Ребенок с особыми образовательными потребностями

Бирюкова Елена Всеволодовна

Понятие «Дети с особыми образовательными потребностями» охватывает всех обучающихся, чьи образовательные проблемы выходят за границы общепринятой нормы. Общепринятый термин «дети с особыми образовательными потребностями» делает ударение на необходимости обеспечения дополнительной поддержки в обучении детей, которые имеют определенные особенности в развитии.

Логичным и обоснованным может быть принято определение, которое дает французский ученый Г. Лефранко: «Особые потребности – это термин, который используется в отношении лиц, чья социальная, физическая или эмоциональная особенность требует специального внимания и услуг, предоставляется возможность расширить свой потенциал».

К категории детей с особыми образовательными потребностям и можно отнести детей с особенностями психофизического развития, детей с гиперактивностью и дефицитом внимания, а также одарённых детей, 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Музыкотерапия как один из методов

коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми потребностями

В соответствии со стратегией современного образования и введением профессионального стандарта педагога, который выдвигает требования к использованию специальных подходов к обучению и развитию, для того чтобы включить в образовательный процесс всех воспитанников, в том числе и с ограниченными возможностями, педагог должен обеспечить равные возможности для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства. Педагоги дошкольных учреждений, в том числе и музыкальные руководители, должны комплексно решать данную задачу.

Коррекционно-развивающая работа с детьми с особыми возможностями здоровья должна строится на основе интеграции образования, личностно-ориентированного подхода, на принципах соблюдения интересов ребенка, системности, непрерывности, рекомендательного характера оказания помощи.

Коррекционно-развивающие возможности музыкального искусства по отношению к дошкольникам с особыми образовательными потребностями обусловлены прежде всего тем, что оно является источником новых позитивных переживаний ребенка, рождает творческие потребности и способы их удовлетворения, активизирует потенциальные возможности в практической музыкально-художественной деятельности, обеспечивает всестороннее развитие ребенка, т.е. выполняет важнейшие функции: воспитательную, образовательную, социальную.

Упоминание о целительном и коррекционно-развивающем воздействии музыки уходит корнями в древние времена. Виднейшие ученые Пифагор, Аристотель, Платон указывали на лечебное и профилактическое воздействие музыки. Они считали, что музыка устанавливает пропорциональный порядок и гармонию во Вселенной, в том числе нарушенные в человеческом теле. Было замечено, что музыка, прежде всего ее основные компоненты — мелодия и ритм, изменяет настроение человека, перестраивает его внутреннее состояние.

В античных источниках находится множество свидетельств, говорящих о чудесах, произошедших от воздействия музыки. Виднейший врач древности Авиценна тысячи лет назад лечил музыкой психические заболевания. А врач Асклепид звуками музыки усмирял раздоры и звуками трубы восстанавливал слух. Восприятие музыки, по мнению древних греков и римлян, способствовало процессу пищеварения. Целительное воздействие звучания определенных музыкальных инструментов отмечал Демокрит и рекомендовал слушать флейту для исцеления при смертельных инфекциях. В работах древнегреческого философа Пифагора есть описание того, каким образом музыка может влиять на эмоциональное состояние человека, восстанавливать душевную гармонию.

Музыкотерапия широко использовалась также в Древнем Китае и Индии. Древнекитайские подходы в диагностике и лечении музыкой основывались на воздействии музыки на активные биологические точки меридианов человеческого тела. Лечение душевных и физических расстройств проводилось посредством воздействия определенных тонов, звуков и определенных музыкальных инструментов на больные области тела.

Научное осмысление механизма воздействия музыки на организм человека началось с конца XIX — начала XX в. Исследования выявили благотворное влияние музыки на различные системы организма человека: сердечно-сосудистую, дыхательную, двигательную, нервную. Очень важными были выводы о том, что положительные эмоции, полученные от общения с искусством, оказывают лечебное воздействие на психосоматические процессы в организме человека, снимают психоэмоциональное напряжение, мобилизуют резервные силы, стимулируют творчество, а отрицательные указывают противоположное действие. Именно эти выводы отечественных ученых легли в основу научного обоснования использования искусства (музыки) в коррекционной работе с взрослыми и детьми.

Вторая половина XX в. связана с выделением музыкотерапии как самостоятельного направления в практике арттерапии в странах Европы и США.

Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства психологической коррекции состояния ребенка в желательном направлении развития. Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь ребенка музыкотерапевтических произведений, что сводит к минимуму поведенческие и организационные проблемы, повышает работоспособность детей, симулирует их внимание, память, мышление. Музыкотерапия обычно организуется в индивидуальной и групповой формах. Каждая из этих форм может быть представлена в трех видах: рецептивной, активной и интегративной.

Рецептивная музыкотерапия предполагает относительно пассивное восприятие предложенных мелодий, и в основном решает задачи, связанные с психоэмоциональными состояниями.

Активная музыкотерапия подразумевает активное включение участника в процесс посредством пения, движений, игры на детских музыкальных инструментах и способствует решению задач по активизации творческих проявлений, формированию коммуникативных навыков.

Интегративная музыкатерапия сочетает в себе подходы рецептивной и активной музыкотерапии.

Какая именно музыка обладает наибольшим терапевтическим эффектом? По наблюдениям, оптимальные результаты даёт прослушивание классической музыки и звуков природы.

Многочисленные исследования подтвердили, что классическая музыка не только создает чувство психологического комфорта, но и способствует развитию внимания, интеллекта и творческих способностей, помогает раскрытию внутреннего потенциала ребенка в раннем возрасте.

Элементы музыкотерапии применяются в группах детского сада в течение дня:

- утренний прием начинается с музыки Моцарта, потому что эта музыка располагает к тесному контакту между взрослым и ребенком, создает атмосферу уюту, тепла, любви и обеспечивает психологическое благополучие;

- дневной сон проходит под тихую, спокойную музыку. Известно, что сон рассматривается как проявление сложноорганизованной деятельности ряда мозговых структур. Отсюда его важнейшая роль в обеспечении нервно-психического здоровья детей. Музыка во время сна оказывает оздоровляющее терапевтическое воздействие;

- музыка для вечернего времени способствует снятию накопившейся усталости, стрессовых ситуаций за день. Она успокаивает, расслабляет, нормализует кровяное давление и работу нервной системы детского организма.

Достоинствами музыкотерапии являются:
1. Абсолютная безвредность; 
2. Легкость и простота применения; 
3. Возможность контроля; 
4.Уменьшение необходимости применения других лечебных методик, более нагрузочных и отнимающих больше времени.

Все мы рождаемся с разными возможностями. Иногда ограничения накладываются самой природой. Но это не значит, что шансов быть счастливыми у детей с ограниченными возможностями, меньше. И этому найдется свое решение – музыкотерапия.



Предварительный просмотр:

В музыку с радостью:

занятия для детей с особыми потребностями

В любом обществе есть люди, которые требуют особого внимания к себе. Это люди, имеющие отклонения в физическом, психическом или социальном развитии. Такие люди выделены в особую группу, и в обществе и в государстве должно складываться особое отношение к ним.Однако в разные времена в зависимости от конкретных культурно-исторических условий отношение к этой категории людей было самым различным: в одних обществах, как, например, в Спарте, оно отличалось крайней жестокостью вплоть до их физического уничтожения. Районы крайнего Севера. Древний Рим, в других – было милосердно-сострадательным. На Руси люди, страдающие от тяжелых недугов и имеющие ограниченные возможности, традиционно являлись объектами благотворительности и милосердия. Кроме того, в православной религии им было уготовлено особое место. На этих людях был «промысел божий».

Сегодня российские законодательные акты относительно заботы и помощи людям с ограниченными возможностями приближаются к законам и принципам, принятым во всем мире, которые утверждают недискриминационное отношение к инвалидам и призывают мировое сообщество создать условия для интеграции в общество больных детей, обеспечивая для них равные возможности.

В 2005 году на базе Чайковской ДМШ № 2 было создано отделение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) или отделение учащихся с особыми образовательными потребностями. За эти годы на отделении 15выпускников по классу гитары, балалайки, вокала, синтезатора, фортепиано. Срок обучения на отделении детей с ОВЗ - 5 лет.

На сегодняшний день у нас занимаются 11 учеников. В основном это ребята с врождённым ДЦП (средней формы и разными формами пореза), с сердечно-сосудистыми заболевания. Была и глухонемая девочка, и девочка, потерявшая голос после автомобильной аварии.

С большинством детей приходиться заниматься на дому индивидуально. Лишь несколько человек привозят в школу родители.

Что характерно - эти дети всегда с нетерпением и с большой радостью ждут музыкальных занятий, а для педагога это очень важно- видеть желание и отдачу ученика. А когда ещё видишь изменения, происходящие в психоэмоциональном состоянии наших детей, просто начинаешь верить в волшебство музыки.

Интересно, что при создании отделения ни у кого из преподавателей не было опыта работы с «особыми» детьми. Для обучения мы ездили в Екатеринбург в специализированную музыкальную школу № 4, где набирались опыта (также я была и в общеобразовательной коррекционной школе №169 для детей с таким заболеванием как аутизм). Постепенно складывалась своя система обучения, положительно влияющая на здоровье детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и их социальную адаптацию в обществе.

Специфика работы с детьми-инвалидами состоит в том, что средства, формы обучения и воспитания таких детей зависят от вида аномального развития, степени и характера нарушений различных функций, возрастных возможностей, а также от индивидуальных способностей детей.

Могу привести такой пример - мой ученик  Максим Ермолин с который занимается на синтезаторе- может играть только одним пальцем- у мальчика ограниченное действие рук. Он очень долго приспосабливался к игре, а также много работал над техникой. И он добился хороших результатов (естественно по его меркам).

Зябрина Софья–когда мы занимаемся игрой на инструменте фортепиано - специфика её зрения такова—когда садится за инструмент- она  не видит ноты на клавиатуре, плохо различает клавиши, хотя теоретически всё знает. И таких случаев много и всё индивидуально.

Никому не секрет, что круг общения таких детей сужен и замкнут. И педагоги дополнительного образования помогают реализовать имеющиеся у них потенциальные возможности.

В этом смысле огромно значение музыки, как одного из универсальных терапевтических средств, воздействующих на психику, эмоции, настроение человека. Процесс музыкального обучения для таких детей,несомненно, отличается от обычных занятий со здоровыми детьми - в организации постановки целей, требованиях к восприятию и усвоению знаний, навыков и умений. Основная задача в процессе воспитания детей с аномальным развитием включает в себя:

- стимуляции потенциальных возможностей;

- помощь в преодолении трудностей социальной адаптации;

- вовлечение ребенка - инвалида в мир прекрасного путем активизации его творческого потенциала  и компенсаторных возможностей.

Музыкальные занятия включают следующие разделы:

Логопедические упражнения над развитием речи, пение, обучение музыкальной грамоте, слушание музыки, музыкально- ритмические упражнения и игры, обучение игры на музыкальных инструментах, музицирование, пальчиковые игры.

Любой из разделов музыкального воспитания помимо общеизвестной направленности несет в себе еще и дополнительную нагрузку, отвечая за достижение конкретных коррекционных целей в общем процессе развития ребенка-инвалида.

Пение включает в себя так же работу над развитием артикуляционного аппарата: артикуляционную гимнастику, дидактические игры на развитие голоса, органов дыхания, мимических групп мышц, стабилизирует нервную деятельность. Способствует решению проблем в речевом плане,Пение обогащает ребёнка новыми впечатлениями, развивает инициативу, самостоятельность и одновременно корректирует активность психических процессов,

 Слушание музыки обогащает внутренний мир ребенка - инвалида, пробуждает в нем способность к сопереживанию, сочувствию, действует успокаивающе, расслабляюще или наоборот, - побуждает к действию и активности в зависимости от настроения и характера музыкального произведения, учит ребенка мыслить, фантазировать, творить

Присутствует в наших занятиях и игра на музыкальных инструментах, которая способствует развитию мелкой моторики, координации движений, слуха ритмического, тембрового, звуковысотного, а также укреплению памяти.

Музицирование привлекает даже самых робких и инертных детей, пробуждает в них активность в выражении чувств радости и удовольствия от возможности общения с музыкальными инструментами. Особенность музицирования с этими детьми в том, что все исполняемые произведения исполняются в ансамбле с педагогом, что позволяет избежать дискомфорта и обогащает звучание.

Важную роль играют музыкально-ритмические упражнения. Это целый раздел, куда как составляющая входят упражнения для развития определенных частей тела, рук или ног.Музыкально - ритмические игры способствуют снятию замкнутости, застенчивости, закомплексованности, вызывают положительные эмоции, формируют желание принимать участие в музыкально - игровом действе совместно с педагогом или другими детьми на совместных концертах. В таких играх у них формируется нравственное начало, дружелюбие и доброжелательность к окружающим людям.

Исходя из опыта работы, благодаря музыкальным занятиям, включающие все эти разделы, улучшается мелкая моторика рук, что способствует положительным изменениям в развитии речи, памяти, координации движения. В результате обучения у ребенка повышается познавательная активность, уверенность в свои силы (особенно это видно на концертах), дети активнее проявляют себя в различных жизненных ситуациях, также повышается интерес к совместной деятельности с взрослым, развивается потребность ребенка в общении посредством речи, снижается психоэмоциональное и мышечное напряжение.

Ещё один пример- встретив недавно бывшего выпускника по классу вокала Илью Лабутина (средняя форма ДЦП) Он учится сейчас в Москве в техническом вузе – заметила значительные изменения в лучшую сторону – речь стала чётче и понятнее. Поинтересовавшись - он мне сказал, до сих пор много поёт и очень благодарит своего школьного преподавателя.

Соприкосновение с музыкой стимулирует ребенка к творчеству, и способствует самовыражению.Зачастую также- эти занятия способны изменить его настроение в позитивную сторону. И ещё раз скажу, что эти дети с большой радостью, как ни какой здоровый ребёнок, ждут нас. И очень- очень благодарны.

Для ребят, поступающим на наше отделение- первостепенным является желание заниматься музыкой, а не наличие музыкальных способностей. Мы принимаем всех желающих. В моей практике был такой случай, когда у воспитанника поначалу не было никаких музыкальных наклонностей (или мы не могли их сразу найти). Мы долго с ним «искали» свой путь. Изучали нотную грамоту, слушали много музыки: и классику, и современную, знакомились с вокальными ансамблями. И на третий год обучения решили попробовать освоить синтезатор. На данный момент Максим Ермолин- я про него уже говорила (теперь уже выпускник нашей школы) прекрасно играет на инструменте, успешно выступает на различных городских концертах и конкурсах. Автоаккомпанемент записываю в банк на дорожку секвенсера, а мелодию исполняет самостоятельно, причём делает это (как я уже это говорила) одним пальцем. У мальчика помимо ограниченного действия рук–атрофированыдвигательные функции ниже пояса. Прошло 3 года, как он закончил школу, но мы продолжаем заниматься. При выборе песен часто спорим, прежде чем придти к единому мнению.

Третий  год у меня учатся две девочки–близняшки - София и Лена.

Девочки очень умные с большим интеллектом. Очень многим интересуются. Занимаются вокалом, успешно осваивают нотную грамоту, подбирают на фортепиано, играют в ансамбле известные песни и уже выступают с ними на концертах. А также знакомимся и слушаем музыкальные  произведения разных жанров, эпох, стилей.

При своём заболевании- они занимаются верховой ездой (лошади их лечат).

И горными лыжами.

У Леонтьева Коли помимо физического и умственное отставание в развитии (нарушение речи, дикции, пальпаторики). Но он очень старается и у нас очень много положительных результатов. Чему очень рады.

В этот году среди моих учеников появились 2 мальчика- тоже братья-близнецы. Также как у девочек- у одного из них -Альберта - более сильная тяжесть заболевания. Он проходит обучение на дому. Брата же водят в общеобразовательную школу.

Занимался Альберт 2 года на балалайке.И так получилось, что преподаватель, уехала-  найти другого- увы, не удалось. Не секрет- заниматься с такими детьми не все соглашаются преподаватели - видимо морально не готовы (Про Настю Хозяшеву).

А так как я заведующаяотделением–найти преподавателя ребёнку входит в мои обязанности или я беру этого ребёнка себе - так и получилось в этот раз.

Я искала для занятий гитариста, потом преподавателя по вокалу. В конце- концов нашла синтезатор и предложила мальчику и родителям попробовать заниматься на этом инструменте. К огромному нашему удивлению - он с таким интересом стал заниматься. За два месяца учёбы мы уже многому научились: играем попевки, подбираем и с удовольствием поём песни. А по просьбе мамы стали заниматься с братом Артуром. Теперь у меня ещё 2 ученика. Всего их 5 человек и со всеми занимаюсь на дому. А тех, которые могут привозить родители- распределяю преподавателям. И очень благодарна тем, кто соглашается.

Активное вовлечение детей с особыми образовательными потребностями в художественно-эстетическую деятельность осуществляется путем организации концертов, конкурсов с их непосредственным участием. Совместными стараниями учителя и ученики готовятся к концертам отделения (Новогодние, Рождественнские концерты, концерты в декаду инвалидов, концерты к 8 марту и 23 февраля, отчётные концерты отделения), участвуют в ежегодном муниципальном фестивале художественного творчества людей с ограниченными возможностями «Цена успеха».В ближайшее время- 25 октября будет очередной фестиваль, где мы вновь примем участие. Часто проводим и домашние концерты для родственников ребёнка (приходят дяди, тёти, дедушки и бабушки). Отделение тесно сотрудничает с детским садом «Ромашка» для детей с нарушением зрения(мы приезжаем к ним с концертно-игровой программой.) Чайковским обществом инвалидов «Ласточка», совместно с которыми проходят концерты.

Ребята конечно очень волнуются  перед выступлением, но поддержка преподавателей помогает им справиться с волнением.

Хочется отметить тёплую атмосферу всех концертов отделения, а также ставшие уже традиционными чаепития, где ребята общаются между собой, что немаловажно для наших детей.

Опять же скажу -основная проблема отделения - нехватка преподавателей. Ведь в первую очередь, это их заслуга в том, что дети могут реализовать свои творческие способности и раскрыть в себе музыкальные таланты. Но далеко не каждый готов работать с «особыми» детьми. Кроме знаний, нужны терпение, искренняя заинтересованность в результате, человечность, доброта. Всеми этими качествами обладают наши педагоги отделения детей с ОВЗ.

Во время проведения занятий с детьми-инвалидами необходимо соблюдать следующие условия:

 - Замедленный, в отличие от здоровых детей, темп обучения;

  • оптимальное привлечение детей к предметно-практической деятельности;
  • опора на наиболее развитые положительные качества ребенка;
  • дифференцированное руководство деятельностью детей и корректирование их действий.

На Занятия с детьми-инвалидами, в отличие от занятий с обычными детьми много отступлений, связанных с жизнью, окружающей средой, внешней обстановкой, обществом. Педагог, который работает с такими детьми, должен чутко реагировать на все события, волнующие ребенка.

Также - обучая таких детей, педагог сам учится у них силе воли, состраданию, переосмысливает свои жизненные позиции.

В процессе занятий преподаватели отмечают прилежность у этих учеников, необычайную чувствительность к музыке;

Работать с детьми инвалидами очень трудно. Собирая по крупицам малые успехи ребенка, мы с родителями от души радуемся им, как большим невероятным достижениям.

Но самое главное - повышается степень свободы ребенка по отношению к окружающему миру, растет его оптимизм, вера в свои силы, и таким образом происходит его адаптация в обществе.

Хочется ещё сказать, эти дети всё могут и всё умеют,но делают это по-своему. И это нужно понять, принять, подстроиться... И тогда совсем не будет страха в обучении таких детей.

Список использованной литературы

  1. Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании /Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. – М., 2001.
  2. А. Н. Зимина «Основы музыкального воспитания в дошкольном учреждении».
  3. С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковнина « Музыка и движение».
  4. Журнал «Справочник музыкального руководителя».
  5. Б.М. Теплов «Психология музыкальных способностей».
  6. Д.Б. Кабалевский «Как рассказать детям о музыке».
  7. О.Слабода. «Исцеление через магию звуков» /. – СПб., Вектор, 2008 г.
  8. С. Шушарджан «Здоровье по нотам» /. - М., Медицина, 1994 г.



Предварительный просмотр:

http://www.rastut-goda.ru/images/image/image1/16445_big.jpg

http://mndg.ru/img/obuhenie_muzuki.gif

музыкальный руководитель

       

   Понятно, что чаще всего именно родители первыми замечают одаренность ребенка, хотя это не всегда легко сделать, так как не существует какого-то стереотипа одаренности — каждый ребенок проявляет свои способности по-своему. Чаще всего одаренность ребенка остается не замеченной в семьях, где этот ребенок является первым или единственным. Иногда родители сопротивляются причислению своих детей к одаренным. Объясняется это, очевидно, тем, что родители одаренных детей, как члены своего общества, подвержены системе отношений и ценное общества в целом.

       Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей.  Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т.д. может происходить «угасание» признаков детской одаренности. Вследствие этого крайне сложно оценить меру устойчивости одаренности, проявляемой данным ребенком на определенном отрезке времени. Кроме того, возникают трудности относительно прогноза превращения одаренного ребенка в одаренного взрослого.

       Одаренность  —это  системное,  развивающееся  в  течение  жизни  качество психики,   которое   определяет   возможность   достижения   человеком   более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими  людьми.
    
Одаренный ребенок  выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

     Музыка - источник особой детской радости.  В ДОУ имеется всё необходимое для осуществления работы по  музыкальному воспитанию.     Музыкальный зал оборудован музыкальным центром, микрофонами    фортепиано, телевизором, DVD проигрывателем. В групповых комнатах оборудованы  всем необходимым набором учебно-дидактических пособий, оборудованием и игрушками  музыкальные уголки. Дети с удовольствием рассматривают альбомы с портретами композиторов, играют на «немой клавиатуре» и поют,  играют в музыкально-дидактические игры. Такие условия созданы для занятий музыкой в повседневной жизни.  

     Выявлять музыкальные  способности начинаем  у детей  с 2-х летнего возраста. Много тепла и ласки отдаём нашим детям, открывая дверь в мир прекрасного. На  занятиях им предлагается доступный для восприятия наглядно проиллюстрированный  музыкальный материал, музыкально-дидактические игры, авторские методики Т.Тютюнниковой,  Бурениной А.Н., Мерзляковой, О.П.Радыновой.

      В раннем возрасте ребёнок естественно открывает для себя красоту музыки, её волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал. Благодаря грамотным занятиям у малыша постепенно развивается музыкальный слух, а музыкально-ритмическое развитие естественным образом  вливается в жизненный ритм малышей. Чтобы закрепить эффект раннего музыкально-ритмического развития, в помощь родителям оформляю папки-раскладушки   с рекомендациями и песенным репертуаром.    Одаренность часто проявляется в успешности деятельности, имеющей

стихийный, самодеятельный характер. Например, увлеченный  пением  ребенок может дома с энтузиазмом исполнять выученные в детском саду песни, попевки,

танцы,  но при этом не проявлять аналогичной активности непосредственно на музыкальном занятии.    

       В художественно-эстетической деятельности выделяют хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность. Одаренность выступает как интегральное проявление разных способностей в целях конкретной деятельности. Дети с удовольствием принимают участие при разучивании музыкально-ритмического материала к музыкальной сказке «Колобок», участвуют в театрализованной деятельности, разучивают и исполняют стихи, песни, танцы, водят хороводы и участвуют в инсценировках. Иногда родители на празднике или развлечении узнают о наличии признаков одарённости у своих детей. Присутствие родителей на празднике или развлечении в детском саду, концертной площадке или на массовом городском мероприятии создают для детей мощный стимул для работы над музыкальным материалом. А  совместное исполнение песни или танца вместе с мамой или папой оставляют в памяти детей много радостных воспоминаний.

      Становление системы музыкальности у музыкально одаренных детей подчиняется общим закономерностям развития музыкальных способностей в онтогенезе и характеризуется: опережающим развитием эмоциональной отзывчивости на музыку и сенсорных компонентов этой системы; ярким и интенсивным развитием музыкального мышления, опосредованным быстрым усвоением музыкального языка. Высокий уровень творческости и интеллекта у этих детей служит основой гармоничного развития репродуктивного и продуктивного компонентов музыкального мышления.

Музыкально одаренные дошкольники часто оказываются художественно одаренными вообще, проявляя способности к изобразительной, литературной и другим видам художественной деятельности. Диагностика музыкальности представляет собой процесс, состоящие аз последовательных, проводимых ежегодно циклов диагностических обследований и систематических наблюдений за музыкальным развитием ребенка. Структура диагностики музыкальности и музыкальных способностей определяется принятой в исследовании структурой музыкальности и составляющих ее музыкальных способностей. Диагностирование детей проводится строго индивидуально.

      У детей с общими задатками одаренности, но без выраженных на первом этапе музыкальных способностей, музыкальность в процессе специальных занятий развивается очень интенсивно, по-видимому, главным образом за счет интеллектуальных механизмов.   Поэтому рекомендую родителям ребёнка после выпуска из ДОУ продолжить занятия  с хореографом, преподавателем вокала или инструмента. Наши дети  учатся в Школе Искусств, занимаются в хореографической Данс студии "Очарование", участвуют в городских, областных конкурсных программах. Выступают в городских праздничных программах "8 Марта", "День матери", "День защитников Отечества", "День защиты детей", «День Победы».

      Создание особой художественной атмосферы, музыкальности окружения является мощным стимулом музыкального и общего развития детей.



Предварительный просмотр:

Итоговое занятие «Игрушки»

(Развитие ритмических способностей детей с речевыми нарушениями на музыкальных занятиях с элементами логоритмики)

Автор: Е. Фоминых

Подборка музыкального, игрового, танцевального и песенного материала:                            Е. Фоминых

Мастеринг аудиофайлов: О. Лыков

Цель: преодоление речевого нарушения у детей путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы через музыкально - логоритмическую деятельность.

Задачи: 

образовательные:

- формировать двигательные умения и навыки, связь музыки, движения и слова;

- развивать пространственные представления, творческую, активность;

- развивать координацию, переключаемость движений;

- знакомить с метроритмикой;

воспитательные:

- воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность;

- формировать способность восприятия музыкальных образов и умение ритмично и выразительно двигаться в соответствии с данным образом;

- совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма;

коррекционные:

- развивать речевое дыхание;

- развивать артикуляционный аппарат;

- развивать фонематическое восприятие;

- развивать грамматический строй и связную речь;

- формировать и развивать слуховое и зрительное внимание и память.

Структура интегрированного занятия:

Движения под музыку: хороводный, дробный и маршевый шаг;

Танец с предметами:

«Горошины цветные» -с мячиками

Танец - песня «Ах, какие ложечки» О.Н. Васьковской

Песня, с элементами пальчиковой гимнастики, ритмопластики: Девочкина О.А. «Лошадка», «Зайка» на стихи А. Барто;

Песня «Самолет» Тиличеевой с игрой на металлофонах»

Логопедическая гимнастика;

Шумовой оркестр «Озорная полька» А. Филиппенко

Игра «Музыкальный магазин»

Игра «Взял-отдал» Тютюнниковой

Действующие лица:

Ведущий

Волшебница

Продавец

Дети: Мишка, 2 зайчика.

Оборудование: домик волшебницы, витрина магазина, игрушки для оформления, деревянные ложки, инструменты для шумового оркестра - металлофон, маракасы, барабаны, карточки для артикуляционной гимнастики, шапочки для игры «Муз. магазин», грецкие орехи для игры «Взял-отдал».

Дети входят в зал под музыку «Маленькая страна» и выстраиваются в шахматном порядке.

001. Мал. страна-поют дети

Ведущий: Здравствуйте, ребята. (распевают)

Сегодня мы с вами отправимся в необыкновенную волшебную страну, но сначала мы с вами поприветствуем друг друга!

Музыкальное приветствие:

Шаг, поклон,

На место встали.

«Здравствуйте!»-  мальчики сказали.

Шаг, присели,

Шаг и стали –

«Здравствуйте!»- девочки сказали.

Ну а гости повторяют и нам дружно отвечают: здрав-ствуй-те!

Ведущий: Как здорово и интересно мы поприветствовали друг друга, а теперь – в путь! (ставим ручки, ставим ножки и отправляемся в путь-дорожку)

Звучит фоновая музыка «Гномик» О. Юдахиной, дети поют выполняют движения по тексту песни.

002. Все виды шагов

Ведущий: 

1. Прямо по дорожке,

Шагают наши ножки,

Мы весело шагаем,

Колени поднимаем.

(Маршевый шаг)

2. Спокойно и красиво

По кругу мы идём,

Как будто по дороге

Мы хоровод ведём.

(Хороводный шаг)

3. Немножечко присели,

Потопать захотели,

Топаем ногами,

Весело шагаем.

(Топающий шаг)

Ведущий: Ну. Вот и мы пришли?

Звучит музыка из сказочного домика выходит волшебница.

003. Выход Волшебницы

Волшебница: Здравствуйте, мои друзья. Знаю, что отправились вы в волшебную страну и конечно, вам попасть туда я помогу. А поможет вам вот эта коробочка.

А что в коробочке лежит, что в коробочке гремит? (Прпевает)

Дети: высказывают предположения…

Волшебница: Давайте посмотрим - это волшебные орешки! Если на них ритм отстучать, можно в волшебную страну игрушек попасть!

Вы умеете играть с орешками?

(Дети садятся на колени в круг)

Игра Т.Э. Тютюнниковой «Взял-отдал», муз. «Тумба-хей» (Голландия).

004. Игра с орешками

1 ФРАЗА: 1 орех кладется на левую руку, и дети его накрывают у себя и передают соседу. 6 тактов 4/4

(Разучивается со словами «У МЕНЯ», «У СОСЕДА», «ВЗЯЛ», «ОТДАЛ»)
В проигрыше берут 2-ой орех

2 ФРАЗА: отстукивают ритм || III ||III ||II I||II I|| II I||III

Проговаривают слова: раз, два, раз, два, три

В проигрыше вновь кладут 2-ой орех перед собой

3 ФРАЗА: повтор 1 фразы, без слов: 6 тактов  4/4 в конце – поднимают руки с орешками ВВЕРХ!

Волшебница: Ой, а что это в уголочке за конвертик?

«Картинки с изображением АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА»

(Выполняют под метроном)

Под медленный темп метронома:

  1. Широко раскроем ротик, как голодный бегемотик.
  2. Часики стучат тик-так и язычок наш может так.
  3. Дети на качели сели и взлетели выше ели, вверх-вниз ну-ка, язычок, держись.

Быстрый темп:

  1. Я индюк «Балды-Балда»- разбегайтесь, кто куда.
  2. Цокает лошадка по дорожке, громко язычком пощелкай – тоже будет звонко.

Как только гимнастика заканчивается. На середину зала выкатывается мяч!

Волшебница: А вот и первая игрушка!

005. Мой весёлый звонкий мячик

МЯЧ

(ритмодекламация под музыку)

006. Мяч-ритмодекламация

1. Мой веселый, звонкий мяч, 
Ты куда помчался вскачь? 
Желтый, Красный, Голубой,
Не угнаться за тобой! 

2. Я тебя ладонью хлопал. 
Ты скакал и звонко топал. 
Ты пятнадцать раз подряд 

Прыгал в угол и назад. 

3. А потом ты покатился 
И назад не воротился.
Покатился в огород, 
Докатился до ворот, 


4. Подкатился под ворота, 
Добежал до поворота. 
Там попал под колесо. 
Лопнул, хлопнул - вот и все!
 

Слышится звук самолета 

Волшебница: Вот и вторая игрушка к нам спешит, угадайте - кто так гудит?

006. Звук самолета

Волшебница: Верно, звук самолета. Летчики, на аэродром!

Дети идут маршевым шагом, выстраиваются в полукруг и декламируют стихотворение:

Самолёт построим сами,

Понесёмся над лесами.

Понесёмся над лесами,

А потом вернёмся к маме

На команду «Заводим моторы и летим – двигаются по залу хаотично. На команду: На посадку – «Летят на стульчики»

Остаются 3 человека и играют на металлофонах попевку:

Песня Е.Тиличеевой «Самолет» с игрой на металлофонах

Самолет летит, Самолет гудит

Стучат палочками ритм песни

У-у-у-у, я лечу в Москву

Глиссандо на металлофоне

Командир – пилот самолет ведет

Стучат палочками ритм песни

У-у-у-у, я лечу в Москву

Глиссандо на металлофоне

007. Самолет

Волшебница: Звонко цокают копытца. Угадайте, кто к нам мчится?

009. Лошадки

Звучит начало «Лошадка Зорька» Ломовой (дети узнают лошадку)

010. Лошадка Зорька

Исполняется песня «Я люблю свою лошадку» с движениями (сл. А. Барто, муз. Девочкиной)

Звучит заставка - рычание медведя (см. «Музыкальный Оливье» №1- 2013 г. http://art-olive.ru/besplatno.html )

Волшебница: Кто-то к нам еще идет?

                         Громко песни так поет!

Заходит медведь с корзиной, в которой лежат ложки.

011. Медведь

Волшебница: Мишка косолапый по лесу идет,

                        Мишка косолапый ложки нам несет.

Медведь: Буду с вами и я играть,

                  Будем ложками стучать!

Любая песня про Ложки, по выбору музыкального руководителя.

Ведущий: Кто же к нам еще спешит? (звучит фрагмент «Зайка»), дети отвечают.

012. Зайчики

Ведущий: Давайте исполним песню про зайчика

Исполняется песня «Зайка» с движениями (сл. А. Барто, муз. Девочкиной)

Волшебница: А вы не будете обижать игрушки? Ну-ка, зайка, выходи, инструменты нам неси.

Под музыку зайка выходит: 

Зайка: Что ж ребята вы сидите,
Инструменты все берите.
Как умеете играть
Надо всем нам показать.

Оркестр «Озорная полька»

(муз. Филиппенко)

013. Озорная полька (Филиппенко)

Волшебница: Ребята, а знаете где у игрушек дом?

Правильно - на фабрике их делают, а покупают?

И мы отправимся с вами в магазин.

Садитесь в машины, заводим, поехали….

014. Бибика-мик

(садятся на стульчики - машины)

Игра «Музыкальный магазин»

Продавец: 

Посмотрите, в магазине

Все игрушки на витрине:

Заводные зайчики,

Мишки и лошадки

Все на полочках сидят,

С нами поиграть хотят.

(Н. Воронина)

Давайте посмотрим, какие игрушки в нашем магазине. (У каждой игрушки своя музыка. (зайчики 012 - 1 чел, лошадки 09 – 2 чел., самолет 08 - 1 чел., мишка 011- 1 чел.))

Каждая игрушка под свою музыку выполняет движения. С окончанием музыки «завод» заканчивается. Покупатель выбирает понравившуюся игрушку. После - все возвращаются на «стульчики-машины».

Волшебница:

Пробежало солнышко по дорожке,

Разбросало солнышко яркие горошки.

Ребята цветные горошки взяли,

И на прощание танец с ними станцевали.

Танец «Горошины цветные»

(Описание танца см. в конце сценария)

015. Горошинки цветные

С последними фразами танцующие уходят. К ним присоединятся дети мл. возраста. Движениями рук прощаются и уходят в группу.

Горошины цветные

(красные, синие, желтые)

(Муз .А.Варламова, сл. В.Кузьминой)

(автор танца не известен)

На проигрыш идут в 2 шеренгах, перестраиваясь в одну.

1. Горошинки цветные в ладошки соберу

(перекрестные движения руками с поворотом влево-вправо, ноги на пятку)

И превращу горошинки в весёлую игру

И превращу горошинки в весёлую игру

(вытягивают вперед поочередно руки с шариком)

Жёлтые горошки – это наша кошка,

(руки вверх-махи в стороны обеими руками, показывают только те, о ком поется, у остальных- руки за спиной)

Синие горошки – кошкины глаза.

Красные горошки – ушки под серёжки

И тогда получится кошкина краса.

В проигрыше перестраиваются в 2 круга

2. Горошинки цветные на солнышке горят,

(присели, встали, покружились)

Мальчишки озорные играть со мной хотят.

Мальчишки озорные играть со мной хотят.

Жёлтые горошки – это чьи-то ножки,

(перестраиваются в общий круг по словам песни)

Синие горошки – чей-то сильный взгляд.

Красные горошки – ротик у Антошки,

Получился маленький непоседа-брат.

(В проигрыше маршевым шагом расширяют круг, шагая спиной)

3. Горошинки цветные

(Встают на колено. Стучат шариками)

рассыпались в траве,  

(движение поочередно руками вверх-вниз)

Но три из них остались

(Встают на колено. Стучат шариками)

в широком рукаве.

(движение поочередно руками вверх-вниз)

Но три из них остались

(Встают на колено. Стучат шариками)

в широком рукаве. 

(движение поочередно руками вверх-вниз)

Жёлтые горошки

(делают воротца в центре) – осени наброски,

Синие горошки

(движения руками в стороны под ВОРОТЦАМИ)– капельки дождя.

Красные горошки

(Подходят по обе стороны к ВОРОТЦАМ)– соберу в лукошко,

Сказочной дорожкой тихо уходя.

(Перестраиваются в одну шеренгу)

Сказочной дорожкой тихо уходя.

В проигрыше повтор: (перекрестные движения руками с поворотом влево-вправо, ноги на пятку) - 2 такта, (вытягивают вперед поочередно руки с шариком)- 2 такта,

Уходят