Образовательная технология "Конструирование и ручной труд из бросового материала"

Некрасова Ольга Александровна

Конструирование и ручной труд являются обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством умственного, художественно-эстетического развития и нравственного воспитания. В "Программе воспитания и обучения в детском саду" ставятся задачи постепенного формирования у детей с учетом их возрастных возможностей конструктивных навыков и умений; развития фантазии и воображения, творческого мышления; воспитания самостоятельности, активности, дружелюбия, любознательности, аккуратности, трудолюбия и других важных личностных качеств. Эти задачи решаются как на занятиях, так и при организации конструктивной деятельности в свободное время и в процессе игр. В каждой возрастной группе раскрываются психологические особенности детей, которые необходимо учитывать при организации методической работы; определяются виды конструирования в зависимости от используемого материала, дается содержание работы и подробные методические рекомендации по ее осуществлению. Обеспечивая в процессе конструктивной деятельности всестороннее развитие детей, педагог формирует у них жизненно необходимые навыки и умения, раскрывает и развивает потенциальные возможности, организует работу так, чтобы ребята обретали уверенность в своих силах, стремились создавать красивое, глядя на окружающий мир глазами художника; ощущали себя значимыми, умелыми, способными и талантливыми. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_masterskaya_chudes_2020.docx1.82 МБ
Файл tehnologicheskie_kartochki.docx29.34 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка
«ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ»

по художественному ручному труду
Поделки из бросового материала

Работа в условиях Федеральных государственных требований к дошкольному образованию и внедрение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования диктует обновление содержания        и        форм        работы        с        детьми.

Центральное место в данном возрасте отводится воображению, фантазии, интересу к новому. Если эти качества, по каким то причинам не развивать в дошкольном детстве, то в последующем возрастном периоде наступает быстрое снижение активности функции воображения, а значит, обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Изготовление поделок из бросовых вещей способствует развитию творческих способностей у дошкольников, развитию воображения. Бросовым материалом называют все то, что люди обычно выбрасывают. Поделки из бросового материала почти не требуют финансовых затрат. Дети становятся волшебниками, превращая ненужный мусор в полезную вещь или красивую поделку. Повторное использование в детском творчестве упаковки и других ненужных вещей не только развивает у детей мелкую моторику, фантазию, творческое мышление и многие другие полезные умения и навыки, но и помогает воспитывать стремление беречь и охранять нашу Землю и природные ресурсы.

Актуальность :

Потребность в рациональном использовании отходов становится с каждым днём всё более актуальной. Бросовый материал даёт огромные возможности для осуществления фантазий. Это доступный материал, который всегда находится под рукой.

Главная цель и задачи методической разработки - оказать воспитателю помощь в организации ручного труда детей старшего дошкольного возраста; - приобщать детей к миру прекрасного как можно раньше, формировать заботливое отношение к окружающей среде, по-хозяйски относиться к природе:

- помочь воспитателю сделать обучение детей 6-7 лет ручному труду занимательным, интересным и добиться высоких результатов в формировании у дошкольников изобразительных умений и навыков.

Труд по изготовлению игрушек, поделок из бросового материала может быть индивидуальным и коллективным. Как и взрослым, коллективный труд приносит детям большую радость своей слаженностью, чёткой организованностью.

Предлагаемые в технологических карточках поделки из разнообразного бросового материала - бутылок, спичечных коробков, CD-диски и др. - описаны здесь в той последовательности, в которой их следует рекомендовать детям для изготовления.

Имеющиеся в карточках иллюстрации помогут воспитателю не только представить общий вид игрушки, но понять способы и последовательность её изготовления.

В технологических карточках даётся описание поэтапного изготовления поделки из различных предметов, которое поможет воспитателю в выборе материала, инструмента, с помощью которого будет изготавливаться поделка.

Перспективно-тематический план, связанный с праздничными событиями, страны позволяет педагогический процесс превратить в специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определённой образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение поставленных целей образования, воспитания и обучения. Разработанная методика является совокупностью методов, образующих систему действий по достижению цели - оказать воспитателю помощь в организации ручного труда детей старшего дошкольного возраста, который поможет приобщить детей к миру прекрасного, сформировать заботливое отношение к окружающей среде, по-хозяйски относиться к природе.

Исходя из этого хочу сказать,что использование бытового мусора приучает ребенка к бережливости, он никогда не сломает игрушку, сделанную своими руками, к изготовлению которой приложил усилия и старания, а в дальнейшем станет уважать и труд других людей.

Все в ваших руках, уважаемые педагоги! Фантазируйте, творите, освобождайте планету от мусора! Поделки из бросового материала - вторая жизнь для вещей и праздник творчества в каждом доме.

Закончить методичку хочу словами Марии Монтессори:

«Наша цель - не просто заставить ребенка понять, но обратиться к его воображению, чтобы привести его в восторг до глубины души!»

Удивляйте, вдохновляйте, любите своих детей, и скоро они удивят и вдохновят вас.

Месяц

   Занятие

Тема

Задачи

Октябрь

1

Аппликация из природного материала «Лесная полянка»

Учить детей создавать сюжетные композиции из природного материала; развивать чувство цвета и композиции. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе, вызвать желание сохранять ее красоту в аранжировках и флористических композициях

2

Аппликация из природного материала «Осенняя фантазия»

3

Тестопластика

«Яблоки и груши, бананы , виноград»

Учить детей создавать объёмные полые поделки из соленого теста.

Совершенствовать изобразительную технику – учить лепить путем вдавливания и моделирования формы.

Показать разные приемы оформления лепных фигурок – выкладывание орнамента, нанесение узора стекой, штампование декора колпачками фломастеров.

Синхронизировать работу обеих рук.

Развивать чувство формы, пропорций; воспитывать аккуратность

4

Панно «Дерево жизни»

Ноябрь

5

Тестопластика

 «Булки и пирожное, рогалик, круасан, заплетушки, калачи» Натюрморт с самоваром

6

Тестопластика

«Венок с цветами

7

Конструирование из природного материала «Деревья и цветы»

8

Конструирование из природного материала «Жар-птица»

Декабрь

9

Конструирование из природного материала «Готовимся к зиме»

10

Конструирование из бумаги папье-маше на простой форме

Учить воспринимать действительность и конструировать художественный образ.

Развивать скульптурные навыки детей, передавать впечатления, полученные в жизни.

Развивать  творческую фантазию детей, психические процессы: логическое  мышление,  пространственное воображение, художественный вкус, глазомер, мелкую моторику пальцев рук.

Воспитывать интерес к технике  «папье – маше», развивать коммуникативные навыки детей.

Формирование эстетический вкус, художественно-пластические умения и навыки  работы с бумагой;

Приобщать детей к искусству кукольного театра.

Воспитывать трудолюбие, усидчивость, терпение, аккуратность, чувство взаимопомощи и товарищества.

11

Конструирование из бумаги папье-маше

«Ёлочные игрушки»

12

Конструирование из бумаги папье-маше

«Ёлочные игрушки»

(продолжение)

январь

13

Конструирование из бумаги папье-маше

«Пальчиковый театр»

14

Конструирование из бумаги папье-маше

«Пальчиковый театр»

(продолжение)

15

Моделирование из геометрических форм Создание худож. образов «Дед Мороз»

Расширять и углублять знания в области современных отечественных и зарубежных  технологий работы с бумагой и картоном.

Расширять знания  по  цветоведению, по  основам составления декоративных, скульптурных, тематических  композиций.

Совершенствовать умения и навыки в различных видах бумагопластики.

Обеспечить необходимых условий для  личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого развития ребенка.

Способствовать художественно-эстетическому развитию и воспитанию обучающихся.

16

Моделирование из геометрических форм. Технические модели «Грузовик»

Февраль

17

Моделирование из геометрических форм Создание худож. образов

« Животные»

18

Плетение «Косичка»

Развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру  через формирование позитивного отношения  к труду;

Развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека;

Воспитание толерантности к мнениям и позиции других;

Освоение трудовых умений и навыков, осмысление технологии процесса изготовления изделий в практической деятельности;

Развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности;

Формирование коммуникативных умений в процессе реализации парной и групповой  деятельности;

Освоение  первоначальных конструкторско-технологических знаний и технико-технологических умений на основе бучения работе с технологической документацией, строгого  соблюдения технологии изготовления изделий;

Освоение приемов и способов работы с различными материалами  и инструментами, неукоснительного соблюдения правил техники безопасности, работы с инструментами, организации рабочего места;

Ознакомление  с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами;

Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения;

Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.

19

Аппликация с косичками «Обезьянка»

20

Плоскостное плетение

«Закладка для книг»

Март

21

Плоскостное плетение

«Узор для коврика»

22

Плоскостное плетение

«Коврик»

23

Плоскостное плетение

«Подарок для мамы»

(Корзинка)

24

Иголочка

Апрель

25

«Разные дорожки». Вышивка прямой дорожки.

Познакомить детей с нитками, с приёмами работы с иголками, учить правильно, обращаться с иголкой, вдевать нитку, завязывать узелок.

Учить вышивать швом «вперёд иголка» двумя нитками.

Познакомить с вышивкой по кругу.

Учить работать не спеша, подбирать красивое сочетание ниток

26

«Разноцветные кружочки».

Вышивка по кругу.

27

«Салфетка».

28

«Пришивание пуговиц с двумя отверстиями».

Май

29

«Пришивание пуговиц с четырьмя отверстиями».

Закрепить правила техники безопасности с иглой, ножницами.

Учить украшать салфетку цветными нитками, швом «Вперёд иголку», развивать творческое воображение, аккуратность в работе.

Познакомить детей с интересными фактами из истории вещей: иголки, пуговицы, утюга, напёрстка, заинтересовать детей занятиями ручным трудом.

Учить пришивать пуговицу параллельным способом, вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, закреплять нить в конце шва.Учить пришивать пуговицы способом «крест», закреплять нить в конце шва. Продолжать учить пришивать пуговицы способом «крест», закреплять нить в конце шва. Вспомнить знакомые швы «через край», «вперёд иголку», изготовить индивидуальную игольницу.

Развивать мелкую моторику рук. Украшать игольницу аппликацией. Учить детей вышивать швом «тамбурный». Закрепить правила техники безопасности с иглой, ножницами. Учить детей вышивать швом «тамбурный». Учить подбирать нить по цвету. Закрепить правила техники безопасности с иглой, ножницами. Продолжить учить выполнять шов «Вперёд иголку», шов «тамбурный». Вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, развивая мелкую моторику рук.

30

«Пуговичные узоры».

31

«Изготовление игольницы».

32

«Дорожки».

33

«Волшебная радуга».

34

Вышивание по замыслу

35

Диагностика детей