда увидит на экране свой муз. инструмент тем способом, который вам больше всего понравился.

Слайд 15 ВИДЕО ПАРТИТУРА

Слайд 16 Фото с занятия «Крнцерт»

Седьмая ступень – «оркестр». Мы прошли все ступени: научились слышать звуки, поработали над развитием чувства ритма, познакомились с музыкальными инструментами, попробовали выразить себя через игру на воображаемых инструментах, овладели некоторыми приёмами звукоизвлечения. Мы готовы сыграть в оркестре? (Да)

Слайд 17 ВИДЕО ПАРТИТУРА

Инструкция. Фонограмма. Участники играют «Концерт».

           Слайд 18 Фото с визитки

Прекрасно музыка звучит, когда единомышленников оркестр звучит!

Слайд 1