Программы

Шаповалова Юлия Леонидовна

На данной странице вы можете ознакомиться с учебными программами для начальной школы. А также с программами внеурочной деятельности летнего оздоровительного лагеря  дневного пребывания. Надеюсь, что данный материал будет вам полезен. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«СОГЛАСОВАНО»                   «УТВЕРЖДЕНО»

Начальник управления образования                                    Педагогическим советом

и молодежной политики                                                        МБОУ СОШ № 15                                              

администрации муниципального образования         протокол № ____ от _________                                            

Абинский район                                                                    

 ________________ С.Н. Филипская                                  Директор __           М.М.Корытцева

«___» ____________  2019г        м.п.

м.п.

ПРОГРАММА

летнего оздоровительного лагеря  дневного пребывания «Парус»

на базе МБОУ СОШ № 15

Возраст детей: от 7 до 17 лет

Срок реализации: 26.06 - 15.07.2019

Тематика смены: физкультурно-спортивная

                                                        2019 год

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

1

Полное название программы

 Программа  летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Парус».

2

Цель программы

Организация отдыха и оздоровления учащихся школы в летний период 2019 года

3

Направления деятельности

  Физкультурно-спортивное развитие детей, средствами игры  и познавательной деятельности.

4

Место реализации программы

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №15 муниципального образования Абинский район имени Героя Советского Союза  Г.Т.Чуприны

5

Адрес, телефон

Абинский  район, ст. Холмская,

 ул. Толстого, д.62.   8(86150) 31685

6

Количество учащихся и

возраст

25 человек

7-10 лет - 20 человек

11-17 лет - 5 человек

7

Сроки реализации

26.06.2018г.-15.07.2019г.

8

Автор программы

Заместитель директора по ВР Скидан М.В.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Пояснительная записка                                                                              4

Цели и задачи, сроки реализации                                                              6

Концептуальный подход                                                                            7

Методическое сопровождение программы                                              8        

Механизм реализации                                                                                9

Кадровое обеспечение                                                                               11

Схема управления программой                                                                12

План мероприятий                                                                                     13

 

1. Пояснительная записка

Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности, экологического, эстетического,  духовно-нравственного развития.

Лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым стилем и тоном. «Лето – это маленькая жизнь!», - а значит, прожить ее нужно так, чтобы всем: и детям, и тем, кто будет организовывать отдых, было интересно. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.

Значимость летнего периода для оздоровления, экологического, эстетического, духовно-нравственного воспитания детей, удовлетворения детских интересов и расширения кругозора невозможно переоценить.

Лагерь размещается на базе МБОУ СОШ№15. В основу организации закладывается  спортивно-физическое, эстетическое, духовно-нравственное воспитание, реализующееся в игровой форме.

Программа деятельности летнего лагеря ориентирована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка. Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.

Эффективное управление в современном лагере – это главная основа его существования и непременное условие развития.

Для обеспечения преемственности в работе лагеря от каникул к каникулам необходима постоянная управленческая деятельность. Система управления лагеря дневного пребывания «Парус» включает в себя три уровня: стратегическое управление, организационно-методическое управление, практическое управление.

Программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, образования, воспитания в условиях лагеря.

Основная идея программы лагеря дневного пребывания «Парус» - представление возможностей для раскрытия физкультурно-спортивных способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей и подростков в результате общественно полезной деятельности, культурно-спортивного развития. Программа ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе и рассчитана на смену.

Формируя воспитательное пространство лагеря, в основу организации смен закладывается легенда лагеря, согласно которой все дети, посещающие лагерь, становятся участниками длительной сюжетно-ролевой игры со своими законами и правилами.

Принципы организации педагогического процесса в рамках программы:

-принцип взаимодействия воспитателей и воспитанников;

-принцип коллективной деятельности;

-принцип самореализации ребенка в условиях детского лагеря;

-принцип самостоятельности.

 Цель программы:  создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление, физкультурно-спортивное  и интеллектуальное развитие.

 Задачи:

- создание системы интересного, разнообразного по форме и содержанию отдыха и оздоровления детей,

-создание условия для раскрытия и развития творческого потенциала каждого ребенка;

-формировать интерес к различным видам деятельности;

-развивать познавательную активность, творческий потенциал каждого ребенка;

-  организация активного отдыха и оздоровления детей;

- формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду, как источнику радости и творчества людей;

- укрепление здоровья;

Сроки реализации программы:  26.06.2019г.-15.07.2019г.

Ожидаемые результаты работы лагеря:

- расширение социального опыта;
- формирование коммуникативных умений, основы правильного поведения, общения, культуры, досуга;
- вырабатывание навыков ручного и общественно-полезного труда;
- формирование осознанного отношения к себе, как к части окружающего мира.

- укрепление здоровья детей;

Условия участия в программе: добровольность, взаимопонимание, должностная субординация.

2. Концептуальный подход

Изменение ценностных ориентаций заметно в настоящее время во всех сферах жизни общества. Решение ряда проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской ответственности, гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и народа России. Духовность заключается в любящем отношении к другому человеку, в приоритетности интересов другого над собственными, в утверждении своим отношением несравненной ценности другого. Духовность представляет собой в высшей степени сложную совокупность общечеловеческих норм и ценностей. Основная деятельность лагеря дневного пребывания направлена на развитие личности ребенка и включение его в разнообразие человеческих отношений и межличностное общение со сверстниками. Детский лагерь, учитывая его специфическую деятельность, может дать детям определенную целостную систему нравственных ценностей и культурных традиций через погружение ребенка в атмосферу игры и познавательной деятельности дружеского микросоциума. Погружая ребенка в атмосферу лагеря, мы даем ему возможность открыть в себе положительные качества личности, ощутить значимость собственного «я»; осознать себя личностью, вызывающей положительную оценку в глазах других людей; повысить самооценку; выйти на новый уровень общения, где нет места агрессии и грубости.

Находясь в лагере с дневным пребыванием, дети ежедневно включаются в оздоровительный процесс, для которого характерны: упорядоченный ритм жизни, режим питания, закаливание, поддержка мышечного и эмоционального тонуса. Результатом осуществления оздоровительного направления является формирование потребности в здоровом образе жизни.

Направление лагеря – физкультурно-спортивное. Это направление направлено на работу по вовлечению детей в занятия физкультурой и спортом, формированию здорового образа жизни, преодолению вредных привычек, профилактике табакокурения, наркомании. 

 

3. Методическое сопровождение программы

-Основными методами организации деятельности являются:

- Метод игры (игры отбираются воспитателями в соответствии с поставленной целью);

- Методы физкультурно-спортивные (реализуется через спортивные игры, соревнования, настольные игры);

- Методы состязательности (распространяется на все сферы творческой деятельности);

-Метод коллективной творческой деятельности (КТД).

Формы и методы работы

Индивидуальные и коллективные формы работы в лагере осуществляются с использованием следующих методов (  организация туристических эстафет, изучение истории туризма ,  конкурсно - игровые программы, беседа, наблюдение, поручение)

Одним из важнейших средств и методов организации воспитательного пространства является создание органов детского самоуправления-самостоятельности в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации.

4. Механизм реализации

Этапы реализации программы:

1.Подготовительный (май):

-подбор кадров;

-проведение стажерской площадки для педагогов, вожатых, работников лагеря;

-подготовка методических материалов;

-подготовка материально-технической базы.

2. Организационный: июнь

-формирование отрядов;

-знакомство с режимом работы лагеря и правилами;

-оформление уголков отрядов.

3. Основной (26.06.19-15.07. 2019г.):

-образовательная деятельность;

-оздоровительная деятельность;

-культурно-досуговая деятельность;

-методическая работа с воспитателями.

4. Заключительный:

-закрытие смены (последний день смены);

-сбор отчетного материала;

-анализ реализации программы и выработка рекомендаций;

Образовательная деятельность в рамках смены предусматривает воспитательные мероприятия, связанные с формированием навыков  туризма, здорового образа жизни.

Образовательная деятельность также предусматривает знакомство с миром живой природы. На основе развития навыков моделирования, изготовления поделок из различных материалов, в процессе продуктивной творческой деятельности дети знакомятся с единой картиной мира.

Оздоровительная деятельность способствует формированию культуры физического здоровья, интереса к спорту, туризму,  мотивирует детей на заботу о своем здоровье и активный отдых. Физические нагрузки, свежий воздух, знакомство с красивыми уголками природы, проведение оздоровительных и различных спортивно-развлекательных мероприятий способствует созданию положительного физиологического и психологического фона.

Культурно-досуговая деятельность состоит из общелагерных и отрядных мероприятий (творческие конкурсы рисунков, стихов, частушек; изготовление плакатов; театрализованные игровые программы и т. д.), а также посещение   ДК.

Получение новых знаний при подготовке к мероприятиям туристической направленности   приводит к обогащению мировоззрения ребенка, что, в свою очередь, сказывается на изменении личностного поведения каждого члена коллектива.

5. Кадровое обеспечение

Система подготовки педагогических кадров для работы в лагере:

Одной из основных задач организационного и методического обеспечения деятельности программы является профессиональная подготовка специалистов.

Педагогический коллектив представлен педагогами : начальник лагеря- Шаповалова Ю.Л.,  воспитатели:  Тарасенко Е.А., Богоненкова А.В. – людьми-единомышленниками, имеющими опыт работы с детьми в летних лагерях дневного пребывания.

Для проведения спортивных мероприятий, мониторинга состояния здоровья привлекается учитель физической культуры, фельдшер школы.

Кадровое обеспечение программы:

Подбор начальника лагеря, воспитателей, проводит администрация школы. Начальник лагеря определяет функциональные обязанности персонала, руководит всей работой лагеря и несет ответственность за состояние воспитательной, хозяйственной и финансовой работы, соблюдение распорядка дня, трудового законодательства, обеспечение здоровья и жизни воспитанников, планирует, организует и контролирует все направления деятельности лагеря, отвечает за качество и эффективность.

Воспитатель проводит воспитательную работу, организует активный отдых учащихся, несет ответственность за жизнь и здоровье воспитанников, следит за исполнением программы смены лагеря.

Медицинский работник осуществляет периодический контроль за санитарным состоянием лагеря,   мониторинга здоровья, качеством приготовления пиши.

Обязанности обслуживающего персонала определяются начальником лагеря.

Начальник и педагогический коллектив, специалисты хозяйства отвечают за соблюдение правил техники безопасности, выполнение мероприятий по охране жизни и здоровья воспитанников во время участия в соревнованиях, массовых праздниках и других мероприятиях.

6. Схема управления программой

     Программа разработана заместителем директора по воспитательной работе, который на протяжении всего времени реализации является проводником и координатором идей программы, проводит анализ проделанной работы и вносит соответствующие коррективы, объединяет вокруг себя всех участников смены.

Участниками данной программы являются дети в возрасте от 7 до 17 лет различных социальных групп.

Для организации работы по реализации программы смены:

-проводятся ежедневные планерки воспитателей и вожатых;

-составляются планы работы отрядных вожатых, где отражаются и анализируются события и проблемы дня;

-проводятся анкетирование и тестирование воспитанников на различных этапах смены («Экран настроения»);

-оказывается методическая и консультативная помощь педагогам;

-сотрудники обеспечиваются методической литературой, инструментарием по проведению тренинговых мероприятий, тематических мероприятий и т. д.;

-проводятся инструктажи с педагогами по охране жизни здоровья; мероприятий по профилактике детского травматизма.

 План

мероприятий с физкультурно-спортивной направленностью на летний  лагерь дневного пребывания

на базе МБОУ СОШ № 15 «Парус»

26.06.19 г. – 15.07.19 г. ( 2 поток )

Дата

Время

Наименование мероприятия

Ответственные

День первый

«День безопас-

ности.    Лето-это маленькая жизнь»

26 июня 2019

8.30-9.00

Сбор детей. Построение. Инструктаж.

Шаповалова Ю.Л.

Тарасенко Е.А.

Богоненкова А.В.

9.00-9.15

«Минутки здоровья»

  • Беседа  «Если хочешь быть здоров»
  • Медосмотр
  • Зарядка

09.15 – 9.45

Линейка, поднятие флагов

10:00 – 11:00

Организационные мероприятия по

формированию отрядов, выборы командиров отрядов;

принятие правил поведения в лагере;

оформление отрядных уголков., изготовление бейджиков.

Подготовка визиток отрядов на открытие лагеря.

11:00 – 12:00

Праздничная программа «Ключи от лета»

Открытие второй смены .

12.00-12.30

Конкурс рисунков на асфальте «Здоровье в твоих руках»

12.30-13.00

Знакомство «Расскажи мне о себе». Игры на сплочение «Тропа доверия»

13:30 – 14:15

Занятие по ОБЖ «Один дома не воин». Проведение обучающей эвакуации детей.

14.15-14.30

Построение. Подведение итогов дня. Уход домой.

День второй

«День открытия Олимпийских игр»

27 июня  2019 г.

8.30-9.00

Сбор детей. Построение. Инструктаж.

Шаповалова Ю.Л.

Тарасенко Е.А.

Богоненкова А.В.

9.00-9.15

  • Акция «Будь здоров!»  (медицинский осмотр).
  • Веселая зарядка «Прыжковая».

09.15 – 9.45

Линейка, поднятие флагов

10:00-10.30

Конкурс рисунков «Мое любимое лето»

10:30 – 12:00

Спортивные состязания «Быстрее! Выше! Сильнее!».

12.00-12.30

 Викторина «Каких спортсменов ты знаешь?».

12.30-13.00

Шахматный кружок

13.30 – 14.15

Подвижные игры «Чемпионат веселого мяча»

14.15-14.30

Построение. Подведение итогов дня. Уход домой.

День третий

«О, спорт, ты – мир!»    

28 июня 2019 г.

8.30-9.00

Сбор детей. Построение. Инструктаж.

Шаповалова Ю.Л.

Тарасенко Е.А.

Богоненкова А.В.

9.00-9.15

«Минутки здоровья»

  • Медосмотр
  • Зарядка

09.15 – 9.45

Линейка, поднятие флагов

10:00 – 11:00

Первенство  лагеря по мини-волейболу

11:00 – 12:00

 Защита проектов «Олимпийские игры в древности и современности».

12.00-12.30

 Спартакиада «Малые олимпийские игры».

12.30-13.00

Работа кружков.

13:30 – 14:15

Заседание Клуба любознательных. «Олимпийские игры – история и современность»

14.15-14.30

Построение. Подведение итогов дня. Уход домой.

День четвертый

«День эстафет»

01 июля 2019 г.

8.30-9.00

Сбор детей. Построение. Инструктаж.

Шаповалова Ю.Л.

Тарасенко Е.А.

Богоненкова А.В.

9.00-9.15

«Минутки здоровья»

  • Беседа  «Правила питания»
  • Медосмотр
  • Зарядка

09.15 – 9.45

Линейка, поднятие флагов

10.30 –13.00

Турпоход «Азбука молодого туриста», соревнование – эстафета на местности.

13.30 – 14.15

Шахматный кружок

14.15-14.30

Построение. Подведение итогов дня. Уход домой.

День пятый

«День прыгуна»

2 июля

 2019 г.

8.30-9.00

Сбор детей. Построение. Инструктаж.

Шаповалова Ю.Л.

Тарасенко Е.А.

Богоненкова А.В.

9.00-9.15

«Минутки здоровья»

  • Беседа  «Зеленая аптека»
  • Медосмотр
  • Зарядка

09.15 – 9.45

Линейка, поднятие флагов

10.00 – 10.30

Спартакиада «Малые олимпийские игры». Чемпионы по прыжкам с места.

10.30 – 11.00

Конкурс проектов «Здоровье в твоих руках»

11.00-12.30

Беседа «Виды спортивных игр с мячом»

12.30-13.00

Игры на свежем воздухе: «Мышеловка»

 «Охотники и утки»

13:30 – 14:15

Соревнование танцоров «Танцевальный ринг».

14.15-14.30

Построение. Подведение итогов дня. Уход домой.

День шестой

«День марафонца»

3 июля  

2019 г.

8.30-9.00

Сбор детей. Построение. Инструктаж.

Шаповалова Ю.Л.

Тарасенко Е.А.

Богоненкова А.В.

9.00-9.15

«Минутки здоровья»

  • Беседа  « Осанка – основа красивой походки»
  • Медосмотр
  • Зарядка

09.15 – 9.45

Линейка, поднятие флагов

10:15 – 12:00

Соревнования по легкой атлетике –   марафонская дистанция.

12.00-13.00

Шахматный турнир.

13:30 – 14:15

Просмотр фильма о спорте «Легенда №17».

14.15-14.30

Построение. Подведение итогов дня. Уход домой.

День седьмой

«День смеха или «Все наоборот»»

 4 июля  2019 г.

8.30-9.00

Сбор детей. Построение. Инструктаж.

Шаповалова Ю.Л.

Тарасенко Е.А.

Богоненкова А.В.

9.00-9.15

«Минутки здоровья»

  • Беседа  «Солнечный ожог. Первая помощь при ожоге»
  • Медосмотр
  • Зарядка

09.15 – 9.45

Линейка, поднятие флагов

10:00 – 11:00

Спартакиада «Малые олимпийские игры».  Прыжки в длину с разбега.

11:00 – 12:00

Конкурс рисунков «Театр  в моей душе».

12.00-12.30

Музыкально - развлекательная игра «До, ре, ми».

12.30-13.00

«Спортивная викторина». «По рекордам Гиннеса»

13:30 – 14:15

Шашечный турнир

14.15-14.30

Построение. Подведение итогов дня. Уход домой.

День восьмой

«День велосипедиста»

5 июля  

2019 г.

8.30-9.00

Сбор детей. Построение. Инструктаж.

Шаповалова Ю.Л.

Тарасенко Е.А.

Богоненкова А.В.

9.00-9.15

«Минутки здоровья»

  • Беседа  «Правила велосипедиста»
  • Медосмотр
  • Зарядка

09.15 – 9.45

Линейка, поднятие флагов

10:00 –

12:00

Соревнования велосипедистов. Велопрогулка.

12.00-12.30

«Давай дружить, дорога» - конкурс рисунков на асфальте

12.30-13.00

Работа кружков.

13:30 – 14:15

 Конкурс рисунков «Мой любимый вид спорта!

14.15-14.30

Построение. Подведение итогов дня. Уход домой.

День девятый

«День семьи, любви и верности»

 8 июля  2019 г.

8.30-9.00

Сбор детей. Построение. Инструктаж.

Шаповалова Ю.Л.

Тарасенко Е.А.

Богоненкова А.В.

9.00-9.15

«Минутки здоровья»

  • Беседа  «Что такое закаливание?»
  • Медосмотр
  • Зарядка

09.15 – 9.45

Линейка, поднятие флагов

10.00 – 11.00

Конкурс рисунков «Моя семья».

11.00 – 12.00

Игры на свежем воздухе

12.00-12.30

Конкурс пословиц и поговорок о семье.

12.30-13.00

День семьи, любви и верности

«Семья – волшебный символ жизни»

13.30 – 14.15

Шашечный турнир «Клетки белые, клетки чёрные»

14.15-14.30

Построение. Подведение итогов дня. Уход домой.

День десятый

 «День Футболиста

9 июля

2019 г.

8.30-9.00

Сбор детей. Построение. Инструктаж.

Шаповалова Ю.Л.

Тарасенко Е.А.

Богоненкова А.В.

9.00-9.15

«Минутки здоровья»

  • Беседа  «Чистые руки»
  • Медосмотр
  • Зарядка

09.15 – 9.45

Линейка, поднятие флагов

10:00 – 11:00

Эстафеты: «Забей в ворота», «Самые быстрые», «Красивый пас», «Набивания футбольного мяча», «Самый меткий».

11:00 – 12:00

Викторина «Знатоки футбола» 

12.00-13.00

Соревнования по футболу

13:30 – 14:15

Театрализованное представление «День футболиста»

14.15-14.30

Построение. Подведение итогов дня. Уход домой.

День одиннадцатый

«День народных игр»

10 июля  2019 г.

8.30-9.00

Сбор детей. Построение. Инструктаж.

Шаповалова Ю.Л.

Тарасенко Е.А.

Богоненкова А.В.

9.00-9.15

«Минутки здоровья»

  • Беседа  «Первая помощь при порезах»
  • Медосмотр
  • Зарядка

09.15 – 9.45

Линейка, поднятие флагов

10:00-11:00

Игры детства наших родителей: «Лапта»

 «Прыжки в мешках»

 «Догонялки», «Разбойники», «Садовник»

11:00 –12:00

Кубанские народные игры:
«Перетяжки»,  

«Петушиный бой»

12.00-12.30

Шахматный кружок

12.30-13.00

Соревнование «Полоса препятствий»

13:30 – 14:15

Конкурс творческих работ «Хорошие манеры в картинках и примерах».

14.15-14.30

Построение. Подведение итогов дня. Уход домой.

День двенадцатый

«День русской лапты»

11 июля  2019 г.

8.30-9.00

Сбор детей. Построение. Инструктаж.

Шаповалова Ю.Л.

Тарасенко Е.А.

Богоненкова А.В.

9.00-9.15

«Минутки здоровья»

  • Беседа  «Съедобное - несъедобное»
  • Медосмотр
  • Зарядка 

09.15 – 9.45

Линейка, поднятие флагов

10:00 – 11:00

Веселые эстафеты «Болл-Шоу»

11:00 – 12:00

Интеллектуальная игра «Рекорды животного мира». 

12.00-13.00

Соревнование по русской лапте.

13:30 – 14:15

Проведение акции «Школа – территория без наркотиков» на базе лагеря дневного пребывания:

-конкурс рисунков «Мы – за счастливое будущее».

14.15-14.30

Построение. Подведение итогов дня. Уход домой.

День тринадцатый

«День госпожи Атлетики»

12 июля  2019 г.

8.30-9.00

Сбор детей. Построение. Инструктаж.

Шаповалова Ю.Л.

Тарасенко Е.А.

Богоненкова А.В.

9.00-9.15

«Минутки здоровья»

  • Беседа  «Как  стать неболейкой »
  • Медосмотр
  • Зарядка 

09.15 – 9.45

Линейка, поднятие флагов

10.00-11.00

«Экодесант». Беседа «Правильное питание»

11.00 – 12.00

Спортивный праздник «Равнение на легкую атлетику»

12.00 – 12.30

Онлайн-экскурссия «В страну олимпийских игр»

13.30 – 14.15

Профилактические беседы с участием фельдшера, инспектора ОДН с учащимися, состоящими на различных видах профилактического учета

14.15-14.30

Построение. Подведение итогов дня. Уход домой.

День четырнадцатый

«День расставаний»

15 июля 2019 г.

8.30-9.00

Сбор детей. Построение. Инструктаж.

Шаповалова Ю.Л.

Тарасенко Е.А.

Богоненкова А.В.

9.00-9.15

«Минутки здоровья»

  • Беседа  «Первая помощь при укусах насекомых»
  • Медосмотр
  • Зарядка 

09.15 – 9.45

Линейка, поднятие флагов

10:00 – 11:00

Фото-фестиваль: «Книга рекордов Гиннеса лагеря!»

11:00 – 12:00

Круглый стол: «Помни о своей безопасности- лето продолжается!»

12.00-12.30

КВН «Смекалка, эрудиция и смех – неотъемлемый успех!»

12.30-13.00

Подготовка к закрытию лагерной смены

13:30 – 14:15

Общелагерное мероприятие  концерт  «Фабрика звезд»

14.15-14.30

Построение. Подведение итогов смены. Уход домой.



Предварительный просмотр:

Краснодарский край, Абинский район, станица Холмская

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 15

муниципального образования Абинский район

                                                                              УТВЕРЖДЕНО

Решение педсовета протокол № 1

от_____ 2016 года

Председатель педсовета

_____________ Корытцева М.М.

                                                                                           Подпись, печать ОУ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

образовательная

 (тип программы: комплексная/тематическая)

                                                                     кружка                                                                              

                                                                               

«История  и  культура кубанского казачества»

Срок реализации: 1-4 классы

                                         Возраст участников: 7-10 лет

   

Учитель: Шаповалова Юлия Леонидовна

Программа разработана на основе авторской программы М. В. Мирук, Е. Н. Еременко, О. В. Чуп  «История и культура кубанского казачества», 1-4 классы, издательство «Традиция», 2009

2018 – 2019 учебный год

  1.  Пояснительная записка

          Рабочая  программа   по истории  и  культуре  кубанского  казачества  в  1 – 4  классах  составлена   на   основе  авторской  программы  М.В. Мирук,  Е.Н. Ерёменко,  О.В. Чуп.

           История народа, его традиции, обряды, искусство, промыслы и ремесла являются одним из факторов, помогающих людям осознать свою принадлежность к определенной культурной, ментальной среде.

Достижение этой задачи в начальной школе осуществляется через знакомство и приобщение к культуре, традициям, истории кубанского казачества через примеры казачьего прошлого и настоящего своей семьи, станицы, города; именно в этот временной период начинается формирование любви к родной земле, гордости за принадлежность к казачьему роду.

Образовательная программа «История и культура кубанского казачества» предназначена для детей, обучающихся в начальных классах казачьей направленности общеобразовательных школ. Образовательная программа по истории и культуре кубанского казачества является первой ступенью комплексной программы, предназначенной для классов казачьей направленности, а также может рассматриваться и как совершенно самостоятельная учебная дисциплина дополнительного образования.

Данная образовательная программа, объединила в свое содержание основы истории, традиционной и православной  культуры кубанского казачества. Она разработана на основе анализа современного учебно-методического комплекта для учащихся классов и групп казачьей направленности, созданного ведущими учеными-этнографами Краснодарского края.

Цель данной программы – формирование начального представления о кубанском казачестве, ориентация в многообразии исторических и культурных традиций кубанского казачества, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся.

Задачи, решаемые данной программой:

  • знакомство с укладом жизни кубанских казаков, их культурными особенностями, основными ремеслами, видами труда;
  • ознакомление с основными историческими вехами кубанского казачества, приобщение учащихся к кубанским казачьим праздникам, обрядам, знаменательным датам;
  • воспитание  учащихся патриотами, активными гражданами Кубани;
  • привитие нравственных устоев кубанских казаков в духе православия;
  • развитие творческих способностей детей;
  • формирование у учащихся интереса к исследовательской работе.

Особенностью построения данной программы является то, что в течение 4 лет обучения  выделяются восемь основных тематических блоков, помогающих реализовать цель и задачи программы: «Традиционная культура кубанских казаков», «История моей казачьей семьи», «Труд и быт казаков на Кубани», «Декоративно-прикладное искусство», «Памятники истории кубанского казачества», «Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества», «Православие и казачество», «Казак – патриот». Данные тематические блоки повторяются в каждом учебном году, однако содержание, основные формы работы каждого блока усложняются в зависимости от возраста учащихся.

 Осознание своей включенности в жизни своей страны формируется у учащихся путём привязки содержания курса к жизни каждого из них: через личностно-ориентированные вопросы и задания, связь сведений с жизнью своей семьи, своих родственников, своего района и города.

Данная программа рассчитана на 4 года обучения, каждый год обучения состоит из 36 учебных часов, на каждый тематический блок отводиться по 4 учебных часа (всего 8 блоков), остальные 4 учебных часа  используется  для проведения вводного занятия, занятий обобщающего типа, подготовку к внеклассным мероприятиям. Занятия проводятся в течение 1-го часа 1 раз в неделю.

        В результате реализации данной программы планируется формирование у учащихся ключевых компетенций следующего содержания:

По окончании обучения учащиеся должны:

Знать/понимать:

  • различные фольклорные формы кубанского казачества;
  • особенности проведения обрядовых праздников кубанских казаков;
  • историю своей казачьей семьи и/или историю семьи своих одноклассников;
  • уклад жизни, особенности численного состава и распределения обязанностей традиционной казачьей семьи;
  • основные ремесла, виды ДПИ кубанского казачества, основные технологические особенности изготовления отдельных изделий;
  • памятные события и даты, связанные с историческими событиями кубанского казачества;
  • основы духовной жизни кубанских казаков;
  • структуру  и  направления  деятельности  Кубанского  казачьего  войска.

Уметь/применять в практической деятельности:

  • Исполнять, демонстрировать различные фольклорные формы кубанского казачества;
  • Реконструировать основные праздничные обряды;
  • Рассказать о своем казачьем роде;
  • Выполнять домашние обязанности в соответствии со своим возрастом;
  • Выполнить некоторые изделия, поделки в соответствии с технологическими особенностями, присущими традиционным видам ДПИ кубанского казачества;

- Выполнить исследовательский проект на тему «История и культура кубанского казачества».

II. Учебно-тематический план

Учебно-тематический план  1-го года обучения

Наименование разделов, блоков, тем

Всего, час

Количество часов

Характеристика

деятельности

обучающихся

Аудитор-ные

Внеауди-

торные

1.

Вводное  занятие.

1

1

Познакомиться  с  задачами  кружка.

Осознавать  национальную  принадлежность.

2

История моей казачьей семьи.

7

5

2

Называть  членов  своей  семьи. Изучать  родственные  связи.

3.

Памятники истории Кубанского казачества.

7

4

3

Различать исторические  памятники  казачества

Крымского  района

4.

Основные памятные даты и знаменательные события из истории Кубанского казачества.

7

4

3

Знать  основные  даты казачества  Крымского  района.

5.

Православие и казачество.

6

4

2

Различать  и  называть

особо  почитаемых  святых  среди кубанских  казаков.

6.

Казак – патриот.

5

2

3

Реализовывать  задачи  нравственного  воспитания.

7.

Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий.

1

1

Итого часов:

34

20

14

Учебно-тематический план  2-го года обучения

Наименование разделов, блоков, тем

Всего, час

Количество часов

Характеристика

деятельности

обучающихся

Аудитор-ные

Внеауди-

торные

1.

Вводное  занятие.

1

1

Повторить  пройден.   за  год.

Знакомиться  с  программой.

2.

История моей казачьей семьи.

7

5

2

Изучать  семейные  традиции.

3.

Памятники истории Кубанского казачества.

7

4

3

Знать  памятники  казакам – защитникам  Родины.

4.

Основные памятные даты и знаменательные события из истории Кубанского казачества.

7

4

3

Знать  основные  даты казачества  Крымского  района.

5.

Православие и казачество.

6

4

2

Объяснять  значение  красного  угла  в   казачьих  хатах.

6.

Казак – патриот.

5

2

3

Определять  основные  задачи  воспитания  будущих  защитников  родной  земли.

7.

Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий.

1

1

Итого часов:

34

20

14

Учебно-тематический план  3-го года обучения

Наименование разделов, блоков, тем

Всего, час

Количество часов

Характеристика

деятельности

обучающихся

Аудитор-ные

Внеауди-

торные

1.

Вводное  занятие.

1

1

Повторить  пройден.   за  год.

Знакомиться  с  программой.

2.

История моей казачьей семьи.

7

5

2

Изучать  семейные  традиции.

3.

Памятники истории Кубанского казачества.

7

4

3

Знать  памятники  казакам – защитникам  Родины.

4.

Основные памятные даты и знаменательные события из истории Кубанского казачества.

7

4

3

Знать  основные  даты казачества  Крымского  района.

5.

Православие и казачество.

6

4

2

Объяснять  значение  красного  угла  в   казачьих  хатах.

6.

Казак – патриот.

5

2

3

Определять  основные  задачи  воспитания  будущих  защитников  родной  земли.

7.

Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий.

1

1

Итого часов:

34

20

14

Учебно-тематический план  4-го года обучения

Наименование разделов, блоков, тем

Всего, час

Количество часов

Характеристика

деятельности

обучающихся

Аудитор-ные

Внеауди-

торные

1.

Вводное  занятие.

1

1

Повторить  пройден.   за  год.

Знакомиться  с  программой.

2.

История моей казачьей семьи.

7

5

2

Изучать  семейные  традиции.

3.

Памятники истории Кубанского казачества.

7

4

3

Знать  памятники  казакам – защитникам  Родины.

4.

Основные памятные даты и знаменательные события из истории Кубанского казачества.

7

4

3

Знать  основные  даты казачества  Крымского  района.

5.

Православие и казачество.

6

4

2

Объяснять  значение  красного  угла  в   казачьих  хатах.

6.

Казак – патриот.

5

2

3

Определять  основные  задачи  воспитания  будущих  защитников  родной  земли.

7.

Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий.

1

1

Итого часов:

34

20

14

III. Содержание программы

1 год обучения (33 часа).

Вводное занятие.

Знакомство учащихся с программой, связь учебной дисциплины с предметами «Кубановедение», «Основы православной культуры», «Традиционная физическая культура кубанского казачества».

Раздел 1. История моей казачьей семьи.

Понятие «казачья семья». Члены моей семьи. Обязанности и увлечения членов семьи. Предки-казаки. Семейный фотоальбом.

Раздел 2. Памятники истории Кубанского казачества.

Основные достопримечательности, памятники казачьей истории и культуры родного населенного пункта.

Раздел 3. Основные памятные даты и знаменательные события из истории Кубанского казачества.

Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения. Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее основанием для памятной даты. Значение данного события для современного Кубанского казачества. Подготовка и ход празднования (по выбору педагога).

Раздел 4. Православие и казачество.

Православная вера – основа казачьей семьи. Почитание родителей и стариков. Празднование Рождества Христова и Пасхи в казачьей семье.

Раздел 5. Казак – патриот.

Казак. Кубанское казачье войско. Атаман. Казачья честь. Регалии.

2 год обучения (34 часа).

Вводное занятие.

Повторение пройденного, краткое знакомство с программой на учебный год.

Раздел 1. История моей казачьей семьи.

Численность и состав традиционной казачьей семьи. Нравственные ценности семьи. Семейные традиции. Распределение обязанностей в семье.

Раздел 2. Памятники истории Кубанского казачества.

Памятники казакам – защитникам Родины.

Раздел 3. Основные памятные даты и знаменательные события из истории Кубанского казачества.

Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения. Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее основанием для памятной даты. Значение данного события для современного Кубанского казачества. Подготовка и ход празднования (по выбору педагога).

Раздел 4. Православие и казачество.

Святой, покровитель Кубанского казачьего войска – благоверный князь Александр Невский. Святая Екатерина и Святой Георгий Победоносец – особо почитаемые святые среди кубанских казаков. Православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Икона в храмах и жилищах. Красный угол в казачьей хате.

Раздел 5. Казак – патриот.

Нравственные качества – основа патриотизма кубанского казака. Юные казаки – будущие защитники родной земли. Казачья честь.

3 год обучения (34 часа).

Вводное занятие.

Повторение пройденного, краткое знакомство с программой на учебный год.

Раздел 1. История моей казачьей семьи.

Родословная семьи. Генеалогическое древо. История семьи в истории родной Кубани.

Раздел 2. Памятники истории Кубанского казачества.

Основные достопримечательности, памятники казачьей истории и культуры Краснодарского края. Памятник Екатерине I в Екатеринодаре-Краснодаре. Личный вклад в охрану и защиту памятников.

Тема 3. Основные памятные даты и знаменательные события из истории Кубанского казачества.

Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения. Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее основанием для памятной даты. Значение данного события для современного Кубанского казачества. Подготовка и ход празднования (по выбору педагога).

Раздел 4. Православие и казачество.

Православный войсковой собор – храм Святого благоверного князя Александра Невского в Екатеринодаре-Краснодаре. Дом Божий – православная церковь в родной станице (городе). Казак в храме. Молитва.

Раздел 5. Казак – патриот.

Переселение казаков-черноморцев на Кубань. Основание первых станиц. Екатеринодар – казачья станица.

4 год обучения (34 часа).

Вводное занятие.

Повторение пройденного, краткое знакомство с программой на учебный год.

Раздел 1. История моей казачьей семьи.

Казачья семья в современном мире. Отношение к семье на Кубани. Ребенок в казачьей семье. Воспитание мальчиков и девочек. Сохранение и преумножение семейных традиций и реликвий.

Раздел 2. Памятники истории Кубанского казачества.

Увековечение памяти выдающихся деятелей истории и культуры Кубанского казачества. Памятники и музеи.

Раздел 3. Основные памятные даты и знаменательные события из истории Кубанского казачества.

Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения. Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее основанием для памятной даты. Значение данного события для современного Кубанского казачества. Подготовка и ход празднования (по выбору педагога).

Раздел 4. Православие и казачество.

Православные традиции кубанских казаков в быту и на службе. Православные праздники.

Раздел 5. Казак – патриот.

Доблесть казаков. Казаки на страже рубежей отечества. Казачий военный костюм. Оружие, награды.

4.  Предполагаемые  результаты  реализации  программы.

Воспитательные

результаты

Приобретение школьником  социальных

знаний,  понимания  социальной  реальности   и  повседневной  жизни        /1 уровень/

Формирование

позитивного

отношения  к  базовым  ценностям  нашего  общества  и  к  социальной

реальности в  целом

/2 уровень/

Приобретение  школьником  опыта  самостоятельного  социального  действия

История  кубанского  казачества

  • определять  основные  жанры  фольклорного  искусства  кубанского  казачества;
  • знать  историю  своей  казачьей  семьи  или  семьи  своего  одноклассника;
  • понимать  особенности  традиций  и  обрядов  кубанских  казаков;
  • знать  основные  памятные  сооружения  в  Крымском  районе;
  •  выполнять элементы  народных  поделок, присущие  традиционным  видам ДПИ  кубанского  казачества;
  • объяснять  структуру  и  направления  деятельности  Кубанского  казачьего  войска.  

  • уметь  исполнять,  демонстрировать  различные  фольклорные  формы  кубанского  казачества;
  • реконструировать  основные  праздничные  обряды;
  • выполнять  домашние  обязанности  в  соответствии  со  своим  возрастом;
  • уметь  рассказать  о  своём  казачьем  роде.

  • инсценировать  народные  обряды  с  песнями и  фольклором кубанских  казаков;
  • исполнять  основы  духовной  жизни  кубанских  казаков;
  • выполнять  изделия, поделки  в  традициях  ДПИ  кубанского  казачества;
  • выполнить  исследовательский  проект  на  тему  «История  и  культура  кубанского  казачества».

Формы и виды контроля

Примерные формы и виды контроля

Разделы программы

Формы контроля

      Что контролируем

1.

История моей казачьей семьи.

Семейные праздники, выставка «Семейные реликвии», выпуск стенгазет «Кубанская семья», творческий проект «Родословная моей семьи»

-  Знание истории своей казачьей

семьи и/или истории семьи своих одноклассников;

-  знание и понимание уклада жизни,

особенности численного состава и распределения обязанностей традиционной казачьей семьи;

  • умение рассказать о своем казачьем роде.

2.

Памятники истории Кубанского казачества.

Видео-,слайд- викторина, акция «Во имя России, во славу Кубани», творческий проект «История памятника» (по выбору учащегося)

- Знание основных памятных сооружений, связанных с историей и культурой кубанского казачества;

- выполнение исследовательского проекта на тему «История и культура кубанского казачества».

3.

Основные памятные даты и знаменательные события из истории Кубанского казачества.

Викторина, тестирование, праздники, связанны с памятными датами, исследовательский проект.

  • Знание памятных событий и дат,

связанных с историческими событиями кубанского казачества;

  • выполнение исследовательского

проекта на тему «История и культура кубанского казачества».

4.

Православие и казачество.

Исследовательский проект, православные праздники.

  • Понимание основ духовной жизни

кубанских казаков.

  • выполнение исследовательского

проекта на тему «История и культура кубанского казачества».

5.

Казак- патриот.

Исследовательский проект «Казаки-войны  моей семьи», тестирование, фронтальная беседа.

- Структура и направления деятельности кубанского казачьего войска;

  • выполнение исследовательского

проекта на тему «История и культура кубанского казачества»

                           6.  Методические  рекомендации

Основной формой работы являются учебные занятия. Занятия по данной программе носят практико-ориентированный, творческий, игровой характер. Занятия первого и второго года обучения нацелены на применение более пассивных методик (рассказ, демонстрация, сообщение сведений), а занятия третьего, четвертого года обучения  носят исключительно активный и интерактивный характер (исследовательская деятельность, разработка и защита  проектов, самостоятельный поиск знаний и т.д.).

Отчет о работе проходит в форме ярмарок, открытых занятий, конкурсов, фестивалей, массовых мероприятий.

  • Одним  из  результатов  обучения  является решение  задач   воспитания – осмысления  практического  применения  системы  ценностей.
  • В  основе  образования  лежит  коммуникация,  общение,  что  способствует  развитию  качеств  личности.
  • Ценность  семьи – понимание  важности  семьи  в  жизни  человека,  взаимопонимания  и  взаимопомощи  своим  родным,  осознание  своих  корней;  уважительное отношение  к старшим,  их  опыту,  нравственным  идеалам.
  • Налаживание  взаимосвязи  с  учреждениями  дополнительного  образования.

7.  Описание  материально – технического  обеспечения  образовательного  процесса

                               а)  список литературы для педагога

  1. Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. М. 2000.
  2. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. СПб. 1993.
  3. Баранкевич И.А. Традиционный костюм в семейной обрядности казачеств России: конфессиональные особенности и функции. // Православие, традиционная культура, просвещение. Краснодар. 2000.
  4. Бигдай А.Д. Песни кубанских казаков. Т. 1-2. Краснодар. 1992.
  5. Бондарь В. Город Екатеринодар в пространстве и времени. Краснодар. 2006.
  6. Бондарь Н.И. «Мышка, мышка…»: образ и ритуал. // Дикаревские чтения (4). Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Кубани за 1997 год. Белореченск. 1998.
  7. Бондарь Н.И. Воины и хлеборобы (некоторые аспекты мужской субкультуры Кубанского казачества). // Православие, традиционная культура, просвещение. Краснодар. 2000.
  8. Бондарь Н.И. К вопросу о традиционной системе ценностей кубанских казаков // Из культурного наследия славянского населения Кубани. Краснодар. 1999.
  9. Бондарь Н.И. Календарные праздники и обряды кубанского казачества. Краснодар 2003.
  10. Бондарь Н.И. Святой угол // Народное творчество. 1998. № 2.
  11. Бондарь Н.И. Традиционная культура кубанского казачества. Избранные работы. Краснодар. 1999.
  12. Бондарь Н.И. Что мы знаем друг о друге? Этнографический очерк о народах Кубани // Кубанский краевед’ 90. Ежегодник. Краснодар. 1990.
  13. Борисова О.Г. Кубанские говоры:материалы к словарю. Краснодар 2005.
  14. Варавва И.Ф. Песни казаков Кубани. Краснодар. 1966.
  15. Волкострел Т.М. Отражение православия в пословицах восточнославянского населения Кубани. // Православие, традиционная культура, просвещение. Краснодар. 2000.
  16. Волкострел Т.М. Пословицы и поговорки Кубани (исторический и этнический аспекты). // Освоение Кубани казачеством: вопросы истории и культуры. Краснодар. 2002.
  17. Воронин В.В. Повседневный застольный этикет кубанских казаков // Сбережение народа: традиционная народная культура. Краснодар. 2007.
  18. Воронин В.В. Хозяйственная деятельность мужчины в традиционной кубанской казачьей культуре: Первый выход в поле // Мир славян Северного Кавказа. Выпуск 2. Краснодар. 2005.
  19. Гангур Н.А. Орнамент народной вышивки славянского населения Кубани. Краснодар. 1999.
  20. Гончарова Е.С. Предания и легенды Кубани о святых источниках // Освоение Кубани казачеством: вопросы истории и культуры. Краснодар. 2002.
  21. Заградская С. Свадьба кубанских казаков // Играем свадьбу. М. 1987.
  22. Захарченко В.Г. Народные песни Кубани. Т. 1-2. Краснодар. 1997.
  23. Захарченко В.Г. Поёт Кубанский казачий хор. Выпуск первый. Краснодар. 2002.
  24. Капышкина (Хачатрян) С.Ю. Декоративно-прикладное искусство в контексте изучения предметного кода традиционной культуры (по фольклорно-этнографическим материалам восточно-славянского населения Кубани). Дикаревские чтения (4). Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Кубани за 1997 год. Белореченск. 1998.
  25. Ковешников В.Н. Очерки по топонимике Кубани. Краснодар. 2006.
  26. Колесников В.А. Однодворцы-казаки. СПб. 2000.
  27. Кубанские народные сказки и легенды. Составитель В.В. Воронин. Краснодар. 2001.
  28. Кубанское казачество: история, этнография, фольклор. М. 1995.
  29. Кукушкин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология Ростов-на-Дону. 2000. (В т.ч. народные воспитательные традиции)
  30. Матвеев О.В. Слово о кубанском казачестве. Краснодар. 1995.
  31. Матвеев О.В., Фролов Б.Е. Очерки истории форменной одежды кубанских казаков (конец XVIII – 1917 г.). Краснодар. 2000.
  32. Матвеев О.В., Фролов Б.Е. Страницы военной истории кубанского казачества. Краснодар. 2007.
  33. Мир детства и традиционная культура. М. 1996.
  34. Мужики и бабы. Мужское и женское в русской традиционной культуре. Иллюстрированная энциклопедия. СПб. 2005.
  35. Народная проза Кубани. Авторы-составители: Л.Б.Мартыненко, И.В. Уварова. Краснодар. 2003. (Предания и легенды, анекдоты, былички, сказки).
  36. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб. 2000.
  37. Пётр Ткаченко. Кубанский говор. Опыт авторского словаря. М. 1998.
  38. Попова О.С. Традиционная культура и православие (И.А.Ильин о духовном кризисе и его преодолении) // Сбережение народа: традиционная народная культура. Краснодар. 2007.
  39. Пословицы, поговорки и загадки Кубани. Составители: Л.Б.Мартыненко, И.В.Уварова. Краснодар. 1993.
  40. Пословицы, поговорки и загадки Кубани. Составители: Л.Б.Мартыненко, И.В.Уварова. Краснодар. 2000.

б)  список литературы для учащихся

  1. Кубанские народные колыбельные песни. Краснодар. 2002.
  2. Кубанские народные сказки и легенды. Составитель В.В. Воронин. Краснодар. 2001.
  3. Народная проза Кубани. Авторы-составители: Л.Б.Мартыненко, И.В. Уварова. Краснодар. 2003. (Предания и легенды, анекдоты, былички, сказки).
  4. От прибаутки до былины. Русский фольклор. М. 1991.
  5. Пословицы, поговорки и загадки Кубани. Составители: Л.Б.Мартыненко, И.В.Уварова. Краснодар. 1993.
  6. Пословицы, поговорки и загадки Кубани. Составители: Л.Б.Мартыненко, И.В.Уварова. Краснодар. 2000.

                                в)  технические  средства  обучения

Компьютер,  интерактивная   доска.

                                г)  экранно – тематические  пособия

Презентации,  диски  песен.