Методические разработки по Социально-Коммуникативному развитию

Некрасова Ольга Александровна

конспекты занятий, консультации для родителей и воспитателей

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОЛИЦЫНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2

дошкольное отделение - детский сад № 85

Мастер-класс

«Развитие речи и творческих способностей у детей через технологию «Друдлы»

Воспитатель

 Некрасова О.А

р.п. Большие Вяземы

2023 год

 «Развитие речи и творческих способностей у  детей через технику друдлы»

     Как часто вы вспоминаете игры, в которые играли в детстве? Это и подвижные игры на скорость, реакцию, выносливость. Но вы наверняка и вспомните игры на смекалку и сообразительность.

     Игры с начертанием на песке или мелом на стене линии, геометрические фигур или просто размытые кляксы. Потом предлагалось угадать: «На что похоже?». Предлагалось масса ответов и, как правило, правильным считался самый необычный ответ, который даже не мог никому прийти в голову. Этот человек и считался победителем.

     Но сразу отмечу в этой игре, как и в самой технике друдлы – правильного ответа просто не существует. Здесь считается правильным, самый оригинальный и необычный ответ. (Примеры  игр: «Поезд», «Бабка Богу молится», «Чукча и лампочка» и т.д.)

     В данном мастер-классе я вам предлагаю поиграть со своими детьми. В друдлы могут играть люди любого возраста. Самая главная цель: «Учиться видеть необычное в обычном».

     Друдлы – это задачи – головоломки, в которых нужно домыслить. Друдлы в переводе с английского означают «каракули». Техника стала известна в 1950 году, благодаря Леонарду Стерну и Роджеру Прайсу.

      Если коснуться истории, то друдлы были еще в XVI веке в эпоху Ренессанса.  Друдлы встречаются  в картинах многих известных художников.

      Чем полезна техника друдлы?

- развитие образного мышления, как у взрослых, так и у детей;

- развитие креативного воображения «Я учусь видеть необычное в обычном»;

- развитие речи, когда я рисую, я думаю и проговариваю то, что рисую. Если заниматься друдлами в паре со своим ребенком без общения просто не обойтись. Вы стараетесь обговорить линии, фигуры, задаете вопросы: «На что похоже?», «А что ты здесь дорисуешь?», «А какого цвета это будет?». Ребенок отвечает, проговаривает слова, звуки.

     Стоит отметить, что друдлы желательно рисовать черным карандашом или черным фломастером на белой бумаге. Этот фон наиболее благоприятный для развития воображения и для полета фантазии.

        В заключение  хочу отметить – учитесь  у детей иногда быть детьми. Дети как никто видят самые оригинальные картины в окружающем нас мире.

Технология    «Как играть с ребенком в друдлы»

  1. Предложите ребенку нарисовать на листе бумаги что – то свое. То, что он сам захочет.
  2. Вы отдельно на другом белом листе черным карандашом рисуете линии, кляксы. Словом  все, что приходит вам в голову.
  3. Предложите ребенку поменяться рисунками. На рисунке ребенка подрисуйте линии своим черным карандашом. И так чтобы эти линии не соприкасались с общими линиями рисунка ребенка.
  4. Теперь снова предложите ребенку поменяться рисунками. Вы берете в руки уже свой раскрашенный рисунок и отдаете рисунок ребенка ему снова.
  5. Обратите внимание на свой рисунок видно, что в ваших фигурах и линиях ребенок увидел что-то свое и начал раскрашивать. Если вы спросите  название своего рисунка,  он без проблем вам его озвучит.
  6. Посмотрите внимательно на рисунок ребенка и спросите, как называется его рисунок. И вы увидите, что ваши линии и фигуры, которые вы ему подрисовали удачно «вписались» в его творение. Они просто не могут быть не тронутыми. Позадавайте ребенку вопросы: «Что за линии?», «А что нарисовано?», «Чтобы ты еще нарисовал?».

     Ребенок вам отвечает, происходит общение на тему, которая вам обоим интересна. Прекрасное занятие как для того чтобы развлечься, так и для того чтобы подумать и мысленно отдохнут

Текст выступления

  1. Вступление.
  2. Игра - разминка «Апельсин».
  3. Игра «Кто Вы?».
  4. Игра «Друдлы. Тренировка воображения».
  5. Упражнение «Дорисуй».
  6. Анкета «Обратная связь».

Игра – разминка «Апельсин».

Цель: игра направлена на развитие беглости мышления, скорости извлечения информации из памяти, а также способности осознанно переходить в новые содержательные области.  

 Участники группы сидят по кругу. У ведущего в руках мяч.

 Инструкция: «Давайте, вообразим, что это (ведущий показывает мяч) – апельсин. Сейчас мы будем бросать его друг другу, говоря при этом, какой апельсин мы бросаем. Будем внимательны: постараемся не повторять уже названные качества, свойства апельсина и сделаем так, чтобы мы все принимали участие в работе».

Ведущий начинает работу, называя любую характеристику воображаемого апельсина, например, «сладкий». В процессе выполнения упражнения ведущий побуждает участников к более динамичной работе, формулируя свои высказывания позитивно, например, «Давайте работать быстрее».

Игра «Кто Вы?»

Цель: игра побуждает участников, с одной стороны, быть внимательными к действиям других, а с другой – искать такие средства самовыражения, которые будут понятны окружающим.

Инструкция: «Я раздам вам карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой будет написано «слон», знайте, что у кого-то есть карточка, на которой также написано «слон»».

Ведущий раздает карточки (если в группе нечетное количество участников, ведущий тоже принимает участие в упражнении). Для детей на карточках картинки.

 «Прочтите, пожалуйста, что написано на вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого — найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки «вашего животного». Другими словами, все, что мы будем делать, мы будем делать молча. Когда вы найдете свою пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда все пары будут образованы, мы проверим, что у нас получилось».

После того как все участники группы нашли свою пару, ведущий спрашивает по очереди у каждой пары: «Кто вы?»

Мои наблюдения: эта игра обычно проходит очень весело, в результате у участников группы повышается настроение, снижается усталость. Оно способствует дальнейшему раскрепощению участников.

После завершения упражнения можно предложить поделиться впечатлениями, рассказать о том, как участники находили свою пару.

Упражнение «Друдлы».

Я приготовила вам новое интересное задание.

        На свете все на все похоже

        Змея - на ремешок из кожи,

        Луна – на круглый глаз огромный,

        Журавль – на тощий кран подъемный.

- А на что похожа эта картинка? (педагог показывает детям картинку – друдль).

- За каждый ответ я буду давать фишку.

- Выложите свои фишки на ковре и сосчитайте их. У кого больше получилось фишек?

- Вам понравилась эта игра? Попрыгайте 3 раза на одной ноге, 3 раза на другой и 3 раза вокруг себя.

Упражнение «Дорисуй»

  • Цель: Развитие психических процессов – памяти (слуховой, зрительной), произвольного внимания, творческого воображения, логического мышления;

Материал: картинки «Друдлы» нарисованные на листе  бумаги карандаши (фломастеры)

Инструкция: дорисовать картинку и рассказать, что нарисовали.

F:\друдлы\droodles\dr001.gif            F:\друдлы\droodles\dr009.gif            F:\друдлы\droodles\dr010.gif            F:\друдлы\droodles\dr017.gif   F:\друдлы\droodles\dr021.gif            F:\друдлы\droodles\dr027.gif

F:\друдлы\droodles\dr029.gif           

               

   



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОЛИЦЫНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2

дошкольное отделение - детский сад № 85

 

Конспект занятия по развитию интеллектуально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

«Я умею!»

Підготовила и провела

Воспитатель

Некрасова Ольга Александровна

рп Большие Вяземы

2023

Цель.

  • Создать положительный эмоциональный настрой и атмосферу принятия каждого ребенка;
  • Продолжать  работу над развитием психических процессов – памяти (слуховой, зрительной), произвольного внимания, творческого воображения, логического мышления;
  • Формировать коммуникативные умения и навыки саморасслабления
  • Воспитывать уверенность в себе, умение работать в паре и микрогруппах.

Оборудование: шляпка, картинка (друдль), предметные картинки, игра «Колумбово яйцо» (8 наборов), шнурки для плетения косы (9 шт.), эмблемы (9 шт.)

Ход занятия

  1. Упражнение «Шляпка комплиментов»

- У вас сегодня хорошее настроение? И у меня тоже. Хорошее настроение – это крепкое здоровье. Я знаю такой секрет – когда говоришь комплименты, настроение улучшается.

(Стоя в кругу, одевая шляпку своему товарищу, глядя в глаза соседу ребенок говорит «Мне нравится в тебе..» принимающий кивает головой и отвечает: «Спасибо, мне очень приятно!» Упражнение продолжается по кругу).

- Мне кажется, что даже солнышко засияло ярче за окном.

- Надо стараться, чтобы настроение всегда было хорошее.

2. Упражнение «Я умею!»

- Какие красивые комплименты вы уже умеете говорить! А играть вы умеете? (Да)

- И, наверное, очень любите. Я буду говорить фразу, а вы – хлопайте в ладоши, если умеете делать то, о чем я сказала.

(Педагог говорит фразу, а дети хлопают в ладоши, если они умеют делать то, о чем говорит ведущий).

  • Складывать картинки из пазлов;
  • Составлять и отгадывать загадки;
  • Придумывать истории, фантазировать;

- Как много вы уже умеете! Но еще и многому научитесь. Есть народная пословица: «Не говори не умею, а говори - научусь!»

А узнавать что-то новое это так интересно. Вы согласны со мной? Присаживайтесь на стульчики.

  1. Упражнение «Друдли».

Я приготовила вам новое интересное задание.

        На свете все на все похоже

        Змея - на ремешок из кожи,

        Луна – на круглый глаз огромный,

        Журавль – на тощий кран подъемный.

- А на что похожа эта картинка? (педагог показывает детям картинку – друдль).

- За каждый ответ я буду давать фишку.

File0125File0125

- Выложите свои фишки на ковре и сосчитайте их. У кого больше получилось фишек?

- Вам понравилась эта игра? Попрыгайте 3 раза на одной ноге, 3 раза на другой и 3 раза вокруг себя.

4. Игра «Секрет»

- А теперь секретное задание. Возьмите одну картинку, посмотрите и запомните ее. Ваше задача – узнать и запомнить, какие картинки у ваших товарищей. (На выполнение задания дается 1 мин.)

(Педагог раздает детям карточки с изображением предметов. Дети, передвигаясь по группе, смотрят картинки друг у друга, запоминая их. По истечении минуты, взрослый спрашивает детей, чьи картинки они запомнили).

- Например, я спрашивала у Саши – у него солнышко, у Светы – телефон и т.д.

- Ребята, мы с вами потренировали свою память, у нас сохранилось много новых слов, потому что вы были очень внимательные.

- Погладьте себя по голове и скажите: «Молодец, умница!»

5. Игра-энергизатор (проговаривая слова стихотворения, дети выполняют движения, согласно текста)

- Как живешь? – Вот так!  

- Как плывешь? – Вот так!    (имитация движений)

- Как бежишь? – Вот так!     (пальцами по ладошке)

- Вдаль глядишь? – Вот так! (бинокль)

- Ждешь обед? – Вот так!

- Машешь вслед? – Вот так!

- Ночью спишь? – Вот так!

- А шалишь? – Вот так!

  1. Игра «Колумбово яйцо» (работа в парах)

- Приготовьте руки, сложенные «корзиночкой». Я вам дам часть геометрической фигуры, вы найдите себе товарища и сделайте так, чтобы фигура стала целой. (Педагог раздает каждому ребенку часть разрезанной геометрической фигуры).       

- Из геометрических элементов по образцу выложите фигурки животных. (Дети работают в парах)

        7. Упражнение «Плетем косичку»

- Кто умеет заплетать косы?

- У вас есть эмблемы. Соберитесь в команды по рисунку эмблемы.

 «Раз, два, три - косичку плети» (дети заплетают в группе шнурки в косички в командах по 4 человека)

- Какие замечательные косы получились. Если бы вы не смогли договориться, то ничего бы не вышло.

- Вы не умели и научились! Ура нам! А куда мы можем применить эти косы? Что можно с ними сделать?

- Протяните руки вперед, соедините их в центре круга, прыгая на 2 ногах говорить слова:

Пусть сегодня нам везет!

Пусть нам завтра повезет!

Пусть всегда нам везет!



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОЛИЦЫНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2

дошкольное отделение - детский сад № 85

Консультация для родителей на тему:

«Роль бабушки и дедушки в семейном воспитании».

Провела

Некрасова О.А.

2020 г

«Семья - это не только родители и дети. Большую или меньшую роль в ней часто играют бабушки и дедушки, а иногда и другие родственники. Независимо от того, живут они вместе с семьей или нет, их влияние на детей нельзя упускать из виду». К. Д. Ушинский

Какова же роль современных бабушек и дедушек в воспитании внуков? Дело в том, что старшее поколение - носители и хранители семейных ценностей и традиций. Поэтому, отношение бабушки и дедушки к ребенку абсолютно иное, нежели у матери и отца.

Известно, что на отношение бабушек и дедушек к своим внукам влияет ментальность того народа, того государства, в котором они выросли и в котором живут. Европейцы и американцы, как правило, стараются не вмешиваться в процесс воспитания, предоставляя эту привилегию и ответственность молодым родителям. Тем более, что молодые уже достаточно длительный срок живут, как правило, вдали от своих родителей, «своим домом». Русская же ментальность абсолютно иная. Нередко у нас бабушка и дедушка поучают и заботятся не только о внуках и внучках, но и о сыновьях и дочках.

В русском быту бабушка и дедушка испокон веков занимали положение «старших родителей». В большинстве семей они пользовались уважением, к их мнению прислушивались, считали, что они, несмотря на физическую слабость, являются хорошими помощниками. «Баба, бабушка, золотая сударушка! Бога молишь, хлебцем кормишь, дом бережешь, добро стережешь», - говорит русская пословица.  Бабушка начинала заботиться о ребенке сразу же после его рождения, особенно если в семье имелось много детей, а мать постоянно была занята работой. Она нянчила младенца: пеленала его, укачивала, пела колыбельные песни, играла, напевая потягушки, пестушки, учила ходить, говорить. Бабушка присматривала за подросшими внуками, следила, чтобы они были накормлены, одеты, здоровы, не убегали далеко от дома, рассказывала им сказки, обучала девочек прясть, вышивать, вязать, играть в куклы.

Отношения бабушек-дедушек с маленькими и большими внуками были близкими и теплыми. В то время как родители проявляли к детям строгость, старались им «не давать много воли», наказывали детей за провинности, бабушки-дедушки обычно были ласковы и заботливы по отношению к внукам, закрывали глаза на их шалости и проказы, прощали мелкие проступки, утешали в горестях. В дальнейшем даже взрослые внуки видели в бабушке или дедушке поверенных своих тайн и утешителей.

Но и в наше время членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы, ответственность родителей за воспитание детей. При этом положительный результат возможен лишь при условии вдумчивого воспитания, когда все взрослые члены семьи служат для своих детей образцом поведения: доброжелательно относятся к окружающим и друг к другу, добросовестно трудятся, интересуются общественными событиями. И создать такую атмосферу в семье, порой, под силу представителям старшего поколения.

От умения сочетать любовь к внукам с требовательностью к ним, привлекать детей к участию в интересных и полезных делах во многом зависит авторитет бабушек и дедушек. Особенно ценны в воспитательном процессе нравственные позиции взрослых членов семьи. Например, дед, работающий на производстве, активно участвовал в благоустройстве детской игровой площадки во дворе дома. Он привлёк к этой работе взрослого сына, соседей и даже старших дошкольников. Никто в семье не упрекнул его за то, что он в ущерб семье и своему отдыху выполнил полезное общественное дело.

В неполной семье участие бабушки и дедушки имеет большое значение в воспитании детей. Мальчику дедушка особенно нужен, когда в семье нет отца. Именно дед передаёт своему внуку навыки мужественности в самом широком смысле этого понятия.

Укрепляет отношения родных нескольких поколений и проведение праздников: Нового года, дней рождения. Организацию таких мероприятий, как правило, берут на себя бабушки. Во многих семьях существует традиция хорового пения, игры на музыкальных инструментах, проведения игр, состязаний на смекалку, ловкость. В этих развлечениях с удовольствием принимают участие все члены семьи от мала до велика.

Интересны и полезны для детей рассказы бабушек и дедушек о своём детстве, работе. Хорошие традиции развиваются и поддерживаются молодыми родителями, которые проявляют при этом много выдумки и фантазии. Нередко старшее поколение сохраняет в доме семейные реликвии: трудовые и боевые ордена, медали, почётные грамоты, старые фотографии. Время от времени их достают, рассматривают вместе с детьми, беседуют. Такое общение важно для ребёнка.

Не нужно забывать, что традиции - лучший воспитатель ребенка, поскольку они дают самое главное ребенку - уверенность, что так будет всегда, что семья всегда, при любых условиях соберется и будет вместе. Традиции формируют у ребенка «банк» необыкновенных воспоминаний о детстве, о нежных руках матери, о морщинистом лице бабушки, о веселом нраве отца и деда. Эти воспоминания он пронесет по жизни. Они позволят ощутить гордость за свою семью. И уж, конечно, ребенок, выросший на традициях, объединяющих разные поколения семьи, никогда не бросит бабушку или дедушку в трудные минуты их жизни. Это углубляет его привязанность к семье, родным, способствует умственному и нравственному развитию.

Но, к сожалению, нередко между разными поколениями в семье возникает конфликт. При этом, ученые подметили, что он, как правило, не затрагивает бабушек и внуков, а локализуется между старыми и молодыми родителями. В основе его лежат разные мотивы. Это может быть несогласие с педагогикой родителей, как со стороны старшего поколения, так и со стороны среднего. Это может быть элементарная ревность. Представители поколений соревнуются в любви к ребенку. Часто молодые родители ревнуют своего ребенка к своим родителям. Многие мамы, обсуждая эти взаимоотношения, жалуются, что ребенок, как им кажется, больше любит бабушку. Это выражается в том, что как только она приезжает в гости, внук или внучка не отходят от нее, ластятся к ней, весь день стараются провести с бабушкой или дедушкой, или с ними обоими.

Как избежать семейных дрязг, от которых страдают дети?

Замечательный педагог В. А. Сухомлинский вместе с коллективом школы, где он был директором, создали такой удивительный кодекс, включающий 10 правил формирования у детей уважения к старшим — «Десять Нельзя». Одно из них гласит: «Нельзя смеяться над старостью и старыми людьми - это величайшее святотатство; о старости надо говорить только с уважением; в мире есть три вещи, которые ни при каких условиях не могут быть подвергнуты осмеянию - патриотизм, истинная любовь к женщине и старость».

Так какие же советы, руководствуясь вышеизложенным можно дать,

Молодым родителям:

  • Помните, что все, и хорошее, и плохое ребенок выносит из семьи.
  • Чтобы вы ни думали, основной пример для подражания — это родители.
  • Проявляя уважение к старшему поколению, вы обеспечиваете себе такое же отношение ваших детей к вам в старости.
  • Семья как хороший производственный коллектив, где у каждого есть свои обязанности, своя мера ответственности.
  • Для того чтобы ребенок уважал бабушку и дедушку, не обязательно жить вместе. Семейные традиции в этом помогут.

Бабушке и дедушке:

  • Помните, что вы — основные хранители традиций семьи и именно от вас зависит, вырастут ли ваши внуки «Иванами, не помнящими родства».
  • Не забывайте о том, что старость — это мудрость.
  • Помогайте своим детям, но не теряйте достоинства.
  • Старайтесь, чтобы ваша помощь не была навязчивой и не лишала среднее поколение самостоятельности.