Методы ,формы организации деятельности учащихся.

Степанова Баирма Бадмаевна

Основная цель современного учителя- удачно выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока литературы в 6 классе

Дата: 15.02.2016

Тема: «Твори добро!» (по рассказу Александра Ивановича Куприна «Чудесный доктор»)

Цели урока:

способствовать формированию морально-нравственных ценностей;

- продолжить формировать навыки анализа художественного текста;

- повторить изобразительно-выразительные средства языка, встречающиеся в рассказе «Чудесный доктор» А.И. Куприна;

- стимулировать интерес учащихся к чтению художественной литературы.

Формируемые универсальные учебные действия:

Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, осмысленно читать текст, отыскивать и выделять в нём необходимую информацию, осознанно строить речевое высказывание, устанавливать причинно-следственные

связи, аргументировать собственное мнение, формировать умение работать со словарём.

Регулятивные УУД: уметь ставить цели, планировать, контролировать учебную деятельность на уроке.

Личностные УУД: иметь ценностно-смысловую ориентацию, соотносить поступки и события с принятыми в обществе этическими принципами и моральными нормами, мотивировать себя на процесс и результаты деятельности.

Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать, принимать чужую точку зрения, формулировать и аргументировать собственное мнение, уметь работать в группе и в парах.

Оборудование: учебник «Литература. 6 класс» под редакцией В.Я. Коровиной, портреты А.И. Куприна и Н.И. Пирогова, мультимедийный проектор, компьютер.

Добру человек у человека учится

Ч. Айтматов

Ход урока

  1. Организационный момент. Актуализация знаний. (2 мин.) (Слайд № 1)

Учитель: - Здравствуйте, ребята! Какие человеческие ценности ежедневно присутствуют вместе с нами? (ответы детей 0

-Какие ценности по-вашему дороже всего? (ответы детей)

- Скажите, пожалуйста, что значит быть добрым? Что такое доброта?

У вас есть листочки, на которых в графе «до» запишите свой ответ.

Ученики:

1. Доброта — ласковое, дружеское, заботливое отношение.

2. Доброта — это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо.

3. Доброта — это бережливое и внимательное отношение к чему-либо.

4. Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.  (на слайде)

Учитель:

- Как вы думаете , о чем сегодня мы будем говорить на нашем уроке?

Ученики:

- О доброте, о людях и их поступках.

Учитель:- Дома вы прочитали рассказ Александра Куприна «Чудесный доктор».

Объедините слова доброта и чудесный доктор. Как мы можем назвать тему нашего урока?

(ответы детей)

- Итак, тема нашего урока «Твори добро!» по рассказу А.И. Куприна "Чудесный доктор". Эпиграфом к нашему занятию мы возьмём слова известного писателя XX века Ч. Айтматова: «Добру человек у человека учится» (Слайд № 2)

II. Формулирование целей урока (1 мин.) (Слайд № 3)

Учитель:

- Давайте попробуем определить то, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

Cегодня на уроке мы должны раскрыть такое понятие, как "доброта" на примере рассказа А.И. Куприна "Чудесный доктор»

- разобраться в содержании прочитанного вами текста, понять авторский замысел произведения;

- дать оценку поступкам героев;

- определить нравственную проблематику рассказа.

III. Художественный анализ текста. (12 мин.)

1. - Теперь перейдём к анализу произведения.  Задумывались ли вы над вопросом : почему  рассказ называется «Чудесный доктор»? На этот вопрос мы ответим в конце урока.

 У каждой группы на столе есть конверт с № 1. Откройте его, достаньте вопрос  и постарайтесь ответить на него. (время- 3мин.)

 1 гр.- Сколько рассказчиков в этом произведении?

Ученики:

- Два: тот, с кем произошла описанная писателем история, и сам автор, передающий услышанное от другого.

Учитель:

- Такая форма построения текста называется «рассказ в рассказе».

2 гр. Как автор описывает картину города?

Найдите описание города и прочитайте вслух   (прочитать отрывок со слов  «По мере…позади»).

-  в какое время года происходит действие рассказа?

Ученики:

- Зимой, перед Рождеством или Новым годом.

Вопрос  для всех:

- С чем ассоциируются новогодние праздники?

Ученики:

- С ёлкой, гирляндами, мандаринами.

Учитель:

- Любите ли вы эти праздники? Какие чувства испытываете при их приближении?

Ученики:

- Радостное ожидание подарка, сюрприза, удивления, свершение чуда.

Учитель:

3 гр.- Могут ли Гриша и Володя надеяться на сюрпризы, подарки в эти праздничные дни? Почему вы так решили? (прочитать отравок со слов «Наконец….нищеты». )

Ученики:

- Нет, не могут. Понять это помогает описание того убогого места, где они живут. (Наконец …нищеты). (Слайд № 5)

Учитель:

- Перед вами лежат листочки. На них записаны детали из картины жизни большого города и из картины жизни мальчиков. Давайте распределим их, соответственно отметив цифрами 1 и 2.

  • Целые горы красных крепких яблок и апельсинов.
  • Ярким светом висящих ламп;
  • Правильные пирамиды мандаринов.
  • Протянулись огромные копченые и маринованные рыбы.
  • Гирляндами колбас.
  • Красовались разрезанные окорока с толстым слоем розоватого сала.
  • Сияющие ёлки.
  • Прекрасные магазины.
  • Смеющиеся лица нарядных дам.
  • Тесным, обледенелым и грязным двором.
  • Закоптелым, плачущим от сырости стенам.
  • Мокрым отрёпкам.
  • Ужасному запаху керосинового чада.
  • Грязного белья и крыс.
  • Запаху нищеты.

Учитель:

4 гр. - Какой приём использует автор, рисуя картину радостных людей и сменяя её тёмными улицами, грязным двором?

Ученики:

- Автор противопоставляет героев, их семью миру сытых и равнодушных людей.

Учитель:

- Правильно, чтобы показать контраст жизни и мечты автор использует прием противопоставления. Такой прием в литературе называется антитеза.

Зачем А. И. Куприн сравнивает картины жизни большого города и жизни мальчиков?

Выводы учащихся:

- А. И. Куприн сопоставляет картины жизни большого города и жизни мальчиков для того, чтобы показать читателю, как жесток окружающий мир.

Учитель:

- С помощью художественных средств автор создает картины жизни большого города и картины жизни мальчиков.

Следующее задание по карточке. Как называется изобразительно-выразительное средство языка, использованное в следующих примерах:

  • Метафоры: «горы яблок», «пирамиды мандаринов», «запах нищеты».

а) метафора,

б). эпитет,

в). олицетворение,

г).  гипербола

Учитель:

5 гр.- А почему семья Мерцаловых оказалась в таком положении?

Ученик:

.- Семья Мерцаловых оказалась в таком положении, потому что глава семейства заболел и поэтому потерял работу и теперь никак не может найти новое место, хотя старается. Весь сегодняшний день он ходил по городу и просил деньги у кого только можно. А детей мать послала с письмом к своему бывшему работодателю в надежде, что тот одолжит хотя бы какую-нибудь сумму денег.

V. Особенности изображения действительности. (10 мин)

Учитель:

- Постарайтесь увидеть пейзаж в рассказе и понять, зачем Куприн так подробно его описывает.

(Учитель читает описание природы под музыку Бетховена «Лунная соната» («Тут было… тишины»). (Слайд № 8)

Красота пейзажа создается с помощью метафор, олицетворений, эпитетов.

Олицетворение: «деревья дремали».

Эпитет: «великое спокойствие».

Метафора: «глубокая тишина».

Учитель:

- Скажите, какая природа в рассказе?

Ученики:

- Царственная, спокойная, роскошная.

Учитель:

- Почему автор использует в своем рассказе спокойствие, тишину?

Ученики:

Тишина и спокойствие  подталкивают Мерцалова  исполнить свое намерение – уйти из жизни.

IV. ФИЗМИНУТКА. (2 мин.)

Учитель:

- Мы с вами попадаем в этот сказочный сад, вдыхаем чистый свежий воздух: вдох-выдох, вдох-выдох – и оглядываемся вокруг.

Направо – горные вершины,

Налево – ёлок длинный ряд,

А сверху – облака на диво,

Внизу сугробов встал отряд.

Деревья ветви распушили,

Нечаянно снег вдруг уронили

И снова к небу потянулись,

Затем опять к земле пригнулись

И распрямились.

Учитель:

- О чем Мерцалов думает среди глубокой тишины и великого спокойствия?

Ученики:

- Вот лечь бы и заснуть.

Учитель:

- Какой поступок хочет совершить Мерцалов? Почему? Грех ли это?

Ученики:

- Он хочет покончить жизнь самоубийством. Мерцалов в отчаянии, потому что не может содержать семью, его дети голодают. Но самоубийство - это не выход, это грех.

Учитель:

- С кем встретился Мерцалов здесь, в саду?

Ученики:

- С доктором.

Учитель:

1 гр- опишите  эпизод встречи Мерцалова и доктора. .

2 гр.Найдите описание портрета незнакомца. Какие определения подбирает Куприн для характеристики доктора?

Ученики:

- «Мягкий, ласковый», «умное, серьезное лицо, необыкновенное, спокойное, внушающее доверие».

Учитель:

3 гр.- Найдите описание портрета Мерцалова. Как его рисует автор?

Ученики: 
- «Скромный, заботливый, честный, интеллигентный, тактичный».

Учитель:

4 гр.- расскажите, Что же произошло после разговора в парке? (Один ученик рассказывает).

Учитель:

5 гр.- Скажите, произошло ли чудо в рассказе?

Ученики:

- Да произошло, и связано оно с появлением «чудесного доктора». Всё меняется, как в сказке, семья возвращается к нормальной жизни. А доктор так же быстро исчезает, как неожиданно он и появил

Учитель:

- это  было «чудесным» в поступках незнакомца?.

Выводы учащихся:

- В рассказе А.И. Куприна речь идет о чуде рукотворном, которое может совершить любой человек с чутким сердцем и внимательным взором, обращенным на других людей. О чудодейственной силе деятельного сострадания. О чудесной способности человека даже в самых невыносимых условиях оставаться человеком, стараться сопротивляться лишениям и невзгодам судьбы.

Учитель:

- А вы знаете, что Куприн, говоря о докторе Н.И. Пирогове, писал о реальном человеке, оставившим существенный след в медицине. Хотите узнать о нём? Я «пригласила» к нам в гости Николая Ивановича Пирогова. Пусть он сам расскажет, как стал доктором. (Слайд № 9)

VII. Сообщение учащегося. Слово самому Николаю Ивановичу Пирогову. (2 мин.) (Слайд № 10)

- Меня зовут Николай Иванович Пирогов. Я профессор медицины. Вы меня спросите, как я стал доктором? А вот, господа, все случай... Когда я был еще совсем ребенком, то мой младший брат сильно заболел и к нему был приглашен профессор Мухин. О, это был удивительный человек! А как он говорил с братом! Не поверить ему было просто невозможно! Брат выздоровел. В семье только и разговаривали, что о докторе. Он, как чародей, посетил нашу семью. И я начал играть в лекаря. Затем, окончив пансион в 1824 году, стал студентом Московского университета. Нелёгким был мой путь в медицине. Но я многое сделал для русской науки, но не всегда меня понимали и принимали. А я был гордым и честным человеком, который создал новую науку для будущих поколений. Я лечил всех: и императора Александра, и бедных людей, которые шли ко мне на прием целыми толпами. Я помогал простым людям, как мог, а не выписать бедняку рецепт и не дать ему денег на лекарство было нелепо. И я попросту раздавал деньги беднякам.

VIII. Работа с текстом. (2 мин.)

Учитель:

- Как Куприн заканчивает свой рассказ? Какие слова передают глубокую благодарность семьи «чудесному доктору»?

Ученики:

- «Что-то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе, угасло невозвратимо»?

Учитель:

- Можем ли мы с уверенностью сказать, что рассказ актуален, современен в наши дни?

Выводы учащихся:

- В произведении Куприна есть глубокие размышления писателя о добре и зле, которые существуют не только где-то, но находятся в самом человеке. Прочитав этот рассказ, понимаешь, что надо любить ближнего. Ведь если ты будешь любить человека, то будешь любим и сам. (Слайд № 11)

IX. Дискуссия.(6 мин.)

Учитель:

- Как вы думаете, а что помогло осуществиться этому чуду?

Ответы учеников.

Учитель:

- И название этому чуду - доброта, милосердие, сострадание. (Слайд № 12)

Объясните, а что такое в вашем представлении милосердие, сострадание, доброта?

Со словом добро созвучны слова милосердие, благотворить. Милосердие - это готовность помочь кому-нибудь из сострадания и человеколюбия. Быть добрым не зависит от богатства, а зависит от состояния души. Благотворить - значит делать добро, помогать бедным, инвалидам, старым людям.

Есть в нашем современном обществе такое чудо, как милосердие?

Ответы учащихся. (Слайд № 13)

Учитель:

- И в наше время немало милосердных людей, которые помогают и словом, и делом. Например, существует благотворительный фонд имени Анжелы Вавиловой, который помогает детям с онкологическими заболеваниями. Он оплачивает лечение ребят в зарубежных клиниках, оснащает медицинские заведения дорогостоящим оборудованием, бытовой техникой. Фонд создан в 2003 году Владимиром и Мариной Вавиловой и назван в память об их дочери, ушедшей в мир ангелов от лейкемии в возрасте пяти лет. В Казани действует «Детский хоспис», цель которого помочь больным детям. На эти же цели отдала присуждённую ей Государственную премию известная актриса Чулпан Хаматова.

У меня в руках прозрачные, светлые бусинки и хрустальная ваза. Эта ваза прозрачная, искрящая, на солнце горит всеми цветами радуги. Вот так и наша душа. Пусть она всегда будет светлой, чистой, а мы по крупицам, по бусинкам будем наполнять ее добрыми делами, помыслами, поступками.

Ребята, если в вашей жизни есть доброе дело, поступок, которым вы можете гордиться, подойдите и положите в этот сосуд по одной бусинке. (Дети кладут в хрустальную вазу бусинки).

Посмотрите, сколько добрых дел вы уже успели сделать. Молодцы!

X. Рефлексия урока. (2 мин.)

Как вы считаете: в человеке больше добрых или злых качеств? А в вас?

Каких у нас людей больше добрых или злых? Докажите, приведя примеры из своей жизни.

Учитель:

- В начале урока мы поставили перед собой вопрос «Почему рассказ называется «Чудесный доктор»? Давайте теперь ответим на этот вопрос.

Ученики:

- В рассказе говорится о добром, милосердном докторе, который совершил чудо для семьи Мерцаловых. Он действительно чудесный, потому что не всякий богатый, человек с положением обратит внимание на бедного.

Перед вами листочки, которые вы уже заполняли в начале урока. А теперь запишите в графе «после» свой ответ на вопрос, что такое доброта?

Изменилось ли ваше мнение о доброте?

Ученики:

- Не очень изменилось. Здесь у нас слова благотворить и милосердие, они созвучны со словом доброта.

XI. Домашнее задание. (1 мин.) (Слайд № 14)

Напишите сочинение-размышление (по выбору) или выберите смайлики на тему «Добро и доброта».

Темы сочинений

1. Почему деятельное сострадание - это чудо?

2. Можно ли согласиться с Мерцаловым, что «...то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо»?

3. Надо ли в сегодняшней жизни следовать совету Н.И. Пирогова «… главное не падайте никогда духом»?



Предварительный просмотр:

Использование методики английского психолога и писателя Эдварда де Бона «Шесть шляп мышления»

на уроках литературы

          Это методика, предлагающая выполнять по одному мыслительному процессу за один раз. Метод «Шести шляп» - это простой и практичный способ преодолеть трудности посредством разделения процесса мышления на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета. Надевая её, человек включает определенный  режим мышления.         

        Работая  над текстом, часто использую этот метод.  В основе него  лежит идея параллельного мышления. Параллельное мышление – это конструктивное мышление, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют. Приём помогает увидеть ситуацию с различных точек зрения, представить многогранность проблемы и выявить наиболее оптимальный путь её решения. Метод «Шести шляп» - это простой и практичный способ преодолеть трудности посредством разделения процесса мышления на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.

Учащимся предлагаю разделиться на 6 групп. Цвет шляпы определяет направление развития мысли.

 Белая — самая нейтральная. Поэтому участники этой группы оперируют только фактами. То есть доказывают, почему все произошло именно так, а не иначе.

Желтая — солнечная, радостная, позитивная. Участники этой группы ищут выгоды предложенного решения, обрисовывают только положительные моменты.

Черная — негативная, мрачная, отрицающая. Эта группа должна высказать сомнение, найти аргументы против.

Красная — эмоции, страсть. Эта группа высказывает только эмоциональное восприятие заданной ситуации, без обоснования своих выводов.

Зеленая — творческая, креативная. Участники этой группы предлагают новые решения заданной ситуации, которые могут быть самыми фантастическими и неожиданными.

Синяя— контроль над мыслительным процессом, подведение итогов, высказывание наблюдений и  комментариев.

     Рассмотрим метод Эдварда де Боно «Шесть Шляп Мышления» на примере «Легенда о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль».  

1.Белая шляпа: информация.

   -Что вы узнали о Данко? Какой подвиг он совершил ради людей?

2. Красная шляпа: чувства и интуиция.

   -Что вы почувствовали, когда Данко:«разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и поднял его над землей»?

3. Черная шляпа: критика.

    -Считаем, что Данко не стоило  использовать  свое сердце ради  людей    племени.

4. Желтая шляпа: логический позитив.

   - Какие светлые чувства несет Данко, герой легенды?

5. Зеленая шляпа: креативность.

  - Мог ли поступить Данко по-другому в данной ситуации? Каким бы вы хотели увидеть конец легенды?

6. Синяя шляпа: выводы.

   -Прослушав выступления каждой группы, сделайте окончательный вывод.  Сравните народ  из «Легенды о Данко» и людей вашего времени. Похожи ли они?

    Итог.

Обычно умственная работа представляется скучной и абстрактной. Шесть шляп позволяют сделать ее красочной и увлекательной.

C:\Users\zver\Desktop\6 шляп(2) .jpg



Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы Степанова Баирма Бадмаевна

Тема урока: «Диалог»  5 класс ( 2015 г)

Тип урока: Открытие нового знания.

Цель: Формирование умения вести диалог, совершенствование коммуникативных способностей учащихся.

Задачи:

Предметные: формирование первичного представления  о диалоге, совершенствование умений правильно оформлять диалогическую речь на письме, отличая ее от прямой  речи.

Метапредметные: совершенствование умения владеть различными видами диалога,  правильно излагать свои мысли в форме диалога в устной и письменной речи, навыка общения  с помощью диалога.

Личностные: способствовать речевому самосовершенствованию на основе применения знаний о диалоге.

Авторы учебника: Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов и др.

(Презентация)

        Ход урока

- Добрый день, ребята!

Стадия вызова- целеполагание

-Знаете ли вы писателя Виктора Драгунского? Что он написал? Главным героем его рассказов является Дениска, мальчик вашего возраста. Сегодня на уроке мы вспомним один из рассказов, который называется «Он живой и светится». К нам на урок пришли герои  этого рассказа: Дениска и Мишка. Давайте посмотрим небольшую сценку из него. (Слайд 1)

(регулятивныеууд: принимают проблему; познавательные: фиксируют проблему; коммуникативные: вступают в беседу)

- Спасибо, ребята!

- Такими ли вы представляли этих героев? Мишка и Дениска общались друг с другом.

-А как называется разговор 2-х или нескольких лиц?  (Диалог)

- Именно о диалоге мы сегодня и поговорим.

- Что мы должны узнать на уроке?  (что такое диалог, как оформляется на письме, чем отличается от прямой речи)(слайды 2,3,4)

 Запишем число и тему в тетради.

- Ребята, предлагаю обратить внимание на листочек  на ваших на столах.  На нем записан один из разговоров друзей.(слайд 5 )        Приложение 1

И в это время во двор вышел Мишка. Он сказал. Здорово! И я сказал. Здорово! Мишка сел со мной и взял в руки самосвал. Ого! Где достал? Дашь мне его домой? сказал Мишка. Нет, домой не дам. Подарок.

- Удобно ли читать такой текст?

-Как быть?

Попробуем оформить разговор ребят, пользуясь правилами расстановки знаков препинания при прямой речи.

Повторение изученного о прямой речи

(регул: демонстрируют навыки работы с прямой речью; познават: повторение сведений о прямой речи; коммун: вступают в беседу, отвечая на вопросы)

- Давайте сначала вспомним, как оформляется прямая речь?

- Я приглашаю по одному представителю от каждой группы.  Выберите из предложенных карточек оформление прямой речи перед словами автора ( 1 ряд), 2-ой ряд : прямая речь после слов автора; 3-ий ряд-прямая речь перед словами автора.

- Вспомнили, как оформляется прямая речь. Предлагаю в парах  оформить разговор ребят как прямую речь. Подсказка на доске.

- Сколько предложений с прямой речью у вас получилось?  ( 4) Давайте проверим, как оформили.( слайд 6)

- У кого нет ни одной ошибки?  У кого 1-2?

-Легко ли воспринимать такую беседу? Почему?

-Что делать?

Изучение нового материала

(регул: осуществляют самоконтроль; познав: умение анализировать, доказывать; коммун: осмысленно читают, извлекая нужную информацию)

- Нам понадобится  материал, который я приготовила. Приложение 2

- Ваша задача прочитать материал и ставить маркировку, с помощью специальных знаков.

  1. Что из того, что вы прочитали, было уже знакомо?
  2. Что оказалось новым?
  3. Какие возникли вопросы?
  4. Что вызвало сомнение?

 Закрепление. Ответы на вопросы к “Информационному тексту”

 (слайд 7)

  1. Что такое диалог?
  2. Как пишется каждая реплика диалога?
  3. Как пишется речь героев в диалоге? А как слова автора?
  4. Какие глаголы используются в диалоге?
  5. Могут ли диалог и прямая речь быть в тексте одновременно?
  6. Для какого стиля речи характерен диалог?

Кто на доске может  показать схему  оформления диалога?

– Р.
– Р ,  – а.
А:
– Р.

А теперь, оформите разговор ребят в форме диалога ( на этом же листочке), начиная каждую новую фразу с новой строки и ставя перед ней тире.

-Проверим.(слайд 8)

- Удобно ли читать? Понятно ли, кому принадлежат слова?

-Итак, самый удобный способ оформления беседы –это диалог.

Физкультминутка.

Как живешь? 
– Вот так! (Вверх большой палец.)
– Как идешь?
– Вот так! (Маршируют.)
– Как бежишь?
– Вот так! (Бег на месте.)
– Ночью спишь?
– Вот так! (Ладошки под щеку.)
– Как даешь?
– Вот так! (Руки вперед.)
– Как берешь?
– Вот так! (Руки к себе.)
– Как плывешь?
– Вот так! (“Плывут”.)
– Как шалишь?
– Вот так! (Пальцами сдувают щеки.)
– Как грозишь? 
– Вот так! (Грозят пальцем.)

– Надеюсь, что грозить друг другу нам с вами не придется. А что мы с вами сейчас произнесли?
– Что такое диалог?

Запишем в тетради:  

Диалог – (от греч. dialogos – два слова) разговор двух или нескольких лиц.

Реплика – речь каждого лица.(слайд 9)

Попробуем составить диалоги, пользуясь готовыми репликами героев рассказа. Каждой группе я предлагаю разные наборы реплик. Ваша задача – прочитать их, расположить в удачной, с вашей точки зрения, последовательности и подготовить выразительное чтение диалогов. Распределите роли,  кто читает за автора, кто за героев. Пронумеруйте реплики.

Группа 1.

И он протянул мне коробочку от спичек. Я взял ее в руки.
– Ты открой ее, – сказал Мишка, – тогда увидишь!
– Что это, Мишка, – сказал я шепотом, – что это такое?
– Это светлячок, – сказал Мишка. – Что, хорош? Он живой, не думай.

Группа 2.

А когда стали пить чай с бубликами и брынзой, мам спросила:
– Ну, как твой самосвал?
А я сказал:
– Я, мама, променял его.
Мама сказала:
– Интересно! А на что?
– На светлячка! – ответил я.

Группа 3.

Тут Мишка говорит:
– Не дашь самосвал?
Я говорю:
– Отвяжись, Мишка.
Тогда Мишка говорит:
– Я тебе за него могу дать одну Гватемалу и два Барбадоса.
Я говорю:
– Сравнил Барбадос с самосвалом.

Группа 4.

А Мишка:
– Ну, хочешь, я дам тебе плавательный круг?
Я говорю: 
– Он у тебя лопнутый.
А Мишка:
– Ты его заклеишь!
Я даже рассердился:
– А плавать где? В ванной? По вторникам?

Группа 5.

Потом мама зажгла свет.
– Да, – сказала она, – это волшебство! Но все-таки как ты решился отдать такую ценную вещь, как самосвал, за этого червячка?
– Я так долго ждал тебя, – сказал я, – и мне было так скучно, а этот светлячок, он оказался лучше любого самосвала на свете.
Мама пристально посмотрела на меня и спросила:
– А чем же, чем же именно он лучше?
Я сказал:
– Да как же ты не понимаешь?! Ведь он живой! И светится!..

Выступление представителей групп.

– Так о чем же нужно помнить, составляя диалог?

Реплики должны быть связаны между собой по смыслу, последовательность их должна быть продумана.

– Как записывается диалог?

Задание 2.

– Ребята, обратите внимание на слова автора в диалоге.   (слайд 10 )  

– Что это, Мишка? – сказал я шепотом.
– Это светлячок, – сказал Мишка, – Что, хорош? Он живой, не думай.
– Мишка, – сказал я, – бери мой самосвал, хочешь?
– Конечно! – сказал Мишка.– Ура!

Что вы заметили? Удалось ли передать чувства говорящих? Почему? 
– Попробуйте исправить эту запись.

- Какие слова можно употребить вместо «сказал»?

 Для этого вам понадобятся слова (слайд 11):

 спр…сил, …тветил, прог…в…рил, поинт…р…совался, уд…вился, п…думал, прош…птал, закр…чал, о…радовался. 
– 
Прочитайте их. Вставьте пропущенные буквы и запишите слова в тетрадь.


– Проверьте, верно ли вы выполнили задание.( слайд 12) 
– А теперь выберите из предложенных глаголов наиболее подходящие для разговора Мишки и Дениски.
( слайд 10)
– Прочитайте получившиеся диалоги.
– Итак, о чем нужно помнить, составляя диалог?

Слова автора помогают нам понять чувства говорящего, а значит, нужно быть очень внимательным к слову.

– Что такое диалог?        (Слайд 13)
– Что мы называем репликой?
– Как записываются реплики нового лица?

 Самоконтроль. Рефлексия.        Приложение 3

(регул: осуществляют пошаговый контроль по результату; позн: анализируют, оценивают свою работу; коммуник: отвечают на вопросы)

– А теперь посмотрите на карточки, лежащие перед вами. Подчеркните те суждения, с которыми вы согласны.

1. Сегодня на уроке я

а) узнал много нового;
б) повторил уже известное мне;
в) ничего не узнал.

2. Сегодня на уроке

а) мне все было понятно;
б) у меня возникли некоторые вопросы, ответов на которые я не получил;
в) я ничего не понял.

3. Сегодня на уроке я

а) очень хорошо работал;
б) старался, но не все получалось;
в) мне было очень трудно.

4. Знания, полученные сегодня,

а) мне очень нужны;
б) может быть, когда-нибудь и пригодятся;
в) вряд ли мне понадобятся.

VIII. Домашнее задание. (Слайд 14)

–Прочитайте П. Придумайте и запишите диалог Дениски с его необычным другом – светлячком. Представьте, что светлячок живой и разговаривает. Помните правила оформления диалога.



Предварительный просмотр:

                                                                                                                   

Степанова Б.Б., учитель русского языка и литературы

 МБОУ «Улюнская средняя общеобразовательная школа имени С.Хамнаева»

Учебно-ролевые ситуации на уроках русского языка и литературы

при подготовке к устному собеседованию

в 9 классе

Коммуникативная технология предназначена для формирования навыков коммуникативной компетентности. Данная современная технология на уроках русского языка и литературы необходима ученикам для адаптации к формам и моделям коммуникации в современных культурах. Она способствует формированию навыков коммуникативной компетентности. Для этого в своей практике я применяю метод учебно-речевой ситуации, как средство совершенствования навыков устной речи на уроках русского языка и литературы.                                                                        

Цель: Создание условий для формирования коммуникативной компетенции, т.е. умений общаться через использование учебно-речевой ситуации, как средства совершенствования навыков устной речи на уроках русского языка

Задачи:

-        использование личностно – ориентированного и коммуникативного подхода в обучении;

-        помощь учащимся  в преодолении психологического барьера в  общении;

-        создание условий для овладения учащимися знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, значимыми для социальной адаптации личности;

  -        создание комфортных условий для качественного обучения и воспитания нравственной, творческой личности в соответствии с ее индивидуальными возможностями;

-       стимулирование речевых действий, обучающихся для достижения поставленной цели;

-     развитие у школьников умения самостоятельно производить самооценку результатов деятельности.

В российском стандарте школьного образования большое внимание уделяется формированию коммуникативной компетенции, а именно, осуществлению межличностного общения.

С введением в 9 классах устного собеседования встал вопрос об эффективной подготовке выпускников к монологической и диалогичекой речи. В связи с этим учителю требуется использовать разные формы и методы обучения.

    Для меня, учителя русского языка и литературы, приемлемым способом организации урока стал метод учебно-речевой ситуации, который является одним из способов развития и   совершенствования навыков монологической и диалогической речи и   способствующий активизации речи, учащихся при работе с партнером.

 Самым приемлемым упражнением в качестве подготовки к совершенствования навыков монологической речи стала игра «Карусель». К примеру, в задании №3 устного собеседования оценивается монологическая речь учащихся. Работая над темой №1 (описание фотографии), ученик в течении 10 мин. с помощью представленных вопросов готовит небольшой текст (10 и более предложений). После этого класс делится на две группы. Начинается игра  «Карусель», где одна половина учащихся оказывалась во внутреннем круге, а другая половина - во внешнем. Таким образом, учащиеся, работая в парах, проговаривают свой текст партнеру.  После окончания монолога, все учащиеся внешнего круга делают шаг в сторону по часовой стрелке и меняют своего слушателя. Таким образом, один ряд оставался неподвижным, а второй делал круг, сменяя партнеров, учащиеся повторяли свой текст, и было достаточно всего пары кругов, чтобы воспроизвести ситуацию без опоры на текст. После этого учащиеся меняются ролями. Для выведения результатов деятельности учащихся, можно совместно придумать систему оценивания (критерии) данной работы. Использование метода сотрудничества позволяет в начале учебного года определиться с оцениванием ответов учащихся. Оценочная деятельность проходит как коллективный процесс.  Критерии оценок  бывают примерно такие:

Оценка «5»-  все предложения соответствовали требованиям составления. (10 и более). Логически последовательны. В ответе ошибок нет.

Оценка «4»- все предложения соответствовали требованиям составления. (10 и более), но имеются 2-4 ошибки в речи (грамматические, речевые).

Оценка «3» не  все предложения соответствовали требованиям,  5-7 ошибок.

 При выставлении оценок проходит процесс взаимооценивания и самооценки. Учащиеся проговаривают какую оценку они поставили говорящему и почему. При системном применении этого метода процесс оценивания составляет не более одной минуты. Каждый ученик готов с оценкой, так как это происходит системно. Ученики должны назвать типы ошибок. В конце отвечающий на вопросы делает рефлексию своего ответа и соглашается или не соглашается с оценкой. В ходе работы не было случая несогласия с оценкой, так как дети объективно подходят к оцениванию.

Также данное упражнение можно использовать в работе над диалогической речью (задание №4), используя учебно-речевые ситуации, где учащиеся включаются в ролевую игру (ученик-собеседник).

Данная работа носит более свободный, самостоятельный характер. Роль учителя сводится лишь в организации деятельности детей. Таким образом, учащиеся могут строить монолог и диалог, исходя из собственных соображений, руководствуясь лишь общими правилами.        

Учебно-речевая ситуация предполагает усиление личностной сопричастности ко всему происходящему, поскольку каждый учащийся «вживается» в роль, проецирует ее на себя. При включении учебно-речевых ситуаций в процесс обучения создается благоприятный психологический климат на уроке. Сталкиваясь с элементом новизны и необычности задания, требующего творческого подхода, учащиеся испытывают удовольствие, так как для них это в первую очередь – игра, способствующая высокой мотивации. Таким образом, урок проходит на высоком эмоциональном уровне.

                                   

                           



Предварительный просмотр:

 Степанова Баирма Бадмаевна, учитель русского языка и литературы,

МБОУ «Улюнская СОШ»

Методическая разработка. Мастер – класс по русскому языку.

(Подготовка к ОГЭ по русскому языку в 9 классе.)

Изобразительно-выразительные средства языка (задание №7). (Слайд 1)

Дата проведения: 05.03.2020

Данный мастер-класс будет полезен для учащихся старших классов при подготовке к различным самостоятельным, олимпиадным и экзаменационным работам по русскому языку, литературе.

Цель:

-Показать последовательность работы при выполнении задания № 7, охватив основные средства языковой выразительности.

-Создать условия для:

  • повторения и обобщения основных видов изобразительно-выразительных средств языка;
  • совершенствования навыков и умений различать изобразительно-выразительные средства лексики – тропы;
  • подготовки к сдаче ОГЭ.

Ход занятия:

1. Вступительное слово.

-Приветствую вас, мои коллеги!  Свой мастер-класс я начну шутливым стихотворением, чтобы поднять себе дух, а вам настроение:

Я в строгом платьице иду,
В такт каблучком своим стучу,
Стараюсь скрыть волненье,
Стесненье, смущенье и смятенье.

Подбадривайте же меня,
Жду очень одобренья,
И мастер-класс представлю я
Вам всем на обозренье.


- Приободрившись, можно и начать. Эпиграфом к мастер-классу я взяла слова К.Г.Паустовского (Слайд 2):

«С русским языком можно творить чудеса.
Нет ничего такого, что нельзя было бы передать русским языком.
Звучание музыки,… громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия».

-Коллеги, что же это за волшебные понятия, которые превращают обычные слова в завораживающие звуки, заставляющие нас плакать и наслаждаться, любить и ненавидеть, страдать и чувствовать себя счастливым?

(Изобразительно - выразительные средства) (Слайды 3-20)

Тема моего мастер-класса: «Изобразительно-выразительные средства языка».

- Мы с вами, коллеги, познакомимся с основными тропами, затем найдем их в предложениях и определим вид, т.е. проделаем такую работу, которую выполняют 9-классники, готовясь к экзамену.

- Как вы думаете, почему этот вид работы включён в ОГЭ?

(Очень важно уметь точно, образно, красиво и ярко выражать свои мысли)

2.Основная теоретическая часть.

-Итак, сегодня мы будем работать с изобразительно-выразительными средствами, которые наиболее часто встречаются в экзаменационных тестах в задании №7. Это такие средства, как: сравнение, олицетворение, метафора, эпитет и фразеологизм. Давайте вспомним, что это за понятия. Вы можете воспользоваться материалом, который у вас лежит на столах, а можете воспользоваться информацией на слайде.

 Метафора –употребление слова в переносном значении; скрытое сравнение, основанное на сходстве в каком-либо отношении двух предметов или явлений.

(Крыло птицы - крыло самолётазолотая осень золотая цепьнос человека нос корабля.)

Эпитет- художественное средство, выраженное прилагательным и причастием, передает отношение автора к тому, о чем он говорит и часто используется в переносном значении

(высохшее лицо, пытливый носик, сахарный снег, золотая осень)

Олицетворение – перенос признака или действия с живого предмета на неживой.

(Когда, бушуя в бурной мгле, играло море с берегами…)

Сравнение –сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить одно из них при помощи другого.

(И деревья, как всадникисъехались в нашем саду.)

Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению.

(Как рыба в водебить баклушивешать лапшу на ушисемь пятниц на неделе)

-Как называются лексические средства выразительности? (Тропы)

-С какими тропами вы познакомились? (Метафора, олицетворение, сравнение)

-А как называется фразеологическое средство выразительности?(Фразеологизм)


3.Практическая часть.

-Вы правильно перечислили выразительные средства. Давайте проверим, насколько точно вы их уяснили. Перед вами 3 комплекта карточек:

1.  комплект №1 – название изобразительно-выразительных средств (эпитет, метафора,  олицетворение,гипербола, сравнение, фразеологизм, антитеза,разговорная лексика, просторечная лексика);

2. комплект №2 -карточки с определениями изобразительно-выразительных средств

3.  комплек №3- примеры изобразительно-выразительных средств

Задание: к комплекту №1  подобрать и распределить соответствующие  комплекты №2 и №3.  При выполнении задания можно  работать индивидуально или парами.

4. Заключительная часть.

- Итак, мы проверили знания теории, закрепив их на примерах. Скажите, пожалуйста, где чаще всего мы встречаемся с изобразительно-выразительными средствами?

-  Спасибо, коллеги , за работу! Желаю всем творческих успехов! (Слайд 23) И пусть ваше сердце никогда не сдавливает боль, пусть при виде вас поют и танцуют от радости не только ученики, но и парты, стулья и учебники, и чтобы вам от любви детей никогда не хотелось сбежать на край света из стен нашей родной школы!





Предварительный просмотр:

МБОУ «Улюнская СОШ им. С.Хамнаева»

Учитель русского языка и литературы Степанова Б.Б.

Внеклассное мероприятие по русскому языку на тему «Лексика. Фразеология»,

6 класс

Тема: Лексика. Фразеология

Цель:

- обобщить и систематизировать знания учащихся о лексике и фразеологизмах

- раскрыть способности уч-ся в усвоении материала

- развивать аналитическое мышление, умение работать в группе, выдвигать гипотезы при решении поставленных вопросов

- воспитывать интерес к русскому языку и положительное отношение к знаниям.

Форма занятия: игра

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, конверты с вопросами, на доске- таблица учёта ответов команд.

Условия: заранее класс делится на команды, учащимся объявляется тема игры для подготовительной работы

Ход игры:

Игроки делятся на 3 команды.

Представление команд (каждая команда имеет название, символ и девиз)

Задание 1

Уважаемые команды! Перед вами слова , которым нужно дать правильное значение. Вам дается 2 мин.

Ланиты (щёки), Чело (лоб,),Выя  (шея),Десница ( правая рука),Шуйца (левая рука),Рамена (плечи),

Персты (пальцы)

Время пошло. Результаты записываются на доске.

Задание 2 

1.Агнец –это: а) ангел; б) ягнёнок; в) огонь.

2.Где вам могли встретиться буки?

а) в лесу; б) в книге; в) на карте.

3. Можно ли сейчас побывать в весях?

а) да;- это деревня, селение ;б) нет.

Результаты записываются на доске

Задание 3

Ребята! Как вы понимаете слово Честь?

Честь- моральные качества и этические принципы личности, достойные уважения и гордости.

Перед вами пословица «Береги платье снову, а честь смолоду».

Каждая команда попытается объяснить смысл данной пословицы. (Дается 2 мин.)

Результаты записываются на доске.

Задание 4

Конкурс предполагает умение быстро найти выход из положения, которое обрисовано с помощью фразеологизма. Ведущий по очереди задает командам вопрос: «Что делать , если…» (дальше следует фразеологизм). Например, что делать, если:

  1. Вас ноги не держат.
  2. Вы вылетели в трубу.
  3. Перед вами ломают комедию.
  4. На ваших глазах делают из мухи слона.

Время ответа на вопрос -30 секунд.

Результаты записываются на доске.

Задание 5. Исправьте предложение.

  1. После приезда Ольги жизнь у нас стала бить другим ключом;
  2. Отец не захотел слушать объяснения и послал Вадима туда , куда и Макар не гонял.
  3. Писатель идет в одну ногу со своим временем

Подведение итогов игры. Выявление победителя конкурса.

Вывод:

- Что дала вам сегодняшняя игра?

(Повторили, узнали новое, игра сплотила, вызвала интерес к русскому языку)

- Заканчивая нашу игру, хотелось бы сказать, что каждое слово имеет великую силу: объединять людей, разъединять их, может служить доброте и любви, а также обидеть и огорчить.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 5 классе Сказуемое Учитель I квалификационной категории Степанова Б.Б..

Слайд 9

Задание №1 в данных предложениях найдите сказуемые

Слайд 15

Домашнее задание Цель: учиться находить сказуемое и определять, чем оно выражено.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО учителя

Степанова Баирма Бадмаевна  

Предмет

Русский язык

Класс

5

Автор УМК

Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова

Тема урока

Род имен существительных

Тип урока

Урок рефлексии (повторение изученного в начальной школе и закрепление новых знаний)

Цели урока:

Содержательные –

Деятельностные –

1) закрепить знания о категории рода имен существительных;

2) развивать навыки согласования членов предложения.

1) развивать мотивацию к познавательной деятельности:

2) создать условия для усвоения темы.

Оборудование

1) Учебник: Русский язык. 5 класс. / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч. Ред. Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2015.

2) Презентация.

3) Карточки с индивидуальными заданиями.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1) Этап мотивации к учебной деятельности

2) Этап актуализации и пробного учебного действия

Приветствие ребят: (слайд 1)

«Добрый день, ребята! Я очень рада вас видеть и хочу начать совместную работу с вами. Давайте пожелаем друг другу удачи и хорошего настроения».

Проверка домашнего задания:упр. 500 (по критериям) (Слайд 2)

Критерии:

оценка «5»- 7 + ,

             «4»- 5 +,

              « 3»-3+

1.Город Орел, птица орел, теплоход "Орел",

 2. Журнал "Огонек", яркий огонек

3. Добросовестный труд, газета "Труд"

  2. Отгадайте загадку: Давно живу я в мире этом, даю названье всем предметам.

- О какой части речи на уроке пойдёт речь? (об имени существительном)


Сегодня на уроке мы продолжим открывать тайны имён существительных.

Игра «Найди слово»

Цель: проверить умение определять имена существительные.

Учитель называет слова, дети записывают их в тетрадь, если слово относится к имени существительному. Обратить внимание детей на то, что слова могут стоять в падежной форме.

Слова: слон, пел, дня, нота, прекрасный, солнечный, книги, ослику, школьный, Новокузнецк, ушел, цветы.

Оценивание работы. (Слайд 3)

Критерии:

оценка «5» - 7 + ,

             «4» - 5 +,

             «3» -3+

Учащиеся отвечают на вопросы

На слух определяют имена существительные.

Личностные УУД:самооценка готовности к уроку

Метапредметные УУД: учебно-познавательный процесс, организация рабочего  места

Метапредметные УУД: умение слушать, вести диалог, высказывать свою точку зрения

Предметные УУД: знание о частях речи и их признаках

Регулятивные(самооценка)

3). Выявление темы урока.

3. постановка цели урока

4. усвоение новых знаний и первичное закрепление

3.Грамматическая сказка

Послушайте грамматическую сказку и скажите, на какие 3 группы можно разделить имена существительные.

Жила-была прекрасная семья имен существительных. Все дети были очень похожи друг на друга, и поэтому родители их все время путали. Однажды они решили дать им отдельные имена. Долго они делили и спорили. И в конце концов решили:

-все слова, которые оканчиваются на гласные, кроме –о,-е ,будут считаться существительными женского рода;

-все слова, которые оканчиваются на согласные, будут считаться существительными мужского рода;

- те слова, что остались неопределенными, пусть будут среднего рода; \

Вот так появился род в большой семье имен существительных.

На какие 3 группы делятся имена существительные?

Исходя из этого, какова будет тема нашего урока?

Род имен существительных (Слайд 4)

Запишем ее в тетради.

Цель: научиться определять род имен существительных

Сегодня мы должны вспомнить, как определять род имен существительных. А чтобы вам легче было определять род имен существительных, я открою вам секрет:: “Она – моя”- женский род;“Он – мой”-мужской род; “Оно – моё!”-средний род;

Пользуясь этим правилом, запишите имена существительные в три столбика.

Мужской род

Женский род

Средний род

Слова: конь, гнездо, дядя, пурга, окно, постель, папа, простыня, полотенце

Выделим окончания в этих словах.

Вывод:

мужской род

женский род

средний род

он, мой

она, моя

оно, мое

http://festival.1september.ru/articles/550462/f_clip_image001.gif, - а, -я

- а, - я, http://festival.1september.ru/articles/550462/f_clip_image001.gif

- о, - е

отецhttp://festival.1september.ru/articles/550462/f_clip_image001.gif

страна

 сердце, облако

дядя Миша

земля, дочь

 

Оценивание работы. (Слайд 5)

Критерии:

оценка «5» - 9 + ,

             «4» - 7 +,

             «3» -4+

Физминутка

Слушают грамматическую сказку и определяют, на какие три группы можно разделить имена существительные.

Отвечают на вопрос.

Имена существительные делятся на женский, мужской и средний род.

Определяют тему урока.
«Род имен существительных»

Записывают тему урока.

Три человека работают у доски, остальные у себя в тетрадях. Затем проверяем задание.

Мужской род

Женский род

Средний род

конь

постель

окно

папа

пурга

гнездо

дядя

простыня

полотенце

Регулятивные (целеполагание)

Познавательные (общеучебные)

Коммуникативные

Регулятивные (самооценка, самоконтроль);

Познавательные

3) Этап некоторых затруднений

Как вы думаете, всегда ли легко определить род имен существительных? Например, какого рода будут такие слова  как мозоль, тюль, вуаль, лебедь, шампунь, кофе, шимпанзе?

Определить род некоторых имен существительных очень сложно. Есть слова, род которых нужно запомнить, сверять по орфографическому словарю. В этом и заключается богатство русского языка. Например, слова кофе и шимпанзе – это слова м.р. и употребляться они будут только с именами прилагательными м.р. (Крепкий кофе, Большой шимпанзе)

Предлагают свои ответы

Предметные УУД;

Регулятивные;

Познавательные;

4) Этап выхода из затруднения

Но есть одна подсказка, которая поможет вам определить род имен существительных, оканчивающихся на ь знак.

Род имен существительных с ь на конце можно определить по окончанию Р.п. Существительные мужского рода в Р.п. в ед.ч. имеют окончание –я: тюль - тюля, лебедь - лебедя; существительные ж.р. – окончание –и: вуаль – вуали.

Определим род имен существительных мозоль, шампунь.

Есть и еще одна загадка в русском языке. К какому роду мы отнесем такие слова как неряха, зазнайка, задира, умница, молодец?

Это слова общего рода, они могут относится к лицам и женского, и мужского рода. Например,

Настя, ты такая умница! Спасибо, что помогла маме убраться по дому.
Петя, ты большой умница! Получил «5» по такой сложной теме!

Тренируются определять род имен существительных, оканчивающихся на ь.
мозоль – мозоли (ж.р.); шампунь – шампуня (м.р.).

5) Этап реализации построенного проекта

Придумайте и запишите предложения, в которых будут употреблены слова общего рода. Придумайте  и запишите 2 предложения(1 предл. со словом общего рода (ж.р), 2 предл. (м.р)

1 ряд составляет предложения со словом грязнуля.
2 ряд составляет предложения со словом плакса.
3 ряд составляет предложения со словом сирота.

На выполнение 1,5 минуты.

Составляют предложения с именами существительными общего рода.

Регулятивные, Познавательные , коммуникативные

6) Этап первичного закрепления

Откройте учебники на стр. 56. Выполним упр. 502. Ваша задача определить род существительного и в зависимости от рода правильно написать окончание имени прилагательного. Например, впечатление – это сущ. ср. рода, поэтому мы напишем сильное впечатление (ср. р.)

Некоторые учащиеся получают индивидуально задание.

Выполняют упр. 502

Некоторые учащиеся выполняют индивидуальные задания.

Предметные УУД; Регулятивные, Познавательные ,

7) Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Моделирование ситуации (Слайд 6)

 Перед вами слова. Нужно правильно определить род имен существительных.

Мужской род

Женский род

Средний род

Рояль ,полотенце, простыня,конфета,
солнце (ср.р),корабль,фамилия, село, впечатление, путь,тюль,радость;

Оценивание работы. Критерии:

оценка «5» - 11-12+ ,

             «4» - 9 +,

             «3» -6+

Выполняют задание.

Мужской род

Женский род

Средний род

(Слайд 7)

1.Рояль  (м.р)

2.Полотенце  (ср.р)

3.Простыня   (ж.р)

4.Конфета (ж.р)

5.Солнце (ср.р)

6.Корабль (м.р)

7.Фамилия  (ж.р)

8.Село (ср.р)

9.Впечатление (ср.р)

10.Путь (м.р)

11.Тюль (м.р)

12.Радость (ж.р)

Регулятивные;

Познавательные:

9) Этап рефлексии учебной деятельности

1).Дополни предложение

Имена существительные делятся на _______, __________ и ______ род. Чтобы определить мужской род имени существительного нужно подставить слова _______. Подставив слова она, моя мы определим ___________ имени существительного. А чтобы определить средний род – подставим _______ . Такие существительные как неряха, грязнуля, задира – это существительные ___________ рода. Род некоторых существительных (например, кофе, тюль) надо ___________ .

2) Самооценка. Выведение среднего балла за работу на уроке.

Домашнее задание: §92, упр. 503, 506.

Формулируют конечный результат, путем дополнения предложений и выведения среднего балла за работу на всех этапах урока.

Предметные УУД; Регулятивные, Познавательные , Коммуникативные




Предварительный просмотр:

Самоанализ урока

  1. Тема «Род  имен существительных»

Дата проведения: 13.03.19

Класс: 5 класс.

  1. Данный урок был 4-ым в системе уроков по теме «Имя существительное».
  2. Этот урок связан с предыдущими уроками и опирается на знания, полученные ранее.
  3. Данный урок  был посвящен не только введению нового материала, но и закреплению уже полученных знаний по теме «Имя существительное» из раздела «Морфология. Орфография. Культура речи».
  4. При подготовке к уроку были учтены  следующие требования:

- Содержание учебного материала соответствовало требованиям образовательного стандарта и учебной программы.

- Теоретическое изложение учебного материала было доступно учащимся, выстроено научно, логично, последовательно.

- В основу урока был положен системно-деятельностный подход. (сотрудничество, совместная деятельность)

6.  Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации. 

7.   Тип урока: Урок рефлексии (повторение изученного в начальной школе и закрепление новых знаний)

                  8.  При подготовке к уроку была учтена следующая особенность класса:

разный уровень знаний.

9. Цели урока:

1)  Предметные: способствовать формированию и развитию умений  и  навыков  в  определении  рода   имён  существительных;  способствовать  формированию  представления  об  особенностях  рода   имён  существительных.

2)  Личностные: способствовать развитию  речи учащихся, обогащению  и  усложнению  словарного  запаса;  учить  анализировать,  сравнивать,  обобщать  и  систематизировать  понятия;  способствовать  формированию  и  развитию  самостоятельности  учащихся;  способствовать  формированию  и  развитию  познавательного  интереса  учащихся  к  предмету.

 3)  Метапредметные:  способствовать  формированию  и  развитию  нравственных,  трудовых  и  эстетических  качеств  личности.

              10. На уроке решались следующие задачи:

- Способствовать  развитию  умений  учащихся  обобщать  полученные  знания,  проводить  анализ,  сравнение,  делать  необходимые  выводы.  Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать   и различать род   имён существительных.  Обеспечить условия для развития умений грамотно, чётко и точно выражать свои мысли.

Эти задачи, были направлены на усвоение нового материала, на умение определять род имен существительных.

             

.

Соблюдены были структурные компоненты урока:

1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней(психологической) готовностью учащихся к уроку.

2. Проверка домашнего задания

3. Объяснение нового материала.

4. Закрепление знаний, умений и навыков учащихся.

5. Подведение итогов урока, рефлексия, оценки учащимся выставлены.

6. Дано домашнее задание.

Для работы на уроке был создан нужный психологический микроклимат, характер общения с учащимися оцениваю как доброжелательный.

Мною была выбрана форма урока с использованием мультимедийной презентации с целью повышения качества образования: мотивация познавательного интереса учеников к уроку, развития их воображения, внимания, видов памяти.

На данном занятии использовались  технологии:

- системно-деятельностный подход;

- здоровьесберегающие технологии, (проведение физминутки)

- компьютерные технологии. (на уроке использовалась презентация).

             11.       С точки зрения психологии и методики преподавания все     использованные на уроке приемы работы   соответствовали возрастным возможностям учащихся. При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.
            14. Изменений в ходе урока не было.

            15. Мне удалось достичь цели урока, решить поставленные задачи урока,  избежать перегрузки и переутомления учащихся.

            16. Общая самооценка урока: средняя.

            17. Урок прошел успешно.  

                В конце урока была проведена рефлексия.       

 



Предварительный просмотр:

Конспект урока-практикума  в 7 классе на тему:

«Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи».

Цель урока:

- обобщить и систематизировать знания учащихся;

-выработать последовательность действий при выборе слитного и раздельного написания  НЕ с разными частями речи;

-развивать логическое мышление и внимание;

-воспитать уважительное отношение друг к другу в процессе парной, коллективной работы.

Оборудование: интерактивная доска, тесты,  таблицы о правописании НЕ с разными частями речи;

В течении всего урока учащиеся работают с оценочными листами.

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя.

Учитель. Здравствуйте, ребят!  Сегодня у нас урок-практикум. К слову практикум подберите однокоренные слова: практика, практикант, практиковать, практичный.

Какое определение даётся в словаре Ожегова слову практикум? ( Работа с толковым словарём)

Работа по теме урока.

- Ребята! Скажите, какое домашнее задание вы должны были выполнить?

(повторить тему « Употребление НЕ  с разными  частями речи)

- Значит, что мы сегодня будем делать на уроке? Вы сможете определить тему урока?

(« Употребление НЕ  с разными  частями речи)

 - Что требуется для  слитного и раздельного написания НЕ ?

          (   1.  научиться определять часть речи,

  1. Знать правила  ).

-Тема сегодняшнего урока актуальная и трудная.

- Как можно группировать правила написания НЕ с разными частями речи?

( 1.НЕ с существительными, прилагательными, наречиями.

2.НЕ с глаголами, деепричастиями.

3. НЕ с причастиями)

Практическая работа

Проводится групповая работа. Методом жеребьевки каждая группа работает над отдельной темой:

 «НЕ с существительными» ; «НЕ с прилагательными»;  «НЕ с причастиями»

«НЕ с наречиями»

(методом договора определяем время работы- 5 мин.)

Задание№ 1

 Работа с таблицей  «НЕ с существительными, прилагательными, причастиями и наречиями »  (интерактивная доска).

Правила работы у доски:

Один ученик рассказывает правила, а другой, применяя его, заполняет таблицу примерами.

(на интерактивной доске нарисована готовая таблица , примеры находятся отдельно(разбросаны), учащийся находит соответствующий пример и заполняет ее.)

Остальные группы внимательно следят за работой одноклассников и оценивают.

Вывод: к какому выводу можно прийти после работы с таблицей?

(Все познается в сравнении. И существительные, и прилагательные, и наречия, и причастия схожи в слитном и раздельном написании с НЕ.  )

Задание №2

Закрепление темы «НЕ с глаголами, деепричастиями»

Выполните творческую работу, вставляя вместо точек нужные глаголы.

  1. Дело лени ….. .
  2. Дважды в год лета … .
  3. Без труда … и рыбку из пруда.

Вывод: О чём эти пословицы? Объясните их смысл.

Работа с таблицей «НЕ с причастиями»

(ученик рассказывает правила, а другой вместе с классом раскрывает скобки в словарном диктанте).

Работа с алгоритмом «НЕ с разными частями речи»

Что такое алгоритм? (Работа с толковым словарём)

Задание №3 . Комментированный словарный диктант.

(Не)безынтересно, (не)мог, (не)вооружённый знаниями человек, (не)считая, (не)выполненное задание, (не)взрачно, (не)бьющееся стекло,  (не)вкусный, (не)доверие, (не)был, (не)вежливо, а грубо.

Рефлексия .  Что нового узнали на уроке? Чему научились?

 Выставление оценок учащимися на оценочном листе.

 Домашнее задание: 1. Работа с художественным текстом. Найти и записать примеры на тему  «Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология деятельностного способа обучения

Слайд 2

Цель образования: - развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирования желания и умения учиться (2004); -Развитие личности обучающихся на основе усвоенияУУД, познания и освоения мира (2010);

Слайд 3

Результаты образовательной деятельности

Слайд 4

Сегодня выпускник должен : - уметь самостоятельно приобретать знания; - применять их на практике для решения разнообразных проблем; -уметь самостоятельно мыслить; - работать с различной информацией, анализировать, обобщать , аргументировать; - быть коммуникабельным, гибким в любых жизненных ситуациях;

Слайд 5

Проблема учащихся: нежелание думать, мыслить Задача учителя: создать условия для мыслительной деятельности

Слайд 6

Проблема : Как активизировать мыслительную деятельность учащихся?

Слайд 7

Использование современных педагогических технологий: - информационно-коммуникативные технологии; - технология проектной деятельности; - системно-деятельностный подход; -педагогика сотрудничества; -игровые технологии и тд;



Предварительный просмотр:

Степанова Баирма Бадмаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Улюнская средняя общеобразовательная школа имени С.Хамнаева»

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы

     Духовно- нравственное воспитание – это процесс, который способствует формированию нравственных качеств, нравственного облика, нравственной позиции. Отсюда следует, что школа является основным звеном в воспитании подрастающего поколения. Она способствует становлению полноценной личности, живущей осмысленно и одухотворенно, приносящей пользу не только себе, но и всем окружающим. К сожалению, изменение общественных отношений в нашей стране повлекло за собой сложные духовные и нравственные проблемы.  Учитель с помощью слова и дела должен оставить в сердцах и душах детей только доброе и прекрасное. Проводить регулярную работу по духовному оздоровлению.

     Русский язык и литература – это предметы, позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся. Эти предметы становятся основными с точки зрения воспитательных возможностей.   На каждом уроке русского языка и литературы большое внимание уделяется на нравоучительную сторону всего, что нас окружает. У учителя-словесника имеется огромная возможность для формирования душевных качеств подрастающего поколения.

        Велика роль литературы. Она всегда носила духовно-нравственно идеал. Русская литература – основа воспитания. Например, изучая в 5 классе тему «Пословицы и поговорки» можно организовать следующую работу: объяснить значение пословицы «Худо тому, кто не делает добра никому». И здесь же предложить учащимся вспомнить пословицы на тему: честность, правдивость, искренность, лживость, жадность и т.д. Научить объяснять значения этих слов. Результатом данной работы может стать письменная работа: сочинить рассказ, сказку.

      В средних и старших классах на каждом уроке можно выделить несколько минут для работу с цитатами и изречениями великих мыслителей. Ведь в них скрыто очень много смысла. Прекрасным примером может послужит изречение Э. Золя: «Если вы скроете правду и закопаете ее в землю, она непременно вырастет и приобретёт такую силу, что однажды, когда она вырвется, то сметет все на своем пути». Проводим беседу, которая будет направлена на осмысление темы и идеи изречения.

      Духовно-нравственное воспитание можно привить и через историю страны. Человек, который не знает своего прошлого, не имеет будущего. Для него история-это его корни, поэтому духовно-нравственное воспитание можно приобщить через изучение своих родственных корней, родословную. Семейная память очень важна для воспитания детей, ведь история рода-это небольшая часть истории нашей Родины.

     Каждая родословная учит помнить свои корни, имена своих прародителей, уважать своих предков, знать, что они сделали для своей семьи, для родины. Наряду с родословной дети могут оформить генеалогическое древо своей фамилии.

     Сбор данного материала способствует развитию тесных семейных отношений. В работе участвуют не только дети, но и родственники, особенно родители. Все собранные факты обсуждаются в семье, а дети рады любой информации, которую нашли. Наряду с учебными, развивающими, решаются задачи и нравственного воспитания школьников. Слушая рассказы о близких людях, они сопереживают всем трудностям и радостям, выпавшим на долю родных.

     Используя собранный материал, на уроках развития речи можно написать сочинение «Моя родословная» или «Моя семья». Работа учащихся будет интересна еще тем, что материал, который будет использоваться, подлинный и достоверный. О настоящих человеческих ценностях (о долге, о чести, об ответственности за свои поступки, о величайшей силе любви, о семье) можно рассуждать и на семинарах, дискуссиях, беседах. На них учащиеся учатся самостоятельно мыслить, рассуждать о поступках, анализировать отрицательные и положительные стороны реальной жизни. Через учебный диалог учителя и ученика происходит культурное, нравственное и духовное взаимообогащение.

     На уроке русского языка, закрепляя тему «Употребление НЕ в разных частях речи», можно использовать бурятские пословицы и поговорки (все они имеют русский перевод). Ведь каждая из них несет в себе поучительный характер. Анализируя бурятскую пословицу «У доброго коня хозяев много, у хорошего человека друзей немало», можно провести следующую работу: 1. Закрепить тему «Употребление НЕ с прилагательными»; 2.  Раскрыть смысловое значение пословицы, а именно понять сущность человеческих отношений, которые называем дружбой; 3. Привить этнокультурное воспитание.

      Отсюда следует, что у учителя русского языка и литературы имеется огромная возможность для развития и формирования морально-нравственного облика личности, учащегося. Именно он, учитель, по мнению П.М. Неменского, «формирует душу, обогащает узкий личный опыт гигантским опытом человечества».