Мониторинг личностных и метапредметных результатов
С введением ФГОС нового поколения к деятельности учителя предъявляются требования реализации универсальных учебных действий. Под УУД понимают умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monitoring_uud.doc | 93 КБ |
Предварительный просмотр:
Результаты мониторинга метапредметных и личностных результатов
Современный мир меняется все более быстрыми темпами. Перед школой стоит задача, которая требует научить ученика «умению учиться». Поэтому результаты обучения в виде умения учиться становятся сегодня все более востребованными.
В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов (ФГОС – Федеральный государственный образовательный стандарт).
ФГОС нового поколения на всех ступенях образования выдвигает в качестве приоритетного личностно-ориентированный, системно-деятельностный подход, определяющий структуру деятельности учащихся, а также основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний. Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего формированием универсальных учебных действий (УУД). Овладение ими создаёт возможности самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.
Универсальные учебные действия разработаны группой ученых-психологов под руководством члена-корреспондента РАО, профессора МГУ А.Г. Асмолова. Методологической и теоретической основой УУД является системно-деятельностный подход Л.В. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, В.В. Давыдова. Термин “универсальные учебные действия” можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.
Владение УУД позволяет учащимся успешно осваивать информацию на всех этапах и ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания и умения, в том числе «умение учиться».
Успешное и осознанное владение русским языком составляет основу формирования универсальных учебных действий, которые в свою очередь порождают компетенции, знания, умения, навыки, а значит, обеспечивают воспитание всесторонне развитой, интеллектуальной, духовной личности, способной адаптироваться в сложном современном мире.
Русский язык и литература обеспечивает формирование личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных действий
В 2018-2019 учебном году я начала преподавать русский язык и литературу в 5-ом классе. Это класс, обучающийся по ФГОС нового стандарта.
Критерии | Личностные результаты | ||||||||||||||||||||
Самоопределение | Смыслообразование | Морально-этическая ориентация | |||||||||||||||||||
Внутренняя позиция обучающегося | Основы гражданской эдентичности | Самоуважение и адекватная самооценка | Устойчивая система учебно-познавательных и социальных мотивов | Знание основных моральных норм | Способность к моральной децентрации | Этические чувства | |||||||||||||||
Уровень% | в | с | н | в | с | н | в | с | н | в | с | н | в | с | н | в | с | н | в | с | н |
2018-2019 | 40 | 33 | 27 | 27 | 20 | 53 | 60 | 40 | 0 | 67 | 20 | 13 | 53 | 27 | 20 | 60 | 20 | 20 | 53 | 33 | 14 |
2019-2020 | 67 | 20 | 13 | 53 | 27 | 20 | 33 | 60 | 7 | 70 | 20 | 10 | 80 | 20 | 0 | 73 | 27 | 0 | 80 | 20 | 0 |
Критерии | Формирование универсальных учебных действий | ||||||||
Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | |||||||
Уровень % | в | с | н | в | с | н | в | с | н |
2018-2019 | 35 | 27 | 38 | 40 | 20 | 40 | 32 | 44 | 24 |
2019-2020 | 46 | 34 | 20 | 47 | 33 | 20 | 54 | 26 | 20 |
1. Личностные УУД.
На уроках русского языка и литературы личностные УУД развиваются благодаря текстам, данным в учебниках, в презентациях, на заранее подготовленных карточках, при написании сочинений и изложений и т.д. Эти тексты могут быть нравственного, морального, патриотического, этического и другого содержания. Тем самым развиваются и формируются личностные действия, направленные на осознание и принятие жизненных ценностей, которые позволяют найти свое место в жизни, сориентироваться в моральных нормах. Благодаря этим текстам ученики приходят к пониманию необходимости сохранять и защищать свой родной язык как часть русской национальной культуры, а также работать над развитием своей собственной речи. Приступая к выполнению этих упражнений, к анализу данных текстов, учитель вместе с детьми (а вернее дети с помощью учителя) дает нравственную оценку содержанию этих упражнений (дети определяют идею данных текстов).
Предметы «Русский язык» и «Литература» воспитывают положительное отношение к правильной, точной и богатой устной и письменной речи.
На уроках русского языка для формирования личностных УУД можно использовать следующие задания.
Урок контроля по теме «Текст. Стили речи».
Цель: признание общепринятых морально-этических норм, участие в творческом процессе, формирование таких нравственных понятий, как дружба, сплоченность и товарищество
Дети получают карточки с текстом:
Осенью, когда стукнул мороз, мы с Мишей и Костей решили, что сейчас самое время начинать делать каток. Организовали ребят и сказали, что, кто не будет работать, не пустим кататься. Поэтому все рьяно взялись за дело. Только Витька усмехнулся и убежал домой. Поздней ночью мы кончили поливать каток. За студеную ночь вода схватилась и замерзла крепко-накрепко. На следующий день состоялось открытие катка. Все ребята собрались вокруг. Лед блестел как зеркало. Мишка первый выехал на середину льда. Он прямо-таки светился от счастья. – Каток объявляю открытым!- радостно закричал он и тут же шлепнулся. Ребята засмеялись…
Выполнить следующие задания:
- Озаглавить текст.
- Определить основную мысль текста.
- Выделите в тексте абзацы
- Составить план, используя слова из текста
- Выпишите из текста 3 слова, употребленные в переносном значении
- Допишите концовку рассказа. Какой вы себе ее представляете?
Вывод:
Критерии 0 баллов – не сформирован критерий оценки личностного УУД
1 балл - частично сформирован
2 балла – хорошо сформирован
От 0-9 баллов – низкий уровень сформированности УУД
От 10 -16 баллов – средний уровень
От 17-18 баллов – высокий уровень
Урок «Устное народное творчество. Пословицы»
Цель: освоение новых видов деятельности, участие в творческом процессе; осознание себя как индивидуальности и как члена общества; усвоение общепринятых морально-этических норм; осознание себя как гражданина и представителя русского народа и русской культуры.
Задание:
- определите, чему посвящены приведенные ниже пословицы;
-объясните их смысл;
- дополните своими пословицами;
- напишите сочинение, взяв в заголовок одну из пословиц.
1. Человек с друзьями- как широкая степь, а без друзей – как узкая ладонь.
2. Старая дружба в огне не горит и в воде не тонет.
3. Легче друга потерять, чем найти.
4. Сам погибай, а друга выручай.
5. Друга за деньги не купишь.
2. Регулятивные УУД.
Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
- оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
Большим подспорьем при отборе заданий к уроку для учителя может стать таблица с типовыми заданиями.
Задание «Выбрать цель урока из предложенных фраз». 5 класс.
Цель: формирование умения определять цель урока по теме урока.
Тема урока «Имя прилагательное как часть речи».
Выбери из предложенных фраз ту, которая, на твой взгляд, является целью нашего урока:
- Дать определение имени прилагательному.
- Мне нравится искать имена прилагательные в тексте.
- Научиться определять род, число и падеж прилагательных.
Задание «Расскажи все, что ты знаешь о данном члене предложения по плану».
5 класс.
Темы уроков «Подлежащее», «Сказуемое», «Дополнение», «Обстоятельство», «Определение».
Цель: развивать умение соотносить полученный результат с образцом, находить и исправлять ошибки.
Задание: Расскажи все, что ты знаешь о дополнении (определении, обстоятельстве и т.д.) по плану:
- Что это такое?
- Что обозначает?
- На какой вопрос отвечает?
- Какими частями речи может быть выражено?
- Как подчеркивается?
Все ли верно в вашем рассказе? Проведите проверку по эталону. Проверив ответы, нарисуйте красное солнышко, если все выполнено правильно- это «5», синее, если одна ошибка- «4», если две- «3». Если сосед по парте сделал больше ошибок, то нарисуйте смайлик. Это подбодрит его.
- Познавательные УУД.
Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Задание «Слепая таблица». 5 класс.
Тема урока: «Сказуемое».
Описание задания: Учащимся предлагается вспомнить все, что они изучали о сказуемом на прошлом уроке, заполнить таблицу и по заполненной таблице рассказать о сказуемом.
В предложениях подчеркните грамматическую основу. Расскажите о сказуемом, заполнив данную таблицу:
Предложение | Вопрос к сказуемому | Чем выражено сказуемое |
Ненависть – плохой советчик. |
|
|
Народные сказки о животных довольно поучительные. |
|
|
Птицы деловито расхаживают по скалам. |
|
|
Сказка – это произведение устного народного творчества. |
|
|
Вывод:
1 балл – частично сформирован
2 балла- хорошо сформирован
8 критериев – 16 баллов максимальное значение
От 0-8 баллов – низкий уровень сформированности УУД
От 9-15 баллов – средний уровень
От 16-18 баллов-высокий уровень
Задание «Заполнение таблицы по тексту». 6 класс.
Тема урока: «Правописание приставок –ПРИ –ПРЕ».
Этап актуализации знаний (вспомнить, что изучали о приставках в 5 классе).
Описание задания: учащимся предлагается прочитать текст и выполнить различные задания к нему. Можно добавить задание на развитие личностных УУД: попробуйте сказать своими словами, в чём главная мысль этой басни? (люди слабы поодиночке и сильны единством).
Детям раздаются карточки:
Прочитайте басню Л. Н.Толстого «Отец и сыновья» и выполните задания:
Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии. Они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит: «Сломайте»!
Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломили прутья поодиночке. Отец и говорит: «Так-то и вы, если в согласии жить будете, никто вас не одолеет, а если будете ссориться да всё врозь – вас всякий легко погубит».
- В чем главная мысль этой басни?
- На какие группы делятся все приставки?
- Заполнить таблицу примерами из данного текста:
Неизменяемые приставки | Изменяемые приставки | Приставки, зависящие от смысла |
|
|
|
- Коммуникативные УУД. (Умеем ли мы общаться?)
Одной из форм формирования коммуникативных универсальных учебных действий – работа учеников в группе. Преимущества групповой работы:
- создают учебную мотивацию
- пробуждают познавательный интерес
- создают ситуацию успеха
- вырабатывает умение общаться с другими детьми
- формирует оценочные категории своей работы.
Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
- составь задание партнеру;
- отзыв на работу товарища;
- групповая работа по составлению кроссворда, мини- проекта
- «отгадай, о ком говорим»
- взаимопроверка
- выполнение практической работы
Коммуникативные УУД
.1. Планирование учебного сотрудничества
.2.Постановка вопросов
3.Владение монологической и диалогической формами речи
4.Умение полно и точно выражать свои мысли
5.Разрешение конфликтов
6.Управление поведением партнера
Формирование коммуникативных УУД обеспечивается через обучение правильному и умелому использованию речи в различных жизненных ситуациях, при передаче другим своих мыслей и чувств, при построении диалога с другими учащимися и учителем.
Коммуникативные УУД успешно формируются, если правильно организована на уроках работа в группах. Использование данной формы работы позволяет всем ребятам участвовать в деятельности, трудиться, незанятых детей на уроках не остается.
Типовые задачи по формированию коммуникативных УУД .
Задание «Подготовь связный рассказ на определенную тему».
Цель: развитие у учащихся самостоятельности мышления, умения работать с литературой, выбирать главное, выступать на публике, отвечать на поставленные вопросы.
Описание задания: детям предлагается домашнее задание составить свой связный текст на определенную тему и подготовиться к возможным вопросам по этой теме.
Задание «Проверь знания у соседа». 6 класс.
Урок систематизации и обобщения знаний по разделу «Словообразование и орфография».
Форма выполнения задания: работа в парах.
Описание задания: задание состоит из теоретической части. Теоретическое задание: составить устный рассказ по плану, рассказать его соседу по парте. Поставить оценку соседу за устный ответ. После выполнения задания несколько человек представляют классу свой ответ.
План:
- Что такое словообразование?
- Какие 7 способов словообразования вы знаете?
- Что такое словообразовательный разбор?
- Что такое словообразовательная цепочка?
Вывод:
1 балл – частично сформирован
2 балла- хорошо сформирован
4 критерия – 8 баллов максимальное значение
От 0-4 баллов – низкий уровень сформированности УУД
От 5-7 баллов – средний уровень
Отсюда следует, что последовательная работа по формированию и развитию у детей УУД или «Умения учиться» ведет к повышению эффективности образования в общем, к более гибкому и прочному усвоению знаний учащимися.
Ссылки на источники
- А.Г.Асмолов и др. «Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли». Система заданий. М.«Просвещение», 2014.
- Ю. Михеева. Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий // Учительская газета. Независимое педагогическое издание. – 2012.
- М.М. Поташник. Требования к современному уроку. Методическое пособие. М.: Центр педагогического образования, 2008.