СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Шаповалова Юлия Леонидовна

На странице "Слоаварная работа" представлены конспекты уроков, игр, интересных заданий по русскому языку для работы со словарными словами в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Виды работ со словарными словами. Тема «Поездка»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель урока: создание условий для обобщения и систематизации знаний.

Задачи

Образовательные: Учить обнаруживать в словах звуки, допускающие неоднозначное обозначение, т. е. предвидеть, прогнозировать орфограммы; пользоваться приёмом сознательного пропуска буквы на месте орфограммы (письмом с «окошком») как средством проявления орфографического самоконтроля и орфографической рефлексии по ходу письма; учить пользоваться орфографическим словарём

Развивающие: Содействовать развитию орфографической зоркости через задания на узнавание и сравнение орфограмм,

запоминания правописания словарных слов, через организацию работы с орфографическим словарем.

Воспитательные: Побуждать интерес к предмету через использование игровой технологии; способствовать воспитанию чувства взаимоуважения, взаимовыручки через организацию парной и групповой работы.

Планируемы результаты:

Предметные:

  • продолжить освоение понятия “непроверяемая орфограмма”;
  • работать над разграничением проверяемого и непроверяемого написания;
  • совершенствовать умения пользоваться орфографическим словарем.

Личностные:

  • положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства, признание себя носителем этого языка;
  • принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь – это показатели культуры человека;
  • появление желания умело пользоваться языком, зарождение элементов сознательного отношения к своей речи.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
  • действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;
  • адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.

Познавательные:

  • читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;
  • понимать информацию, представленную в разных формах;
  • пользоваться различными словарями, справочниками, имеющимися в учебнике; находить в них нужные сведения;
  • выполнять логические действия с языковым материалом: анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение;
  • подводить под понятие, доказывать, делать выводы.

Коммуникативные:

  • осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей;
  • участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи;
  • понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач.

Оборудование урока:

-презентация на интерактивной доске;

Ход занятия.

  1. Организационный момент. Приветствие обучающихся.

Крепко за руки возьмитесь

И друг другу улыбнитесь!

Ты мой друг и я твой друг

Стало весело вокруг!

Учитель: Ребята, а вы любите путешествовать?

Дети: ответы детей.

Учитель: Я вас сейчас приглашаю на экскурсию.  Что такое экскурсия?

Дети: ответы детей.

Учитель:  экскурсия – это поездка куда–нибудь, посещение чего – то с образовательной, познавательной целью.

Ученик: Будем мы с тобой дружить,

                На экскурсию ходить,

               Узнавать всё новое,

               Полезное, веселое.    

II. Закрепление пройденного материала.

Учитель:  А чтобы нам отправится , нужен транспорт, а какой догадайтесь:

Далеко-далеко

По железному пути,

Может этот молодец

Весь посёлок увезти.

(поезд)

Учитель читает загадки, дети отвечают. Учитель вывешивает картинку, дети подписывают, ставят ударение.

  1. На конверте и под маркой, ,

Без ошибки и помарки.

Если кто-то ошибётся,

То письмо обратно вёрнется.

(адрес)

  1. Братцы в гости снарядились,

Друг за друга уцепились.

И помчались в путь далек,

Лишь оставили дымок.

(вагон)

  1. Если хочешь в зоопарке

Посмотреть зверюшек массу,

Для начала за билетом

Отправляйся, друг мой, в…

(в кассу)

  1. Он груз пассажира готовый к отправке,
    Не нужен в пути - на хранение сдашь,
    Прибудешь на место - без спешки, без давки
    Получишь обратно свой ценный (БАГАЖ).

Учитель:  Что объединяет все эти слова?

Дети: Это словарные слова, которые объединены темой «Путешествие» или «Поездка».

Учитель: Правильно, мы сегодня с вами отправимся в поездку в столицу нашей малой Родины, куда?

Учитель: Правильно в город Краснодар.

Запишем число, классная работа.

Учитель: Отгадайте загадку, и вы узнайте какую букву будем прописывать на минутке чистописания.

Похожа на клюшку хоккейную

И чем-то на кочерёжку,

А если всмотреться внимательно,

На зонтика нашего ножку.

                 ( буква «г»)

Учитель: Запишите предложение.

Город Краснодар - столица Кубани.

Учитель: Ребята, вспомните наши отгадки, давайте их запишем на память, поставьте ударение (один ученик у доски).

Учитель:   Ребята, дайте лексическое значение слову «багаж».

Дети: Упакованные для отправки поездом, самолётом вещи, груз пассажиров.

Учитель:  Слово багаж имеет и другое значение: сведения, знания в какой-либо области, которыми человек обладает. Речь идет об умственном багаже.

Учитель: В каком слове заблудилась буква?

                     Ехал дядя без жилета,

                     Заплатил он штраф за это.

Дети: В слове «жилет» заблудилась буква б, и это слово «билет».

Правильно, проводник перед отправлением проверяет билеты.

Учитель: Давайте вспомним значение слова «билет». Я просила вас дома поискать в толковом словаре лексическое значение этого слова. Кто проделал эту работу?

Дети: Выслушиваются ответы детей.

Слайд.

Первое значение: «документ, удостоверяющий право пользования чем-либо за плату»;

Второе значение: «документ, удостоверяющий принадлежность к какой-нибудь организации»;

Третье значение: «листок с указанием вопросов, на которые должен ответить экзаменующийся».

Учитель: Произнесите слово «билет». Можно ли сразу писать это слово?

Д. Первый слог безударный. В нем сомнительная гласная, которую нужно запомнить.

Учитель: Подберите проверочное слово.

Д. В этом слове непроверяемая безударная гласная, которую нужно запомнить, а если забыл – посмотреть в словаре.

Учитель: Сделаем фонетический разбор слова «билет»

Ученик у доски.

Билет –  б,  и л, э т

Б  - б – согл., мягк., зв.;

И  - и  - гласн., безуд.;

Л  - л – согл., мягк., звонк.;

Е  - э  - глас., ударн.;

Т  -  т – согл., тверд., глух.

5 б., 5 зв., 2 глас.

Учитель: Подберите однокоренные слова к слову «билет», запишите их и разберите по составу.

Д. Ученик выполняет задание у доски (Билет, билетик, билетная, безбилетный).

Проездной билет.

Учитель: Где его можно приобрести?

Д. На вокзале в билетной кассе.

Учитель: Отправляемся в путь.

Как называют человека, который приобрёл билет, сел в вагон поезда на своё место?

Д. Пассажир.

Учитель: А как называют пассажира, который едет без билета?

Д. Безбилетный пассажир.

Учитель: Как вы понимаете выражение «ехать зайцем»? Почему так говорят? (Показать книгу» Почему мы так говорим?»)

Дети: Заяц всего боится, и пассажир, который не купил билета, тоже боится контролёров.

Учитель: Сегодня вы научитесь правильно писать новое словарное слово

«пассажир». Я просила вас выяснить лексическое значение этого слова.

Д.  Пассажир – это человек, который совершает поездку на поезде, самолёте, теплоходе или ином виде транспорта.

Учитель: Произнесите это слово. Можно ли сразу писать это слово?

Подберите проверочное слово.

Д. В этом слове две непроверяемые безударные гласные и удвоенная согласная «с». Это слово нужно запомнить, а если забыл – посмотреть в словаре.

Учитель: Запишите это слово. Подберите к нему однокоренные слова, разберите их по составу.(самостоятельно, взаимопроверка). При помощи какой части слова  образовались новые слова? (пассажирка, пассажирский), (суффиксов)

Учитель: Подберите имена прилагательные к слову «вагон».

Д. Удобный, чистый, пустой, багажный, пассажирский, соседний, первый…(несколько слов записывают на доске)

Учитель: Подберите глаголы, которые можно сочетать с этим словом.

Дети: Прицепить, отцепить, разгрузить, отогнать вагон.

 Войти в вагон, выйти из вагона, стоять около вагона…

Записывают предложение со словом вагон.

Мы вошли в чистый вагон.

Учитель: Запишем предложение и выполним его синтаксический разбор.

Д. Ученик у доски выполняет задание.  И так, ребята, в путь.

Учитель: Во время поездок можно многое увидеть в пути, запомнить. Сейчас мы поиграем в игру «Фотоглаз», которая поможет узнать, у кого же из вас лучше всех зрительная память.

Я вам показываю группу слов всего за 20 секунд, а вы их должны запомнить и правильно записать.

(Слайд)

багаж                        дорога                   касса                                                                                          вагон                         билет                     вокзал                      

          адрес                   пассажир                 экскурсия

           

Учитель: Кто сколько слов запомнил?

Проверьте, правильно ли вы их записали?

 Мы успешно, быстро и весело прибыли на вокзал.

Ребята, а что такое вокзал?

Учитель: Вокзал – это здание для обслуживания пассажиров на железнодорожной станции или на пристани.

Лет 300 назад в Лондоне некая дама по имени Джейн  Во превратила свою усадьбу в место, где гуляли все ее знакомые. Она назвала это место «Зал госпожи Во». Наконец, подобные места стали называть вокзал.

Я предлагаю вам прочитать и выучить скороговорку:

От вокзала до вокзала сделал рейсов я не мало.

Ребята, я предлагаю вам отправить открытку с вокзала вашим родителям с видом на город.

Что мы должны обязательно знать, чтобы отправить правильно открытку.

Дети: адрес

Учитель: а что такое адрес?

Дети: название места, где кто-либо живет или что-либо находится, а также надпись на письме или посылке. Слово заимствовано из французского языка.

Подберите синонимы к слову адресовать

Дети: направлять, написать, послать, отправить

У каждого ученика технологическая карта.

А) Обозначение, название места, где кто-либо живет, а также надпись на конверте, посылке. (адрес)

Б) Транспортное средство, специально оборудованное для перевозки пассажиров и грузов по рельсовым путям. (вагон)

В) помещение на вокзале, где можно приобрести проездной билет. (касса)

Г) Упакованные вещи, которые берет с собой в дорогу пассажир. (багаж)

Учитель: Назовите слова, в которых букв больше, чем звуков:

Адрес, касса, пассажир, вагон, багаж.

Дети: касса, пассажир

Учитель:Почему?

7. Физминутка. Отдых для глаз.

Учитель: Перед вами лежит карточка с пропущенными орфограммами.   Подпишите карточку.  

Поработайте в парах. Впишите пропущенные буквы. Выполните задания.

Карточка.

Д…журный по в…кзалу, сп…шить на в…..зал, сдать вещи в б….гаж, покупать б….лет в б…летной кас…е, ехать в мя….ком в….гон…   п…сс…жирского поезда, ст…ять  ок….ло в…гона.

Слайд (проверка).

9. Итог урока.

 Учитель: Вот мы и дома. « В гостях хорошо, а дома лучше».

Ребята! Сегодня на уроке вы показали свои знания и умения. Что вам больше всего понравилось выполнять на уроке? Что удалось лучше  при выполнении заданий? Что обозначает понятие «лексическое значение слова»? (то, что обозначает отдельное самостоятельное слово)

Какие виды разборов мы повторяли?  Какие словарные слова мы повторили? Произнесем их правильно.

Домашнее задание.

Учитель: Попробуйте дома составить небольшой рассказ со словарными словами, которые мы повторили. Озаглавьте его.



Предварительный просмотр:

«Виды работ со словарными словами. Тема «Профессии»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель урока: создание условий для обобщения и систематизации знаний.

Задачи

Образовательные: Учить обнаруживать в словах звуки, допускающие неоднозначное обозначение, т. е. предвидеть, прогнозировать орфограммы; пользоваться приёмом сознательного пропуска буквы на месте орфограммы (письмом с «окошком») как средством проявления орфографического самоконтроля и орфографической рефлексии по ходу письма; учить пользоваться орфографическим словарём

Развивающие: Содействовать развитию орфографической зоркости через задания на узнавание и сравнение орфограмм,

запоминания правописания словарных слов, через организацию работы с орфографическим словарем.

Воспитательные: Побуждать интерес к предмету через использование игровой технологии; способствовать воспитанию чувства взаимоуважения, взаимовыручки через организацию парной и групповой работы. Воспитывать трудолюбие, ответственность, внимательность, уважительное отношение к любой профессии.

Планируемы результаты:

Предметные:

  • продолжить освоение понятия “непроверяемая орфограмма”;
  • работать над разграничением проверяемого и непроверяемого написания;
  • совершенствовать умения пользоваться орфографическим словарем.

Личностные:

  • положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства, признание себя носителем этого языка;
  • принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь – это показатели культуры человека;
  • появление желания умело пользоваться языком, зарождение элементов сознательного отношения к своей речи.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
  • действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;
  • адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.

Познавательные:

  • читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;
  • понимать информацию, представленную в разных формах;
  • пользоваться различными словарями, справочниками, имеющимися в учебнике; находить в них нужные сведения;
  • выполнять логические действия с языковым материалом: анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение;
  • подводить под понятие, доказывать, делать выводы.

Коммуникативные:

  • осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей;
  • участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи;
  • понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач.

Оборудование урока:

-презентация на интерактивной доске;

Ход занятия.

I. Орг. момент        (Слайд 1)                                                                                                                                 Учитель:Прозвенел звонок для нас,

Всех ребят позвал он в класс.

Чтобы дети не ленились,

С удовольствием трудились,

Всем здоровья пожелаем

И урок наш начинаем.

(Слайд 2)                                                                                                                                

Учитель:Однажды в школу шли девочка Света и мальчик Дима, они были друзьями.

Каждый день они задавали своим маме и папе очень много вопросов, так, что те просто не успевали на них отвечать:

— А зачем?

— А как?

— А где?

— А почему?

И поэтому мама с папой называли их почемучками.

Света достала из кармана конфету, которую захватила с собой из дома, развернула ее, быстро сунула в рот и бросила фантик на землю. Дима, видя, как весело подхватил ветер бумажку и понес ее на дорогу, сделал со своим фантиком то же самое. Ребята весело засмеялись и хотели продолжить свою игру в догонялки, но тут увидели, как какой-то старичок в измазанном фартуке и с метлой в руках поднял брошенные ими фантики и печально покачал головой:

— Разве можно так поступать? – спросил он. Кто же из вас вырастет?

— Я буду принцессой! – сказала Света.

— Каждая девочка мечтает стать принцессой… — ответил старичок. Но какая польза от принцесс? Вы бы лучше подумали, какую профессию вы себе выберете, когда вырастете.

— Профессию? – спросил Дима – а что это такое? Она вкусная? Большая? А почему она так называется?

— Вы не знаете что такое профессия? – удивился старичок. Но вы же уже такие большие! Каждый человек в этом мире приносит пользу другим, делая свою работу. Доктора лечат заболевших людей, водители водят автобусы, парикмахеры делают людям красивые прически и стригут волосы…

Но старичок не успел договорить – ребята хором перебили его:

— Фиии… это же скучно! Мы будем веселиться и играть, и всем все приказывать!

Старичок снова печально покачал головой …

Учитель: - Ребята, как вы думаете, почему старичок покачал головой? (ответы детей)

Учитель: Ребята, как вы думаете, о каких словах мы будем говорить? (о словарных словах - профессиях)

Учитель: правильно.

Учитель: Что такое словарные слова?

Учитель: открываем тетрадь и записываем число, классная работа.

Минутка чистописания. (Слайд 3)                                                                                                                                

Пр

Все профессии нужны,

 Все профессии важны.

Учитель: Как вы понимаете это выражение?

II. Закрепление пройденного материала.

Что же такое профессия? Обратимся к словарю. (Слайд 4)                                                                                                                                

(Один ученик работает со словарём Ожигова)

Профессия- это основное занятие человека, его трудовая деятельность.

-Труд формирует самого человека. Каждый человек трудится на своём месте: вы – в школе, ваши родители – на производстве.

Отгадай загадки. Напиши отгадки. Поставь ударение. Подчеркни непроверяемые гласные, которые нужно запомнить.

  1. Это кто вокруг планеты

В корабле своём летит?

Всем народам шлёт приветы,

С целым миром говорит. (космонавт) (Слайд 5)                                                                                                                                

Рублика. Это интересно.

Космонавт. Слово космонавт состоит из очень древних составных частей. Первую часть составляет греческое слово космос , одно из значений которого –«вселенная», «мир». Вторую часть слова космонавт составляет греческое слово наутэс – «моряк», «плаватель»

  1. Он готов в огонь и бой,

Защищая нас с тобой.

Он в дозор идет и в град,

Не покинет пост.(солдат)  (Слайд 6)                                                                                                                                

Рублика. Это интересно.

Солдат. Древнейшее значение слова «солдат»  было «наёмник, состоящий на жаловании». Слово же солдат родилось в Италии и восходит к названию монеты — сольдо. Человек, который получал сольдо назывался «сольдато». К нам пришло слово через немецкий язык.

  1. Кто учит детишек
    Читать и писать,
    Природу любить,
    Стариков уважать? (учитель)  (Слайд 7)                                                                                                                                

Учитель

Слово произошло от древнего слова укъ – «учение». От него же произошли слова наука, привыкать, навык, учить

  1. Кто в дни болезней всех полезней?
    И лечит нас от всех болезней? (доктор)  (Слайд 8)                                                                                                                                
  2. Ежедневно спозаранку
    В руки он берёт баранку,
    Крутит, вертит так и сяк,
    Но не съест её никак?! (шофер, водитель)   (Слайд 9)                                                                                                                                

Рублика. Это интересно.

Шофёр

Рядом с современным словом "шофёр", которое является заимствованием французского "chauffeur" - "истопник", от "chauffer" - "топить" (во Франции до появления автомашины это слово обозначало на железных дорогах не механика - водителя паровоза, а его кочегара)

  1. Достанет книги все для нас,
    Любой рассказ она нам даст.
    Где книга каждая стоит,
    Она покажет, объяснит.
    Конечно, это не аптекарь,
    А школьный наш...  (библиотекарь)   (Слайд 10)                                                                                                                                

Рублика. Это интересно.

Библиотекарь

Работник библиотеки, на обязанности которого лежит обработка поступающих в библиотеку книг, их хранение и выдача их читателю.

Слово это сложено из двух древнегреческих частей: «библиос» — «книга», «тэке»— «короб», «хранилище». В русский язык оно проникало дважды: очень давно — прямо от греков, через церковные книги, и в форме «библио́тека и вторично, в XVIII—XIX веках, через французское язык. По-французски книжное хранилище — «библиотэ́к.

  1. В небе синем самолёт,
    Управляет им ….(пилот)   (Слайд 11)                                                                                                                                
  2. Чтоб амбар наш был с зерном,
    Нужен в поле ...( агроном)   (Слайд 12)                                                                                                                                

Рублика. Это интересно.

Агроном. Истоки этого слова мы находим в греческом языке. По – гречески АГРОС - поле, пашня, земля,  а  НОМОС – закон. Значит, АГРОНОМ – ЗНАЮЩИЙ ЗАКОНЫ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ. Пришло же к нам слово АГРОНОМ из французского языка.

  1. Он от всех родных вдали
    Водит в море корабли.
    Повидал немало стран
    Наш отважный... (капитан)   (Слайд 13)                                                                                                                                

Рублика. Это интересно.

 «Капитан» — от латинского «капита́нус» (глава воинской части, отряда). Слово встречается теперь по всей Европе: французское «капитэн», английское «кэптин», итальянское «капита́но» — родные братья. Даже в Турции звание «капуда́н-паша» («адмирал») из этой же семьи.

  1. Упрятав чёлку под фуражку,

Веду я с папой в поле вспашку.

Я горд работой на земле,

От пота вымокла рубашка.

Зато ладони – на руле. (тракторист)  (Слайд 14)                                                                                                                                

  1. Вот вам чертёж, где каждый размер
    Новой детали дал ...(инженер)   (Слайд 15)                                                                                                                                

(Слайд 16)                                                                                                                                

Рублика. Это интересно.

Инжене́р.

Это слово заимствовано из немецкого язывка, где Ingenieur — было заимствовано из французского, в котором ingenieur образовано суффиксальным способом от латинского ingenium — «природные склонности, ум» (в современном английском, помимо того же заимствованного из французского engineer, находим ingenuity — «изобретательность, мастерство», восходящее к тому же латинскому слову).

2. К каким словам –отгадкам можно подобрать синонимы? Подберите синонимы и запишите.   (Слайд 17).    Ответы (Слайд 18)                                                                                                                                                                                                                                                              

Доктор – врач;

Пилот – летчик;

Водитель – шофёр.

Солдат – воин, боец.

Задание 2. Работа с карточками.  (Слайд 19)                                                                                                                                

1    4   3   7   2   6   5                 2   1  4  7    3   5   6           4  6   2   3   1   5

к и п н а а т,          ч у т ь и е л,     т р о к д о,    

1   8  5  2  4  3   7   6  9  10         2  1   4  3   6  5  7

т и т р к а  р о с  т,      н и е ж е н р

Ответы (Слайд 20)                                                                                                                                

Задание 3.

Отгадай слова по гласным.  (Слайд 21)                                                                                                                                

Ответы (Слайд 22)                                                                                                                                

Задание 4. (Слайд 23)                                                                                                                                

Вставь слова в предложения.

1.В поле вышел __________________ . 2.В космос полетел опытный _______________ . 3.В класс вошёл _________________ . 4. Правила движения знает без сомнения________________. 5.Перед отрядом шёл ______________ . 6.Где нужная книга стоит знает школьный _________________.

Ответы (Слайд 24)                                                                                                                                

Физминутка

Мы в профессии играли –

Вмиг мы лётчиками стали!

В самолёте полетали

И шофёрами вдруг стали!

Руль теперь в руках у нас-

Быстро едет второй класс!

А теперь на стройке мы

Кладём ровно кирпичи.

Раз- кирпич и два, и три –

Строим дом мы, посмотри!

Вот закончена игра,

Вновь за парты нам пора.

Карточка.  (Слайд 25)                                                                                                                                

Книги, школьный, поставить, на, для, полки, выставка, ….(библиотекарь)

(Школьный библиотекарь  поставила книги на полку для выставки)

Ответы (Слайд 26)                                                                                                                                

Загадки-обманки

Булки нам и калачи

Каждый день пекут ...

(Не врачи, а пекари.)

Варит кашу и бульон

Добрый, толстый ...

(Не почтальон, а повар.)

Дрессирует львов, собак

Храбрый, смелый наш ...

(Не рыбак, а укротитель.)

Кто пасёт коров, овец?

Ну, конечно, ...

(Не продавец, а пастух.)

Подметает чисто двор

В шесть утра, конечно, ...

(Не вор, а дворник.)

Складки, карманы и ровненький кант -

Платье красивое сшил ...

(Не музыкант, а портной.)

Высадить новые саженцы в ельник

Снова отправится утром наш ...

(Не мельник, а лесник.)

На рояле, пианино

Вальс исполнит ...

(Не балерина, а пианистка.)

Стены выкрасила ярко

В нашей комнате …

(Не доярка, а маляр.)

Молодцы, хорошо поработали.

Итог урока.

Можешь ли сейчас понять,
Кем ты хочешь после стать?
Где работать, кем трудиться,
На кого пойти учиться?
Да, вопросы
сложноваты,
Но решенье
есть, ребята!
Нужно
пробовать, мечтать,
О профессиях
читать,
В
разные кружки ходить,
Чтоб понять,
кем хочешь быть!

А какой вывод вы для себя сделали?

1.Профессий много есть на свете,
Это знают даже дети.
И профессий нет не важных – 
Вам об этом скажет каждый.

2.Есть прекрасный мастер – плотник,
Он до дерева охотник.
Людям мебель создаёт,
И ему всегда почёт.

3.Доктор лечит все болезни – 
Нет профессии полезней.
Если кто-то заболеет,
Доктор вылечить сумеет.

4.Кто готовит суп и кашу,
Торт, компот и простоквашу?
Повар знает все секреты.
На десерт он даст конфеты.

5.В небе, ветер обгоняя,
В прятки в облаках играя,
Мчит стрелою самолёт – 
Управляет им пилот.

6.Едет вдаль, бежит машина,
Об асфальт стирая шины.
В путь ведёт водитель славный – 
За рулём он самый главный.

7.Управляет кораблём
Утром, вечером и днём
За штурвалом капитан – 
Видел множество он стран.

8.Есть профессия – строитель – 
Неудобства покоритель.
Строит он дома, заводы,
Фермы, школы, небоскрёбы.

9.И конструктор – это тоже
На игру во всём похоже.
Конструирует предметы – 
Мы-то знаем всё об этом.

10.Инженер – изобретатель – 
Он творец, чудес создатель.
Что придумал – создаёт.
В мир свершений нас влечёт.

11.Есть профессия – учитель – 
Наш идейный вдохновитель.
Тайны жизненных преград
Нам раскрыть он будет рад.

12.Очень важен земледелец – 
Труженик земли, умелец.
Пашет, сеет, поливает,
Урожай весь собирает.

13.Есть профессия одна – 
Очень важная она.
Чтобы мы всегда смеялись,
Чтобы солнцу улыбались,
За порядком он следит,
Если надо, защитит.
У солдата есть работа – 
Мир хранить его забота.

14.Продавцы нам всем нужны – 
Продавать они должны.
Всё, что мастер создаёт,
Продавец нам продаёт.

15.Есть певец, и есть спортсмен,
Шоумен и бизнесмен,
Звездочёт, шахтёр, писатель,
Металлург и испытатель.
Всех профессий нам не счесть,
Сколько их на свете есть.

16.Все профессии нужны,
Все профессии важны.
Каждый должен сам решать,
Кем когда он хочет стать.

(Слайд 27)                                                                                                                                

Света и Дима посмотрели друг на друга и поняли, что они сделали большую глупость и обидели того старичка. Ведь профессии действительно важны и нужны, и каждую профессию нужно уважать.

— А что за профессия – принцесса? – спросил Дима Свету.

— Не знаю… — ответила Света. – наверное это бесполезная профессия.

— А вот я, когда вырасту, стану поваром! – сказала Света.

— Почему именно поваром? – спросил Дима, выбрасывая в мусорное ведро и свою бумажку.

— Потому что я хочу готовить вкусненькое для всех!

— Это здорово! – сказал Дима. – А я буду пилотом и буду управлять самыми большими самолетами!  (Слайд 28)                                                                                                                                

И ребята взялись за руки, чтобы пойти домой помочь маме готовить и убираться дома. Они поняли, что существует много интересных и полезных профессий, и каждый ребенок и взрослый может выбрать себе ту, которая ему понравится больше всего. Но самое важное то, что каждая профессия приносит другим людям пользу!

- Помните, все профессии хороши.  Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал себе профессию. О таком человеке говорят, что он на своём месте, у него золотые руки. Я желаю вам правильно выбрать свой путь. А чтобы быть мастером своего дела, нужно учиться чему-то новому, мы должны и в школе и дома. Вот мы и дошли с вами до домашнего задания.

Домашнее задание  (Слайд 29)                                                                                                                                

Написать мини-сочинение

«Кем я буду, когда вырасту?»

Рефлексия. Сигнальные карточки  (Слайд 30)                                                                                                                                

- Что было полезным на уроке?

- Что было интересным на уроке?

- Что было трудным на уроке?

Спасибо за урок!  (Слайд 31)                                                                                                                                



Предварительный просмотр:

«Виды работ со словарными словами. Тема «Овощи»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель урока: создание условий для обобщения и систематизации знаний.

Задачи

Образовательные: Учить обнаруживать в словах звуки, допускающие неоднозначное обозначение, т. е. предвидеть, прогнозировать орфограммы; пользоваться приёмом сознательного пропуска буквы на месте орфограммы (письмом с «окошком») как средством проявления орфографического самоконтроля и орфографической рефлексии по ходу письма; учить пользоваться орфографическим словарём

Развивающие: Содействовать развитию орфографической зоркости через задания на узнавание и сравнение орфограмм,

запоминания правописания словарных слов, через организацию работы с орфографическим словарем.

Воспитательные: Побуждать интерес к предмету через использование игровой технологии; способствовать воспитанию чувства взаимоуважения, взаимовыручки через организацию парной и групповой работы.

Планируемы результаты:

Предметные:

  • продолжить освоение понятия “непроверяемая орфограмма”;
  • работать над разграничением проверяемого и непроверяемого написания;
  • совершенствовать умения пользоваться орфографическим словарем.

Личностные:

  • положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства, признание себя носителем этого языка;
  • принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь – это показатели культуры человека;
  • появление желания умело пользоваться языком, зарождение элементов сознательного отношения к своей речи.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
  • действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;
  • адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.

Познавательные:

  • читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;
  • понимать информацию, представленную в разных формах;
  • пользоваться различными словарями, справочниками, имеющимися в учебнике; находить в них нужные сведения;
  • выполнять логические действия с языковым материалом: анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение;
  • подводить под понятие, доказывать, делать выводы.

Коммуникативные:

  • осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей;
  • участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи;
  • понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач.

Оборудование урока:

-презентация на интерактивной доске;

Ход занятия.

  1. Организационный момент. Приветствие обучающихся.


Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. Давайте поздороваемся и начнём урок.

Проверьте, пожалуйста, наличие на партах: ручек, карандашей, карточки для выполнения заданий, «звуковых линеек», комплекта кружков красного, синего, зелёного цвета.

  1. Минутка чистописания.

Ребята, для того, чтобы узнать, какую букв мы будем прописывать, отгадайте ее. Я дам вам характеристику букве.

Эта буква обозначает согласный звук, может обозначать как мягкий звук, так и твердый, звонкий,  имеет  пару по глухости (п) или (п,).

Б Б Б

Без труда нет и плода.

3. Обобщения и систематизации знаний.
Учитель читает загадки, дети отвечают. Учитель вывешивает картинку, дети подписывают, ставят ударение.

Раскололся тесный домик

На две половинки.

И посыпались оттуда

Бусинки-дробинки.

(Горох)

Их парят, варят, даже жарят,

Сырыми в пищу потребляют,

Консервируют и солят,

И называю их все …

Ответ: Овощи



Закопали в землю в мае

И сто дней не вынимали,

 А копать под осень стали

 Не одну нашли, а десять.

— картошка —

Листья собраны в кочан

 В огороде у сельчан.

 Без нее во щах не густо.

 Как зовут ее?

— Капуста —

Красна девица

Сидит в темнице,

А коса на улице.

 — морковь —

Под землею подрастала,

 Круглой и бордовой стала.

Под дождем на грядке мокла

И попала в борщ к нам…

 — свекла —

Он бывает, дети, разный

– Желтый, травяной и красный.

 То он жгучий, то он сладкий,

 Надо знать его повадки.

А на кухне – глава специй!

Угадали? Это…

— перец —

Он в теплице летом жил,

С жарким солнышком дружил.

С ним веселье и задор.

Это — красный…

— помидор —

Летом – в огороде,

Свежие, зеленые,

А зимою – в бочке,

Крепкие, соленые.

  1. — огурцы —

Учитель: как одним словом мы назовём перечисленные вами продукты?

Ответ детей: Это овощи.

Учитель: сегодня на уроке мы будем говорить о пользе многих овощей и о правильном написании словарных слов.

Какие слова мы называем словарными?

Нам будет легче запомнить написание словарного слова, если мы будем знать его значение.

  Трудные учить слова

  Помогает нам игра.

Инсценировка «Овощные истории» .


Выступают дети. «Головной убор» - овощ, от имени которого выступает ребёнок.

По ходу инсценировки на слайдах презентации  с изображением  карты мира появляются изображения овощей и названия стран, откуда  произошли названные овощи.

Учитель

          Заспорили однажды овощи на грядках - кто из них самый полезный? Разговор начала капуста.

 (Выходят «капуста» и «огурец»)

Капуста:

Поглядите – я кочан!
Я кочан капустный! 
Сто одежек и тюрбан
И внутри не пусто.
Хоть варите, хоть солите,
Молодость свою храните!

Учитель

           Человек познакомился с капустой  давным давно.Первыми начали возделывать капусту древние племена Испании.

Огурец

            А почему, капуста, тебя так назвали?

Капуста

            Мое имя – от латинского слова «капут» - «голова». Меня очень любили в Древнем Египте. Отварную капусту египтяне подавали в конце обеда как сладкое блюдо. Я очень полезна для пищеварения. В течение всей зимы в квашеной капусте сохраняются нужные человеку витамины. Считалось, что капуста помогает при заболеваниях печени и желудка, заживляет раны, нарывы, улучшает зрение.  Так что я очень полезный овощ, не то, что маленький огурец.

Учитель

           Когда маленький зеленый огурец услышал такие слова, то он очень обиделся. Ведь это по вине капусты он стал иметь такой вид. А было так. Однажды кочан капусты и огурец пошли вместе купаться на речку. Огурец бросился в воду, а кочан капусты стоял на берегу до вечера. Огурец его дожидался, дожидался и от холода весь покрылся пупырышками.

Огурец

Я превосходный огурец,
Зеленый, крупный, сладкий,
Мне надоело, наконец, 
Лежать на черной грядке.

Учитель

            Родина  огурцов –Индия, но огурцы возделывали и в Древнем Египте, и в Греции.

Огурец

             Я не богат питательными веществами. И все-таки, я – любимый овощ. Как и капуста, я стал известен очень давно. В Древнем Египте богатые люди для здоровья пили огуречный сок, моим соком лечились от лихорадки и собачьих укусов, применяли как незаменимое  средство, очищающее и предохраняющее кожу от старения. Огурцы употребляются в пищу уже около 6000 лет!

Капуста

              Расскажи, огурчик, о своем названии.

Огурец

              В переводе с древнегреческого языка «огурец» значит «неспелый, несозревший». И в самом деле, мои плоды идут на стол незрелыми, а спелые желтые огурцы идут на семена.

(Появляется «помидор»)

Помидор

              Ну, что вы его обижаете? Меня тоже едят зеленым.

Капуста

              И этим ты решил похвалиться?

Помидор

Помидором все довольны:
В помидорах витамин.
Я хорош соленый, свежий,
Я в салатах господин.
Я на кухне вам товарищ –
Без меня борща не сваришь!

Учитель

                 Родина  помидора– Италия.

Помидор

                 В переводе с итальянского языка «помидор» значит «золотое яблоко». В Россию меня завез из Франции богач и меня долгое время выращивали для красоты, как цветы на клумбе. В конце концов, нашелся смелый человек, отведал плоды – и остался жив. В России впервые меня стали выращивать на огородах Одессы в 1850 году.

 (Появляется картофель.)

Картофель

Хоть хвалиться неприлично,
Но я должен вам сказать,
Без картошки на «отлично»
Ни поесть, ни поплясать …
Даже вкусный огурец
Лишь с картошкой молодец!
Из картошки там и тут
Нужный делают продукт,
И недаром же картошку
Вторым хлебом все зовут

Учитель

              Родина картофеля –Южная Америка.. В Россию первый мешок картофеля был прислан из Голландии Петром I.

Картофель

                  Квртофель в России уже давно все называют вторым хлебом. Привез его Петр I. Картофель долго не приживался в нашей стране. Этот овощ раньше называли «земляным яблоком» , а  в некоторых районах России картофельное пюре и сейчас называют яблочницей.   На придворных балах меня подавали как редкое и лакомое блюдо и посыпали  сахаром.

                  Да, витаминами мы все богаты. А что интересного может рассказать о себе морковка?

Морковь

Про меня рассказ недлинный –
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок
И грызи морковку,
Будешь ты тогда, дружок,
Крепким, сильным, ловким!

Капуста

             Я - овощ «счастья». Меня сажали на Руси в специальных огорода – «капустниках», приговаривая : «на счастье». На Руси этот «здоровый» овощ ели и сырым, и сквашенным.  Я - царский овощ. Щи очень любил Иван Грозный.

Морковь

                В средние века меня считали лакомством гномов. Существовало поверье: если вечером отнесешь в лес миску с пареной морковью, то утром в ней найдешь слиток золота; ночью гномы съедят морковь и щедро заплатят за любимое кушанье.

Картофель

                И что же, получали люди золото?

Морковь

                 Доверчивые люди носили в лес миски, но золота, увы, в них не находили.

Учитель

И долго еще спорили овощи,
Кто из них, из овощей,
И вкуснее, и нужней,
Кто при всех болезнях
Будет всем полезен!

Но пришла хозяйка в огород и стала собирать овощи в корзину.

Задание 1.

Фонетический разбор.

Загадка.

Здесь мы овощи сажаем,

Грядки полем, поливаем.

Не ленись и не зевай, чтобы вырос урожай!

Транскрипция слова: [агарот]

о — [а] — гласный, безударный
г — [г] — согласный, звонкий парный, твёрдый
о — [а] — гласный, безударный
р — [р] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), твёрдый
о — [о] — гласный, ударный
д — [т] — согласный, глухой парный, твёрдый

В слове 6 букв и 6 звуков.

Цветовая схема: огород

Задание 2.

Загадка.

…огородные плоды и зелень. Древнерусское слово. Буквально – «то, что растёт».

(овощи)

Собери пословицы и запиши.

  1. Всякому овощу своё время.
  2. Не вырастишь овощей – не сваришь щей.

Задание 3.

Перед выполнением следующего задания   вспомните, чем отличаются буквы от звуков.

 Задание: записать слова,  посчитать количество букв и звуков в словарных словах, указать в карточке  

В-1

       

________________   ___________  _________________

_______________  ______________  _______________

В-2

  _______________  ______________  _______________

________________   ___________  _________________  

Проверка: слайд

Задание 4.

Найди в буквенной цепочке словарные слова

Вариант-1

Овощиаеагпшогурецрреангорохенпгрсвёклалтлькартофельложо

Задание 4.

Найди в буквенной цепочке словарные слова

Вариант-2

Ллрчпомидорнркморковьзщаакапустазшгариперецщомвогорода

  1. Физминутка.

Мы устали, засиделись

Мы устали, засиделись,

Нам размяться захотелось.

Отложили мы тетрадки,

Приступили мы к зарядке

(одна рука вверх, другая вниз, руками менять руки)

То на стену посмотрели,

То в окошко поглядели.

Вправо, влево поворот,

А потом наоборот.

(повороты корпусом)

Приседанья начинаем,

Ноги до конца сгибаем.

Вверх и вниз, вверх и вниз,

Приседать не торопись!

И в последний раз присели,

А теперь за парты сели.

Задание 5. Кроссворд.

        https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/124e/0002352d-4b32e202/hello_html_1f999dab.jpg

1. В средние века меня считали лакомством гномов

2. Голова на ножке, в голове горошки.

3. Над землей трава,
Под землей бордовая голова.

4. Этот овощ раньше называли «земляным яблоком»

5. В переводе с итальянского языка «помидор» значит «золотое яблоко».

6.В переводе с древнегреческого языка «…» значит «неспелый, несозревший».

  1. Подведение итогов урока. + сигнальные карты.


Подведём итоги урока. 

Какие слова мы сегодня изучали на уроке?

Почему они называются словарными словами?

Где в жизни нам могут пригодиться полученные знания?


Предварительный просмотр: