Мониторинг личностных и метапредметных результатов

Степанова Баирма Бадмаевна

С введением ФГОС нового поколения к деятельности учителя предъявляются требования реализации универсальных учебных действий. Под УУД понимают умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon monitoring_uud.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

Результаты мониторинга метапредметных и личностных результатов

Современный мир меняется все более быстрыми темпами.  Перед школой стоит задача, которая требует научить ученика «умению учиться». Поэтому результаты обучения  в виде умения учиться становятся сегодня все более востребованными.

В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов (ФГОС – Федеральный государственный образовательный стандарт).

ФГОС нового поколения на всех ступенях образования выдвигает в качестве приоритетного личностно-ориентированный, системно-деятельностный подход, определяющий структуру деятельности учащихся, а также основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний. Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего формированием универсальных учебных действий (УУД). Овладение ими создаёт возможности самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.

Универсальные учебные действия разработаны группой ученых-психологов под руководством члена-корреспондента РАО, профессора МГУ А.Г. Асмолова. Методологической и теоретической основой УУД является системно-деятельностный подход Л.В. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, В.В. Давыдова. Термин “универсальные учебные действия” можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

Владение УУД позволяет учащимся успешно осваивать информацию на всех этапах и ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания и умения, в том числе «умение учиться».

Успешное и осознанное владение русским языком составляет основу формирования универсальных учебных действий, которые в свою очередь порождают компетенции, знания, умения, навыки, а значит, обеспечивают воспитание всесторонне развитой, интеллектуальной, духовной личности, способной адаптироваться в сложном современном мире. 

Русский язык и литература обеспечивает формирование личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных действий

В 2018-2019 учебном году я начала преподавать русский язык и литературу в 5-ом классе. Это класс, обучающийся по ФГОС нового стандарта.

Критерии

Личностные результаты

Самоопределение

Смыслообразование

Морально-этическая ориентация

Внутренняя позиция обучающегося

Основы гражданской эдентичности

Самоуважение и адекватная самооценка

Устойчивая система учебно-познавательных и социальных мотивов

Знание основных моральных норм

Способность к моральной децентрации

Этические чувства

Уровень%

в

с

н

в

с

н

в

с

н

в

с

н

в

с

н

в

с

н

в

с

н

2018-2019

40

33

27

27

20

53

60

40

0

67

20

13

53

27

20

60

20

20

53

33

14

2019-2020

67

20

13

53

27

20

33

60

7

70

20

10

80

20

0

73

27

0

80

20

0

Критерии

Формирование универсальных учебных действий

     Регулятивные УУД

   Познавательные УУД

  Коммуникативные УУД

Уровень %

в

с

н

в

с

н

в

с

н

2018-2019

35

27

38

40

20

40

32

44

24

2019-2020

46

34

20

47

33

20

54

26

20

1. Личностные УУД.

На уроках русского языка и литературы личностные УУД развиваются благодаря текстам, данным в учебниках, в презентациях, на заранее подготовленных карточках, при написании сочинений и изложений и т.д. Эти тексты могут быть нравственного, морального, патриотического, этического и другого содержания. Тем самым развиваются и формируются личностные действия, направленные на осознание и принятие жизненных ценностей, которые позволяют найти свое место в жизни, сориентироваться в моральных нормах. Благодаря этим текстам ученики приходят к пониманию необходимости сохранять и защищать свой родной язык как часть русской национальной культуры, а также работать над развитием своей собственной речи. Приступая к выполнению этих упражнений, к анализу данных текстов, учитель вместе с детьми (а вернее дети с помощью учителя) дает нравственную оценку содержанию этих упражнений (дети определяют идею данных текстов).

Предметы «Русский язык» и «Литература» воспитывают положительное отношение к правильной, точной и богатой устной и письменной речи.

  На уроках русского языка для формирования личностных УУД можно использовать следующие задания.

 Урок контроля по теме «Текст. Стили речи».

 Цель: признание общепринятых морально-этических норм, участие в творческом процессе, формирование таких нравственных понятий, как дружба, сплоченность и товарищество

 Дети получают карточки с текстом:

     Осенью, когда стукнул мороз, мы с Мишей и Костей решили, что сейчас самое время начинать  делать каток. Организовали ребят и сказали, что, кто не будет работать, не пустим кататься. Поэтому все рьяно взялись за дело. Только Витька усмехнулся и убежал домой. Поздней ночью мы кончили поливать каток. За студеную ночь вода схватилась и замерзла крепко-накрепко. На следующий день состоялось открытие катка. Все ребята собрались вокруг. Лед блестел как зеркало. Мишка первый выехал на середину льда. Он прямо-таки светился от счастья. – Каток объявляю открытым!- радостно закричал он и тут же шлепнулся. Ребята засмеялись…

Выполнить следующие задания:

  1. Озаглавить текст.
  2. Определить основную мысль текста.
  3. Выделите в тексте абзацы
  4. Составить план, используя слова из текста
  5. Выпишите из текста 3 слова, употребленные в переносном значении
  6. Допишите концовку рассказа. Какой вы себе ее представляете?

Вывод:

Критерии 0 баллов – не сформирован критерий оценки личностного УУД

1 балл - частично сформирован

2 балла – хорошо сформирован

От 0-9 баллов – низкий уровень сформированности УУД

От 10 -16 баллов – средний уровень

От 17-18 баллов – высокий уровень

Урок «Устное народное творчество. Пословицы»

Цель: освоение новых видов деятельности, участие в творческом процессе; осознание себя как индивидуальности и как члена общества; усвоение общепринятых морально-этических норм; осознание себя как гражданина и представителя русского народа и русской культуры.

Задание:

- определите, чему посвящены приведенные ниже пословицы;

-объясните их смысл;

- дополните своими пословицами;

- напишите сочинение, взяв в заголовок одну из пословиц.

1. Человек с друзьями- как широкая степь, а без друзей – как узкая ладонь.

2. Старая дружба в огне не горит и в воде не тонет.

3. Легче друга потерять, чем найти.

4. Сам погибай, а друга выручай.

5. Друга за деньги не купишь.

     2.  Регулятивные УУД.

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Большим подспорьем при отборе заданий к уроку для учителя может стать таблица с типовыми заданиями.

Задание «Выбрать цель урока из предложенных фраз». 5 класс.

Цель: формирование умения определять цель урока по теме урока.

Тема урока «Имя прилагательное как часть речи».

Выбери из предложенных фраз ту, которая, на твой взгляд, является целью нашего урока:

  1. Дать определение имени прилагательному.
  2. Мне нравится искать имена прилагательные в тексте.
  3. Научиться определять род, число и падеж прилагательных.

Задание «Расскажи все, что ты знаешь о данном члене предложения по плану». 

5 класс.

Темы уроков «Подлежащее», «Сказуемое», «Дополнение», «Обстоятельство», «Определение».

Цель: развивать умение соотносить полученный результат с образцом, находить и исправлять ошибки.

Задание: Расскажи все, что ты знаешь о дополнении (определении, обстоятельстве и т.д.) по плану:

  1. Что это такое?
  2. Что обозначает?
  3. На какой вопрос отвечает?
  4. Какими частями речи может быть выражено?
  5. Как подчеркивается?

Все ли верно в вашем рассказе? Проведите проверку по эталону. Проверив ответы, нарисуйте красное солнышко, если все выполнено правильно- это «5», синее, если одна ошибка- «4», если две- «3». Если сосед по парте сделал больше ошибок, то нарисуйте смайлик. Это подбодрит его.

  1. Познавательные УУД.

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- структурирование знаний;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Задание «Слепая таблица». 5 класс.

Тема урока: «Сказуемое».

Описание задания: Учащимся предлагается вспомнить все, что они изучали о сказуемом на прошлом уроке, заполнить таблицу и по заполненной таблице рассказать о сказуемом.

В предложениях подчеркните грамматическую основу. Расскажите о сказуемом, заполнив данную таблицу:

Предложение

Вопрос к сказуемому

Чем выражено сказуемое

Ненависть – плохой советчик.

 

 

Народные сказки о животных довольно поучительные.

 

 

Птицы деловито расхаживают по скалам.

 

 

Сказка – это произведение устного народного творчества.

 

 

Вывод:

1 балл – частично сформирован

2 балла- хорошо сформирован

8 критериев – 16 баллов максимальное значение

От 0-8 баллов – низкий уровень сформированности УУД

От 9-15 баллов – средний уровень

От 16-18 баллов-высокий уровень

Задание «Заполнение таблицы по тексту». 6 класс.

Тема урока: «Правописание приставок –ПРИ –ПРЕ».

Этап актуализации знаний (вспомнить, что изучали о приставках в 5 классе).

Описание задания: учащимся предлагается прочитать текст и выполнить различные задания к нему. Можно добавить задание на развитие личностных УУД: попробуйте сказать своими словами, в чём главная мысль этой басни? (люди слабы поодиночке и сильны единством).

Детям раздаются карточки:

Прочитайте басню Л. Н.Толстого «Отец и сыновья» и выполните задания:

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии. Они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит: «Сломайте»!

Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломили прутья поодиночке. Отец и говорит: «Так-то и вы, если в согласии жить будете, никто вас не одолеет, а если будете ссориться да всё врозь – вас всякий легко погубит».

- В чем главная мысль этой басни?

- На какие группы делятся все приставки?

- Заполнить таблицу примерами из данного текста:

 

Неизменяемые приставки

Изменяемые приставки

Приставки, зависящие от

смысла

 

 

 

  1. Коммуникативные УУД. (Умеем ли мы общаться?)

Одной из форм формирования коммуникативных универсальных учебных действий – работа учеников в группе. Преимущества групповой работы:

- создают учебную мотивацию

- пробуждают познавательный интерес

- создают ситуацию успеха

- вырабатывает умение общаться с другими детьми

- формирует оценочные категории своей работы.

Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий.

Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

           - составь задание партнеру;

           - отзыв на работу товарища;

           - групповая работа по составлению кроссворда, мини- проекта

           - «отгадай, о ком говорим»

           - взаимопроверка

           - выполнение практической работы

Коммуникативные УУД

.1. Планирование учебного сотрудничества

.2.Постановка вопросов

3.Владение монологической и диалогической формами речи

4.Умение полно и точно выражать свои мысли

5.Разрешение конфликтов

6.Управление поведением партнера

Формирование коммуникативных УУД обеспечивается через обучение правильному и умелому использованию речи в различных жизненных ситуациях, при передаче другим своих мыслей и чувств, при построении диалога с другими учащимися и учителем.

Коммуникативные УУД успешно формируются, если правильно организована на уроках работа в группах.  Использование данной формы работы позволяет всем ребятам участвовать в деятельности, трудиться, незанятых детей на уроках не остается.

Типовые задачи по формированию коммуникативных УУД .

Задание «Подготовь связный рассказ на определенную тему».

Цель: развитие у учащихся самостоятельности мышления, умения работать с литературой, выбирать главное, выступать на публике, отвечать на поставленные вопросы.

Описание задания: детям предлагается домашнее задание составить свой связный текст на определенную тему и подготовиться к возможным вопросам по этой теме.

Задание «Проверь знания у соседа». 6 класс.

Урок систематизации и обобщения знаний по разделу «Словообразование и орфография».

Форма выполнения задания: работа в парах.

Описание задания: задание состоит из теоретической части. Теоретическое задание: составить устный рассказ по плану, рассказать его соседу по парте. Поставить оценку соседу за устный ответ. После выполнения задания несколько человек представляют классу свой ответ.

План:

  1. Что такое словообразование?
  2. Какие 7 способов словообразования вы знаете?
  3. Что такое словообразовательный разбор?
  4. Что такое словообразовательная цепочка?

Вывод:

1 балл – частично сформирован

2 балла- хорошо сформирован

4 критерия – 8 баллов максимальное значение

От 0-4 баллов – низкий уровень сформированности УУД

От 5-7 баллов – средний уровень

Отсюда следует, что последовательная работа по формированию и развитию у детей УУД или «Умения  учиться» ведет к повышению эффективности образования в общем, к более гибкому и прочному усвоению знаний учащимися.


        Ссылки на источники

  1. А.Г.Асмолов и др. «Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли». Система заданий. М.«Просвещение», 2014.
  2. Ю. Михеева.  Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий // Учительская газета. Независимое педагогическое издание. – 2012.
  3.  М.М. Поташник.  Требования к современному уроку. Методическое пособие. М.: Центр педагогического образования, 2008.